Символика цвета в сказках Г. Х. Андерсена



Скачать 128.95 Kb.
Дата20.11.2016
Размер128.95 Kb.

МОУ «СОШ №2»



Исследовательская работа на тему:
«Символика цвета в сказках Г.Х.Андерсена»

Работу выполнила:

ученица 5 класса

Гришина Регина


Научный руководитель:

Мингалиева В.Р.

Менделеевск-2010г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….3

Глава 1.Жизньитворчество Г.Х.Андерсена………………………….4-5

Глава2.Символика цвета в сказках Андерсена………………………6-9

Заключение…………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………11

Введение


Цель:

раскрыть символику цвета в сказках Андерсена.

Задачи:

закрепить материал, изученный на факультативе «Сказочный теремок»;

развивать интерес к творчеству Г Х Андерсена;

прививать любовь к чтению;

развивать навыки коммуникативного общения;

развивать мышление, анализ, умение делать выводы;

воспитывать у детей милосердие, сочувствие, доброе отношение к людям.

Ганс Христиан Андерсен - один из немногих писателей мировой литературы, сумевших до конца отразить свое время, выразить свое отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах, рассказах, а только в сказке.( 1, 2, 3, 4,5 слайды)

В 2010 году исполнилось 205 лет со дня рождения этого великого сказочника. Хотя прошло немало, времени его сказки до сих пор остались любимыми и востребованными. Поэтому на факультативных занятиях мы выбрали именно сказки Андерсена. ( 6 слайд)

Сам Андерсен говорил о мире своих сказок следующее: «Сказочная поэзия – это самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил древности до разноцветных картинок простодушной детской легенды, вбирает в себя народную литературу и художественные произведения, она для меня представительница всякой поэзии, и тот, кто ею овладел, может вложить в нее и трагическое, и комическое, и наивное, и иронию, и юмор, к услугам его и струны лиры, и лепет ребенка, и речь естествоиспытателя» . ( 7 слайд)

В тематике своих сказок, в их образах Андерсен выходит далеко за пределы той архаической действительности, которая отразилась в датских народных сказках. И все это потому, что сказка была для Андерсена не литературным понятием, не жанром (вернее, не только жанром), не совокупностью фантастических событий, а чем-то значительно большим.

В сказке Андерсен нашел форму, в которой он органически сумел выразить свое отношение к жизни. Сказка в какой-то мере явилась для него способом видеть мир, способом познания мир.

Глава 1

Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена


Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен , был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер, была прачкой из бедной семьи. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру — кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности.

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он поехал с целью устроиться на работу в театр, мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого странного долговязого подростка, обещала всё устроить, но, конечно, не выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего. Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся своего рода жизненным аналогом Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли.. Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагелсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше


не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней — он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок — Андерсен так и не одолел грамоты.

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году — прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок». Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й — в 1845.К этому моменту он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 он впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи. Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые сказки. Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 год. В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене.


Глава 2


Символика цвета в сказках Андерсена
Но прежде чем перейти к анализу сказок, мы обратились к словарю. Что же такое сказка? В большом энциклопедическом словаре слово сказка обозначает следующее: СКАЗКА - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

А в толковом словаре русского языка под ред. Д. Н. Ушакова:

СКАЗКА - сказки, [ женский род ]

1.Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Русские народные сказки. Арабские сказки. Сказки о животных. Фантастические сказки. Стану сказывать я сказки. Лермонтов. Не за былью и сказка гоняется. Пословица. Сказка - складка, песня - быль. Пословица. Литературное произведение того же характера. Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина. Сказки Андерсена. [ в переносном значении ] Нечто фантастическое, заманчивое. Не жизнь, а сказка.

2. Неправда, ложь, вымысел, то, чему никто не верит.

Сказка -это замечательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Выделяют 3 вида сказок. Это сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.

А у Андерсена распространены волшебные сказки. Хотя во многих сказках присутствуют и животные.

Издавна сказка считалась не только самым распространенным, но и необычно любимым жанром детей.

Никто не знает, где появилась первая сказка. Никто не знает, почему эти древние сказания пережили столько эпох и до сих пор радуют взрослых и детей. Сказка полна светлой веры в победу добра, сказка показывает возможность чуда; в ней уживается фантастическое и самое реальное, и мы начинаем верить в мир древний и живой, полный светлых видений и существ, способных помочь нам и указать верный путь.

Сказки Ганса Христиана Андерсена знают все. И маленькую отважную девочку Герду, не испугавшуюся Снежной королевы, и нежную Элизу, исколовшую все пальцы крапивой, пока она шила волшебные рубашки для братьев-лебедей... Все помнят, что в сказках только этого человека из поленьев могут расцвести розы. А вещи у него по ночам разговаривают и рассказывают свои чудесные истории: любви, разочарований, надежд…

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в

древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.

А какое значение имеет цвет в сказках Г.Х.Андерсена?

Мы прочитали и анализировали 3 сказки сказочника, это: «Дикие лебеди», «Дюймовочка », «Русалочка».

Рассмотрим сказку « Дикие лебеди». В этой сказке использованы такие цвета, как черный, зеленый, розовый, красный, золотой, белый.

А что же обозначают эти цвета? (8 слайд)

Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми.

А в сказке черный цвет использован в словосочетаниях: чёрный ворон, черное лицо, стала совсем черной, черная туча.

Зеленый — цвет травы и листьев, символ надежды. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление

Этот цвет использован в словосочетаниях: зеленые листочки, зеленая вода, оно зелёное, зеленый лук, зеленые поля, зеленые ковры, зеленые нити, зеленый куст, зеленая рубашка.

Также в этой сказке использованы оттенки зеленого цвета: темно-зеленый и нежно-зеленый цвет.

Темно-зеленый цвет символизирует надежду, покой, мир, плодородие .

Розовый – это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость, и в этом его соблазнительное обаяние.( 9 слайд )

Используется розовый цвет в таких сочетаниях, как розовые кусты, розовые облака.

Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы.


Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Красное обозначает также власть, величие.

Этот цвет встречается в следующих словосочетаниях: красные маки, красные глаза.

Золотой цвет. Если желтый цвет есть выражение освобождения и счастья, то именно это его значение усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота. Золото, независимо от его покупательной способности, выражает чувство лучезарного счастья.

А в сказке золотой цвет использован в словосочетаниях: золотая корона.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. Символизирует невинность, чистоту. В некоторых странах белый цвет символизирует траур. Белые одежды – символ безгреховности. Их надевал тот, кто принимал крещение, т.е. начинал новую, чистую жизнь. Их носят невесты, священники.

Белый цвет встречается в таких словосочетаниях: белое лицо, белая лента, белые крылья, белая пена, белые лебеди, белый цветок.

В сказке «Дикие лебеди» преобладает зеленый и белый цвет. Итак, в этой сказке четыре раза встречается черный цвет, десять раз зеленый цвет, розовый и красный по два раза, пять раз белый цвет, словосочетание золотая корона повторяется три раза.

В сказке «Дюймовочка» использованы такие цвета, как зеленый, белый, желтый.

Желтый цвет - символизирует теплоту, радость, солнце, жизнь, свет, счастье, богатство. В старину желтый цвет ассоциировался, прежде всего, с золотом. Именно поэтому он означает, с одной стороны, поклонение и почитание, а с другой – коварство и предательство. Желтый цвет считали символом измены, разлук, непостоянства.

Этот цвет встречается в словосочетание: желтый кувшин.

Зеленый цвет встречается в следующих словосочетаниях: зеленый пестик, зеленые листья, зеленые деревья, зеленый лес.

Белый цвет: белые волосы, белый мотылёк.

В сказке «Дюймовочка» преобладает зеленый цвет. Зеленый цвет повторяется четыре раза, два раза белый цвет, один раз желтый цвет.

В сказке «Русалочка» использованы синий, белый, серый, пурпурный, зеленый, красный, фиолетовый, черный, желтый, голубой, розовый.

Синий - ассоциируется с холодом, спокойствием, тяжестью, энергией, бесконечностью и тоской. У многих народов символизирует небо и
вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение. Синий цвет всегда был цветом духовности, символом созерцания, молитвы, небес. ( 10 слайд )

Использован в следующих словосочетаниях: синие море, синие глаза.

Белый цвет: белый песок, белая вуаль, белые лилии, белый песчаный берег, белый дом, белый парус. Оттенки белого цвета: серебристо-белый.

Серый цвет символ скуки, печали, депрессии, безразличия, незаметности, глупости, пасмурности, тучи. Использован в словосочетании серая зола.

Пурпурный цвет символизирует достоинство, честь, королевская власть, слава, почет, величие, мощь. Также обозначает скрытость, грех, упадок. Использован в словосочетании пурпурный цветок.

Зеленый цвет использован: зеленые леса, зеленый холм, зеленое море. Также использованы оттенок зеленого цвета: травянисто- зеленый.

Красный цвет: красные цветы, красноватое небо. Также здесь имеются оттенки этого цвета: огненно-красный, ярко-красный.

Фиолетовый - связующий цвет, означающий печаль, и в то же время величие, достоинство, роскошь. Использован в таким словосочетание фиолетовые облака.

Черный цвет : черный зверек, черные глаза.

Желтый цвет : желтоватое брюхо. Также здесь имеется оттенок этого цвета: светло-желтый

Голубой символизирует чистоту, верность, даль. В этой сказке использованы следующии оттенки голубого: темно-голубое глаза, голубоватый отблеск.

Розовый цвет используется один раз в словосочетании розовые облака.

Итак, «Русалочка» самая богатая на цвета сказка. Здесь преобладает белый цвет. Синий цвет встречается два раза, белый цвет шесть раз, пурпурный один раз, зеленый три раза, красный два раза, , черный два раза, розовый, фиолетовый и желтый по одному разу.

Заключение


Итак, мы прочитали и проанализировали 3 сказки Г.Х.Андерсена. И пришли к такому выводу. Что в сказках преобладает зеленый и белый цвет.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость.

Зеленый — цвет травы и листьев, символ надежды.

В основном преобладают четкие, конкретные цвета.

В сказках ещё встречаются оттенки зеленого, голубого цветов.

Итак, «Русалочка» самая богатая на цвета сказка . (11 слайд)

И хотя назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями, дело не только в этом… Цвета здесь играют не мало важную роль. При помощи них глубже раскрывается смысл сказок. Они становятся красочнее, доступнее. Ведь сказка- это всегда загадка. Это не просто веселое приключение, но и таинственный мир, который полон смысла, раскрыть который при первом чтении удается не всегда. Может быть, поэтому сказка остается с нами всю жизнь …. (12 слайд )

Список использованной литературы


1.Ганс Христиан Андерсен. Сказки. Казань. Татарское книжное издательство. 1980г.

2.Большая Российская энциклопедия. 1 том. Москва «Научное издательство» 2005г. Под редакцией С.Л.Кравец. 767стр.



3.Толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница