Сентябрь наступил



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3   4
КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК

(для детей старшего возраста)


ОСЕНЬ
СЕНТЯБРЬ НАСТУПИЛ

прогулка № 1


Наблюдение. Вот и закончилось веселое, теплое лето, наступила осень. Вступил в свои права первый осенний месяц – сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом».

Дни осенние пришли,

Детки в лето подросли…

Полно дома баловаться

Время в садик отправляться!

По прозрачному высокому небу бегу и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы.

Предложить детям определить состояние погоды (солнечная, ветреная или тихая). Рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нём (облака, солнце). Обсудить температурные особенности погоды. Учить детей самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья с деревьев, головные уборы). Развивать прослеживающую функцию глаза – наблюдение за летящими листьями при сильном порыве ветра.

Загадка: Пришла без красок

И без кисти.

И перекрасила все листья. (Осень)

В народе первый осенний месяц называют сентябрь-листопадник. Почему? Предложить детям посмотреть вокруг, вдаль, на каких деревьях начали желтеть листья.



Осень – художница.

Повязала Осень пёстрый фартук

И ведёрко с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

Примета. Весна и осень – на дню погод восемь.

Пословица. В сентябре и лист на дереве не держится.

Словарная работа: листопадник, пестрый фартук, позолотой обвела, «запевала осени», «златоцвет», погожие.

Эксперимент. Подойти к дереву и потрясти его за ветки или ствол. Определить, держатся или нет листья на ветках. Народная пословица гласит верно.

Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» - учить детей коллективно возводить постройки, нужные для игры, совместно планировать предстоящую работу.

Подвижная игра «Ловишки» - развивать быстроту реакции, внимательность.

Труд. Привлечь детей к сбору семян цветов космеи и календулы – научить различать их.

Индивидуальная работа. «Что сажают в огороде?» - классификация предметов по определенному признаку, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки..

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
ЯСНЫЙ ДЕНЬ - ПАУТИНА

прогулка № 2


Наблюдение. В солнечный денёк обратить внимание детей, что небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья клёнов и берёз. Воздух чист, прозрачен, и в нём летают серебристые нити паутины. Предложить детям поймать летающие паутинки. Спросить, видят ли они в паутинке маленького жучка? Что происходит с насекомыми осенью?

Осенью бывают ясные деньки.

Листики порхают, словно мотыльки.

Нити паутины серебром горят,

Льется на тропинку желтый листопад.

Обратить внимание на то, что осенью стало много паутины. Воздух чист, прозрачен и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». Серебристые ниточки летят по ветру, ложатся на росистую траву, тонкой пряжей оплетают кусты. Откуда кругом столько паутины? Это готовятся к отлету из родных мест молодые паучки. У пауков нет крыльев и поэтому они прикрепившись к нити, уносятся в воздушное путешествие, поднимаясь вверх потоком теплого воздуха. Так они расселяются, осваивая новые места. Ведь ребятишек у мамы-паучихи очень много и всем им жить в одном месте тесно, да и корма маловато.



Загадки. Без рук, а холст ткет. (Паук)

Висит сито – не руками свито. (Паутина)

Примета. Паутина стелется по растениям – к осеннему теплу.

Пословица. Клюква зреет, бабье лето кличет.

Словарная работа: порхают, «бабье лето», серебром горят.

Эксперимент. Зачем одуванчику «парашютики» - выяснить взаимосвязь строения плодов со способами их распространения.

Сюжетно-ролевая игра «Строим город» - закреплять умения самостоятельно строить отношения со сверстниками, считаться с их мнениями, спокойно решать споры.

Подвижная игра «Удочка» - развивать ловкость, быстроту реакции, умение подпрыгивать на двух ногах.

Труд. Предложить детям полить песок, взрыхлить его – воспитывать трудолюбие, заботливое отношение друг к другу.

Индивидуальная работа. Проговаривание скороговорки «На дворе трава, на траве дрова».

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
ОСЕННИЕ ДОЖДИ

прогулка № 3


Наблюдение. Обратить внимание детей, что в сентябре дни становятся короче, солнце не поднимается в небе так высоко, как летом. В сентябре часто идут дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие. Небо затянуто серыми, тяжёлыми облаками.

Дождь.

Он идёт, а мы бежим.

Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим милый друг!

Загадка: Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь)

Примета. Послеобеденный дождь – долгий. Если пузыри от дождя по воде – продолжительное ненастье.

Пословица. Сбежались тучки в одну кучку, быть ненастью.

Словарная работа: моросящие, нудные, холодные дожди.

Эксперимент. Выяснение причин выхода червей на поверхность земли во время дождя – установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» - совершенствовать умения детей самостоятельно строить отношения со сверстниками.

Подвижная игра «Перелет птиц» - упражнять детей в лазании по гимнастической стенке.

Труд. Сбор листьев на участке – воспитывать умение трудиться в коллективе.

Индивидуальная работа. Проговаривание скороговорки: Горох сладкий в огороде

Посадил Володя вроде.

Совершенно горький лук

У Володи вырос вдруг.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
ВЕТРЕНАЯ ПОГОДА

прогулка № 4


Наблюдение. В ветреную погоду понаблюдать, как ветер раскачивает верхушки деревьев. Отметить силу ветра. Слабый ветер – колышет листья и ветки, сильный – свистит около домов, качает небольшие деревья, ломает ветки и сучья. Спросить детей, как можно использовать ветер. Прочитать стихотворение А. С. Пушкина:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

Отметить, что чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, который, медленно кружась, спускается на землю. Предложить детям походить по ветру и против ветра, спросить, куда было трудно идти – учить делать выводы. Объяснить, что ветер – это движение воздуха.



Загадка: Летит без крыльев и поёт, прохожих задевает.

Одним проходу не даёт, других он подгоняет. (Ветер)

Примета. Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.

Пословица. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, мутит, крутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.

Словарная работа: порывистый, холодный, пронзительный, пронизывающий.

Эксперимент. «Как сильно дует ветер?» - использование вертушек. Учить детей делать выводы: чем сильнее дует ветер – тем быстрее крутится вертушка.

Сюжетно-ролевая игра «Строители» - учить сооружать различные постройки из песка, объединенные одним содержанием (темой).

Подвижная игра «Пятнашки» - развивать реакцию на сигнал, учить сохранять правильную осанку, координацию движений.

Труд. Предложить детям собрать песок вокруг песочницы – продолжать воспитывать трудолюбие и ответственность при выполнении трудовых поручений.

Индивидуальная работа. Разучивание и проговаривание скороговорки:

Пекла для Варюшки

Подружка ватрушку.

Подружке подушку

Сшила Варюшка.

Укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппарат. Учить четко и внятно произносить слова и фразы. Развивать память.



Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
ПРОГУЛКА В ПАРК

прогулка № 5


Наблюдение. Прогулка в парк. Полюбоваться общим видом парка, изменением его окраски. Предложить детям поближе подойти к деревьям, рассмотреть отдельно листья и ветки. Спросить, нравится ли детям осенью в парке? Почему? Сказать, что осенью листья деревьев изменяют цвет. Обратить внимание на то, что у разных деревьев листья окрашиваются по-разному. Предложить рассмотреть и сравнить листья по величине и цвету. Понаблюдать листопад, как от небольшого порыва ветра начинается разноцветный дождь опадающих листьев. Отметить, что у разных видов деревьев, листья падают по-разному: у осины – стремительно и прямо вниз; у клёна – долго качаются или кружатся в воздухе; у ясеня – как будто планируют в воздухе.

Осень.

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с клёнов полетели,

Закружился листьев пёстрый хоровод,

Заблестел на лужах первый тонкий лёд.

Загадка: Висят на ветке золотые монетки.

(Осенние листья)

Примета. Если лист с дерева не чисто падает, частично остаётся на ветках, будет холодная зима, и знойное лето.

Пословица. Мигнула липа пестрым листом – осень позвала.



Словарная работа: листопад, разноцветье, стремительно падают, планируют в воздухе.

Эксперимент. «Волшебный лучик» - показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный (Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет, стр.132).

Сюжетно-ролевая игра «По замыслу» - учить самостоятельно придумывать тему и содержание игры: по договоренности распределять роли, воспитывать уважение друг к другу.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» - дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе (Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет, стр. 107).

Труд. Сбор листьев для ручного труда и аппликации – вызвать желание собрать как можно больше разнообразных листьев.

Индивидуальная работа. «Скажи наоборот» (с мячом) - развивать мышление, быстроту реакции.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ

прогулка № 6


Наблюдение. Обратить внимание детей на труд людей осенью. После осени наступает холодная зима, и люди деятельно готовятся к ней. Снимают урожай: заготавливают овощи и фрукты. Заботятся о растениях и животных. Сказать, что в деревнях люди готовят к зиме дома: утепляют, ремонтируют. В городе люди на зиму заклеивают окна, чтобы холод не проходил в квартиру. Раньше в народе говорили: «Вычини избу до Покрова (14 октября), не то не будет в доме тепла».

Ранним утром на поляны лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди, моросящие дожди.

Пеленой затянут просинь – значит, наступила ОСЕНЬ.

Загадка: Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки и соли крупной полмешка.

(Капуста)

Примета. Появился поздний грибок – будет поздний снежок.

Пословица. Холоден сентябрь, да сыт.



Словарная работа: урожай, заготовки, кадка, заквашивают (капусту), утепляют.

Эксперимент. «Движение воздуха» - предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руку. Что чувствуют? – все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» - закреплять умение детей самостоятельно выбирать место для игры, распределять роли, использовать предметы-заместители.

Подвижная игра «Живая и неживая природа» - продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Труд. Предложить детям навести порядок после игры – учить доводить начатое дело до конца, воспитывать трудовые навыки.

Индивидуальная работа. Упражнять в бросании и ловле мяча друг другу – развивать глазомер, точность движений.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

прогулка № 7


Наблюдение. Предложить детям понаблюдать на участке, есть ли теперь скворцы, трясогузки, щеглы, которых дети видели летом. Рассказать о перелётных птицах, показать детям, как собираются они в стаи, готовясь к отлёту. Обратить внимание на воробьев и синиц, вспомнить, какая птица как поёт, постараться увидеть синицу на дереве. Понаблюдать за её быстрыми движениями. Обратить внимание на то, что вначале улетают птицы, которые питаются насекомыми, позже – питающиеся ягодами и зёрнами. Позже всех улетают водоплавающие птицы, пока не замёрзнут водоёмы.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет…

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на тёплый юг.

Загадка: Листья падают с рябин, мчится в небе острый клин.

(Журавли)

Примета. Гусь пошёл в отлёт – скоро быть снегу.

Пословицы. Сентябрь птиц в дорогу торопит.



Словарная работа: перелётные птицы, зимующие птицы, журавлиный клин.

Эксперимент. «Пускаем солнечных зайчиков» - закрепить умение ориентироваться в пространстве (определять направление). Учить делать простейшие выводы – размер «зайчика» зависит от размера зеркала и яркости солнца.

Сюжетно-ролевая игра «Столовая» - закрепить умения детей использовать в игре бросовый материал, развивать фантазию, воображение. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Подвижная игра «Эстафета», «Веселые соревнования» - развивать двигательную активность детей.

Труд. Сбор семян клена, «парашютики», для ручного труда.

Индивидуальная работа. «Попади в цель» - бросание малого мяча, развитие глазомера.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
НАСЕКОМЫЕ

прогулка № 8


Наблюдение за насекомыми. Выяснить, какие бывают насекомые. Есть ли сейчас насекомые? Как они готовятся к зиме? Обратить внимание детей на то, что с уменьшением цветущих растений, становится все меньше и насекомых, гораздо чаще встречаются осенью их личинки (под опавшей листвой, в трещинах коры, под камешками). Здесь прячутся и взрослые насекомые; впадая во временное оцепенение, они становятся неподвижными

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы), местам обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем дуб некогда зелёный.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(З. Федоровская)

Самое стойкое насекомое – это муха. В морозный день, в комнате можно ее увидеть.



Загадка: Не жужжу, когда сижу. Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь, тут уж вволю нажужжусь. (Муха)

Примета. Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.

Пословица. Много мошек - готовь под грибы лукошек.

Словарная работа: личинки насекомых, мягкая зима, суровая зима, зарделись, пурпур осенний, роща золотом одета.

Эксперимент. «Пламя загрязняет воздух» - подержать над пламенем свечи стекло и показать, что оно покрылось слоем копоти.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» - предложить детям выбрать вид транспорта, распределить роли, определить место путешествия. Развивать фантазию.

Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем…» - развивать воображение, умение договариваться.

Труд. Уборка участка от сухих листьев – воспитывать трудолюбие, развивать умение доводить начатое дело до конца

Индивидуальная работа. Повторить стихи об осени – развивать память, продолжать работать над выразительностью речи

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

РАССМАТРИВАНИЕ БЕРЕЗЫ, КЛЕНА (СРАВНЕНИЕ С ЕЛОЧКОЙ)

прогулка № 9


Наблюдение. Обратить внимание детей на красивое сочетание золотистой окраски листьев березы с зеленой хвоей елей, голубым небом. Отметить, что расцветка листьев у разных деревьев неодинакова. Понаблюдать за листопадом. Собрать красивые листья с разных деревьев.

Осень.

Берёзы косы расплели, руками клёны хлопали,

Ветра холодные пришли, и тополи затопали.

Поникли ивы у пруда, осины задрожали,

Дубы, огромные всегда, как будто меньше стали.

Всё присмирело, съёжилось, поникло, пожелтело,

Лишь ёлочка пригожая к зиме похорошела.

(М. Садовский)



Загадка: Прилетела без красок и без кисти,

И перекрасила все листья. (Осень)

Примета. Если рябины в лесу много – осень дождливая, если мало – сухая.

Пословицы. Не хвались, в поле едучи, а хвались, с поля везучи. Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Словарная работа: косы расплели, руками клены хлопали, присмирело, съежилось, поникло, пригожая, едучи, везучи.

Эксперимент. «Шуршат листья под ногами» - учить детей делать выводы и простейшие умозаключения.

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» - закреплять знания детей об овощах, учить детей самостоятельно развивать сюжет, распределять роли, использовать в игре предметы-заменители.

Подвижная игра «Хитрая лиса» - развитие зрительную ориентировку, двигательную активность детей.

Труд. Организовать уборку выносного материала после прогулки – воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Индивидуальная работа. Предложить показать деревья и кустарники, лиственные и хвойные деревья, обозначить словесно.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

НОЯБРЬ «ЧЕРНОТРОП»

прогулка № 10


Наблюдение. Обратить внимание детей на то, что пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Тропинки стали черными и грязными. В народе ноябрь называют «чернотропом». Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато в ноябре прилетают клесты, открывают свои кузницы: шишки клюют – жирок куют, ведь у клестов зимой появятся птенчики.
Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

С.Есенин


Загадка: Только выпали снежинки,

Побежал я по тропинке,

А за мной они бегут,

Весь маршрут мой выдают.

(Следы на снегу)

Примета. В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.

Пословица. Ноябрьские ночи до снега темны.



Словарная работа: «чернотроп», нивы сжаты, скатилось, дремлет взрытая дорога, примечталось, зима седая.

Эксперимент. «Как согреть руки?» -- предложить детям похлопать в ладоши, затем сильно потереть ладоши друг о друга. Каждый раз прикладывать к щекам, чтобы выяснить, когда ладоши тёплые, а когда горячие.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» - вызвать желание использовать в игре природный материал, развивать фантазию, дружеские взаимоотношения в игре.

Подвижная игра «Иди, иди, стоп» - развивать внимание, активизировать слух, развивать ловкость, быстроту реакции.

Труд. Предложить детям навести порядок на участке после сюжетно-ролевой игры – развивать умение доводить начатое дело до конца.

Индивидуальная работа. Закрепить знание детьми последовательность дней недели.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
«СИНИЧКИН» ДЕНЬ

прогулка № 11


Наблюдение. На прогулке обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и птиц, и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям, животным и птицам. Рассказать о том, что в ноябре издавна отмечали люди «синичкин день»: вешали за окно кусочек сала. Мастерили кормушки и развешивали их возле домов на деревьях, сыпали птицам зёрнышки и хлебные крошки. В народе говорили: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму.

Понаблюдать за синицами, рассмотреть ее внешний вид, отметить, что это зимующая птица.



Прилетела к нам на зиму,

И в окошко все стучится.

С синей спинкой птичка,

А зовут ее синичка.

Загадка: Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)


Примета. Первый снег – не санный путь.

Пословица. Синица – порошам вестница.



Словарная работа: родимый край, застынет, ледяные гусли, санный путь, пороша.

Эксперимент. «Почему птицы могут летать?» - определить особенности внешнего вида, позволяющего птицам летать.

Сюжетно-ролевая игра «Школа» - формировать умения детей согласовывать сюжет игры с индивидуальными замыслами всех участников игры.

Подвижная игра «Кто самый меткий?» - развивать ловкость, глазомер.

Труд. Развешать, сделанные в группе, кормушки на деревьях и насыпать в них корма для птиц.

Индивидуальная работа. Закрепить части суток – развивать умение словесно обозначать.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
ИНЕЙ, МОРОЗ

прогулка № 12


Наблюдение. Отметить, как изменилась температура воздуха ноября по сравнению с октябрём (воздух всё холоднее, сильнее морозы). Почва замерзла: от мороза замерзает вода, лужи и грязь на дорогах твердые

Зашумела, разгулялась

В поле непогода,

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу.

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету.

И. Никитин



Загадка: И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней)


Примета. Ярко блещут звёзды – к холодам. Много ягод на рябине предвещает суровую зиму.

Пословицы. Холоден октябрь, а ноябрь его перехолодил. Ноябрь – ледовый кузнец, его забота – землю заковать.



Словарная работа: непогода, разгулялась, принакрылась, вьюга, заковать.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница