Схема территориального планирования Кемеровской области Проект «Схема территориального планирования Кемеровской области»



Скачать 170.24 Kb.
Дата04.05.2016
Размер170.24 Kb.
Схема территориального планирования Кемеровской области
Проект «Схема территориального планирования Кемеровской области» выполнен проектными организациями ФГУП РосНИПИ Урбанистики и ООО «Ленгипрогор» в составе «Разработки комплексной программы социально-экономического развития Кемеровской области» на основании Государственного контракта между Администрацией Кемеровской области и Фондом ЦСР «Северо-запад».

В составе проекта разработано 16 чертежей, отражающих современное и проектное использование, комплексную оценку территории области, тематические схемы по социально-экономическому и инфраструктурному развитию.


Мероприятия по территориальному планированию

(основные положения)


Кемеровская область представляет собой уникальное сочетание природных и социально-экономических преимуществ – если по степени концентрации сырьевого и рекреационного потенциала область характерна для Сибирского региона в целом, то по уровню развития перерабатывающей промышленности и концентрации населения область соответствует Центральному региону РФ. Являясь самой густонаселенной частью Зауралья, область имеет предпосылки для формирования на ее основе узла опережающего хозяйственного и социального развития.

Многоотраслевой характер развития хозяйственного комплекса, исключительная степень развития системы расселения и производственных инфраструктур определяет неизбежность качественного развития производственной среды, которая может стать моделью стратегического развития России – сочетание сырьевой специализации с инновационной.

Исходя из вышеуказанного, определены следующие задачи развития хозяйственного комплекса:

1. Развитие научно-производственной деятельности, основной задачей которой является технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики, ориентация их на более конкурентоспособную продукцию и механизация труда.

2. Превращение области в энергетический "сверх-регион" посредством многократного прироста генерирующих мощностей, развития межрегионального сетевого хозяйства и внедрения производств энергетического оборудования.

3. Приоритетная ориентация машиностроительного комплекса на производство импортозамещающего оборудования для производственных отраслей области, а также на производство товаров потребительского сектора.

4. Масштабное развитие спектра отраслей, ориентированных на рынок потребления области – АПК, ЛПК, стройиндустрии и топливной промышленности.

Основные задачи повышения конкурентоспособности областной сферы услуг:

а) стимулирование развития многофункциональных и специализированных культурно-досуговых и сервисных комплексов в городской местности, общеобластных сетей учреждений сферы услуг и сети объектов малого предпринимательства;

б) развитие внутриобластной системы скоростных связей для улучшения доступности объектов эпизодического обслуживания.


Проектная планировочная структура области показана на схеме "Приоритеты функционального развития территории" и включает:

  • систему планировочных осей, формируемых на базе основных транспортных коммуникаций;

  • структуру опорных центров хозяйственной деятельности;

  • структуру планировочных зон, определяющих приоритеты хозяйственного развития территории.

Структура опорных центров хозяйственной деятельности определяет спектр и масштаб проектного инвестиционного развития производственной сферы населенных мест.

А. Многофункциональные центры перерабатывающей промышленности с преимущественным внедрением инновационных производств и энергетики регионального значения; центры концентрации научно-исследовательской и финансово-организационной деятельности, развития региональных транспортно-распределительных и социальных инфраструктур – Кемерово и Новокузнецк.

Особо выделено, что именно крупнейшие города области должны определять ее проектную производственную специализацию – сочетание инновационных производств с глубокой переработкой сырья, а также реализовать развитие непроизводственной деятельности, обслуживающей рынок потребления Кемеровской области.



Б. Многофункциональные центры перерабатывающей промышленности с преимущественным внедрением импортозамещающих машиностроительных производств и энергетики регионального значения.

К ним отнесены Ленинск-Кузнецкий, Белово, Киселевск и Прокопьевск – крупные (свыше 100 тыс. жителей) города области, имеющие развитой комплекс перерабатывающей промышленности, но с резко сужающимися возможностями угледобычи. Намечено внедрение импортозамещающих производств, производящих как оборудование для тяжелой промышленности, так и потребительскую продукцию. Также, на базе производственного комплекса этих городов предусматривается строительство крупных энергогенерирующих мощностей.



В. Центры перерабатывающей промышленности с преимущественным внедрением импортозамещающих машиностроительных производств и развитием сопутствующих отраслей, ориентированных на областной рынок потребления – Юрга и Анжеро-Судженск.

От предыдущей категории отличаются меньшей многофункциональностью проектного хозяйственного комплекса и незначительным развитием добывающей промышленности. Спектр сопутствующих отраслей – стройиндустрия, пищевая промышленность, деревообработка и нефтепереработка.



Г. Центры экспортно-ориентированной добывающей и обрабатывающей промышленности с развитием сопутствующих отраслей, ориентированных на областной рынок потребления – Березовский, Топки, Гурьевск, Осинники, Калтан, Междуреченск и Таштагол.

К этой категории отнесены промышленные центры, в структуре хозяйственной деятельности которых сохранится ведущая роль добычи и первичной переработки ископаемого сырья, но масштаб развития которых (либо сложившиеся инвестиционные процессы) определяют проектное развитие сопутствующих отраслей. Спектр сопутствующих отраслей – стройиндустрия, пищевая промышленность и деревообработка.



Д. Центры развития энергетики регионального значения. В этом качестве выделен г.Мыски, в структуре производства которого на расчетный срок сохраняется ведущая роль электроэнергетики, а также ряд поселков, на базе которых предусматривается развитие электрогенерации (угольно-энергетический кластер).

Е. Хозяйственные центры с развитием средних предприятий стройиндустрии, АПК, ЛПК и нефтепереработки, формирующиеся преимущественно в зоне Транссиба.

Ж. Местные хозяйственные центры, являющиеся организующими узлами добывающей промышленности, сельскохозяйственной и лесозаготовительной деятельности и/или осуществляющие первичную переработку продукции.

В составе «Схемы» даны предложения по размещению добывающих и перерабатывающих предприятий всех отраслей промышленности.


Проектное планировочное зонирование представляет собой выделение территориально дискретных зон по признаку приоритетов функционального развития. "Схемой территориального планирования" выделены следующие планировочные зоны:

1. Зона агломеративного расселения, где предусматривается приоритетное развитие городской (преимущественно селитебной) среды, внедрение высокотехнологичных производств при существенном сокращении угледобычи.

2. Зона комплексного хозяйственного освоения, выделяемая на базе средне-заселенных территорий, в основном – в северной части области. Предусматривает диверсификацию экономики сложившихся хозяйственных узлов, развитие лесохозяйственной и сельскохозяйственной деятельности.

3. Зона преимущественного развития угольно-энергетического комплекса, выделяемая на базе территорий с наибольшим ресурсным потенциалом вне активно урбанизированных территорий.

4. Зона очагового освоения природно-ресурсного потенциала – минерально-сырьевого, лесохозяйственного, частично рекреационного; формируется на базе слабозаселенных территорий.

5. Зона преимущественного развития природоохранной и туристско-рекреационной деятельности; формируется на базе территорий с наиболее высоким природоохранным потенциалом.

6. Заповедная зона (государственный заповедник Кузнецкий Алатау), исключаемая из хозяйственного и регулярного рекреационного использования.

Вышеуказанное зонирование предопределяет подход к решению вопросов о максимально возможном уменьшении степени мозаичности селитебной и производственной функции Кузбасской агломерации и о создании территориально единого природоохранного каркаса.


Проектный каркас особо охраняемых природных территорий включает:

1. Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» в существующих границах.

2. Национальный парк Шорский Проектом предлагается расширение границ парка в северном и восточном направлениях (до границы Таштагольского района) в целях включения в него ряда уникальных природных объектов и более комплексной охраны ландшафтного комплекса Горной Шории. На отдельных участках территории парка Схемой выделяются зоны традиционного природопользования коренных народов.

3. Природный парк «Поднебесные Зубья» (название условное). Схемой предлагается организация Природного парка на территории к югу от границы заповедника «Кузнецкий Алатау» до железной дороги Междуреченск – Абакан. В границы Природного парка включаются не только одно из красивейших мест Кузбасса – «Поднебесные Зубья», но и другие уникальные природные комплексы предлагавшиеся в качестве памятников природы – «Алгуйские тремолиты», «Озеро Черное», «Останец Верблюды» и «Останец Палец», многочисленные геологические и спелеологические объекты.

4. Государственные природные заказники. Проектом предлагается сохранение действующих на территории Кемеровской области заказников и организация 4х новых с условными названиями: Нижне-Кийский, Верхне-Кийский, Танайский, и Исаевский.

5. Памятники природы. Включение в общую систему ООПТ области предлагаемых памятников природы «Подкатунские утесы», Красная горка», «Кузнецкий», «Соколиные горы», «Топольники», «Разрез Басмалинский», «Ильинские травертины», «Кузедеевский», «Огнедышащая гора Мессершмидта», «Разрез ускатской свиты пермского периода с окаменевшими деревьями у дер. Казанково», «Стрельный камень», «Алгуйские тремолиты», «Озеро Черное», «Останец Палец» «Останцы Верблюды».

6. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Проектом рекомендуется организация курортов регионального значения и округов санитарной охраны на базе территорий, сочетающих бальнеологические ресурсы, благоприятные природно-климатические условия и ценные ландшафты - курорт «Терсинский» в Новокузнецком районе в верхнем течении реки Терсь и курорт «Берчикульский» в Тисульском районе
Проектная организация рекреации и туризма показана на чертеже «Схема туристско-рекреационной деятельности». Проектные решения включают:


  • Сохранение и развитие существующей Горно-Шорской рекреационной зоны.

  • Организация новых туристско-рекреационных зон – Бельсинская, Зеленогорская, Кийская и Салаирская.

  • Выделение зон преимущественного размещения объектов стационарного отдыха и зон кратковременного отдыха.

  • Организация в каждой туристско-рекреационной зоне т.н. «организационно-хозяйственных центров туристско-рекреационной деятельности». Функция центров – материально-техническое снабжение и коммуникационное обеспечение дисперсно расположенных рекреационных объектов, координация деятельности по обустройству мест кратковременного отдыха и туристских маршрутов. В качестве таких центров Схемой предлагаются Таштагол, Междуреченск, Зеленогорский, Тисуль и Гурьевск.

  • Предложения по организации сети спортивно-оздоровительных туристских маршрутов и опорных центров маршрутного туризма. Функция центров – размещение туристских гостиниц и приютов, палаточных лагерей (вне городской местности), баз проката спортивного снаряжения, информационных служб.

«Схемой» намечено развитие транспортной системы области для более полного обеспечения потребностей народного хозяйства и населения транспортными услугами.



Железнодорожный транспорт:

1. В связи с прогнозируемым ростом объемов угледобычи необходимо завершение строительства Среднесибирской магистрали. В отличие от намечавшегося ранее примыкания Среднесиба к станции Мереть, что сформировало бы колоссальную перегруженность участка Артышта – Мереть, не имеющего дублеров, и исключительную концентрацию грузопотоков в Белово (в центральной части города), «Схемой» предлагается трассировка Среднесибирской магистрали от станции Артышта по обходу г.Гурьевск, п. Сосновка и далее в Алтайский край, обеспечивающая пропуск основных грузопотоков по кратчайшему маршруту и одновременно по обходу всех крупных городов области.

2. Желательным является сокращение транспортного плеча при выходе на западный вектор Транссиба из района г.Шарыпово (западная часть Красноярского края) и тяготеющей к нему зоны добычи бурого угля. «Схемой» предлагается строительство новой железнодорожной линии Тяжинский – Дубинино – Шарыпово с возможным в перспективе продлением до г.Ужур (далее на Абакан).

3. Строительство подъездных железнодорожных путей для освоения природно-ресурсного потенциала.

4. Организация регулярного движения скоростных электропоездов по линии Кемерово – Новокузнецк – Междуреченск.

Автомобильные дороги. К числу основных мероприятий относятся:

1. Строительство обходов городов Кемерово и Мариинск федеральной автодорогой М-53 «Байкал».

2. Завершение формирования скоростной автодороги Кемерово – Новокузнецк (по параметрам 1 технической категории) за счет строительства участка Кемерово – Ленинск-Кузнецкий.

3. Строительство автодороги южный обход Юрги – Яшкино – Тайга – Анжеро-Судженск в целях обеспечения связности северных районов области, а также разгрузки трассы М-53 на участке Юрга – Кемерово – Мариинск.

4. Строительство глубокого восточного обхода Кемерово общего направления Анжеро-Судженск – Новокузнецк от пгт.Промышленновский до с.Березово.

5. Формирование автомагистрали Новосибирск – Новокузнецк (далее в Абакан) по обходу г.Ленинск-Кузнецкий

6. Строительство трассы Шарап – Новоильинский – Байдаевка, что обеспечит въезд со стороны Кемерово в северные районы Новокузнецка, дополнительно будет организована связь районов города Запсиб и Байдаевка.

7. Завершение строительства межрегиональной трассы Алтамаш – Турочак для обеспечения связи Кемеровской области и Республики Алтай.

8. Несмотря на осуществляемое в настоящее время строительство автодороги Абакан – Балыкса – Ортон – Таштагол с подъездом к Междуреченску «Схемой» подтверждается необходимость строительства автодороги Междуреченск – Теба – Балыкса в качестве межрегиональной, способствующей также освоению природно-ресурсного и рекреационного потенциала смежных территорий. По автодороге Новокузнецк – Междуреченск – Абакан необходимо строительство обходов городов Мыски и Междуреченск.

9. Строительство кольцевой автодороги в Кемерово, оконтуривающей проектную застройку города и объединяющей связью по обходу центра города ряд существующих (Пионер, Ягуновский, Боровой) и проектируемых поселков-спутников.

10. Строительство дороги областного значения Николаевка – Новоивановский – Тисуль для обеспечения кратчайшей связи пгт.Тисуль с областным центром.

11. Строительство дороги Зеленогорский – Центральный и далее на Белогорск с целью обеспечения кратчайшей связи южной части Тисульского района с основной частью области и освоения лесосырьевого и рекреационного потенциала смежных территорий.

12. Формирование за счет существующих и проектируемых участков автодороги Кемерово – Белово – Прокопьевск – Новокузнецк с западной стороны Кузбасской агломерации в качестве дублера существующей автодороги Кемерово – Новокузнецк, обеспечивающего внутриагломерационные связей западных частей городов, в том числе районов новой застройки.

Воздушный транспорт – сохранение и модернизация существующих устройств, развитие вертолетного транспорта для обслуживания труднодоступных предгорных и горных районов.

Водный транспорт - сохранение и модернизация существующих пристаней и причалов.

Трубопроводный транспорт - строительство участка нефтепровода Анжеро-Судженск – Березовский для обеспечения сырьем намеченного к строительству Березовского НПЗ, строительство нефтепродуктопровода общего направления Анжеро-Судженск – Новокузнецк для обеспечения поставок продукции проектируемых НПЗ области на юг Кузбасса.
Развитие инженерной инфраструктуры.

Схема водоснабжения городов и поселков, расположенных близ рек, озер или водохранилищ, предусматривается по двум независимым системам. Система хозяйственно-питьевого водоснабжения должна базироваться на преимущественном использовании подземных вод, система хозяйственно-технического водоснабжения для населения и предприятий города - на использовании речной воды. Водоснабжение угольной отрасли предусматривается преимущественно за счет шахтных вод.

Для городов Новокузнецк, Киселево, Прокопьевск, Междуреченск, Мыски, Осинники и Калтан предлагается объединенная система водоснабжения, источниками воды для которой будут служить существующие водозаборы на Атамановском, Безруковском и Кандаласском МПВ, а также предлагаемый к строительству водозабор на Тутуясском МПВ. Водоподготовку рекомендуется осуществлять на очистных сооружениях в городах Мыски и Новокузнецк. Резервным источником водоснабжения для объединенной системы водоснабжения может служить Мысковское МПВ, которое располагается на юго-западной окраине города Мыски.

Намечено развитие канализационных сетей и сооружений для повышения уровня благоустройства жилья и улучшения экологической обстановки в населенных пунктах области. При канализовании населенных пунктов следует рассматривать возможность применения полураздельной системы канализации. Канализование промышленных предприятий надлежит предусматривать по полной раздельной системе. Для очистки сточных вод предусматривается применение сооружений естественной и искусственной биологической очистки (КОС).

Развитие системы санитарной очистки территории включает:

- строительство мусороперерабатывающих заводов в комплексе с полигонами ТБО в городах Кемерово, Белово, Прокопьевск, Новокузнецк и Междуреченск;

- ликвидацию полигона токсичных отходов в районе п.Комсомольский, Предлагаются два варианта утилизации токсичных отходов вне освоенных территорий.



Развитие электроэнергетики принимается преимущественно по сложившимся инвестиционным проектам. Согласно прогнозам «Схемы» производство электроэнергии к 2025 г. возрастет с 26 до 95 млрд. кВт-ч/год, потребление в границах области – с 34 до 50 млрд. кВт-ч/год. В структуре намеченных к вводу мощностей 12 % (порядка 1,5 ГВт) составляет подземная газификация угля.

Основные мероприятия по развитию сетевого хозяйства:

- строительство линии постоянного тока высокого напряжения общего направления «восточные – западные регионы РФ» через северную часть области;

- строительство ЛЭП 500 кВ от Менчерепской ГРЭС в направлении Новосибирска для подачи электроэнергии в соседние регионы из формируемого энергоизбыточного центра и юга области;

- строительство ЛЭП 220 кВ «Ленинск-Кузнецкий – Прокопьевск» с западной стороны Кузбасской агломерации для обеспечения стабильного электроснабжения городов с учетом их территориального развития.

Теплоснабжение. Покрытие тепловых нагрузок в Кемерово, Новокузнецке, Белово, Калтане, Мысках, Юрге, а также в Прокопьевске и Киселевске будет обеспечено за счет реконструкции существующих и ввода дополнительных мощностей на Томь-Усинской ГРЭС в Мысках, Беловской ГРЭС в Белово, Кузнецкой ТЭЦ в Новокузнецке, Ново-Кемеровской ТЭЦ в Кемерово и строительства Прокопьевско-Киселевской ТЭЦ.

Развитие отопительных систем малых и средних городов в зоне Транссиба должно быть ориентировано на строительство мини-ТЭЦ. Для улучшения экологической обстановки в крупных городах области и покрытия проектных нагрузок целесообразен перевод части существующих и строительство ряда новых котельных на природный газ.



Газоснабжение. Потребности в природном газе будут обеспечиваться главным образом за счет газа, добываемого из угольных пластов Кузбасса. Прогноз потребления природного газа на расчетный срок определен в 10 млрд. куб. м в год, ориентировочный уровень коммерческой добычи метана из угольных пластов 20 млрд. куб. м. в год.

«Схемой» намечено строительство магистрального газопровода от газокомпрессорной станции п.Металлургов в район г.Бийск для поставок метана потребителям за пределами области. При строительстве данного газопровода, Кемеровская область включается в газопровод «Алтай», что дает возможность экспорта метана угольных пластов в Китай. Также предусматривается строительство магистрального газопровода от компрессорной станции «Проскоково» до Красноярска с подключением к газопроводу Анжеро-Судженска и Мариинска; строительство газопровода от газокомпрессорной станции в поселке Металлургов к Междуреченску.


Природоохранные мероприятия. Схемой намечен ряд планировочных и технологических мероприятий по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, основные из которых связываются с:

  • деконцентрацией угольной промышленности. Долю добычи угля на смежных с селитебной застройкой городов, поселков и крупных сельских населенных пунктов планируется сократить с 35% до 14%;

  • организацией четкого функционального зонирования – уменьшением мозаичности функционального использования территории за счет максимально возможного разграничения производственных территорий с селитебными и природоохранными;

  • для наиболее крупных городов-загрязнителей предлагаются технологические мероприятия по очистке атмосферного воздуха и сточных вод.

«Схемой территориального планирования» намечен отказ от строительства Крапивинского гидроузла в связи с прогнозируемым ухудшением микроклиматических и гидрологических характеристик, необратимым разрушением ценных природных комплексов, увеличением концентрации загрязняющих веществ и твердых фракций, возможностью катастрофического затопления части г. Кемерово.

«Схемой» предусматривается использование конструкций плотины для строительства мостового перехода в направлении пгт.Центральный для освоения лесосырьевого и рекреационного потенциала правобережья Томи, развитие на базе пгт. Зеленогорский опорного центра лесозаготовительной деятельности и узла лесопереработки, организация на основе прибрежных территориях зоны приоритетного развития стационарной рекреационной деятельности.


Развитие системы расселения. В основу прогноза численности населения положен умеренно-оптимистический вариант, предполагающий поэтапное восстановление докризисного типа воспроизводства населения. Согласно данному прогнозу численность населения области в целом стабилизируется на показателе 2850-2820 тыс.чел.

Прогноз численности населения в разрезе муниципальных образований демонстрирует значительные различия между показателями движения населения частей области, связанные главным образом с прогнозируемым сохранением центростремительной миграции в Кемерово, Новокузнецк, а также в другие города агломерации. Доля городского населения к 2025 г. увеличится с 85 до 89 %.

В Кемеровской области сложилась уникальная по степени концентрации населенных пунктов система агломеративного расселения. В данную систему входят 15 из 20 городов области и 20 из 44 поселков городского типа. Население агломерации составляет свыше 75% от всего населения области. В современной Кузбасской агломерации можно выделить 5 групповых систем населенных мест с наибольшей плотностью населения и максимально интенсивной маятниковой миграцией: Кемеровская, Беловская, Прокопьевская, Новокузнецкая и Междуреченская.

На период расчетного срока проекта сохранится двуполярная модель расселения с городами-противовесами Кемерово и Новокузнецк. Будет происходить территориальное срастание групповых систем населенных мест в составе агломерации. Реализация крупных инвестиционных проектов создаст большую устойчивость центрам межрайонного и районного значения для сохранения существующей системы расселения в зоне Транссиба.

Приоритетным направлением развития расселения предгорных и горных территорий является не диверсификация хозяйственного комплекса, а вовлечение в хозяйственный оборот ресурсного потенциала этих территорий, преимущественно за счет вахтового метода освоения. Развитие вахтового метода освоения природных ресурсов произойдет также на сравнительно удаленных (до 40 км от городов агломерации) территориях угледобычи в Прокопьевском, Новокузнецком и Междуреченском районах.

Особо значимым проектируемым узлом эксплуатации природного потенциала Кемеровской области является Усинское месторождение марганцевых руд – крупнейшее в РФ. Схемой предлагается организация поселка с условным названием Белоусинск и проектной численностью населения около 2 тыс.чел.


Сложившаяся планировка городских населенных пунктов частично является реликтом 1930-х годов, что зачастую выражено в дисперсном расположении селитебных зон (бывших шахтерских поселков), размещении их в санитарно-защитных зонах и на подработанных территориях, нерациональной транспортно-планировочной структуре города в целом. Таким образом, условия Кузбасса предъявляют наиболее жесткие требования к разработке генпланов, в составе которых следует рассматривать возможности существенной трансформации планировочной структуры.

В составе «Схемы» даны предложения по территориальному развитию всех городских населенных пунктов; наиболее существенные изменения намечены в отношении градостроительного развития г.Новокузнецка - сдерживание процесса некомпактного развития города, освоение селитебной застройкой возвышенных (смежных с центром) территорий.



В качестве приоритетных задач для всех населенных пунктов определены выход проектной селитебной застройки на более благоприятные в экологическом отношении территории и развитие дублирующих элементов транспортно-планировочной структуры.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница