«Система обучения двигательным действиям на уроках физкультуры при изучении темы баскетбол» Пургина Елена Алексеевна мбоу



Скачать 133.35 Kb.
Дата07.05.2016
Размер133.35 Kb.
«Система обучения двигательным действиям на уроках физкультуры при изучении темы баскетбол»
Пургина Елена Алексеевна

МБОУ «СОШ № 13», г. Северодвинск, Архангельская область

Учитель физической культуры

В данной статье рассказывается об обучении детей техническим элементам баскетбола. Дано описание методов подготовки учеников. Рассказывает о нестандартном инвентаре при обучении элементов баскетбола.


Здоровье человека зависит от многих факторов, один из которых физическое развитие. Развитие физических качеств начинается с раннего возраста, ребёнок ещё не говорит, а уже двигает ручками и ножками. Движение – естественное свойство организма. Демокрит говорил: «Крепче люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Жизнь требует от человека двигательной культуры и подготовленности более высокой, чем та, которая сформировалась в процессе естественного развития. И самое благодатное время для физического развития – это школьный период жизни.

В современной социально-экономической ситуации первостепенное значение приобретает социально-психологическое и физическое развитие личности. Сегодня основная цель системы образования – воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. В соответствии с этим изменились и задачи физической культуры как учебного предмета. Сегодня необходимо всем учащимся по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания. Таким образом, сейчас недостаточно только увеличить уровень физической подготовленности учащихся. Необходимо научить использовать свой двигательный опыт, для быстрого уверенного усвоения новых действий, воспитывать силу духа, характер. Поэтому важную роль в развитии личности учащихся школы играет урок физической культуры, на котором формируются у детей двигательные умения и навыки, воспитываются физические качества. Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. создание механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.



Цель данной работы заключается в изучении вопросов обучения двигательным действиям учащихся.

Учебная работа по физической культуре является важнейшей частью в плане укрепления здоровья, и поскольку здоровье – понятие комплексное, необходимо переходить от акцента на физическую подготовку к воспитанию привычек здорового быта средствами и методами физической культуры. Задача учителя в преподавании – обеспечить освоение базовых основ физической культуры, необходимых каждому человеку. Приоритетным направлением работы по физическому воспитанию школьников является формирование потребностей и привычек самостоятельно, регулярно заниматься физическими упражнениями, придерживаться здорового образа жизни. Поставленная цель определила задачи:

1. Разработать систему уроков темы баскетбол на основе здоровьесберегающих технологий.

2. Создать методический комплекс для реализации обучения по теме баскетбол.

3. Мониторинг результативности работы учителя.

Эффективным средством физического воспитания является баскетбол. Баскетбол – один из самых доступных, массовых, популярных и зрелищных видов спорта. [4, с.59]

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. Будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфилде, Джеймс Нейсмит столкнулся с проблемой создания игры в зимний период для штата Массачусетс. Периода межсезонья в соревнованиях по бейсболу и футболу. Нейсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений. Джеймс хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы. Он искал игру, которую можно было бы проводить в помещении в относительно малом пространстве. И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Нэйсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде свое безымянное изобретение. Он предполагал, что подъем цели на высоту выдвинет на первый план ловкость и проворство, а не грубую силу, характерную для американского футбола. Хотя баскетбол всегда был атлетической игрой, возможности проявить в нем "воздушность" позволили развиться атлетам, которые могли исполнить воздушную акробатику, о которой доктор Нэйсмит мог только мечтать! Позже Нейсмит так охарактеризовал свою игру: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». [2, с.3-4]

Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм ребёнка и помогает в воспитание подрастающего поколения. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. [4, с.59]. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, школьник получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма. Постоянное изменение обстановки в процессе игры обуславливает анализаторскую деятельность учащегося и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры школьник получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.

Если уроки разнообразные, динамичные, а не статичные, то такие уроки нравятся детям. И это самое главное, потому что, если нравится, то вы и ваши ученики будете всё делать с удовольствием. Наш предмет специфичный и не подходит под рамки других предметов, где на каждой ступени образования идёт изучение нового материала. У нас «сквозные» темы с 5 по 11 класс. Т.е. мы из года в год изучаем один и тот же, но более усложненный материал. Упражнения на каждой параллели образуют свои «витки». Получается своеобразная траектория развития ученика. И необходимо, чтобы учащиеся не потеряли интерес к уроку, чтобы шли на него с радостью. Стараюсь использовать такие приёмы, которые создают ситуацию успеха. Где после рефлексии, каждый ребёнок может порадоваться за результаты своего труда. На уроках идёт формирование общечеловеческих моральных качеств, установление духовного контакта между учеником и учителем. Реализация и использование межпредметных связей, происходит с такими предметами, как математика, физика, история, биология.

В работе придерживаюсь традиционных методик обучения. Потому что традиционные методики дают академические знания, и соответственно ученики получают классическое образование. Преемственность в обучении выражается в последовательности и системности учебного материала, связи и согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, а так же при переходе от одного урока к следующему (т.е. система уроков), от одного года обучения к следующему. Используются разнообразные технологии личностно-ориентированного обучения, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Уроки по каждой отдельной учебной теме составляют блоки, которые в себя включают 1) уроки повторения; 2) уроки обучения; 3)комбинированные занятия с углубленной проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся; 4) уроки-тесты, зачёты; 5) уроки обобщения и систематизации знаний.

Чтобы поддерживать интерес надо в каждый урок вношу, что-то новое и необычное. Стараюсь, чтобы все уроки были разнообразные. Даже двух одинаковых разминок в теме не бывает. А выбор упражнений в отработке и совершенствовании элементов очень большой. Это касается и всех основных тем программы. Помогают различные методические приёмы и методы.

На каждом уроке при выполнении упражнений соблюдается дидактический принцип “от простого к сложному ”. Упражнения постоянно усложняются в зависимости от того, как владеют техникой ученики. Интерес к упражнениям служит действенным средством для овладения техническими элементами спортивной игры. Для этого используются следующие приемы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении. Чтобы ученику на уроке было интересно, чтобы он смог проявить себя, чтобы осуществить компетентностный подход в обучении, применяю разнообразные способы обучения: фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, командный. Использую игровую технологию. Индивидуальная работа используется при отработке определенных умений и навыков (ведение мяча, передвижения, бросок в кольцо). Групповая применяется, когда есть необходимость выполнения и отработки действия (передачи, взаимодействия и т.д.).

Отношения на занятиях строятся на основе доверия, взаимоуважения и доброжелательности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Приёмы и действия, с помощью которых ведётся игра, позволяют начинать занятия с детьми 9-10 лет, используя для этого инвентарь и оборудование, соответствующие возрасту. Правильное понимание педагогических задач, особенно в работе с детьми, требует знаний о приёмах, технике, тактике и правилах игры в баскетбол.

Начинать обучение надо с правильных перемещений и параллельно этому изучать ловлю и передачу мяча, броски и ведение. Обучение перемещений включает



  • изучение техники каждого приёма (бег, прыжки, повороты);

  • приобретение навыков сочетания приёмов перемещений между собой;

  • повышение качества выполнения каждого приёма

  • повышение способности свободного перехода от одного способа к другому в целях своевременного и эффективного маневрирования.

Первым изучается бег в сочетании с остановками, затем прыжки и повороты. Резко разграничивать время изучения отдельных приёмов не рекомендую: как только усвоена правильная структура приёма, можно изучать новое. Используя естественные навыки в беге, вношу уточнения в технику постановки стоп на площадку, акцентирую внимание на перекате с пятки на носок и мягкой постановке стопы. При изучении остановки в два шага особое внимание обращаю на перенос центра тяжести за пределы опоры и на погашение скорости разбега. Важным условием при изучении поворота является правильное положение опорной ноги, которую отрывать от пола нельзя. Прыжки изучаются вначале с места. Особое внимание надо обращать на приземление, а затем на вертикальность взлёта.

При изучении технического элемента, ловля и передача мяча, сначала изучаем передачу двумя руками от груди. Внимание акцентирую на исходном положении рук и ног и на рабочей фазе. Затем изучаются передачи в движении после двух шагов, потом в прыжке.

Броски по кольцу – это самое интересное задание для детей, но чтобы добиться точности попадания надо хорошо изучить технику выполнения броска. Для отработки броска двух уроков физкультуры в неделю недостаточно, поэтому самое главное, чтобы учащиеся знали, как прицеливаться и куда смотреть, что завершающее движение делает кисть и что мяч должен забрасываться по высокой траектории. Начинать нужно броски под углом к щиту с близкого расстояния, что позволяет использовать щит как дополнительный ориентир. Затем изучается бросок в движении. Внимание обращается на формирование такого навыка, как получение мяча при ловле и возможность как можно быстрее перевести взгляд на корзину. Для того чтобы ученики больше старались акцентировать внимание на прицеливание и думать над движениями рук и ног, лучше выполнять эти упражнения в соревновательной форме.

При изучении технического элемента, ведение мяча, нужно начинать ведение с обычным отскоком. Внимание ученика нужно обратить на то, что мяч должен отскакивает не выше уровня пояса, локоть не поднимать вверх, кисть мягко толкает мяч вперёд и лежит не сверху на мяче, а сбоку. Изучение начинается стоя на месте, в движении вперёд, спиной вперёд, с изменением направления, с сопротивлением.

Учащиеся получат много удовольствия от игры, если научатся выполнять основные приёмы техники: передвижения, передачу, ведение и броски по кольцу. Достижение цели упражнения зависит от энтузиазма, с которым ученик выполняет его. Поэтому желательно вносить элемент соревнования. Чтобы избежать монотонности на уроке, так как это вызывает быстрое чувство усталости и падение интереса к игре, ищу и придумываю новые упражнения. Одно упражнение нередко объединяет два, три и большее количество игровых приёмов. Например, ловля и передача мяча входят составной частью почти в каждое упражнение. Ведение мяча хорошо сочетается с остановками и поворотами.

Но игра в баскетбол невозможна без тактики. Основными задачами в обучении учеников тактическим действиям являются



  • развитие внимания, ориентировки и зрительной памяти на ситуацию;

  • обучение основным индивидуальным и групповым действиям;

  • развитие творческого мышления и воображения;

  • ознакомление с основами систем ведения игры.

Для обучения тактики надо всегда иметь двустороннее взаимодействие учащихся. Это очень осложняет задачу обучения. Эффективным методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения, и введение определённых условностей.

Считаю важным элементом обучения – личный пример. Здоровый учитель – здоровый ученик. Активно занимаюсь баскетболом. И сейчас продолжаю участвовать в областных соревнованиях по баскетболу, первенстве города по волейболу. Выступаю в команде сборной школы по настольному теннису и волейболу. Ученики приходят «поболеть» за нашу команду, и мы, стараясь оправдать их надежды, как правило, занимаем призовые места. Одержимость, любовь к спорту передаётся детям. Они с удовольствием ходят не только на уроки физкультуры, но и на занятия кружков. Во многих классах созданы баскетбольные команды. По мнению классных руководителей и психолога, это позволяет сплотить коллектив, воспитать чувство гордости за свой класс, за свою школу.

Увлечены ребята и стрит-болом, с которым они познакомились на проводимых занятиях секции. Сочетание уроков физкультуры и занятий секции приводит к освоению техники этой спортивной игры, к формированию командного духа. У ребят появляется уверенность в себе, что подтверждается результатами соревнований, например, в 2005-2006 учебном году команда девушек 10-11 класс заняла 2 место, команда 8-9 класса – 1 место; команда девочек 6-7 класса – 2 место, команда мальчиков – 3 место. С 2007 года наши команды всегда были в числе призеров соревнований по данному виду спорта.

Учащиеся школы № 13 на протяжении многих лет входят в пятёрку сильнейших команд города по баскетболу. Неоднократно занимали призовые места. В 2004г. – 1 место среди девушек, в 2012 – 1 место среди юношей. В муниципальном этапе школьной баскетбольной лиги по КЭС-баскету в 2011 юноши – 2 место, 2015 девушки 3 место.

В 2007г. Еськин Иван вошёл в состав сборной города и стал серебряным призёром на Первенстве Архангельской области. В 2008г. Ананьин Евгений в составе сборной города – Чемпион области; в составе сборной области – 1 место на зональных соревнованиях Северо-запада России.

Баскетбол – один из методов для всестороннего физического развития школьников. Для него характерны развитый глазомер, широкое поле зрения, быстрота реакции, прыгучесть, скорость, выносливость. Игра поднимает настроение человека, делает общительным и контактным. [5, стр.283]. Эти качества помогают лучше осваивать и другие виды школьной программы: лёгкую атлетику, гимнастику, лыжную подготовку и т.д. Ведь урок физкультуры – это не только баскетбол, а разнообразные виды спортивной деятельности.

Достижения хороших показателей и результатов на уроках мотивируют учеников к активному и успешному участию в соревнованиях и по другим видам спорта. Так, например, в 2004-2005 учебном году в комплексном зачёте в городской Спартакиаде школьников ученики школы заняли 4-5 место. В 2006-2007 учебном году подготовленная мной команда 6-х классов по мини-футбол занявшая 3 место, команда среднего возраста, участвовавшая в лыжных гонках и занявшая 3 место. В 2008-2009 учебном году команда девочек среднего возраста участвовала в кроссе (4 место), команда мальчиков в соревнованиях по футболу (2место) и в соревнованиях по снежному футболу (1 место).

Занятия баскетболом помогли нам и в участии в областном спортивно-оздоровительном фестивале школьников «Президентские состязания», в 2007 году. Выступления ребят показали, что ученики 6 класса способны мобилизоваться в непростых условиях состязаний. Ребята оказывали помощь друг другу, с энтузиазмом подходили к выполнению упражнений. Порадовали своей сплоченностью, коллективизмом, чувством ответственности и гордости, так как они защищали честь не только класса и школы, но и города. Когда мы анализировали наше выступление, то ребята сказали, что занятия на уроках физической культуры развивают не только силу, но и человеческие отношения.

Опыт работы отражен в публикациях


  • Областная научно-практическая конференция «Обновление содержания образования в школе» по теме «Третий урок физкультуры» 2006 год.

  • Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 уч. г. С представлением опыта работы по теме «Методика обучения техническим элементам и подводящие игры для спортивной игры баскетбол».

  • Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 уч.г. С представлением опыта работы по теме «Национально-региональный компонент на уроках физической культуры»

И показан на открытых мероприятиях и семинарах города и области.

  • Теоретическое и практическое занятия по теме баскетбол, для слушателей курсов повышения квалификации по программе «Личностно-ориентированная и оздоровительная направленность предмета «Физическая культура» 2004 год.

  • Мастер-класс для учителей физической культуры города: «Развитие физических качеств у старших школьников» 2008 год.

  • Мастер – класс для слушателей курсов повышения квалификации по теме «Спортивная игра баскетбол». Практикум по теме «Нарушения правил игры и правильное выполнение элементов баскетбола». Практический семинар по правилам судейства в баскетболе. 2009 год.

  • Открытый урок «Здоровьесберегающие технологии» 2009 год.

  • Участие в городском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года – 2009», по теме «Обучение техническим элементам игры в баскетбол».

Баскетбол является прекрасным средством развития физических качеств у подростков, формирования их осанки, укрепления здоровья. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать имеющиеся резервы двигательного аппарата. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор ответных действий. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предвидеть направление мяча и т.д. Быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания – все эти качества успешно развиваются под влиянием занятий спортивными играми и в частности баскетболом. Не все ребята, которые занимаются баскетболом, хорошо учатся. Но успехи в спорте позволяют им стать успешными, поэтому они с удовольствием идут в школу.

Компетентность и профессионализм двигательной активности, отражающий жизненный уровень физической культуры здоровья человека, самоопределение ценностей и стиля взаимоотношений в социальной среде – сущность ориентации человека в современном мире, фундамент здорового стиля жизни.



Таким образом, уроки физической культуры, на которых изучается спортивная игра баскетбол, повышают мотивацию к занятиям физической культурой, стремление к здоровому образу жизни, пробуждают интерес к самосовершенствованию. Во время уроков происходит овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями, расширяется двигательный опыт посредством овладения новыми двигательными действиями, формируются адекватная самооценка личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивается целеустремлённость, уверенность, выдержка, самообладание.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол. – Минск: Полынья , 1986

  2. Гомельский А.Я. «Баскетбол завоёвывает планету» – М.: «Советская Россия», 1980

  3. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. – М.: Физкультура и спорт,1997

  4. Ковалёв В.Д. «Спортивные игры» – М.: «Просвещение» 1988

  5. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. «Физическое воспитание» – М.: «Высшая школа» 1989

  6. Портной Ю.М. Баскетбол, учебник для вузов физической культуры. – М. «Физкультура и спорт», 1997

  7. Яхонтов Е.Р. Мини-баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1987


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница