«Составляем описательные рассказы про насекомых»



Скачать 71.74 Kb.
Дата30.04.2016
Размер71.74 Kb.
ПРОЕКТ «Путешествие в мир насекомых»

ПРОБЛЕМА: Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о насекомых, не достаточно хорошо составляют описательные рассказы.

ТЕМА: «Составляем описательные рассказы про насекомых».

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский.

ЦЕЛЬ: научить детей составлять описательные рассказы про насекомых.

ЗАДАЧИ:

1.Обогащать и систематизировать знания детей о разнообразии насекомых, обитающих в нашем регионе. Воспитывать бережное отношение к природе.

2.Активизировать и обогащать словарный запас.

3.Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

4.Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о насекомых.

5.Развивать память и коммуникативные способности.

6.Развивать мышление и творческое воображение в процессе проектной деятельности детей.

7. Развивать мелкую моторику.



ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный.

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ:

1. Дети должны научиться составлять описательные рассказы о насекомых.

2. Знать и называть насекомых.

3. Узнавать их по описанию.

4. Находить сходства и отличия по нескольким признакам.

5. Составлять описательные рассказы при помощи опорных схем.

6. Объяснять, где живут насекомые.

7. Принимать участие в изготовлении коллективного альбома устного творчества детей.



ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1.Рассматривание иллюстраций по теме «насекомые».

2. Изучение насекомых редко встречающихся в нашем регионе.

3. Наблюдение за насекомыми в природе (муха, жужелица, шмель, муравей и др.).

4. Чтение художественной литературы:

* Познавательная энциклопедия «Экология» Минск, РУСИЧ , 2000г. (главы: «Как развивались бабочки» и «Что определяет порядок питания среди насекомых»)

* Т.А. Шорыгина «Зелёные сказки» экология для малышей, М. КНИГОЛЮБ, 2004г., раздел «Удивительный мир шестиногих», рассказ для детей «Катя и божья коровка».

* С.В. Рянжин «Экологический букварь» Береги природу, мир! СПб, ПИТ-ТАЛ, 1996г. (главы: «Удивительные пауки», « Кто на Земле сильнее всех»)

* Л.П. Симонова «Ключи от природы, или этические беседы по экологии» М., АГАР,1998 (глава «Муравейник»)

*С.Н. Николаева «Экологическая тетрадь для дошкольников» М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1999г.

* Моя первая энциклопедия «От махаона до лимонницы», г. Дмитров, ОНИКС, 2001 г.

5. Пересказ прочитанных рассказов и сказок.

6. Составление предложений и рассказов о насекомых.

7. Составление описаний насекомых по предметным картинкам.

8. Составление звуко-слоговых схем слов: ЖУК, ОСА, МУХА, ШМЕЛЬ, КОМАР, БАБОЧКА.

9. Разучивание пальчиковой гимнастики.

10. Разучивание стихотворений о насекомых.

11.Дидактические игры:

* Четвёртый лишний.

* Узнай по тени,

*Подбери предмет к признаку.

* Разрезные картинки.

* Чьё крыло, чья голова.

* Шнуровки.

* Лото.

12. Повторение скороговорок с контролем артикуляции.



13. Проговаривание чистоговорок.

14.Повторение пословиц и поговорок с чётким проговариванием всех звуков.

15. Отгадывание загадок о насекомых.

16. Разгадывание шарад, ребусов, кроссвордов.

17. Рисование и аппликация « Насекомые»

18. Лепка и оригами «Цветочная поляна летом»»

19. Гимнастика «Насекомые в спортивном зале» - инструктор по физической культуре.

20.Вечер развлечений « В гостях у Мухи - Цокотухи» - музыкальный руководитель и воспитатели.



ОСНАЩЕНИЕ ПЕДПРОЦЕССА:

  • Настольно-печатные игры.

  • Предметные и сюжетные картинки по теме: НАСЕКОМЫЕ.

  • Схема для составления описательного рассказа.

  • Ребусы, шарады, схема кроссворда.

  • Материалы для лепки, рисования, аппликации.

  • Пособия для звуко-слогового анализа.

  • Детские энциклопедии и книги о насекомых.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Альбом устного творчества детей.

Вечер развлечений «В гостях у мухи ЦОКОТУХИ»

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, логопед, родители, воспитатели.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАСЕКОМЫХ»

Задачи:

1. Обогащение словаря по теме «Насекомые».

2. Развитие связной речи (составление рассказов – описаний по данному плану).

3. Развитие общих речевых навыков (тембровая окраска голоса, интонационная выразительность речи, правильность звукопроизношения).

4. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

5. Совершенствование навыков чтения.

6. Развитие слухового и зрительного внимания, общей моторики, координации речи с движением.

7. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: карточки с названием насекомых, цветные карандаши, ребусы, схема кроссворда, магнитофон, иллюстрации к сказке, изображения насекомых, ширма, материал для звукового анализа.

Организационный момент

Логопед

- Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказке «Приключения насекомых», для того, чтобы отправиться в эту сказку вы должны выполнить задания.

«Построй по высоте»

У К Ж / ЖУК /

А С О / ОСА/
Х А У М / МУХА/
«Расставь по порядку»
Л Ь М Е Ш /ШМЕЛЬ/

4 5 2 3 1
М О К А Р /КОМАР/

3 2 1 4 5
К А Ч О Б А Б /БАБОЧКА/

6 7 5 4 1 2 3

Логопед

- Прочитайте слова. О ком речь? Как можно назвать одним словом? Каких ещё насекомых вы знаете? (гусеница, кузнечик, паук)

«Составление звуковых схем слов»

Анализ слов ПАУК и КОМАР



Логопед:

- А теперь начинается сказка « Приключения бабочки».

Раздается лёгкий стук и в гости к детям прилетает « бабочка». Бабочка (ребёнок) рассказывает сказку, а дети – артисты разыгрывают представление по ролям.

Бабочка:

- Однажды летом девочка гуляла по берегу реки. Она устала и присела отдохнуть. С реки дул ветерок, припекало солнышко, и девочка заснула. Приснился ей сон, что она маленькая трудолюбивая пчёлка. Захотелось ей собрать мёд на красивом лугу, где росло много чудесных цветов. Расправила она крылышки и полетела. Прилетает на знакомое место, а там все цветы сорваны и затопчены, а посреди луга пепелище от костра. Испугалась пчёлка и спрашивает у муравья:

Пчёлка:

- Что здесь такое произошло?

Муравей:

- Здесь дети из детского сада отдыхали. Всё затоптали, всё оборвали. Костёр разожгли, всех маленьких жителей напугали, а некоторых искалечили.

Пчёлка:

- А моя подружка гусеничка не пострадала?

Муравей:

- Нет её кузнечик спас. Посадил к себе на спинку и упрыгал с полянки.

Жужелица:

- Твоя подруга стрекоза крылышки опалила, когда над костром летела, её теперь божья коровка лечит.



Пчёлка:

- И цветы теперь все погибли?



Жужелица:

- В это лето уже не дождёмся красоты такой. А на следующий год расцветут только те цветы, у которых корешки не пострадали. Серединка поляны так и будет лысой, пока сюда семена цветов не попадут да не прорастут.



Муравей:

- Вам пчёлкам теперь далеко летать придётся за нектаром.

Бабочка:

- Тут девочка вздохнула и проснулась. Она загрустила, поняла, как много зависит от человека. Если он не бережёт природу, не замечает маленьких жителей земли (насекомых), то будет ли Земля красивой и цветущей? А вы, ребята, как думаете?



Дети:

- Мы поняли, что природу надо беречь, тогда и поляны будут с цветами, и кузнечики, и бабочки, и пчёлки будут довольны.



Родители читают для детей стихотворение «Берегите землю»

Берегите землю, берегите.

Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики.

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!



ТРИЗ игра « Хорошо плохо»

- Бабочка летает, почему это хорошо ( красиво, радостно, цветы опыляет, настроение улучшается и.т. п. А почему это плохо ( отложит яйца, потом выведутся гусеницы)

- Паук прядёт паутину (хорошо – мухи и комары попадают в паутину, меньше комаров и мух будет; плохо – могут и красивые бабочки и стрекозы попасть в паутину, может и на человека попасть паутина)

Логопед:

- Теперь мы оказались на цветочной поляне, наш ковёр - это поляна, а мы – маленькие гусеницы. Все легли на животик, руки, согнутые в локтях, положили под грудь.

1. Гусеницы тянутся к солнышку (поднять голову и плечи, опираясь на выпрямленные руки).

2. Гусеницы свернулись в колечко (оторвать голову от пола и прогнуться назад, стараясь коснуться согнутыми ногами головы).

3. Гусеницы превратились в бабочек и полетели к своим местам за столами.

Составление рассказов – описаний о насекомых.

На доску выставляется комплект картинок и схем описательного рассказа.

Скажите, как называется насекомое? Как оно передвигается? Какое оно по размеру и цвету? Какие у него части тела?

Ребусы

Разгадывание кроссворда о насекомых (по картинкам с номерами)

Логопед приглашает родителей и детей на выставку детских рисунков по теме «Насекомые», предлагает посмотреть альбом детского творчества и познакомиться со сказкой, которую сочинили дети все вместе.

Список литературы:

Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»,Минск, АСАР, 2001г.



Л.И. Грехова «В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми» ИЛЕКСА, М, 2000г.

Н.В. Нищева « Развивающие сказки» СПб, 2002.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница