Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет Развитие использования возобновляемых источников энергии в государствах – участниках СНГ



Скачать 258.01 Kb.
Дата18.11.2016
Размер258.01 Kb.





Содружество Независимых Государств

Исполнительный комитет

Развитие использования
возобновляемых источников энергии
в государствах – участниках СНГ

Москва, 2013 год







Оглавление




Оглавление 2

I. Введение 3

II.Современное состояние использования ВИЭ в мире 4

III. Состояние и перспективы развития возобновляемой энергетики в государствах – участниках СНГ 6

IV. Межгосударственное сотрудничество в области ВИЭ 17

V. Выводы 19




I. Введение


В настоящее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к использованию в различных отраслях экономики возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Это связано с происходящими изменениями в энергетической политике мировых держав, где определяющее значение приобретает переход на энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии.

Значительное внимание этой проблеме уделяется организациями системы ООН, а также другими международными организациями. На работы в области ВИЭ выделяются значительные средства из фондов ЕС. Растет число международных симпозиумов, конференций и встреч, посвященных анализу состояния и перспектив развития этого направления энергетики.

В данном материале анализируется развитие ВИЭ в государствах – участниках СНГ, рассматриваются перспективы межгосударственного сотрудничества в этой области.

В работе используются материалы Бюллетеня иностранной коммерческой информации, отчет Российского энергетического агентства от 24.08.12г., данные Международного энергетического агентства.



  1. Современное состояние использования ВИЭ в мире


Практическое использование нетрадиционных источников энергии получило сегодня интенсивное развитие во многих странах мира.

На фоне роста населения, сокращения доказанных мировых запасов многих ископаемых видов топлива, увеличения цен на углеводороды и стремления государств снизить зависимость от импортного сырья, заинтересованность в использовании новых источников энергии возрастает.

Под возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) понимаются источники энергии, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов: энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды; геотермальная энергия: тепло грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: биомасса, биогаз и иное топливо из органических отходов, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии и др.

Использование ВИЭ стало одной из наиболее быстрорастущих областей экономики. В ведущих странах Евросоюза (ЕС) по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА) производство энергии из ВИЭ ежегодно растет на 10–20%.

Согласно данным Евростата, если в 2004 году в ЕС 7,9 % электроэнергии было получено за счет ВИЭ, то в 2011 году этот показатель составил уже 13 %.

По прогнозам Европейского совета по возобновляемой энергетике к 2040 году возобновляемые источники смогут обеспечить 50 % производства энергии в мире. В соответствии с решением Европарламента доля ВИЭ в энергобалансе ЕС в 2020 году должна составить 20 %, в 2040 году – 40 %.

Лидерами в использовании ВИЭ в ЕС являются Норвегия (64,7 %), Швеция (46,8 %), Латвия (33,1 %) и Финляндия (31,8 %).

Одну из ведущих позиций по уровню развития практически всех видов ВИЭ занимает Германия. В 2004 году в Германии был принят специальный закон («EGG») который предусматривает расширение доли ВИЭ в электроэнергетике к 2020 году до 35%, 2030 году – до 50 %. В 2011 году этот показатель составил 20%.

Общая мощность гелиоустановок на планете превысила знаковый рубеж 100 ГВт, свидетельствуют данные Европейской ассоциации фотоэлектрической промышленности (EPIA). В 2012 году общая мощность гелиоэнергетических установок выросла на 31 ГВт, в ЕС она достигла 70 ГВт. В Италии солнечные батареи уже обеспечивают примерно 7 % потребляемой электроэнергии, в Германии – 6 %, а в Болгарии, Чехии, Бельгии и Испании – по 3 %. За 2012 год в Евросоюзе были установлены новые фотоэлектрические преобразователи мощностью 17 ГВт. Около половины этого прироста (8 ГВт) обеспечила Германия. Для сравнения, суммарная мощность европейской ветровой энергетики за этот же период увеличилась на 12 ГВт, а газовых электростанций – на 5 ГВт.

В США в настоящее время на долю ВИЭ приходится 6 % энергопроизводства, а к 2030 году этот показатель должен возрасти до 10 %.

Высокими темпами развивается ВИЭ во второй экономике мира – Китае. Так в соответствии с 12-м пятилетним планом КНР долю ВИЭ в китайском энергобалансе в 2015 году предполагается увеличить до 11,3 %. В 2010 году она составила 8,3 %.

Активно развивают возобновляемую энергетику Бразилия и Мексика. Доля ВИЭ (даже без ГЭС) в производстве электроэнергии в этих странах уже сейчас превышает 4%.

Государства – участники СНГ обладают заметным потенциалом возобновляемых энергетических ресурсов, а в ряде экономик относительный показатель, характеризующий долю ВИЭ в структуре энергобаланса, находится на таком высоком уровне, который промышленно развитые страны могут достичь лишь к середине текущего столетия.

Руководствуясь целями развития альтернативной энергетики, в Белорусси и Украине введен регулирующий «зеленый» тариф на ВИЭ, таких как ветер, солнце, биомасса, и вырабатываемые малыми ГЭС. «Зеленый» тариф (тариф на подключение) является экономическим и политическим механизмом, предназначенным для привлечения инвестиций в технологии использования возобновляемых источников энергии.

В основе данного механизма лежат три основных фактора: гарантия подключения к сети; долгосрочный контракт на покупку всей произведенной возобновляемой электроэнергии; надбавка к стоимости произведенной электроэнергии.

Суть введения специальных тарифов для ВИЭ в том, что государство или население покупает у бизнесменов энергию по специальному, повышенному тарифу. И постройка «чистых» электростанций становится экономически привлекательной.

«Зеленый» тариф определяется по формуле, в которой для каждого субъекта определен коэффициент, размеры которого зависят от типа ВИЭ и характеристик энергогенерирующего оборудования.

Впервые эта идея была реализована в США в 1978 году. В 2012 году более 50 стран мира эффективно использовали «зелёный тариф». Эксперты также ожидают в 2013 году принятие «зеленого» тарифа в Казахстане.


III. Состояние и перспективы развития возобновляемой энергетики в государствах – участниках СНГ


Азербайджан. Целями страны на перспективу до 2020 года является достижение 20 %-ной доли ВИЭ в расходной части энергобаланса и снижение на 20 % выбросов парниковых газов в атмосферу к уровню 1990 года (аналогично европейской программе «20-20-20»).

В 2004 году в Азербайджане была принята государственная программа по развитию альтернативной энергетики, а в 2009 году – создано соответствующее Агентство при Министерстве промышленности и энергетики, которое в июне 2012 года было преобразовано в независимую государственную компанию «Государственное агентство по альтернативным и возобновляемым источникам энергии».

В сферу обязанностей этой организации входит решение вопросов, связанных с разработкой проектов, закупкой оборудования, строительством ВИЭ-энергетических объектов, эксплуатацией энергетического оборудования и развитием инфраструктуры, необходимых для расширения использования ВИЭ.

Изучению потенциала ВИЭ уделяется в Азербайджане большое внимание. В июне 2012 года была завершена разработка Государственной стратегии по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии до 2020 года.

Потенциал ветроэнергетики в Азербайджане составляет 2,4 млрд. кВт·ч. Потенциал малых гидроэлектростанций (до 10 МВт) оценивается в 5 млрд. кВт·ч. Ежегодно в стране образуется порядка 2 млн. твердых бытовых и промышленных отходов, что способствует развитию биоэнергетики.

Ведется подготовка кадастра ВИЭ в Азербайджане. Установлена 21 измерительно-наблюдательная станция для изучения возможностей использования ВИЭ.

По данным Государственной компании по альтернативным и возобновляемым источникам энергетики, есть возможности для развития мощностей по производству возобновляемой энергии к 2020 году в объеме 2500 МВт. В том числе мощность солнечных электростанций может достичь 600 МВт (в 2015 году – 290 МВт), ветровых – 800 МВт (240 МВт), малой гидроэнергетики – 150 МВт (80 МВт). В Азербайджане есть планы по реализации проекта «1000 домов, 1000 электростанций» по установке солнечных батарей на жилых домах.

Введен в эксплуатацию Гобустанский испытательный полигон альтернативной энергии. В настоящее время проектная мощность полигона составляет 5,5 МВт, из которых 2,7 МВт приходятся на турбины по регенерации энергии ветра, 1,8 МВт – на солнечные панели и 1 МВт – на энергию, производимую из биогаза и биомассы.

В декабре 2012 года ОАО «Азэнерджи» сдала в эксплуатацию малую ГЭС «Физули», мощностью 25 МВт, и малую ГЭС «Гусар», мощностью 1 МВт.

В соответствии с планом действий по развитию альтернативных и возобновляемых источников энергии и в рамках проекта «Чистый город» в декабре 2012 года в Баку введена в эксплуатацию электростанция мощностью 37 МВт, которая располагается на территории «Бакинского завода по переработке твердых бытовых отходов».

Предполагается, что выработка электроэнергии расширится за счет ввода в эксплуатацию объектов ВИЭ, при этом производство электроэнергии может вырасти на 26 млрд. кВт ч в год. Таким образом ВИЭ-электростанции позволят экономить дополнительно до 1 млн тонн у. т. первичной энергии в год.

Армения. Правительство страны приняло в 2007 году национальную Программу по энергосбережению и внедрению ВИЭ, а также План действий по ее реализации. Программа предусматривает расширение использования ВИЭ: гидроэнергии, биомассы, энергии солнца, ветра и др.

Наиболее перспективным направлением ВИЭ в Армении представляется гидроэнергетика, в том числе малые ГЭС. Правительством Республики Армения 8 сентября 2011 года была принята Программа стратегического развития гидроэнергетической отрасли Республики Армения. По состоянию на 1 января 2013 года электроэнергию вырабатывают 137 малых ГЭС с суммарной установленной мощностью около 218 МВт и годовой выработкой электроэнергии около 600 млн. кВт ч. Лицензию на строительство получили еще 77 малых ГЭС. По прогнозам Минэнерго Армении, к 2015 – 2017 годам производство электроэнергии малыми ГЭС достигнет 850 – 960 млн. кВт·ч в год.

В 2005 году Минэнерго Армении объявило развитие геотермальной энергетики приоритетным направлением (в стране 2 источника: Бжни и Анкаван). По мнению специалистов, мощность геотермальных электростанций может составить 150 – 200 МВт. Также перспективным считается использование геотермальной энергии для теплоснабжения.

Потенциал энергии ветра Армении оценивается в 5 ГВт ч, а общая мощность экономически выгодных ветроэлектростанций в стране может составить до 450 МВт. Имеются хорошие условия для развития солнечной энергетики, однако пока ее развитие сдерживается из-за высокой стоимости производимой энергии.

В сфере использования биомассы важно отметить проект «Утилизация биогаза и выработка электроэнергии на Нубарашенском мусоросборнике» (Ереван, установки мощностью 1,4 МВт). Также интересен проект производства биоэтанола для получения транспортного топлива путем его смешивания с бензином. Проект предполагается реализовать при содействии США. Он поможет в решении проблем транспорта, создания рабочих мест в сельской местности.

Белоруссия. Правительство страны утвердило «Стратегию развития энергетического потенциала Республики Беларусь» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1180 от 09.08.2010), основной целью которой является «инновационное и опережающее развитие отраслей ТЭК, обеспечивающее производство конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов при безусловном надежном и эффективном энергообеспечении всех отраслей экономики и населения».

Согласно документу к 2015 году снижение энергоемкости ВВП к уровню 2005 года должно составить не менее 50 % (к 2020 году – 60 %), при этом достижение поставленной цели должно быть обеспечено за счет в том числе увеличения в топливном балансе республики доли местных ТЭР, вторичных энергоресурсов, ВИЭ.

В секторе возобновляемой энергетики предусмотрено использование следующих видов энергоресурсов:

биомассы (дрова, отходы древесины, быстрорастущая древесина, отходы растениеводства, в том числе путем производства жидкого и газообразного биотоплива);

энергии воды (ГЭС различной мощности);

энергии ветра (на территории республики выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом более 1600 МВт);

энергии солнца (с учетом климатических условий основными направлениями использования данного ресурса станут гелиоводонагреватели и различные гелиоустановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и других бытовых целей; энергетический потенциал использования солнечной энергии оценивается в 10 тыс. тонн у.т. в год;

энергии коммунальных отходов (потенциальная энергия равноценна 470 тонн у.т. в год);

геотермальной энергии.

При этом основной упор делается на биоэнергетику. Так, энергетический потенциал отходов растениеводства составляет 17 млрд. кВт·ч в год, отходов лесной промышленности – 36 млрд. кВт·ч в год, муниципальных отходов – 5,5 млрд. кВт·ч в год. Отходы животноводства позволяют произвести до 1,9 млрд. кВт·ч в год биогаза. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2010 года утверждена программа развития энергоисточников, работающих на биогазе на 2010 – 2012 годы. Согласно документу, до конца 2012 года в республике введено в эксплуатацию 39 биогазовых установок общей мощностью 40,4 МВт. В декабре 2010 года принят закон "О возобновляемых источниках энергии". Разрабатывается вторичное законодательство. Разработана и принята Национальная программа «Развитие местных, возобновляемых и нетрадиционных энергоисточников на 2011–2015 годы», а также другие специализированные программы в сфере повышения энергоэффективности и развития использования собственных энергоресурсов. Поставлена стратегическая задача довести долю собственных энергоресурсов в структуре энергопотребления до 28 % в 2015 году и 32 % в 2020 году.

В Казахстане на современном этапе национальная энергетическая стратегия не рассматривается от процесса модернизации страны, а встроена в общегосударственную стратегию индустриально-инновационного развития страны и увязана в комплекс мер по формированию экономики сервисно-технологической направленности, дальнейшего развития государственных институтов и общества.

Вопросы, касающиеся сферы ВИЭ, энергоэффективности и энергосбережения, находятся под контролем Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан, созданного еще в2004 году.

Согласно данным указанного министерства, для территории Казахстана наиболее перспективными являются следующие виды ВИЭ:

ветроэнергетика (929 млрд. кВт ч в год);

энергия воды (общий гидропотенциал – 170 млрд. кВт·ч в год, технически возможный к реализации – 62 млрд. кВт·ч в год, из них около 8,0 млрд. кВт·ч в год – потенциал малых ГЭС);

энергия солнца (фотогальванические установки и солнечные коллекторы; потенциал гелиоэнергетики оценивается в 2,5 млрд. кВт·ч в год; развитию солнечной энергетики способствуют крупнейшие в мире запасы кремниевого сырья (85 млн. тонн)).

Суммарный потенциал ВИЭ весьма значителен и оценивается более чем в 1 трлн. кВт ч в год.

Для развития возобновляемой энергетики в стране создана необходимая нормативно-правовая среда, которая на пространстве СНГ является одной из развитых. Во-первых, это базовые документы:

Закон Республики Казахстан № 165-4 от 4 июля 2009 года «О поддержке использования возобновляемых источников энергии»,

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии».

Во-вторых, это основные программы развития:

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан,

Отраслевая программа развития электроэнергетики на 2010–2014 годы.

В третьих, это ряд подзаконных нормативных правовых актов:

План размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии;

Правила осуществления мониторинга за использованием возобновляемых источников энергии;

Правила покупки электрической энергии у квалифицированных энергопроизводящих организаций;

Правила определения ближайшей точки подключения к электрическим или тепловым сетям и подключения объектов по использованию возобновляемых источников энергии;

Правила, сроки согласования и утверждения техникоэкономических обоснований и проектов строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии.

Кроме того, в рамках проекта «Казахстан – инициатива развития рынка ветровой энергии» в стране был разработан информационный справочник «О порядке подготовки, согласования, утверждения и реализации проектов строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан», предназначенный для обстоятельного информирования потенциальных инвесторов и специалистов данного сектора.

Все указанные документы преследуют такие базовые цели, как:

расширение выработки энергии на базе ВИЗ;

поддержка и создание комфортных условий для потенциальных инвесторов при реализации ВИЭ–проектов;

повышение прозрачности ВИЭ–рынка и снижение бюрократических барьеров для его участников.

Национальная законодательная база предусматривает следующие основные меры по развитию рынка возобновляемых источников энергии:

резервирование и приоритет при предоставлении земельных участков для строительства объектов ВИЭ;

обязательства энергопередающих организаций по покупке элек­троэнергии, произведенной с использованием ВИЭ;

освобождение ВИЭ от платы за транспорт электроэнергии по сетям;

поддержка при подключении объектов по использованию ВИЭ к сетям энергопередающей организации;

предоставление физическим и юридическим лицам, осуществляющим проектирование, строительство и эксплуатацию объектов по использованию ВИЭ, инвестиционных преференций в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях.

Кроме того, для энергетических ВИЭ-объектов нормативная база регламентирует порядок внедрения фиксированных тарифов, которые подлежат утверждению правительством на определенный гарантированный период, что позволит инвесторам снизить риски по возврату вложенных средств. Руководство Казахстана понимает, что сфера ВИЭ требует высоких капитальных затрат и без определенных гарантий привлечь инвесторов в данную область будет затруднительно.

Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан проводится непрерывный мониторинг рынка ВИЭ. Так, в I полугодии 2012 года в стране выработка электрической энергии объектами ВИЭ составила 200,72 млн. кВт ч, что на 3,72 млн. кВт ч (на 1,89 %) больше, чем за аналогичный период 2011 года, при этом доля ВИЭ в суммарном производстве электроэнергии составила 0,74 %, причем 90 % этой величины приходится на малые ГЭС.

За 2007–2010 годы в Казахстане было введено в работу 5 малых ГЭС (общей мощностью 20 МВт), 10 ветряных электростанций на 100 кВт, (далее – ВЭС), 2 солнечных электростанции (3 кВт).

В рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан к 2014 году выработка электроэнергии на базе ВИЭ может достичь 1 млрд. кВт ч в год.



Кыргызстан. Основа современной системы энергоснабжения страны сформировалась еще во времена СССР, когда она входила в региональную (центральноазиатскую) систему, где доминирующим энергоносителем являлась энергия воды (ГЭС Киргизии и Таджикистана), а в качестве дополнительных источников энергии использовалось ископаемое топливо, ввозимое из Казахстана, Туркмении и Узбекистана.

Сложность текущей ситуации в энергетике Кыргызстана вызвана тем обстоятельством, что базовые генерирующие источники (крупнейшие 5 ГЭС, на долю которых приходится 90 % суммарной установленной мощности энергетического оборудования) сосредоточены в центральных и южных регионах, а основные потребители (около 60 %) – на севере страны. При этом электроэнергия транспортируется частично по территории Киргизии, а остальной переток закольцован через Узбекистан, Казахстан и Таджикистан.

Ряд национальных ГЭС, построенных в предгорных районах, подвержены рискам, связанным с повышенной сейсмичностью, а также эрозией почв.

По величине потенциала гидроресурсов (142 млрд. кВт ч) Киргизия занимает 3-е место среди стран СНГ после России и Таджикистана. По состоянию на 2012 год данный ресурс (крупных ГЭС) был задействован не более чем на 10 %, а гидропотенциал малых рек – примерно на 3 %.

Национальная энергетическая программа Кыргызской Республики на 2008–2010 годы и стратегия развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года, одобренные постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 февраля 2008 года №47 предусматривают дальнейшее развитие этого вида ВИЭ.

Малая гидроэнергетика сегодня являются одним из важных направлений, которое Правительство Кыргызской Республики намеревается развивать для устойчивого обеспечения потребителей и для сокращения выбросов парниковых газов. Основной целью Проекта Программы развития ООН и Глобального Экологического Фонда «Развитие малых ГЭС», реализуемого в Кыргызстане, является ускорение строительства малых ГЭС, а также биогазовых установок, солнечных водонагревателей и электростанций, ветроустановок.



Молдова. В конце 2012 года в стране была принята «Энергетическая стратегия Молдовы на 2012–2030 годы». Документ предполагает, максимально использовать внутренний потенциал для выработки собственной электрической энергии.

Планируется, что поставленные задачи будут выполнены за счет реализации мер по внедрению эффективных технологий, модернизации энергетической инфраструктуры, более активного использования возобновляемых источников энергии.

В расходной части энергобаланса планируется увеличить долю ВИЭ к 2015 году до 10 %, к 2020 году – до 20 % и к 2030 году – до 25 %. Предполагается, что на транспорте доля биотоплива в общем объеме используемого моторного топлива составит к 2015 году 4 %, к 2020 году – 10 %.

В электроэнергетике к 2020 году суммарная мощность генерирующих объектов может вырасти на 800 МВт, к 2030 году – еще на 200 МВт, при этом доля ВИЭ должна составить к 2020 году 10 %, к 2030 году 15 %.

В июле 2007 года Парламентом Молдовы был принят Закон о ВИЭ, который устанавливает ряд льгот при покупке энергоносителей и топлива, произведенного поставщиками возобновляемой энергии.

Для финансирования действий в сфере ВИЭ создан Национальный фонд, источниками средств которого служат плата за использование электроэнергии, взносы спонсоров, национальные и международные гранты и другие законные источники. Законом также предусматриваются налоговые льготы для организаций, которые занимаются производством или продажей оборудования для проектов ВИЭ.

В настоящее время в Республике Молдова развиваются такие виды ВИЭ как энергия биомассы, ветровая энергия, гидроэнергия, солнечная энергия.

Российская Федерация. 8 января 2009 года Правительство Российской Федерации утвердило Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года.

В РФ технический ресурс ВИЭ превышает 24 млрд. тонн у.т., и по этому показателю Россия занимает лидирующую позицию среди стран СНГ. В 2008 году в структуре производства электроэнергии доля ВИЭ приблизилась к 1 %, а с учетом крупных ГЭС (25МВт и более) – около 17 %. В теплогенерации с использованием ВИЭ было выработано примерно 3 % суммарного производства тепла. С 2007 года отечественная нормативная база ВИЭ начала активное развитие и к концу 2000-х годов в сфере ВИЭ были сформулированы основные направления государственной политики и установлены следующие целевые показатели:

1. В производстве электроэнергии обеспечить расширение доли ВИЭ (без учета крупных ГЭС) к 2015 году до 2,5 %, к 2020 году – до 4,5 % (с учетом крупных ГЭС – до 19–20 %).

2. В секторе теплогенерации к 2020 году увеличить долю ВИЭ до 4,5 %.

В целом вся альтернативная энергетика России в настоящее время дает около 8,5 млрд кВт·ч в год, что составляет менее 1 % от общероссийской выработки. В то же время потенциал ВИЭ более чем в 20 раз превышает ежегодное потребление первичной энергии в стране. На территории России сосредоточено около 22 % всех лесных ресурсов планеты, что свидетельствует о высоком потенциале вовлечения в баланс древесной биомассы.

В России имеются запасы геотермальной энергии. Около 20 % всех генерирующих мощностей страны сосредоточено на гидроэлектростанциях, работают 102 крупные ГЭС. Россия является пятым в мире крупнейшим производителем гидроэнергии.

Правительством Российской Федерации 28 мая 2013 года были приняты решения, определяющие основные механизмы стимулирования развития энергетики на основе использования ВИЭ. Стимулирование будет осуществляться через оптовый рынок электроэнергии за счет получения зеленым объектом, который прошел специальный конкурс, повышенной платы за мощность, гарантирующей окупаемость затрат на строительство. Такая плата будет предоставляться только ветряными и солнечным станциям, а также малым ГЭС.

Что же касается электростанций на биогазе и биомассе, то станции на биогазе, как правило, используют для получения энергии отходы сельхозпроизводства, на биомассе — отходы деревообработки и лесопереработки. К 2020 году планируется построить в стране 580 МВт объектов, работающих на биомассе, и 330 МВт биогазовых станций.

Для таких объектов существует комплекс мер поддержки ВИЭ через розничный рынок, утвержденный в октябре 2012 года. На розничном рынке объекты ВИЭ стимулируются отдельно — через обязательную покупку сетевыми компаниями электроэнергии для компенсации потерь у зеленой энергетики. Для того, чтобы участвовать в системе поддержки на рознице, объект ВИЭ должен пройти процедуру квалификации. На конец 2012 года ее прошли два биоэнергетических объекта: биогазовая станция в селе Лучки Белгородской области (2,4 МВт, «Альтэнерго») и промышленная мини-ТЭЦ «Белый ручей» в Вологодской области (6 МВт, ТГК-2), работающая на биомассе.

Таджикистан. Страна входит в десятку стран мира (8-е место), обладающих крупным потенциалом гидроэнергии. До распада СССР в Таджикистане было построено 15 ГЭС суммарной установленной мощностью около 5 ГВт (в настоящее время по техническим причинам данный показатель находится вблизи отметки 3,5 ГВт). Данные гидроузлы используются не только для выработки электроэнергии, но и в ирригационных целях.

В национальной структуре выработки электроэнергии на долю ГЭС приходится примерно 98 %, ТЭЦ 2 %; среднегодовое производство находится на уровне 16,5 млрд. кВт ч.

В 2009 году был издан указ президента «О дополнительных мерах по энергосбережению», а в 2011 году на его основе была разработана «Программа по эффективному использованию гидроэнергетических ресурсов и энергосбережению на 2012–2016 годы», в которой кроме прочих указаны такие направления развития отрасли, как широкое использование возоб­новляемых и альтернативных источников энергии.

Основное внимание в Программе уделено возведению генерирующих энергоустановок ВИЭ и в первую очередь гидроэнергоустановок. Согласно Программе объем выработки электроэнергии на малых ГЭС Таджикистана при полном использовании гидроэнергетических ресурсов малых рек достигнет 184,46 млрд кВт.ч в год при установленной мощности 21 057 тыс. кВт.



Туркменистан. В настоящее время в стране внутренний спрос на элек­троэнергию полностью обеспечивается за счет использования собственных мощностей.

В 2012–2013 годах в стране была разработана «Национальная стратегия Туркменистана по изменению климата», согласно которой в дальнейшем будет создан «План действий», содержащий меры как по противодействию изменению климата, так и адаптации секторов экономики страны к соответствующим изменениям. Предполагается, что План коснется всех отраслей экономики, однако акцент будет сделан на ее ключевые сегменты (промышленность, транспорт и ЖКХ), а приоритетными направлениями станут следующие: внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий; развитие сферы ВИЭ; технологическая модернизация с целью обеспечения будущего развития и конкурентоспособности экономики.

Для успешной реализации поставленных задач правительством намечены:

разработка национального закона об энергосбережении;

совершенствование нормативной базы;

создание специального государственного органа, ответственного за сектор энергосбережения;

разработка национальной программы по энергосбережению;

разработка стратегии развития возобновляемой энергетики;

предоставление налоговых преференций для инвесторов в сектор ВИЭ;

освобождение организаций от импортных пошлин на ВИЭ-оборудование.

Таким образом, Туркменистан встал на путь создания энергоэффективной и экологичной экономики.

Энергопотенциал ВИЭ в Туркменистане оценивается на уровне 110 млрд. т у.т. в год. Наиболее перспективными ВИЭ являются энергия солнца и ветра.

Туркменистан характеризуется высоким потенциалом использования энергии ветра (640 млрд. кВт·ч в год). Наиболее благоприятными условиями для развития ветроэнергетики обладают западные и северо-западные районы страны (в т.ч. прикаспийская зона). Однако в настоящее время в стране нет действующих ВЭС. Потенциал солнечной энергетики оценивается
в 1,4 млрд. т.у.т. в год.

Узбекистан обладает значительным потенциалом возобновляемой энергетики, из которого около 99 % приходится на солнечную энергию. Потенциал солнечной энергии республики оценивается в 176,8 млн. т н.э., из которых освоено только 0,6 млн. т н.э. Общая площадь установленных солнечных коллекторов составляет около 40 тыс. кв. м.

Потенциал ветровой энергии составляет 0,5 млн. т н.э. Главным исходным сырьем для биомассы служат стебли хлопчатника и отходы сельского хозяйства. Ресурсы 650 рек, протекающих по территории Узбекистана, многочисленных ирригационных каналов и водохранилищ обеспечивают высокий потенциал для строительства малых гидростанций.

На данный момент на ВИЭ приходится около 1 % от общего потребления энергии.

Украина. В настоящее время доля ВИЭ в структуре энергопроизводства 3 %, в производстве электроэнергии – 6,5 %. Энергетическая стратегия Украины до 2030 года предполагает увеличение практически в четыре раза использования ВИЭ. Общая мощность электростанций, использующих ВИЭ (за исключением биотоплива и малых ГЭС), должна вырасти в 2030 году до 2,1 ГВт. Наибольший рост ожидается в использовании солнечной энергии, энергии ветра.

Согласно прогнозу Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины, к 2015 году Украина сможет выйти на уровень 6,4 ГВт энергии, полученной от альтернативных источников энергии. А к 2030 году это значение величина может достичь 17 ГВт.

В сентябре 2011 года общая мощность ветряных электростанцый составляла 110 МВт. В соответствии с Энергетической стратегией Украины на период до 2030 года производство электроэнергии при помощи ветра к 2030 году достигнет 25–30 млрд. кВт·ч в год. Также в Украине развитие получила и солнечная энергетика. В частности, в 2012 году в Крыму была построена крупнейшая в мире СЭС «Перово» (105 МВт). Еще несколько проектов находятся на стадии реализации. По состоянию на сентябрь 2011 года в Украине эксплуатируется 64 малых ГЭС общей мощностью более 104 МВт. Общая установленная тепловая мощность геотермальных станций Украины составляет 10,9 МВт. Они дают 119 ТДж энергии ежегодно.

IV. Межгосударственное сотрудничество в области ВИЭ


Применение ВИЭ обладает рядом очевидных преимуществ по сравнению с традиционными ресурсами:

использование ВИЭ позволяет снизить уровень загрязнения окружающей среды и уменьшить затраты на переработку отходов энергетических объектов;

возобновляемые источники неистощимы;

сроки окупаемости строительства энергетических объектов на базе ВИЭ существенно короче, чем у электростанций на органическом топливе;

затраты на обеспечение энергией децентрализованных потребителей и регионов меньше;

использование ВИЭ сопряжено с развитием наукоемких отраслей с мультипликативным экономическим эффектом;

ВИЭ ближе к потребителю, что уменьшает затраты на транспортировку.

Однако наряду с достоинствами использование ВИЭ сопряжено с рядом существенных проблем.

Для эффективного развития ВИЭ необходимы нормативные правовые акты, стимулирующие использование ВИЭ и обеспечивающие на практике свободный доступ их производителей к электрическим сетям.

У энергии, выработанной с использованием возобновляемых источников высокая себестоимость, высокие инвестиционные риски и начальные капитальные затраты, что в отсутствие экономических стимулов для инвестиций (налоговые льготы, льготные кредиты) существенно тормозит их развитие.

К тому же налицо суточная, сезонная и погодная нестабильность генерации электроэнергии из ВИЭ, меньшая мощность электростанций на базе ВИЭ, недостаточное развитие машиностроения и технологической базы для производства оборудования, неготовность автопарка к массовому переходу на биотопливо, предрасположенность электроэнергетических сетей к централизованным поставкам и большим единичным мощностям.

Все это с четом большого потенциала государств Содружества в сфере ВИЭ объективно обуславливает необходимость многостороннего сотрудничества в данной области. В этой связи в настоящее время ведется разработка проектов Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в области использования возобновляемых источников энергии и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации.

Эти документы одобрены Решением Экономического совета СНГ от 18 июня 2013 года. Предполагается их утвердить на заседании Совета глав правительств СНГ во втором полугодии 2013 года.

Проекты Концепции и Плана первоочередных мероприятий направлены на формирование согласованного подхода государств – участников СНГ в использовании возобновляемых источников энергии. Основную часть запланированных в рамках этих документов мероприятий предполагается реализовать в период до 2020 года.

Концепция направлена на создание условий, способствующих обеспечению энергетической безопасности и устойчивого развития государств – участников СНГ. Положения Концепции являются основой для разработки и заключения между государствами, подписавшими ее, международных договоров и иных международных и национальных нормативных правовых актов государств – участников СНГ, а также межгосударственных программ в сфере использования ВИЭ.

Реализация Концепции будет осуществляться путем:

совершенствования механизма взаимодействия и координации государств – участников СНГ (разработки финансово-экономических, нормативно-правовых механизмов сотрудничества государств – участников СНГ в сфере ВИЭ);

создания благоприятной среды для развития возобновляемой энергетики (создания и развитие в СНГ благоприятных экономических условий для совместной реализации проектов по эффективному использованию ВИЭ);

разработки предложений по внедрению экономических стимулов и механизмов для развития возобновляемой энергетики в государствах – участников СНГ (увеличения объемов замещения традиционных топливно-энергетических ресурсов ВИЭ; формирования и развитие эффективной технико-технологической базы по использованию ВИЭ; рассмотрения возможных подходов к осуществлению гармонизации технологических норм и правил государств – участников СНГ при использовании ВИЭ и т.д.);

разработки и реализации совместных проектов;

разработки и реализации научных программ (развития научно-технической базы и проведения совместных исследований в сфере использования ВИЭ, совместная подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере использования ВИЭ);

информационного обмена и формирования базы знаний (развития общего информационного пространства в сфере использования ВИЭ; изучения и распространения международного опыта и опыта государств – участников СНГ в области развития ВИЭ; обеспечения доступности и унификации статистических данных в области использования ВИЭ).



V. Выводы


Потенциал государств – участников СНГ по использованию ВИЭ значителен, но пока не используется в полной мере. Вместе с тем расширение использования ВИЭ может оказать позитивное воздействие на развитие науки и техники стран СНГ, темпы роста экономики и уровня жизни населения.

Развитие ВИЭ идет во всех государствах Содружества, но разными темпами и по различным направлениям. В Киргизии, России и Таджикистане имеется большой потенциал развития большой гидроэнергетики, в Казахстане – ветроэнергетики и гидроэнергетики, в Армении – малой гидроэнергетики, в Беларуси, Молдове и России – использования энергии из биомассы. В Азербайджане, Туркменистане и Узбекистане активно используется энергия солнца и ветра, в Украине – энергия ветра.

Возобновляемая энергетика в государствах СНГ находит применение преимущественно в энергодефицитных регионах, а также в изолированных от линий электропередач (автономных) районах;

Законодательная база в области ВИЭ в странах Содружества находится на стадии интенсивного развития. В Беларуси и Украине функционирует «зеленый» тариф. Ожидается скорое его принятие в Казахстане.

Общим для государств Содружества является необходимость дополнительного развития экономических стимулов использования ВИЭ с учетом наличия сильной конкуренции со стороны традиционной энергетики.

В этой связи в целях повышения эффективности использования ВИЭ важную роль призвано сыграть формированию и реализации комплекса мер в рамках межгосударственной Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в области использования возобновляемых источников энергии.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница