Сохранить природу сохранить жизнь



Скачать 125.38 Kb.
Дата18.11.2016
Размер125.38 Kb.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»

ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Сохранить природу – сохранить жизнь»

(для учащихся 7-8 классов)


Разработчик:

Ибрагимов Садиг Советович,

учитель биологии

Новокузнецк, 2012

Тема: “Сохранить природу – сохранить жизнь”.

Форма: экологическая конференция.
Цель: формирование у школьников бережного отношения к природе.
Задачи:

● сформировать у детей чувство ответственности за природу, экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации, преодолеть потребительское отношение к природе;

● дать характеристику понятию “экологическая среда”, углубить знания детей о сложившейся экологической ситуации в мире;

● развить познавательный интерес у школьников к глобальным экологическим проблемам.


Возраст: 14-15 лет (7-ой класс).
Продолжительность мероприятия: 90 минут.
Оформление и оборудование:

1) Парты расставить в форме буквы “П”, на партах должны быть: белые скатерти, вазы с настоящими цветами, бутылки с минеральной водой, стаканы;

1) Стихотворение В. Глебова “И только ахает Природа…”;

2) Плакат: “Структура биосферы” (образец смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 1);

3) Иллюстрации редких и исчезающих животных (бизон, благородный олень, белорукий гиббон, европейский бобр, вилорогая антилопа, гаур, джейран, зебра Греви, зубр, амурский тигр, морж, снежный барс) (образец смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 2);

4) Раздаточный материал: листы бумаги, фломастеры, маркеры, цветные карандаши;

5) Значки “Всемирный фонд охраны дикой природы” (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);

6) Стихотворение Е. Евтушенко “Берегите эти земли, эти воды…”;

7) Плакат: стихотворение Е. Евтушенко “Берегите эти земли, эти воды…” (образец смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 4).
Подготовительный этап:

1) ученику 3-го класса поручить выучить стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…», освободить его в соответствующий день от занятий;

2) команде врачей подготовить следующие материалы: влияние загрязнённого атмосферного воздуха и загрязнённой воды на человеческий организм);

3) команде экологов подготовить материал об основных источниках загрязнения атмосферного воздуха;

4) команде экономистов подготовить по материалам периодической печати и других источников литературы статистический анализ, отражающий перечень основных заводов-загрязнителей г. Новокузнецка и их вклад в загрязнение окружающей среды; также подготовить материал о влиянии на экономику снижения численности промысловых животных и сокращения лесных угодий;

5) команде горожан, используя житейский опыт и литературу, подготовить материал о бытовых способах очистки воды.


Ход мероприятия:
Вступление
Ученик (читает стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…»):

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озёр и рек,

И сокрушается Природа:

- Зачем всё это, Человек?!

Иду таёжною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берёз осыпалась листва,

На травах – чёрные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

- А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

- Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Её создание – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Всё может быть, всё может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто из нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем всё час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.



Содержательная часть
Учитель биологии: – Миллиарды лет несётся в космосе наша голубая планета. Человек появился на ней совсем недавно – в геологическом исчислении почти вчера. История человеческого общества насчитывает каких-нибудь десять-пятнадцать тысяч лет. Но как сильно уже успело изменить это общество лик Земли, природу и животный мир! Сейчас вам никто не поверит, если вы скажете, что когда-то в Греции и Ближнем Востоке были буйные леса (полные зверьми и птицами), живописные долины, чистые рыбные реки и плодородные поля, которые теперь превратились в унылые безлесные и пыльные пустыни, изнывающие от засухи. Всё это правда. Но в те отдалённые времена человек с его очень примитивной техникой истощал природные ресурсы хотя и неуклонно, однако медленно – веками, даже тысячелетиями. С развитием цивилизации, и в особенности промышленности, воздействие человека на природу резко усилилось, и оно стало проявляться быстро. Потребовалось всего одно-два столетия, чтобы девственная природа Северной Америки, с бескрайними лесами и степями, с необыкновенным обилием зверей, птиц, рыб и других животных, – обнищала. За небывало короткий срок американцы перестреляли несколько десятков миллионов бизонов, нередко только из-за шкур, языка или даже просто так; начисто уничтожили чудесных птиц – странствующих голубей, несметные стаи которых при перелётах на несколько часов закрывали небо; переловили почти всех бобров, которых при открытии Нового Света было так много, что они казались неистребимыми. Бесчисленные и часто непоправимые беды принесли животным и бескровные, но тоже губительные деяния человека – вырубка лесов, распашка прерий, загрязнение среды обитания. Каков же характер воздействия человека на окружающую среду? Есть ли пути и методы её охраны? Давайте в рамках этой конференции постепенно ответим на все эти вопросы. Я передаю слово своей коллеге – учителю экологии.
Учитель экологии: – Да, я полностью согласна с учителем биологии. Именно такие проблемы мы обозначим в рамках нашей конференции. Человек – часть природы, но современные люди всё чаще стали забывать об этом! В стихотворении, которое прочитал третьеклассник, очень ярко рассказывается о пагубном воздействии человека на природу. Ребята, сегодня все мы собрались здесь, чтобы обсудить ту катастрофическую ситуацию, в которой оказалась наша планета и найти оптимальные, по-вашему мнению, пути выхода из неё. У нас сегодня присутствуют: команда врачей, команда экологов, команда экономистов и команда горожан. Почётными гостем сегодня у нас является главный эколог нашего города и заместитель главы администрации Орджоникидзевского района.
Учитель биологии (обращаясь к командам): – Уважаемые друзья и коллеги! Тема нашего сегодняшнего разговора – “Сохранить природу – сохранить жизнь” (пишет тему на доске). Но сначала давайте выясним, что, по-вашему мнению, означает слово “природа”? (дети отвечают) Да, всё это верно. В науке есть более точное понятие о природе, и называется оно “биосфера”. Биосфера – эта область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В общем, биосфера представляет собой взаимодействие живых организмов с окружающей их средой. (вывешивается плакат: “Структура биосферы”)
Учитель экологии: – Да, именно в биосфере происходят основные жизненные процессы. Но день за днём экологическая обстановка на планете становится всё хуже и хуже. Посмотрите, мы, взрослые и дети, потребляем электричество, для вырабатывания которого существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и отравляют наш воздух выхлопными газами. Ещё есть заводы и фабрики, которые загрязняют нашу воду и почву, выбрасывая тонны отходов. Чем же всё это обернётся для нас и всех последующих поколений? (ответы детей)

Учитель биологии: – Я думаю, что экологическую катастрофу ещё возможно предотвратить. Но для этого потребуется, чтобы все люди поняли и осознали, что необходимо беречь и охранять окружающую среду!
Учитель экологии: – Что же самое дорогое и ценное для человека? Конечно, воздух! Жизнь человека без воздуха невозможна! Как сказывается загрязнение атмосферного воздуха на здоровье человека? (слово команде врачей)
Учитель биологии: – Какими способами происходит загрязнение атмосферного воздуха? (слово команде экологов)
Учитель экологии: – Уважаемые экономисты, расскажите, пожалуйста, какие же заводы есть в нашем городе и какова их роль в загрязнении окружающей среды? (команда экономистов излагает заранее приготовленный статистический материал по данным города Новокузнецка)
Учитель биологии: – Ужасные данные. А ведь этим воздухом дышим не только мы, но животные и растения. (обращается к командам) Коллеги, проблему загрязнения воздуха нужно как-то решать. Просто закрыть глаза на эту проблему не получится. Какие же меры борьбы с загрязнением атмосферного воздуха вы можете предложить? Посовещайтесь в командах и вынесите свой вердикт. (команды обсуждают поставленный вопрос)

Учитель биологии: – Теперь мы послушаем, что же предлагают нам врачи, экологи, экономисты и горожане. (ответы детей)
Учитель экологии: – Да, вопрос с загрязнением воздуха необходимо решать. Некоторые пути решения мы сейчас услышали.
Учитель биологии: – Спасибо за ваши рациональные решения. Но существует ещё одна проблема, которая связана с водой… Как же удобно современному человеку: повернул кран и вода побежала. Гораздо труднее было нашим предкам, им приходилось селиться по берегам рек, что быть в непосредственной близи к воде. А ведь для того, чтобы вода так просто “пришла” в наш дом, нужна работа огромных сооружений. Вода – необходимое сырьё во всех сферах современной промышленности.
Учитель экологии: – Не стоит забывать и о том, что все живые организмы состоят из воды, то есть даже самые сложные живые системы содержат в себе воду. Да, вода важна и как среда обитания многих животных и растений. Но человеческая цивилизация не пощадила даже воду. Ежедневно в мировой океан сбрасываются миллионы тонн промышленных отходов. Из-за этого страдают многие живые существа!
Учитель биологии: – Проблема загрязнения гидросферы очень актуальна. Я предлагаю вам подумать над тем, какими способами можно уберечь воду от промышленного и других видов загрязнения? (обсуждение в командах, ответы детей)
Учитель экологии: – Каково же действие загрязнённой воды на организм человека? (отвечает команда врачей)
Учитель биологии: – Да, воду мы непосредственно пьём. Как же можно в бытовых условиях очистить воду? Хочу услышать мнения на сей счёт горожан. (горожане отвечают)
Учитель экологии: – Да, проблемы загрязнения воды и атмосферного воздуха в современном мире стоят очень остро. А кто-нибудь слышал такое понятие как “лёгкие планеты”? (ответы детей) Несомненно, лёгкие планеты – это леса, которые являются одними из главных “поставщиков” кислорода на планете.
Учитель биологии: – Но леса постепенно, к сожалению, исчезают! Наступает человеческая цивилизация! А ведь лес – колыбель человечества и богатство планеты. Тут и лесное хозяйство и лесная химия, красота природы и прикладное искусство, история лесов и охрана природы. Лес – это не только источник древесины, которой человечеству требуется всё больше и больше. Он выполняет много других полезных функций. Лес – местообитание диких животных, защита воздуха, воды и почвы, место отдыха для человека. Всем этим целям удовлетворяют естественные леса, которые дают хотя и низкие, но непрерывные урожаи древесины, а кроме древесины – ягоды, орехи, грибы, целебные травы. Лес играет важнейшую роль в нормальном функционировании природных экосистем. Он поглощает атмосферные загрязнения антропогенного происхождения, защищает почву от эрозии, регулирует нормальный сток поверхностных вод, препятствует снижению уровня грунтовых вод и заиливанию рек, каналов и водохранилищ. Лес имеет огромное значение для промышленности. Изготовление мебели, производство бумаги, каучука, целлюлозы, вискозы, древесного спирта и сахара, пластмасс, добыча живицы, канифоли, скипидара, дубильных веществ – всё это опять-таки связано с лесом. Деревянные дома, мебель, посуда, игрушки, тара, тысячи других предметов – всё это продолжает оставаться деревом, древесиной, из которых они сделаны. Лес имеет и эстетическое значение. Его красота, свежесть воздуха и девственность благоприятно влияет на человека. Порой, только в лесу человек находит душевное успокоение, слушая пение птиц и шелест листьев. Вырубая леса, человек лишает животных их естественной среды обитания. Иногда снижение численности животных связано ни сколько с вырубкой леса, распашкой прерий, а сколько с истреблением этих животных самим человеком. Грустно, но такие некогда многочисленные животные как зубр, бизон, благородный олень, снежный барс, амурский тигр и др. оказались буквально на грани исчезновения! Неужели и их ждёт печальная судьба тарпана, тура, морской коровы, сумчатого волка, зебры-квагги и странствующего голубя. Нет, этого нельзя допустить! (демонстрация изображений редких животных)
Учитель экологии: – Сохранить то, что осталось – вот одна из задач современного человеческого общества. Но как это сделать? Какие меры по защите животных и охране лесов вы можете предложить, коллеги? (дети обсуждают поставленный вопрос и выносят коллективное решение) Скажите, уважаемые экономисты, ведь леса и промысловые звери – важное звено в экономике любой страны. Как смотрит на проблему уничтожения и загрязнения лесов, уменьшения численности промысловых животных экономика? (отвечают экономисты)
Учитель экологии: – Итак, все мы дышим одним и тем же воздухом, пьём одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам… Живём в одном и том же мире. Что же мы можем сделать для того, чтобы уберечь его, чтобы хоть как-то изменить сложившуюся обстановку к лучшему? Наверное, стоит сначала начать с себя! Я предлагаю всем командам на листе бумаги нарисовать рисунки, демонстрирующие призыв к охране и бережному отношению к природе. (команды рисуют; рисунки вывешивают на доске, команды оценивают свои рисунки)
Финально-аккордная часть
Учитель экологии: – Вы, знаете, что существует известная организация: “Всемирный фонд охраны дикой природы” и сегодня вы все получаете значки этой организации в качестве награды за проделанную вами работу (раздаются значки). Сегодня мы затронули очень важную тему: тему экологической ситуации в мире. Мы убедились, что не только взрослые, но и дети способны приложить усилия на улучшение состояния окружающей среды. Каждый человек на протяжении своей жизни должен принимать участие в защите и охране нашей необъятной планеты – Земля!

Учитель биологии: – Я хочу сказать спасибо всем участникам конференции. В заключении хочу прочитать вам небольшое стихотворение Е. Евтушенко (на доске должен висеть плакат):

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!
Литература:

1) Верзилин Н. Лес и Жизнь: книга для детей / Н. Верзилин, В. Корсунская. – Л: Детская литература, 1966.

2) Константинов В.М. Зоология позвоночных: учебник для студ. биол. фак. пед. вузов / В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова. – М.: Академия, 2000.

3) Криксунов Е.А. Экология: учебник для 9-го класса / Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М: Дрофа, 1995.

4) Кучеренко С.П. Звери у себя дома: книга для широкого круга читателей / С.П. Кучеренко. – Хабаровск: Книжное издательство, 1979.

5) Соколов В.Е. Систематика млекопитающих: учебное пособие для университетов / В.Е. Соколов. – М.: Высшая школа,1973.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,



Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница