Специфика здоровьесберегающей среды Елена Александровна Серафин, директор мдоу «Детский сад №26 комбинированного вида»



Скачать 121.89 Kb.
Дата09.05.2016
Размер121.89 Kb.
Специфика здоровьесберегающей среды

Елена Александровна Серафин, директор МДОУ «Детский сад

№ 26 комбинированного вида»

МДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» включает в себя три дошкольных учреждения, расположенных в одном микрорайоне.

Учреждение обеспечивает воспитание и обучение детей в возрасте с 1,5 до 7 лет. Согласно проекта в детских садах функционируют: д/с 23 – 5 групп, д/с 24 – 11 групп, д/с 26 – 12 групп; из них 6 групп раннего возраста, 22 группы – дошкольного (1 группа старшего дошкольного возраста – компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи). Списочный состав детей 520 человек; наполняемость групп: ранний возраст – 15 человек, дошкольный – 20, группа компенсирующей направленности – 10, что соответствует лицензионным требованиям.

Одной из задач образовательной программы, реализуемой в МДОУ, является охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни, а также физическое и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Задача охраны и укрепления здоровья, физического развития детей пронизывает деятельность всех специалистов МДОУ, являясь составной частью их должностных обязанностей.

Реализация данных задач предполагает соблюдение следующих условий:


  • проведение лечебно-профилактических мероприятий;

  • обеспечение психологической безопасности личности ребенка;

  • оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса;

  • формирование представлений о себе, о своем организме, о своем здоровье.

1. Профилактическая работа

В учреждении для проведения профилактической работы имеется и в полной мере реализуется согласованный с МО «Городская больница № 3» план, в который включены разделы: профилактика простудных (гриппа и ОРВИ), кишечных, йоддефецитных заболеваний; планы профилактических прививок детей, противоэпидемической работы, план-график прохождения предварительных и плановых осмотров сотрудников.

Дети в дошкольных учреждениях распределены по группам здоровья. В возрастных группах педагогами ведутся листы здоровья, где отражены сведения об антропометрических измерениях и отклонениях в здоровье детей.

Дети, состоящие на диспансерном учете у специалистов, занесены в специальный журнал. Профилактические мероприятия проводятся согласно индивидуальным графикам. Благодаря такой работе, обострений хронических заболеваний не наблюдается, нет также роста диспансерной группы детей.

В перечень оздоровительных услуг, оказываемых детям в МДОУ, входят:


  • гигиенические процедуры;

  • занятия физкультурой (в зале и на воздухе);

  • подвижные игры;

  • спортивные праздники и развлечения;

  • лечебная физкультура (д/с 26);

  • дыхательная гимнастика;

  • витаминизация пищи;

  • кварцевание;

  • аэроинопрофилактика (увлажнение и ионизация воздуха) во время проведения воспитательно-образовательных мероприятий;

Медицинские услуги включают:

  • профилактические прививки;

  • антропометрические измерения детей;

  • контроль осанки;

  • систематические осмотры детей по показателям здоровья.

Профилактические мероприятия включают в себя луко-, чеснокотерапию в эпидемический период, полоскание ротовой полости после каждого приема пищи, закаливание, прогулки на свежем воздухе, проветривание, сон без маек и т.д.

В МДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» своевременно проводится вакцинопрофилактика детей и сотрудников.

Результаты вакцинации сотрудников за 2008-2010г.:

Показатели

2008

2009

2010

ПКЭ, %

97

95

97

АДС-м, %

100

100

100

Грипп, %

100

100

100

Корь, %

100

100

100

Краснуха, %

100

100

100

Гепатит А, %

100

100

100

Гепатит В, %

100

100

100

Из данных таблиц наглядно видно, что уровень вакцинопрофилактики сотрудников на протяжении 3 лет остается стабильным, что способствует снижению количества больничных листов в эпидемиологические периоды.

Результаты вакцинации детей за 2008-20010г.:


Показатели

2008

2009

2010

ПКЭ, %

95

95

93

АКДС, %

100

100

100

Грипп, %

90

93

50*

Корь, %

100

100

100

Паротит, %

100

100

100

Краснуха, %

100

100

100

Гепатит А, %

100

100

100

Гепатит В, %

100

100

100

БЦЖ, %

100

100

100

Реакция Манту, %

100

100

100

* начало вакцинации (данные на 18.10.2010)

Данные цифры наглядно показывают снижение показателя вакцинации по таким заболеваниям как клещевой энцефалит и грипп при том, что дети большую часть времени проводят в детском коллективе. Несмотря на желание родителей видеть ребенка здоровым, появились случаи полного отказа от вакцинации детей.

Организованная в учреждении лечебно-профилактическая работа способствует стабилизации и сохранению уровня позитивного здоровья дошкольника.

К сожалению, на сегодняшний день мы столкнулись с проблемой ограниченных возможностей профилактики заболеваний дошкольников: минимизация использования витаминов (витаминизация третьего блюда, йодированная соль, витаминизированный хлеб, зелень).



2. Обеспечение психологической безопасности ребенка

Обеспечение психологической безопасности ребенка мы связываем с психофизическим здоровьем и эмоциональным благополучием ребенка, с организацией среды, в которой он живет и воспитывается, стилем общения, распорядком дня, что обеспечивает бережное отношение к нервной системе дошкольника.

Так пребывание ребенка в детском саду определяет режим дня и расписание занятий, в которых отражено не только распределение умственной и физической нагрузок в течение дня, но и сезонность. Так, например, гибкий режим дня, реализуемый в группе раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации исключает специально организованные формы обучения, отличается насыщенностью форм совместной деятельности, что обеспечивает стабильно высокий процент детей (даже 1,5-годовалого возраста) с легкой степенью адаптации к условиям детского сада (2008г. – 68 %; 2009г. – 73%; 2010г. – 70%).

Педагоги ДОУ внимательно следят за соблюдением баланса между разными видами активности детей. На занятиях с умственной нагрузкой используют физкультурные минутки и паузы, ритмические и танцевальные движения, подвижные игры, а на двигательных занятиях – словесные, хороводные, малоподвижные игры, упражнения на релаксацию. Для профилактики утомления отдельных детей используется уменьшение общей нагрузки.

Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника включает в себя и доброжелательный стиль общения взрослого с ребенком. Дети – партнеры взрослых в играх, занятиях, труде, поисковой деятельности. Все взрослые стремятся установить с детьми доверительные отношения, поддержать в группе спокойную жизнерадостную обстановку. Во взаимодействии с детьми применяется такой прием, как ориентация на успех, что повышает уверенность ребенка в своих силах и позволяет реализовать право на ошибку. Этому же способствует создание ситуации успеха, включение в работу с детьми «дерева достижений». Все это позволяет отмечать малейшие продвижения каждого ребенка, укреплять позиции его собственных возможностей, воспитывать радость не только за свои успехи, но и за успехи сверстников.

Решению задач оздоровления детей способствует также организация развивающей среды, обеспечивающей ребенку чувство психологического благополучия и комфорта. С этой целью во всех группах д/садов созданы и оборудованы уголки, где ребенок может уединиться от других детей группы («Радуга» - № 23, 24); уголок семьи, где ребенок может посмотреть фотографии своих родных («Детство» - № 26); центры отдыха, в которых дети могут восстановить свои силы, ощутить чувство защищенности и безопасности, «личные уголки» - персональные места для хранения личных вещей. (фото)

Для обеспечения психологической безопасности ребенка и организации здоровьесберегающего пространства в МДОУ выполняются требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям: педагогические (созданы условия для индивидуальной и групповой деятельности детей, их участия во всех видах детской деятельности, с учетом возраста, интересов и потребностей), эстетические (оформление помещений соответствует назначению, присутствует современное материальное оснащение) и гигиенические (соответствие площади количеству детей, безопасность игрового оборудования, эмоциональная насыщенность цветовой среды помещений, подбор мебели в соответствии с ростом детей).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса

Структура специально организованных форм обучения составлена в соответствии с Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.1.2660 – 10) п.12.10. «Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям», что обеспечивает охрану здоровья и психо-эмоционального состояния дошкольников. Степень утомления воспитанников, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения. Режим обучения – с сентября по май (группа компенсирующего вида – с октября по май). Методы обучения целиком и полностью зависят от возрастных особенностей детей: в группах раннего и младшего дошкольного возраста – игровые; старшего дошкольного возраста – практико-деятельностные, создание практических ситуаций.

В течение дня педагогами используются:


  • разнообразные формы работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей в режиме дня (логоритмика, рассматривание макетов, игры-демонстрации, коллективное чтение, обсуждение примеров здорового и нездорового образа жизни и т.д.);

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул и летний период);

  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);

  • физкультурные занятия всех типов и видов в зале и на улице;

  • оптимальный двигательный режим.

Кроме традиционной двигательной деятельности детей, которая входит в систему физкультурно-оздоровительной деятельности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия), мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

  • пятиминутки здоровья;

  • двигательные переменки между занятиями;

  • проведение дней здоровья;

  • физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.

Коррекционная деятельность заключается в работе с детьми:


  • отстающими в основных видах движения;

  • имеющими нарушения осанки и плоскостопие (или склонность к ним).

Основное условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детском саду – системная работа, включающая оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Развивая социальное партнёрство, наше дошкольное учреждение как открытая образовательная система осуществляет взаимодействие с городскими учреждениями здравоохранения, физической культуры и спорта. Традицией стали малые олимпийские игры, дружеские встречи со спортсменами ОАО «Динур».

Говорить о реализации в образовательном учреждении здоровьесберегающей педагогики можно только тогда, когда забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива: активная жизненная позиция сотрудников, их участие в спортивных мероприятиях – яркое тому подтверждение. (фото профсоюз)

4. Формирование валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания

В настоящее время вопросы организации и обучения детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности, воспитания у них валеологических навыков и умений являются особо актуальными в комплексной проблематике здоровья, поскольку позволяют дошкольникам самостоятельно решать задачи, связанные с безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи. Дети учатся приёмам расслабления, аутотренингу, получают знания о полезных и вредных растениях и т.п. В каждой группе проводится цикл бесед на тему «Мое здоровье», «Как устроено мое тело», «Как ухаживать за моим телом», на которых дети учатся осознавать ценность здоровья, знакомятся с элементарными правилами безопасного стиля жизни.



Реализуя здоровьесберегающее направление, мы формируем у дошкольников установку на здоровье как на важную жизненную ценность.

Технология «Безопасность» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) помогает нам формировать у дошкольников:



В младшем дошкольном возрасте:

  • развитие представлений о своем внешнем облике, знакомство со схематическим изображением тела; освоение проживания;

  • развитие умения понимать эмоции других людей, ориентируясь на мимику и пантомимику;

  • развитие способности к сопереживанию, умению проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям;

  • развитие положительного отношения к себе и к своему имени;

  • развитие представлений детей о принадлежности к женскому или мужскому полу, особенностях поведения мальчиков и девочек;

  • развитие представлений о себе и о своей семье.

В старшем дошкольном возрасте:

  • закрепление пройденных тем в младших и средней группе на занятиях и в свободной деятельности;

  • развитие представлений о своем теле:

а) органы чувств;

б) опорно-двигательная система;

в) внутренние органы;


  • на занятиях по физической культуре беседы и пояснения о пользе и влиянии на организм физических упражнений;

  • правила первой помощи.

Для самостоятельного решения дошкольниками задач, связанных с безопасным поведением, наработан банк образовательных ситуаций, способствующих формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. В работе с детьми используются планы мероприятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения:
- по профилактике травматизма среди воспитанников;
- по обеспечению безопасного пребывания детей на льду;
- по противопожарной безопасности;
- по безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации;
- по действиям для заблудившихся в лесу, парке, на окраине города (азбука АУ).

Таким образом, проделанная работа дала не узкий результат – «формирование представлений о здоровом образе жизни», – а вывела к комплексному подходу формирования основ безопасной жизнедеятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.


Проанализировав состояние работы в МДОУ в соответствии с требованиями, не смотря на полученные позитивные результаты, был выявлен ряд противоречий:

  • между систематичной и последовательной работой педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и фактическими данными уровня реального здоровья ребенка;

  • между новыми требованиями к организации здоровьесберегающей деятельности в условиях МДОУ и наличием объективных факторов, тормозящих реализацию ее отдельных направлений (санитарно-гигиенических, профилактических и др.);

  • между необходимостью интенсивного вовлечения родителей воспитанников в качестве единомышленников в профилактико-оздоровительный процесс и несформированностью степени их заинтересованности в данном вопросе.

Противоречия позволили определить основную проблему, на решение которой будет направлена дальнейшая деятельность по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а именно: рационализация процесса управления посредством проведения дней диагностики, регулирования и коррекции здоровьесберегающей деятельности.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница