Ситуация с особо охраняемыми природными территориями России на примере территорий включенных в список Всемирного Природного Наследия юнеско. Подготовлено Гринпис России



Скачать 285.4 Kb.
Дата04.05.2016
Размер285.4 Kb.
Ситуация с особо охраняемыми природными территориями России на примере территорий включенных в список Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО.

Подготовлено Гринпис России.
В Российской Федерации традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности является создание особо охраняемых природных территорий. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки.

Создание этой уникальной системы, у истоков которой стояли выдающиеся отечественные ученые-естествоиспытатели и энтузиасты-экологи, является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашего Отечества.

Действующее законодательство Российской Федерации не только налагает жесткие режимные ограничения хозяйственной и иной деятельности на территориях заповедников и национальных парков, но и предусматривает полный запрет изъятия предоставленных им земельных и водных участков. Так, согласно статье 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» «запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники». Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, изъяты из оборота. Согласно же статье 95 этого Кодекса, в пределах земель заповедников и национальных парков изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Согласно статье 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственные природные заповедники и национальные парки в хотят в состав природно-заповедного фонда, изъятие земель которого запрещается.

В качестве отдельного примера следует рассмотреть факты лоббирования крупными хозяйствующими субъектами реализации проектов строительства магистралей различного назначения, проходящих через особо охраняемые природные территории. К их числу относится и настойчивая попытка Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» «протолкнуть» в 1993 - 1994 гг. вариант строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург с рассечением территории национального парка «Валдайский».

По имеющейся информации, в настоящее время этот проект снова прорабатывается отдельными заинтересованными организациями.


В 1998-2000 гг. органы исполнительной власти Республик Адыгея при поддержке Российского дорожного агентства активно лоббировали идею строительства автодороги Майкоп-Дагомыс, в том путем рассечения территории Кавказского биосферного заповедника. Несмотря на то, что в 1999 году тогдашние власти Республики публично заявили об отказе от этого проекта, сейчас вновь ставится вопрос о его реализации.

Таким образом, примеры незаконных посягательств на особо охраняемые природные территории можно найти в любой отрезок истории нашего заповедного дела. Но, для системы особо охраняемых природных территорий за весь «перестроечный» и «постперестроечный» период никогда еще эта проблема в целом не стояло так остро.

Наиболее остро эти проблемы стоят для территорий, подпадающих под действие международных конвенций и соглашений.
«ДЕВСТВЕННЫЕ ЛЕСА КОМИ» - первая российская природная территория, включенная в Список всемирного наследия в 1995 г. Состоит из национального парка «Югыд ва», Печоро-Илычского биосферного заповедника и их буферных зон.

Национальный парк «Югыд ва» создан в 1994 г. Общая площадь – 1891,7 тыс. га. Это крупнейший национальный парк России, расположенный на территории Республики Коми на западном склоне Приполярного и Северного Урала. В парке сохранен самый крупный из оставшихся в Европе массивов первичных лесов, облик которых почти не изменен антропогенной деятельностью. В истоках рек воспроизводится более половины печорского стада семги.

На территории национального парка «Югыд ва» в течение многих лет (в том числе и до создания парка) осуществлялась разведка и добыча золота. Главой Республики Коми 9 января 1997 г. был издан указ № 1 об изъятии из территории парка более 200 тыс. га (относящихся частично и к заповедной зоне парка). И это несмотря на прямое противоречие действовавшему на тот момент законодательству. Правительство Российской Федерации поручило Госкомэкологии РФ провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих изменение границ парка. Экспертная комиссия подтвердила недопустимость изъятия указанной территории, однако незаконная деятельность по добыче золота продолжалась.

В связи с обращением общественных природоохранных организаций Генеральная прокуратура России поручила прокуратуре Коми опротестовать злополучный указ, после чего он был отменен Верховным судом Коми (дело № 3-19 от 21 декабря 1998 г.).

В 2000 г. вопрос о разведке и добыче золота был поднят главой Республики Коми Ю. Спиридоновым вновь, уже после ликвидации Госкомэкологии, занимавшей последовательную позицию и не допускавшей противоправной хозяйственной деятельности на территории национального парка, и передачи ее функций МПР России.

21 апреля 2001 г. под председательством руководителя департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России А. Амирханова было проведено совещание (протокол № 33-01-3/1300), в соответствии с которым МПР соглашалось с необходимостью исключения из земель национального парка участков, на которых велись геологоразведочные работы, а также участков промышленной добычи оптического кварца, строительного камня и коридоров прохождения транспортных коммуникаций при условии прекращения добычи рассыпного золота и включения всех участков, изымаемых из парка, в его охранную зону. Данное решение было принято с учетом позиции тогдашнего руководства МПР России и являлось компромиссным вариантом решения проблемы.

Глава Республики Коми 21 апреля 2004 г. подписывает распоряжение № 176-р, согласно которому предполагается изъять из состава национального парка «Югыд ва» 29 тыс. 300 га земель для проведения разведки и добычи золота. Этим же постановлением глава Коми обратился к МПР с просьбой утвердить положение о национальном парке в новых границах.

МПР России письмом от 03.08.04 № ВС-62-27/5762 поручило правительству Республики Коми самостоятельно утвердить новые границы парка, ссылаясь на свою позицию, изложенную в протоколе совещания от 21.04.01.

Следует отметить, что и протокол, и письмо МПР были подписаны в нарушение действующего законодательства, не являются нормативными правовыми актами и не должны повлечь за собой каких-либо правовых последствий.

16 августа 2004 г. в Таллинне (Эстония) во время открытия IV Всемирного конгресса финно-угорских народов Гринпис провел акцию в защиту старовозрастных лесов Республики Коми. На здании, где проходил конгресс, альпинисты из 6 стран (Эстонии, Финляндии, Швеции, Германии, США и России) вывесили 2 плаката на эстонском и русском языках: «Глава Коми Торлопов! Руки прочь от всемирного наследия ЮНЕСКО в России!» Большой плакат на английском языке был выставлен у центрального входа в здание. Текст обращения с призывом спасти природу национального парка «Югыд ва» активисты Гринпис передали лично президентам Эстонии, Венгрии и Финляндии.

Тем не менее, 18 ноября 2004 г. глава Республики Коми издает постановление № 206 «Об утверждении границ национального парка «Югыд ва», в котором (п. 1) фиксирует границы нацпарка.

В соответствии с примечаниями к приложению 1 данного постановления, «в районе расположения национального парка «Югыд ва» размещены участки земель Печорского и Вуктыльского лесхозов общей площадью 36 201 га, находящиеся в пользовании строителей и эксплуатационщиков государственных трасс газопроводов, разработчиков полезных ископаемых».

В постановлении указывалось также, что оно было издано во исполнение поручения МПР России от 03.08.04 № ВС-62-27/5762, которым министерство подтвердило свою позицию, изложенную в протоколе совещания от 21.04.04 № 33-01-3/1300 (см. выше). Однако площади участков, предусмотренных постановлением главы к изъятию, не соответствовали площадям, указанным в протоколе МПР. Так, площадь участка «Алькесвож», в соответствии с протоколом МПР, составляла 4905 га, а в соответствии с постановлением – 11 838 га. Площадь участка «Северороссомахинское» по протоколу – 835 га, а по постановлению – 6758 га. Площадь участка «Газопровод Ямал – Центр» по протоколу – 4000 га, а в соответствии с постановлением – 6901 га. Таким образом, постановление главы Республики Коми от 18 ноября 2004 г. № 206 не соответствовало согласованному МПР варианту границ нацпарка, то есть опять налицо было незаконное изъятие земель национального парка.

В связи с этим Гринпис обратился в Генеральную прокуратуру РФ с требованием оспорить указанное постановление.

По представлению прокуратуры Республики Коми от 20 мая 2005 г. правительство республики постановлением от 28 июня 2005 г. № 160 отменило ноябрьское постановление 2004 г. № 206, восстановив границы национального парка. Тем не менее, по имеющейся информации правительство Коми продолжает попытки изъятия земель национального парка «Югыд ва».


Печоро-Илычский биосферный заповедник создан в 1930 г. Общая площадь – 721,3 тыс. га. Целью создания заповедника является охрана и изучение первичных лесных массивов междуречья Печоры и Илыча – крупнейших девственных таежных массивов Европейской России, типичной и уникальной флоры и фауны.

Буферная зона Печоро-Илычского заповедника была создана в 1992 г. и упразднена решением правительства Республики Коми от 20 декабря 2004 г. № 241. Упразднена незаконно: постановление правительства не проходило государственную экологическую экспертизу.

Буферную зону планировали передать в аренду для ведения лесозаготовок. Интенсивное хозяйственное ее использование могло серьезно повредить ценные природные комплексы как самой зоны, так и заповедника. Таким образом, уникальная территория, включенная в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, находилась в серьезной опасности.

В октябре 2005 г. Гринпис обратился в органы власти Республики Коми и прокуратуру с требованием отменить постановление о ликвидации буферной зоны заповедника. Позицию Гринпис поддержал заместитель руководителя Росприроднадзора О. Митволь. И только спустя почти полтора года, буферная зона восстановлена. 6 марта 2006 г. правительство республики постановлением № 32 вернуло биосферному Печоро-Илычскому заповеднику буферную зону, защищающую его территорию от внешних воздействий.


ОЗЕРО БАЙКАЛ было включено в Список всемирного наследия в 1996 г. Объект всемирного наследия включает в себя Прибайкальский, Забайкальский и Тункинский национальные парки, Баргузинский и Байкальский государственные биосферные природные заповедники, Байкало-Ленский государственный природный заповедник и несколько природных заказников федерального значения. Общая площадь объекта превышает 8 млн га. Баргузинский заповедник старейший в России. Он был основан еще в 1916 г.

Расположенное в юго-восточной Сибири озеро Байкал является древнейшим (25 млн лет) и самым глубоким (1637 м) озером мира. В нем содержится около 20% мировых запасов пресной воды. Благодаря возрасту и изолированности Байкал обладает богатейшей и весьма необычной пресноводной фауной, имеющей исключительную ценность для изучения эволюции природы.

Из-за стремительного развития экономики и роста населения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) спрос на энергоносители там растет на 14% в год. Такой интенсивный рост спроса создает стимул для российских нефте- и газодобывающих и транспортирующих компаний для расширения добычи углеводородов в Западной и Восточной Сибири с последующей их транспортировкой на рынки стран АТР. Уже сейчас в Восточной Сибири действует магистральный нефтепровод из Омска в Ангарск (90 км от Байкала), где расположен Ангарский нефтехимический комплекс.

Озеро Байкал в силу своего естественного географического месторасположения является препятствием на пути прокладки новых трубопроводов от углеводородных месторождений Сибири на восток. Так, две нефтяных компании разработали проекты двух нефтепроводов, которые должны были проходить к северу и к югу от озера.

«Южный» проект Ангарск – Дацин был разработан компанией «ЮКОС». Стоимость проекта составила около 2.5 миллиардов долларов. Проектируемый трубопровод должен был иметь протяженность 2247 км, включая 1452 км на территории России и 795 км на территории Китая. В России трубопровод должен был пройти через Иркутскую область, Республику Бурятия и Читинскую область.

В Бурятии согласно проекту нефтепровод должен был пересечь территорию Тункинского национального парка. Чтобы избежать явного нарушения законов, ЮКОС согласовал с местными властями изменение границ парка, создавая, таким образом, опасный прецедент изменения границ охраняемой природной территории в интересах промышленности. Естественно, подобная инициатива властей и бизнеса встретила серьезное сопротивление со стороны общественности. Тем не менее, после того, как глава ЮКОСа М.Ходорковский был арестован в связи с уклонением от уплаты налогов, «южный» проект был приостановлен.

Однако вот уже в течение нескольких лет российская государственная компания «Транснефть» разрабатывает проект строительства нефтепровода в обход Байкала с севера, который доставлял бы нефть из богатых регионов Западной и Восточной Сибири на тихоокеанское побережье для экспорта в АТР.

Было разработано несколько вариантов. По первому – труба должна была пройти от Ангарска на север до БАМа, затем вдоль БАМа на Дальний Восток и по Восточносибирской железной дороге до порта Находка.

В октябре 2003 г. под колоссальным давлением со стороны общественности экспертная комиcсия по государственной экологической экспертизе МПР России отклонила проект. Помимо прочего комиссия отметила тот факт, что предложенный вариант нефтепровода должен был пересечь водосборный бассейн озера Байкал – территорию всемирного наследия и пройти в 12 км от берега.

После отклонения первоначального варианта в декабре 2003 г. «Транснефть» подготовила исправленный вариант трубопровода, согласно которому трубопровод должен был пройти от Байкала на расстоянии 80 – 100 км вне границ участка всемирного наследия. Несмотря на многочисленные нарушения в процедуре экологической экспертизы и беспокойства общественности по поводу строительства трубопровода в горных районах к северу от озера, государственная экологическая экспертиза на стадии «обоснования инвестиций», проведенная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), завершилась положительно. 31 декабря 2004 г. премьер-министр Фрадков подписал распоряжение № 1737-р о реализации проекта строительства нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

Но, как оказалось, «Транснефть» не имела намерений следовать этому одобренному плану. Проверки, проведенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ходатайству и с участием представителей Гринпис в июне и сентябре 2005 г., подтвердили, что компания осуществляет работы согласно совсем иному плану. Инспекция подтвердила, что «Транснефть» действительно проводит изыскательские работы вне трассы, одобренной государственной экологической экспертизой, и в пределах территории всемирного наследия. Также было установлено, что субподрядчики «Транснефти» вырубили полосу леса длиной примерно в 1000 км вдоль несанкционированной трассы нефтепровода.

В сентябре 2005 г. министр природных ресурсов Ю. Трутнев встретился с президентом «Транснефти» С. Вайнштоком для обсуждения результатов проверок. Трутнев предложил, чтобы компания просчитала все возможные варианты прокладки трубы на безопасном расстоянии от Байкала, в противном случае возникнет риск того, что положительное заключение госэкспертизы будет отменено.

Тем не менее, «Транснефть» продолжила работу. В августе 2005 г. компания закончила подготовку следующей фазы проектной документации – технико-экономического обоснования (ТЭО). На общественных слушаниях и в переговорах с представителями Росприроднадзора в Бурятии официальные лица «Транснефти» представили ТЭО на строительство нефтепровода вдоль БАМа и через территорию всемирного наследия. Компания начала представлять этот новый незаконный вариант в качестве официально одобренной трассы. В письме А. Малышеву, временно исполняющему обязанности главы Ростехнадзора, зам. министра природных ресурсов В. Степанков отметил, что материалы ТЭО «Транснефти» не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Он также подчеркнул, что компания незаконно изменила утвержденный маршрут нефтепровода и приблизилась к Байкалу. По закону это влечет за собой отмену положительного заключения госэкспертизы по проекту.

И вновь «Транснефть» проигнорировала все предупреждения и продолжала вести работы, как будто ничего не произошло. На все замечания о незаконности деятельности руководители компании отвечали, что действуют по прямому указанию правительства и президента.

В октябре 2005 г. ТЭО этого, уже третьего по счету, варианта нефтепровода, который должен был пройти уже всего в 800 м от Байкала, было передано в Ростехнадзор для проведения государственной экологической экспертизы. Нарушения в установленной процедуре экспертизы были зафиксированы сразу. Например, по просьбе «Транснефти» Ростехнадзор разделил субъект оценки – нефтепроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий океан» на 2 части: участок нефтепровода от Тайшета до Сковородино и нефтяной терминал в бухте Перевозная.

Несмотря на активное противодействие «Транснефти», Гринпис, Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и Бурятское региональное объединение по Байкалу провели независимую экологическую оценку проекта. Выводы были однозначны: нефтепровод будет угрожать окружающей среде и прежде всего экосистеме Байкала.

Согласно проекту, нефтепровод должен пересечь около 50 больших и малых рек, десятки дорог и шоссе, а также сейсмически активные регионы с высоким уровнем сейсмичности (до 10-11 баллов). Кроме того, разработчики проекта не просчитали возможные последствия воздействия на уникальные экосистемы озера Байкал и одной из ее важнейших частей – водно-болотных угодий совместной дельты рек Верхняя Ангара и Кичера, которые могут иметь аварийные разливы нефти Они также не представили убедительных доказательств экологической и просто физической безопасности трубопровода. Анализ проекта показал, что если предлагаемый нефтепровод будет построен, то озеру Байкал, или, как минимум, его самой северной части, будет нанесен непоправимый ущерб.

Тревожные планы компании привлекли пристальное внимание Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Участники 29-й сессии Комитета, состоявшейся в Дурбане (ЮАР), активно обсуждали проблемы охраны озера Байкал, уделив особое внимание строительству компанией «Транснефть» нефтепроводной системы ВСТО, угрожающей уникальному озеру. Было принято решение организовать специальную миссию для изучения ситуации на месте. В ноябре 2005 г. совместная миссия Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы (IUCN) посетила байкальский регион.

Участники миссии ознакомились с ситуацией вокруг нефтепровода и выслушали различные точки зрения, включая независимых экологов, общественные организации и официальных лиц. Они посетили северное побережье Байкала, где планировалось строительство нефтепровода, Байкало-Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк и печально известный Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Их поездка завершилась в Москве, где они встретились с руководством МПР. Участники миссии надеялись поговорить также с руководством «Транснефти», но компания от встречи отказалась.

По итогам поездки эксперты ЮНЕСКО/IUCN сделали вывод о том, что ситуация на озере Байкал далека от нормальной, и решили, что если будет принято решение о строительстве нефтепровода вдоль берега озера, они будут рекомендовать Комитету всемирного наследия включить Байкал в Список «Всемирное наследие в опасности». Кроме того, эксперты отметили, что, если российские власти будут и дальше продолжать игнорировать рекомендации Комитета, озеро Байкал вообще может быть исключено из Списка всемирного наследия. Подобных прецедентов в мире еще не было, и такой шаг едва ли прибавил бы России авторитета на международной арене.

После окончания миссии «битва» за Байкал вступила в решающую фазу. Известные российские актеры и музыканты, депутаты Государственной Думы и общественность в целом обратились к президенту Путину, выражая свою обеспокоенность возможными последствиями строительства нефтепровода на Байкале. Несколько видных ученых из Российской академии наук обратились к главе Ростехнадзора, отмечая, что трасса нефтепровода в байкальском регионе может быть изменена, и что проще и безопаснее проложить нефтепровод по территории Якутии, что позволит обойти сейсмически активные районы к северу от Байкала и устранить опасность загрязнения озера нефтью. 24 декабря 2005 г. Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура обратился к премьер-министру М.Фрадкову с просьбой об отмене планов строительства нефтепровода через объект всемирного наследия.

В январе 2006 г. стало ясно, что все усилия не были напрасны. Члены экспертной комиссии, проводившие государственную экологическую экспертизу ТЭО первой части нефтепроводной системы ВСТО, сообщили о своем решении. Они признали, что представленные материалы не полностью соответствуют природоохранному законодательству и нормативам Российской Федерации. Они сделали вывод о том, что строительство согласно предложенному плану недопустимо, ссылаясь на тот факт, что нефтепровод представляет собой большую потенциальную опасность для местного населения (в случае разлива или аварии) и для озера, которое, они специально отметили, - объект всемирного наследия, охраняемый российским законодательством и Конвенцией ЮНЕСКО. В заключение комиссия рекомендовала пересмотреть проект с включением в него альтернативных вариантов прокладки нефтепровода вне границ водосборного бассейна озера Байкал.

Несмотря на убедительные выводы экспертной комиссии, глава Ростехнадзора К. Пуликовский не утвердил отрицательное заключение комиссии, принятое 24 января 2006 г. Вместо этого он продлил государственную экологическую экспертизу на 30 дней и добавил в состав комиссии 34 новых эксперта. Значительная часть новых членов комиссии не имело никакого опыта в области нефтепроводного транспорта. Работа новой комиссии была организована таким образом, что многие из экспертов даже не только не получили возможности ознакомиться с материалами, относящимися к строительству ВСТО, но и не были проинформированы о заседаниях рабочих групп. Кроме того, представителям некоторых общественных организаций было запрещено присутствовать на заседаниях, а тем, кому было разрешено, не давалось возможности высказать свое мнение.

1 марта 2006 г. большинство экспертов высказались за возможность строительства нефтепровода на берегу Байкала. З марта положительное заключение комиссии было утверждено. После этого целый ряд различных групп, включая Общественную палату Российской Федерации, Народный Хурал Республики Бурятия и десятки тысяч простых граждан, участвовавших в митингах по всей России, выразили свой протест планируемому строительству нефтепровода. Положительное решение госэкспертизы вызвало также глубокую озабоченность со стороны Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. 10 марта 2006 г. председатель Комитета И. Марчюлионите направила письмо президенту России, в котором выразила глубокую озабоченность по поводу утверждения трассы нефтепровода через территорию объекта всемирного наследия. «Озеро Байкал». В своем обращении она отметила, что Комитет может включить Байкал в Список «Всемирное наследие в опасности» уже на своей следующей сессии. Она также убедительно попросила пересмотреть предлагаемый маршрут.

В результате 26 апреля 2006 г. на совещании в Томске президент Путин заявил о необходимости переноса трассы нефтепровода за пределы водосборного бассейна Байкала. Таким образом, протесты сотен тысяч людей как в России, так и за ее пределами не остались незамеченными, несмотря на массированное давление со стороны крупных ресурсодобывающих компаний и замалчивание и искажение ситуации в СМИ.

23 мая 2006 г. представители «Транснефти» подтвердили в Иркутске, что нефтепроводная система ВСТО будет проложена на расстоянии 350-400 км от озера Байкал.


«ВУЛКАНЫ КАМЧАТКИ» были включены в Список всемирного наследия в 1996 г. Территория состоит из Кроноцкого государственного биосферного природного заповедника, Быстринского, Налычевского и Южно-Камчатского природных парков, а также Южно-Камчатского государственного природного заказника. Общая площадь, занимаемая объектом, составляет 3720 тыс. га.

Камчатка – один из наиболее уникальных вулканических регионов мира с большим количеством действующих вулканов различных типов, где представлено почти все многообразие проявления вулканической деятельности. Взаимодействие действующих вулканов, гейзеров и ледников сформировало динамически развивающийся необычно красивый ландшафт. Здесь также можно наблюдать большое видовое разнообразие, в том числе самое большое в мире разнообразие лососевых рыб и исключительные концентрации каланов, бурых медведей и белоплечих орланов.

Значительная часть территории государственного природного заказника федерального значения «Южно-Камчатский» подвергается опасности со стороны браконьеров, как местных, так и приезжающих из других регионов. Государственная инспекция Кроноцкого заповедника, на которою возложена охрана заказника, не принимает, к сожалению, необходимых мер по обеспечению соблюдения режима охраны, в то же время, способствуя развитию туризма на его территории и усиливая тем самым антропогенное воздействие на природные комплексы.

На территории природного парка «Быстринский» предполагалось, что будет вестись золотодобыча. В связи с тем, что парк включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, ряд иностранных инвесторов отказались вкладывать средства в разработку месторождений. В настоящее время добыча золота осуществляется по границе парка, и угроза парковым природным

комплексам сохраняется.

В настоящее время органы власти Камчатской области совместно с территориальными органами Роснедр разрабатывают варианты изменения границ Быстринского природного парка в целях вовлечения его территории в добычу полезных ископаемых.

В сентябре 2007 года на Камчатке побывала миссия ЮНЕСКО и МСОП, которая оценила эти проблемы и в настоящее время готовит отчет для Комитета всемирного наследия.
«АЛТАЙ - ЗОЛОТЫЕ ГОРЫ» - это территория, включенная в Список всемирного наследия в 1988 г. Объект состоит из Алтайского и Катунского государственных биосферных природных заповедников, их буферных зон, а также природных парков «Гора Белуха» и «Зона покоя «Плато Укок»» общей площадью 1640 тыс. га.

Алтайские горы в южной Сибири образуют значительную горную цепь в Западносибирском биогеографическом регионе. Здесь берут начало великие реки Обь и Иртыш. Регион представляет собой наиболее полный набор вертикальных растительных зон центральной Сибири, включая степи и лесостепи, смешанные леса, субальпийскую и альпийскую растительность. Территория всемирного наследия – важное убежище для многих исчезающих видов животных, как например, снежного барса.

Уникальное плато Укок в 1994 г. стало региональной особо охраняемой природной территорией «Зона покоя Укок». В 1998 г. плато было включено в границы объекта всемирного наследия «Алтай – Золотые горы». Уже тогда серьезную угрозу природным комплексам плато представляли планы строительства через плато автомобильной дороги в Китай.

В 2004 г. истек срок действия регионального статуса – зона покоя, в результате чего плато фактически лишилось природоохранного защиты.

Под давлением общественности, поддержанной органами прокуратуры и МПР, 23 мая 2005 г. правительство Республики Алтай издало постановление № 77 о создании природного парка «Зона покоя Укок», после чего плато снова получило статус особо охраняемой природной территории.

В марте 2006 г. во время визита президента России в Китай было подписано соглашение о строительстве газопровода «через западную границу РФ и Китая». Поскольку единственный участок границы РФ и западных провинций Китая полностью совпадает с границами плато Укок и природного парка, то трасса газопровода неминуемо должна пересечь территорию всемирного природного наследия «Алтай – Золотые горы».

Складывается ситуация, аналогичная ситуации со строительством ВСТО по берегу Байкала. Очевидно, что в случае принятия решения о строительстве газопровода, плато Укок должно быть переведено в Список «Всемирное наследие в опасности».

В настоящее время РАО «Газпром» разрабатывает предпроектные материалы по строительству газопровода.



«ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ» включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 г. и состоит из Кавказского государственного биосферного природного заповедника, природного парка «Большой Тхач», памятников природы «Хребет Буйный», «Исток реки Цица» и «Истоки рек Пшеха и Пшехашха». Общая площадь территории – почти 300 тыс. га.

Западный Кавказ, расположенный на крайней западной оконечности Кавказского хребта в 50 км к северо-востоку от Черного моря, - один из немногих горных регионов Европы, не испытавших значительного антропогенного влияния. На его альпийских и субальпийских лугах пасутся только дикие животные, а его обширные пространства, поросшие нетронутыми горными лесами, протянувшимися от равнин до субальпийской зоны, являются для Европы уникальными. Территория обладает огромным разнообразием экосистем, включая важные эндемичные виды растений и животных. Это регион происхождения и реинтродукции горных подвидов европейского зубра.

Еще в середине 1990-х годов ХХ в. власти Республики Адыгея пытались добиться строительства автомобильной дороги Майкоп – Дагомыс через территорию Кавказского заповедника. Отказ от этих планов был одним из условий включения Кавказского заповедника в Список всемирного природного наследия. И в 1999 г. такое решение было принято.

Однако уже в 2004 г. еще более острая угроза строительства все той же дороги через территорию заповедника начала исходить от руководства Карачаево-Черкесской Республики. В ноябре 2004 г. проект строительства был предоставлен на государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзор (заказчик - Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской Республики). Планируемая трасса намечена по маршруту: Черкесск – Псемен – Рожкао – Дамхурц – долина реки Дамхурц – долина реки Цахвоа (озеро Инпси) -


озеро Кардывач – Энгельманова поляна – Красная поляна – Адлер.
Общая протяженность дороги – 313 км. Она пройдет по чрезвычайно ценным участкам
Кавказского заповедника в его южной части. Также могут пострадать ценные ненарушенные природные комплексы Сочинского национального парка. Однако государственная экологическая экспертиза пока отправила проект на доработку.

В феврале 2006 г. обоснование инвестиций на строительство автодороги было представлено на государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзор. Приказом Росприроднадзора от 25 апреля 2006 г. № 113 утверждено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, которым все варианты строительства дороги через территорию Кавказского заповедника признаны незаконными и недопустимыми к реализации.

Правительство Адыгеи в течение последних нескольких лет добивается исключения из Кавказского государственного заповедника высокогорного плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива, входящих в границы объекта всемирного наследия «Западный Кавказ». Эти уникальные территории были включены в состав заповедника при его создании, однако затем изъяты из него постановлением Совета Министров РСФСР в 1961 г. В 1990-92 гг. тогдашнее руководство Адыгеи приняло несколько постановлений о возвращении этих территорий в состав заповедника. Но после того, как в России начался горнолыжный бум, связанный с увлечением этим видом спорта главы государства, новое руководство республики предприняло несколько попыток по изъятию у заповедника этих территорий. В 2001 г. по указанию правительства Адыгеи местная туристская фирма «Кавказ-тур» подала в арбитражный суд иск об отмене решений о включении указанных территорий в состав заповедника. Арбитражный суд Республики Адыгея иск удовлетворил. Однако Федеральный арбитражный Северо-Кавказского округа отменил решение суда и оставил все решения о включении в заповедник плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива в силе.

8 декабря 2003 г. правительством Адыгеи было принято постановление № 343 «О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка». Данным постановлением признаны утратившим силу решения органов власти Адыгейской автономной области и Республики Адыгея о предоставлении земельных участков Фишт-Оштенского горного массива, хребта Джигурсан и плато Лагонаки Кавказскому государственному природному биосферному заповеднику. Фактически, указанное постановление направлено на изъятие земель у Кавказского заповедника и создание на его территории природного парка – особо охраняемой природной территории регионального значения. Кроме того, из постановления следует, что на указанных территориях предполагается создание горнолыжного комплекса.

Это постановление правительства Адыгеи было принято с согласия руководства МПР. И только принципиальная позиция бывшего директора заповедника В. Бриниха и адыгейского отделения Всероссийского общества охраны природы, которые подали в суд иск об отмене указанного постановления, позволили сохранить эти земли в составе заповедника.

Верховный суд Адыгеи оставил жалобу без удовлетворения, однако Верховный суд РФ в кассационной инстанции признал иск обоснованным и признал п. 1 постановления кабинета министров Республики Адыгея от 8 декабря 2003 г. № 343 не действующим и не принадлежащим к применению.

Несмотря на это решение, руководство республики до сих пор препятствует получению заповедником государственного акта на право пользования указанными земельными участками.

В настоящее время по заявлению общественных организаций прокуратурой Краснодарского края данное распоряжение признано противоречащим законодательству. Следует отметить, что распоряжение принято по предложению МПР, которое в тот момент осуществляло государственное управление всеми заповедниками и национальными парками.

Более того, в настоящее время на территории Республики Адыгея ведется строительство автомобильной дороги «с. Черниговское - полигон научного центра «Биосфера». В настоящее время строительство ведется в памятнике природы "Верховья рек Пшеха и Пшехашха", который расположен в Майкопском районе Республики Адыгея на границе с Кавказским заповедником и входит в состав объекта всемирного природного наследия "Западный Кавказ". В соответствии с режимом памятника природы, установленным указом президента Республики Адыгея от 23.12.97 № 274, на территории памятника природы запрещается любая деятельность, влекущая за собой нарушения сохранности памятников природы.

По информации СМИ в районе строительной площадки уничтожен растительный покров и естественный ландшафт на площади в несколько гектаров. Множество спиленных при строительстве дороги деревьев сбрасываются с трассы дороги.

Таким образом, уже нарушен режим памятника природы.

В дальнейшем дорога должна пересечь территорию Кавказского государственного природного биосферного заповедника, также входящего в границы участка всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

13 июля Президент Адыгеи издал Указ № 181, которым ликвидировал памятник природы "Верховья рек Пшеха и Пшехашха". И только мощная общественная кампания, поднявшаяся против этого решения и поддержанная МПР России заставила Президента Адыгеи отменить этот указ. Тем не менее, строительство указанной дороги продолжается.

В 2005 г. в связи с заявкой г. Сочи на проведение зимней олимпиады 2014 г. угроза изъятия заповедных территорий для строительства спортивных сооружений резко обострилась. Заинтересованные структуры пытаются доказать, что у заповедника (а, соответственно, и у объекта всемирного наследия) нет четких границ, в связи с чем изъятие земель из состава заповедника и передача их Сочинскому национальному парку.

В соответствии с Планами строительства олимпийских объектов, часть из них должна быть размещена в охранной зоне Кавказского заповедника (буферной зоне объекта Всемирного наследия Западный Кавказ»). Подробнее о последствиях реализации этого решения указано в приложенной справке.
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИХОТЭ-АЛИНЬ» был включен в Список ЮНЕСКО в 2001 г. Объект состоит из Сихотэ-Алиньского государственного биосферного природного заповедника и природного заказника «Горалий». Общая площадь – 395 тыс. га.

В горном массиве Сихотэ-Алиня расположены одни из богатейших по видовому разнообразию флоры и фауны леса умеренного пояса. В этой смешанной зоне между тайгой и субтропиками такие южные виды, как тигр и гималайский медведь соседствуют с такими северными видами, как бурый медведь и рысь. Территория всемирного наследия простирается от вершин Сихотэ-Алиня до Японского моря и является важным местом для убежища многих исчезающих видов (например, амурского тигра).

В 1998 г. в верхнем части бассейна р. Бикин был создан государственный природный ландшафтный заказник краевого значения «Верхнебикинский» (постановление № 468 от 15.09.98) площадью 746,5 тыс. га.

Территория заказника предполагалась для включения в Список ЮНЕСКО в рамках номинации «Центральный Сихотэ-Алинь».

Вопрос о включении заказника «Верхнебикинский» в состав объекта всемирного наследия «Центральный Сихотэ-Алинь» рассматривался на 25-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в 2001 г., где было признано, что данная территория по своим характеристикам соответствует критериям территории всемирного природного наследия, однако для придания ей соответствующего статуса необходимо создание специального плана управления всей территорией. Вместе с тем включение в Список всемирного наследия природного заказника, имеющего региональный статус, не соответствует законодательству РФ, поскольку вопросы международного права находятся в исключительном федеральном ведении.

В последние годы администрация Приморского края неоднократно пыталась предоставить в аренду для промышленных лесозаготовок леса на территории заказника, однако под давлением общественности и представителей коренных малочисленных народов - удэгейцев, проживающих на Бикине, решение о предоставлении в аренду принято не было.

15 сентября 2005 г. администрация края издала постановление № 205-п, которым разрешила строительство дорог, а также любые другие виды хозяйственной деятельности на территории заказника.

Гринпис при поддержке Росприроднадзора обратился в прокуратуру, после чего указанное постановление администрации было отменено судебным решением. Администрация края не оставляет попыток вовлечь территорию заказника в интенсивную хозяйственную деятельность. И в последнее время поступила информация о предполагаемой добыче золота на территории заказника.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из изложенного следует, что большинство российских объектов всемирного природного наследия подвергаются серьезному антропогенному воздействию или находятся под постоянной угрозой деградации в результате реализации крупных природоразрушающих проектов. Следовательно, можно говорить о нарушении Россией своих обязательств, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Этому в немалой степени способствует и имеющее место в последнее время ослабление законодательства в области правового регулирования особо охраняемых природных территорий.
Так, 4 декабря 2006 года принят Федеральный закон «О введение в действие Лесного кодекса», которым вносятся изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», разрешающие по решению Правительства РФ строительство в национальных парках спортивных объектов, а также объектов социальной, транспортной инфраструктуры. Хотя данный закон и принимался для того чтобы узаконить строительство олимпийских объектов на территории Сочинского национального парка, он ставит под угрозу всю систему национальных парков России.
Лица, заинтересованные в интенсивном использовании ресурсов парков не преминули воспользоваться предоставленным возможностями. 26 января 2007 года издано распоряжение Правительства № 81-р, разрешающее «строительство и эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры» на наиболее ценных территориях Сочинского национального парка. Среди этих объектов значится 9 элитных баз отдыха, в том числе «Гольф-клуб» и «SPA», которые не только не имеют никакого отношения к «социальной инфраструктуре» и зимней олимпиаде, но и не предусмотрены Федеральной целевой программой «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)».

Разместить базы отдыха предполагается на одной из наиболее ценных природных территорий Сочинского нацпарка - Грушевом хребте, а также в охранной зоне Кавказского биосферного заповедника, включенного в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. По имеющейся информации, на застройку этих территорий претендует холдинг «Интеррос», владелец которого В.Потанин и пролоббировал издание указанного распоряжения.


18 декабря 2006 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», которым проекты любой хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, равно как и изменение границ и режима этих территорий, исключены из перечня объектов экологической экспертизы.

Тем самым ликвидирован институт, способный не допустить реализацию на ООПТ опасных хозяйственных проектов.


1 декабря 2007 года принят Федеральный закон «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О ПРОВЕДЕНИИ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 ГОДА В ГОРОДЕ СОЧИ, РАЗВИТИИ ГОРОДА СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» («олимпийский закон»), которым разрешается изъятие земель Кавказского заповедника и Сочинского национального парка для нужд олимпийских игр.

Таким образом, законодательно закрепляется возможность изъятия для строительства олимпийских объектов (или под видом строительства таких объектов) не только земель национального парка, но и заповедника.


С 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция Бюджетного кодекса РФ, которой заповедники и национальные парки лишены права получения средств от штрафов и исков о возмещении вреда, взысканных за нарушения режима этих территорий. Тем самым, заповедники и национальные парки лишаются фактически единственной возможности получать собственные средства, что в условиях крайне низкого бюджетного финансирования может повлечь за собой отток квалифицированных кадров (в первую очередь из служб охраны заповедников и парков), что безусловно будет способствовать росту браконьерства и иных нарушений режима этих ООПТ, И, как следствие – деградации природных комплексов.
В настоящее время Минюстом России разрабатываются изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым главные государственные инспекторы по охране территорий заповедников и национальных парков вообще будут лишены права рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Если эти поправки будут приняты, в силу специфики деятельности заповедников и парков, это приведет к полному развалу работы из служб охраны.

Лишение вышеперечисленных должностных лиц государственных природных заповедников и национальных парков права рассмотрения дел об административных правонарушениях неизбежно приведет к негативному результату – уклонению значительной части виновных лиц от привлечения к административной ответственности и, как следствие, резкому снижению эффективности работы по борьбе с экологическими правонарушениями на особо охраняемых природных территориях.

Сегодня, в условиях практически полного развала государственных природоохранных служб (таких как охотнадзор, рыбоохрана и лесная охрана), инспекции заповедников до сих пор сохраняет и значительные полномочия и квалифицированные, преданные своему делу кадры. Они остаются практически единственной эффективно работающей инспекцией. В связи с этим, во многих регионах ООПТ стали единственными убежищами для большого количества видов животных и растений, в том числе редких и исчезающих. Резкое ослабление инспекций заповедников и последующий за ним разгул браконьерства может привести к тому, что многие сохранившиеся нетронутыми территории дикой природы будут варварски разграблены. Для многих из них это ситуация может оказаться критической



Против лишения инспекций заповедников и парков самостоятельно пресекать нарушения и наказывать нарушителей заповедного режима выступают МПР России и Росприронадзор – федеральные ведомства, отвечающие за ООПТ и определяющие государственную политику в области охраны окружающей среды. Однако, серьезные опасения, что в связи с тем, что разработка данного законопроекта осуществляется в рамках проведения административной реформы, мнение МПР не будет принято во внимание.

В связи с изложенным, целесообразно направить обращение Президенту РФ, Правительство РФ в Государственную Думу РФ с целью исключения из проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница