Серьезная проповедь



Скачать 52.04 Kb.
Дата12.11.2016
Размер52.04 Kb.
Серьезная проповедь

Джим Элифф


Некоторое время я размышлял об отчаянном состоянии проповеди на Западе. Я даже позабавился с идеей написать буклет под названием Серьезная проповедь. Такая проповедь вышла из моды, но я все еще верю в нее. Пожалуйста, поймите, что я не говорю о трудах до седьмого пота. Раньше говорили, что если у человека носовой платок не промок от пота, а сам он не охрип от визга и, в конце концов, не оттоптал себе края штанин, то он не проповедовал вовсе! Билли Сандей, бейсболист-ставший-евангелистом начала 1900-х, был именно таким. Однако со всем юмором и эксцентричностью его проповеди и стиля, после чтения его проповедей (и даже после прослушивания одной на кассете) я остался пустым. Он мог как пулеметчик, приковать грешника к месту словами, он мог размахивать своим креслом и заставить их слушать, он мог выманить их на «стружечную дорожку» (его слова, кстати),1 но в итоге, ничего особо важного сказано не было. Легко размахивать Библией и при этом никогда ее не проповедовать. Есть многие, которые отдали всего себя в борьбе за безошибочность Писания и при этом недостаточно читали Библию, за которую они боролись. Нет, что нам нужно, так это доктринальная проповедь … настоящая твердая пища истины.

Дж. Б. Гэмбрелл (1841-1921) был именно таким проповедником. Он был профессором Юго-Западной баптистской богословской семинарии, редактором и христианским государственным деятелем, которого с любовью называли «великим общинником»; но главным образом он был проповедником. Он сказал следующее:

«Мы можем вдохновить нашу веру и обновить наше мужество, размышляя над тем, что божественная сила всегда посещала проповедь доктрины, производимой в истинном духе проповеди. Великие пробуждения сопровождались героической проповедью доктрин благодати, предопределения, избрания и всей той возвышенной горой серий доктрин, на троне которых восседает Иегова, суверенный в благодати, как и во всем другом. Бог почитает проповедь, которая почитает Его. В настоящее время существует обременяюще много бесхарактерных, «молочных» проповедей, пытающихся упросить грешников вступить в перемирие с их Создателем, оставить грех и присоединиться к церкви. Ситуация же вопиет не о перемирии, а о капитуляции. Давайте вызовем тяжелую артиллерию небес и дадим залп по этому чванливому, надменному веку, как это делали Уайтфилд, Эдвардс, Спержен и Павел, и будет много поверженных для Господа, воскрешенных, чтобы ходить в обновлении жизни». («Обязанности баптистов преподавать свои главные принципы», Возврат к баптистским принципам, The Religious Herald Company, 1902)

Вы можете сказать, что люди не станут слушать подобную проповедь. Это не совсем неверно. Павел напоминал нам, что наступит время, когда «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух…» (2 Тим. 4:3-4). Этот отрывок напоминает мне о бедственном нашествии лягушек в дни фараона. «И собрали их в груды, и воссмердела земля» (Исх. 8:4). К сожалению, наше бедствие не приходит и не уходит подобно той, однако оно все еще с нами. И оно смердит!

Проблема вот в чем. Проповедник проповедует то, что люди хотят услышать, с особым намерением никогда не обидеть. Сейчас проповедники должны остерегаться обижать без особой причины. Они должны полоскать горло и пользоваться одеколоном, быть учтивым и мягким в своих методах. Мы должны жить в мире со всеми людьми, насколько это возможно. Но истина оскорбляет. А потому великие истины упускаются и их заменяют некими безобидными наставлениями, в которых отсутствует здоровая доктринальная пища, делающая из духовной каши настоящих мужчин. Часто такие проповеди психологические, а не теологические. И если доктрина затрагивает что-то, вызывающее несогласие (а они практически все таковы, если к ним подойти правильно – Иисус не мог даже семинар по браку провести без противления!), тогда страшащиеся людей проповедники станут рассматривать ее настолько осторожно, касаться ее настолько осмотрительно, говорить о ней настолько обще, защищать ее настолько слабо, верить в нее настолько шатко, что истина будет низведена до такого ничтожества, которым-то и восхищаться уже нечего. Вздремнем. И проповедник говорит: «Никаких больше доктринальных проповедей; они не слушают их». Как проповедник может использовать ту же Библию, которая зажгла протестантскую Реформацию, положила начало современному миссионерскому движению и отправляла ее предшественников на плаху, и не разбудить никого – это для меня просто какая-то мистика.

Поэтому, позвольте мне посоветовать вам отправиться к своему пастору и сказать нечто следующее: «Пастор, я готов – готов слушать нечто более глубокое, более существенное, даже более трудное (если вы объясните термины) чем то, с чем мне приходилось мириться раньше. Выложите это как оно есть, а я буду внимательно слушать. Что касается меня и моего дома – мы хотим расти». Видите ли, дело не в том, что люди неспособны слушать более сильные проповеди: дело в том, что мы стали ленивыми слушателями. Люди умирали за те доктрины, которые мы принимаем как нечто, само собой разумеющееся! То, что Павел считал молоком, мы не это имеем в виду. Мы хотим нечто вроде «Юпи» или «Инвайт Плюс». Молоко – это, по крайней мере, хорошая истина в форме, усвояемой для младенцев, но «Юпи» - это просто вкус и ничего больше. И ох, как мы хотим этого!

Для моих друзей проповедников, читающих эту статью – давайте покаемся в этой поверхностной проповеди! Не утаивайте то, что Бог считает важным достаточно, чтобы поместить это в Свое Слово. Павел говорил: «Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян.20:27). Но будьте готовы: не все одобрят вас. Вам придется заплатить немало, чтобы проповедовать истину. Хотя, какое право мы имеем поступать по-другому? Какое право мы имеем делать Бога кем-то другим, чем Он есть на самом деле, чтобы заставить людей больше полюбить Его? Почитайте Бога, провозглашая истину о Нем. Как сказал Гамбрелл: «Бог чтит тех, кто чтит Его». А затем приготовьтесь увидеть удивительные результаты своей работы. Я убежден, что если пробуждение наступит в наши дни, оно придет через возрождение знания об истинной природе Бога, человека и греха. Как хочется мне, чтобы вы обратили внимание на темы о характере и работе Самого Бога, абсолютной развращенности человека, презренной природы греха, суда над проклятыми и верующими, отличий ложного исповедания, требований и благодати покаяния, оправдания через крест Христов, природы библейского освящения или святости, избирающей работы Бога, искупительную работу Сына, применения искупления к призванным посредством Духа, страха Божия, и прочее, и прочее.

Когда вы станете проповедовать, некоторые будут указывать вам, чтобы вы все взвешивали. Это мудро, если понимается правильно. Но на идею взвешенности можно посмотреть и по-другому. Почему бы не попытаться сбалансировать годы слабых, вялых, банальных пародий на проповедь, которых слушали ваши прихожане, с помощью хорошей здравой доктрины? Нельзя сбалансировать каждую проповедь. Вам и не стоит ожидать этого. Проповеди Иисуса не были таковыми. Пожалуйста, не бойтесь, чтобы у людей оставались какие-то вопросы. Я думаю, очень неплохо будет, если каждое воскресенье люди будут покидать здание с головой, полной вопросов. По крайней мере, они опять думают, а не просто кивают головой. По крайней мере, это пробуждает их ото сна. Вы лучше всего уподобитесь Иисусу в своей проповеди, если оставите их ломающими голову и работающими над этими вопросами. Где бы Иисус ни ходил, люди смотрели Ему вслед и чесали себе затылки. Не бойтесь быть подобными Иисусу.



Когда проповедуются великие доктрины, по всему ходу проповеди вставляйте ваше практическое применение. Спержен сказал: «Я привык помещать применение в конце своей проповеди. Это хорошее правило; но поскольку я обнаружил, что грешники более впадать в спячку в конце, то сейчас я обычно после отрывка доктрины для созидания святых, палю по грешникам, когда они не ожидают этого. Выстрел застает их врасплох…» Наши доктрины – это не сухие кости сморщенных старых богословий, но живые и изменяющие жизнь слова Бога! Должно быть естественным смешивать нашу доктрину с обращениями как к погибшим, так и спасенным. Если это горит в нас, то это, скорее всего, будет гореть и в других.

1 Билли Сандей проповедовал большей частью в палатках, где проходы между рядами, для предупреждения грязи, посыпались стружкой, отсюда и смысл фразы – вызвать на стружечную дорожку, чтобы пройти к кафедре для покаяния. (Прим. перев.)





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница