«Социально-экономические аспекты развития лососеводства в Приморском крае»



Скачать 57.74 Kb.
Дата10.05.2016
Размер57.74 Kb.


«Социально-экономические аспекты развития лососеводства

в Приморском крае»
Акулин В.Н., Марковцев В.Г.

Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр

(ФГБНУ ТИНРО-Центр, Владивосток)
Воды российской зоны Японского моря достаточно богаты природными биологическими ресурсами, которые оцениваются в 1,0-1,5 млн. т (Шунтов, Темных, 2011). Вместе с тем реки края бедны лососевыми рыбами, которые являются объектами скорее спортивно-любительского, чем промышленного рыболовства. Такова природа Приморья, реки которого имеют всего около 1,2 тыс. га площадей естественных нерестилищ по сравнению с Камчаткой, где в реках имеется 400 млн. кв. м таковых (Чигиринский, 1989). Давно известно и убедительно обосновано наукой, что увеличить ресурсы лососей до масштабов, сопоставимых с другими приморскими регионами Дальнего Востока, можно только за счет искусственного воспроизводства (Куганский, Марковцев, 2006, Горяинов, 2007). Такой подход ранее нашел отражение в комплексной целевой программе (КЦП) «Лосось» (1980), в соответствии с которой в период 1981-1985 гг. были построены два лососевых завода (Рязановский ЭПРЗ и Барабашевский ЛРЗ).

Как результат в р. Рязановке создана промышленная популяция кеты, а в реке Барабашевка произошло практически замещение природной популяции заводской. В настоящее время популяция кеты Амурского залива поддерживается только деятельностью заводов, так как даже ежегодный пропуск кеты на естественные нерестилища в течение трех дней в неделю не приводит к увеличению ската природной молоди. Существующий браконьерский лов кеты сводит на нет эффективность пропуска производителей на естественный нерест. В силу именно этого обстоятельства тридцатилетний период работы двух государственных лососевых заводов не обеспечил организацию промышленного лова кеты в крае. Достаточно сказать, что в 2013 г ВВ кеты в крае был равен 122 т, в 2014 г – 204 т , а в 2015 г всего 148 т.

Отечественное лососеводство, в отличие от товарной аквакультуры, всегда оставалось прерогативой государства. Это позволяло ему развиваться даже в перестроечное время, когда другие направления аквакультуры были свернуты. Темпы государственных вложений постепенно значительно снизились и в последние годы в лососеводство пришел частный бизнес. Стали строится негосударственные лососевые заводы, в основном на Сахалине. Работа 23 негосударственных и 5 арендованных заводов в этом регионе в настоящее время позволили увеличить вылов кеты в 3,8 раза при увеличении выпуска молоди только в 1,5 раза (Каев, 2007).

В Приморском крае последним государственным вложением в лососеводство было выделение на реконструкцию Барабашевского ЛРЗ, которая еще не завершена.

Учитывая общую тенденцию на бассейне по вхождению частного капитала в воспроизводство рыб, в крае тоже нашлись сторонники этого направления хозяйственной деятельности. По заявкам инвесторов в данную работу включились и специалисты ТИНРО-Центра.

На реках Приморья возможно строительство до 10 лососевых заводов с ежегодным возвратом по разным оценкам от 2,5-3,0 тыс. т лосося. В настоящее время уже подготовлены четыре Рыбоводно-биологических обоснования на строительство частных лососевых заводов ( на реках Киевка и Осиновая, Вербная, Лидовка). На двух последних реках частные заводы уже вступили в строй и в течение трех сезонов выпускают молодь кеты. За три последних года ими было выпущено около 14 млн. шт. молоди кеты. Ожидается, что первый возврат в 2018 г на указанные заводы должно составить около 300 т кеты. Подготовлено еще три обоснования на строительство заводов на реках Тумановка, Зеркальная, Петровка.

Однако темпы строительства частных лососевых заводов в крае очень низкие. Первоначально они сдерживались осторожностью частного капитала из-за отсутствия законодательной базы. Сейчас принят соответствующий закон, но до сих пор еще нет утвержденных понятий и определений, используемых в сфере аквакультуры, т.е. целого комплекса подзаконных актов. Несомненно, сдерживающую роль играет и современное состояние экономики в стране.

Кроме того сдерживающим фактором расширения масштабов искусственного воспроизводства кеты в крае является ограничения на отлов производителей для закладки икры. Типичной выглядит ситуация 2015 года в Приморье. На 4 лососевых завода для обеспечения их рыбоводной деятельности в полном объеме требуется порядка 150 т при фактическом ВВ 148 т. Кроме того необходимо наделить ресурсами КМНС, научные организации и мониторинговую службу ФГБУ «Приморрыбвод». Налицо несоответствие ВВ и потребности в ресурсах. Первые возвраты на два частных завода в 2018 г позволят решить эту проблему.

Коснемся экономической стороны работы частных лососевых заводов в крае. Предложенная специалистами ТИНРО-Центра новая технология работы заводов делает их экономически привлекательными. Во-первых, обязательное использование теплых природных источников технологической воды, что исключает ее подогрев, так необходимый для культивирования кеты. Во-вторых, использование вертикальных инкубационных аппаратов, позволяющих обеспечить выклев и рассасывание желточного мешка у молоди кеты прямо в аппаратах. В-третьих, подращивание молоди осуществляется в русловых садках на природной воде, что исключает строительство значительных производственных площадей в виде цехов подращивания. Кроме того значительно снижается потребность завода в электроэнергии. Фактически частный лососевый завод представляет из себя инкубационный цех и садковую линию. Подобная технология позволила двум указанным заводам затратить на их строительство порядка 25-30 млн. руб. на один завод. Для сравнения укажем, что реконструкция Барабашевского ЛРЗ потребовала от государства 430 млн. руб. При этом его мощность по выпуску молоди кеты будет равна 20 млн. шт. Два частных завода имеют такую же мощность.

В планах руководства обоих заводов стоит обязательная переработка возвращающейся кеты. Уже сейчас приобретены холодильные мощности на хранение улова рыбы после закладки икры. В дальнейшем планируется создание технологической базы по более глубокой переработке возврата рыб.

Таким образом, кроме обеспечения дополнительного вылова кеты в крае, одновременно будет развиваться и береговая обработка рыбы.

Подобный путь развития лососеводства с участием государственных лососевых заводов практически не возможен. Их деятельность в рамках государственной собственности очень зарегулирована. Кроме того в настоящее время происходит сокращение финансирования их содержания, которое из-за сложной структуры заводов намного дороже таковой на частном заводе. Сокращение финансирования приводит к снижению закладки икры, следовательно, на дальневосточных государственных заводах, в том числе и в Приморье, возникнет проблема заполнения освободившихся производственных мощностей другими видами рыб, кроме тихоокеанских лососей. Так перед рыбоводами камчатских заводов из-за сокращения финансирования в 2016 г возникла проблема использования свободных производственных площадей. Необходимо искать альтернативные решения. В частности, на Рязановском ЭПРЗ уже отработана биотехника получения на заводе молоди форели от собственных производителей и выращивание ее до товарных размеров. Возможно, это один из вариантов использовать освобождающиеся значительные производственные мощности, ранее предназначенные для культивированию кеты и симы по госзаданию. Аналогичным путем можно решать проблему и на других государственных заводах региона, имеющих возможность подогревать технологическую воду.

Социальная составляющая работы частных лососевых заводов очевидна. Новые заводы размещаются на пустующих землях в низовьях рек и не вступают в противоречия с иной хозяйственной деятельностью местных администраций. Опыт работы двух частных заводов показал, что даже само размещение хозяйства уже выступает сдерживающим фактором браконьерства на данной реке. При этом обязательным должно быть присутствие инспектора рыбоохраны на рыбоводном пункте сбора икры каждого завода.

Соответственно, на частных заводах появляются новые рабочие места. Однако специфика заводов такова, что большой численности там не требуется. Работа в течении трех сезонов двух заводов показала, что на 10 млн. шт. выпускаемой молоди кеты достаточно 5-6 человек, включая директора завода. Это не идет ни в какое сравнение с численностью штата государственных заводов, где требуется, кроме рыбоводов, еще и административный и вспомогательный персонал. В результате численность государственного завода намного больше таковой частного завода. А это дополнительные затраты на содержание бюджетных предприятий.



У частных заводов ситуация иная. При организации переработки рыбы возникнет потребность в дополнительны рабочих и она обеспечит занятость людей в прибрежных поселках приморского побережья.

Заключая все изложенное, следует сказать, что будущее разведение лососей в Приморье можно связывать только с развитием сети частных лососевых заводов. В перспективе они могут создать и собственную Ассоциацию лососевых заводов Приморья.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница