Северная стратегия



Скачать 87.63 Kb.
Дата31.10.2016
Размер87.63 Kb.
@ЗАГОЛОВОК = Канада: "северная стратегия" обретает конкретные очертания

@АВТОР = /Игорь Борисенко, корр.ИТАР-ТАСС в Оттаве/

В августе - в сезон политического затишья - вопросы канадского суверенитета в Арктике традиционно выходят на первый план, прежде всего, благодаря поездкам премьер-министра Стивена Харпера по районам Крайнего Севера. Не изменил он традиции и в нынешнем году, отправившись 23-26 августа в шестую по счету поездку по Арктике, с остановками в Резольют- Бэй, Бейкер-Лейк, Йеллоунайф, Уайтхорс и Хэйнс-Джанкшн. Его сопровождали министр здравоохранения Леона Эглаккек, министр по делам коренных народов и по вопросам развития Севера Джон Данкен и министр природных ресурсов Джо Оливер.

Как и в прошлые годы, центральным событием должно было стать посещение премьер-министром ежегодных военных учений "Нанук". В нынешнем году трехнедельные учения, начавшиеся 4 августа, были особенно масштабными. На первом этапе в районе острова Корнуоллис и в Дэвисовом проливе осуществлялось совместное патрулирование кораблей ВМС Канады, США и Дании, а также совместные учения по отражению угрозы с воздуха и отработка методов совместных картографических работ. Во время второго этапа учений планировалось задействовать истребители CF-18, фрегат "Сент-Джон" и два корабля сопровождения, самолеты-разведчики, военно-транспортную авиацию и вертолеты, около 1100 военнослужащих ВМС, ВВС и армии, подразделения спецвойск, а также патрульные группы "рейнджеров", сформированные из индейцев-инуитов, имеющих опыт действий в условиях Арктики. Сценарий этого этапа учений предусматривал отработку действий при авиакатастрофе в труднодоступном районе Арктики, а также при возникновении ЧП с судном, находящимся в районе к северу от Баффиновой Земли. Впервые в ходе учений в Арктике планировалось использовать беспилотные разведчики "Скэн игл", подобные тем, что применялись канадским контингентом в Афганистане. При разведке района условной авиакатастрофы в труднодоступном районе Арктики информацию с беспилотных разведчиков планировалось передавать в режиме реального времени военнослужащим двух рот, переброшенным из провинций Альберта и Квебек для отработки методов проведения поисково-спасательных операций.

Однако вместо отработки элементов заранее спланированного сценария канадским военным пришлось иметь дело с последствиями реальной трагедии:

пассажирский "Боинг-737-200", на борту которого находились 11 пассажиров и

4 членов экипажа, 20 августа врезался в каменистый холм неподалеку от гравийной взлетно-посадочной полосы аэродрома Резольют-Бэй. Именно там должен был развертываться штаб Объединенной специальной группы "Север" для руководства учениями.

Одними из первых к месту катастрофы подтянулись две пожарные машины, специально доставленные в крошечный арктический поселок для отработки действий при крупном авиационном ЧП. Затем над районом аварии появились вертолеты, а по соседству был разбит полевой госпиталь. Троих уцелевших в катастрофе немедленно эвакуировали в госпиталь Икалуита, столицы территории Нунавут. Если бы ликвидацией последствий занималось только население Резольют-Бэй, где насчитывается около 250 жителей, то на эвакуацию потребовалось бы несколько часов: ведь в группе из Центра координации спасательных операций пришлось бы добираться из Торонто.

Этот случай продемонстрировал, насколько сложны спасательные операции в Арктике, заявил Стивен Харпер, побывавший на месте трагедии. Из-за катастрофы "Боинга" его поездка по Северу была перенесена на сутки, а программа пребывания в Резольют-Бэй сокращена с двух дней до нескольких часов. "Нынешние учения предназначались, в частности, для того, чтобы проверить, насколько быстро можно доставить необходимое оборудование и технику для спасательных операций из южных районов страны, - сказал премьер-министр на встрече с группой военнослужащих и спасателей. - Мы должны быть реалистами. Учитывая огромные пространства канадской Арктики, мы никогда не сможем добиться того, чтобы все необходимые ресурсы для таких операций оказывались под рукой. Это просто невозможно". В этой связи он отметил важность профессиональной подготовки тех, кто участвует в такого рода операциях. "Должен быть разработан план, в соответствии с которым мы смогли бы, в случае необходимости, быстро перебросить ресурсы на Север", - подчеркнул он.

Параллельно с отработкой действий на случай ЧП в ходе учений "Нанук"

планировалась также имитация аварии с судном к северу от Баффиновой Земли, в Северо-Западном проходе, кратчайшем пути из северной Атлантики через канадский арктический архипелаг в море Бофорта и далее в Тихий океан.

Однако, как сообщил представитель министерства обороны, оба эти сценария были отменены сразу же после катастрофы. Сценарий "морского ЧП" в учениях был предусмотрен не случайно: возможность крупного разлива нефти в Арктике

- будь то при аварии танкера или при неполадках на морской буровой - вызывают в Канаде серьезную озабоченность. На крайне тяжелые последствия такого ЧП указывают, в частности, эксперты консультативной компании "Эс.

Эл. Росс Энвайронментал Рисерч" /S.L. Ross Environmental Research/, подготовившие в августе для канадского Национального энергетического совета специальный доклад. В нем рассматриваются различные гипотетические сценарии выброса нефти из скважин в проливе Дэвиса, разделяющем Канаду и Гренландию, а также в прибрежной зоне моря Бофорта.

Авторы доклада изучали вопрос о том, насколько значительно ветер, волнение на море, низкие температуры, туман и другие факторы могут замедлить начало работ по ликвидации нефтяного пятна. По их оценкам, если выброс нефти произойдет со скважины в проливе Дэвиса в октябре, то операции по очистке пришлось бы отложить на несколько месяцев из-за ледовой обстановки, что привело бы к весьма масштабному загрязнению Арктики. Если же выброс нефти в этом районе произойдет в период с июля по август, то существует лишь 30-процентная вероятность того, что удастся использовать традиционные методы ликвидации нефтяного пятна, поскольку для эффективной работы по очистке акватории необходимы отсутствие льдин и слабое волнение на море, а в проливе Дэвиса сочетание этих двух факторов случает весьма редко. Нефть, скопившуюся на льдинах, пришлось бы выжигать лишь с началом весенне-летнего сезона. С учетом опыта ликвидации аварии на скважине в Мексиканском заливе авторы исследования отмечают, что в случае возникновения аналогичной аварии в условиях Арктики ликвидаторам потребуются дистанционно управляемые погружаемые аппараты, несколько судов управления и несколько танкеров для сбора разлившейся нефти. Действия всей этой группы судов будут в огромной степени зависеть от погодных условий и от ледовой обстановки. Сейчас таких ресурсов у Канады в Арктике нет.

Болезненным для канадских экспертов напоминанием об ограниченности нынешних возможностей на Крайнем Севере стали недавние высказывания бывшего премьер-министра Франции Мишеля Рокара о том, что Канада "слишком мала для того, чтобы создать инфраструктуру" для транспортных путей в Арктике. В интервью информационному агентству АФП в Монреале после завершения круиза по Арктике на борту ледокола "Амундсен" Рокар высказал предположение, что российский Северный морской путь окажется в будущем более привлекательным для перевозки грузов в Арктике, чем канадский Северо- Западный проход из северной Атлантики через арктический архипелаг в море Бофорта.

"У меня сложилось впечатление, что Канада отказалась от конкурентной борьбы в деле привлечения большей части морских перевозок в ближайшие 25-30 лет, - заявил Рокар. - Северный морской путь, пролегающий вдоль побережья Сибири, менее извилист, чем Северо-Западный проход, там меньше островов, вокруг которых нужно было бы прокладывать курс, там меньше опасностей, и он является более прямым, хотя и несколько более протяженным". Как отметил Рокар, сейчас отдельное судно или караван, следующий Северным морским путем, должны сопровождать два ледокола. Однако по прогнозам американских исследователей уже к 2030 году этот район Арктики будет свободен ото льдов. Канада, по его словам, не располагает достаточными ресурсами для того, чтобы создать необходимую инфраструктуру для обеспечения коммерческого судоходства в Арктике, в то время как Россия является "силой в Арктике", располагая несколькими ледоколами, в том числе и атомными.

Дело не в том, что Канада "слишком мала" для создания арктической инфраструктуры, а в том, чтобы проявить политическую волю и иметь необходимые ресурсы, определяющие, насколько быстро Канада может развивать трансполярные торговые пути, отреагировал на высказывания Рокара известный канадский эксперт по проблемам Арктики, профессор Университета Калгари Роб Хьюберт. "Мы до сих пор не решили, хотим ли мы, чтобы международные торговые пути пролегали через наши воды, - заявил он в интервью информационному агентству Постмедиа ньюс. - Кроме того, сейчас не время обсуждать экономические выгоды от использования полярных маршрутов, поскольку сейчас в тех районах сохраняются льды".

По его мнению, те транспортные компании, которые направляют суда вокруг Южной Америки или через Панамский канал из Атлантики в Тихий океан, вряд ли удастся убедить перейти на использование северных маршрутов, поскольку для сопровождения караванов судов там потребуется ледокол.

Следует учитывать и то, что период навигации на Севере значительно короче.

До сих пор, продолжал он, не предпринималось "сконцентрированных усилий"

по составлению карт ледовой обстановки в северных районах и в результате движение судов может быть сопряжено с опасностями.

В свою очередь, Майкл Байерс, профессор международного права в Университете Британской Колумбии, считает, что Северо-Западный проход из северной Атлантики через канадский арктический архипелаг в море Бофорта и далее в Тихий океан "практически наверняка" будет доступен для судоходства в период с сентября по октябрь, причем, для судов всех типов, а не только для ледоколов. "На пути от пролива Ланкастер-Саунд до Барроу-Стрейт ширина проливов и глубины достаточны для того, чтобы там могли пройти супертанкеры, и другие суда сверхкрупного водоизмещения", - заявил он, оговорившись при этом, что в связи с трансполярным судоходством для Канады возникает целый ряд серьезных проблем, прежде всего - как обеспечить защиту от угрозы разлива нефти, а также от деятельности преступных группировок на Севере. При этом следует помнить о том, что до сих пор вопрос о суверенитете над Северо-Западным проходом является предметом дебатов. "Иностранным судоходным компаниям потребуется навигационное обслуживание мирового класса, будут нужны карты, поисково-спасательные службы, безопасные якорные стоянки, а также проводка ледоколов, - пояснил он. - Если Канада создаст "Арктический коридор" и вложит в этот проект средства, то судоходные компании и правительства других стран с гораздо большей готовностью воспринимали бы канадский суверенитет в Арктике".

Луи Фортье, научный директор "Арктикнет" /ArcticNet/ - исследовательской программы в Университете Лаваля в Квебек-Сити, поддержав в целом "северную стратегию" Стивена Харпера, подчеркнул необходимость еще более решительных мер. В качестве примера он сослался на то, что Канада ввела ограничения на масштабы лова промысловых рыб в западной Арктике только после того, как эту меру ввели США. Не обошел он вниманием и высказывания Мишеля Рокара относительно отставания Канады в развитии инфраструктуры в Арктике. "Тут все дело в руководстве, - подчеркнул Фортье. - Думаю, правительству следовало бы знать о том, что научное сообщество в целом поддерживает "Северную стратегию", однако мы должны действовать гораздо быстрее, взять на себя роль лидера, а не просто ждать, когда кто-то другой сделает первый шаг. Мы сами должны двигаться вперед и добиваться результатов".



Сейчас практически вся инфраструктура на канадском Севере, созданная в 1950-1960-х годах, нуждается в срочной модернизации. По оценкам Федерации канадских муниципалитетов, северным поселкам требуются инвестиции в размере 250 млн долларов, чтобы защитить их от последствий глобального потепления климата, в частности от таяния вечной мерзлоты. По словам Фортье, правительство учитывает фактор глобального потепления и ассигновало 85 млн долларов на создание инфраструктуры для исследовательских работ на Севере. В частности, данные геологических исследований /на них Геологическая служба Канады получила 150 млн долларов на 5 лет/, а также информация о климатических изменениях, уровнях осадков и объемах стоков северных рек крайне важны при оценке возможности создания гидроэлектростанций на Севере, необходимых для создания крупных горнодобывающих комплексов. На этот факт указал в интервью информационному агентству "Канадиэн пресс" президент Международного арктического научного совета, член канадской Арктической комиссии Дэвид Хик. Какой вопрос ни затронуть - обеспечение канадского суверенитета в Арктике, экономическое развитие региона или повышение уровня жизни северян, продолжил Хик, "самую большую озабоченность вызывает вопрос о том, что у нас нет достаточных знаний о быстро меняющейся ситуации в Арктике и мы не может принимать хорошо продуманные решения, не представляя, как взаимосвязаны множество факторов в условиях Севера".

Правительство Канады стремится учитывать эти рекомендации: в ходе остановки в Бейкер-Лейк, где действует крупная золотодобывающая шахта, Стивен Харпер объявил об ассигновании средств на создание нового управления регионального развития со штаб-квартирой в Икалуите, в задачу которого будет входить детальная оценка всех экономических проектов на Севере с точки зрения воздействия на экологию. "Оказывает ли экономическое развитие воздействие на состояние окружающей среды? - задал он риторический вопрос на встрече с журналистами. - Безусловно, оказывает. Мы стремимся свести эти последствия к минимуму и намерены тесно взаимодействовать как с местными властями, так и с представителями коренных народов". "На канадском Севере имеется колоссальный экономический потенциал, - подчеркнул Стивен Харпер, - Все те, кто занимается инновациями, открывают все новые возможности для развития региона, что обеспечит создание новых рабочих мест на Севере". --0--


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница