Символ и ритуал редакционная коллегия



страница1/5
Дата30.10.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4   5




ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ И МИФОЛОГИИ ВОСТОКА

В. Тэрнер

СИМВОЛ И РИТУАЛ



РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

И. С. Брагинский


Е. М. Мелетинский

С. Ю. Неклюдов (секретарь)

Е. С. Новик

Д. А. Ольдерогге (председатель)

Б.Л. Рифтин

С. А. Токарев

С. С. Цельникер


ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МОСКВА 1983

168

В. Тэрнер. Символ и ритуал

Ритуальный процесс

169



В близнечных обрядах мы встречаемся, по сути, с приручением тех диких импульсов — сексуальных и агрессивных,— которые, как считают ндембу, присущи людям наравне с животными. Нерастраченная энергия, высвобождаемая откровенной симво­ликой сексуальности и враждебности между полами, направ­ляется на высокие символы, представляющие структурный по­рядок, а также ценности и достоинства, которые служат осно­вой этого порядка. Каждая оппозиция преодолевается во вновь обретенном единстве, в том единстве, которое помимо прочего укрепляется теми же самыми силами, что угрожают ему. Эти обряды демонстрируют способность ритуала поставить на служ­бу общественного порядка сами силы беспорядка, присущие складу человека как млекопитающего. Биология и структура поставлены в надлежащие отношения посредством введения в действие упорядоченной последовательности символов, кото­рые имеют двойную функцию: коммуникации и действенности.

ГЛАВА 3. ЛИМИНАЛЬНОСТЬ И КОММУНИТАС Форма и свойства обрядов перехода

В этой главе я поднимаю тему, которой коротко касался в другом месте [61, с. 93—111], отмечаю некоторые ее вариан­ты и рассматриваю определенные перспективы ее в плане изуче­ния культуры и общества. Эта тема представлена прежде всего свойствами и особенностями того явления, которое Арнольд ван Геннеп [26] назвал «лиминальной фазой» rites de passage. Сам ван Геннеп определял rites de passage как «обряды, со­провождающие всякую перемену места, состояния, социальной позиции и возраста». Для того чтобы подчеркнуть контраст между «состоянием» и «переходом», я употребляю понятие «со­стояние» расширительно, включая в него все перечисленные ван Геннепом термины. Это более широкое понятие, чем «ста­тус» или «пост», и относится к любому типу стабильных или преходящих факторов, которые признаются культурой. Ван Ген­неп показал, что все обряды перехода отмечены тремя фазами: разделение, грань (или limen, что по-латыни означает «порог») и соединение. Первая фаза (разделение) включает в себя сим­волическое поведение, означающее открепление личности или группы от занимаемого ранее места в социальной структуре или от определенных культурных обстоятельств («состояния») либо от того и другого сразу. Во время промежуточного «ли-минального» периода особенности ритуального субъекта («пере­ходящего») двойственны; он проходит через ту область куль­туры, у которой очень мало или вовсе нет свойств прошлого

или будущего состояния. В третьей фазе (восстановления, или воссоединения) переход завершается. Ритуальный субъект — личность или группа — опять обретает сравнительно стабильное состояние и благодаря этому получает vis-à vis к другим пра­­­­ва и обязанности четко определенного и «структурного» типа. Ожидается, что ритуальный субъект будет вести себя здесь в соответствии с определенными обычными нормами и этиче­скими стандартами, регламентирующими поведение тех, кто за­нимает определенное социальное положение в системе таких положений.

Лиминальность


Свойства лиминальности или лиминальных personae («поро­говых людей») непременно двойственны, поскольку и сама ли-минальность, и ее носители увертываются или выскальзывают из сети классификаций, которые обычно размещают «состоя­ния» и положения в культурном пространстве. Лиминальные существа ни здесь ни там, ни то ни се; они — в промежутке между положениями, предписанными и распределенными зако­ном, обычаем, условностями и церемониалом. Поэтому их дву­смысленные и неопределенные свойства выражаются большим разнообразием символов в многочисленных обществах, ритуа-лизирующих социальные и культурные переходы. Так, лими-нальность часто уподобляется смерти, утробному существова­нию, невидимости, темноте, двуполости, пустыне, затмению солнца или луны.

Лиминальные существа, например неофиты в обрядах ини­циации или совершеннолетия, могут представляться как ничем не владеющие. Они могут наряжаться чудовищами, носить толь­ко лохмотья или даже ходить голыми, демонстрируя, что, буду­чи лиминальными, они не имеют статуса, имущества, знаков отличия, секулярной одежды, указывающей на их место или роль, положение в системе родства, короче, ничего, что могло бы выделить их среди других неофитов или инициируемых. Их поведение обычно пассивное или униженное; они должны бес­прекословно подчиняться своим наставникам и принимать без жалоб несправедливое наказание. Похоже, что они низведены и принижены до полного единообразия, с тем чтобы обрести но­вый облик и быть заново сформированными, наделенными но­выми силами, которые помогли бы им освоиться с их новым положением в жизни. Между собой неофиты стремятся устано­вить отношения товарищества и равноправия. Секулярные раз­личия в должности и статусе исчезают или гомогенизируются. Положение больной и ее мужа в исоме имеет некоторые из



170

В. Тэрнер. Символ и ритуал

Ритуальный процесс

171



этих признаков — пассивность, униженность, полураздетость; все это в символической среде представляет одновременно и могилу и утробу. В инициациях с длительным периодом изо­ляции, например в обрядах обрезания у многих племенных об­ществ или во вступлении в тайные союзы, весьма распростра­нены лиминальные символы.
Коммунитас

Для наших нынешних целей в лиминальном феномене инте­ресно характерное для него смешение приниженности и сакраль-ности, гомогенности, и товарищества. В таких обрядах нам дается «миг во времени и вне его», а также внутри и вне секу-лярной социальной структуры, который обнаруживает, хотя и мимолетно, признание (в символе, если не всегда в языке) всеобщей социальной связи, уже прервавшейся и одновременно готовой к раздроблению на множество структурных связей. Та­ковыми являются связи, оформленные в терминах либо «касты» и «класса», либо «должностной иерархии», либо «сегментарных оппозиций» в безгосударственных обществах, излюбленных по­литическими антропологами. Налицо как бы две «модели» че­ловеческой взаимосвязанности, накладывающиеся друг на дру­­га и чередующиеся. Первая — модель общества как структур­ной, дифференцированной и зачастую иерархической системы политико-право-экономических положений с множеством типов оценок, разделяющих людей по признаку «больше» или «мень­ше». Вторая — различимая лишь в лиминальный период — мо­дель общества как неструктурного или рудиментарно структур­ного и сравнительно недифференцированного comitatus общины или даже общности paвныx личностей, подчиняющихся верхов­ной власти ритуальных старейшин.

Я предпочитаю «общине» латинское слово communitas, что­бы выделить эту модальность социальных отношений из «сфе­ры обыденной жизни». Различение между структурой и комму­нитас — не просто привычное различение между «секулярным» и «сакральным» или, например, между политикой и религией. Некоторые фиксированные должности в племенных обществах имеют много сакральных свойств; каждая социальная пози­ция обладает, по существу, несколькими сакральными осо­бенностями. Однако этот «сакральный» компонент приобретает­ся именно в период rites de passage, посредством которых ста­рый статус меняется на новый. Кое-что от сакральности, этого кратковременного унижения и бесформенности, сохраняется и после, умеряя гордыню занимающего более высокое положе­ние или должность. Дело здесь, как убедительно доказал Фор-

тес [24, с. 86], не просто в формальном узаконивании структур­ных позиций данного общества. Дело прежде всего в признании сущностной и родовой связи между людьми, без которой немыс­лимо никакое общество. Лиминальнрсть подразумевает, что высокое может быть высоким до тех пор, пока существует низкое, и тот, кто высоко, должен испытать, что значит нахо­диться внизу. Несомненно, что-то похожее на этот ход мысли лежало в основе недавнего решения принца Филиппа послать своего сына, прямого наследника британского престола, в лес­ную школу в Австралии, чтобы он научился «терпеть лишения и неудобства».

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница