Социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей



Скачать 326.52 Kb.
Дата07.05.2016
Размер326.52 Kb.

На правах рукописи

Шумейко Екатерина Петровна



СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

Специальность 19.00.05 – социальная психология


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Саратов


2010
Работа выполнена на кафедре общей и социальной психологии
НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет»



Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Гриценко Валентина Васильевна
Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Фетискин Николай Петрович,

Костромской государственный университет

им. Н.А. Некрасова


доктор философских наук, профессор

Афанасьева Вера Владимировна,

Саратовский государственный университет

им. Н.Г.Чернышевского

Ведущая организация: Самарский государственный университет

Защита диссертации состоится «14» мая 2010 года в 14 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.243.14 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского» по адресу: 410012, г.Саратов, ул.Астраханская, 83, XII корпус СГУ, ауд. 329.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского».
Текст автореферата размещен на сайте Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского www.sgu.ru
Автореферат разослан « _____» ____________ 2010 года


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент






Е.В.Рягузова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время одной из приоритетных задач государственной социальной политики в нашей стране является поиск конструктивных решений в вопросах социального сиротства. Исследования в области психологии сиротства (И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г.В. Семья, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) показывают, что практика институционального воспитания не всегда способствует успешной социализации и адаптации к жизни в обществе выпускников государственных учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Недостатки институционального воспитания указывают на необходимость реформирования данной системы и стимулируют поиск новых форм жизнеустройства. Изучение особенностей личностного развития детей–сирот приводят к мнению о необходимости создания для них специальной развивающей среды (А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых).

В последние годы в нашей стране альтернативой институциональному воспитанию в государственных учреждениях для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали приемные семьи, семейные детские дома, детские деревни SOS и пр. Одной из новых форм жизнеустройства является терапевтическое сообщество приемных семей, которое соединило в себе достоинства приемной семьи с коллективными формами воспитания с целью создания развивающей среды для детей–сирот, направленной на их личностное и социальное развитие.

Социальная политика государства в современных условиях направлена на деинституционализацию детей–сирот. Это позволяет на правовой основе решать вопрос о поиске новых форм жизнеустройства, реализующих идею создания развивающей среды для детей–сирот и способствующих их интеграции в широкую социальную среду.

Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени сложились предпосылки, позволяющие исследовать процесс социализации детей–сирот в альтернативной форме жизнеустройства:

- в зарубежной и отечественной науке сформировались основные подходы к определению сущности процесса социализации: субъект-объектный (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Д.Х. Баллантайн, Д.Б. Томас, А.Р. Маршалл и др.), субъект-субъектный (Ф. Знанецки, Ч. Кули, Д.Г. Мид, У.И. Томас, Т. Шибутани и др.), интегральный (Г.М. Андреева, В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин, Л.М. Попов, А.Л. Свенцицкий, Р.М. Шамионов и др.);

- исследованы особенности личностного развития детей–сирот в условиях институционального воспитания (И.В. Дубровина, В.С. Мухина, А.М.Прихожан, Г.В. Семья, Н.Н. Толстых), определены недостатки данной формы жизнеустройства детей–сирот (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых);



- обоснована необходимость создания новых форм жизнеустройства детей–сирот (В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Г.В. Семья, Н.Н. Толстых), но недостаточно изучены особенности их социализации в условиях альтернативных форм жизнеустройства.

В связи с этим возникает вопрос о том, насколько эффективно осуществляется в различных формах жизнеустройства – альтернативных институциональному воспитанию – процесс развития личности детей–сирот, какие факторы способствуют или препятствуют их успешной социализации.

Таким образом, анализ социально–психологических исследований позволил нам выявить ряд противоречий между:

- необходимостью подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе и недостаточной эффективностью процесса социализации в условиях институционального воспитания;

- внедрением альтернативных форм жизнеустройства детей–сирот и недостаточной изученностью возможностей этих форм в реализации процесса социализации данной категории детей.

В связи с этим анализ инновационной развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей, изучение социально–психологических условий, способствующих успешной социализации, и их влияния на личностное развитие детей–сирот представляется нам актуальной проблемой.

Цель исследования: выявить социально–психологические условия социализации детей–сирот в терапевтическом сообществе приемных семей и изучить особенности их личностного развития в данных условиях.

Объект исследования: социализация детей–сирот.

Предмет исследования: социально–психологические условия социализации детей–сирот в терапевтическом сообществе приемных семей.

Гипотеза исследования

Социально–психологическими условиями успешной социализации детей–сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей являются: семейная форма жизнеустройства (профессиональная замещающая семья); создание безопасного социально–бытового пространства, дающего ребенку чувство защищенности и психологического комфорта; социально–психологическое сопровождение детей–сирот, направленное на коррекцию отклонений в личностном развитии и активное становление личности; участие школы в создании единого социально–психологического пространства с целью реализации психокоррекционного процесса в ходе обучения.



Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы социализации детей–сирот, выделить основные задачи социализации и критерии оценки успешности протекания данного процесса у детей–сирот.



2. На основе анализа особенностей личностного развития детей–сирот разработать модель развивающей среды, направленной на реализацию процесса их успешной социализации.

  1. Определить социально–психологические условия социализации детей–сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей.

  2. Раскрыть основные задачи и приемы социально–психологического сопровождения детей–сирот в терапевтическом сообществе приемных семей.

  3. Используя лонгитюдную стратегию исследования, проследить динамику формирования основных компонентов личностной зрелости у детей–сирот под воздействием социально–психологических условий развивающей среды.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения системного и субъектно–деятельностного подходов, разрабатываемых в трудах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой–Славской, А.В. Брушлинского, В.А. Барабанщикова, Б.Ф. Ломова, А.Л. Журавлева и др.; культурно–исторического подхода Л.С. Выготского; концептуальные положения российских (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, А.В. Мудрик, В.И.Слободчиков, О.А.Тихомандрицкая) и зарубежных (А. Маслоу, К.Роджерс, Э. Эриксон) исследователей об активном характере процесса социализации, о личностной зрелости как основном критерии социализации личности (Р.М. Шамионов), о психологических факторах социализации (А.В.Мудрик, С.И. Розум), о роли развивающей среды в процессе обучения и воспитания (Л.С. Выготский, А.К.Лукина); а также исследования проблемы подготовки детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в обществе в условиях институционального воспитания (И.В. Дубровина, М.С. Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых и др.).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе терапевтического сообщества приемных семей «Китеж», где проживает 30 детей–сирот. Участниками лонгитюдного исследования были 17 детей–сирот подросткового и раннеюношеского возраста (12–16 лет), проживающие в данном сообществе. Выборочная совокупность соответствовала генеральной совокупности. В качестве контрольной группы выступили 30 подростков из дома–интерната в Калужской области.

Методы исследования. Теоретикометодологический анализ научной литературы, материалов по теме исследования. Для изучения динамики личностного развития детей–сирот в условиях проживания в терапевтическом сообществе «Китеж» использовалась лонгитюдная стратегия, включающая эмпирические методы: анализ психолого–педагогической документации, включенное наблюдение, беседа, психодиагностическое тестирование с помощью одних и тех же методик в течение всего логнитюда, методы математико–статистической обработки данных. Для выявления эффекта изменений личностного развития подростков в условиях развивающей среды использовался дисперсионный анализ (ANOVA) с повторными измерениями. Обработка данных осуществлялась с помощью статпакета Statistica 7.

Основные этапы исследования:

1 этап (2005-2006гг.): теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы, целей и задач, формулирование гипотезы исследования, разработка программы проведения лонгитюда, психодиагностическое тестирование подростков, проживающих в доме–интернате, изучение психологической документации, содержащей сведения о первичном состоянии на момент поступления в «Китеж» и развитии каждого ребенка до начала эмпирического исследования.

2 этап (2006-2007гг.): разработка модели развивающей среды для детей–сирот, изучение особенностей создания и функционирования развивающей среды «Китежа», анализ программы социально–психологического сопровождения детей, проведение психодиагностического тестирования подростков.

3 этап (2007-2008гг.): включенное наблюдение, сбор уточняющей информации, повторное психодиагностическое тестирование подростков.

4 этап (2008-2009г.): итоговое психодиагностическое тестирование подростков, проживающих в «Китеже» и доме–интернате, проверка гипотезы, анализ, обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов эксперимента, подведение итогов исследования, теоретическая интерпретация выводов и положений исследования, оформление диссертационной работы.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными методологическими и теоретическими предпосылками; применением валидных и надежных методик изучения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям, задачам, логике и объему, а также возрасту и психологическим особенностям испытуемых. Подтверждены репрезентативностью выборки и статистической обоснованностью эмпирических данных, их развернутой качественной интерпретацией.

Научная новизна исследования:

Расширено представление о социализации детей–сирот, выделены основные условия и критерии оценки успешности протекания данного процесса у детей–сирот в альтернативных формах жизнеустройства.

Разработана модель развивающей среды для детей–сирот, направленной на реализацию процесса их успешной социализации, определены социально–психологические условия социализации детей–сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей.

Раскрыты особенности социально–психологического сопровождения детей–сирот в терапевтическом сообществе приемных семей.

На основе лонгитюдной стратегии исследования изучена динамика формирования основных компонентов личностной зрелости у детей–сирот в условиях развивающей среды.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и углублении научных представлений о процессе социализации детей-сирот в различных формах жизнеустройства, в обосновании необходимости создания для них специальной развивающей среды. Проведенное исследование расширяет представления об особенностях личностного развития детей–сирот в условиях развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей.

Практическая значимость. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в работе психологов и педагогов, работающих с детьми–сиротами, для диагностики причин трудностей, возникающих в процессе их социализации, и психокоррекционной работы с ними.

Результаты исследования, показывающие эффективность воздействия социально–психологических условий развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей, могут служить базой для внедрения инновационных методов в условиях институционального воспитания детей–сирот.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по психологии сиротства, а также в контексте соответствующих разделов по социальной, возрастной и педагогической психологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одним из критериев оценки успешности социализации выступает личностная зрелость. Исходя из этого, основной задачей социализации детей–сирот является коррекция отклонений в личностном развитии и целенаправленное формирование активной, здоровой личности. Для реализации поставленной задачи необходимо создание специальной развивающей среды для детей–сирот.

2. Разработанная авторская модель развивающей среды включает следующие основные компоненты:

1) ребенок как субъект взаимодействия и часть развивающей среды;

2) социально–психологическое пространство приемной семьи: профессиональные приемные родители, способные вести психокоррекционную работу с ребенком;

3) социально–бытовое пространство: благоприятные бытовые условия, обеспечивающие удовлетворение базовых потребностей; безопасное социальное окружение (доброжелательные взрослые, разновозрастный детский коллектив);

4) образовательное пространство: школа, в которой процесс обучения сопровождается психотерапевтической работой с детьми, внешкольные образовательные программы (творческие мастерские, образовательные поездки).

Интегральным компонентом данной модели выступают принципы, формы и методы психотерапевтической работы, направленной на коррекцию отклонений в личностном развитии и становление личности детей–сирот.

Эффективность развивающей среды обусловлена созданием целостного социально–психологического пространства посредством взаимодействия всех ее компонентов.

3. Социально–психологическими условиями успешной социализации детей–сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей являются:

1) воспитание ребенка в приемной семье профессиональными приемными родителями, способными осуществлять психокоррекционную работу с ним;

2) создание для каждого ребенка особых социально–бытовых условий, в которых он испытывает психологический комфорт и чувство защищенности;

3) участие школы в создании единого социально–психологического пространства с целью реализации психотерапевтического процесса в ходе обучения;

4) социально–психологическое сопровождение детей–сирот, направленное на коррекцию отклонений в личностном развитии и активное становление личности.

4. В задачи социально–психологического сопровождения детей–сирот в терапевтическом сообществе приемных семей входит диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии, формирование активной жизненной позиции, адекватного самоотношения, способности к саморазвитию и выстраиванию адекватных взаимоотношений с социумом. Для реализации поставленных задач используются приемы арт-терапии, игровой терапии, библиотерапии, групповые и индивидуальные методы психотерапевтической работы. Особенностью программы социально–психологического сопровождения является ее индивидуализация и непрерывность психокоррекционного воздействия.

5. В процессе социализации под воздействием социально–психологических условий развивающей среды происходит динамичное становление основных компонентов личностной зрелости: развитие терпимости, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, успешная самореализация, повышение уровня ответственности, развитие позитивного мировосприятия, способности к саморефлексии и саморазвитию.

Апробация и внедрение результатов работы. Материалы диссертационного исследования были представлены на международных, всероссийских, межвузовских конференциях и научно–практических семинарах (Витебск, Волгоград, Кострома, Москва, Санкт–Петербург, Саратов, Смоленск 2006-2009 гг.), эмпирические результаты и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Основной материал диссертации изложен на 171 странице. В тексте диссертации содержаться 18 таблиц, 16 иллюстраций (графиков и диаграмм). Библиографический список включает 179 источников (из них 13 на иностранном языке).
Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность, определены цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, теоретико–методологические основания и методы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы изучения социализации детей–сирот» представлены основные подходы к раскрытию сущности процесса социализации в отечественных и зарубежных исследованиях, понятие социализированности и ее критерии, обосновано выделение личностной зрелости в качестве основного критерия социализации, рассмотрены факторы социализации, проанализированы особенности социализации детей–сирот в условиях государственных учреждений и в альтернативных формах жизнеустройства.

В первом параграфе освещены основные подходы к определению социализации, ее содержания, стадий и критериев социализированности.

Анализ отечественных (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, А.В. Мудрик, О.А.Тихомандрицкая и др.) и зарубежных (А. Маслоу, К Роджерс, Э. Эриксон и др.) концепций социализации, привел к выводу о том, что рассмотрение социализации в рамках субъект–объектного (Д.Х. Баллантайн, Э. Дюркгейм, А.Р.Маршалл, Т. Парсонс, Д.Б. Томас и др.) или субъект – субъектного (Ф.Знанецки, Ч. Кули, Д.Г. Мид, У.И. Томас, Т. Шибутани и др.) подходов не позволяет в полной мере раскрыть суть данного процесса. Поэтому целесообразно изучать социализацию в рамках интегрального подхода, где человек выступает и как объект, и как субъект социализации (такова, например, позиция Г.М. Андреевой, В.В. Новикова, Б.Д. Парыгина, Л.М. Попова, А.Л.Свенцицкого, Р.М. Шамионова и др.).

Социализарованность человека в трудах многих исследователей подразумевает достижение человеком определенного уровня личностного развития, оцениваемого по ряду критериев (А. Маслоу, Г. Олпорт, А.А. Реан, К.Роджерс, В.И. Слободчиков, А.В. Соловьев, Р.М. Шамионов, И.П.Шкуратова). Наиболее общим критерием социализации считается личностная зрелость, соответствующая каждой стадии развития.

Второй параграф посвящен изучению подходов отечественных и зарубежных исследователей к определению понятия «личностная зрелость».

Личностная зрелость определена как «сложное структурное образование, характеризующее степень сформированности свойств личности, имеющих первостепенное значение для полноценного функционирования человека в обществе» (Р.М. Шамионов). Выделены рядовые (ответственность, терпимость, адекватность самооценки и уровня притязаний, самореализация) и интегральные (самонаправленное внимание, творческое и позитивное мышление) компоненты личностной зрелости (по Р.М. Шамионову).



В третьем параграфе описаны психологические факторы социализации.

Рассмотрены классификации факторов социализации А.В. Мудрика и С.И.Розума. Обосновано выделение семьи как важнейшего фактора социализации. Затронута проблема неудачной социализации.

В четвертом параграфе проанализированы исследования в области психологии сиротства (Н.Н. Денисевич, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.М.Прихожан, А.Г. Рузская, Г.В. Семья, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицына).

В качестве основных причин неуспешной социализации детей–сирот выделены: отсутствие семьи и как следствие материнская депривация, отсутствие безусловного принятия и любви, неблагоприятные социально–бытовые условия (неблагоустроенность жизни, дефицит адекватного общения).

Анализ особенностей личностного развития детей–сирот позволил выявить ряд отклонений: развитие негативной Я–концепции, несформированность образа Я, простое самоотношение, сводящееся к оценке, низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе, нарушения во взаимодействии с людьми, в формировании ценностно–мотивационной сферы.

Последствиями нарушений в личностном развитии становятся: неспособность к саморефлексии, низкая познавательная активность, безынициативное поведение, пассивная жизненная позиция, отсутствие собственных ценностей и ориентиров, конформность, зависимость от других, негативная агрессивная позиция по отношению к окружающим, неспособность устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения.

Особенности личностного развития детей–сирот требуют создания для них специальной развивающей среды, где социализация в приемной семье и благоприятных социально–бытовых условиях будет сопровождаться психотерапевтической работой, направленной на коррекцию психологических отклонений и формирование здоровой личности, способной успешно адаптироваться в обществе.

Рассмотрены основные формы деинституционализации детей–сирот: замещающие семьи, семейные детские дома, детские деревни. Выделены их достоинства и недостатки.



Во второй главе «Анализ социально–психологических условий социализации детей–сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей» рассмотрены особенности создания и функционирования развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей, проанализированы социально–психологические условия социализации детей–сирот в развивающей среде ТСПС, а также принципы, методы и приемы психокоррекционной работы с детьми–сиротами.

В первом параграфе определены понятия «терапевтическое сообщество» и «развивающая среда», разработана модель развивающей среды для детей–сирот, выделены особенности развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей.

Первоначально терапевтическое сообщество рассматривалось как среда для реабилитации больных с психологическими проблемами и психическими расстройствами. При этом в качестве средств лечения применялась терапия средой, т.е. лечение средой. Главный признак терапевтического сообщества заключается в том, что тренинговая ситуация и жизненная ситуация становятся идентичными. Терапевтическое сообщество возникает, когда необходимо работать с детьми, которые не способны сделать свою проблему предметом рефлексирующего наблюдения. Например, это дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых возникает вследствие этого целый набор психологических проблем. Таким образом, понятие «терапевтическое сообщество» наполняется в большей степени социально-психологическим содержанием.

Развивающая среда представляется как многоуровневое, иерархически построенное пространство, целенаправленно организующее развитие личности человека посредством активизации природных, социальных, педагогических и личностных ресурсов природной среды, социума и человека, что выражается в изменении отношений, социальных ролей и освоении новых видов деятельности.

Модель развивающей среды для детей–сирот (рис. 1) разработана на основе анализа особенностей личностного развития детей–сирот и требования их успешной социализации. Ее основными компонентами выступают: сам ребенок, социально-бытовые условия, приемная семья, образовательное пространство. Интегральным компонентом данной модели являются принципы, формы и методы психотерапевтической работы.


Рис. 1. Модель развивающей среды для детей-сирот.


Реализация данной модели возможна на базе терапевтического сообщества приемных семей, как формы жизнеустройства, соединяющей в себе достоинства приемной семьи с коллективными формами воспитания детей-сирот. В данный момент терапевтическое сообщество приемных семей «Китеж» – единственная в России подобная организация.

«Китеж» появился в 1993 году как педагогический эксперимент по воспитанию детей в русле гуманно–личностной педагогики. В данный момент ТСПС «Китеж» представляет собой поселок в Барятинском районе Калужской области и является организацией, основная деятельность которой направлена на психологическую и образовательную работу с детьми–сиротами и приемными семьями.

Число выпускников «Китежа», начиная с 1996 года, составляет 26 человек. По имеющимся данным, 10 из них поступили в вузы Москвы, Кирова и Калуги, 9 – в колледжи и ПТУ. В армии отслужили 7 юношей. Трудоустроились 13 человек. Четверо создали семьи, имеют детей.

Развивающая среда ТСПС «Китеж» обладает следующими особенностями: ее пространством является само поселение: окружающая природа, дома, школа, население; системообразующим фактором в построении развивающей среды «Китежа» становится целенаправленная деятельность по активизации процесса становления личности ребенка и формирования его активной жизненной позиции; освоение новых видов деятельности происходит в повседневной жизни при активном участии взрослых (приемных родителей, педагогов, психологов), побуждающих ребенка к упорядочиванию отношений с развивающей средой во время работы по самостоятельному созданию правил, форм жизни, активном участии в создании самой развивающей среды; богатство структурных компонентов, элементов среды, ресурсов, побуждающих к выбору собственной позиции, создает условия для освоения новых социальных пространств, активной интеграции в широкую социальную среду; построение ценностно–нормативных отношений происходит через совместную деятельность разных возрастов, уважительное отношение к прошлому, ориентацию на настоящее, создание моделей развития в будущем в виде идеалов, целей и программ.

Во втором параграфе представлен анализ социально–психологических условий социализации детей–сирот в развивающей среде ТСПС «Китеж».

Социально–психологическими условиями успешной социализации детей–сирот в ТСПС «Китеж» являются:

1) профессионализм и активное участие приемных родителей в психотерапевтической работе с ребенком;

2) благоприятная социально–бытовая среда: наличие у ребенка семьи, дома, своей комнаты, одежды, постоянного питания, доброжелательные взрослые, разновозрастный детский коллектив – дает ощущение безопасности и становится источником развития;

3) участие школы (МОУ «Китежская средняя школа») в процессе формирования единого терапевтического пространства;

4) социально – психологическое сопровождение детей–сирот, основанное на принципах гуманистической и экзистенциальной психологии и направленное на коррекцию отклонений в личностном развитии и становление личности.

В третьем параграфе раскрыты принципы, методы и приемы социально–психологического сопровождения детей–сирот.

Психотерапевтическая деятельность в «Китеже» направлена на диагностику, коррекцию, реабилитацию, адаптацию и развитие детей, проживающих в приемных семьях.

Основными приемами психологической коррекции являются:

1. Игровая терапия: сеансы плей–терапии, психологическая игра «Я строю мир», ролевые игры.

2. Арт-терапия: проективный рисунок, декоративно–прикладное искусство (резьба по дереву, лепка, поделки из меха и тканей, плетение, выжигание), занятия музыкой, пением, танцами, драматерапия.

3. Библиотерапия: самостоятельное чтение и анализ прочитанного материала, совместное с взрослым чтение с последующим обсуждением материала.

4. Индивидуальное психокоррекционное воздействие: написание книги «История моей жизни», создание «вызовов» и кризисных ситуаций, система наставничества, беседы «по душам» взрослого с ребенком.

5. Групповая психотерапевтическая работа: социально-психологический тренинг (жизнь в сообществе), тренинги навыков рефлексии и взаимодействия, терапевтические собрания, собрания – «осознания», работа по целям в малых группах.



В третьей главе «Эмпирическое изучение особенностей личностного развития детей-сирот, воспитывающихся в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей «Китеж»» представлено описание и результаты лонгитюдного исследования динамики личностного развития подростков, воспитывающихся в «Китеже».

В первом параграфе дано описание выборки исследования, психодиагностического и методического инструментария, процедуры проведения лонгитюдного исследования.

Исследование проводилось в течение 4–х лет и включало 4 этапа. Для оценки динамики личностного развития детей, проживающих в ТСПС «Китеж», было проведено три замера при помощи следующих методик: методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), «Шкала «Я–концепции» для детей» Е. Пирса, Д. Харриса в адаптации А.М. Прихожан, опросник Басса–Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций, методика исследования уровня притязаний и уровня самооценки Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан, методика исследования базисных копинг–стратегий. Для оценки особенностей личностного развития подростков на последнем этапе исследования дополнительно были использованы следующие методики: методика изучения структуры личностной зрелости Р.М.Шамионова, методика по изучению самоотношения В.В. Столина, методика изучения иерархии ценностно–мотивационных типов Ш. Шварца.

Во втором параграфе представлены результаты констатирующего этапа исследования, дана характеристика особенностей личностного развития испытуемых на момент поступления в ТСПС.

Дети–сироты, поступающие в «Китеж», имеют нарушения в развитии основных компонентов личностной зрелости: неадекватная самооценка и уровень притязаний, низкий уровень ответственности (пассивная жизненная позиция, низкий уровень субъективного контроля), низкий уровень терпимости (агрессивность), низкая самореализация (неудовлетворенность в общении, школе, семье), неразвитость самонаправленного внимания (неспособность к саморефлексии, низкий уровень эмоциональной зрелости и самоконтроля поведения), творческого и позитивного мышления.



В третьем параграфе описана динамика развития у воспитанников «Китежа» основных компонентов личностной зрелости: терпимости, самооценки и уровня притязаний, самореализации, ответственности – на протяжении второго и третьего этапов исследования.

Терпимость оценивалась по уровню агрессивности и эмпатии. Была изучена динамика изменения индекса враждебности и индекса агрессивности. На момент первого замера 7 детей (41%) имели завышенную степень враждебности и агрессивности. При положительной динамике на момент последнего замера только у двоих подростков сохранились высокие показатели агрессивности. Значительно медленнее происходит изменение индекса враждебности, здесь значения выше нормы сохранились у 5–ти детей (29%). Это привело к предположению о том, что чувство враждебности ложится в основу мировосприятия детей–сирот, что препятствует их личностному развитию и успешной социализации.

Сравнение с контрольной группой на начальном этапе не показало значимых различий в уровне агрессивности. У детей из дома-интерната также выявлены высокие показатели по данным параметрам. Последний замер показал значимые различия по индексу агрессивности (р<0,05). Уровень агрессивности и враждебности у воспитанников интерната практически не изменился. Тогда как у подростков из «Китежа», как было сказано выше, выявлено снижение индекса агрессивности.

На момент появления в «Китеже» у большинства детей самооценка неадекватная. По данным первого замера (2006 г.) у 9–ти детей (53%) она уже в пределах нормы. В 2007 году количество нормативных результатов достигает 13–ти (76%). А в 2008 году уже 16 (94 %) подростков имеют адекватную самооценку.

Динамика развития уровня притязаний также положительная. На момент первого замера 12 детей (71%) показали нормативные результаты, у остальных подростков выявлен низкий и завышенный уровень притязаний. На момент второго и третьего замеров у большинства подростков выявлен адекватный уровень притязаний только у двоих детей показатели ниже нормы. Таким образом, исследование динамики развития самооценки и уровня притязаний воспитанников «Китежа» показало, что уже после нескольких лет пребывания в сообществе дети могут адекватно оценивать себя и свое поведение, у них формируется адекватный уровень притязаний, что является важным фактором личностного развития.

Сравнение с контрольной группой показало значимые различия в уровне развития самооценки и уровне притязаний, как на начальном этапе, так и при последнем замере (р<0,05).

Самореализация в подростковом возрасте связана в основном с удовлетворенностью в общении, обучении и семье. На первом этапе исследования у обследуемых подростков преобладают средние и высокие показатели самооценки успешности в общении, а также высокие и средние показатели самооценки школьной успешности. Во время второго замера наблюдается динамика в сторону повышения удовлетворенности в обеих сферах. На последнем этапе исследования преобладают высокие и средние показатели самооценки успешности в школе и в общении.

Сравнение с контрольной группой не выявило значимых различий в самооценке успешности в общении и в школе, однако на момент последнего замера у подростков из «Китежа» наблюдается тенденция к повышению степени удовлетворенности в общении, тогда как у детей из дома интерната изменения незначительны. Также выявлены значимые различия в самооценке школьной успешности (р<0,05). У воспитанников «Китежа» она на высоком и среднем уровне, тогда как у детей из дома-интерната преобладают средние и низкие результаты.

Особо выделим самооценку удовлетворенности положением в семье. В ходе проведения лонгитюда динамики по данному параметру не наблюдалось. По данным последнего замера 11 детей (64%) полностью удовлетворены своим положением в семье, 5 подростков показали среднюю степень удовлетворенности, 1 – низкую. По данным наблюдений в приемных семьях «Китежа» не сразу складываются тесные детско–родительские отношения. У таких детей, как правило, нет опыта семейного благополучия. Однако, те дети, которые испытывали глубокий эмоциональный контакт с родными родителями или другими членами родной семьи имеют критерий оценки таких отношений, что становится причиной их неудовлетворенности положением в приемной семье.

Ответственность оценивалась по уровню субъективного контроля в разных сферах жизнедеятельности. На момент первого замера у всех подростков выявлены высокие и средние показатели по шкале общей интернальности. Наиболее развитым оказался уровень субъективного контроля в области производственных и межличностных отношений, а также в области здоровья. Наименьшие результаты получены по шкале интернальности в области семейных отношений.

При втором замере показатели общей интернальности не изменились, но наблюдалась положительная динамика развития уровня субъективного контроля во всех сферах жизнедеятельности.

Третий замер показал преобладание высоких значений по шкале общей интернальности. Что касается уровня субъективного контроля в различных сферах жизнедеятельности, то здесь ведущей является сфера межличностных отношений. У половины обследуемых подростков выявлены высокие значения по шкалам интернальности в сфере производственных отношений, в области достижений и неудач. На последнем месте стоит уровень субъективного контроля в области семейных отношений, что, на наш взгляд, связано с вышеописанными особенностями восприятия детьми семейной ситуации.

Используя однофакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями, мы получили вероятность ошибки, равную 0,05, что указывает на значимые различия между показателями агрессивности, общей интернальности, самооценки и уровня притязаний, самореализации и ответственности, полученными во время замеров в 2006, 2007 и 2008 годах.

Сравнение результатов диагностики экспериментальной и контрольной групп на первом этапе исследования не показало значимых различий в уровне развития ответственности. В ходе повторного сравнения на последнем этапе исследования выявлены различия по уровню общей интернальности (p<0,05), интернальности в области семейных (p<0,01) и межличностных отношений (p<0,05). У воспитанников «Китежа» все показатели выше, чем у воспитанников дома–интерната, что указывает на позитивные личностные изменения в условиях развивающей среды.

Становлению выделенных компонентов личностной зрелости способствует комплексное воздействие социально–психологических условий социализации, представленных основными компонентами развивающей среды и системой психокоррекционных методов и приемов.

На снижение уровня агрессивности и развитие эмпатии, принятия других людей оказывают влияние благоприятные социально–бытовые условия, особенности процесса адаптации в приемной семье, психокоррекционная работа, поддержка со стороны приемной семьи и детского коллектива.

Развитию адекватной самооценки и уровня притязаний, успешной самореализации способствует безопасное социальное окружение, наличие семьи, психокоррекционная работа по развитию самооценки и уровня притязаний, взаимодействие взрослых с детьми на основе норм, правил и ценностей сообщества, отвечающих требованиям личностного развития детей–сирот, осуществление психотерапевтической работы в процессе обучения.

Развитие ответственности осуществляется через постоянную поддержку и поощрение детей в принятии на себя ответственности, терапевтическую работу по развитию самосознания, формированию активной жизненной позиции, ответственности и самостоятельности, привлечение детей к участию в жизни сообщества.



В четвертом параграфе представлены результаты исследования самонаправленного внимания, творческого и позитивного мышления, уровня развития личностной зрелости, особенностей ценностно–мотивационной сферы воспитанников «Китежа», общие выводы по результатам всего исследования.

На наличие у подростков, участвовавших в исследовании, самонаправленного внимания указывает стремление к самопознанию и самосовершенствованию, способность адекватно оценивать себя, находить недостатки.

Позитивное восприятие и творческий подход к решению жизненных задач отражает выявленная тенденция к разрешению проблем как способу реагирования в кризисных ситуациях.

Общий показатель личностной зрелости обследуемых подростков не ниже средних нормативных значений. По сравнению с волевой, несколько отстаёт в развитии эмоциональная сфера (см. рис.2). Данный факт можно объяснить как особенностями возрастного периода, так и трудностями, связанными с воспитанием данной категории детей, имеющих в прошлом негативный опыт общения с взрослыми.


Рис. 2. Среднегрупповые показатели уровня развития компонентов

личностной зрелости.
Сравнение с контрольной группой показало статистически значимые различия в уровне развития «ответственности» (p<0,001), «самостоятельности» (р<0,05), «терпимости» (p<0,01) и «ориентации во времени» (p<0,01), «эмоциональной зрелости» (p<0,001).

Становление ценностно–мотивационной сферы происходит под воздействием «Китежской» субкультуры, ее правил, норм и ценностей (открытость в общении, принятие, честность и искренность, самостоятельность, активность и т.п.). По результатам исследования, значимыми ценностями являются «благожелательность», «саморегуляция» и «достижения». В отличие от ценности «благожелательность», две другие ценности у большинства детей присутствуют только на уровне норм и убеждений. На уровне индивидуальных предпочтений на их место встают ценности «стимуляция» и «гедонизм», свойственные подростковому возрасту.

Полное принятие ценности «саморегуляция» выявлено только у шести подростков. Причем по данным статистического анализа на нормативном уровне данная ценность коррелирует с ценностью «достижения» на уровне убеждений (k=0,52, p<0,001), а на уровне индивидуальных приоритетов «саморегуляция» взаимосвязана со «стимуляцией» на обоих уровнях (k=0,61, k=0,64, p<0,001), а также с «гедонизмом» (k=0,58, p<0,001), «властью» (k=0,53, p<0,001) и «достижением» (k=0,65, p<0,001) на уровне поведения. Иными словами можно сказать, что у наших испытуемых на уровне индивидуальных приоритетов самостоятельность не связана с ответственностью и понимается скорее как личная свобода. Тем не менее, можно говорить о том, что у подростков, воспитывающихся в «Китеже», становление ценностно-мотивационной сферы отражает стремление к установлению конструктивных взаимоотношений, самостоятельности и самореализации. Это, на наш взгляд, указывает на формирование у них активной жизненной позиции.

В заключении обобщены результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейших исследований.



Результаты диссертационного исследования позволили подтвердить выдвинутую нами гипотезу и сделать следующие основные выводы:

        1. Рассмотрение проблемы социализации человека в рамках интегрального подхода ставит на первое место проблему развития личности. Критерием социализации в данном случае выступает личностная зрелость. Ее показателями являются: активная жизненная позиция, высокий уровень субъективного контроля, позитивный образ мира, стремление к саморазвитию и самореализации, творческий подход в реализации жизненных целей.

        2. Неблагоприятные условия социализации детей–сирот становятся причиной ее неуспешности. Формирование «особого типа личности» у данной категории детей (негативная Я–концепция, пассивная жизненная позиция, неспособность строить конструктивные, эмоционально адекватные отношения), препятствует эффективной адаптации их в обществе. Реализация этой задачи требует создания специальной развивающей среды, направленной на коррекцию отклонений и активное становление личности.

        3. Терапевтическое сообщество приемных семей является эффективной формой жизнеустройства, на базе которой возможно создание и функционирование целостной развивающей среды для детей–сирот. Ее основными компонентами являются: сам ребенок, социально–психологическое пространство приемной семьи, образовательное пространство и адекватное социально–бытовое пространство. Интегральный компонент – принципы, формы и методы психотерапевтической работы. Основными принципами, обеспечивающими эффективность воздействия развивающей среды, выступают: непротиворечивость среды; создание общего информационного пространства; педагогическая и психологическая вовлеченность в процесс всех членов коллектива; приоритет детей над интересами и проблемами взрослых; позитивное мышление у взрослого коллектива; индивидуальный подход к каждому ребенку, его проблемам, достоинствам, опыту; принцип разделенной ответственности (совместное с детьми обсуждение важных сторон жизни и принятие решений).

        4. Социально-психологическими условиями успешной социализации детей–сирот в развивающей среде ТСПС являются: помещение ребенка в семью (профессиональная замещающая семья); создание безопасного социально–бытового пространства, дающего ребенку чувство защищенности и психологического комфорта; формирование единого социально–психологического пространства для успешной реализации системы психотерапевтических методов и приемов, направленных на коррекцию отклонений в личностном развитии и становление личности детей–сирот.

        5. Трудности вхождения ребенка в приемную семью связаны с негативным опытом жизни в родной семье или отсутствием таковой. Поэтому профессионализм приемных родителей и социально-психологическое сопровождение приемной семьи являются важным условием, обеспечивающим эффективное использование возможностей замещающей семьи в решении проблемы успешной социализации детей-сирот.

        6. Эффективной реализации задач психокоррекционной и развивающей работы способствует социально–психологическое сопровождение детей, основанное на принципах гуманистической и экзистенциональной психологии. Его программа включает систему психокоррекционных методов и приемов: игровая терапия (сеансы плей–терапии, ролевые игры); арт-терапия (декоративно–прикладное искусство, драматерапия, проективный рисунок); библиотерапия; индивидуальные психокоррекционные воздействия (беседы, наставничество, создание «вызовов»); групповая психотерапия (тренинги различных навыков, работа по целям в малых группах).

        7. В условиях развивающей среды ТСПС «Китеж» происходит интенсивное личностное развитие детей–сирот. Форма жизнеорганизации сообщества (правила, расписание, обязанности) способствует становлению мотивационно–волевой сферы детей в направлении повышения уровня ответственности и жизненной активности, формирования адекватной самооценки и уровня притязаний. Семья и безопасное социальное окружение способствуют снижению уровня агрессивности, развитию терпимости, эмпатичности. Целенаправленное транслирование детям окружающими взрослыми норм поведения и общения, жизненных ценностей и идеалов, позволяющих успешно адаптироваться в обществе, развитие способности к саморефлексии способствуют формированию позитивного образа мира, творческого подхода к любой деятельности, стремления к самосовершенствованию. Достижение к моменту окончания школы среднего и высокого уровня личностной зрелости, ценностные ориентации и умение самостоятельно справляться с кризисными ситуациями способствуют хорошей адаптации выпускников ТСПС «Китеж» к жизни в обществе.

        8. Динамика личностного развития подростков зависит от возраста поступления и времени пребывания в сообществе. Чем раньше ребенок попадает в «Китеж», тем больше времени на его реабилитацию, поэтому можно добиться лучших результатов. Длительного времени требует преодоление чувства враждебности. Формирующееся как следствие негативного опыта жизни с родными родителями или отсутствия семьи, оно ложится в основу образа мира ребенка–сироты и становится препятствием для личностного развития. Поэтому первичной и самой сложной задачей психотерапии для детей–сирот становится формирование базового доверия к миру.

Результаты исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК Минобрнауки России:

  1. Кузьмина, Е.П. Анализ ценностно-мотивационной сферы детей-сирот, проживающих в терапевтическом сообществе «Китеж» / Е.П. Кузьмина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Психологические науки: «Акмеология образования». – 2008. – Т.14. – С. 124-127.

Статьи в сборниках научных трудов, материалы конференций и тезисы докладов:

  1. Кузьмина, Е.П. Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот / Е.П. Кузьмина // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия психология. Педагогика. – 2009. – Т.2. – С. 37–41.

  2. Кузьмина, Е.П. Психологическая поддержка социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе «Китеж» / Е.П. Кузьмина // Психологическое сопровождение образования на разных этапах возрастного развития человека: материалы Всерос. науч.–практ. конф. Волгоград, 5–8 окт. 2009 г. / под ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, О.П. Меркуловой. – Волгоград: Изд–во ВГПУ «Перемена», 2009. – 287 с. – С. 133–136.

  3. Кузьмина, Е.П. Терапевтическое сообщество приемных семей «Китеж» как эффективная форма жизнеустройства детей-сирот // Пути, тенденции и направления развития социальной сферы: материалы II Международной научно-практической конференции, 3-4 декабря 2009 г. / науч.ред. А.П.Орлова. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2009. – С.148-149.

  4. Кузьмина, Е.П. Психологическое сопровождение приемных семей в терапевтическом сообществе «Китеж» / Е.П. Кузьмина // Образование и семья: проблемы приемных родителей: Материалы Международной научно – практической конференции 26 – 27 марта 2009 года, Санкт–Петербург / под общей редакцией И.А. Хоменко. – СПб. – 2009. – С. 82 – 85.

  5. Кузьмина, Е.П. Роль самоотношения в процессе социализации детей-сирот, проживающих в терапевтическом сообществе «Китеж» //XV Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы научно-практической конференции 23 мая 2009 г. Том 1. – Смоленск: Издательство СГУ, 2009. – С. 142-145.

  6. Кузьмина, Е.П. Формирование личностной сферы как основа успешной социализации детей-сирот / Е.П. Кузьмина // Становление личности в современном изменяющемся мире: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. – Москва, Орехово-Зуево: МГОПИ, 2008. – С. 374-378.

  7. Кузьмина, Е.П. Реализация процесса приобщения к русской культуре в терапевтическом сообществе «Китеж» / Е.П. Кузьмина // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. – В 2-х томах. Том 1. – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 320-323.

  8. Кузьмина, Е.П. Духовно-нравственное воспитание детей-сирот в терапевтическом сообществе «Китеж» / Е.П. Кузьмина // Здоровье и здоровый образ жизни: состояния и перспективы (медико-психологические, социальные, правовые и экологические аспекты). – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 260-263.

  9. Кузьмина, Е.П. Анализ сформированности «Я-концепции» детей-сирот, проживающих в терапевтическом сообществе «Китеж» //ХIV Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы научно-практической конференции (Смоленск, 23 мая 2008 г.) Том 2. – Смоленск: Издательство СГУ, 2008.С.78-81.

  10. Кузьмина, Е.П. Творчество как фактор здоровья / Е.П. Кузьмина // Методологические и медико-психологические аспекты здоровья и здорового образа жизни: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Смоленск: Универсум, 2005. – С. 117-119.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница