Средства коммуникации и связи 10 Классификация средств оргтехники



Скачать 254.41 Kb.
Дата31.10.2016
Размер254.41 Kb.
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОРГТЕХНИКИ

Глава 10. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ И СВЯЗИ

10.1. Классификация средств оргтехники

Любая система управления может быть представлена в виде схемы, приведенной на рис. 10.1.

В систему управления входят такие основные элементы, как субъект управления СУ и объект управления ОУ, между которыми существуют прямая и обратная связь.

Прямая связь — это те команды и распоряжения, при помощи которых субъект управления воздействует на объект управления, т. е. управляет им.

Обратная связь необходима для того, чтобы субъект управления мог оценить, как выполняются распоряжения, т.е. осуществ­ляется оценка результатов воздействия.

Если рассматривать управление как систему, то необходимо учитывать те случайные воздействия (возмущения), которые могут влиять на систему, как из внешней среды, так и появляться внутри самого объекта управления. Таким образом, для того чтобы успешно осуществлять управление любыми объектами, в том числе и предприятиями туристской индустрии, необходимо постоянно осуществлять сбор информации, ее хранение, обработку и передачу. Для успешного осуществления этого процесса применяются различные средства оргтехники.



Оргтехника — это технические средства, используемые для механизации и автоматизации управленческих и инженерно-технических работ. В широком смысле к оргтехнике можно отнести любое приспособление (прибор, устройство, инструмент), которое используется в офисе фирмы, начиная от ручек и карандаш заканчивая компьютерами и сложной электронной оргтехникой.

Функционирование современного туристского предприятия непосредственно базируется на применении информационных технологий обработки информации и средствах оргтехники

По назначению их можно разбить на следующие группы: средства коммуникации и связи; средства оргтехники; копировально-множительные средства; средства сбора, хранения и обработки документов, к которым прежде всего относятся компьютеры и вычислительные сети; сканеры; средства отображения информации; аппараты для уничтожения документов.

Для хранения и обработки документов используются средства Microsoft Office.


10.2. Способы передачи информации

На современном этапе развития средства коммуникации и связи играют важную роль для обеспечения эффективного управления туристским бизнесом. Любая задержка информации может повлечь за собой очень серьезные негативные последствия как в финансовом отношении, так и в потере имиджа фирмы, что в конечном итоге может привести к краху любой организации.

Передача информации может осуществляться вручную либо механически при помощи автоматизированных систем по различным каналам связи.

Первый способ передачи информации и до настоящего времени имеет широкое распространение. При этом информация передается либо при помощи курьера, либо по почте. К достоинствам этого способа можно отнести полную достоверность и конфиденциальность

Второй способ значительно увеличивает скорость передачи информации, повышает оперативность принятия решений, но и; увеличиваются капитальные и текущие издержки. При грамотной организации производственного процесса на предприятии этот способ передачи информации в конечном итоге существенно повышает экономическую эффективность функционирования предприятия индустрии туризма и гостеприимства.

Для передачи информации необходимы: источник информации, потребитель информации, приемо-передающие устройства, между которыми могут существовать каналы связи. В общем случае процесс можно представить в виде последовательности следющих блоков (рис. 10.2).



Рис. 10.2. Процесс передачи информации

Качество работы системы в целом необходимо оценивать по ним показателям, как пропускная способность, достоверность надежность получаемой информации.

Под пропускной способностью системы подразумевается максимальное количество информации, которое теоретически может быть передано в единицу времени. Пропускная способность определяется скоростью преобразования информации в приемо-передающих устройствах и возможной скоростью передачи информации в каналах связи, зависящих от физических свойств как канала, так и самого сигнала.

Под достоверностью подразумевается передача информации без искажения.

Под надежностью системы понимается способность выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики в установленных пределах. С надежностью связаны такие понятия, как «безотказность», «долговечность», «ремонтопригодность» и «сохраняемость». Показатели надежности любой системы — это вероятность безотказной работы, наработка на отказ, технический ресурс, срок службы и т.д.



10.3. Классификация каналов связи

Каналы связи являются основным звеном любой системы пе­редачи информации. Классификацию каналов связи можно осуществить по различным признакам (табл. 10.1).

Таблица 10.1 Классификация каналов связи

Признак классификации

Характеристики каналов связи

Физическая природа пере даваемого сигнала

Механические, акустические, оптические и

электрические. В свою очередь, оптические

и электрические каналы связи могут быть

проводными (электрические провода,

кабели, световоды) и беспроводными,

использующие электромагнитные волны,

распространяющиеся в эфире (радио-

каналы, инфракрасные каналы и т. д.)



Способ передачи информации

Симплексные передают информацию в од-

ном направлении.

Дуплексные передают информацию одновременно и в прямом, и обратном направлении. Полудуплексные осуществляют попеременную передачу информации либо в прямом, либо в обратном направлении


Форма представления передаваемой информации

Аналоговые представляют информацию в непрерывной форме в виде непрерывного сигнала какой-либо физической природы.

Цифровые представляют информацию в цифровой (прерывной — дискретной, импульсной) форме сигналов какой-либо физической природы



Время существования

Коммутируемые — временные, создаются только на время передачи информации. По окончании передачи информации и разъединении уничтожаются.

Некоммутируемые — создаются на длительное время с определенными постоянными характеристиками. Их еще называют выделенными






Признак классификации

Характеристики каналов связи

Скорость передачи инфор

мации


Низкоскоростные (50 — 200 бит/с1) используются в телеграфных каналах связи.

Среднескоростные (от 300 —9600 бит/с) используются в телефонных (аналоговых) каналах связи. Новые стандарты могут использовать скорость от 14 — 56 кбит/с.

Для передачи информации по низкоскоростным и среднескоростным каналам используются проводные линии связи

(группы параллельных или скрученных проводов витая пара)2.

Высокоскоростные (свыше 56 кбит/с) называют широкополосными. Для передачи информации используются специальные кабели: экранированные и неэкранированные с витыми парами из медных проводов; коаксиальные оптоволоконные, радиоканалы


Поскольку существует множество различных каналов связи. -передаваемую информацию необходимо представить в виде, с. ответствующем данному каналу. Такое преобразование обычно связано с модуляцией сигналов.

Модуляция — изменение какого-либо параметра сигнала в канале связи (модулируемого сигнала) в соответствии с текущим, значениями передаваемых данных (т.е. моделирующего сигнала Обратное преобразование модулированного сигнала в модулирующий называется демодуляция. Для этих целей существуют специальные устройства — модемы. Название «модем» состоит из двух составляющих: первый слог обозначает модулятор — устройств прямого преобразования сигнала, второй слог — демодулятор -устройство обратного преобразования сигнала.

В современных модемах чаще всего используются следующие виды модуляции:

частотная (FSK — frequency Shift Keying);

фазовая (PSK – Phase Shift Keying);

квадратурная амплитудная (QAM – Quadrature Amplitude Modulation).

При передаче сигналов одним из важнейших параметров является помехоустойчивость. Первые два вида модуляции являются весьма помехоустойчивыми, так как при передаче искажается обычно лишь амплитуда сигнала. В последнем виде модуляции ятя защищенности от помех применяют более помехоустойчивый спо­соб — квадратурную амплитудную модуляцию.

Любое преобразование и передача данных по каналам связи осуществляются в соответствии с принятыми протоколами пере­дачи информации.

Протокол передачи данных — это совокупность правил, кото­рые определяют формат данных и процедуры передачи их по ка­налу связи, в которых, как правило, указываются способ модуля­ции, соединение с каналом, представление данных и т.д. Все это делается для повышения достоверности передаваемых данных.

Все модемы имеют определенные стандарты передачи данных, которые устанавливаются Международным институтом телекоммуникаций (ITU — international Telecommunication Union Те1есоттитсапоп Утоп). Обычно стандарт включает несколько протоколов передачи данных. Одним из наиболее эффективных стандартов является стандарт V.34. Он выполняет тестирование канала связи, определяя при этом наиболее эффективный режим работы модема.

В случае передачи большого потока информации, когда она представлена в виде файла, для ее передачи необходимо использовать специальные протоколы, которые осуществляют процедуры разбиения информации на блоки, автоматическое обнаружение и исправление ошибок, повторную пересылку неверно принятых блоков информации, восстановление передачи после обрыва и т.п. Самым распространенным и эффективным протоко­лом, который используется на российских телефонных линиях, является Zmodem (протокол передачи файлов).

По своей конструкции модемы бывают внутренние и внешние.



Внутренний модем — это специальная плата, встраиваемая в ап­паратуру, например в системную плату компьютера, имеющая спе­циальный разъем для подключения к телефонной линии связи.

Внешний модем (автономный) — это специальный прибор (не­большая коробка), имеющий блок питания, разъемы для под­ключения к аппаратуре (к компьютеру и телефонной линии свя­зи), панель с индикаторами, которые показывают различные ре­жимы работы модема, может быть регулятор громкости звука.

Модемы могут осуществлять как контактный интерфейс с ка­налом связи, так и бесконтактный (аудио), могут предназначать­ся для различных каналов связи и систем, различаться скоростью передачи данных.

Кроме передачи данных модемы могут выполнять и ряд дру­гих полезных функций, как, например, автоматическое опреде­ление номера входящего звонка (АОН), функции автоответчи­ка, электронный секретарь, прием и передача факсимильных со­общений и т.д.

Рынок услуг передачи данных в России постоянно развивается. В настоящий момент на российском рынке присутствуют следую­щие крупнейшие компании, расположенные в порядке убывания занимаемой доли рынка: Relcom, Rospak.Infotel, SprintRosnet.



10.4. Телефонная связь

Для предприятий туриндустрии телефонная связь является самым распространенным и широко применяемым видом связи. Она используется не только для оперативного административного управления предприятиями, но и для ведения финансово-хозяйствен ной деятельности. Например, по телефону можно забронирован, номер в гостинице, получить информацию об интересующем туриста маршруте или турпакете.

В зависимости от способа использования телефонную связи. можно разделить на два вида:

общего пользования (городская, междугородная, международная), офисную (внутренняя) связь, используемую в пределах одной организации.

Основными компонентами телефонной связи являются телефонная сеть и абонентские терминалы. Телефонная сеть состоит из автоматических телефонных станций (АТС), соединенных между собой каналами связи. Каждая АТС коммутирует, как правило, до 10 тыс. абонентов. Абонентские терминалы подключают к сети по абонентской линии. Как правило, это пара медных проводов. Каждая абонентская линия имеет свой персональный номер. АТС соединяются между собой по соединительным линиям и также имеют свой номер, как правило, совпадающий с первыми тремя цифрами абонентского номера. Например, если московский абонент имеет номер телефона 187-27-59, то это значит, что он подключен к АТС с номером 187, а 27-59 - это персональный номер абонента. Если к АТС подключены более 10 тыс. абонентов, то тогда данная АТС разделяется на несколько логических подстанций, имеющих свой персональный номер.

В общем виде телефонная сеть представляет иерархическую структуру, состоящую из следующих уровней: международного, междугородного и уровня конкретного региона (рис. 10.3).





Код данной страны

Код зоны внутри страны

Номер АТС в данной зоне

Номер абонента внутри АТС*

Рис. 10.4. Структура международного абонентского номера
Каждый иерархический уровень обслуживается определенны­ми видами АТС, имеющими свой уникальный номер. На ниж­нем уровне находятся те АТС, к которым непосредственно под­ключаются абоненты данного региона, образующие определен­ную зону внутри каждой страны. Каждая зона имеет свой уни­кальный номер, например Москва — 095, Саратов — 845 2 (в Са­ратове используются шестизначные номера телефонов). Если номера телефонов в данном регионе (зоне) насчитывают менее семи цифр, то к коду зоны добавляется цифра 2 (одна или не­сколько), чтобы в совокупности получилось семь цифр. Связь меж­ду зонами осуществляют междугородные АТС, которые имеют два номера — для внутренних АТС, т.е. АТС данного региона (зоны), и для внешних междугородных АТС. Для всех внутренних АТС России он единый — 8. Для внешних — номер данной зоны. Такой же принцип используется в подключении междугородных АТС к станциям верхнего уровня — международным. В России номер международной станции — 10, т.е., чтобы соединиться с международной станцией, необходимо набрать код — 10. Для входа в международную АТС другой страны необходимо набрать код данной страны. Структура международного абонентского номера приведена на рис. 10.4.

Офисная связь реализуется на базе специальных офисных АТС. Их применение на предприятиях туриндустрии, особенно в гости­ничных комплексах, продиктовано необходимостью обеспечения сотрудников фирмы и гостей городским телефоном, а также эко­номией средств на разговоры. Офисные АТС позволяют при нали­чии ограниченного числа городских телефонов увеличивать коли­чество дополнительных внутренних телефонов, обеспечивая тем самым оперативность работы учреждения. Офисная АТС является связующим звеном между городскими абонентскими линиями и линиями внутренних абонентов, т.е. выполняет функции регио­нальной АТС. Причем количество внутренних абонентских линий зависит от различных параметров, таких, как количество городс­ких абонентских линий, подключенных к данной АТС, интенсив­ности разговоров, финансовых возможностей фирмы и т. п.

На рынке средств связи существует множество различных офис­ных АТС — от самых маленьких, которые устанавливаются в не­больших офисах и даже в квартирах, до больших станций, которые используются на крупных предприятиях и в гостиницах. Основными достоинствами офисных АТС является то, что они, во-первых, осуществляют автоматическое подключение внутренних абонентов и, во-вторых, телефонная связь внутри фирмы осуществляется практически бесплатно. Кроме этого они выполняют множество полезных вспомогательных функций, к которым относятся:

организация телеконференций;

постановка абонента на ожидание при занятом канале и пер, одическое напоминание об этом;

автоматическая переадресация на другой телефон, а в «ночном режиме» на телефон дежурного;

составление списка абонентов для вызова в определенное время;

режим «не беспокоить»;

возможность временного запрета выхода на внешнюю линию для некоторых телефонов;

заказ времени для звонка-будильника;

включение громкоговорящей связи и т.п.

Но одной из важнейших функций офисной АТС является воз­можность подключения ее к компьютеру. Это позволяет вести ав­томатический учет и регистрацию всех телефонных переговоров учитывать время и тариф при каждом телефонном разговоре, ав­томатически устанавливать скидки (наценки) на телефонные раз­говоры, для гостиниц автоматически выписывать счета гостям за каждый телефонный разговор либо при выписке. Для решения этих задач разрабатываются специальные программные продукты — автоматизированные системы учета и тарификации телефонных переговоров. Система принимает данные о звонках от мини-АТС. сохраняет их в базе данных и тарифицирует в режиме реального времени. Одна из таких систем рассматривалась ранее при описа­нии программных продуктов, разработанных фирмой «Рексофт» (программа «Барсум»).

Одним из основных элементов телефонной связи является те­лефонный аппарат. Телефонные аппараты различаются как по конструктивному исполнению (имеют различную форму), так и по своим сервисным возможностям (выполняют различные функ­ции). Современные телефонные системы используют два способа кодирования набираемого номера: импульсный и тональный.

Импульсный (Pulse) способ кодирования применяется в уста­ревших аппаратах с вращающимся диском набора номера. При наборе цифр в линию связи подаются импульсы, число которых соответствует набранной цифре.

При тональном (Tone) способе кодирования информации по­сылается непрерывный сигнал, состоящий из комбинации двух частот, при помощи которых и осуществляется кодирование пе­редаваемого номера. Тональный способ используется в телефон ных аппаратах, имеющих кнопочное устройство набора номера. Практически все существующие АТС допускают импульсное ко­дирование номера, тональные же системы кодирования исполь­зуются лишь на сравнительно новых АТС.

Современные телефонные аппараты обладают множеством по­лезных функций, и их число, как правило, определяется стоимо­стью аппарата.

К основным дополнительным функциям телефонных аппара­тов относятся:

наличие долговременной памяти запоминания номеров;

наличие оперативной памяти для повторного вызова последнего набираемого номера;

возможность многократного вызова абонента при условии его занятости (функция автодозвона);

автоматическое определение номера (АОН) входящего звонка с отображением его на дисплее и возможностью его звукового воспроизведения;

анти-АОН — защита от АОН вызываемого абонента;

наличие автоответчика и встроенного диктофона для записи передаваемого (принимаемого) сообщения и много других полез­ных функций.

Но при использовании таких функций, как АОН и автоответ­чик на предприятиях СКС и Т, необходимо учитывать, что ваши партнеры могут нести дополнительные непредвиденные затраты при ведении междугородных (международных) переговоров, так как любой звонок необходимо будет оплачивать, даже если разго­вора и не было.

Одной из новых функций является подключение телефонного аппарата к персональному компьютеру со всеми вытекающими отсюда возможностями.

10.5. Компьютерная телефония

Компьютерной телефонией называется технология, в которой компьютер играет главную роль как в управлении телефонным соединением, так и в осуществлении приема и передачи теле­фонных звонков.

Использование компьютерной телефонии намного ускоряет процесс управления на предприятии, повышая его эффективность и качество при общем снижении совокупных затрат. Особенно это относится к предприятиям туриндустрии, для которых телефон является одним из необходимых инструментов функционирова­ния. Современные компьютерные технологии позволяют значи­тельно снизить затраты на междугородные, а тем более междуна­родные переговоры, без которых не обходится ни одно предпри­ятие турбизнеса. Связь с партнерами осуществляется по компьютерным сетям, в частности по сети Интернет. Такая связь называ­ется 1Р-телефония.



IP-телефония — это современная компьютерная технология передачи голосовых и факсимильных сообщений с использовани­ем Интернета. Данная технология начинает бурно развиваться на российском рынке связи. Она позволяет осуществлять междуго­родную и международную голосовую связь, используя обычный телефонный аппарат или компьютер, подключенный к Интерне­ту. Для туристских компаний, имеющих свою корпоративную сеть. IP-телефония позволяет значительно снизить издержки, связан­ные с телефонными переговорами.

Для использования IP -телефонии необходимо:

создание собственной сети IP -телефонии;

пользование сетью IP -телефонии, разработанной другими опе­раторами.

Первый способ использования сети IP-телефонии предполага­ет установку персональных компьютеров в вашем офисе и офисе ваших партнеров со специальной оплатой и программным обес­печением. Такие компьютеры получили название шлюзов. Шлюз подключается к Интернету и с помощью разъемов на плате (как ь обычном телефоне) подключается либо напрямую к городской телефонной линии, либо к офисной АТС. Такой способ использо­вания IP -телефонии оправдан для тех компаний, которые имеют постоянного партнера и с которым очень часто осуществляется связь по телефону. При этом стоимость минуты разговора очень незначительна (около 0,02 долл. — соответствует фактической сто­имости соединения с Интернетом), однако фирме необходимо будет понести единовременные капитальные затраты (порядка 3 тыс. долл.) на приобретение собственного шлюза.

Второй способ использования IP -телефонии предполагает воз­можность воспользоваться уже готовой сетью. Сейчас на рынке средств связи появились специальные фирмы-операторы, имею­щие свою собственную сеть IP -телефонии. Для того чтобы восполь­зоваться услугами данной сети, необходимо приобрести специаль­ную пластиковую карточку с Pin-кодом (Pin-код — это персональ­ный идентификационный номер данной карты). Звонить с помощью данных карт можно с любого телефона, поддерживающего тональ­ный набор, и на любой телефон в любой стране. Стоимость минуть: разговора в этом случае будет несколько больше, чем в предыду­щем случае, но фирме не придется нести большие первоначальные затраты на приобретение специального оборудования.

В гостиничном бизнесе современные компьютерные техноло­гии позволяют при помощи телефона и специально разработан­ных программных продуктов просматривать информацию о теку­щем состоянии дел в отеле. Это обеспечивает своевременное по­лучение руководителем актуальной информации о всех процес10.6. Радиотелефонная связь

Под радиотелефонной связью понимают беспроводные системы телефонной связи, которые не требуют проведения сложных ин­женерных работ по прокладке дорогостоящих телекоммуникаций и поддержке их в рабочем состоянии.

Связь может быть организована быстро и независимо от релье­фа местности и погодных условий (хотя погодные условия и рель­еф местности могут оказывать непосредственное влияние на ка­чество связи).

На современном этапе развития техники и технологии радио­телефонная связь становится альтернативой использования про­водной телефонии и значительно повышает оперативность в при­нятии управленческих решений и обшую эффективность функци­онирования предприятий туриндустрии.

Беспроводная система телефонной связи по сравнению с обыч­ной проводной обладает следующими достоинствами:

меньшие капитальные затраты на ее создание;

возможность создания независимо от рельефа местности, при­родных условий и наличия соответствующей инфраструктуры;

меньший срок окупаемости системы;

меньшая трудоемкость работ по организации системы и на по­рядок более быстрыми темпами ввода в эксплуатацию;

обеспечивание надежной и оперативной связи с мобильными пользователями;

более широкие возможности по управлению системой и по за­щите информации.

Среди радиотелефонных систем можно выделить такие их раз­новидности, как: системы сотовой радиотелефонной связи; си­стемы транкинговой радиотелефонной связи; телефоны с радио­трубкой; телефонные радиоудлинители; системы персональной спутниковой радиосвязи.



10.7. Системы сотовой радиотелефонной связи

Появление сотовой связи было связано с необходимостью со­здания широкой сети подвижной радиотелефонной связи в усло­виях достаточно жесткого ограничения на доступные полосы час­тот. Впервые идея сотовой связи была предложена в декабре 1971 г. компанией Bell System в США.

Упрощенно принцип функционирования цифровой сотовом связи можно представить в виде последовательности следующих блоков (операций). В передатчике происходит преобразование си1 нала с выхода микрофона в цифровую форму при помощи аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Вся последующая обработка и передача информации идет в цифровом коде (на входе цифровой сигнал обратно преобразуется в аналоговый). С целью сокращения объема информации, передаваемой по каналам связи, осуществляется кодирование сигнала речи при помощи кодера речи (КР), т.е. происходит преобразование цифрового сигнала но определенным законам для сокращения его избыточности. Далее кодер канала (КК) добавляет дополнительную информацию и цифровой сигнал, полученный на выходе кодера речи, необходимую для защиты сигнала от ошибок при его передаче по линии связи. Кроме этого для защиты сигнала кодер канала осуществляет определенную переупаковку информации и вводит в состав передаваемого сигнала информацию управления, поступающую от логического блока (ЛБ). После этого сигнал поступает на модулятор (М), который осуществляет перенос информации кодированного видеосигнала на несущую частоту коммутатора приема передачи сигнала (ППР).

Приемник по своему устройству в основном соответствует передатчику, но блоки выполняют обратные, по отношению к передатчику, функции.

Сигнал с блока приема-передачи сигнала поступает на демодулятор (Д), который выделяет из модулированного радиосигнала кодированный видеосигнал, несущий информацию. Эта информация поступает на декодер канала, который выделяет из вход ного потока управляющую информацию и направляет ее на логический блок.

Полученная информация проверяется на наличие ошибок, и если ошибки были выявлены, они по возможности исправляются. Декодер канала также осуществляет обратную переупаковку (по отношению к кодеру) принятой информации. Сигнал с де кодера канала поступает на декодер речи, который восстанавливает из него сигнал речи, но еще находится в цифровом виде. Данный сигнал речи поступает на цифроаналоговый преобразователь, который переводит принятый цифровой сигнал в аналоговый и передает его на вход динамика. В некоторых система» для частичной компенсации искажения сигнала используется эквалайзер.

Система сотовой связи представляет собой совокупность ячеек, покрывающих обслуживаемую территорию. Обычно ячейки ;хематично изображают в виде правильных шестиугольников, которые похожи на пчелиные соты, что и послужило поводом назвать данную систему сотовой. Каждая сота обслуживается сво­им радиооборудованием. Причем число абонентов, обслуживае­мых данной сотой, не является постоянной величиной, посколь­ку абоненты могут перемещаться из одной соты в другую. При пересечении границы соты абонент автоматически переходит на обслуживание в другую соту, т.е. подключается к ближайшему ретранслятору. В центре каждой ячейки (понятие «центр» тоже но­сит условное значение) находится базовая станция, которая об­служивает всех абонентов, находящихся в данной ячейке.

Основным принципом сотовой связи является принцип повтор­ного использования частот, который позволяет эффективнее использовать выделенный частотный диапазон и обес­печивает высокую емкость системы. Идея повторного использова­ния частот заключается в том, что в соседних (касающихся друг друга) ячейках системы используются разные полосы частот, а через ячейку или несколько ячеек эти полосы повторяются. Этот принцип позволяет охватить сколь угодно большую зону обслу­живания при ограниченной общей полосе частот.

Все базовые станции системы соединяются с центром комму­тации, который, в свою очередь, имеет выход во Взаимосвязан­ную сеть связи (ВСС) России.

Упрощенно функционирование системы сотовой связи можно представить в виде следующей схемы (рис. 10.5).



Рис. 10.5. Упрощенная схема системы сотовой связи:

БС — базовая станция; ПС — подвижная (мобильная) станция

(абонентский радиотелефонный аппарат)

Рассмотрим состав и функциональные особенности основных блоков, входящих в систему сотовой связи.



Базовая станция. Упрощенно базовую станцию можно предста вить в виде схемы, приведенной на рис. 10.6.

В систему связи базовой станции (СБС) входят контроллер базовой станции (КБС) и несколько базовых приемо-передающих станций (БППС), которые непосредственно связываются с подвижными станциями (ПС). Конечно, данная схема отображаем общие принципы и взаимосвязи работы базовой станции. На самом деле это достаточно большая и сложная система, которая занимает одно из важнейших мест в системе сотовой связи. В со став базовой станции для осуществления разнесенного приема входят две приемные антенны, либо используются отдельные антенны на передачу и прием. Она располагает несколькими приемниками и передатчиками, позволяющими вести работу одновременно на нескольких каналах с различными частотами, имеет блок сопряжения с линией связи. Контроллер базовой станции представляет собой мощный и современный компьютер, который управляет работой станции, а также осуществляет контроль работоспособности всех входящих в него блоков и узлов.

При перемещении абонента из одной ячейки в другую его обслуживание передается той базовой станции, куда он перемещается, т.е. происходит передача его обслуживания от одной базовой станции к другой. В реальной жизни ячейки, как правило, не имеют правильную геометрическую форму. Границы ячейки имеют вил неправильных кривых, форма которых зависит от условий распространения и затухания радиоволн, т.е. зоной устойчивости радио сигнала. Зона устойчивости может зависеть от многих факторов, прежде всего от мощности приемо-передающей станции и частотного диапазона работы системы. Чем выше полоса частот, тем меньше радиус охвата соты. При этом увеличивается проникающая способность передающего сигнала, поскольку рельеф местности, характер застройки, плотность растительности и другие факторы также сильно влияют на устойчивость радиосигнала. Современные сотовые системы используют частоты 450, 800, 900 и 1800 МГц.

10.8. Транкинговые радиотелефонные системы

Транкинговая связь — наиболее оперативный вид двухсторон­ней мобильной связи. Она является наиболее эффективной для координации мобильных групп абонентов.

Транкинговые системы связи, как правило, используются кор­поративными организациями или группой пользователей, объе­динившихся по организационному признаку или просто «по ин­тересам». Передача информации (трафик) осуществляется, как правило, только внутри транкинговой системы, и выход абонен­тов во внешние телефонные сети хотя и предусмотрен, но ис­пользуется в исключительных случаях.

Система транкинговой связи (от англ. (гипк — ствол) состоит из базовой станции и абонентских радиостанций — транковые радиотелефоны с телескопическими антеннами. Иногда исполь­зуют несколько станций с ретрансляторами. Базовая станция со­единяется с телефонной линией и ретранслятором большого ра­диуса действия (50— 100 км). Абонентские радиостанции — тран­ковые радиотелефоны могут быть трех видов:

носимые — масса таких станций бывает порядка 300—500 г при радиусе действия 20 — 35 км;

возимые — масса около килограмма и радиусом действия 35-70 км;

стационарные — масса более килограмма и радиус действия 50—120 км.

Транковые радиотелефоны могут осуществлять связь как через базовую станцию, находясь в зоне ее действия, так и непосред­ственно напрямую связываться друг с другом, находясь как в зоне действия базовой станции, так и вне зоны. Этим определяются основное достоинство и принципиальное отличие транкинговой системы от сотовой системы связи.

Телефоны с радиотрубкой отличаются от обычных телефонных аппаратов только тем, что связь между трубкой и базой осуществ­ляется не по проводу, а по радиолинии. Для этого и в трубке, и в телефонном аппарате установлены маломощные приемо-передающие радиоустройства.

10.9. Персональная спутниковая радиосвязь

Персональная спутниковая радиосвязь основана на примене­нии системы спутниковой телекоммуникации — комплексов кос­мических ретрансляторов и абонентских радиотерминалов. Дан­ная технология позволяет обеспечить персональную радиосвязь с абонентом, находящимся в любой точке планеты. Видеотерминал с приемо-передающей аппаратурой через спутник-ретранслятор, находящийся на стационарной орбите, связывается с радиотер­миналами абонентов. В зависимости от того, на каком расстоя­нии от Земли находится спутник-ретранслятор, различают гео­стационарные — наиболее удаленная орбита, среднеорбитальные и низкоорбитальные спутниковые рет­рансляторы. Чем ниже находится спутник по отношению к Зем­ле, тем больше увеличивается мощность радиосигнала и появля­ется возможность уменьшения размера абонентского радиотер­минала. Если спутник находится ближе к Земле, то для охвата той же территории необходимо использование большего числа спутников-ретрансляторов, поскольку каждый из них находится в зоне видимости абонента всего несколько минут за время каждо­го оборота спутника на орбите. Поэтому для обеспечение непрерыв­ной и устойчивой связи, необходимо располагать спутники-рет­рансляторы в разных орбитальных плоскостях и автоматически переключать связь с одного спутника на другой, чтобы полностью перекрыть земную поверхность зонами обзора.



10.10. Пейджинговые системы связи

Пейджинговые системы связи являются одной из разновидностей персональной радиосвязи. Основным недостатком данной системы является то, что она позволяет осуществлять только одностороннюю связь, что значительно снижает надежность данной связи и отрицательно влияет на ее оперативность. Но поскольку стоимость данной связи является невысокой, то в настоящее время она очень распространена и широко используется для передачи информации.

Пейджинговая система состоит из терминала, на который поступает вся входящая информация и миниатюрного УКВ приемника (пейджера), который находится у абонента. Терминал состоит из приемо-передающего устройства, контроллера, ретранслятора, пульта управления и антенны. Каждый абонент имеет свой персональный телефонный номер. Для передачи информации абоненту необходимо связаться с ним через терминал либо по телефону, либо при помощи компьютера и передать сообщение для абонента соответствующего номера. Числа абонентов и расстояние, на котором может осуществляться связь, зависят от технических характеристик данного оборудования и назначения использования пейджинговой связи.

Пейджеры бывают трех видов: тональные, цифровые и текстовые.



10.11. Видеосвязь

Видеосвязь является одной из самых прогрессивных и перспек­тивных связей, которая в настоящий момент начинает проникать и на российский рынок связи. Основным достоинством видеосвя­зи считается возможность видеть своего собеседника на экране. В процессе обсуждения различных вопросов по видеосвязи можно использовать изображение необходимых рисунков и схем, демон­стрировать различные изделия. При этом можно видеть реакцию собеседника, его глаза, что при ведении деловых бесед весьма актуально.

Видеосвязь является синонимом термина видеоконференция или мультимедиасвязь. Видеоконференция не просто видеотелефон на персональном компьютере, а компьютерная технология, которая позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться дан­ными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме. Для этого необходимо выполнение двух условий:

в компьютере обязательно устанавливается плата видеоконференцсвязи с соответствующим программным обеспечением;

должна быть возможность соединиться с абонентом либо через компьютерные сети, либо по каналам цифровой телефонной связи.

На сегодняшний день реальными пользователями систем мультимедиасвязи в России могут стать организации, связанные с го­сударственным управлением. Россия имеет огромную территорию, что обуславливает использование специфических методов управ­ления. Во многих министерствах и ведомствах (транспорт, добыча нефти и газа, энергетика и т.д.) практикуются селекторные сове­щания, которые с успехом могут быть заменены мультимедийной конференцсвязью.

Видеосвязь, включающая передачу видеоизображений и зву­ка, может осуществляться по телефонным линиям, Интернету или локальной сети. Для работы в режиме видеоконференций можно использовать как специальную портативную камеру Packard Bell, так и обычную бытовую видеокамеру. При этом стоимость камеры Packard Bell значительно ниже и составляет около 160 долл.

Необходимым элементом для организации любой видеоконференцсвязи является и специализированное программное обес­печение, например VDOPhone.



10.12. Факс

Факс — это устройство факсимильной передачи изображения по телефонной сети. Название факс произошло от слова «факси­миле» (лат./ас 51тНе — сделай подобное), означающее точное вос­произведение графического оригинала (подписи, документа и т.д.) средствами печати. Модем, который может передавать и получать данные, как факс, называется факс-модемом. Передача изображе­ний по телефонным каналам называется факсимильной службой. Для обеспечения факсимильной передачи необходим факсовый аппарат или компьютер, снабженный факс-модемом.

В процессе факсимильной передачи в точке возникновения (ис­точнике информации) осуществляются ее считывание, кодиро­вание и отправка, а на принимающем устройстве — прием, деко­дирование (расшифровка) и вывод информации.

Считывание информации происходит полинейно. При этом обеспечивается достаточно качественная пересылка машинопис­ного текста или черно-белого изображения невысокой четкости.

Широко используемые в настоящее время модели требуют при­сутствия человека при отправке и приеме. Однако новые модифи­кации факсимильных аппаратов автоматически определяют тип сигнала — голосовой или цифровой (факсовое сообщение) и пе­реключаются на прием факса автоматически.



Факсимильные аппараты выполняют дополнительные функ­ции: распечатку сообщения об отправке или, наоборот, выясняют причину неотправки, лист соединений (звонков) и др.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница