Справочник том 1 пермь 2007 Центр религиоведческих и социальных исследований, 2007



страница1/12
Дата10.05.2016
Размер2.16 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

ПЕРМСКОГО КРАЯ

СПРАВОЧНИК

ТОМ 1

ПЕРМЬ


2007

© Центр религиоведческих и социальных исследований, 2007


Редакционная коллегия:
Писманик Матвей Григорьевич

профессор, доктор философских наук (ответственный редактор)


Жабыко Наталья Викторовна

социолог-религиовед (ответственный секретарь-составитель)


При участии:
Боталова Сергея Николаевича

заместителя начальника Департамента общественных отношений - начальника отдела по работе с общественностью и развитию самоуправления Департамента общественных отношений Администрации города Перми


Конева Владимира Серафимовича

заместителя председателя Департамента внутренней политики Администрации Пермского края


Плюсниной Юлии Сергеевны

заместителя начальника отдела по регистрации некоммерческих организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю


Религиозные объединения Пермского края. Справочник./Отв. ред. Писманик М.Г. ,отв. секр. Жабыко Н.В. Пермь. 2007.

Данное издание содержит правовые акты, регламентирующие обеспечение свободы совести граждан и деятельности религиозных объединений. Представлена справочная и презентационная информация о зарегистрированных централизованных и местных религиозных организациях, действующих на территории города Перми и края. В приложениях помещены советы по этике связи с религиозными объединениями, рекомендуемая литература и сведения об Интернет-ресурсах по религиозным конфессиям.

Справочник будет полезен специалистам государственных учреждений, занимающимся вопросами религиозных и общественных объединений, учреждениям культуры и образования, религиозным и общественным организациям, журналистам и всем тем, кто интересуется религиозной жизнью Пермского края.

Издание подготовлено Центром религиоведческих и социальных исследований, при финансовой и организационной поддержке Администрации Пермского края, Администрации г.Перми и благодаря содействию Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю.

© Центр религиоведческих и социальных исследований, 2007

От редакции


Двухтомный справочник «Религиозные объединения Пермского края» издается при содействии Администрации Пермского края, Администрации г.Перми и Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю. Он предназначен для специалистов государственных учреждений, занимающихся вопросами религиозных и общественных объединений, и адресован также учреждениям культуры и образования, религиозным и общественным объединениям, журналистам и общественным деятелям, а также всем тем, кто интересуется религиозной жизнью Пермского края.

Первый том справочника включает в себя ряд основных международных и Российских правовых актов, регламентирующих обеспечение свободы совести граждан и деятельность религиозных объединений. В данном издании представлена справочная и презентационная информация о религиозных объединениях Пермского края, зарегистрированных Федеральной регистрационной службой по состоянию на 1 января 2007 года.

Дополнительно в данном томе опубликованы следующие материалы: «Статистический перечень зарегистрированных религиозных объединений г. Перми и Пермского края», «Советы по этике связи с религиозными объединениями», краткая библиография по религиоведению и сведения о религиозных, информационно-аналитических и академических Интернет-ресурсах по вопросам религии и вероисповеданиях.

Материалы по каждой конфессии, представленной в справочнике, были созданы на основе сведений полученных от самих религиозных объединений (эти данные размещены в их авторской редакции). Также была использована информация из регистрационной документации и религиоведческой литературы. Справочные данные по истории, об основах вероучений, внутренней организационной структуре и особенностях культовой практики, о содержании и направлениях социального служения и благотворительной деятельности, контактная информация — большая часть этих данных получена от самих религиозных объединений и представлена в их авторской редакции. Некоторые религиозные объединения, к сожалению, не представили нам такую информацию, а потому данные о них ограничены сжатыми сведениями, содержащимися в регистрационной документации, и дополнены справками из религиоведческой литературы.

Дополнительные, расширенные сведения о религиозных организациях в городах и районах Пермского края будут приведены во втором томе данного издания, выход которого планируется во второй половине 2007 года. Кроме того, во втором томе справочника будет представлена некоторая научная информация о состоянии религиозности в нашем крае.

Содержание

РАЗДЕЛ I

Международные и Российские правовые документы о свободе совести и деятельности религиозных объединений



Международные документы

Всеобщая декларация прав человека……………………………………………………......6

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений……………………………………………………………………........6

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации…........7

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам……………………………………………............8

Документы Совета Европы

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод………..............10

Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1720 (2005) «Образование и религия» ……………………………..……...…………………………………………….......11

Конституция и Законодательные документы Российской Федерации

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Извлечения)……………...……...........14

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»…............17

Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности»…….........35

Федеральный Закон «Об образовании»……………………………………………............37

Федеральный Закон «О некоммерческих организациях»……………………….............39

Указ Президента РФ «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу»……………………………………………………….….........................41

Распоряжение Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава»………………………………………………..........41



Постановление от 2 февраля 1998 г. №130 «О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций»……………………………………………………………………………….........45

Закон РФ «О средствах массовой информации»………………...………………….........46

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»….…….……………………...46

Правовые документы Пермского края

Закон Пермской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия»………………………………………………………………..............................47

Закон Пермской области «О благотворительной деятельности в Пермской области»……………………………..……………………………………………………...........49

Нормативно-правовые документы по государственной регистрации религиозных организаций………………………………………………………………………………...........50


РАЗДЕЛ II

Религиозные объединения Пермского края

Христианские религиозные объединения…………………………………………......52

Православие



  • Русская Православная Церковь………………………………………………...........52

  • Русская православная старообрядческая церковь…………...…………............60

  • Древлеправославная церковь…………………………………………………..........61

  • Русская православная церковь заграницей………………………………….........63

Армянская апостольская церковь «Сурб Григор Лусаворич»…………………..............64

Католицизм



  • Римско-католическая церковь……………………………………..………..............67

Протестантизм……………………………………………………………………………..........71

Евангелическо-лютеранская церковь…………………………………………..................71

Пресвитерианство……………………………… …………………………….....................74

Церковь Христиан-Адвентистов Седьмого Дня…………………………….................75

Баптисты и евангелисты…………………………… ………………………….................77

  • «Церковь Святой Троицы» Евангельских Христиан-баптистов, «Церковь Надежды» Евангельских Христиан-Баптистов, Церковь «Преображение» Евангельских Христиан-Баптистов..………………………………………….............77

  • Пермская церковь Иисуса Христа…………………………………………….............80

  • Религиозная организация Евангельских христиан «Живая вода»…………........81

  • Пермская Церковь Евангельских христиан «Виноградник»….…………..............81

Пятидесятники………………………………………………………………….…...................82

  • Пермское епархиальное управление Христиан веры евангельской……............83

  • Церковь Христиан Веры Евангельской пятидесятников «Свет истины»….........85

  • Церковь Христиан Веры Евангельской пятидесятников «Западно-Уральская миссия»…………………………………………………………………………….............85

  • Пермский Центр Христиан Веры евангельской……………………………………...86

  • Церковь Христиан Веры Евангельской (Пятидесятников) «Благодать»…......…87

  • Религиозная организация Христиан веры евангельской пятидесятников Церковь «Единство во Христе»..............................................................................87

Ислам………………………………………………………………………….....…………….......88

  • Централизованная религиозная организация «Региональное Духовное Управление мусульман Пермской области»……………..………………................92

  • «Централизованное Религиозное Управление Мусульман Пермского края»…………...........................................................................................................93

Иудаизм…………………………………………………………………………….........……......95

  • «Иудейское религиозное общество»…………………………………….......…….....99

  • «Пермская община прогрессивного иудаизма «Макор»…………….......………...99

  • «Еврейское общество г.Перми»……………….………...…………………..............100

Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы…………………..…................101

Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней………………………………...............104

Пермское общество сознания Кришны….………………………………………….............106

Христианская религиозная организация «Церковь-Семья Божия»……………......…..109

«Ассоциация Святого Духа за объединение Мирового Христианства»…...................110

Община последователей веры Бахаи………………..………………………….................111



Статистические данные о зарегистрированных религиозных объединениях в Перми и Пермской области…………………………………………………………............113
РАЗДЕЛ III

Рекомендации по этике связи с религиозными объединениями………...............114
РАЗДЕЛ IV

Интернет-ресурсы

Религиозные



  • Христианство………………………..…………………………………….....................117

  • Ислам……………………………….……….…………………………………....….…...120

  • Иудаизм……………………….……………….……………………………....…...........120

  • Буддизм………………………………………….……………………………................121

  • Другие религии…..……………………………………………………………..............122

Информационно-аналитические………….…………………………………….…...............123

Академические, религиоведческие………………………………………………................124



Рекомендуемая литература…………………………………………………………….......127

I Раздел

Международные документы


Всеобщая декларация прав человека

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III)

Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

(Извлечение)

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.


Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.


Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.


Статья 20

  1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.




  1. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.


Статья 26

    1. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.




    1. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений



Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 13 ноября 1981 года

(Извлечение)
Статья 1

  1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь религию или убеждения любого рода по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и выражать убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнения религиозных и ритуальных обрядов и учении.




  1. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору.




  1. Свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.


Статья 6

В соответствии со статьей 1 настоящей Декларации и соблюдением положений пункта 3 статьи 1 право на свободу мысли, совести, религии или убеждений включает, в частности, следующие свободы:



  1. отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей;

  2. создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;

  3. производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями;

  4. писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях;

  5. вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели;

  6. испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования;

  7. готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений;

  8. соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями;

  9. устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации



Утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН

2106 (XX) от 21 декабря 1965 года.

Вступила в силу 4 января 1969 года.

(Извлечение)

Статья 4

Государства-участники осуждают всякую пропаганду и все организации, основанные на идеях или теориях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, или пытающиеся оправдать, или поощряющие расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме, и обязуются принять немедленные и позитивные меры, направленные на искоренение всякого подстрекательства к такой дискриминации или актов дискриминации, и с этой целью они в соответствии с принципами, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, и правами, ясно изложенными в статье 5 настоящей Конвенции, среди прочего:




  1. объявляют караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование;

  2. объявляют противозаконными и запрещают организации, а также организованную и всякую другую пропагандистскую деятельность, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней, и признают участие в таких организациях или в такой деятельности преступлением, караемым законом;

  3. не разрешают национальным или местным органам государственной власти или государственным учреждениям поощрять расовую дискриминацию или подстрекать к ней.


Статья 5

В соответствии с основными обязательствами, изложенными в статье 2 настоящей Конвенции, государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав:

… b) права на личную безопасность и защиту со стороны государства от насилия или телесных повреждений, причиняемых как правительственными должностными лицами, так и какими бы то ни было отдельными лицами, группами или учреждениями;

… d) других гражданских прав, в частности:

… vii) права на свободу мысли, совести и религии;

viii) права на свободу убеждений и на свободное выражение их;

ix) права на свободу мирных собраний и ассоциаций;

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам



(Принята 18.12.1992 Резолюцией 47/135 на 92-ом пленарном заседании 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

(Извлечение)

Статья 1

  1. Государства охраняют на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности.




  1. Государства принимают надлежащие законодательные и другие меры для достижения этих целей.


Статья 2

  1. Лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (в дальнейшем именуемые лицами, принадлежащими к меньшинствам), имеют право пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или дискриминации в какой бы то ни было форме.




  1. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни.




  1. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в принятии на национальном и, где это необходимо, региональном уровне решений, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат, или тех регионов, в которых они проживают, в порядке, не противоречащем национальному законодательству.




  1. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право создавать свои собственные ассоциации и обеспечивать их функционирование.




  1. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты с другими членами свой группы и с лицами, принадлежащими к другим меньшинствам, а также контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами.


Статья 4

  1. Государства принимают при необходимости меры для обеспечения того, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли в полной мере и эффективно осуществлять все свои права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства пред законом.




  1. Государства принимают меры для создания благоприятных условий, позволяющих лицам, принадлежащим к меньшинствам, выражать свои особенности и развивать свои культуру, язык, религию, традиции и обычаи, за исключением тех случаев, когда конкретная деятельность осуществляется в нарушение национального законодательства и противоречит международным нормам.




  1. Государства принимают соответствующие меры к тому, чтобы там, где это осуществимо, лица, принадлежащие к меньшинствам, имели надлежащие возможности для изучения своего родного языка или обучения на своем родном языке.




  1. Государства при необходимости принимают меры в области образования с целью стимулирования изучения истории, традиций, языка и культуры меньшинств, проживающих на их территории. Лица, принадлежащие к меньшинствам, должны иметь надлежащие возможности для получения знаний, необходимых для жизни в обществе в целом.

  2. Государства рассматривают вопрос о принятии надлежащих мер к тому, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли в полной мере участвовать в обеспечении экономического прогресса и развития своей страны.


Статья 7

Государствам следует сотрудничать с целью поощрения уважения прав, изложенных в настоящей Декларации.


Статья 8

  1. Ничто в настоящей Декларации не препятствует выполнению государствами их международных обязательств в отношении лиц, принадлежащих к меньшинствам. В частности, государствам следует добросовестно выполнять обязанности и обязательства, которые они приняли на себя в соответствии с международными договорами и соглашениями, участниками которых они являются.




  1. Осуществление прав, изложенных в настоящей Декларации, не наносит ущерба осуществлению всеми лицами общепризнанных прав человека и основных свобод.




  1. Меры, принимаемые государствами с целью обеспечения эффективного осуществления прав, изложенных в настоящей Декларации, не считаются prima facie противоречащими принципу равенства, закрепленному во Всеобщей декларации прав человека.




  1. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как допускающее какую бы то ни было деятельность, противоречащую целям и принципам Организации Объединенных Наций, включая принципы уважения суверенного равенства, территориальной целостности и политической независимости государств.


Статья 9

Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций и другие организации содействуют полному осуществлению прав и принципов, изложенных в настоящей Декларации, в рамках их соответствующих сфер компетенции.




Документы Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Рим, 4 ноября 1950 годa.

Официальный перевод на русский язык

(Извлечение)
Статья 9. Свобода мысли, совести и религии


  1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.




  1. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.


Статья 10. Свобода выражения мнения


  1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.




  1. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.


Статья 11. Свобода собраний и объединений


  1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.




  1. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.



Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1720 (2005)

(Принята 04.10.2005)
Образование и религия


  1. Парламентская Ассамблея вновь настойчиво подтверждает, что исповедание любой религии, в том числе выбор атеистического мировоззрения, является сугубо личным делом каждого человека. Однако это не противоречит мнению, что общее хорошее знание религий и как следствие создание обстановки терпимости чрезвычайно важно для воспитания граждан в демократическом духе.




  1. В рекомендации 1396 (1999) «О религии и демократии» Ассамблея заявила, что «Многие из проблем, стоящих перед современным обществом, такие, как основанные на нетерпимости движения фундаменталистов и террористические акты, расизм, ксенофобия, межнациональные конфликты, имеют религиозный аспект».




  1. Семья играет первостепенную роль в воспитании детей, в том числе в выборе религиозного воспитания. Однако во многих семьях постепенно исчезает знание религии. Все больше и больше молодых людей не имеют необходимой опоры, чтобы в полной мере оценивать то общество, в котором им предстоит жить, и других, которые этому обществу противостоят.




  1. Средства массовой информации - печатные и аудиовизуальные - могут играть чрезвычайно позитивную информационную роль. Однако некоторые из них, особенно ориентированные на широкую публику, очень часто демонстрируют заслуживающее сожаления невежество в области религии, что подтверждается, например, непозволительными параллелями, зачастую проводимыми между исламом и некоторыми фундаменталистскими и радикальными движениями.




  1. Следует разделять политику и религию. Тем не менее, демократия и религия не должны быть несовместимыми понятиями. На деле им нужно стать надежными партнерами в предпринимаемых ради общего блага усилиях. Стремясь найти решение существующих в обществе проблем, государственные власти могут устранить многие ситуации, которые могут привести к религиозному экстремизму.




  1. Образование играет ключевую роль в борьбе с невежеством, стереотипами и неправильными представлениями о различных религиях. Государству также следует принимать более действенные меры для обеспечения гарантий свободы совести и религиозных отправлений, поощрять распространение знаний о религиях, активизировать диалог с религиями и между ними, и оказывать поддержку социокультурной религиозной деятельности.




  1. Школа занимает центральное место в образовательном процессе, формировании критического образа мышления будущих граждан и проведении межкультурного диалога. В ней закладываются основы толерантного поведения, основанного на уважении достоинства каждого человека. Обучение детей истории и философии основных религий в спокойной и объективной манере, проявление уважения к ценностям, воплощаемым в Европейской конвенции о правах человека, поможет эффективно бороться с фанатизмом. Чрезвычайно важным является осмысление истории политических конфликтов, развязанных во имя религии.




  1. Знание религий является неотъемлемой частью знания истории человеческой цивилизации. И это совершенно иное, чем исповедание определенной религии и соблюдение религиозных обрядов. Даже в государствах, в которых явно доминирует одна религия, следует обучать происхождению всех религий, а не отдавать предпочтение единственной религии или поддерживать прозелитизм.



  1. В Европе параллельно сосуществует несколько различных ситуаций. В целом,  системе образования - и особенно государственным школам в так называемых секуляризованных странах - не выделяется достаточных средств для обучения основам религий, или - в странах, где существует государственная религия, а также в религиозных учебных заведениях - обучение сфокусировано только на одной религии. В некоторых странах введен запрет на демонстрацию или ношение религиозных символов в учебных заведениях. Эти положения были сочтены соответствующими Европейской конвенции о правах человека.




  1. К сожалению, повсюду в Европе ощущается дефицит преподавателей, обладающих достаточной квалификацией для того, чтобы проводить сравнительный обзор различных религий, поэтому, чтобы решить проблему, необходимо открыть Европейский учебно-педагогический институт (по крайней мере для подготовки преподавателей для школьных учителей), который мог бы использовать опыт ряда институтов и факультетов в различных государствах-членах, которые в течение долгого времени занимались изучением и преподаванием сравнительного религиоведения.




  1. Совет Европы отводит образованию ключевую роль в строительстве демократического общества, но изучению религий в школах еще не уделяется должного внимания.




  1. Кроме того, Ассамблея отмечает, что три монотеистические библейские религии имеют общее происхождение (от Авраама) и разделяют многие ценности с другими религиями, и что ценности, поддерживаемые Советом Европы, произросли из них.




  1. В соответствии с вышеизложенным Ассамблея рекомендует, чтобы Комитет Министров:




    1. изучил возможные подходы к обучению основам религий в начальной и средней школе, например, с помощью базовых модулей, которые затем должны быть адаптированы к различным образовательным системам;

    2. оказывал поддержку обучению основам религии как в ходе первоначального обучения, так в системе повышения квалификации, с соблюдением принципов, изложенных в предыдущих пунктах;

    3. рассмотрел вопрос об открытии Европейского учебно-педагогического института по сравнительному изучению религий.




  1. Ассамблея также рекомендует, чтобы Комитет Министров призвал правительства государств-членов обеспечить обучение основам религии в государственных начальных и средних школах на основе, в частности, следующих критериев:

    1. целью такого обучения должно стать ознакомление учащихся с религиями, исповедуемыми в их собственной стране и соседних государствах, заставить их осознать, что все люди обладают одинаковым правом верить, что их религия есть «истинная вера», и что другие люди, исповедующие другую религию, или являющиеся атеистами, как представители человеческого рода ни чем не отличаются от них;

    2. программа обучения должна включать в себя абсолютно объективную историю основных религий наравне с выбором придерживаться атеистического мировоззрения;

    3. программа должна вооружать молодежь знаниями, которые позволят ей чувствовать уверенность в себе при соприкосновении с религиозным фанатизмом;

    4. она не должна нарушать границу между культурной и религиозной сферами, даже если это касается стран с государственной религией. Это не насаждение веры, а стремление дать молодежи понять, почему религии являются источником веры для миллионов;

    5. 14.5. преподавателям религиозных дисциплин необходима специальная подготовка. Речь следует вести о преподавателях гуманитарных дисциплин. Однако специалисты в других областях тоже могут быть назначены ответственными за обучение религии.

    6. 14.6. государство должно проявлять заботу о подготовке преподавателей и утверждать учебные программы, которые должны быть адаптированы к специфике страны и возрасту учащихся. Разрабатывая эти программы, Совет Европы будет консультироваться со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с представителями религиозных конфессий.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница