Современность музыки И. С. Баха



Скачать 61.89 Kb.
Дата07.11.2016
Размер61.89 Kb.
Методическая разработка урока по музыке в 8 классе

учителя Сачковой С.К.

гимназии № 397 им. Г.В. Старовойтовой

Кировского района Санкт – Петербурга



Тема урока: Современность музыки И.С.Баха

Цель урока: Формирование высокого музыкального вкуса

учащихся
Задачи: - Углубление понятия «Музыкальный стиль».

Понятие «Баховский стиль в музыке»;
- Развитие аналитических способностей учащихся

в сравнении музыкальных стилей разных эпох;


- Воспитание музыкальной культуры как части

общекультурного «самостоянья» человека



Оборудование: Видеомагнитофон с приставкой для DVD

дисков, магнитофон, диски CD, нотная запись

мелодии песни П.Сигера «We shall over come» на

доске, текст этой песни на столе у каждого ученика.


Тип урока: Комбинированный
Ход урока:

1.Организация урока.

  • Музыкальное приветствие.

После приветствия учитель напоминает, что верный ответ на вопрос учителя в ходе урока равняется одной ноте на нотном стане, и каждый ученик может получить оценку «отлично», если на нотном стане (на доске) напротив его фамилии зазвучит трезвучие (аккорд из трёх звуков) или оценку «хорошо», если зазвучит интервал (два звука).

2.Слушанье музыки.

Учитель просит учащихся послушать музыкальное произведение.



  • Звучит музыка (Токката и фуга ре минор И.С.Баха).

-Что это за музыка? Кто её автор? (Это музыка И.С.Баха)

-Как вы определили, что это музыка Баха? (Орган, полифоническая музыка)

На экране – портрет И.С.Баха и цитата из стихотворения

Л. Болеславского «Токката»:



О, грянь, орган, над головой

И каждого, как светом в полдень,

Навек духовностью наполни

В век бездуховный и слепой



- Сколько произведений прозвучало: одно или два? (Два)

- Как вы узнали?

(Они разные по характеру, темпу, кроме того, в первом произведении больше ощущается гомофонный склад музыки, вовтором – полифонический.)



  • Повторение материала 6 класса, понятия «музыкальный склад»

- Первое произведение – «Токката».

Учитель поясняет значение слова «токката» и особенности этого жанра. Запись на доске (учащиеся – в тетрадях):



! Токката – виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов, выдержанная в быстром, чётко ритмованном движении.

-Второе произведение - фуга. Что такое фуга?

  • Повторение материала 6 класса. Учащиеся объясняют своими словами. Запись на доске (учащиеся – в тетрадях):

! Фуга – многоголосное произведение, основанное на проведении одной, двух, трёх тем во всех голосах по определённому плану.

ещё раз и проследить за развитием музыки.

-По какому принципу - интонационного сходства или контраста строится произведение? (Ответы учащихся после прослушивания)

-В основе музыкального произведения - интонационное сходство.

Развертывание одной мысли, одной идеи – характерная черта

фуг Баха. Учитель обращает внимание на то, что главное в музыке Баха – её внутреннее содержание. Сущность музыки Иоганна Себастьяна Баха - в глубочайшей человечности,
самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своей музыке Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке. Это музыка возвышающая, «распрямляющая» человека. «Баховский стиль в музыке» можно назвать готикой музыкального искусства. Вот что писал композитор Бернстайн в книге «Музыка - всем»:


(На экране портрет композитора Бернстайна и цитата из его книги):

«Музыка его (Баха) не столь драматична как музыка

Брамса или Чайковского, потому что вся музыка 19 века

построена на принципе контраста, а у Баха его нет.

Бах имеет дело с одной идеей, темой, мыслью».

- А существовало ли во времена Баха понятие музыка «легкая» и «серьёзная»? (Ответы учащихся: «Да, существовало!»)

-Как называется это произведение? («Шутка»)

  • Повторение материала 6 класса.

-Это произведение написано в «легком» жанре? (Да)

- Хорошо сказано о «лёгком» и «серьёзном» в творчестве великого немецкого композитора в книге Кабалевского «Про 3-х китов и многое другое».

(На экране портрет композитора Кабалевского и цитата из его книги):



«Он (Бах) действительно был очень серьёзным

музыкантом, но никогда не был музыкантом скучным!»
- Как вы думаете, близка ли музыка Баха современному поколению? (Ответы учащихся)

- Чем объяснить популярность его музыки и тягу к ней в наши дни? (Ответы учащихся)

Творчество Баха – высшая точка расцвета полифонии в Европе. После смерти этого великого немецкого композитора его творчество было забыто на 100 лет. Композитор Мендельсон вернул музыке Баха былую славу. В наши дни на концерты «Баховской музыки», особенно органной, очень сложно достать билеты.

- Подскажите, в каких концертных залах нашего города мы можем послушать эту музыку? (Ответы учащихся)
3.Музыкально-оценочная пауза.

  • Учитель исполняет на фортепиано то количество аккордов и интервалов, которое «заработали» учащиеся на этом этапе урока. Называет фамилии учащихся, которые получили оценки.


4.Разучивание песни.

- Как вы думаете, какое произведение Баха прозвучало бы в следующих обстоятельствах?

После просмотра учитель повторяет свой вопрос:

- Какая музыка прозвучала бы – «серьёзная» или «легкая»?

(Серьёзная)



  • Звучит песня Пита Сигера «Всё преодолеем» на CD диске или в исполнении учителя.

Учитель предлагает разучить песню и обращает внимание на средства музыкальной выразительности во время разучивания.

- Какой характер мелодии? (Мелодия напевная, широкая, в ней чувствуется сила, внутренняя уверенность, собранность)

- Определите, в каком ладу написана песня? (В мажорном ладу)

Несмотря на внешнее несходство сочинений Баха и Сигера,

учитель ставит перед школьниками задачу:

- Найдите то общее, что объединяет по внутреннему

содержанию органную токкату и фугу Баха с песней Сигера?

(Оба этих произведения помогают людям ощутить в себе чувство собственного достоинства, стремление к правде, справедливости, благородству и т.д.)


Разучивание мелодии и работа над двухголосьем проводится с опорой на нотную запись на доске, текст на англ.языке (на столе у каждого).

При разучивании следует добиваться компактного звучания хора, избегать форсированного звука, стремиться к активности дыхания и четкой дикции, пропеванию длинных звуков в конце фраз, одновременному окончанию слов с закрытым слогом.

На этом уроке разучиваем 1-2 куплета песни. После разучивания можно задать еще один вопрос:



- Вы правильно отметили, в чем схожесть токкаты и фуги

Баха и песни Сигера. А что же их отличает? (Этот вопрос можно задать ребятам для размышления дома, как домашнее задание)

(Произведения написаны в разных жанрах, у них разный музыкальный склад: гомофонно - гармонический, полифонический, музыка Баха виртуозна и масштабна, П.Сигера – проста и лаконична и т.д.)


5.Музыкально-оценочная пауза.

  • Учитель исполняет на фортепиано то количество аккордов и интервалов, которое «заработали» учащиеся на этом этапе урока. Называет фамилии учащихся, которые получили оценки.


6.Исполнение выученного материала песни «Всё преодолеем» всем классом, стоя.

  • Учащиеся поют 1 куплет песни (Учитель оценивает исполнение.)


7.Итог урока.

- Современна ли музыка И.С.Баха? Чем она близка нам?

(Ответы учащихся)



  • Учитель исполняет на фортепиано все аккорды и интервалы, которые «заработали» учащиеся на уроке. Выставляет оценки в журнал и дневники, благодарит ребят за урок.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница