Школьникам о коррупции: это должен быть честный разговор



Скачать 372.93 Kb.
Дата02.05.2016
Размер372.93 Kb.
Школьникам о коррупции: это должен быть честный разговор:
Л.Г. Маринкина, методист Центра повышения квалификации

КГАОУ ДОВ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров»
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.

Знания о коррупции и выработка антикоррупционного поведения у школьников являются одной из составляющих модернизации российского образования. При изучении вопросов коррупционной направленности у школьника формируется система ценностей и установок антикоррупционного поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, уважения к другим людям, стремление к правовому сотрудничеству.

Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что коррупция представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного обучения и воспитания как дополнительного компонента системы образования. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:



  • дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления;

  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Предлагаемые примерные темы учебных занятий позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернета и т. д. Учитель сможет расставить смысловые акценты при изучении ряда тем, выявлять отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывать установки на антикоррупционное сознание и поведение.

Содержание по антикоррупционной тематике (прежде всего с опорой на принцип доступности для школьников различного возраста) может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы элективных курсов для старшеклассников.


Примерная тематика учебных занятий


  1. Что такое коррупция? Понятие коррупции в международных документах и нормативно-правовых актах Российской Федерации.

  2. Коррупция в прошлом и сейчас. Проявления коррупции (уровни коррупции).

  3. Причины коррупции и последствия коррупции. В чем состоит опасность коррупции?

  4. Есть ли коррупция вокруг нас?

  5. Кто и как должен бороться с коррупцией? В чем состоят трудности борьбы с коррупцией?

  6. Можно ли жить без коррупции?


Формы проведения занятий


  1. Лекции

  2. Семинары

  3. Научно-практические конференции

  4. Дискуссии

  5. Деловые игры

  6. Социальные проекты

  7. Классные часы

  8. Конкурсы (сочинений, плакатов, слоганов и т.д)

  9. Встречи с работниками правоохранительных органов (в т.ч. прокуратуры), представителями органов государственной власти и местного самоуправления, а также представителями СМИ, пишущих на данную тематику.

Педагогическим работникам и старшеклассникам могут быть рекомендованы следующие методические материалы и источники:




  1. Рабочая программа элективного курса «Школьникам о коррупции». Данная работа участвовала в конкурсе «Противодействие коррупции через образование» по номинации «Методические разработки элективных курсов по теме» (2010 г), http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/programma-kursa-shkolnikam-o-korruptsii




  1. Специализированный журнал в рамках программы «Гражданская акция «Непоседа», http://www.raduga.info/files/shok_paper_02.pdf




  1. Кузовиков Ю.В. Глобализация и спирали истории. Кн. 1; Мировая история коррупции. Кн.2; История коррупции в России. Кн.3. М.: Издательство Анима - Версия, 2010; Интернет – Версия, 2010 – 2013. http://www.yuri-kuzovkov.ru

Приложение 1



Определение коррупции, формы и виды проявления коррупции

Андрианов В.Д.



http://viperson.ru/wind.php?ID=631762
Масштабы распространения коррупции в мире и усиление внимания международного сообщества к этому негативному явлению превратили коррупцию в глобальную проблему современности.

Благодаря активной позиции ряда международных организаций и гражданской пропаганде коррупция стала восприниматься не только как проблема коррумпированных стран, но и как проблема тех государств и иностранных компаний, которые их коррумпируют.

В настоящее время меры по противодействию коррупции осуществляются как правительствами отдельных стран, так и различными международными, общественными и неправительственными организациями.

Многие страны ввели в практику государственной политики широкий арсенал мер по противодействию коррупции, которые заслуживают самого пристального внимания и изучения.

В результате постепенно в мировом сообществе возникает и формируется так называемый глобальный антикоррупционный консенсус.

В борьбе с этим злом антикоруппционный консенсус претендует на объединение усилий между различными общественными и политическими силами, в том числе между левыми и правыми, между либералами и консерваторами, между глобалистами и антиглобалистами.

Чтобы найти ответы на вопрос, как эффективно противодействовать коррупции, нужно обратиться к истории, понять причины возникновения этого негативного явления, выявить формы его проявления, проанализировать современное состояние проблемы, понять, почему одни страны по индексу восприятия коррупции занимают первые места, а другие - последние, ознакомиться с зарубежным опытом борьбы с коррупцией.

Современный термин "коррупция" произошел от латинского слова corrumpere, имеющего несколько значений, основное из которых - "портить".



Справочно: латинское слово corrumpere при переводе на русский язык имеет 15 значений: "повреждать желудок плохой пищей", "портить воду в закрытой таре", "расстраивать дела", "расточать состояние", "приводить в упадок нравы", "упускать возможности", "истощать источник", "истреблять насекомых", "поджигать имущество", "губить свободу", "обольщать женщин", "развращать молодежь", "искажать смысл", "фальсифицировать результаты", "унижать достоинство".

Коррупция - достаточно сложное социально-экономическое явление и не имеет единственного общепринятого определения.

В самом общем виде под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законом и правилам.

Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

По одному из определений коррупция - это неспособность государства с помощью стимулов направить корыстный интерес человека в продуктивное русло.

Историческая справка: исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения.

Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Из числа должностных преступлений взяточничество является самым ранним из известных человечеству. Свидетельством древности этого деяния могут служить слова Овидия (I в. до н.э.): "Дары увлекают, поверь, людей и богов, Юпитер мирится сам при виде даров".
Следует отметить, что первоначально коррупция была больше нравственной проблемой. В частности, в книге "Коррупция. Этика и власть во Флоренции в 1600-1770 гг." ее автор Жан-Клод Ваке писал, что в рассматриваемый период дискурс о коррупции был дискурсом не о государстве, а о человеческой природе.

Особую озабоченность в древние времена вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля.

Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей. В частности, в Библии сказано: "Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых". В Коране говорится: "Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей".

Как писал Томас Гоббс (1588-1679), английский философ XVII в., коррупция "есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам".

По мере усложнения государства, появления аппарата управления появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованьем. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

-    административную и как ее разновидность бытовую;

-    деловую;

-    коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства;

-    политическую.


Административная коррупция

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам.

Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода "крышам" и др.

Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др.

По данным социологических исследований, проведенных в странах СНГ, средний размер выплат, связанных с административной коррупцией, в конце 90-х годов оценивался в среднем в 3,7% валового годового дохода компании. Аналогичный показатель для малых компаний оказался почти в три раза больше.

Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг


Деловая коррупция

Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы.

Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной.

Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в разных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма показательные печальные результаты.

В частности, в возможность того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100% опрошенных, во Франции - 75, в Нидерландах - 70, в Германии - 68, в США - 56, в Японии - 43, в Норвегии - 30%.

В Германии, согласно официальной полицейской статистике, в середине 90-х годов прошлого столетия в получении взяток было уличено около 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд немецких марок.

Справочно: наиболее громкие скандалы последних лет были связаны с крупнейшими немецкими транснациональными компаниями - "Сименс", "Фольксваген" и "Даймлер".

В частности, в 2007 г. власти Германии за доказанные взятки компании "Сименс" в Нигерии, России и Литве на общую сумму 12 млн евро наложили на фирму штраф в размере 201 млн долл. В результате скандала компании "Сименс" пришлось уволить 130 руководителей различных подразделений, включая менеджеров высшего звена концерна.

По закону о коррупции в США могут привлекаться к суду иностранные предприятия, представленные на американской бирже. В конце 2008 г. в соответствии с немецким законом о противодействии коррупции за рубежом "Сименс" была вынуждена выплатить 350 млн долл. по гражданскому иску Комиссии по ценным бумагам и биржам США и 450 млн долл. по уголовному иску Министерству юстиции США.

Совокупный размер штрафов "Сименс" по делам о взятках составил 1,18 млрд долл.

В начале 2010 г. Министерство юстиции США предъявило немецкому автопроизводителю концерну "Даймлер" обвинения в даче взяток чиновникам в 22 странах мира на общую сумму 56 млн долл. для получения крупных государственных заказов.

Речь идет о нарушениях, совершенных в период с 1998 по 2008 г. немецким экспортным подразделением концерна "Даймлер Экспорт энд Файненс ГмбХ" и российским ЗАО "Мерседес-Бенц Рус" (до недавнего времени ЗАО "Даймлер Крайслер автомобили Рус") в таких странах как Россия, Китай, Таиланд, Греция, Ирак, Хорватия, Туркмения, Узбекистан и др.

По версии Минюста США, представители этих двух организаций дарили государственным служащим дорогие подарки или просто переводили на их счета крупные суммы денег. По документам деньги проходили как скидки или комиссионные платежи.

Руководство немецкого концерна "Даймлер" признало свою вину в подкупе чиновников и заключило мировое соглашение с органами юстиции США. За прекращение дела и судебных разбирательств, что могло нанести еще больший ущерб имиджу концерна, "Даймлер" выплатил штраф в размере 185 млн долл., которые были поделены между двумя ведомствами США - 93,6 млн долл. получило Министерство юстиции США и 91,4 млн долл. - Комиссия по ценным бумагам и биржам США.

По заявлению заместителя государственного секретаря США С. Айзенстата, за период с 1994 по 1998 г. американские компании потеряли при заключении международных контрактов около 24 млрд долл. по причинам, связанным с коррупцией. В этот период обвинения в использовании взяток были высказаны в отношении 294 случаев подписания международных контрактов общей стоимостью 145 млрд долл.?(1)


В 2009 г. связанные с коррупцией потери американских компаний при заключении международных контрактов оценивались специалистами в 27 млрд долл.

Справочно: в 2010 г. американской компании "Хьюлитт Паккард" было предъявлено обвинение в предполагаемых взятках на сумму 8 млн евро., которые позволили ей выиграть контракт стоимостью 35 млн долл. на поставку Генеральной прокуратуре России компьютеров, программного обеспечения и системы защищенного обмена данными. Деньги для взяток были проведены через сложную сеть подставных компаний и счетов в Великобритании, Швейцарии, Австрии, на Виргинских островах, в Белизе, Новой Зеландии, Латвии и Литве и в американских штатах Делавэр и Вайоминг.

По мнению специалистов, свойственные Франции концентрация власти и перекосы во взаимоотношениях между государственными и частным секторами экономики, весьма способствуют процветанию коррупции. В 1994-1995 гг. в отставку из-за обвинений в коррупции ушли три министра.

Ассоциация аудиторов Японии в 1997 г. провела специальное исследование, которое свидетельствует об исключительно высоком уровне коррупции в японском деловом мире.

Справочно: согласно исследованию пятая часть из 1850 обследованных японских компаний в 90-е годы в том или ином виде была замешана в скандалах, связанных с несоблюдением деловой этики.

Чаще всего это были нарушения антимонопольного законодательства, а также зафиксированные в судебном порядке случаи взяточничества.

Самым громким скандалом в Японии в послевоенный период было знаменитое дело компании "Локхид", приведшее к падению премьер-министра Японии Какуэ Танаки.

Один из последних скандалов связан с именем Нобухару Окамуцу, бывшего заместителя министра здравоохранения, которого в конце 90-х годов прошлого столетия обвинили в получении взяток в размере 472 тыс. долл. в обмен на предоставление государственных субсидий на строительство больниц.
Согласно законам бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты.

Поэтому, если внутриведомственная или внутрикорпоративная культура такова, что по отношению к взяткам царит "обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствия гласности при обсуждении проступков сотрудников", то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.
"Пленение государства"

"Пленение государства" как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики.

Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу.

Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:

-    формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти;

-    выпуск необходимых нормативно-правовых актов;

-    неправомерное распоряжение средствами Центрального банка;

-    незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц;

-    "продажа" частным предпринимателям парламентских голосов и др.

В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина".


Политическая коррупция

Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы.

В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира. Следует подчеркнуть, что глобализация неотделима от империй.

Нельзя понять природу глобализации, если не осознавать, что США - американская империя - это то, что лежит в основе современного этапа глобализации и является движущей силой этого процесса.

Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке.

За долгие годы в Америке создан достаточно эффективный механизм продвижения своих национальных интересов, в том числе используя коррупционные механизмы, для отбора и подготовки национальных кадров, которые затем продвигаются во властные структуры, в том числе и на самые высокие должности.

Для достижения своих политических целей США активно используют международные, региональные, неправительственные организации, государственные и частные фонды.

Среди таких организаций следует выделить:

-    Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

-    Национальный демократический и международный республиканский институт (Фридом хаус);

-    Ассоциацию бывших членов конгресса США (USAFMC);

-    Национальный фонд в поддержку демократии;

-    Институт устойчивых сообществ (Institute for sustainable communities);

-    Корпорацию "Вызовы тысячелетию" (Millenium challenge corporation);

-    фонды "Евразия", "Понтис", "Вестминстер", фонд Форда, фонд Сороса и др.

На финансовой и юридической поддержке и подготовке соответствующих кадров специализируются неправительственные организации. Ассоциация американских юристов (American bar association) и Законодательная инициатива для стран Центральной и Восточной Европы (Central and Eastern Europe Law Initiative CEELI).

Подкуп, отбор и подготовка соответствующих кадров осуществляются непосредственно при поддержке спецслужб США.

В конце прошлого столетия коррупционные механизмы американцы активно использовали в Сербии, Польше, Черногории, Грузии, Казахстане, Киргизии, на Украине.

Классический пример в этом плане. После прихода к власти в Грузии М. Саакашвили грузинским государственным чиновникам фактически легально платили зарплату из фонда американского миллиардера Джорджа Сороса.

Примерно такая же ситуация существовала на Украине, особенно в период так называемой оранжевой революции.

Почему коррупция как инструмент "политического искусства" проявилась у верховных правителей в XX в. именно на рубеже 80-90-х годов? Ответ на этот вопрос содержится в Докладе Римского клуба "Первая глобальная революция" (1991 г.).

Авторы документа считают, что политическая власть в современном мире больше не контролируется силой и сложностью вооружений - она определяется финансовой мощью.


Коррупция в высших эшелонах власти

Конец ХХ в. ознаменовался небывалым всплеском коррупционных скандалов в отношении первых лиц целого ряда государств.



Историческая справка: о коррупции как о "порче", разложении власти писали еще великие мыслители древности. Платон и Аристотель, которые обозначили это явление, тесно связывали его с политикой.

Внутренние механизмы коррумпирования высших деятелей государства глубже всех вскрыл теоретик анархизма Михаил Бакунин еще в 70-х годах XIX в. в работе "Коррупция. - О Макиавелли. - Развитие государственности".

Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал М. Бакунин, в качестве средства управления.

Коррупция, по словам Бакунина, являлась важным инструментом в руках профессиональных политиков, которые обладали новым искусством - "искусством побеждать и сохранять власть всеми возможными способами".

Впервые о коррупции первых лиц государства в заговорили в 1990 г., когда президент Пакистана отправил правительство Беназир Бхутто в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

В Италии в 1992 г. после десятилетней борьбы с мафией специальная комиссия юристов в Милане начала расследование дела премьер-министра Италии Беттино Кракси.

Это расследование и последовавшая затем операция "Чистые руки" привели к тому, что были вскрыты многочисленные факты коррупции в высших эшелонах власти Италии.

Беттино Кракси был заочно приговорен к тюремному заключению за то, что содействовал пополнению партийной кассы социалистов за счет взяток от бизнесменов в обмен на государственные контракты.

В 1994 г. было возбуждено уголовное дело по факту взяточничества против одного из инициаторов операции "Чистые руки" - премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.

В 1995 г. возбуждается уголовное дело о связях с мафией Джулио Андреотти, семь раз избиравшегося на пост премьер-министра Италии. В декабре 1999 г. Андреотти был оправдан судом.

В Германии громкий скандал разгорелся в конце 90-х годов вокруг многих политиков, в том числе в отношении финансовых злоупотреблений бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля.

Во Франции уголовное расследование проводили судебные органы и в отношении покойного французского президента Франсуа Миттерана. После ухода в отставку президента Франции Жака Ширака против него было возбуждено дело за финансовые нарушения, допущенные им в период, когда он был мэром Парижа и председателем партии "Объединение в поддержку Республики".

В Японии в 1994 г. в связи с обвинением в финансовых нарушениях был отправлен в отставку премьер-министр Морихиро Хосокава.

В Израиле в конце 90-х годов ушел в отставку президент Эзер Вейцман. Прокуратура этой страны уведомила его в том, что он находится под следствием по обвинению в коррупции: в получении подарков от своего друга, французского миллионера Эдуарда Сарусси в период между 1988 и 1993 г., когда Вейцман был министром науки Израиля.

Вслед за этим в коррупции был обвинен бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак. Одновременно проводилось расследование по фактам нарушений служебной этики в отношении предыдущего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Такие же обвинения выдвигаются и против нынешнего премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта.

Коррупция верховных правителей расцветала на фоне потери моральных ценностей и трансформации управления в мире финансов.

По оценкам специалистов, самыми коррумпированными политиками высшего эшелона власти прошлого столетия были:

-    Президент Индонезии Д. Сухарто, который за 31 год своего правления ограбил страну примерно на 15-20 млрд долл.

-    Президент Филиппин Фердинанд Маркос, правивший страной в 1972-1986 гг., сколотил состояние, которое оценивалось в 5-10 млрд долл.


-    Президент Заира Мобуту Сесе Секо, который за 32 года пребывания у власти присвоил около 5-6 млрд долл.

-    Президент Нигерии Сани Абача, который за период своего правления присвоил от 2 до 5 млрд долл.

-    Президент Югославии Слободан Милошевич, состояние которого после 11 лет правления оценивалось в 1 млрд долл.

-    Бывший диктатор Гаити Ж.К. Дювалье вывез из страны и разместил на банковских счетах в США, Канаде и Франции около 1 млрд долл.?(2)

Одним из важных факторов благоприятствующих развитию коррупции, является низкая зарплата чиновников. Чтобы минимизировать риски коррупции некоторые страны законодательно утверждают систему высоких зарплат для высокопоставленных чиновников.


В приведенной ниже табл. 1 наглядно показана корреляция между уровнем заработной платы высших должностных лиц государства и индексом восприятия коррупции.

Таблица 1

Среднегодовая заработная плата глав государств и правительств отдельных стран мира (2002-2003 гг.)

 


Страна

Имя

Размер годовой зарплаты в национальной валюте

Эквивалент годовой зарплаты, долл.

Место страны по индексувосприятия коррупции в 2003 г.

Сингапур

Го Чок Тун

1 200 000 сингапурских долл.

810 000

5-е

Гонконг

Тань Чи Ху

4 900 000 гонконгских долл.

628 326

14-е

Япония

Дзюнъитиро Коидзуми

50 000 000японских иен

471 698

21-е

Великобритания

Тони Блэр

175 444английских ф. ст.

318 782

11-е

Новая Зеландия

Хелен Кларк

468 000 новозеландских долл.

304 996

3-е

Германия

Герхард Шредер

228 040 евро

276 339

16-е

Австралия

Джон Говард

358 000 австралийских долл.

266 996

8-е

Канада

Пол Мартин

350 000 канадских долл.

265 393

11-е

Голландия

Вим Кок

120 000 евро

145 416

7-е

Италия

Сильвио Берлускони

93925 евро

113818

35-е

Франция

Жан-Пьер Раффарен

81 602 евро

98 885

23-е

Малайзия

Абдулла Ахмад Бадави

247 000 малайзийских ринггитов

64 991

37-е

Латвия

Индулис Эмсис

26640 латов

49443

57-е

Китай

Вэнь Цзябао

358 000 китайских юаней

43 252

66-е

Таиланд

Таксин Чинават

1 368 000 таиландских батов

34 598

70-е

Польша

Лешек Миллер

110 000 злотых

28 133

64-е

Россия

Михаил Фрадков

604 800 российских рублей

21 223

86-е

Чехия

Владимир Шпидла

473000 чешских крон

17 475

54-е

Украина

Виктор Янукович

28 800 гривен

5400

106-е

Киргизия

Николай Танаев

108 000 сомов

2585

118-е

 Источник: Коммерсант. 2004. 29 марта.
Как свидетельствуют данные табл. 1, самым высокооплачиваемым государственным служащим в мире в начале третьего тысячелетия являлся премьер-министр Сингапура Го Чок Тун, годовая зарплата которого в 2003 г. составляла 810 тыс. долл.

Министры и ключевые функционеры в правительстве Сингапура зарабатывают как высококвалифицированные управленцы в крупных корпорациях. В частности министр в Сингапуре получал в 3 раза меньше премьера, однако эта сумма превышала годовой заработок премьер-министров таких стран, как Франция, Италия, Голландия и др.

В Сингапуре создана весьма эффективная система противодействия и искоренения коррупции, страна занимает одно из лидирующих мест в мире по низкому уровню коррупции.

Самым высокооплачиваемым чиновником в странах Европейского союза в 2003 г. был премьер-министр Великобритании Тони Блэр, ежегодное жалованье которого составило 318 тыс. долл. в 2002-2003 гг., а в 2004 г. - 262 тыс. евро.

Зарплата федерального канцлера Германии Герхарда Шредера была немного меньше - 276 тыс. долл. (228 тыс. евро) без учета разнообразных надбавок, из них примерно 15 тыс. долл. не облагаемых налогом.

Официальное жалованье премьер-министра Италии Сильвио Берлускони в 2003 г. составляло 114 тыс. долл. (94 тыс. евро).

Премьер-министра Франции Жан-Пьер Раффарен в виде заработной платы в 2003 г. получил 99 тыс. долл. (82 тыс. евро).

По итогам 2004 г. самым высокооплачиваемым чиновником в странах Европейского союза был федеральный канцлер Германии Герхард Шредер (272 тыс. евро). За ним следовали глава кабинета министров Франции Доминик де Вильпен (240 тыс. евро), премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт (192 тыс. евро), премьер-министр Голландии Ян Петер Балкененде (123 тыс. евро).

Самая низкая заработная плата руководителей правительств была в бывших социалистических странах и республиках бывшего Советского Союза.

В частности, в 2003 г. годовая зарплата премьер-министра Польши составляла 28,1 тыс. долл., России - 21,2 тыс., Чехии - 17,5 тыс., Украины - 5,4 тыс. и Киргизии - 2,6 тыс. долл. По итогам 2004 г. годовая зарплата премьер-министра Польши Марека Бельки увеличилась до 50 тыс. евро.

Как видно из табл. 2, самым высокооплачиваемым государственным служащим в мире в 2010 г. оставался премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун, годовая зарплата которого выросла за эти годы почти в 3 раза и составляли 2 183 516 тыс. долл.

Самым "скромным" оказался индийский премьер-министр Манмохан Сингх, его годовой оклад в 2010 г. составлял всего 4106 долл.

Таблица 2

Среднегодовая заработная плата глав государств и правительств отдельных стран мира в 2010 г. (в долл.)

 


Сингапур

2 183 516

Гонгконг

513 245

Кения

427 886

США

400 000

Франция

302 435

Канада

296 400

Ирландия

287 900

Австралия

286 752

Германия

283 608

Япония

273 676

ЮАР

272 280

Новая Зеландия

271 799

Великобритания

215 390

Тайвань

184 200

Республика Корея

136 669

Индонезия

124 171

Израиль

120 814

Россия

115 000

Аргентина

74 126

Польша

45 045

Китай

10 633

Индия

4106

 

 

Источник: The Economist, July, 2010 .

Аномально высокое вознаграждение, так же, как и слишком низкое, свидетельствует об определенном дисбалансе в функционировании бюрократического аппарата.

Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН


1. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). 1999. N 99. 26 августа. С. 4.
2. Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России. М.: Анкил. 2002. С. 119.

Приложение 2



Работниками прокуратуры проведена деловая игра

«Что мы знаем о коррупции?»
http://yurpom.pskov.ru/bk/469-rabotnikami-prokuratury-so-shkolnikami-provedena-delovaya-igra-na-temu-chto-my-znaem-o-korrupcii.html
Прокуратура Псковского района активно взаимодействует с руководителем предметного кружка «История отечественной прокуратуры». Кружок посещают 16 учащихся 10 и 11 классов МБОУ «Середкинская средняя общеобразовательная школа Псковского района», которые ориентированы на поступление в дальнейшем в юридические вузы.

        Прокуратурой Псковского района подготовлена и проведена со старшеклассниками деловая игра на тему: «Что мы знаем о коррупции?». Ее целью стало формирование антикоррупционного мышления и информирование детей о явлениях коррупции, причинах и условиях, способствующих ее развитию, воспитание нетерпимого отношения к различного рода коррупционным проявлениям. 

        Школьникам разъяснено понятие термина «коррупция», ее признаки и направления, обсуждены конкретные бытовые примеры проявлений коррупции, последствия злоупотребления чиновниками  властью.

         После теоретической части ребята разделились на 2 команды для проведения деловых дебатов.

         Каждая команда составила схему-кластер, выбрав необходимые  карточки с названиями явлений, которые способствуют коррупции, и написали ассоциации, связанные с ней. С задачами учащиеся успешно справились.

В заключительной части игры командам предложено нарисовать портрет коррупционера с наиболее характерными атрибутами. Дети творчески и с долей юмора отнеслись к выполнению задания.

Коррупционер изображен одной командой в малиновом пиджаке, на фоне замка, моря, автомобиля, долларов и золотых слитков. Как пояснили дети, под маской законопослушания и порядочности коррупционер скрывает лицемерие, алчность и жажду наживы любой ценой.  Поэтому одной из самых важных деталей рисунка является нимб над головой коррупционера и «добрые» голубые глаза.

Интерес учащихся к деловой игре свидетельствует об активной гражданской позиции молодежи. Подростки задумались о масштабах затронутой проблемы и роли каждого из них в борьбе с коррупцией. 

Проведение прокуратурой подобных деловых игр планируется во всех школах Псковского района.

Приложение 3


Проект "Россия без коррупции"
http://festival.1september.ru/articles/638633/

Предмет, класс: Информатика, обществознание, кружок – “Волшебный Интернет”, 11 класс

Приблизительная продолжительность проекта: 8 недель

Пояснительная записка:

Аннотация проекта: Проект рассчитан на старшую возрастную группу школьников. В рамках проекта предполагается рассмотреть правовые аспекты коррупции, общественное мнение по вопросу коррумпированности общества. Проект ориентирован на рассмотрение с экономической, правовой и социально-политической стороны такого явления российской действительности как коррупция. В рамках работы над проектом у учащихся должна сформироваться гражданская позиция по отношению к негативным явлениям общественной жизни.

Проект предполагает написание учебно-исследовательской работы как итог исследовательской деятельности и публичную защиту через презентацию или буклет.



Новизна исследования состоит в возможности проследить историю рассматриваемого вопроса на основе уже полученных ранее исторических знаний, а также личного жизненного опыта учащихся с параллельным углублением знаний по проблеме предупреждения и борьбы с коррупцией, в намеченных путях совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с этим негативным явлением.

Цель: проследить историю рассматриваемого вопроса на основе уже полученных ранее исторических знаний, а также личного жизненного опыта учащихся с параллельным углублением знаний по проблеме предупреждения и борьбы с коррупцией, в намеченных путях совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с этим негативным явлением.

Задачи:

  • познакомить с основными аспектами по проблемам правотворческой деятельности в области государственной антикоррупционной политики в России;

  • углубить знания, полученные ранее в курсе изучения теории государства и права, привести их в целостную систему;

  • воспитывать гражданскую ответственность, самосознание важности таких понятий, как соблюдение закона, чести и честности, незапятнанной репутации и необходимости борьбы с коррупцией.

  • духовно-ценностная ориентация с целью развития и коррекции их (воспитание нравственных, правовых, гражданских профессиональных качеств и ответственности за свои поступки и действия).

  • духовно ценностное поведение это широкое понятие, поэтому опираясь на свой личный опыт большое внимание, мною было уделено внеклассным мероприятиям посвященным теме “Коррупция” с целью повышения уровня правового сознания и культуры, а также формированию антикоррупционного сознания и поведения обучающихся.

Опираясь на цель, были поставлены в первую очередь воспитательные задачи:

1. Ознакомление обучающихся с научными понятиями по теме;

2. Развить когнитивные и коммуникативные навыки и умения;

3. Сформировать антикоррупционный иммунитет у обучающихся и стремление изменить сложившиеся негативные традиции.

А началось все с вопросов ребят - Мои знакомый после армии не мог устроиться на работу, потому что не было аттестата о среднем образовании. Он его купил и сейчас работает, хорошо зарабатывает (бетонщик на стройке), женился, а другой служит в Российской армии по контракту. Разве это плохо?

С этого вопроса все и началось т.к. проблема оказалась актуальной не только для ребят, но и для их родителей.

Совместно с учениками мы составили план работы по данной теме:

1. Классные часы по темам:

“Мздоимство и коррупция” (исторические корни коррупции в России и сравнение с современными понятиями). “Сравнение коррупции в России и за рубежом”. “Коррупция в Кировской области”... Ребята самостоятельно выбрали темы и представили свои работы в текстовом варианте, а затем в виде презентации.

Создали памятку. “Как себя вести, если у вас вымогаютвзятку”.

Особо изучили вопрос “Рейтинг коррумпированных должностей в России и Кировской области” (ребята приводили примеры из газет, интернета, телевидения).

2. Конкурсы:буклетов или памятки – быстрые публикации;синквейнов;эссе;презентаций.

3. Внеклассные мероприятия:

Антикоррупционные исследования учащихся – опрос или анкета, с целью выявления сформированности понятия коррупция и отношения обучающихся к этому явлению. Результаты этого исследования использовали при создании презентаций.

Для сбора информации использовались следующие источники (газеты, журналы, телепередачи центрального и местного вещания, учебная литература и жизненный опыт родителей, друзей и учителей).

Краткое содержание проекта:

В процессе работы над проектом учащиеся ознакомятся с методикой анкетирования, освоят оформление учебно-научной работы и ее публичной защиты в форме презентации, буклета.



Основа проекта:

Образовательные стандарты. В процессе работы над проектом учащиеся должны усвоить компетенции, связанные с гражданским обществом и правовым государством, расширить знания в области уголовных преступлений и уголовной ответственности, рассмотреть отклоняющееся повеление и формы его проявления, рассмотреть функции государства в условиях рынка.



Помощь руководителя проекта:

  • Формирование информационного пространства;

  • Распределение функциональных обязанностей и ролей;

  • Определение парадигмы деятельности в соответствии с компетентностными возможностями учащихся

Работа позволяет:

  • Познакомиться с историей России, когда появилась коррупция, как социальное явление;

  • Познакомиться с занимаемым местом России в мировой системе и определить её рейтинг;

  • Определить политическую проблему данного явления;

  • Найти возможные способы противодействия коррупции;

  • Расширить правовую информированность в сфере экономических преступлений;

  • Расширить навыки в сфере поиска, обработки и анализа информации.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Возможно ли существование общества без коррупции?



Проблемные вопросы

  1. Коррупция в большей мере явление политическое или экономическое?

  2. Что заставляет человека давать взятки?

  3. Каковы перспективы развития общества в условиях коррупции?

  4. Возможно ли поступательное развитие общества без коррупции?

  5. Что лучше: медленно и дёшево или быстро, но дорого?

  6. Нужно ли бороться с коррупцией?

Учебные вопросы

  1. Какие виды коррупции существуют?

  2. Какое влияние оказывает коррупция на все сферы общественной жизни?

  3. Как общество относится к коррупции?

  4. Какие методы борьбы с коррупцией можно предложить?

  5. Можно ли победить коррупцию в России?

Работа над проектом

Перед началом работы над проектом:

  • Проводится терминологическое тестирование по основополагающим вопросам темы;

  • Голосование для выявление мнения по проблемам коррупции;

  • Тестирование, с целью определения знаний правовой базы в области антикоррупционного законодательства;

  • Какие методы Вы предлагаете для борьбы с коррупцией.

Особенности роли педагога:

  • корректное преподнесение материала с соблюдением исторической достоверности;

  • подготовительная работа.

Формы организации работы детей: Внеклассная, внешкольная.

Работа с проектом:

  • Составление общего плана работы и индивидуальных карт учащихся по личному алгоритму работы;

  • Промежуточная защита групп по полученным результатам;

  • Рефлексия по вопросам получилось или не получилось и почему.

После завершения работы над проектом осуществляется защита результатов в форме:

  • Отчёт о работе – буклет.

  • Презентации;

  • Выступления перед учащимися 5-10 классов с информацией о полученных результатах;

  • Участие в районной конференции школьников и педагогов с обобщением опыта работы;

  • Участие в областном конкурсе проектов.

Описание методов оценивания

  • Для определения результативности в процессе работы используются следующие методы:

  • Метод работы в группах и групповой защиты результатов;

  • Публичная защита работы в форме слайдовой презентации хода работы над проектом и результатов работы;

  • Проведение правового ликбеза для учащихся младших классов.

Необходимые начальные знания, умения, навыки

У учащихся должны быть сформированы базовые понятия в области права (противоправность, преступление, правоохранительные органы) в области социологии (анкетирование, общественное мнение), в области экономики (рыночная экономика, роль государства в экономике). Учащиеся должны владеть навыками работы на ПК, умением создавать слайдовые презентации, буклеты.



Учебные мероприятия:

Работа рассчитана на 8 учебных недель.

1 неделя – проводится опрос, учащиеся разбиваются на группы по 2 человека, выбирают темы.

2 неделя – каждая группа определяет пошаговый план своей работы и осуществляет его защиту

3 неделя – поиск материалов в соответствии с планом работы группы

4 неделя - обработка материала, его осмысление и изложение в логически обусловленной форме, обсуждение с руководителем

5 неделя – работа над содержанием, внутренним и внешним оформлением работы

6 неделя - подготовка наглядных материалов по своей части работы и обобщение результатов групп в общую работу

7 неделя – составление отчёта в виде буклета или быстрой публикации, презентации или отчёта - реферата

8 неделя - публичная защита результатов работы в форме слайдовой презентации, выступления перед школьной аудиторией.



Публикация учителя: буклет

Визитная карточка проекта: визитка проекта

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся: вводная в проект

Результат проектной деятельности учащихся

  • Провели анкетирование в школе по основным вопросам исследований;

  • Созданы быстрые публикации и буклеты по вопросам проекта; Например Приложение 2;

  • Написали синквейны по темам: “Зло”, “Коррупция”, “Россия”, “Взятка”;

  • Исследования учащихся отражены в презентациях и буклетах учащихся. Самые лучшие работы учащихся отмечены грамотами и дипломами:

  • Коррупция в таможенных органах. Работа Порубова Александра. Приложение 7.

  • Коррупция и методы борьбы с ней. Работа Савиной Светланы. Приложение 6.

  • Коррупция в медицине. Работа Сидоровой Юлии. Приложение 5.

  • Ученики выступили с проектными исследованиями перед учениками школы с 5-11 классы;

Районная конференция “Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат творческой деятельности ОУ”.

Разработаны цикл классных часов и мультимедийные уроки по правовым знаниям с использованием интерактивной доски; Например Приложение 9;

Создана итоговая презентация “Коррупция в России”.

Приобретаемые навыки детей:

  • осуществление самостоятельного поиска информации, ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, символов, рисунков и структурных схем);

  • анализа событий, сравнения, сопоставления с последующим умозаключением.

Главным итогом работы в данном направлении я считаю:

Обучающиеся научились понимать и свободно владеть основными понятиями темы, анализировать и применять информацию в жизни;

Развились коммуникативные способности, проявились лидеры, которые могли владеть вниманием аудитории и передавать непростую для восприятия информацию;

Проведенное исследование показало, что большинство обучающихся выработали негативное отношение к коррупционному поведению.



Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

  • Технологии – оборудование: Фотоаппарат, компьютеры, принтер, цифровая камера, мультимедийная система, интерактивная доска, сканер;

  • Технологии – программное обеспечение: электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.

Другие документы:

  • Антикоррупционный словарь

  • Никитин А.Ф. Право и политика.

  • Пособие для учащихся. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 11 класса (профильный уровень), 2011г.

  • Кравченко С.Н. Обществознание. 11 класс. 2010 г.

  • Словарь-справочник уголовного права.

  • Журнал “Право”, 2000-2013 гг.

  • Уголовный кодекс РФ, ФЗ №273 “О противодействии коррупции”.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.anti-corr.ru/projects.htm

  2. http://www.rosreestr.org/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=452

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

  4. http://www.calvinism.ru/corrupt.htm

  5. http://bd.fom.ru/report/cat/power/corr/dd020424

  6. http://www.transparency.org.ru/CENTER/c_barometer.asp

  7. http://www.putin2004.ru/putin/press/40191420

  8. http://www.kirovreg.ru/governor/incom.php

  9. Сайт “Планета Афанасьево”

  10. Сайт правительства Кировской области

  11. Сайт газеты “Призыв”

  12. Сайт газеты “Вятский край”.

Другие ресурсы:

  1. Закон ЗС - “О противодействии коррупции в Кировской области”;

  2. Периодическая печать: “Вятский край”; “Вятский наблюдатель”; “Кировская правда”; “Московский комсомолец на Вятке”; “Призыв” - районная газета.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница