Сибирского отделения академии военных наук



страница1/14
Дата05.11.2016
Размер3.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



ВЕСТНИК

СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
24




Омск 2013

ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК № 24

(Приложение к Вестнику Академии Военных Наук ISSN 2073-8641

Свидетельство о регистрации ПИ№ 77-12244 от 02.04.2002г.

Журнал Вестник АВН включен в перечень ВАК и

систему Российского Индекса Научного Цитирования (РИНЦ))


Главный редактор

Соловьёв А.А. - член – корреспондент АВН., профессор


РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЫПУСКА:
Корабельников А.А. - академик АВН, д.в.н., профессор, (г. Москва)

Коровин С.Д. - к.т.н., профессор АВН

Кукис В.С. - академик АВН, д.т.н., профессор, (г. Челябинск)

Федоров А.Э. - профессор АВН

Русак О.Н. – д.т.н., профессор (г. Санкт Петербург)

Рябошапко В.А. – д.в.н., профессор (г. Москва)

------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сибирское отделение академии военных наук представляет специалистам, научным сотрудникам, преподавателям Вузов, а также аспирантам и магистрантам очередной выпуск трудов членов Академии военных наук. В настоящем выпуске нашли отражение исследования, разработки и практические достижения в области военного искусства, образования, истории, инновационных технологий и экономики.
Для сведения авторов:
Ответственность за достоверность информации, точность фактов, цитат и цифр несут авторы статей.
Ссылка при перепечатке и использовании материалов сборника частично или полностью обязательна.

Адрес для переписки e-mail: solovyov_aa @sibadi.org



СОДЕРЖАНИЕ


ДЕЙСТВИЯ ОБЩЕВОЙСКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УРОВНЕЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ

А.А. Корабельников………………………………………………………………..



4


СОВРЕМЕННАЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РОСИИ: ПРОБЛЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕЁ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

О.А. Корабельникова………………………………………………………………



14


ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО ИСКУССТВА И ТАКТИКИ

(По опыту локальных войнах конца ХХ в.)

В.А. Рунов…………………………………………………………………………..


27


АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРИМЕНЕНИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ СОВЕРШЕСТВОВАНИЮ

А.В. Власов…………………………………………………………………………


32


КОЛЛЕКТИВНЫЕ СИЛЫ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ НАПРАВЛЕНИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ИХ СОЗДАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ

С.С. Сидоров, В.В. Кушнир……………………………………………………….


37


РАБОТА КОМАНДИР БАТАЛЬОНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АРТИЛЛЕРИЙСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРИ УЯСНЕНИИ ПОЛУЧЕННОЙ ЗАДАЧИ

С.В. Шибеко, А.Е. Белик…………………………………………………………..


46


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ЕГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ (К принятию нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

В.И. Милованов, Л.В. Милованова……………………………………………….



54

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ ОГНЕВОГО ПОРАЖЕНИЯ (АКОП)

А.П. Макаров……………………………………………………………………….



62


ИЗ ОПЫТА БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛЕВЫХ УКРЕПЛЕННЫХ РАЙОНОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А.Ю. Лохов…………………………………………………………………………



68


РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И.Г. Екимов………………………………………………………………………...



73

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

А.В. Наумов, В.В. Сергеев, А.Д. Хомяков……………………………………….


80


ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СИСТЕМУ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

И.В. Тарасевич, В.В. Новиков…………………………………………………….


84




Исследование некоторых эксплуатационных качеств Литола - 24

Д.А. Цуркан, Хамов И.В. ………………………………………………………



87


Эксплуатационные испытания смазки Литол-24. Методика испытаний катков и проведение сопутствующих анализов

Д.А. Цуркан, Князев И.М.………………………………………………………


89


ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ПОЛИТЕТРАФТОРЭТИЛЕНА ДЛИТЕЛЬНО СОХРАНЯТЬ СВОИ МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Р.И. Косаренко, Г.А. Волк, А.С. Шудыкин……………………………………....



93

СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ И ИСПЫТАНИЯ АГРЕГАТОВ НАДДУВА

А.П. Жигадло, Б.В. Журавский, В.П. Расщупкин………………………………..


98


МЕТОДИКА ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ СОЕДИНЕНИЯ ВКО

Д.Б. Шмулевский…………………………………………………………………..



105


ТЕРМИНОЛОГИЯ МОБИЛЬНЫХ СРЕДСТВ СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Е.В. Тихонова………………………………………………………………………



110


И.А. ИЛЬИН: «СЛУЖИТЬ РОССИИ И ТОЛЬКО РОССИИ»

В.А. Баринов, К.В. Баринова……………………………………………………...


112


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВЕРДЫХ СПЛАВОВ В КОНСТРУКЦИЯХ СЛОЖНОРЕЖУЩЕГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТРУДНООБРАБАТЫВАЕМЫХ СТАЛЕЙ И СПЛАВОВ

В.Г. Уваров, В.Г. Зеленев , В. В. Пахомов……………………………………


129


технологиЯ модульного обучения в образовательном процессе ввуза

С.В. Демочкин, А.В. Косарев, А.А. Мовчан……………………………………..



132


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Е.А.Терентьев………………………………………………………………………


139


Фидель и революция

И.И. Домбровская, В.О. Дубинин, С.М.Комиссаров, Е.А. Лепехин,

Т.В. Некрасова……………………………………………………………………...


148


Генно-модифицированные продукты: мифы и реальность

О.А. Савченко, В.Г. Еремеева, М.В. Кубарева, Е.Б. Николаева………………..


160


Трибологические аспекты использования модификаторов масел в смазочных материалах

А.П. Жигадло, Б.В.Журавский, Р.А. Расщупкин………………………………...



165


Голоса города (АКУСТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ)

А.А. Соловьев, М.Ю. Демянеску…………………………………………………


173


УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

А.Г. Рожков………………………………………………………………………...



177


ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОДКЛАСТЕРА АГРОПИЩЕВОГО КЛАСТЕРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Я. Гарафутдинова, К.А. Самодинский…………………………………………



186

Доктор военных наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

полковник Корабельников А.А.
ДЕЙСТВИЯ ОБЩЕВОЙСКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УРОВНЕЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ
В XXI веке прослеживается тенденция стирания различий между состоянием войны и мира. Войны уже не объявляются, а начавшись – идут не по шаблону, к которому мы привыкли.

По масштабам жертв и разрушений, катастрофическим социальным, экономическим и политическим последствиям военные конфликты нового типа сравнимы с последствиями самой настоящей войны.

Арабская весна является непосредственной угрозой национальной безопасности современной России, поскольку её неизбежным продолжением станут следующие процессы, представляющие непосредственную опасность для социального мира в нашей стране: постоянно возобновляемые попытки совершения «ромашковой революции» в России с целью контроля сырьевых богатств страны в интересах «развитых демократий» во главе с единственной сверхдержавой современного мира США, т.е. совершение дворцового и государственного переворота в нашей стране; нестабильность в прилегающем регионе Центральной Азии, в Китае, на Среднем Востоке.

Правовые и организационные основы применения Вооружённых Сил Российской Федерации определены в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35 – ФЗ «О противодействии терроризму», с учётом изменений и дополнений, внесённых в него от: 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г., 3 мая, 8 ноября 2011 г., 23 июля 2013 г., Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 288 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва», а также Плана обороны Российской Федерации до 2016 г. и Плана деятельности Министерства обороны на период 2013-2020 год.

Положения правовых и нормативных актов устанавливают основные принципы противодействия терроризму через активную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и соединений, воинских частей, входящих в состав военной организации, мерами профилактики терроризма и борьбы с ним, осуществлением мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов.

В целях пресечения конфликта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства принимается решение о проведении контртеррористической операции, а в пределах территории её проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период её проведения.

Порядок установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определены Указом Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851. Данный закон позволяет не доводить критическую ситуацию без воздействия на неё до введения правового режима контртеррористической операции, а путём последовательного проведения комплекса мер и временных ограничений стабилизировать социальную обстановку в районе (объекте).

В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности на отдельных участках территории (объектах) Российской Федерации: повышенный ("синий") - при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта; высокий ("желтый") - при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта; критический ("красный") - при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

Решение об установлении, изменении или отмене повышенного ("синего") и высокого ("желтого") уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации) принимает председатель антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации по согласованию с руководителем территориального органа безопасности в соответствующем субъекте Российской Федерации. В соответствии с установленным уровнем террористической опасности может приниматься решение на введение и осуществление дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Обеспечение мер и временных ограничений на территории осуществляется патрулированием, осмотром участков и объектов, где могут находиться нарушители установленного правового режима, может складироваться оружие и боеприпасы; постоянным наблюдением за определенными участками территории, где может создаваться взрывоопасная обстановка; совместным с другими войсками контролем районов обострения ситуации, блокированием (оцеплением) отдельных районов, объектов, улиц и населенных пунктов.

С объявлением повышенного уровня террористической опасности руководитель контртеррористической операции определяет состав её руководства. По мере обострения социально-политической обстановки руководитель контртеррористической операции определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включённых в его состав. Руководитель оперативного штаба определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции. После утверждения состава межведомственной группировки сил и средств приступает к разработке плана проведения контртеррористической операции и привлечению к участию в работе оперативного штаба иных лиц. Важной составляющей плана является подготовка приказов (распоряжений) по осуществлению мер и временных ограничений соответствующим силам и средствам и организации взаимодействия между ними.

Для проведения контртеррористической операции создаётся группировка сил и средств, в состав которой включаются подразделения, воинские части и соединения Вооружённых Сил, подразделения других войск и воинских формирований и органов.



Межведомственная группировка совокупность воинских частей и подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации, подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расположенных на стратегических направлениях или в очагах конфликтов и предназначенных для решения оборонных задач по обеспечению военной безопасности государства.

Межведомственная группировка создаётся на основе соединений, воинских частей и подразделений постоянной готовности для обеспечения задач в сфере государственной и общественной безопасности.

Наиболее сложной и ответственной задачей в деятельности руководителя оперативного штаба контртеррористической операции и командира воинской части будет являться заключение контрактов с гражданами о пребывании в резерве и подготовку их к военной службе, а возможно и мобилизация для её исполнения. Данная задача решается на основе положений Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 288 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва». При повышенной угрозе террористической опасности целесообразно выдавать мобилизационные предписания, повестки резервистам, предназначенным для исполнения командных должностей. Такой подход позволит осуществить подготовку гражданина к исполнению обязанностей военной службы по соответствующей воинской должности в составе структурного подразделения межведомственной группировки войск к моменту объявления критического уровня террористической опасности.

Объектами, на которых может быть введён правой режим контртеррористической операции, являются - отдельные участки местности, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории; группа зданий, учреждений, населённый пункт; субъект федерации. В рамках лекции будут рассмотрены варианты действий подразделений межведомственной группировки по предупреждению и пресечению террористической деятельности в населённых пунктах.

Применение сил и средств может осуществляться в форме служебно-боевых действий, тактических действий.

Способы действий подразделений в контртеррористической операции определяются её руководителем, исходя из сложившейся обстановки (характера и интенсивности массовых беспорядков, размеров района, охваченного массовыми беспорядками, размеров, конфигурации и характера застройки места, где проводится контртеррористическая операция), наличия сил и средств, времени года и суток, состояния погоды.

На этапе зарождения массовых беспорядков межведомственная группировка войск может привлекаться к их предотвращению. При этом усиливается и осуществляется укрупненными войсковыми нарядами патрулирование в местах возможной эскалации массовых беспорядков, принимаются под войсковую охрану объекты, на которые нацелены противоправные действия или которые могут стать объектом преступных посягательств. В зависимости от характера развития массовых беспорядков в это время проводится наращивание и сосредоточение войсковых сил и средств и подготовка их к действиям. При таком развитии социально-политической обстановки необходимо вводить высокий («жёлтый») уровень террористической опасности.

При дальнейшем развитии массовых беспорядков основными способами действий сил и средств, привлеченных к контртеррористической операции, являются: блокирование участников массовых беспорядков, рассредоточение (вытеснение) их, изъятие организаторов (активных участников); действия маневренных групп на определенных маршрутах (в районах) по рассредоточению групп нарушителей общественного порядка, воспрещению скопления правонарушителей возле вероятных объектов противоправных действий; охрана объектов, на которые направлены преступные посягательства; несение патрульно-постовой службы в районах, прилегающих к району проведения контртеррористической операции.

По завершении вытеснения толпы силы и средства межведомственной группировки войск частью сил выполняют задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в прилегающих к месту проведения контртеррористической операции районах, частью сил выводятся в резерв руководителя оперативного штаба.

В зависимости от сложившейся обстановки одновременно может применяться несколько способов реализации установленных уровней террористической опасности. Однако в период реализации установленных повышенного и высокого уровней террористической опасности одновременно с осуществлением дополнительных мер по обеспечению безопасности личности общества и государства должен осуществляться комплекс мероприятий по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению угроз или актов террористической деятельности.



Выявление – действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов военного управления по обнаружению актов организации, планирования, подготовки, финансирования и реализации террористической опасности.

Предупреждение (предотвращение) конфликта – деятельность государственных, политических и военных органов по устранению условий, приводящих к обострению социально-политической и экономической обстановки в регионе и стране, приводящих к крайней форме гражданского конфликта.

Раскрытие – действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов военного управления на установление, подтверждение информации о реальной возможности совершения террористического акта либо осуществлении действий, создающих непосредственную угрозу его.

Расследование – уголовно-процессуальная деятельность, направленная на решение следующих задач: путём производства следственных действий по собиранию доказательства во взаимодействии с органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность раскрыть преступление, изобличить виновного и обеспечить привлечение его к уголовной ответственности, а также выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, принять меры к их устранению; подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству.

По мере обострения криминогенной обстановки на основании представления председателя антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации принимает решение об установлении критического «красного» уровня террористической опасности председатель Национального антитеррористического комитета.

К моменту введения критического уровня террористической опасности на территории субъекта Российской Федерации необходимо иметь межведомственную группировку войск. Наращивание состава межведомственной группировки войск в период выполнения дополнительных мер по обеспечению безопасности, характерных для повышенного и высокого уровней, может быть осуществлён за счёт подразделений сил быстрого реагирования (1-2 отдельных десантно-штурмовых батальонов), мотострелковой бригады (батальона), перегруппированной из другого региона, или сформированной на основе прибывшего в данный субъект мотострелкового батальона. Наиболее сложным, но крайне необходимым мероприятием, должно быть формирование воинских частей на основе мобилизационных людских резервов административного центра (не менее двух стрелковых полков), подразделений на основе административных центров районов, посёлков городского типа (в каждом до стрелкового батальона).

Очень важным мероприятием является формирование подразделений на основе сельских управ (стрелковых взводов - рот). Воинские формирования других войск и органов структурных изменений не претерпят (так как будут находиться в состоянии активного противодействия противоправной деятельности оппозиции). Сложный комплекс задач по объёму и масштабу должен быть проведен военным комиссариатом. Так, кроме формирования воинских частей им будут проводиться мероприятия по созданию сил территориальной обороны (планирование территориальной обороны, создание подразделений самообороны, подготовка допризывной молодёжи и др.).

Пристального внимания у руководства контртеррористической операции должны заслуживать мероприятия по формированию казачьих формирований (создание органа управления казачьими формированиями, формирование подразделений по месту проживания казаков), а также силы и средства вневедомственной охраны.

Обеспечение мер и временных ограничений на территории, в пределах которой введён критический уровень террористической опасности, осуществляется патрулированием, осмотром участков и объектов, где могут находиться нарушители общественного порядка, может складироваться оружие и боеприпасы; постоянным наблюдением за определенными участками территории, где может создаваться взрывоопасная обстановка; совместным с другими войсками контролем районов обострения ситуации, блокированием (оцеплением) отдельных районов, объектов, улиц и населенных пунктов.

Для осуществления дополнительных мер по обеспечению безопасности по мере размещения, в районе базирования подразделения создаваемой межведомственной группировки могут применять: заставы - для охраны объектов на коммуникациях; заслоны - для прикрытия подходов к населенным пунктам, важным государственным объектам; группы охраны и сопровождения - для охраны и сопровождения транспортных колонн, железнодорожных эшелонов; караулы - для охраны важных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населённого пункта; группы оцепления (контрольно-пропускные пункты, заслоны, патрули); группы охраны общественного порядка (комендантские патрули, комендантские посты, маневренная группа); группы прикрытия (охранения). Для решения внезапно возникающих задач могут создаваться резервные группы. Войсковым нарядам могут определяться дополнительные задачи по контролю за соблюдением введенных ограничений, вплоть до задержания нарушителей установленного правового режима.

В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель её уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится соответствующих должностных лиц.

Построение тактической группы (межведомственной группировки), назначенной для локализации и блокирования объекта в населённом пункте или в целом населённого пункта, как правило, включает: заставы, стационарные и подвижные КПП, заслоны, расположенные непосредственно на границе района, в пределах которого введён критический («красный») уровень террористической опасности; маневренные группы; караулы по охране объектов; артиллерийскую группу (подразделения); резерв (резервы); подразделения обеспечения.

Резерв (резервы), как правило, создается из подразделений специального назначения и из формирований, созданных на основе мобилизационных людских резервов. Общевойсковые формирования при выполнении задач в период выполнения дополнительных мер по обеспечению безопасности в полном составе не будут применяться. Для выполнения боевых задач, как правило, будут создаваться боевые группы.



Боевая группа может представлять собой временное формирование из различных подразделений межведомственной группировки. Ядром боевой группы должен являться мотострелковый батальон (рота), которому придаются артиллерийские, противотанковые, инженерные и другие подразделения. Не следует исключать варианта, при котором в боевую группу могут включаться и средства усиления из состава межведомственной группировки войск.

Боевой порядок группы целесообразно строить, как правило, в один эшелон с выделением резерва с учетом специфики и многоплановости возлагаемых на группу задач. В батальоне могут также создаваться подразделения (группы) блокирования, проведения поиска, огневые, штурмовые группы, резерв и бронегруппы. Может создаваться так же группа конвоирования задержанных (плененных).

Установление контроля над населённым пунктом осуществляется ведением наступательных действий и включает: занятие исходных районов вблизи населенного пункта и его локализацию; овладение объектами местности в зоне ответственности; проведение рейдовых и специальных действий в глубине территории, контролируемой противником, для нанесения ему потерь, нарушения снабжения.

Огневое поражение вооруженных формирований при их отказе выполнить требования по разоружению и сдаче оружия заключается в согласованном одновременном и последовательном огневом воздействии на них авиации, артиллерии и других имеющихся в распоряжении огневых средств.

Атакующие подразделения на период огневого поражения решением руководителя контртеррористической операции могут быть остановлены или отведены на безопасное удаление.

Пресечение деятельности вооруженных формирований осуществляется, как правило, штурмовыми отрядами (группами).

В тактических действиях по разоружению (пресечению деятельности) вооруженных формирований по решению руководителя контртеррористической операции (командира тактической группы) может развертываться пункт проверки граждан при выходе из района (объекта), на котором введён правовой режим контртеррористической операции. Для охраны и конвоирования, задержанных от подразделения, участвующего в обеспечении правового режима контртеррористической операции в населённом пункте, создается группа конвоирования, состоящая из караулов.

Поиск в населенном пункте осуществляется совместно с сотрудниками органов внутренних дел или в присутствии представителей органов местного самоуправления и ведется по участкам, объектам, направлениям, секторам.

Небольшие населенные пункты предварительно блокируются. В крупных населенных пунктах блокируются отдельные кварталы (участки). Для пропуска местных жителей по решению руководителя контртеррористической операции (командира боевой группы) создаются коридоры, где на КПП осуществляется их проверка на причастность к участию в террористической деятельности и других противоправных действиях.

В определённых условиях обстановки овладение населённым пунктом может осуществляться с ходу. При овладении населенным пунктом с ходу артиллерия подавляет и уничтожает противника в опорных пунктах одновременно на подступах к нему и на его окраинах. С выходом подразделений к окраине населенного пункта артиллерия переносит огонь по зданиям и другим сооружениям в глубине опорных пунктов и воспрещает подход резервов противника к атакуемым объектам. По наиболее важным объектам, прежде всего пунктам управления вооружённых формирований противника, целесообразно применять специальные средства. Боевая группа, используя результаты огневого поражения, врывается в населенный пункт и, наступая вдоль улиц, последовательно овладевает зданиями и кварталами (важными объектами).

Танки, огнемётчики и группы, оснащённые специальными средствами, как правило, действуют в боевых порядках мотострелковых подразделений или за ними и своим огнем уничтожают противника в первую очередь в подвалах, нижних этажах зданий и других укрытиях. Боевые машины пехоты (бронетранспортеры), вслед за танками перемещаются от укрытия к укрытию, огнем орудий и пулеметов уничтожают противника, препятствующего продвижению танков и своих подразделений.

При овладении населенным пунктом штурмом создаётся штурмовой отряд (штурмовая группа).

Штурмовой отряд (группа) усиливается танками, орудиями, минометами, противотанковыми управляемыми комплексами, гранатометами, огнеметами, а также подразделениями инженерных войск и войск радиационной, химической и биологической защиты, обеспечивается подрывными зарядами, аэрозольными и огнеметно-зажигательными средствами, а также специальными средствами. В состав органов управления штурмовых отрядов могут включаться передовые авиационные наводчики.

Боевой порядок штурмового отряда обычно включает две-три штурмовые группы, резерв, группу прикрытия, группу огневой поддержки, группу разграждения. Для разрушения особо прочных объектов (зданий) может создаваться группа разрушения.

Боевая группа, захватив здание или квартал, продолжает бой за следующие здания и кварталы и выполняет поставленную задачу. Отдельные очаги сопротивления и мелкие группы противника уничтожаются группой прикрытия и резервом. Особо прочные долговременные огневые сооружения блокируются и подрываются вместе с обороняющими их гарнизонами. Захваченные важные здания и перекрестки улиц закрепляются группой прикрытия. Выходы из подземных коммуникаций охраняются или разрушаются.

С введением критического уровня террористической опасности руководителю контртеррористической операции необходимо предусматривать комплекс мероприятий по обороне населённых пунктов, прежде всего, административных центров.

Оборона в населенном пункте создается на подступах к нему и непосредственно в населенном пункте. Для обороны в населенном пункте определяется состав его гарнизона, которому ставится конкретная задача, устанавливается порядок подготовки его к обороне, обеспечения и поддержки обороняющихся подразделений извне.

Все населенные пункты готовятся к круговой обороне. Для этого намечаются (оборудуются) отдельные узлы обороны и опорные пункты.

Начертание оборонительных позиций в крупном населенном пункте зависит от его типа и плотности застройки, конструкций зданий и сооружений и планировки. Основу их могут составлять узлы обороны. Каждый узел обороны обычно включает несколько опорных пунктов, подготовленных к круговой обороне. Особое внимание уделяется обороне зданий, прикрывающих наиболее важные магистрали и объекты населенного пункта.

Непосредственное огневое поражение противнику при обороне населенного пункта планируется наносить в ходе огневой подготовки отражения наступления противника, огневой поддержки обороняющихся войск и оказанием на противника систематического огневого воздействия.

В целях повышения эффективности огневого воздействия на подступах к населенному пункту и непосредственно в населенном пункте создается система огневого поражения противника.

Основу системы огневого поражения в населенном пункте составляет сочетание флангового и перекрестного огня стрелкового оружия, танков и других огневых средств, выделенных для стрельбы прямой наводкой, огня артиллерии, ударов авиации и заграждений всех видов. Особое внимание уделяется огню всех средств вдоль улиц, по перекресткам, подходам к мостам и путепроводам, подступам к водным преградам, выходам к площадям, в промежутках между зданиями. В этот период основная часть артиллерии должна находится в непосредственном подчинении командира соединения (воинской части) в готовности к ведению огня на любом угрожаемом направлении.

При организации обороны в населенном пункте командир подразделения дополнительно предусматривает: на удержании, каких ключевых объектов населенного пункта необходимо сосредоточить основные усилия; мероприятия по противодействию охватам и обходам противника; участки создания разрушений и устройства завалов; порядок прикрытия промежутков; мероприятия по борьбе с пожарами, охране и обороне пунктов управления, подразделений материально-технического и медицинского обеспечения.

Организуя взаимодействие, командир подразделения уделяет особое внимание согласованию действий различных сил и средств при проведении контратак, а также действий подразделений, отражающих наступление противника с фронта, с действиями сил и средств, препятствующих обходу противником населенного пункта.

При ведении обороны в населенном пункте принимаются меры к срыву попыток противника окружить населенный пункт или овладеть им с ходу.

Бой в самом населенном пункте обычно носит очаговый характер и ведется за удержание районов (узлов) обороны и опорных пунктов. Подразделения, обороняющие их, упорно удерживают каждое здание даже в условиях окружения. Контратаки обычно проводятся небольшими силами в целях возвращения захваченных противником отдельных зданий и опорных пунктов, для проведения которых создаются штурмовые группы.

Все пункты управления при обороне в населенном пункте приближаются к подразделениям. Командный пункт командира межведомственной группировки (оперативный штаб) располагается в месте, обеспечивающем надежное управление действиями её подразделений, а в отдельных случаях может находиться в наиболее важном районе (участке) обороны. На высоких зданиях организуются наблюдательные пункты.

Особенностью системы управления подразделений в конфликте является включение в состав пунктов управления оперативных групп других войск со своими средствами связи и транспортом. Оперативные группы готовят предложения по применению выделенных сил и средств, осуществляют планирование их применения, постановку задач и координацию действий.

Подразделения материально-технического и медицинского обеспечения боевой группы размещаются, как правило, вне населенного пункта или на его окраине. В населенный пункт выдвигаются средства для эвакуации и ремонта вооружения и военной техники и транспорт с необходимым количеством ракет, боеприпасов и горючего, а также медицинское подразделение тактической группы. Пункт технического наблюдения развертывается на улицах как можно ближе к наступающим ротам первого эшелона. Для розыска и выноса (вывоза) раненых, кроме штатных сил и средств создаются группы санитаров-носильщиков.

В зависимости от сложившейся обстановки одновременно может применяться несколько способов реализации установленного уровня террористической опасности. Однако одновременно с осуществлением дополнительных мер по обеспечению безопасности личности общества и государства должен осуществляться дополнительно комплекс мероприятий по пресечению угроз или актов террористической деятельности и поддержанию конституционного порядка .


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница