Современный облик православного храма



Скачать 58.26 Kb.
Дата10.05.2016
Размер58.26 Kb.
Современный облик православного храма
В русской храмовой архитектуре на протяжении веков происходило постоянное обновление художественных стилей, для неё вопрос о новизне никогда не являлся камнем преткновения. В наши дни новое, не являясь сверхцелью, как и прежде способно возникнуть лишь вместе с появлением ярких и убедительных творческих идей, при этом естественность нынешнего обновления пластических форм церковной архитектуры связана и с применением современных материалов и технологий строительства, и с принципиально иными, чем прежде, задачами функциональной организации храмового комплекса и влияния окружающей среды.

Представляется очевидным, что появлению подлинно новаторских решений должен предшествовать неизбежный этап восстановления прерванной традиции храмоздания – возрождение отечественной школы церковного зодчества.

Неизменность церковного предания и заветов храмового зодчества не означает для Церкви отказа от современности, не требует от церковной архитектуры непременного ухода к святой старине. Вера в Творца всяческих предполагает неустанное творчество, искусство выявлять вечное во временном, видеть в новом приоткрывающийся Божий промысел. Православное зодчество не может окаменеть в развитии, иссякнуть среди бездумного подражательства образцам прошлого. В меняющемся мире русский храм призван вновь и вновь утверждать небо на земле, спасительную красоту и веру в душах людей.

Православное храмостроение издревле считалось особым церковным служением, связанным с даром художественного провидения и хранением лучших заветов храмостроительного искусства, являлось богоугодным творчеством, которое противостояло и бездуховным поветриям века сего и бездумному повторению прошлого. Церковная архитектура – наиболее зримая и важная часть церковной культуры, она глубоко связана с народной жизнью, с историей государства. Вновь возводимые церкви должны и сейчас становиться достойным, ярким воплощением нашей культуры и истории.

Образ русского храма разительно менялся со временем, но неизменно сохранял самобытность. Постоянное, естественное обновление художественного языка в церковной архитектуре было противоположно насильственному разрыву с традициями. Что же в храмовом зодчестве оставалось неизменным? Неустанное молитвенное творчество, проповедь христианской веры и спасительной красоты, ощущение святости Дома Божия, пронесённые через века. Сам по себе внешний вид храма, новые архитектурные стили, новые технологии строительства неизбежно вбирают в себя дух времени и при всей их значимости меняются, поскольку не являются самоцелью. Потому православное храмостроение издревле считалось особым церковным служением, связанным с даром художественного провидения и хранением лучших заветов храмостроительного искусства, являлось богоугодным творчеством, которое противостояло и бездуховным поветриям века сего и бездумному повторению прошлого.
Автором было запроектировано несколько храмов с попыткой сделать их современными по внешнему облику.

Первым был проект кафедрального собора в Ашхабаде в конкурсе, проводимом в 1996 году. Учитывая южный регион с теплым климатом, а также отсутствие региональных традиций архитектуры православных храмов, аналогами послужили современные греческие и южнославянские храмы, выполненные с применением монолитного железобетона.

Храм имеет достаточно традиционное объемно-планировочное решение: основной храм крестообразной формы в плане и располагаемые по обеим сторонам входного портика часовня и крестильный храм. Между ними и основным храмом располагаются подсобные помещения и лестницы, ведущие на звонницу и хоры, запроектированные с западной, северной и южной стороны от центральной ячейки. Средняя ячейка основного храма, часовня и крестильный храм имеют традиционное купольное покрытие, а боковые ячейки основного храма имеют покрытие коробовыми сводами.

Несколько нестандартным для современной отечественной храмовой архитектуры является формообразование наружных поверхностей храма. Так часть храма, где размещаются хоры, звонница и лестничные клетки, имеет функционально оправданное пластичное волнообразное покрытие. Световой барабан купольного покрытия центральной ячейки основного храма имеет крупноразмерные проемы прямоугольной формы. Часовня, крестильный храм и боковые ячейки имеют ленточное освещение в верхней зоне.

Традиционными остаются арочные оконные проемы в верхней зоне боковых нефов и на алтарных апсидах. С привычной традицией русского православного зодчества связаны и три малые главы луковичной формы, поставленные над звонницей. С южной традицией связаны открытые балконы, на которые можно попасть с уровня хоров.

Использование бетона в наружных ограждающих конструкциях (что может быть использовано только в южных епархиях) позволило создать пластичные и вместе с тем достаточно аскетичные формы, связанные с технологией монолитного строительства.





Другой экспериментальный проект выполнен на основе аналогов некоторых современных православных храмов, в т.ч. на Новом Валааме (Финляндия) и в Греции. При традиционном архитектурно-планировочном решении крестово-купольного храма для внешнего облика ставилась задача отказаться от арочных форм завершения храма и оконных проемов, что традиционно являлось следствием технологии кирпичной кладки и совершенно необязательно при современных строительных технологиях. Отказ от привычной деталировки фасадных плоскостей с плоскими завершениями привел к особо пристальному вниманию к пропорционированию внешних форм храма. Композиция плана и фасада строится на модуле 2.5 м.

Квадратный в основании план в верхней части имеет крестообразную форму, завершенную квадратом центральной ячейки, круглым световым барабаном с купольным покрытием и шлемовидной главой. Ветви крестообразного верха храма имеют покрытие в виде полусфер. Угловые ячейки квадратной нижней части храма имеют покрытие в виде четверти сферы. Квадратная в плане звонница, располагаемая над притвором, имеет купольное покрытие. Все эти покрытия опираются на круглящиеся основания со световыми проемами прямоугольной формы. Световой барабан центральной главы прорезан многочисленными узкими проемами. Такие же узкие световые проемы прямоугольной формы прорезают верхние зоны стен основного объема храма, а также окружающего храм закрытого гульбища. Вытянутые вертикальные проемы устроены и в стенах прямоугольного объема звонницы.

Просто очерченные плоскости стен храма оживляются рельефными декоративными вставками, обильно покрывают межоконные плоскости светового барабана главы. Перспективный портал входа в храм декоративно подкрепляется подзорами на козырьке и рельефной вставкой под ним.






Третьим опытом современного облика храма был конкурсный проект храма, входящего в состав Российского духовно-культурного центра в Париже. Конкурс проходил в 2010-2011 гг. с участием зарубежных и российских архитекторов. Впервые перед российскими архитекторами была поставлена конкретная задача создания образа русского православного храма, связанного с канонической традицией, но непременно современного по форме.

Автор взял в качестве аналогов архитектуру русских православных храмов из различных эпох, в том числе: Георгиевский собор новгородского Юрьева монастыря, владимирский Дмитровский собор и современный Троицкий собор в Вашингтоне.

Поставленный на круглый подиум основной храм имеет квадратную форму плана с крестообразно выступающими центральными частями, соответствующими расположению опорных частей бесстолпного покрытия храма перекрещивающимися арками.

Прямоугольные плоскости стен снаружи имеют небольшие ниши с полукруглыми завершениями, как в соборе Юрьева монастыря. Вся их поверхность покрыта мраморными тематическими рельефами, наподобие Дмитровского собора во Владимире. С матовой поверхностью рельефов в нишах контрастируют поверхности обводов ниш из полированного мрамора. Световой барабан главы прорезают узкие прямоугольные вытянутые проемы, традиционные для древнерусской храмовой архитектуры. Алтарные апсиды членятся длинными узкими нишами, также покрытыми рельефами с оконными проемами в нижней части. Вытянутые проемы характерны для современных храмов Западной Европы и Америки. Глава и конхи апсид покрыты мозаичными плитками, соответственно - из золотой и серебряной смальты.






Приведенный обзор авторских проектов на тему современного облика православного храма только обозначает ее для продолжения разговора и поиска более убедительных решений. Тогда, может быть и в России где то появится не совсем обычный для восприятия храм, который, как известный православный храм в Гайновке (Польша) станет местной достопримечательностью и стартом для дальнейших поисков образа православного храма 21 века.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница