Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов



страница1/20
Дата08.05.2016
Размер5.02 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
хрестоматия

серия

Спортивная психология

в трудах отечественных специалистов

Санкт-Петербург

Москва ■ Харьков • Минск 2002

Спортивная психология в трудах отечественных специалистов

Серия «Хрестоматия по психологии» Составление и общая редакция И. П. Волкова

Е
Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Ведущий редактор Художник обложки Корректоры Верстка
. Строганова


Л. Винокуров

Е. Цветкова

А. Борин

С. Маликова

Т. Брылёва, М. Одинокова А. Борин

ББК 88.43 УДК 159.9:796

С73 Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

ISBN 5-318-00591-8

В хрестоматии собраны тексты из научных трудов ведущих отечественных специалистов по актуальным теоретическим и прикладным проблемам психоло­гии спорта, изданные в основном в 60-90-е годы XX века. Представленные в хрестоматии работы отражают возникновение, общее состояние, структуру и перспективы развития данной отрасли научного знания, зародившегося в России в начале XX века и неуклонно развивающегося в настоящее время. Материалы хрестоматии могут быть с успехом использованы в исследователь­ских, педагогических и консультационных целях специалистами не только по психологии спорта, но и по проблемам общей, возрастной, педагогической, соци­альной психологии и акмеологии спорта; практиками сферы организации и управления физическим воспитанием и образованием, студентами, аспирантами, тренерами по разным видам спорта, а также спортсменами в целях психологиче­ской самоподготовки к соревнованиям.

© Составление, И. П. Волков, 2002 © Издательский дом «Питер», 2002

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-318-00591-8

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.2001. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры. Подписано к печати 25.01.2002. Формат 84х108'/з2- Усл. п. л. 20,16. Тираж 5000 экз. Заказ № 768.

ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67, лит. В.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК «Лениздат» (типография им. Володарского)

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.

Содержание

Спорт на рубеже веков . . 7



ЧАСТЫ. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

Раздел 1. Наука психологии спорта 14

Т. Т. Джамгаров. Психологическая систематика видов
спорта и соревновательных упражнений 14

А. Ц. Пуни. [Предмет психологии спорта] 22

А. Ц. Пуни. [Очерк истории психологии спорта] 24

Н. Б. Стамбулова. Психологическая структура

спортивной деятельности 32



A. А. Крылов. Некоторые проблемы психологии спорта

в современном мире 37



Раздел 2. Психические процессы,

связь умственных и двигательных действий в спортивной

деятельности 43

Р. С. Абелъская. Внутренняя речь в формировании

произвольных действий спортсменов 43



B. Г. Стрелец, А. А. Горелов. [Вестибулярные реакции

и чувство равновесия у спортсменов] 52

Н. Б. Стамбулова. О формировании спортивно важных
психических свойств спортсмена 64

Раздел 3. Эмоциональные и психофизиологические

состояния спортсменов в процессе тренировок

и соревнований 73

О. В. Черникова. [Эмоциональные состояния в спорте]. 73 А. В. Алексеев. [Состояние вдохновения у спортсменов] . 78 Е. П. Ильин. [Состояния монотонии у спортсменов]... 88

4 Содержание



Ю. 10. Палайма. Преодоление отрицательных

эмоциональных состояний в спорте 98



В. К. Сафонов, Г. Б. Суворов. [Состояния

тренированности и «спортивной формы»] 107



Раздел 4. Проявление индивидуально-типологических
свойств личности в спортивной деятельности -115


Б. А. Вяткии. [Темперамент и способности

к спортивной деятельности] 115



Е.П.Ильин. [Стили спортивной деятельности] 128

Г. Е. Леевик. [Черты характера спортсменов разного

уровня мастерства] 136



ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

Раздел 5. Психология спортивного воспитания, обучения и формирования мотивации достижений в спорте • • • • 152

В. В. Велору сова. Воспитание в спорте. . . 152

В. Ф. Никифоров. Формирование личности

высококвалифицированного спортсмена в условиях


микроцентра 166

В. Л. Марищук, Е. А. Пенъковский. Воспитательная

работа с высококлассными атлетами 174



П.А.Рудик. [О нравственном воспитании спортсмена] 188 А. А. Тер-Ованесян. Основные понятия методики

обучения физическим упражнениям 196



Ю. И. Портных. Воспитательное влияние психологии
побед и поражений в спорте 202

А. Пилоян. [Мотивы и мотивация спортивной

деятельности] ..... 210



A. Ц. Пуни. Формирование и актуализация мотивов

участия в соревнованиях 219



Раздел 6. Психология подготовки и готовности
спортсменов к соревнованиям231

B. А. Алексеев. [Как управлять своим вниманием

перед стартом] 231

Содержание 5

А. Д. Ганюшкин. К вопросу о технологии

психологической подготовки спортсмена 239



А. Ц. Пуни. [О психологической разведке

в подготовке к соревнованию] 246



Л. Н. Радчеико. Опыт аутогенной тренировки борцов . 250

Е. П. Ильин. [Состояние наивысшей готовности

и работоспособности спортсмена] 253



Раздел 7. Консультирование, психодиагностика,
психологическая помощь спортсмену и тренеру 260


Г. Д. Горбунов. Практический психолог в спорте .... 260

Г. М. Двали. [Психологическая помощь тренера

спортсмену во время соревнований] 269



A. Ц. Пуни. [Методы психологического исследования

в спорте] 275



B. Л. Марищук. [Методы психодиагностики в спорте]. 279

Л. К. Серова. Психограмма личности спортсмена-
игровика 289

Раздел 8. Психологические особенности отдельных

видов спорта высших достижений 293

Г. М. Гагаева. [Психологический анализ трудностей

в футболе] 293



Б. И. Новиков. Предыгровые состояния футболистов

высшей квалификации 303



A. В. Родионов. Психология спорта высших

достижений 308



Г. В. Яроцкий, И. П. Волков. Как формируется личность
спортсмена-победителя в плавании? 323

Е. Р. Яхонтов. [Командная сплоченность

баскетболистов] 332



B. А. Таймазов. Английский бокс:

смысловая структура среднедистанционного боя . . 339



А. А. Колешао. Психологические особенности

спортивной борьбы 346



6 Содержание

Раздел 9. Психология спортивного общения и спортивного
зрелища 351

А. Н. Николаев. [Влияние факторов «чужого поля» на
выступления футболистов]. . . • 351

A. Л. Меньщикова. Публичность соревнований как фактор

психологического воздействия на личность


спортсмена 355

B. И. Румянцева, Л. М. Руйбите. [Восприятие и понимание

друг друга в спортивном общении] 361



Краткие сведения об авторах 367

Библиография 372

Спорт на рубеже веков

Психологию спорта прежде всего интересуют закономерности психической деятельности человека в процессе его подготов­ки к соревнованиям и участия в них.

Соревнование — квинтэссенция спорта. Однако этим зна­чение научно-практических знаний в области психологии спор­та не ограничивается. Доказано педагогической практикой, что решение многих актуальных ныне задач нравственного, патрио­тического и эстетического воспитания подрастающего поколе­ния наиболее успешно достигается средствами коллективного физического воспитания в спорте.

По всеобщему убеждению специалистов, работающих в сфе­ре физического воспитания, спорт служит для подрастающего поколения прекрасной моделью предстоящей ему жизненной борьбы за свое место в обществе, является своего рода «аре­ной» для самоутверждения и публичной демонстрации своей активной жизненной позиции. «Также известно, что серьезная любовь к спорту составляет удел весьма даровитых народов», — писал в 1911 г. в своей статье «Психология спорта» петербург­ский земский врач В. Ф. Чиж1.

Настоящая хрестоматия — это коллективный труд трех по­колений спортивных психологов, сформировавшихся и рабо­тавших в институтах физкультуры, в университетах и в научно-исследовательских центрах СССР в XX в. Их общее мнение о том, что психология спорта — молодая, перспективная и быстро развивающаяся наука, актуально и в наши дни. Именно благо­даря усилиям этих авторов учебный курс психологии спорта ныне преподается в физкультурно-педагогических вузах стра­ны и на всех факультетах физического воспитания и психоло­гических факультетах университетов в России.

Труды отечественных ученых по психологии спорта способ­ствовали прогрессу в смежных областях психологической нау­ки: психологии труда, педагогической, инженерной, космиче­ской, социальной, дифференциальной психологии, и тем са­мым продолжают работать на ее научный престиж за рубежом.


Чиж В. Ф. Психология спорта. — СПб., 1911 (Отдельный оттиск). — С. 6.

8 Спорт на рубеже веков

Спорт на рубеже веков 9




Данная дисциплина является ныне ведущей при подготовке бу­дущих преподавателей и тренеров по спорту. Знания по психо­логии спорта весьма полезны спортивному менеджеру и спор­тивному судье, тренеру и учителю физкультуры, каждому со­знательному и вдумчивому спортсмену, любому молодому и взрослому человеку, желающему развить свою волю, усовер­шенствовать свои спортивно-важные качества, развить себя физически, психомоторно и духовно. Чувство самодостаточ­ности, единства души и тела, приобретенное на тренировках и в соревнованиях, пригодится человеку и в жизни после окон­чания спортивной карьеры. Все выдающиеся политики совре­менного мира в той или иной мере были и остаются по стилю своей жизни, мышления и даже в повседневном деловом обще­нии спортсменами.

Ушедший XX в. не зря называют «веком спорта», ибо спорт стал всепланетным «послом мира» и интернациональным явле­нием, сближающим все народы, требующим от всех государств сокращения вооружений, прекращения войн, т. е. Олимпий­ского мира. Это иллюстрируется «Монбланом» фактов, и в част­ности, например, тем, что футбол, как наиболее популярный вид спорта, был официально заявлен в качестве претендента на Нобелевскую премию мира за 2001 г.

Спорт оказывает влияние на людей и общество посредст­вом своих социальных функций, ведущая из которых сконцен­трирована в его социализирующем воздействии на природно обусловленное стремление людей к соперничеству, к борьбе и соревнованию друг с другом в общении и совместной деятель­ности. Спорт учит корректному общению, служит самоутвер­ждению человека как деятеля, о чем писал еще в конце XIX в. Пьер де Кубертен в «Оде спорту»: «Ты устраиваешь праздники для тех, кто жаждет борьбы, и для тех, кто жаждет этой борь­бой насладиться...Ты осеняешь лаврами лишь того, кто борол­ся за победу честно, открыто, бескорыстно... Ты верный, неиз­менный спутник жизни. Нашему телу и духу ты щедро даришь радость бытия»1.

Однако наступление современной эпохи профессионально-коммерческого спорта серьезно пошатнуло его олимпийские идеалы и воспитательные позиции, породило стремление лю­дей к наживе в спорте, что заставляет МОК ужесточать для спортсменов меры антидопингового контроля, требовать от го­сударств разработки законодательной базы по спорту. Свою мощную лепту в развитие психологии современного спорта вносят СМИ, прежде всего спутниковое телевидение, которое превратило в конце XX в. нашу планету в обозримую для всех землян «спортивную арену». Однако по каналам СМИ ныне распространяется и такая информация, которая развращает молодежь и представляет спорт лишь как культ силы и выгод­ный шоу-бизнес.

Отметим, что в XXI в. спорт все более будет приобретать черты акмеологической деятельности1, ибо он уже дифферен­цировался на массовый спорт и спорт высших достижений. По­следний теперь четко разделяется на олимпийский и профес­сиональный спорт, которые уже не противостоят друг другу, а «обмениваются» спортсменами и опытом в искусстве сорев­новаться. У многих предпринимателей в сфере спорта теперь возникает соблазн «мутить воду» ради финансовых выгод, смешивать олимпийский спорт с профессиональным, игнори­ровать научный подход к спорту как социальному явлению. Ра­боты авторов данной хрестоматии, воспитанных на олимпий­ских идеалах спорта, позволяют поддерживать чистоту научно-исследовательского подхода к спорту как к педагогическому инструменту общества.

Популярность спорта растет: в развитых странах мира он стал массовым и рекреационным, т. е. оздоровительно-развле­кательным, где и сохраняется понятие о «спортсмене-любите­ле». Но это понятие уже не применимо к участникам даже ре­гиональных международных соревнований и национальных чемпионатов. Примером роста массовости рекреационного спорта являются не только западные страны, но и Китай, Ко-




Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Радуга, 1982.-С. 18-19.

Греческое слово «акме» означает «вершина»; все люди стремятся к своим вершинам в избранной деятельности, а в спорте — прежде всего!



10 Спорт на рубеже веков

Спорт на рубеже веков 11




рея, Япония, Австралия, где развитие спорта, как это было и в бывшем СССР, есть государственная политика.

Спорт высших достижений культивирует профессиональ­ное отношение к спорту, что отразилось и на исследованиях по психологии спорта и способствовало возникновению в конце XX в. многообразных по профилю специалистов, делающих карьеру в области спорта, — менеджеров, специалистов по свя­зи, рекламе, питанию, допинговому и медицинскому контро­лю, спортивных менеджеров и маркетологов, организаторов спортивных зрелищ, спортивных врачей, физиологов, психо­логов спорта и пр., что превратило спорт в особый вид спор­тивного труда как для специалистов, так и для самих спорт­сменов.

На развитие спорта развитые страны ныне денег не жалеют, ибо затраты окупаются сторицей: спортивные зрелища и сам дух спорта интегрирует нацию, способствует развитию между­народного бизнеса и кросс-культурному обмену, культивиру­ет в людях стремление к успеху в карьере, здоровому образу жизни, создают жизнерадостное мировосприятие и заряжают спортивных болельщиков оптимизмом. Не только искусство спортсмена, но и психология спортивных болельщиков ныне влияет на успехи спортсменов.

Благодаря спутниковому телевидению, стремящихся к сво­ему «акме» выдающихся атлетов планеты теперь могут наблю­дать миллиарды спортивных болельщиков, а вершины миро­вых спортивных рекордов неуклонно поднимаются, где же их пределы? Знание психологии соревнующегося спортсмена ны­не становится объективно необходимым для подготовки его к участию в соревнованиях. Спортивная психология в XXI в. становится акмеологическим инструментом эффективной тре­нировки и достижения успеха в соревнованиях.

Именно соревнования предъявляют к психике и к организ­му спортсмена достаточно жесткие требования, адаптировать­ся к которым помогает научно обоснованная система и методы спортивной тренировки.

В настоящей хрестоматии представлены труды отечествен­ных специалистов по психологии спорта, опубликованных ими

в различные периоды становления отечественной науки о спор­те начиная с 1952 г. (XV Олимпийские игры в Хельсинки) — дебюта советского спорта на мировой арене. Мы включили в хрестоматию работы не только российских ученых и основа­телей психологии спорта в Москве и Ленинграде (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, Е. П. Ильин, Г. Д. Горбунов, О. В. Черникова и др.), но и труды авторитетных в советскую эпоху специалистов-психологов, совместными усилиями которых психология спорта утверждала себя как научная и учебная дисциплина на обшир­ном спортивно-педагогическом пространстве бывших советских республик — Литвы, Грузии, Армении, Белоруссии, Украины (Ю. Ю. Палайма, Л. М. Руйбите, Р. А. Пилоян, А. А. Лалалян, Г. М. Двали, А. А. Колешао и др.)

На развитие психологии спорта мощно влияет и возникшая в последней четверти XX в. экономическая инфраструктура спортивного бизнеса в зрелищных видах спорта, бурно процве­тает спортивный шоу-бизнес, а успехи национальных сборных команд стали беззастенчиво и напрямую использоваться не только в рекламе потребительских товаров, но и в политической и дипломатической деятельности. В довершение коммерциа­лизации спорта его главное мероприятие — спортивное зрели­ще, приобрело свойство дорогого товара. Услуги же спортив­ных специалистов и классных спортсменов ныне стоят немало, матчевые гонорары спортсменов-профессионалов измеряются миллионами долларов.

Среди позитивных тенденций — возникновение адаптивно­го спорта для инвалидов, систематическое проведение планет­ных Параолимпийских игр для инвалидов, что, безусловно, требует от психологов спорта внимания к этим новым пробле­мам спортивной жизни на планете. Таковы тенденции разви­тия современного спорта по планете на рубеже веков.

Будем надеяться, что данная книга хотя бы частично вос­полнит тот острый дефицит в научно-психологических знани­ях о закономерностях спортивной деятельности, о психолого-педагогических методах спортивного воспитания, обучения, тренировки и психологической подготовки спортсменов к со­ревнованиям, который возник в конце XX в. в России в связи




12 Спорт на рубеже веков

с политическими изменениями, т. е. в тот период прошлого де­сятилетия, когда именно спорт и спортсмены продемонстриро­вали свою социально-психологическую устойчивость и надеж­ность в стремлении не уронить чести Отечества на междуна­родной спортивной арене в трудные годы Перестройки.



Доктор психологических наук, профессор И. П. Волков

Часть I


Общетеоретические основы психологии спорта

Раздел 1. Наука психологии спорта 15



Наука психологии спорта

Т. Т. Джамгаров

Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений1

Соревновательная деятельность спортсменов является основ­ным объектом исследований в психологии спорта и практиче­ского приложения психологических рекомендаций. Эффектив­ность научных поисков в этой области, успешность интерпре­тации эмпирических данных и действенность практических рекомендаций в существенной мере зависят от степени систе­матизированное™ сведений об общих и специфических психо­логических особенностях соревновательной деятельности в различных видах спорта. Поэтому разработка достаточно уни­версальной, имеющей корректные основания психологической систематики видов спорта и соревновательных упражнений остается актуальной в научном и прикладном отношениях за­дачей (А. Пуни, М. Ванек, Б. Крэтти и др.). Только такая си­стематика может выявить цельную картину общности и раз­личий психологического содержания соревновательной дея­тельности в различных видах спорта.

Разработка любой классификации или систематики пред­полагает, во-первых, определение ее целей, во-вторых, уточне­ние и, если необходимо, ограничение ее объектов, в-третьих,

выбор и обоснование того признака (критерия), который будет положен в основу различения и объединения объектов.

Цель приводимой здесь систематики состояла в том, чтобы на основе установления общности и различий в некоторых за­данных правилами условиях соревнований, определяющих главные психологические особенности соревновательной дея­тельности спортсменов (команд) в разных видах спорта, пред­ставить их в строго упорядоченной системе, отвечающей прин­ципам и требованиям научной классификации и систематики.

При определении объектов систематики были взяты только те виды спорта, которые характеризуются активной двигатель­ной деятельностью спортсменов с предельным проявлением физических и волевых качеств1. Анализу не повергались виды спорта, связанные с управлением средствами передвижения, с модельно-конструкторской деятельностью, с абстрактно-логи­ческим обыгрыванием противника, а также все виды стрельбы и различные многоборья. Все группы соревновательных упраж­нений были представлены в исходном перечне объектов систе­матики в максимально укрупненном виде. Так, например, в ка­честве единых объектов рассматривались все виды легкоатле­тических прыжков, все виды ходьбы и бега на средние и длин­ные дистанции, все виды плавания независимо от дистанции и способа и т. д.

Наиболее сложным и ответственным всегда является вы­бор признака, по которому сравниваются, а затем и группи­руются изучаемые объекты. В качестве такого признака в при­водимой систематике избрано взаимодействие спортсменов. Основанием для такого выбора явились следующие соображе­ния. А. Н. Леонтьев пишет: «Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности —- среди окружающих лю­дей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром»2. Нетрудно дога-


Джамгаров Т. Т. Психологическая систематика видов спорта и соревнова­тельной деятельности // Психология и современный спорт. — М.: ФиС, 1982. - С. 12-20.

1 Советская система физического воспитания. — М: ФиС, 1975. — С. 331. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Госполитиздат, 1975. - С. 82.

16 Часть I. Общетеоретические основы психологии спорта

Раздел 1. Наука психологии спорта 17




даться, что спортивная, особенно соревновательная, деятель­ность протекает преимущественно именно в условиях «откры­той», непосредственной коллективности. Все ее участники и творцы — спортсмены, тренеры, научные работники, спортив­ные руководители и организаторы, судьи, врачи, массажисты, специалисты, ответственные за материально-техническое и ин­формационное обеспечение тренировочных занятий и сорев­нований, и другие — вступают между собой в определенное многоплановое взаимодействие. Психологические особенности этого взаимодействия являются одной из важнейших характе­ристик спортивной деятельности.

Как уже было отмечено, психологию спорта в первую оче­редь интересует соревновательная деятельность. По своей психологической сущности это не что иное, как сложное, мно­гоаспектное, регламентированное правилами взаимодействие спортсменов и команд. Без этого взаимодействия (соперников или партнеров по команде) акт спортивного противоборства не­возможен. Конкретные формы субъектно-объектных отноше­ний или взаимодействий зависят от особенностей спортивной деятельности, определяющих в существенной мере психологи­ческую специфику разных видов спорта, а отсюда и возмож­ность их сравнения, объединения и систематизации. Предла­гаемый вариант систематики соревновательных упражнений в качестве признака, как уже указывалось, имеет параметр взаи­модействия спортсменов в процессе соревнований, которое вы­ступает в двух основных формах: с противником — в форме про­тивоборства (соперничества) и с партнерами — в форме взаи­модействия (сотрудничества). Это определяет две плоскости, два аспекта рассмотрения параметров взаимодействия спорт­сменов.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница