Современные иммиграционные процессы в странах евросоюза



Скачать 312.32 Kb.
Дата13.11.2016
Размер312.32 Kb.
На правах рукописи

Небываева Евгения Ильинична



СОВРЕМЕННЫЕ ИММИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА (ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ)

Специальность 23.00.02 –

политические институты, этнополитическая

конфликтология, национальные и политические

процессы и технологии

Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук



Москва – 2009

Диссертация выполнена на кафедре российской политики

факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.




Научный руководитель
Официальные оппоненты:

Ведущая организация:



кандидат философских наук, доцент А.П. Кабаченко
доктор политических наук, профессор Г.А. Дробот
кандидат философских наук, доцент Н.Н. Седых
Академия труда и социальных отношений, кафедра философии и политологии

Защита состоится 27 мая 2009 г. в 14 ч. 00 м. на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4, ауд. __.


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова (сектор «А», 8-й этаж, к. 812) по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27.
Автореферат разослан «____» ________ 2009 г.
Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат политических наук,

доцент А.В. Федякин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Возросшие масштабы иммиграции населения и связанные с ней политические последствия выдвигают ее в число актуальных проблем для стран Западной Европы, в особенности для Германии и Франции, которые составляют ядро Европейского союза. Постоянное политическое влияние на исторические судьбы мира, географическое положение (значительные территории, самая большая численность населения в ЕС), высокий культурный, экономический и научно-технический потенциал позволяют этим странам играть важную роль как во внутренних делах европейского региона, так и в мировой политике. Проблема современных иммиграционных процессов в этих странах прочно вошла в число «горячих тем», серьезно заботящих и правительства, и рядовых граждан.

Выбор Германии и Франции для анализа иммиграционных процессов не случаен. Помимо размеров их территорий и той роли, которую они играют в делах Евросоюза, а также на мировой арене, именно Германия и Франция входят в тройку стран – главных реципиентов иммигрантов в Евросоюзе. В этих странах проживает большинство представителей турецкой и курдской общины, члены которой лидируют по количеству денежных переводов, осуществляемых на свою родину. Известно, что Германия и Франция уже давно превратились в крупнейших среди всех государств Евросоюза денежных стран-доноров.

Являясь типичными странами ЕС по вопросам иммиграционной политики, Германия и Франция в то же время ввиду исторических особенностей каждого государства предлагают различные способы ее регулирования. В Германии функционирует этническая модель выстраивания политики в отношении иммигрантов. Опыт Германии по приему этнических немцев из стран бывшего Советского Союза был бы полезен для России при приеме русскоязычного населения из бывших советских республик. Во Франции господствует политическая модель, основанная на специфически французском понимании терминов «нации» и «гражданства». Сравнительный анализ опыта двух стран в области иммиграции позволяет выявить основные тенденции иммиграционных процессов как в каждой из рассматриваемых стран, так и в других «старых» членах Евросоюза.

Необходимо отметить, что миграция населения на территории современной Германии и Франции имеет длительную историю, которая принимала самые различные формы. Современная специфика иммиграционных процессов в двух странах имеет ряд особенностей. Во-первых, они происходят в условиях глобализации, являясь своего рода ее проявлением. Создание единого финансово-информационного пространства, внедрение новых технологий, а также более тесное взаимодействие народов и культур приводит к массовой миграции населения в высокоразвитые страны. Итогом стало появление принципиально нового уровня организации иммигрантских сообществ в Германии и Франции. Речь идет о возникновении транснациональных сообществ иммигрантов, которые объединяют представителей одной культуры с целью воздействия на политику как своего государства, так и принимающих стран. Ярким примером таких сообществ являются турецкие и курдские, которые составляют большинство из числа всех иммигрантов во многих странах ЕС.

Во-вторых, приход новой волны иммиграции происходит на фоне существенно изменившихся социально-политических, правовых и морально-нравственных устоев жизни современного общества. Проблему иммиграции невозможно решить силовыми методами, тем более, если подобные действия выходят за рамки правового поля. Принцип толерантности и необходимость соблюдения прав человека независимо от его национальности, расы, религии и правового статуса доминируют во всех сферах жизни современной Европы.

Высокая степень актуальности рассматриваемой темы связана также с возможным (хотя маловероятным в ближайшей перспективе) вступлением Турции в Европейский союз и последующими за этим этническими, культурными, экономическими и социальными проблемами для европейских народов и стран.

В работе уделяется внимание анализу иммиграционных процессов в Германии и Франции в связи с тем, что именно в этих странах наиболее рельефно выступают положительные и отрицательные стороны иммиграции. Кроме того, качественно различные модели иммиграционной политики Германии и Франции образуют два крайних полюса возможного решения проблемы. Между этими полюсами с большей или меньшей степенью причастности к одной из моделей располагаются модели 27 государств ЕС, что позволяет, исследуя иммиграционную политику Германии и Франции, получить комплексное представление об оптимальных направлениях формирования общеевропейской иммиграционной политики.

Для России актуальность темы, кроме отмеченного ранее опыта Германии по приему соотечественников, состоит в том, что наша страна с начала 1990-х годов превратилась в активного участника иммиграционных процессов. Это произошло в связи с трансформациями на политической карте европейского континента, распадом СССР, возросшим количеством национальных конфликтов в бывших советских республиках.

При осуществлении миграционной политики и выработке основной миграционной стратегии государству придется считаться с тем фактом, что русское население сокращается. В сложившихся условиях можно допустить возможность возникновения ситуации, когда на роль титульной нации в РФ появятся несколько претендентов из числа выходцев из других государств, в первую очередь из Средней и Юго-Восточной Азии. Это может привести к нежелательным политическим, социально-экономическим и культурным последствиям. Поэтому наряду с осуществлением продуманной демографической политики, на наш взгляд, должна быть выработана оптимальная модель миграционной политики, которая бы учитывала достижения и ошибки иммиграционной политики в странах ЕС. Эта модель должна также предусматривать создание благоприятных политических, экономических, социальных и культурных условий для добровольного переселения из стран нового зарубежья 16,5 миллионов русских1. Государственная программа содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года2, с помощью научной общественности должна получить теоретическое обоснование и войти в систему национальных ценностей и приоритетов.

Иммиграционная проблематика тесно сближает Россию со странами ЕС, в первую очередь с Германией и Францией. Опыт западных стран в области иммиграции, включающий в себя как различные достижения, так и многочисленные ошибки и недочеты, может стать весьма полезным для России. Его использование будет способствовать формированию и проведению обдуманной иммиграционной политики, направленной на защиту национальных интересов.



Источники и степень разработанности темы исследования в литературе. Источниковедческая база исследования иммиграционных процессов в современной Германии и Франции многопланова. Это позволяет всесторонне рассматривать данную проблему и учитывать различные подходы к ее решению.

Среди отечественных исследователей теоретических основ миграционных процессов большой интерес вызывают монографии В.А. Ионцева3, в которых автор рассматривает современные теоретические направления в объяснении международной миграции населения, дает классификацию основных научных подходов в ее изучении, а также выделяет ключевые миграционные понятия и определения. Особого внимания заслуживает также монография Т.В. Черевичко4, где исследуются закономерности миграционных процессов в контексте глобализации. В работе раскрываются актуальные проблемы формирования миграционной политики, выявляются новые миграционные институциональные структуры. Большой вклад в теоретическое осмысление проблемы иммиграции также внесли и другие отечественные исследователи, среди которых наиболее заметны работы А.У. Хомры5, В.И. Переведенцева6, Л.Л. Рыбаковского7, Н.Н. Ноздриной8.

Безусловно, важное место в исследовании иммиграционной проблематики занимают книги, написанные иностранными авторами, в особенности немецкими и французскими. Большинство из них9 дает анализ проблем, связанных с иммиграционными процессами в Германии и Франции в современных условиях. Они представляют различные точки зрения, касающиеся данного исследования, а также строят прогнозы и моделируют пути решения проблемы. В этой связи следует выделить статьи немецких и французских специалистов в области иммиграции, опубликованные Центром Интердисциплинарных исследований Университета Билефельда в Германии (Zentrum fuer Interdisziplinaere Forschung)10, а также Фондом Ханса Зайделя11. Особого внимания заслуживает исследование Е. Остергард-Нильсен «Транснациональная политика. Турки и курды в Германии»12, в котором автор акцентирует внимание на том, как мигранты и беженцы из Турции влияют на политический процесс в Германии и в Турции. В области разработки теоретических основ миграции велика роль западного исследователя миграционных процессов Е. Равенштейна13. Он, по сути, первым дал определение миграции и сформулировал основные закономерности миграционных процессов, которые легли в основу последующего развития миграционной теории.

Тема современной иммиграции тесно связана с проблемой глобализации. Некоторые авторы, придерживающиеся антиглобалистских взглядов на Западе14, рассматривают данное явление как следствие негативного воздействия процессов глобализации на страны Европейского союза и предсказывают неблагоприятное развитие ситуации в будущем. Их российские коллеги, к числу которых принадлежит А.С. Панарин, А.И. Уткин, М.Г. Делягин15 акцентируют внимание на проблеме национальной дезинтеграции, которая происходит в современном мире под воздействием процессов глобализации. Заслуживают также внимания прогнозы известного американского политического деятеля консервативного толка П. Дж. Бьюкенена, опубликованные в книге «Смерть запада: чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожают нашей стране и цивилизации»16. В книге на основе анализа научных публикаций, статистических данных ООН, религиозной и художественной литературы выделены опасности глобального характера, среди которых исключительная роль отводится феномену массовой миграции.

Ценную информацию и глубокий анализ проблемы содержат материалы несекретного доклада «Карта будущего: доклад Национального совета США по разведке «Проект 2020»17, который подготовлен Национальным советом по разведке США и содержит долгосрочный прогноз.

В работе широко использованы статьи отечественных авторов по проблеме иммиграции. Стоит отметить таких российских исследователей как А.А. Орлов «Иммиграционный бум. Где решение проблемы?», С.В. Михайлов «Европа: от временных иностранных рабочих к новым этническим меньшинствам», С.В. Погорельская «Иммиграция без иностранцев? (Особенности внутригерманской дискуссии о новой иммиграционной политике)» и т. д. Серьезную помощь оказали сборники научных трудов «Актуальные проблемы Европы»18, в которых анализируется воздействие иммиграции на экономику, политику и социальные отношения в Западной Европе; рассматриваются причины изменения масштабов и направлений иммиграционных потоков и особенности иммиграционной политики ведущих европейских государств в последние десятилетия.

Неоценимую помощь для написания данного исследования оказали также диссертации, посвященные иммиграционным процессам в странах Евросоюза. В этой связи стоит выделить работы таких авторов как Скорый Р.П.19, Синяткин И.В.20, Жарков А.М.21 и др.

При подготовке диссертационной работы автор использовал материалы немецкой и французской периодической печати, а именно: политические еженедельники «Шпигель»22, «Штерн»23, «Фокус»24, газеты «Цайт», «Франкфуртер Альгемайне цайтунг», «Монд», «Либерасьон» и др.

Среди источников большую ценность представляют опубликованные законодательные акты, а также данные социологических и статистических исследований, представленные на официальных европейских (в том числе немецких и французских) сайтах в Интернете25. Информация, содержащаяся на этих сайтах, позволяет сформировать четкое представление о степени влияния иммиграционных процессов на развитие экономики, изменение социальной структуры, законодательное и правовое регулирование иммиграции.

Следует отметить, что в научной литературе явно ощущается недостаток комплексных политических исследований по проблеме современных иммиграционных процессов как в странах ЕС в целом, так и в области сравнения с особенностями иммиграционных процессов в России и их дальнейшего успешного регулирования. Это в свою очередь дает простор для последующей исследовательской работы в данной области.



Объект исследования: современные иммиграционные процессы в странах ЕС.

Предмет исследования: особенности, тенденции и перспективы иммиграционных процессов в политической, правовой, социально-экономической и культурной сфере стран-членов ЕС (на примере Германии и Франции).

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является политологический анализ проблем иммиграции в страны-лидеры Евросоюза за период с 1990 года по настоящее время. Хронологические рамки обусловлены объединением в 1990 году ГДР и ФРГ, которое положило начало формированию новой иммиграционной политики Германии. Кроме того, на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия в странах Варшавского договора, в том числе в СССР, происходили изменения, которые оказали существенное влияние на иммиграционные процессы в Европе.

Для достижения данной цели автором ставятся следующие задачи:

– установить соотношение национального и наднационального в иммиграционной политике;

– рассмотреть влияние иммиграции на политическую, социально-экономическую и культурную системы общества, а также показать его возможные последствия;

– определить основные этапы иммиграционных процессов в Германии и Франции в XX веке, выявить причины изменения их характера;

– дать характеристику позиций ведущих политических партий и социальных групп Германии и Франции по современным иммиграционным процессам;

– рассмотреть комплекс политических мер, предпринимаемых Германией и Францией в области контроля над иммиграцией и соблюдением прав человека;

– определить перспективы иммиграции в страны ЕС;

– изучить возможность применения иммиграционного опыта стран ЕС в России.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном сравнительном исследовании проблем иммиграции в странах ЕС (на примере Германии и Франции) за период с момента объединения Германии в 1990 году до 2008 года. В частности:

­­– проведено детальное исследование общего и особенного в иммиграционных процессах в Германии и Франции;

– выявлены основные тенденции развития современных иммиграционных процессов в странах ЕС;

– обоснованы перспективы иммиграции в страны ЕС, ее вероятные политические, социально-экономические и культурные последствия;

– на основе иммиграционного опыта Германии и Франции выработаны принципы формирования модели иммиграционной политики России для осуществления обоснованного политического курса в сфере иммиграции.

На защиту выносятся следующие положения:



  1. Процессы миграции, включающие в себя определенный набор ценностей, норм, миграционных правил, которыми руководствуются его участники, формируют миграционную систему. Она неразрывно связана с политической, экономической, культурной и социальной системами. Изменения в одной из них ведут к определенным последствиям в других. В диссертации показано влияние миграционной системы на состояние всех других систем общества. При этом автором установлено, что в каждой из систем наблюдаются интересные тенденции, зачастую носящие противоречивый характер.

  2. Ввиду возросших масштабов иммиграции из Азии и Африки в Западную Европу и стихийности этого процесса, по мнению автора, существует опасность превращения в будущем Германии и Франции в регион с преобладанием неевропейского населения. Этому в значительной степени способствует тот факт, что большинство иммигрантов неевропейского происхождения исповедуют нехристианскую религию, соблюдают традиции и обычаи, далекие от многовековой христианской культуры европейского региона, а также имеют возможность жить в замкнутых самодостаточных сообществах.

  3. Современные иммиграционные процессы в Германии и Франции, происходят в условиях глобализации. Являясь неотъемлемой частью современного мира, она оказывает значительное влияние на различные системы общества, с которыми тесно связана иммиграционная система. По мнению автора, глобализация негативно влияет на характер иммиграционных процессов, делая их крайне нежелательными для рассматриваемых стран в связи с рядом трудностей, возникающих в экономической системе (например, использование более дешевого труда иностранных рабочих, освоение крупными компаниями новых регионов с последующим созданием там рабочих мест). Кроме того, автором отмечено, что постепенное разрушение национальных границ под воздействием процессов глобализации сделает беззащитными правительства европейских государств перед массовой неконтролируемой нелегальной иммиграцией.

4. Процессы иммиграции в Евросоюзе аналогичны таким же процессам в России. В связи с этим опыт ряда стран-членов ЕС, в первую очередь, Германии и Франции, по мнению автора, может оказаться полезным для России и способствовать формированию и проведению обдуманной и правильной миграционной политики, направленной на защиту национальных интересов. Автор приходит к выводу, что в основу выстраивания иммиграционной политики в России, следует положить «этнокультурную» концепцию нации, господствующую в Германии. Кроме того, в целях стабилизации иммиграционной ситуации в России автор предлагает отдавать предпочтение иммигрантам, близким нашей стране по культуре и религии, а также считает целесообразным введение ротационного принципа.

Методологические основы исследования.



В основе диссертационного исследования лежит метод сравнительного анализа, позволяющий сопоставлять особенности иммиграционных процессов в Германии и Франции. При использовании компаративного метода упор делался на научный инструментарий классиков теории компаративистики Э. Фримена26 и М. Ковалевского27. Принципиальное значение при выработке методологии исследования имели концепции идеального типа как основного инструмента сравнения, предложенные Э. Дюркгеймом28 и М. Вебером29. Ориентация на идеальный тип позволила вычленить из поля эмпирико-исторических фактов иммиграционные конструкты и их проекции на общественную сферу. Важную роль здесь сыграли также разработки в сфере компаративистики А. Тойнби, продолжившего линию Фримена в рассуждении о возможности каждого факта (индивида) в определенных отношениях являться «элементом своего класса»30. Учитывался опыт использования сравнительного метода в исследованиях Г. Алмонда и С. Вербы, Д. Истона, М. Дюверже, С. Хантингтона, М. Догана и Д. Пеласси,31 российских исследователей М. Ильина, Г. Голосова, Г. Семигина.32

В работе широко использован исторический метод, дающий возможность проводить сравнение политики в области иммиграции двух стран в разные периоды времени и выявить ее эволюцию. Он позволил рассмотреть современные иммиграционные концепции в рамках европейской интеграции с учетом исторических позиций и материалов прошлого. Э. Дюркгейм считал историю «единственным методом объяснительного анализа»33. В отечественной политической науке примеры апробации данного метода можно проследить в работах представителей межинститутской группы сравнительной и ретроспективной политологии «Полития» А. Салмина, Ю. Пивоварова, А. Зубова, Д. Тайвана, С. Каспэ.34

В диссертации используется структурно-функциональный метод, разработанный классиками социологии Т. Парсонсом, Д. Кингсли, Р. Мертоном, Дж. Йингером, Б. Малиновским, А. Р. Рэдклифф-Брауном.35 Он позволяет определить значение иммиграционных процессов в социуме европейских стран на основе функциональной интерпретации сообщества стран экспортеров и стран-импортеров рабочей силы как системы взаимно обусловливающих друг друга элементов.

Наряду с этим в диссертации применяется прогностический метод, связанный с попыткой построения прогнозного сценария в отношении иммиграционной ситуации в странах-членах ЕС в ближайшем будущем. Большое место занимает статистический метод, использующий эмпирическую базу, представленную в различных государственных документах, законах, официальной статистике в сфере иммиграции. Кроме того, автором используется социологический и историко-логический подходы при анализе политических, экономических и социальных аспектов иммиграции.

Теоретическая значимость исследования. Предложенный в диссертации подход к дальнейшей разработке круга научных проблем, связанных с современными методами осуществления иммиграционной политики в рамках объединенной Европы, в частности, в обосновании нового спектра анализа цивилизационного базиса европейской интеграции, развивает теорию интеграции и дезинтеграции, вносит вклад в изучение истории иммиграционных процессов в странах ЕС.

Практическая значимость исследования. Выводы, рекомендации, прогностические модели, представленные в диссертации, могут найти применение:

– при разработке программ по регулированию иммиграционных потоков в России и формированию политического курса в этой области с учетом опыта европейских стран;

– при анализе современных иммиграционных процессов как в Европе, так и в России;

– при подготовке докладов и написании аналитических записок по различным аспектам иммиграции;

– при преподавании ряда политологических дисциплин.

В процессе подготовки диссертации автор провел исследовательскую работу в Университете г. Билефельда (Германия), в ходе которой были предложены вниманию научных, общественных и государственных структур выводы и рекомендации, получившие положительный отзыв коллег в Университете г. Билефельда. Автором были осуществлены переводы статей и других материалов (список прилагается) с английского, немецкого и французского языков, что позволяет сделать их доступными для других исследователей, преподавателей, аспирантов и студентов.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора, а также в выступлениях на научных конференциях:



  • в докладе на заседании круглого стола «Взаимодействие общеисторического и национального в политическом процессе» на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации», Москва, 24-28 мая 2005 года;

  • в докладе на заседании международного научного семинара для аспирантов «ЕС и Россия: общая перспектива для Европейского пространства», организованного Институтом Центральной и Восточной Европы и Балканского региона, 28 мая-1 июня 2007 года в городе Форли (Италия);

  • в докладе на конференции «Объединенная Европа: расширение Европейского союза как шанс и вызов», организованной Фондом Ханса Зайделя для иностранных стипендиатов с 7-9 декабря 2007 года в Вильдбад Кройце, Германия.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, степень научной разработанности проблемы, формулируются цель и задачи работы, выдвигается основная гипотеза исследования, указываются объект и предмет исследования, определяются методологическая база и источники исследования, раскрываются научная новизна, практическая значимость работы, а также выдвигаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации «История и теория миграционных процессов в ЕС» является теоретической и исторической основой для политологического анализа современных иммиграционных процессов в странах ЕС на примере Германии и Франции.

Параграф 1.1. «Теоретические основы анализа миграционных процессов» посвящен исследованию миграционных процессов. Вся совокупность рассмотренных подходов, теорий и моделей, использующихся для объяснения понятия миграции, позволяет наиболее полно его раскрыть, а также выделить различные аспекты. Особого внимания заслуживает ряд социологических и экономических теорий и моделей, иллюстрирующих механизмы осуществления миграционных процессов, а также причин и следствий миграции. Для исследования миграционных процессов большой интерес представляет системный подход, изображающий миграцию как некую систему, которая тесно связана с другими системами, а именно: политической, экономической, культурной, социальной. Изменения в одной системе ведут к изменениям в другой. Многие социологические модели миграции обращают внимание на степень включенности иммигрантов в общества принимающих их стран. В связи с этим большую роль играет процесс ассимиляции иммигрантов, особенности которого представлены в социологической модели Х. Дункана на примере трех поколений.

В параграфе 1.2. «Основные этапы миграционных процессов в XX веке: изменение характера иммиграции во Франции и Германии» сделан акцент на исторических особенностях иммиграционных процессов в послевоенной Германии и Франции. Целью этой ретроспективы в прошлое является выстраивание более целостной картины причин, характера и конечных целей иммиграционных процессов, которые происходят в настоящее время в рассматриваемых странах. Обзор ключевых моментов в послевоенной истории миграционных процессов Германии и Франции не ставит целью выявление основных тенденций, свойственных всем странам Евросоюза того времени. Это невозможно по причине того, что для каждой страны в отдельности были характерны свои особенности миграционных процессов в послевоенный период.

Во второй главе диссертации «Особенности иммиграционных процессов в странах ЕС» рассматривается современная иммиграционная система Германии и Франции, которая тесно связана с экономической, политической, социальной и культурной системами. Их взаимодействие, а также влияние иммиграционной системы на другие сопровождается формированием в обществе определенных позиций по проблеме иммиграции.

В параграфе 2.1. «Влияние иммиграции на состояние экономики, социальных отношений и культуры в странах ЕС» выявляются главные тенденции иммиграционных процессов, которые получили широкое распространение в современной Германии и Франции. Автором было установлено, что степень влияния иммиграционных процессов на различные системы, образующие современное общество рассматриваемых стран неоднозначна. Анализ экономического аспекта позволяет сделать вывод о том, что иммиграция оказывает как отрицательное, так и положительное влияние. Отрицательным является ее связь с ростом безработицы, как среди иммигрантов, так и среди коренных жителей Германии и Франции. В первом случае это вызвано тем, что иммигранты предпочитают государственные пособия работе. А среди немцев и французов распространен так называемый принудительный отказ от работы, связанный с переносом рабочих мест в третьи страны и наймом более дешевой рабочей силы.

В последнее время обозначилась тенденция к оттоку коренного населения Германии вследствие желания существенно улучшить условия жизни. Автор отмечает, что экономика Германии при этом теряет огромные средства, так как уезжают специалисты, а на их места приезжают низкоквалифицированные иммигранты, многие из которых предпочитают получать пособия, отказываясь работать.

Одной из современных тенденций эпохи глобализации, с которыми столкнулись Германия и Франция, являются денежные переводы в страны третьего мира. Поскольку большая часть денежных средств переводится по неофициальным каналам, государства-доноры теряют огромные деньги.

С другой стороны, в экономике наблюдаются и положительные тенденции, связанные с тем, что значительная часть иммигрантов работает в тех сферах, где ощущается недостаток рабочих рук. Работая, иммигранты вносят вклад в развитие социального государства, способствуют росту покупательной способности, платят налоги.

В политической сфере широкое распространение получила тенденция формирования так называемых транснациональных сообществ иммигрантов, действующих сразу в нескольких странах и оказывающих влияние на политику нескольких государств. Это политические и религиозные организации турок и курдов на территории некоторых стран ЕС, в первую очередь Германии. Посредством таких организаций иммигранты пытаются влиять на политику Германии в отношении Турции и существующих там проблем, а также воздействовать на правительства принимающих их стран. В связи с этим среди многих слоев населения растет недовольство текущей ситуацией, при которой правительства Германии и Франции оказываются вовлеченными в дела чужой страны.

На основании распространенного во многих странах ЕС мнения, сложившегося как в экспертном сообществе, так и среди многих граждан, автор приходит к выводу о том, что в культурной сфере иммигранты неевропейского происхождения несут определенную опасность для жизни европейского общества. Это заключается в переносе своих культурных традиций и религиозных обычаев в христианскую Европу, а также в изоляции огромного количества иммигрантов, проживающих в Германии и Франции. При этом степень вовлеченности иммигранта в европейское общество напрямую зависит не только от того, к какому из трех поколений он принадлежит, но и от уровня достатка семьи, в которой он вырос, а также от уровня образования и знания немецкого или французского языка.



В параграфе 2.2. «Оценка иммиграционных процессов политическими партиями, движениями и социальными группами» было показано, что изменения в странах ЕС, вызванные иммиграционными процессами, не могут оставаться незамеченными общественностью и постоянно рождают дискуссии и споры в правительстве, между политическими партиями и различными социальными группами. И в Германии, и во Франции существуют те, кто выступает за приезд иммигрантов, так как это, по их мнению, способствует процветанию государства, и соответственно противники иммиграции, занимающие по данному вопросу жесткие позиции. В настоящее время к иммигрантам, вокруг которых ведутся многочисленные споры, большинство представителей политических партий, а также значительная часть населения, относят, как правило, людей принадлежащих к неевропейской культуре и придерживающихся иных политических ценностей. Это люди, которые в значительной степени способны преобразовать культурный, религиозный и политический ландшафт Западной Европы, в том числе Германии и Франции, распространяя там свои традиции, обычаи и религию. Автор приходит к выводу, что разделение иммигрантов на христиан и нехристиан, белых и небелых, европейцев и азиатов является важной тенденцией современных иммиграционных процессов.

На основании проведенного в третьей главе диссертации «Оценка опыта ЕС в области иммиграционной политики и возможности его применения в России» сравнительного анализа государственных мер по регулированию иммиграционных потоков в Германии и Франции, а также выстраивания перспектив иммиграции в страны ЕС делаются выводы относительно возможного использования их миграционного опыта в России.

В параграфе 3.1. «Соотношение национального и наднационального в иммиграционной политике» большое внимание уделяется анализу комплекса мер, предпринимаемых двумя странами в области контроля над иммиграцией и соблюдением прав человека. Автором установлено, что с одной стороны, регулирование иммиграционных потоков осуществляется на наднациональном уровне. Это означает, что иммиграция в наши дни регламентируется рядом международных деклараций и пактов, а также внутриевропейских договоров. С другой стороны, наряду с этим каждое из государств в силу исторических особенностей, специфики политической культуры и традиций имеет право самостоятельно определять собственные методы формирования иммиграционной политики, в которой важное место занимают способы интеграции иностранцев в европейское общество.

Автор акцентирует внимание на том, что в регулировании иммиграционных потоков главенствует наднациональный уровень, в соответствии с которым приведены иммиграционные законодательства как Германии, так и Франции.

Исследования свидетельствуют о том, что в рассматриваемых странах наблюдается тенденция к принятию правительствами самостоятельных решений в области регулирования иммиграционных процессов в соответствии с устоявшимися в обществе традициями и текущей внутренней ситуацией. Поэтому ввиду сложности иммиграционной ситуации в этих странах, действия властей зачастую направлены на сохранение внутренней безопасности. При этом права иностранных граждан, о необходимости соблюдения которых говорится в международных документах, отодвигаются на второй план.

В параграфе 3.2. «Перспективы иммиграции в страны ЕС» осуществлен анализ социально-экономических, политических, национальных и культурных перспектив иммиграции в страны ЕС. К основным тенденциям автор относит высокую степень влияния глобализации на характер иммиграционных потоков. Глобализация, сопровождающаяся созданием единого финансово-информационного пространства, стремительным развитием новых технологий, а также более тесным взаимодействием народов и культур, приводит к серьезным перемещениям населения в высокоразвитые страны мира. В связи с этим автор приходит к выводу, что для экономической сферы стран-членов ЕС процессы глобализации несут определенную опасность, связанную с обострением материальных проблем у коренного населения Германии и Франции. Ярким примером этого является перенос рабочих мест в другие страны и использование более дешевой иностранной рабочей силы.

Более того, в условиях демографического кризиса, когда число пенсионеров растет, а количество трудоспособной части населения уменьшается, возрастают различные выплаты со стороны государства, но идет сокращение налоговых поступлений, существует тенденция постепенного исчезновения государства социального благосостояния в будущем.

В национальной сфере глобализация способствует потере национального суверенитета государств. Автор акцентирует внимание на том, что Германия и Франция постепенно теряют свой авторитет в решении многих вопросов, которые ранее находились исключительно в их ведении, в том числе в области регулирования иммиграционных потоков. И это происходит несмотря на отмеченную ранее автором тенденцию к принятию правительствами Германии и Франции самостоятельных решений в области регулирования иммиграционных процессов.

Снижение роли европейских государств в решении внутренних проблем может привести к тому, что такие явления, как национализм и ксенофобия, со стороны коренного населения примут огромные масштабы.

На основании несекретного доклада «Карта будущего: доклад Национального совета США по разведке «Проект 2020», который подготовлен Национальным советом по разведке США, автором строится прогноз относительно изменения образа глобализации в будущем. Наблюдающийся подъем некоторых азиатских государств постепенно трансформирует глобализацию, оставляя в ней все меньше американского и привнося в ее облик все больше азиатского. Ее незападный характер в перспективе приведет к установлению новых правил, по которым она протекает. В связи с этим, автор считает возможным изменение направленности иммиграционных потоков, которые устремятся в будущем в новые неевропейские экономические центры.

На основе анализа книги известного американского политического деятеля консервативного толка П. Дж. Бьюкенена «Смерть запада: чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожают нашей стране и цивилизации», а также экспертного доклада Национального совета США по разведке автор предпринимает попытку создать картину будущего развития мира в условиях массовой иммиграции в страны ЕС. При этом акцентируется внимание на демографической ситуации в различных регионах мира, а также продолжающемся распространении такого явления как глобализация и его влияния на различные сферы человеческой жизни.

Кроме того, в экспертном докладе Национального совета США по разведке иммиграция рассматривается на фоне тех перемен, которые уже сейчас начинают происходить, и, скорее всего, очень быстро распространятся к 2020 году, а именно: о старении населения в странах Европы, о крепнущем политическом исламе, о росте влияния негосударственных игроков и т.д.

В параграфе 3.3 «Использование опыта стран ЕС для построения иммиграционной модели в России» рассматривается практическая значимость иммиграционной политики в ЕС, на примере Германии и Франции, для формирования и проведения в России хорошо продуманного комплекса политических мер в области иммиграции. Автор отмечает, что России, которая имеет сравнительно небольшой опыт привлечения иммигрантов, необходимо извлечь полезные уроки из колоссального опыта своих западных коллег. Поэтому в диссертационной работе предлагается модель выстраивания иммиграционной политики в России на основе господствующей в Германии «этнокультурной» концепции нации. Многолетний опыт Германии в области привлечения соотечественников представляет собой важный и ценный материал для построения в России иммиграционного курса, направленного на защиту ее национальных интересов.

В заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования, формулируются выводы по основным проблемам, рассматриваемым в соответствии с поставленными задачами.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Публикации в периодических научных изданиях,

рекомендуемых ВАК:

1. Кольченко Е.И. О некоторых аспектах иммиграционных процессов в Западной Европе // Власть. М., 2007. № 10. – 0,6 п.л.

Другие публикации:

2. Кольченко Е.И. Проблема восприятия иммигрантов в странах ЕС (на примере Германии и Франции) // Мировая и российская политика. Сборник статей по политологическим теоретико-методологическим и прикладным проблемам истории и современности. М.: Философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Кафедра мировой и российской политики. 2008. Выпуск I. – 0,6 п.л.

3. Кольченко Е.И. Проблема государственной политики в области иммиграции в современной Германии // Аналитик [Электронный ресурс]: Интернет-журнал. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, кафедра государственной политики. №1 (4) от 28 мая 2007 г., № гос. регистрации 0420700041 – Режим доступа:

http:// www.analyst.gospolitika.ru/nomera/a4/06_EI_Kolchenko2007_05.pdf. –0,25 п.л.

4. Кольченко Е.И. Миграционная политика: «за» и «против» // Аналитическая газета «Наше время». М., 2007. № 2. – 0,26 п.л.

5. Кольченко Е.И. Иммиграционные процессы в Германии и Франции в современных условиях // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24-28 мая 2005 г.) Т.5. М.: Современные тетради. 2005. – 0,07 п.л.




1 Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал России // Демографические перспективы России. М.: Академия, 2008.

2 Указ Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Информационно-аналитические материалы к парламентским слушаниям «Миграционная политика и связи с соотечественниками», состоявшимися 4 декабря 2006 года в Совете Федерации.

3 Ионцев В.А. Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы. М., 1999; Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог МГУ, 1999.

4 Черевичко Т.В. Миграционная динамика эпохи глобализации. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002.

5 Хомра А.У. Миграция населения: вопросы теории, методики исследования. Киев, 1979.

6 Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. М., 1975.

7 Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.,1987.

8 Ноздрина Н.Н. Применение методов системного анализа при изучении миграции населения. М., 1978.

9 Braun G, Hillebrand K. Multikulturelle Gesellschaft in Deutschland. Verlag Ferdinand Schoeningh, 1994; Klaus J. Deutsche im Ausland – Fremde in Deutschland. Muenchen, 1992;

Mathieu J-L. La France en Europe et dans le monde. Geographie Premiere. Bordas, 1997;

Angenendt S. Deutsche Migrationspolitik im neuen Europа. Opladen, Leske u. Budrich, 1997;

Rauscher A. Immigration und Integration. Berlin: Duncker & Humblot, 2003.



10 Davy U. Politische Integration der auslaendischen Wohnbevoelkerung. Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 1999;

Maerker A. Europaeische Zuwanderungspolitik und globale Gerechtigkeit. Nomos, 2005;

Davy U., Weber A. Paradigmenwechsel in Einwanderungsfragen? Nomos, 2006.


11 Integration von Auslaendern – Vergleiche innerhalb der EU//Politische Studien №409, September/Oktober 2006;

Extremismus in Deutschland – Schwerpunkte, Perspektiven, Vergleich// Politische Studien, 1/2007.



12 Ostergard-Nielsen E. Transnational Politics. Turks and Kurds in Germany. London and NY: Routledge, Taylor & Francis Group, 2003.

13 Ravenstein E.G. The laws of migration. Journal of the statistical society, vol 52, 1885.

14 Мартин Г., Шуманн Х. Западня глобализации. М.: Альпина, 2001;

Бек У. Национальное государство утрачивает суверенитет // Сумерки глобализации. М.: АСТ., 2004;

Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожают нашей стране и цивилизации. М.: АСТ, 2004.


15 Делягин М.Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000;

Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002;

Панарин А.С. Глобализация как вызов жизненному миру. За Хайдеггера // Сумерки глобализации. М.: АСТ, 2004.


16 Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожают нашей стране и цивилизации. М.: АСТ, 2004.

17 Карта будущего: доклад Национального совета по разведке «Проект 2020». М.: Фонд «Единство во имя России», 2005.

18 Западная Европа перед вызовом иммиграции: Сб. науч. трудов. Вып. 1/ Сост. Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. М., 2005;

Иммигранты в Европе: проблемы социальной и культурной адаптации: Сб. науч. трудов. Вып. 1/ Сост. Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. М., 2006;

Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции: Сб. науч. Трудов. Вып. 1/ Сост. Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. М., 2008;

Иммиграция и безопасность Европы: Сб. науч. Трудов. Вып. 4/ Сост. Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. М., 2008.



19 Скорый Р.П. Основные направления иммиграционной политики в рамках ЕС: проблемы и перспективы. М., 2006.

20 Синяткин И.В. Североафриканская иммиграция во Франции: социокультурный и конфессиональный аспекты. М., 2002.

21 Жарков А.М. Политический характер магрибской иммиграции во Францию. Саратов, 2004.

22 Das Kreuz mit dem Koran // Der Spiegel 40/2003;

Stunde des Raubtiers // Der Spiegel 46/2005;

Tage des Zorns // Der Spiegel 6/2006;

Die Schere im Kopf // Der Spiegel 6/2006.



23 Das Bisness der Ghetto-Gangs // Stern 47/2005.

24 Die schwarze Vorstadt-Intifada // Focus 45/2005.

25 Сайт Европейского союза www.europa.eu.int;

Сайт Европейского агентства по мониторингу расизма и ксенофобии www.eumc.eu.int;

Сайт Статистического ведомства ЕС www.epp.eurostat.cec.eu.int;

Сайт Федерального ведомства Статистики Германии www.auslaender-statistik.de;

Сайт уполномоченного Федерального правительства по делам иностранцев www.integrationsbeauftragte.de;

Сайт Федерального министерства внутренних дел www.bmi.bund.de;

Сайт Федерального министерства труда и социальных дел www.bmwa.bund.de;

Сайт посольства Франции www.ambafrance.fr;

Сайт Национального института изучения демографии (Institut National d’etudes Demographiques) www.ined.fr;

Сайт Национального института статистики и изучения экономики (Institut national de la statistique et des etudes economiques) www.insee.fr.





26 Freeman E. Comparative Politics. London, 1973.

27 Ковалевский М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. СПб, 1880.

28 Дюркгейм Э. Метод социологии 1895. Работы разных лет. 1887-1911. // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 205.

29 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 393.

30 Тойнби А. Постижение истории. М., 2002. С. 95.

31 Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002; Истон Д. Политическая наука в соединенных Штатах: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология. Хрестоматия. Под ред. Голосова Г.В., Галкиной Л.А. М., 1997; Дюверже М. Политические партии. М., 2005; Хантингтон С. Указ.соч.; Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994.

32 Ильин М.В. Основные методологические проблемы сравнительной политологии // Политические исследования. 2001. №6; Голосов Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995; Проблемы сравнительной политологии // Под общ. ред. Г.Ю. Семигина. Вып. 1-5. М., 2002-2004.

33 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология религии. Реферативный журнал. ИНИОН РАН. 1991. №4.

34 Салмин А. Религия, плюрализм и генезис политической культуры Запада // Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Вып.1. М., 1991; Салмин А. Тоталитарное общество и его основные характеристики // Политические исследования. 1995. №2; Пивоваров Ю. Политическая культура пореформенной России. М., 1994; Пивоваров Ю. Российская реформа: проблема применимости ретроспективных и сравнительных аналогий // Политическая наука. 1998. № 3. Соавт. Фурсов А.И; Зубов А. «Вестминстерская модель» и общественное бытие Востока // Ретроспективная и сравнительная политология. М.,1991; Пивоваров Ю. Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа. // Знамя. 2000. № 4; Пивоваров Ю. Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель. М., 1997; Тайван Л. Восточная мистерия. Полития в религиозном сознании индонезийцев. М., 2001; Каспэ С. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика. М, 2001.

35 Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии // Религия и общество. М., 1996; Мертон Р. Явные и латентные функции // Структурно-функциональный анализ в социологии. Вып. 1. М., 1968; Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998; Йингер Дж. М. Функциональный подход к религии // Религия и общество. М., 1996; Рэдклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница