Справка о состоянии законности муниципального нормотворчества в Батецком районе Новгородской области, итогах проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в 2015 году



Скачать 78.87 Kb.
Дата05.11.2016
Размер78.87 Kb.


СПРАВКА

о состоянии законности муниципального нормотворчества в Батецком районе Новгородской области, итогах проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в 2015 году

« 01 » декабря 2015 года г. Великий Новгород


В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

На территории Батецкого района расположены 4 муниципальных образования: Батецкий муниципальный район, 3 сельских поселений (Батецкое, Мойкинское, Передольское сельские поселения). Администрация Батецкого сельского поселения упразднена, ее обязанности исполняет Администрация Батецкого муниципального района.

Прокуратурой области проанализирована работа органов местного самоуправления и прокуратуры Батецкого района в сфере нормотворчества.

По результатам анализа установлено, что должное взаимодействие между прокуратурой района и органами местного самоуправления обеспечивается не всегда. Организация работы носит спонтанный характер. Необходимые правовые акты, регламентирующие порядок разработки проектов нормативных правовых актов, процедуру их согласования с органами прокуратуры, предоставления в прокуратуру проектов и принятых нормативных правовых актов для их изучения, проведения антикоррупционной экспертизы, не приняты. Должностные лица, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы, взаимодействие с органами прокуратуры, соблюдение порядка предоставления нормативных правовых актов и их проектов в прокуратуру не назначены. Таким образом, на момент проверки (октябрь 2015 года) решение межведомственного совещания по проблемам взаимодействия прокуратуры Новгородской области и органов местного самоуправления от 18 мая 2011 года исполнено не было.

В 2015 году в прокуратуру Батецкого района для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы поступило 295 проектов нормативных правовых актов, 278 принятых нормативных правовых актов.

Количественные показатели в 2015 году значительно снизились по сравнению с 2014, 2013 годами (422- проектов, 422 – принятых НПА и 424- проектов, 424 – принятых НПА соответственно).

В то же время несмотря на незначительные статистические показатели, обеспечение 100 % поступления проектов и принятых нормативных правовых актов в прокуратуру района, анализ проектов и принятых нормативных правовых актов, актов прокурорского реагирования свидетельствует о том, что органами местного самоуправления мониторинг законодательства не проводится. Обмен информацией между органами местного самоуправления и прокуратурой Батецкого района о необходимости разработки нормативных правовых актов не осуществляется.

Так, в феврале 2015 года прокуратурой Батецкого района опротестованы административные регламенты органов местного самоуправления, регулирующие вопросы осуществления жилищного и земельного контроля.

Однако федеральный закон, внесший изменения в перечень вопросов местного значения принят 27 мая 2014 года (Федеральный закон от 27 мая 2015 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), областной закон – 23.10.2015 года (областной закон от 23.10.2014 № 637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения»). Федеральный и областной законы вступили в силу с 01 января 2015 года. Однако органами местного самоуправления своевременно нормативные правовые акты не приняты, прокуратурой района информация о необходимости их принятия в 2014 году в органы местного самоуправления не направлялась.

В связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» 13.02.2015 года принесен протест на порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления Передольского сельского поселения, и членов их семей на официальном сайте Администрации Передольского сельского поселения и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденный решением Совета депутатов Передольского сельского поселения от 27.01.2015 № 239-СД. Однако на момент принятия решения федеральный закон уже вступил в силу (с 01.01.2015 года).

Программный продукт ООО «Консультант» - информационная база СС Мониторинг законодательства Новгородской области органами местного самоуправления не используется.

В нарушение требований Федеральных законов от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в органах местного самоуправления антикоррупционная экспертиза не проводится вообще (представительные органы всех муниципальных образований, Администрации сельских поселений).

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов правовыми актами органов местного самоуправления сельских поселений не определен. Положения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на момент проверки содержали только ссылку на коррупциогенные факторы и требовали внесения изменений с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года № 732 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы» (Постановление Администрации Передольского сельского поселения от 22.04.2010 № 22, решение Совета Передольского сельского поселения от 02.09.2011 №50-СД, постановление Администрации Мойкинского сельского поселения от 10.02.2011 № 14).

Постановление Администрации Батецкого муниципального района от 04.12.2009 № 762 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных актов) Администрации муниципального района» принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 196, которое признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Необходимые изменения внесены в нормативные правовые акты только в ноябре 2015 года по указанию аппарата прокуратуры области.

Остается нерешенной проблема участия представителей прокуратуры в заседаниях представительных органов местного самоуправления.

Так, не обеспечено участие в заседаниях советов депутатов Передольского сельского поселения (22.09.2015, 24.09.2015) – прокуратура района о дате заседания Совета уведомлена не была, Батецкого сельского поселения (27.05.2015, 08.09.2015, 16.09.2015, 21.09.2015).

Не обеспечено участие в работе постоянно действующих депутатских комиссиях.

В нормативных правовых актах, определяющих порядок деятельности представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, не закреплены положения, регламентирующие присутствие на заседаниях представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления представителей органов прокуратуры; в том числе их участие в рассмотрении данными органами внесенных документов прокурорского реагирования (решение межведомственного совещания по проблемам взаимодействия прокуратуры Новгородской области и органов местного самоуправления от 18 мая 2011 года).

В регламентах работы представительных органов местного самоуправления Батецкого района порядок рассмотрения протестов прокурора района определен с нарушением требований статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (решение Совета Передольского сельского поселения от 22.09.2015, решение Совета Мойкинского сельского поселения от 25.09.2015, решение Думы Батецкого муниципального района от 14.12.2005).

Прокуратура не участвует в формировании планов (программ) нормотворческой работы органов местного самоуправления. Предложения о разработке нормативных правовых актов для включения в такие планы (программы) не направляет.

Прокурор района наделен правом правотворческой инициативы. В 2015 году право правотворческой инициативы реализовано 6 раз (в 2014 году – 2).

Уставы муниципальных образований Батецкого района требуют внесения изменений в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2015 году. В настоящий момент работа не ведется.

На основании изложенного предлагаю:



1. Главе Батецкого муниципального района организовать проведение совещаний с участием органов местного самоуправления поселений района и представителей прокуратуры Батецкого района по вопросам правоприменения и надзорной деятельности прокуратуры района за соблюдение органами местного самоуправления федерального законодательства, в том числе в сфере противодействия коррупции.

2. Органам местного самоуправления Батецкого района:

2.1. С использованием программного продукта ООО «Консультант» - информационной базы СС Мониторинг законодательства Новгородской области провести сверку нормативных правовых актов органов местного самоуправления с действующим федеральным законодательством. Принять меры по устранению пробелов в нормативном регулировании деятельности органов местного самоуправления.

2.2. Привести Уставы муниципальных образований в соответствие с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в дальнейшем проводить работу по приведению Уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством на постоянной основе.

2.3. Принять нормативные правовые акты либо регламентировать в действующих актах порядок разработки проектов нормативных правовых актов, процедуру их согласования с органами прокуратуры, предоставления в прокуратуру проектов и принятых нормативных правовых актов для их изучения, проведения антикоррупционной экспертизы.

2.4. Назначить должностных лиц, ответственных за разработку проектов нормативных правовых актов, их соответствие действующему законодательству, проведение антикоррупционной экспертизы, взаимодействие с органами прокуратуры, соблюдение порядка предоставления нормативных правовых актов и их проектов в прокуратуру.



3. Прокуратуре Батецкого района:

3.1. Провести проверку нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок организации работы представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Принять меры прокурорского реагирования по фактам неисполнения федерального законодательства.

3.2. Проанализировать принятые в 2015 году федеральные и областные законы. По результатам анализа внести предложения по формированию планов (программ) нормотворческой работы органов местного самоуправления.

4. Прокуратуре Батецкого района и органам местного самоуправления Батецкого района:



4.1. Провести семинары с муниципальными служащими по вопросам правовой и антикоррупционной экспертизы.

4.2. Проводить мониторинг федерального и регионального законодательства и использовать его результаты для своевременного приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с изменившимся законодательством и устранения пробелов в правовом регулировании.


Старший помощник прокурора области

по взаимодействию с представительными

(законодательными) и исполнительными

органами области, органами местного



самоуправления
советник юстиции Н.Е. Захарова



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница