Систематизация лексикографических штампов «русского математического» языка



Скачать 42.88 Kb.
Дата09.11.2016
Размер42.88 Kb.
Систематизация лексикографических штампов

«русского математического» языка
Иностранные студенты, начальный этап обучения, русский язык, математика, термин, словосочетание, лексикографический штамп, отношение
Summary
This article treats the word problem and the ways of its solution in case of the preparatory higher (pre-higher) mathematical education.
В работе с иностранными студентами на начальном этапе, а именно, при их подготовке к обучению математике на основных факультетах университетов и вузов, обостряются языковые и, в частности, терминологические, проблемы. На занятиях по математике студенты получают роботизированный язык, т.е. конечный дискретный набор слов и словосочетаний. Одна из основных задач преподавателя математики – определиться с этим набором, привести его в систему таким образом, чтобы облегчить студенту понимание смысла предлагаемых штампов, а затем и их запоминание. Приведем пример.

Исследуем сложнейший термин «отношение» в его элементарном математическом использовании. Для успешного обучения иностранных студентов русскому математическому языку (тем более на начальном этапе) очень важно выявить все математические штампы с этим словом, которые студенты могут услышать от лектора, преподавателя на основном факультете.

Впервые термин «отношение» встречается на одном из первых занятий как отношение чисел: «Отношение чисел a и b», «процентное отношение чисел a и m» [1, с. 58, 61], затем – как отношение отрезков, сводящееся к отношению длин: «Отношением отрезков называется отношение их длин». Далее - в определении тригонометрических функций острого угла, в которых соответствующие отношения читаются несколько иным образом по сравнению с предыдущими случаями: «Синус острого угла  равен отношению длины противолежащего катета к длине гипотенузы». Как мы видим, форма «отношение чисел a и b» заменилась формой «отношение (числа) a к (числу) b». [2, c. 56-58; 66]; [3, с. 47-48]; [4, с. 53].

Исследуя далее учебные пособия по математике для студентов-иностранцев, уже упомянутые и разработанные в ЦМО МГУ имени М.В. Ломоносова, а также другие [5] – [9], можем следующим образом систематизировать используемые в них словосочетания со словом «отношение».

Общие формы:

- отношение (в заголовке)

- отношение чисел (в заголовке)

- отношение двух чисел (в заголовке)

- отношение коэффициентов при неизвестных (в исследовании систем двух линейных уравнений)

- отношение длин (в определении отношения отрезков)

- отношение отрезков (в заголовке, в определении)

- отношение периметров (в формулировке теоремы)

- отношение площадей (в формулировке теоремы)
Конкретные формы:

С союзом «и»:



отношение чисел a и b (отношение чисел 15 и 20)

процентное отношение чисел a и b (процентное отношение чисел 15 и 20)

отношение числа a и числа b (отношение числа 15 и числа 20)

процентное отношение числа a и числа b (процентное отношение числа 13 и числа 39)
С предлогом «к»:

отношение a к b (*)

процентное отношение a к b (*)

отношение числа a к числу b (отношение числа 15 к числу 20) (**)

процентное отношение числа a к числу b (процентное отношение числа 15 к числу 20) (**)

Чтение выражений (*) при числовых значениях a и b вызывает трудности, так как конкретные числовые значения читаются не в форме именительного-винительного падежей, как в форме (**), а в родительном и в дательном падежах:



отношение (чего?) трех к (чему?) двадцати четырем

(ср.: отношение (чего?) числа три к (чему?) числу двадцать четыре).


Конечно, у иностранных студентов на начальном этапе изучения русского языка эти ситуации могут вызвать большие затруднения и требуют специального изучения склонения количественных числительных. Именно поэтому в [1], [2] нарочито используется только форма с союзом «и», которая во всех вариантах не требует склонения числительных, сводя процесс говорения падежей к проговариванию родительного и дательного падежей только одного существительного «число». Отмеченные сложности проявляются и в формах, содержащих вместо слова «число» другие существительные:
отношение (чего?) длины … к (чему?) длине

отношение (чего?) синуса … к (чему?) косинусу ...

отношение (чего?) катета к (чему?) гипотенузе

отношение (чего?) ординаты к (чему?) длине радиуса

отношение (чего?) абсциссы к (чему?) длине радиуса
Теперь по проведенному исследованию составим семантическую модель с основным словом «отношение». В квадратных скобках указаны возможные дополнительные варианты расширения штампа.

Такая модель может быть составлена преподавателем вместе со студентами, что накладывает своеобразный отпечаток – процесс ее конструирования становится многовариантным и неоднозначным. При этом демонстрируемый коммуникативный подход помогает студентам-иностранцам постичь, насколько это возможно, логику конструирования русского языка (на примере языка предмета математики). Тем самым объясняются особенности строения русского языка, осуществляется систематизация лексикографических штампов, а, следовательно, облегчается их понимание и запоминание.
Литература
1. Лазарева Е.А., Зверев Н.И. Арифметические операции: Пособие для начального этапа обучения математике иностранных учащихся. - М.: ЦМО МГУ, 2005. - 95 с.

2. Кузнецова Т.И., Грибков И.В. Геометрия: Учеб. пос. для иностранных студентов естественно-научных специальностей, обучающихся на подготовительном факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 108 с.

3. Зверев Н.И., Грибков И.В., Пацей И.П. Тригонометрия. Показательная и логарифмическая функции: Учебное пособие для студентов-иностранцев подготовительного факультета МГУ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 107 с.

4. Лазарева Е.А., Зверев Н.И., Пацей И.П. Степени. Логарифмы. Тригонометрия: Учебное пособие для студентов-иностранцев, обучающихся в ЦМО МГУ. – М.: ЦМО МГУ, 2003. - 123 с.

5. Математика. Алгебра и начала анализа / Под общ. ред. А.И. Лобанова. - Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1987. - 304 с.

6. Соколова Л.И. Основы математики: Учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов вузов. – М.: РУДН, 2008. - 129 с.

7. Шишкин А.А., Евсин В.И., Корнева Н.А. Алгебра и начала анализа для студентов-иностранцев: Учеб. пособие для подгот. фак. вузов. – М.: Высш. шк., 1984. - 256 с.

8. Громов А.И., Жаров В.К., Кузьминов В.И., Суркова М.В. Математика для иностранных студентов подготовительных факультетов вузов России. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Янус-К», 2005. - 348 с.



9. Приходько Е.М., Пасько Т.П., Чебова Д.Л. Математика: Арифметика, алгебра, тригонометрия: Учеб. пособие для студентов-иностранцев. – М.: Высш. шк., 1971. - 304 с.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница