Современному театру современная опера



страница1/5
Дата09.11.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4   5
Круглый стол “СОВРЕМЕННОМУ ТЕАТРУ – СОВРЕМЕННАЯ ОПЕРА”

8 апреля 2012

клуб «Мастерская»
Ведущий: Дмитрий Ренанский

Участвуют: Василий Бархатов, Юлия Бедерова, Екатерина Бирюкова, Леонид Десятников, Андрейс Жагарс, Дмитрий Курляндский, Ольга Манулкина, Сергей Невский, Дмитрий Ренанский

ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ, музыкальный критик

Основной причиной, побудившей нас провести эту встречу было то, что, несмотря на определенную жизнь современной оперы в России и некоторую идентификацию ситуации в этом направлении, никакого социального или профессионального дискурса относительно современной оперы не происходит.

Очень показательно, когда этот круглый стол планировался в декабре 2011 года после известных декабрьских московских событий на интернет-портале Openspace.ru появился текст композитора Александра Маноцкова, в котором среди прочего содержалась такая страстная тирада: «Когда камерный театр заказывает мне оперу на либретто Максима Курочкина и Владимира Мирзоева – это никого не интересует. А получил по башке – это, оказывается, важно».

На самом деле эта ситуация принципиальная, потому что это некий маркер того, что, с одной стороны все мы понимаем существующую проблему с современным композиторским оперным театром и, с другой стороны, мы не говорим об этом.

Сегодняшняя встреча происходит потому, что назрела потребность в осмыслении текущей ситуации. Насколько я понимаю, это будет одна из первых попыток подобного анализа опыта существования оперы на современной российской сцене.
Для начала я бы предложил вспомнить текущие и наиболее принципиальные вехи истории современной оперы в России за последние годы.

ЮЛИЯ БЕДЕРОВА, музыкальный критик

Сузим календарно и возьмем последнее десятилетие. Начнем строго с 2000-го года. Первое событие, которое можно вспомнить, это 2001 год, опера «Царь Демьян». Сразу понятно, что начиная разговор о некоторых событийных моментах в истории оперных постановок за последние десять лет, мы сразу начинаем с события вполне себе не ортодоксального. Опера была написана коллективом автором. Речь идет о пяти композиторах. Это - Ираида Юсупова, Владимир Николаев, Леонид Десятников, Вячеслав Гайворонский и ТПО "Композитор" с участием Петра Поспелова, который одновременно является и инициатором и управляющим в этом коллективном произведении. Премьера имела вполне очевидные проектные основания. Никто даже не предполагал создавать репертуарный продукт, который бы существовал в рамках репертуарного театра. Это была совершенно разовая история, подготовленная для фестиваля Валерия Гергиева «Звезды Белых ночей». И собственно сам оперный жанр был здесь в большой степени фигурой речи.

Важно, что премьера была реализована «под шапкой» Мариинского театра. Однако, была показана на сцене Малого драматического театра Льва Додина. Нехитрая манипуляция с местом позволила говорить о премьере Маринки, реально же театр избежал премьеры, сделав вид, что является заказчиком, хотя, на самом деле, был покупателем продукта.

Дальше мы перескакиваем довольно сильно. По крайней мере, если мы ведем разговор о двух столицах, то попадаем сразу же в 2005 год и вспоминаем оперу Леонида Десятникова и Владимир Сорокина и предложенного Большим театром режиссера Эймунтаса Някрошюса «Дети Розенталя». Это самое масштабное и репертуарно убедительное событие в обсуждаемом ряду. Определенно, Большой театр пошел дальше других. И даже некоторые событийные декорации – мы помним некоторые протесты – превратили премьеру в то, чем она и должна быть – в событие искусства, а не просто факт. Событие, составляющее, определяющее и формулирующее смыслы реальной жизни.

Это было придумано как «обменный проект» - опера Леонида Десятникова должна и была поставлена в Большом театре, опера Владимира Мартынова планировалась к постановке в Мариинском театре. Постановка оперы Мартынова «Vita Nova» не состоялась, поскольку один из фигурантов этого обменного проекта, придуманного продюсером Эдуардом Бояковым, отказался принимать участие в этой истории. В концертном исполнении в Москве был представлен ее небольшой кусочек. Собственно и сам композитор, как выяснилось, был не так сговорчив в плане учитывания каких-либо интересов театра, публики и ситуации. В результате премьера оперы состоялась в Лондоне в концертном исполнении. Руководил исполнением Владимир Юровский. До России докатилось эхо героизма и скандала.
Дальше мы опять делаем большой шаг и попадаем сразу в 2008 год. Два события в Мариинском театре. Это сценическая версия оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина, концертная премьера которой состоялась за год до этого, и премьера оперы «Братья Карамазовы». Тут я не могу не процитировать реплику композитора Бориса Филановского по поводу этой оперы: «Вот она, настоящая опера в представлении отечественных опероманов: набор более-менее приятных музыкальных номеров, объединенных знакомым сюжетом». Формулировка агрессивная, но, согласимся, довольно верная. Она может задать нам какое-то направление для осмысления.

Если говорить о Достоевском, я бы вспомнила еще одну премьеру, которая состоялась намного раньше, еще в 90-е годы и вообще не в России, а в Германии. Это опера Владимира Кобекина «НФБ» по роману «Идиот» в постановке Камы Гинкаса. Упоминаю я ее не только потому, что она по Достоевскому. Премьера происходила в контексте, имеющим отношение к России, в контексте русского искусства. Придумал эту затею Алексей Парин, который инициировал русский фестиваль в Германии, где и состоялось это событие. Это была такая выездная сессия российского современного искусства, на тот момент возможного исключительно «там».



ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ

Если говорить о каких-то важных региональных проектах, которые были осуществлены в том периоде, о котором мы говорим, я бы предложил начать с события, которое случилось чуть раньше. Оно прилегает в плане своей важности к «нулевым» и 10-м годам. Это 1998 год, Новосибирск, премьера оперы Владимира Кобекина «Молодой Давид». С этого спектакля пришла громкая слава тогда только начинавшему свой оперный путь Дмитрию Чернякову. И вообще имя Владимира Кобекина должно было бы звучать здесь сегодня не раз, потому на сегодняшний день он является чемпионом среди композиторов по количеству постановок в государственных театрах. Можно вспомнить довольно много его московских спектаклей, среди которых: «Гамлет (датский) (российская) комедия» в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, и оперный диптих «Каприччио в черном и белом» в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского, и прошлогодняя премьера «Принцесса и свинопас» в Театре им. Н. Сац.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница