Шежере, как способ сохранения и передачи индивидуальной, семейно-родовой и исторической памяти в селе Байгазино



Скачать 61.49 Kb.
Дата04.05.2016
Размер61.49 Kb.
Кочиева Полина и Рудыкина Софья

Н.р. к.пс.н., доцент Н.В. Ткаченко

Шежере, как способ сохранения и передачи индивидуальной, семейно-родовой и исторической памяти в селе Байгазино.
У башкир, как и у ряда других в прошлом кочевых скотоводческих народов, издавна существовал обычай составлять родословную своего рода. В родословную включались члены рода исключительно по мужской линии. Каждый член рода должен был хорошо знать свою родословную. Знание в этой области башкиры передавали своим детям и внукам. После принятия мусульманства и вслед за ним арабского письма такие генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере». Башкирские шежере своеобразные письменные памятники XVI-XIX, а иногда и более ранних веков. Если одни шежере действительно являются только родословными, то другие включают сведения, приближающие их к летописи. Тем не менее, к большинству шежере было бы правильно применить термин «генеалогическая летопись».

Башкирские шежере, как и многие другие виды письменных памятников подверглись тяжелым испытаниям времени. Особенно варварски с ними обращались в первые десятилетия советской власти, когда все прошлое, старинное отрицалось, критиковалось и разрушалось. Все что не успевали закопать в землю или опустить на дно водоема, было сожжено. Таким образом, вместе со старинными рукописями и книгами были сведены на нет сотни других родословных записей. Но к счастью сохранились более 150 шежере.

По внешним признакам башкирские шежере делятся на два вида: номинальные и нарративные. Номинальные шежере представляют из себя список мужских имен расположенных в хронологической последовательности по разным направлениям и исходящих из одного корня. Внешне они напоминают древа, отсюда и название «шежере», что в дословном переводе с арабского языка обозначает «дерево». А в шежере нарративного вида имена, также расположенные в хронологической последовательности, сопровождаются повествовательным текстами.

Говоря о семьях можно припомнить, что при переселении в деревне проживало 102 мужчины, 85 женщин, всего 34 двора со времен ее основания сотником Байгазы Кунакбаевым (1770-1853 гг). Она была основана в 1804 году (как упоминалось выше), и с тех пор в деревне проживает 8-9 поколений. В данный момент в деревне Байгазино существует одно большое племя Карагай-Кипчак (по словам респондентов, разделяются в бурзянском районе племя на бурзян и карагай-кипчаков, которые разделили два берега реки Агидель, при своем расселении на этой территории в 13 веке. Однако по историческим-архивным источникам это деление не соответсвует истине). Из письменных источников известно, что башкиры племени Кипчак называют имя Лукман Хакима, который, согласно мусульманской мифологии, был одним из сподвижников Яфеса – проотца тюрков. Также известно, что шежере Карагай-Кипчакского племени относится к числу древнейших, которое делится на семь родов:



  1. Иткарины (Динисламовы, Шокировы, Шариновы)

  2. Баязитовы (Сабитовы, Исхаковы, Хаммотовы)

  3. Махмутовы (Псянчины)

  4. Исянбаевы (Кунафины)

  5. Рахматуллины

  6. Ишкуловы (Хасановы)

  7. Замановы

За все пребывание в деревне нам удалось собрать семь шежере, двое из которых одного и того же рода. Четыре из них относятся к родам коренных жителей, относящихся к племени Карагай-Кипчак:

  1. Иткарины (Динисламовы, Шокировы, Шариновы)

  2. Ишкуловы (Хасановы)

  3. Баязитовы (Сабитовы, Исхаковы, Хаммотовы)

Исянбаевы (Кунафины)эъ\

В деревне Байгазино преобладает шежере номинального вида, (Некоторые наши респонденты приписывают эпическому произведению Урал-батыр функцию шежере и ситают общим предком всех башкир - урал батыра. )Хотя в письменных источниках говорится о том, что башкиры должны помнить своих предков до 10-15 колена, в деревне Байгазино, как мы наблюдали, такой традиции не сохранилось. На деле они могут рассказать до 3-4 колена. Но были и такие, которые могли назвать предков до семи поколений назад, назвать их даты рождения и рассказать что-нибудь про них. Например, некоторые респонденты рассказывали о своих предках дальше третьего поколения, если они запомнились выдающимися поступками или профессиями. Например, прошли первую или вторую мировую войну, или какие-либо другие войны, или работал муллой в деревне.

(Минзаля Мазгаровна рассказывала нам о своем дедушке-мулле, который в годы революции смог остановить разрушение мечети тем, что наслал на разрушителей много змей. Мулла обладал провидческим даром и был действительным духовным лидером деревни. – уважаемым и почитаемым человеком.

Хана Ишмуратовна рассказывала также про другого своего деда, по линии мужа, который являлся прокурором и раскрыл много преступлений. И был уважаемым человеком на селе.

Хана Ишмуратовна рассказывала о своем прадеде, который получил особый орден за участие в войне 1812 года. Это обстоятельство актуализировало у нашей респондентки и ее родственников интерес к своему прошлому и прошлому своего народа.

В деревне Байгазино (в данный момент) родовые (а также племенные) шежере составляются не семьями и даже не родами. Существует так называемый праздник Шежере-Байрам. Этот праздник организуется администрацией деревни каждые пять лет. Последний такой праздник проводился в марте 2007 года. (В 2012 году праздник не состоялся ) На празднике шежере все рода соревнуются между собой: строят шалаши, проводят скачки, устраивают бои. После игровой части праздника каждый род собирается отдельно и составляет новое или дополняет старое шежере, вписывают имена мальчиков, родившихся за последние пять лет, а если рождались только девочки, то в таких случаях могут вписать и женские имена.

Особенности шежере в Байгазино заметны не только в традициях проведения праздников, но и в житейских предметах. Например, во многих домах при входе висят веточки курая, которые символизируют объединение всех родов в одно племя. Также в деревне существует строгая традиция не жениться на родне до седьмого поколения. Поэтому женятся на односельчанах очень редко.

Шежере в деревне Байгазино существует с давних пор (1804 год-основание деревни). Раньше, по рассказам наших респондентов, право на составление шежере в деревне принадлежало местному мулле. Позднее шежере стали составлять жители группы родственных сел, одного села или даже члены отдельных семей. В такие шежере обычно записывались имена всех мужчин данного села или семьи на протяжении нескольких поколений. Шежере представляло собой большую ценность, реликвию, свидетельствующую о древности происхождения данного рода. Сейчас же в Байгазино осталось не много семей, которые действительно ценят и дорожат своими родословными, и мало у кого в деревне имеются шежере в письменном виде. Как показывают письменные источники, что раньше потерять шежере рода считалось большим позором, и по рассказам стариков, потеря шежере истолковывалась как забвение принципов родовой солидарности, как забвение памяти отцов, чем башкиры особенно дорожили. Так же в письменных источниках говорится о том, что родовое шежере очень строго сохранялось, редко кому показывалось, и за пределами рода его местонахождение почти никому не было известно. Пожалуй, в деревне Байгазино не сохранилось таких строгих и твердых традиций, поэтому мало у кого имеются на руках родовые шежере. Мы столкнулись даже с таким случаем: одна из наших респонденток, Даутова Раиса Ярулавна 1945 года рождения сожгла свое шежере, как ненужную старую вещь.

Мы заметили, что фамилии некоторых родоначальников одних шежере исходят от имен некоторых родоначальников других шежере. Следуя из этого мы предположили, что возможно некоторые роды произошли от одного корня. После этого мы сравнили все шежере между собой и выяснили, что:


  1. В шежере Баязитовых (№1) фамилия Кунакбаев исходит от имени Кунакбай в шежере рода Ишкуловы (№4).

  2. В шежере Исянбаевых (№10) фамилия Баязитов исходит от имени Баязит в шежере рода Баязитовых (№1).

  3. В шежере рода Исянбаевых (№7;№10) один и тот же родоначальник – Исенбай.

  4. В шежере рода Ишкуловых (№4;№10) один и тот же родоначальник – Ишкол.

Мы рассматривали шежере прежде всего, как инструмент сохранения и передачи памяти о своих предках, поэтому мы старались проводить более глубокое интервью о семейно-родовой и исторической памяти.

При разговоре с респондентами, мы столкнулись с одной особенностью памяти – наши респонденты указывают на предка родоначальника, стоящего в основании древа, далее как правило пропускают двух предков, и называют уже собственно фамилию своего рода: исянбай и т.д.

При общении с респондентами ведущей темой являлись воспоминания о предках на два поколения назад и о своих собственных достижениях.

Шежере играет важную роль в сохранении родовой памяти и играет функцию связи индивидуальной истории с историей семейно-родовой и исторической. Шежере позволяет почувствовать отдельному человеку свою связь, как с жизнью своей семьи, так и с историей своего народа.

По нашим наблюдениям семейно-родовая и историческая память будет актуализирована у людей, у которых предки сыграли значимую роль в истории села, семьи или истории народа.

У таких людей, предки которых чем-то прославились преобладают нарративные шежере, так как помимо имен они помнят и какие-либо истории, связанные с ними.



Во время нашего пребывания в деревне и общения с респондентами мы договорились поддерживать с ними контакт, поэтому, возможно, что затронутая нами тема будет дальше изучаться и расширяться при помощи наших респондентов.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница