Ссср-россия: исторический формуляр



Скачать 384.65 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер384.65 Kb.
  1   2
СССР-РОССИЯ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМУЛЯР

СЛУЖБЫ БХСС-БЭП- ГУЭБиПК МВД
СТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ: 1917-1937 гг.

В октябре 1917 года в России победила революция. Начавшиеся гражданская война, военная интервенция привели к экономической разрухе в стране. Государство, созданное по новым принципам, вынуждено было защищаться. Создаются органы по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

На третий день после победы революции главой Российского государства Лениным был подписан декрет о создании рабоче-крестьянской милиции, а 20 декабря 1917 года Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК).

В составе ВЧК были организованы отдел по борьбе со спекуляцией и отдел по борьбе с преступлениями в государственном аппарате, превышением власти, взяточничеством. Издан Декрет "О взяточничестве", предусматривающий уголовную ответственность за это преступление - лишение свободы на срок не менее пяти лет в сочетании с принудительными работами на тот же срок. Интересно, что покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершению преступления. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество его подлежало конфискации.

В эти же дни Ленин обращается с письмом в ЦК РКП (б), в котором предложил поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делам о взяточниках.

В 1919 году НКВД, обследовав состояние существовавшей на тогдашних предприятиях охраны, принял решение о немедленной организации так называемой промышленной милиции, на которую возлагались задачи борьбы с хищением народного достояния, с дезорганизацией хозяйственной жизни страны, с противоправным использованием в частных интересах национализированных средств производства и сырьевых запасов.

Карались экономические преступления довольно сурово. В апреле 1918 года только на станции Мармыши Московско-Киевской железной дороги сотрудниками ВЧК было задержано более тысячи спекулянтов, у которых было изъято четыре вагона хлеба. Арестом дельцов из "Союза торговли и промышленности" в Москве была приостановлена спекулятивная сделка на сотни миллионов рублей. В Петрограде у спекулянтов изъяли около десяти пудов золота.

В декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 1 июля 1921 года "О мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям" говорилось, что к лицам, способствующим по своему служебному положению хищениям, должны, как общее правило, применяться: строгая изоляция на срок не ниже трех лет и высшая мера наказания-при отягчающих вину обстоятельствах (многократность вменяемых деяний, массовый характер хищений, ответственность по занимаемой должности и т.п.).

С преобразованием в феврале 1922 года органов ВЧК в Главное Политическое Управление (ГПУ) в его составе создается экономическое управление, осуществляющее борьбу с крупными хищениями и взяточничеством. Кроме того, аналогичные обязанности вменялись транспортному и особому отделам ГПУ.

В 20-е годы, наряду с органами ГПУ, работу по выявлению и раскрытию хищений, растрат, фальшивомонетничества, хозяйственных и должностных преступлений проводили и аппараты уголовного розыска, для чего из их состава выделялись специальные подразделения. Например, отделением по борьбе с должностными преступлениями ОУР НКВД РСФСР в 1922 году было выявлено свыше трех тысяч фактов взяточничества. В этот же период экономические отделы (отделения) органов ГПУ основное внимание сосредотачивали на раскрытии крупных хищений, совершаемых организованными преступными группами, и на борьбу с активизировавшимися фальшивомонетчиками.

За 1923-1925 годы в Москве было раскрыто 25 организаций, занимавшихся изготовлением и сбытом поддельных денег, в Ленинграде-10, в Сибири-27, в центральных губерниях-56. Привлечено к ответственности около двух тысяч фальшивомонетчиков.

В годы новой экономической политики, борьбы за восстановление народного хозяйства и индустриализации страны особенно широко распространились хищения в торговле. Хищения совершались главным образом в форме присвоения и растрат государственного и кооперативного имущества, вверенного должностным лицам. Они составили 54 процента от общего числа должностных преступлений. Размах коррупции в первые годы Советской власти вызвал замешательство в руководстве страны. Ленин в письме к своему заместителю Льву Каменеву жаловался - "иностранцы теперь взятками покупают наших чиновников и вывозят остатки России".

Первый чекист - Феликс Дзержинский считал, что если Советская власть, не справится с взяткой, то она доконает Советскую власть.

По настоянию Ленина в первый советский Уголовный Кодекс (1922 г.) была введена в качестве наказания за получение и дачу взятки смертная казнь. После двухсотлетнего перерыва, впервые с Петровских времен, государственная власть стала за взятку карать смертью.

В мае 1924 г. на скамье подсудимых в Верховном суде оказались сразу 42 чело­века - судьи и следователи Ленинградского губернского суда, обвиняемые в получении взяток. 17 обвиняемых были приговорены к расстрелу.

В годы нэпа прошло довольно много процессов о взяточничестве: дело по Ленинградскому торговому порту, дело сотрудников хлебного отдела Госбанка, дело ответственных работников наркомата путей сообщения и др. все они заканчивались расстрельными приговорами.

Лишь в 1927 году смертная казнь за должностные и хозяйственные преступления была отменена. Постепенно коррупция, как буржуазное явление, выхолащивается из государственной идеологии и официально перестает существовать. Последние скудные сведения о взяточничестве были опубликованы в 1928 году. Завеса секретности на многие годы скрыла от общества выявленные факты взяток и казнокрадства. Лишь изредка результаты антикоррупционных расследований публикуются, да и то только с одобрения высокого начальства.

В период коллективизации возросло количество преступлений против колхозной собственности. За 1931 год в колхозах, совхозах и МТС зарегистрировано более 200 тысяч преступлений. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 года "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной собственности" меры воздействия к лицам, покушавшимся на колхозную собственность, были ужесточены. Учреждения ГУЛАГа стали активно заполняться жителями сел. На крупные стройки страны массово ссылались проштрафившиеся сельчане.

Прошло еще немного времени и в июле 1934 года был создан общесоюзный Наркомат внутренних дел, в состав которого вошло ГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности. Наркомом внутренних дел СССР был назначен Генрих Ягода, с именем которого связано начало массового политического террора в стране.

А в 1935 году, в связи с ликвидацией экономических управлений, на милицию и уголовный розыск были полностью возложены функции борьбы с хищениями, должностными и хозяйственными преступлениями. Ошибочность этого решения дорого обошлась стране.


СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ БХСС: 1937-1941 гг.

В 30-х годах преступления в сфере экономики чаще стали совершаться организованными преступными группами, действующими подчас в условиях строгой конспирации. Сотрудникам уголовного розыска в таких условиях вести борьбу одновременно с сугубо экономическими и общеуголовными преступлениями становилось все сложнее, так как для предотвращения и раскрытия преступлений собственно экономического характера требовались специальные познания и навыки.

С учетом этих обстоятельств, Приказом НКВД СССР № 0018 от 16 марта 1937 года в аппарате Главного Управления рабоче-крестьянской милиции был организован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС), на который возлагались следующие главные задачи: руководство работой периферийных органов милиции по борьбе с хищениями и спекуляцией; обеспечение специальной работы с целью предупреждения и раскрытия этих преступлений на предприятиях системы государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных организациях, в сберегательных кассах и т.д.; расследование дел о хищениях социалистической собственности в указанных организациях, возникающих как на основании данных своего специального аппарата, так и на основании материалов, передаваемых отделами госбезопасности (о мелком вредительстве и пр.); борьбе со спекуляцией, фальшивомонетничеством, взяточничеством; оперативное руководство комендантами заготпунктов системы «Заготзерно». В структуру отдела входило 4 отделения.

В республиканских, краевых и областных управлениях милиции, крупных промышленных центрах создавались отделы, отделения и группы БХСС. Там, где такие аппараты не были созданы, борьбу с хищениями и спекуляцией продолжали вести другие службы милиции, в том числе уголовный розыск.

С первых дней существования сотрудники новой службы развернули активную деятельность. В результате широкомасштабного наступления на экономическую преступность уже к концу 1939 года было разоблачено 268 организованных групп расхитителей, привлечено к уголовной ответственности 1886 преступников. В следующем 1940 году эти показатели увеличились в два раза.

Целесообразность создания специализированной отраслевой службы по охране социалистической собственности в системе органов внутренних дел страны стала особенно очевидной в 1939 году, когда с началом Второй мировой войны угроза военного нападения нависла и над нашей страной. Создавшаяся обстановка потребовала принятия мер, направленных на борьбу за сохранность социалистической собственности, а в конечном итоге - на усиление обороноспособности Советского государства.

В предвоенные годы происходит дальнейшее укрепление службы БХСС. Основные усилия в этот период направлялись на повышение оперативной осведомленности сотрудников, в целях более глубокого проникновения в замыслы расхитителей, спекулянтов и фальшивомонетчиков; на организацию специальных мероприятий по максимальному сокращению растрат и хищений в организациях и на предприятиях государственной торговли и потребительской кооперации. Была усилена борьба с хищениями в снабженческо-сбытовых и заготовительных организациях.

В последние предвоенные годы улучшаются показатели по всем линиям работы подразделений БХСС органов милиции союзных и автономных республик, краев и областей. В то же время, усиление борьбы с растратами и хищениями в системе государственной торговли и потребительской кооперации привело к снижению этих видов преступлений. Во многом это объяснялось изменением тактики расхитителей. Так если количество выявленных растрат и хищений в 1939 году принять за 100%, то в 1940 году их было установлено по системе государственной торговли 62 %, а по системе потребкооперации 54 %. От прямых хищений и растрат материальных ценностей преступники перешли к косвенным. Широкое распространение получили обмеривание, обвешивание покупателей, пересортица товаров и т.д. За счет обмана преступники создавали большие излишки, а затем их присваивали.

Важную роль в раскрытии этих правонарушений сыграл приказ НКВД от 26 мая 1940 года, объявивший инструкцию по надзору за применением в торговле правильных и имеющих установленные клейма весов, гирь, и другого подобного инвентаря. Это дало возможность милиции совместно с органами прокуратуры и государственной торговой инспекции при Наркоме внутренней торговли СССР повести решительное наступление на лиц, нарушающих правила торговли, обвешивающих, обмеривающих и обсчитывающих покупателей.

Не менее ощутимые удары нанесли работники ОБХСС по расхитителям, орудовавшим в системе заготовительных и сельскохозяйственных организаций. В последний предвоенный год там было вскрыто и ликвидировано 633 крупные группы расхитителей и привлечены к ответственности 3153 человека.

Кроме того сотрудникам ОБХСС пришлось приложить немало сил, проявить большую оперативную настойчивость для разоблачения фальшивомонетчиков. То, что во время войны не отмечалось серьезных появлений подделок денежных знаков, явилось следствием проведенной широкомасштабной работы по пресечению фальшивомонетничества. В одном лишь только 1940 году были изобличены 4 группы преступников в количестве 23 человек, изготовлявших фальшивые деньги типографским и литографическим способами, и 7 групп, насчитывающих 17 человек, подделывающих денежные знаки ручным способом. Так, в Грузинской ССР была арестована группа фальшивомонетчиков в составе 12 человек, действовавшая в Тбилиси и на территории Тквибульского района. При обыске у преступников изъяли 17 клише с изображением банкнот 3-рублевого достоинства, 44 чертежа банкнот, инструменты и другие приспособления для подделки денежных знаков.

Высоким качеством отличались 10-ти рублевые купюры, подделкой которых занималась группа из 6-ти человек в Москве. При обыске у организаторов преступной группы обнаружили и изъяли 274 поддельные купюры 10-рублевого достоинства, фальшивые бланки паспортов, большое количество поддельных штампов и печатей, приспособления для изготовления фальшивых денег. Всего по этому делу работники БХСС изъяли фальшивых денежных знаков 10-рублевого достоинства на сумму 52200 рублей и конфисковали почти 17 тысяч подлинных денег.

Наряду с фальшивыми денежными знаками работники милиции в этот период выявили немало случаев подделки номеров облигаций государственных займов, билетов денежно-вещевой лотереи, по которым были получены крупные выигрыши. Принятые вовремя меры позволили тогда ликвидировать несколько преступных групп, занимавшихся подделкой облигаций.

Особый резонанс получило дело о фальшивых облигациях, которые изготовляла разветвленная, состоявшая из 17 человек группа, арестованная в апреле 1941г. Она орудовала на территории Казахской, Узбекской ССР, Башкирской АССР, Алтайского края и Челябинской области.

Расследованием было установлено, что преступники в 42 городах страны по поддельным облигациям получили из сберкасс около 300 тыс. рублей. Алтайский краевой суд 10 членов этой преступной группы приговорил к высшей мере наказания, а остальных - к лишению свободы на срок от 5 до 10 лет.

Перед началом Великой Отечественной войны на аппараты БХСС в связи с упразднением экономических отделов НКВД были возложены обязанности борьбы с валютчиками и контрабандистами. Более активно эта работа проводилась в областях Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтийских республиках.

Таким образом, в предвоенные годы органы БХСС, представляющие собой по существу новый род милицейской службы, на практике доказали необходимость своего существования, став могучим средством защиты экономики Советского социалистического государства внося значительный вклад в укрепление его экономической основы.
АППАРАТЫ БХСС В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: 1941-1945 гг.

Эвакуация предприятий в восточные районы страны, трудности военного времени в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости, потеря значительной части территории, на которой производилось 47% зерна, около 50% картофеля, 84% сахара и много других продуктов питания поставили страну в крайне трудное положение. Советское государство вынуждено было перейти от свободной торговли к нормированной продаже продовольствия и товаров широкого потребления для населения - т.е. ввести распределение товаров по карточкам.

Трудности военного времени пытались использовать в преступных целях расхитители, спекулянты, различного рода дельцы. Если прежде основным объектом хищений были деньги, то в войну - промтовары, продовольствие, предметы первой необходимости (соль, спички, керосин, табак и др.). Похищенные товары преступники пытались менять на золото и изделия из него, иностранную валюту, драгоценности. Незаконное самоснабжение, "отоваривание" близких и знакомых по различного рода запискам и спискам с начала войны стали весьма распространенными способами разбазаривания нормированных товаров в магазинах, столовых, на базах и пищевых предприятиях.

Уже в первые дни вторжения фашистских войск, когда от бомбежек вражеской авиации рушились здания, в которых хранились государственные ценности, работники милиции, часто рискуя жизнью, спасали госсобственность. "Военной" обязанностью работников БХСС стала борьба с мародерством. Чтобы обуздать аппетиты воров, спекулянтов и других дельцов, Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял несколько важных постановлений по укреплению законности и правопорядка в стране.

Одним из таких постановлений ГКО (от 3 марта 1942 г.) за хищение (воровство) в военное время оружия, боеприпасов, продовольствия, обмундирования и снаряжения устанавливалась высшая мера наказания - расстрел с конфискацией имущества преступника. Органы БХСС обязаны были проводить оперативно-розыскные мероприятия по изобличению виновных в течение десяти суток после получения соответствующей информации.

Особую роль в борьбе с хищениями и спекуляцией сыграло постановление ГКО от 22 января 1943 г. "Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров", наметившее дополнительные меры по охране народного достояния и защите его от жуликов.

Выполняя это постановление, органы милиции усилили борьбу с расхитителями, а также лицами, совершавшим злоупотреблениями с карточками, с обмериванием, обвешиванием и обсчетом потребителей.

В порядке профилактики хищений аппаратами БХСС с привлечением общественности проводились внезапные проверки наличия продовольственных товаров на складах, базах, продовольственных карточек в бюро, состояния их хранения и другие мероприятия. В ходе этих проверок выявлялись излишки и недостачи, а виновные привлекались к ответственности.

Нередко вскрывались факты, когда жулики прибегали к повторному использованию талонов и таким путем получали продукты, которые сбывали спекулянтам. Чтобы исключить подобного рода злоупотребления вводилась новая цветовая сетка карточек на каждый месяц. Однако и эти меры не останавливали дельцов, работниками ОБХСС было выявлено несколько подпольных типографий, изготовляющих фальшивые карточки на хлеб и другие продукты.

Особенно следует отметить работу Ленинградской милиции. Сотрудники БХСС города-героя в тяжелых условиях блокады, голодая сами, вели активную борьбу с расхитителями и спекулянтами. Так, отдел БХСС Ленинграда разоблачил и арестовал группу расхитителей, орудовавших в карточном бюро Выборгского района. Возглавляли ее заведующий райпищеторгом Корневский и начальник кустового карточного бюро Заржицкий. Они систематически похищали хлебные талоны, сдаваемые в карточное бюро, повторно их использовали, занимались спекуляцией. Было арестовано 20 человек, которые творили свои грязные дела, когда ленинградцы умирали от голода.

Большая работа проводилась аппаратами БХСС по предупреждению хищений и связанных с ними злоупотреблений. Управления милиции Калининской, Рязанской, Московской, Горьковской, Свердловской, Омской и других областей в 1942-1943 гг. нанесли сильные удары по расхитителям хлеба.

Крупные хищения муки и хлеба были вскрыты в системе "Райпотребсоюз" и "Заготзерно" в Рязанской области. На основе анализа следственных материалов удалось установить, что излишки хлеба и других продуктов расхитителями создавались путем подачи завышенных заявок на продовольствие. Образовавшиеся таким путем излишки преступники продавали по завышенным ценам на рынках.

По опыту Рязанской области проверки расходования хлеба были проведены органами милиции в 31 области. Это позволило навести порядок в учете зерна и продуктов, установлена строгая отчетность расходования хлеба, приняты меры по усилению охраны мест, где хранился хлеб. В 1943 году аппараты БХСС внезапно провели снятие остатков продуктов на 1467 базах и складах, обнаружив 800 тонн излишков, которые были оприходованы.

Война резко обесценила деньги. Загодя мошенники, сумевшие поживиться в это сложное время, стремились превратить их в золото и драгоценные изделия.

Поэтому в самом начале войны заметно активизировалась деятельность спекулянтов-валютчиков. Спекуляция золотом принимала опасные размеры. Часть дельцов, выехавших из Украины в Среднюю Азию и Закавказье, развернули там свою преступную деятельность. Появились группы скупщиков золота в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Баку, а также в Мурманске и Архангельске, куда заходили иностранные морские конвои.

НКВД СССР потребовал от аппаратов БХСС принять меры к пресечению деятельности спекулянтов - валютчиков, разоблачать и арестовывать организаторов спекулятивных групп.

В 1941-1944 гг. в Москве, Ленинграде, Ташкенте было арестовано несколько опасных групп спекулянтов - валютчиков. Государству было возвращено около 37,5 млн. рублей деньгами, золота в монетах царской чеканки - на 177280 рублей, золота в слитках 84 кг., серебра - 384 кг. Золотых часов - 1209, золота в изделиях на сумму 4,7 млн. рублей, 32 тыс. американских долларов, много облигаций 3 % государственного займа и других ценностей.

Серьезную опасность в период войны представляло фальшивомонетничество. Известно, что подделка денежных знаков всегда считалась одним из тяжких преступлений, поскольку подрывает денежную систему государства, а значит и его экономику. В военное время эта проблема становится еще более острой. Известно, например, что нацисты на государственном уровне организовали производство фальшивых денег тех стран, с которыми они воевали, чтобы таким образом подорвать их денежную систему. Вместе с тем изготовлением фальшивых денег занимались и наши доморощенные "умельцы". Всего за годы войны было арестовано и предано суду около ста фальшивомонетчиков, в том числе братья Лопуховы из г. Вязьмы, которые наладили изготовление сторублевок такого качества, что отличить их от настоящих могли только специалисты Госзнака.

Всего за годы войны, по далеко не полным данным, у преступников было изъято денег и ценностей на сумму 175 миллиардов рублей. Из общего числа возбужденных уголовных дел примерно 60 % составляли дела и хищениях, 30 % - о спекуляции, 10 % - о прочих преступлениях.

Советское государство высоко оценило ратный труд работников БХСС, за самоотверженную работу по охране социалистической собственности и борьбу с другими преступлениями экономического характера в годы Великой Отечественной войны многие из них были награждены орденами и медалями.


СЛУЖБА БХСС В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ - ДО РАСПАДА СССР И ЛИКВИДАЦИИ СОЮЗНОГО МВД: 1945-1991 гг.

На оккупированных немцами территориях были полностью уничтожены тысячи городов и сел, заводов и фабрик, сожжены и разрушены около миллиона жилых домов, школ и других объектов соцкультбыта.

В послевоенное время главной задачей являлось восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В этих условиях особенно важно было не допустить расхищения и разбазаривания народного достояния.

В этой связи 23 сентября 1946 г. издается приказ МВД СССР, в котором определены организационные меры по усилению борьбы со спекуляцией. Для поднятия статуса начальников отделов БХСС их стали назначать помощниками начальников управлений милиции. В республиканских, краевых и областных ОВД создавались отделения по борьбе со спекуляцией.

Послевоенное состояние оперативной остановки в стране, новые задачи мирной жизни, потребовали принятия необходимых мер по совершенствованию деятельности службы БХСС. В 1947 году отдел БХСС ГУМ получил новый статус - был реорганизован в Управление БХСС. Положение об Управлении определяло его следующую структуру: секретариат и пять отделов. Первый отдел руководил работой аппаратов БХСС Европейской части СССР, второй - аппаратов БХСС Среднеазиатских республик и Сибири, третий - осуществлял оперативное обслуживание объектов народного хозяйства в Москве, четвертый - руководил расследованием уголовных дел и расследовал наиболее сложные дела, пятый - осуществлял всю информационную работу.

Достаточно суровые испытания пришлось пережить сотрудникам милиции 60-е годы. Президиум Верховного Совета СССР 13 января 1960 года принял Указ "Об упразднении МВД СССР", ряд его служб и функций передали в МВД РСФСР и других союзных республик.

В связи со значительной либерализацией экономической политики внутри страны и ослаблением профессионального ядра службы БХСС на рубеже шестидесятых годов значительно активизировались дельцы всех пошибов. За взятки они получали сырье на государственных предприятиях или под официальным лозунгом об экономии материалов создавали излишки, которые использовались в подпольных цехах. Страдавшие от постоянного дефицита товаров граждане страны стали покупать изготовленный кустарным способом ширпотреб. Появились богатые и даже очень богатые люди.

Дельцы, не имевшие возможности открыто тратить барыши, разработали целую систему отмывания "грязных денег". Так, они платили двойную цену лицам, выигравшим крупные суммы по облигациям государственных займов или дорогие предметы по денежно - вещевым лотереям. Для этого их гонцы дневали и ночевали в сберегательных кассах в дни выдачи выигрышей.

Именно в эти годы зародилась и быстро окрепла теневая экономика в нашей стране, которая, постепенно стала оказывать влияние на некоторые аспекты деятельности государства.

В июне 1961 года в Московском городском суде закончился нашумевший на всю страну процесс по делу группы валютчиков во главе с Рокотовым и Файбишенко. У них работники созданного годом раньше отдела по борьбе с нарушениями правил о валютных операциях, контрабандой и крупными хищениями изъяли 440 золотых монет, слитки золота общим весом 12 килограммов, валюту - всего на 2,5 млн. рублей. Рокотов и Файбишенко получили высшую меру и были расстреляны.

Это беспрецедентное в советской уголовной практике дело послужило предметом резкого усиления карательных мер по хозяйственным делам. В течение следующего года в стране было рассмотрено уже более 90 уголовных дел в отношении расхитителей и взяточников, по которым к высшей мере наказания были приговорены 183 человека.

Примерно в это же время происходит укрепление аппаратов БХСС кадрами из партийных и комсомольских рядов. Завершается переход к линейно - отраслевому принципу во всех низовых подразделениях службы. Во многих республиканских, краевых и областных центрах были созданы городские отделы БХСС, оснащенные к тому же современными техническими средствами.

В октябре 1964 года страну возглавил Леонид Ильич Брежнев. Вместе с ним пришла его команда. Смена лидера повлекла за собой перемещения в силовых министерствах. 23 июля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР создается союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, главой которого был назначен, второй секретарь ЦК КП Молдавии Николай Анисимович Щелоков, проработавший затем во главе органов внутренних дел значительно больше всех прежних министров - 16 лет.

Изучив положение дел в стране и состояние правопорядка, Н.А.Щелоков направил в ЦК КПСС тревожную записку "О неотложных мерах по укреплению органов милиции и повышению их авторитета". В ней он просил оснастить органы милиции новейшими техническими средствами, транспортом и повысить зарплату всему личному составу милиции, а также преобразовать МООП СССР в МВД СССР.

Несмотря на общий хозяйственный подъем, государственная промышленность по своей бюрократической нерасторопности не могла в полной мере удовлетворять возрастающие потребности населения. В этих условиях теневики вновь активизировались. Подпольные цеха и фабрики, создаваемые на основе кооперации, набирали мощь.

В 1966 году министр внутренних дел Н.А.Щелоков назначил на должность начальника Управления БХСС МВД СССР полковника Павла Филипповича Перевозника, который в последующие четырнадцать лет самоотверженно работал на поприще борьбы с экономической преступностью.

Значительное влияние на работу аппаратов БХСС оказали постановления Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1975 года "О соблюдении законодательства об охране социалистической собственности" и Совета Министров СССР от 20 февраля 1975 года "О мерах по усилению охраны социалистической собственности и устранению причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность".

Во исполнение этих нормативных правовых актов была, в частности, проделана серьезная работа по обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного хищениями. В девятой пятилетке у расхитителей было изъято имущество и ценностей стоимостью более 80 % к сумме причиненного ущерба. Важную роль в деятельности аппаратов БХСС стала приобретать профилактика.

В тоже время оттачивалось оперативно-розыскная деятельность, внедрялись новые формы и методы оперативной работы. Так, с 1970 года по 1979 год был проведен острый и ответственный эксперимент по использованию УБХСС МВД СССР и аппаратами БХСС ряда МВД и УВД штатных инспекторов, действующих фактически на нелегальном положении, в негласной работе, для внедрения их в особо опасные замаскированные группировки. В ходе эксперимента проводившегося в условиях строжайшей конспирации, были достигнуты высокие оперативные результаты.

В этот период службы БХСС получили мощную научную поддержку. Во ВНИИ МВД СССР был образован научный отдел по проблемам деятельности аппаратов БХСС.

Затем создана самостоятельная Центральная научно - исследовательская лаборатория МВД СССР по экономико-правовым проблемам охраны социалистической собственности (ЦНИЛ МВД СССР), которая занималась исследованиями причин и условий, способствующих хищениям, бесхозяйственности, должностным и хозяйственным преступлениям, а также разработкой научно обоснованных предложений и рекомендаций по обеспечению сохранности социалистической собственности.

Только в 1977 году экономический эффект от реализации подготовленных ЦНИЛ предложений составил 125 млн. рублей.

Впервые и истории органов внутренних дел не только нашей страны, но и зарубежных государств было создано новое по своему характеру учебное заведение - Горьковская высшая школа МВД СССР, готовящая всесторонне образованных специалистов для работы в области обеспечения сохранности государственного и общественного имущества.

В 1977 году принято "Положение об Управлении по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией МВД СССР", а затем «Примерное положение об Управлении (отделе) БХСС МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов». Эти документы укрепили правовое положение службы, более четко определили ее место и роль в системе органов внутренних дел, способствовали повышению ее авторитета, а в конечном итоге повлияли на повышение эффективности ее деятельности.

Комплекс осуществленных мероприятий с целью профессионального укрепления аппаратов БХСС, оснащения их новейшими техническими средствами, разработке научно - обоснованных методик по оперативному обслуживанию отраслей народного хозяйства, позволили вывести их деятельность на качественно новый уровень.

Особенно активно аппараты БХСС проводили в жизнь установки руководства, когда страной был взят курс на коренную перестройку социально - экономической сферы нашего общества и когда особенно остро прозвучали требования о соблюдении в обществе принципов социальной справедливости. Так, за 1982-1986 годы общее количество выявленных аппаратами БХСС преступлений возросло на 23,3%. По сравнению с предыдущей пятилеткой хищений, совершенных в крупных и особо крупных размерах, было раскрыто больше на 40%, на 32% больше разоблачено замаскированных преступных групп, действовавших в различных отраслях и ведомствах (78 %). Количество уличенных взяточников возросло на 80%, а спекулянтов — на 30%.

Важнейшими ориентирами для деятельности службы БХСС стали положения Постановления ЦК КПСС от 2 июля 1984 года "О работе МВД СССР по улучшению деятельности службы БХСС" и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 мая 1986 г. "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами", в которых был дан анализ состояния борьбы с хищениями социалистической собственности и иными способами получения нетрудовых доходов и определены основные задачи правоохранительных органов. Первостепенными обязанностями службы БХСС, в соответствии с требованиями указанных постановлений, оставались предупреждение хищений, расточительства и бесхозяйственности.

В профилактической работе требовалось лучше использовать оперативные возможности по выявлению каналов и лазеек разворовывания народного добра, укрепить контакты с другими подразделениями и службами МВД, министерствами и ведомствами, совершенствовать взаимодействие с общественными формированиями и трудовыми коллективами, нацеливать специальный аппарат на разложение преступных групп. Выявлять ранее судимых, не имеющих права по решению судебных органов занимать руководящие и связанные с материальной ответственностью должности.

Наряду с этим, главные усилия аппаратов БХСС должны были направляться на выявление и своевременное пресечение преступной деятельности крупных, глубоко законспирированных групп расхитителей, взяточников и спекулянтов.

Как правило, крупные и особо крупные хищения в этот период совершались преступными группами, в состав которых входили опытные хозяйственные работники. При этом преступными комбинациями зачастую охватывались смежные отрасли народного хозяйства. На таких предприятиях чаще всего умышленно запускался учет материальных ценностей, своевременных проверок сырья на складах и в производстве не осуществлялось, инвентаризации проводились формально. Огромный вред народному хозяйству нанесли антигосударственная практика приписок и умышленного искажения отчетности. Благодаря всем этим негативным явлениям стали возможными длящиеся продолжительное время махинации расхитителей и взяточников, проводящих незаконные сделки с хлопком в Узбекской ССР и других регионах страны. В результате в преступную сферу были вовлечены сотни людей, а ущерб, причиненный государству, исчислялся в миллионах рублей.

Только в 1985 году органами внутренних дел там было вскрыто более 20 тыс. хищений, у преступников изъято денег и ценностей на 22,5 млн. рублей.

Сложнейшей оставалась оперативная обстановка в системе бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. Серьезную озабоченность, в частности, вызывало проникновение туда дельцов - предпринимателей, которые в обход закона открывали цеха по выпуску "левой" продукции, за взятки приобретали оборудование, сырье, материалы.

Серьезные злоупотребления сохранялись в легкой и местной промышленности. Здесь разбазаривалось большое количество шерсти, кожи других видов сырья, которые за взятки отпускались махинаторам, орудующим на объектах службы быта.

Заметно увеличилось количество преступлений, выявленных в сфере снабженческо-сбытовых организаций. Их работники, действуя в сговоре с дельцами - гастролерами, подчас передавали им внефондовые оборудование и сырье, создавая тем самым возможность производить неучтенную продукцию и присваивать огромные денежные средства.

Большой объем недостач и хищений стал фиксироваться на предприятиях машиностроения. Пользуясь беспечностью со стороны контролирующих органов, должностные лица для создания "излишков" применяли устаревшие нормы расходов металла, большими партиями списывали его на выпуск бракованной продукции, расхищали его под видом оказания шефской помощи. Похищались изделия цехов, выпускающих товары народного потребления и культурно - бытового назначения, продукции подсобных хозяйств предприятий, спецодежда, некоторые виды дорогостоящего инструмента.

Для своевременного выявления и пресечения преступных злоупотреблений перед аппаратами БХСС были поставлены задачи: с учетом специфики каждого предприятия определить круг должностей и специалистов, являющихся потенциальными носителями интересующей аппараты БХСС оперативной информации. Держать под постоянным наблюдением дельцов - толкачей, взаимодействуя с аппаратами БХСС по месту их жительства и нахождения предприятий - потребителей сырья, материалов и оборудования. Тщательно изучать должностных лиц, пользующихся правом распоряжения на отпуск материальных ценностей, выяснять мотивы таких действий, проверять подлинность писем - ходатайств, на отпуск сырья и оборудование, достоверность изложенных в них обоснований.

В январе 1991 года служба БХСС МВД РСФСР переименована в службу по борьбе с преступлениями в сфере экономики — (БЭП) Службы криминальной милиции.

Тогда возникло новое название службы – по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).

В то же время в МВД СССР всё еще существовало ГУБХСС МВД СССР, которое приказом МВД СССР № 409 от 6 декабря 1991 года: «Об организационно-штатных вопросах криминальной милиции МВД СССР» было реорганизовано в Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР.

После объединения МВД СССР и МВД РСФСР в МВД Российской Федерации (РФ) приказом МВД РФ № 35 от 10 февраля 1992 года Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР и БЭП МВД РСФСР были слиты. Новое подразделение МВД РФ получило тогда наименование Главного управления по экономическим преступлениям МВД РФ — ГУЭП МВД РФ.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница