(Проведена для учащихся 10 – 11 классов в 2001 – 2002 учебном году на районном семинаре организаторов и пионервожатых.)
«Величие человека в его
способности мыслить!»
Цели и задачи:
-
развитие интереса учащихся к предмету;
-
активизация мыслительной деятельности учащихся;
-
расширение кругозора учащихся;
-
формирование навыков самостоятельной деятельности у учащихся, развитие у них находчивости и смекалки;
-
воспитание уверенности в себе;
-
развитие умения объективно оценивать свои силы и возможности;
-
воспитание коллективизма и духа соревнования.
Участники игры:
две команды по 5 человек.
Обслуживающий персонал:
-
капитан парохода (учитель) – отвечает за организацию и проведение всей игры;
-
помощник капитана – следит за порядком на пароходе, даёт гудки отправлений и прибытий (гудок парохода записан на магнитофон);
-
работники справочного бюро (2 человека) – проверяют решения и ответы задач, дают консультации по задачам;
-
кассиры (2 человека) – выдают задания и жетоны, в конце игры – билеты.
-
Архимед, рыболов, русалка.
Необходимое оборудование:
1. Макеты «Касса» (2 шт.) – из плотной бумаги.
-
касса
|
40 см
|
120 – 150 см
|
|
2. Плакаты.
Семь раз примерь – один раз отрежь!
Поспешишь – людей насмешишь!
Книга – книгой, а мозгами двигай!
3. Вывески.
Кассовый зал.
Каюта 1 класса (красным цветом).
Каюта 2 класса (зелёным цветом).
Каюта 3 класса (чёрным цветом).
Справочная.
Пристань «Историческая».
Пристань «Рыболовная».
Пристань «Русалочка».
Пристань «Призовая».
Счастливого плавания!
4. Карточки-задания:
а) в форме прямоугольника (размером 10см х 20см) с изображением Архимеда на одной стороне для пристани «Историческая»;
б) в виде рыбок для пристаней «Рыболовная» и «Русалочка».
5. Жетоны в форме квадратов (размером 3см х 3см).
6. Билеты из цветной бумаги в форме прямоугольника (размером 4см х 14см): для каюты 1 класса – красные, для каюты 2 класса – зелёные, для каюты 3 класса – чёрные.
7. Таблицы и стенды.
Правила получения билетов (у входа на видном месте).
Такса справочного бюро (у справочной).
Старинные русские меры (на каждый стол).
8. Магнитофон с записью гудков парохода.
Правила получения билетов
1. На каждой пристани в кассовом зале получите карточки – задания с двумя задачами и шестью жетонами.
2. Садитесь за парту и решите задачи.
3. Запишите решения и ответы на листе бумаги и отправьте в справочное бюро.
4. По числу оставшихся жетонов в конце путешествия получите билеты в каюты первого класса, второго класса, третьего класса.
Такса справочного бюро
а) Проверка правильности решения задачи и указание ошибки – бесплатно.
б) Просьба дать вопрос, помогающий найти путь решения задачи – 1 жетон.
в) Подсказка пути решения задачи – 2 жетона.
г) Просьба решить задачу – 3 жетона.
Для проведения игры-путешествия комната оборудуется следующим образом:
-
Одна команда получает карточки-задания и жетоны в одной кассе, вторая команда – в другой кассе. Задания выдаются на каждой пристани. В каждой карточке – по 2 задачи. На каждую задачу – 3 жетона, на одну карточку – 6. Тот, кто в результате наберёт наибольшее число жетонов, получает на пристани «Призовая» билет в каюту 1 класса, остальные – в каюту 2 класса или в каюту 3 класса (соответственно набранным жетонам).
В справочной сидят 2 человека, которые имеют весь необходимый материал по предложенным вопросам и задачам: решения всех задач и ответы к ним, наводящие и подсказывающие вопросы к ним. Справочное бюро в этой игре имеет важное значение. Его назначение – помочь учащимся решить задачи самостоятельно и только в крайнем случае дать готовое решение, сообщить ответ. Ввиду обучающего характера справочного бюро желательно, чтобы его работой руководил учитель.
Ход игры.
I. Вступление.
Капитан. Сегодня мы проводим игру-путешествие «Математический поиск». Мы будем плыть с вами на пароходе под этим названием и решать интересные задачи. (Сообщает условия игры).
А теперь – счастливого плавания! Семь футов под килем!
(Помощник даёт гудок отправления).
II. Пристань «Историческая».
Архимед. Я – Архимед, древнегреческий учёный, живший в 287 – 212 годах до н. э.. Поэтому моя пристань «Историческая». Прибыв на неё, вы должны будете решить задачи из истории математики. Ведь математика – древняя наука и в ней состоял весь смысл моей жизни. Она дала миру огромное количество учёных, которые открывали в ней всё новые закономерности, правила, доказательства теорем. Вот я и хочу посмотреть, интересна ли вам эта наука? Желаю успехов в решении моих задач!
(Помощник даёт 2 гудка прибытия).
(Ученики, входящие в состав команд, получают в кассах карточки с заданиями и 6 жетонов).
Карточка – задание 1.
1. Задача древней Греции.
-
Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?
-
Вот сколько, - ответил философ, - половина изучает математику, четверть – музыку, седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть ещё 3 женщины.
Сколько учеников в школе Пифагора?
2. Используя таблицу старинных русских мер, найдите, сколько вёрст в 10 км (с точностью до целых)?
Карточка – задание 2.
1. Задача Л.Ф. Магницкого.
Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот по случаю, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойную плату с кафтаном. Ему дали по достоинству 5 рублей и кафтан. Какой цены был оный кафтан?
2. Используя таблицу старинных русских мер, найдите, сколько пудов в 160 кг (с точностью до целых)?
Карточка – задание 3.
1. Задача Западной Европы.
Некто купил 30 птиц за 30 монет; из числа этих птиц за каждых 3 воробьёв заплачено 1 монета, за каждые 2 горлицы – также 1 монета и, наконец, за каждого голубя – по 2 монеты. Сколько было птиц каждой породы?
2. Используя таблицу старинных русских мер, найдите, сколько фунтов в 10 кг (с точностью до целых)?
Карточка – задание 4.
1. Задача Л.Ф. Магницкого.
Один человек выпьет кадь пития 14 дней, а с женою выпьет ту же кадь в 10 дней. И ведательно есть, в сколико дней жена его особенно выпьет ту же кадь?
2. Используя таблицу старинных русских мер, найдите, сколько аршин в 15 саженях?
Карточка – задание 5.
1. Задача древней Греции.
-
Хроноса (бог времени) вестник, скажи, какая часть дня миновала?
-
Дважды две трети того, что прошло, остаётся.
2. Используя таблицу старинных русских мер, решите задачу:
Каждый крестьянин царской России имел в среднем по 1,5 десятины земли. Сколько это составляет гектаров (с точностью до целых)?
(После решения (через определённое время) помощник даёт гудок отправления парохода).
III. Пристань «Рыболовная».
Рыболов. Следующая пристань – моя. Я – рыболов, провожу за этим занятием большую часть своего времени. Математика мне нужна для того, чтобы посчитать или взвесить свою добычу, в зависимости от улова. Да вот беда! Стали последнее время мне попадаться на крючок рыбы какие-то особенные, с задачами. Вот я и попрошу вас, мои дорогие гости, помочь мне в их решении.
(Помощник даёт 2 гудка прибытия. Члены команд получают в кассах карточки (рыбок) с заданиями и 6 жетонов).
Рыбка – задание 1.
1. 10 м
Акула
18 м
Кит
Белуга
Сумма их длин 53 м. Определите длину кита.
2. - Ну как, клюёт? - спросил один рыбак второго.
-
Да, 9 штук плотвы и окуней! Причём плотвы в 2 раза больше! А у тебя?
-
А у меня улов почти такой же, лишь окуней на 2 побольше.
Сколько окуней у каждого из этих рыбаков?
Рыбка – задание 2.
1. 20 лет
Кит
10 лет
Белуга
Сом
Общий возраст всех в сумме 120 лет. Сколько лет может жить белуга?
2. Мальчик поймал 20 ершей и окуней, причём окуней в 3 раза меньше, чем ершей. Сколько он поймал ершей?
Рыбка – задание 3.
1. 10 м
Акула
18 м
Кит
Белуга
Сумма их длин 53 м. Определите длину белуги.
2. Три самых крупных сазана весят столько же, сколько 4 самых крупных налима. А вес 1 сазана больше веса налима на 8 кг. Сколько весит самый крупный налим?
Рыбка – задание 4.
1. 20 лет
Кит
10 лет
Белуга
Сом
Общий возраст всех в сумме 120 лет. Сколько лет может жить кит?
2. Два рыбака поймали 40 окуней, причём первый на 6 штук больше второго. Сколько окуней поймал каждый?
Рыбка – задание 5.
1. 10 м
Акула
18 м
Кит
Белуга
Сумма их длин 53 метра. Определите длину акулы.
2.- Какой улов был у тебя вчера? – спросил сосед соседа – рыболова.
-
Я поймал 2 крупных леща да щуку, общим весом 15 кг. Щука хороша! Она тяжелее каждого леща в 3 раза.
-
Сколько же весит щука? – спросил сосед.
-
Посчитай сам! – улыбнулся рыбак.
Ответьте на вопрос соседа.
(После решения помощник даёт гудок отправления парохода).
IV. Пристань «Русалочка».
Русалка. Я и мои подружки – хозяйки здешних вод. Мы очень любим нашу пристань и всегда рады гостям. Только для того, чтобы погостить у нас и пообщаться с нами, вы должны будете ответить на наши вопросы. Желаем вам в этом успехов! И добро пожаловать к нам в гости!
(Помощник даёт 2 гудка прибытия. Члены команд получают в кассах рыбок с заданиями и 6 жетонов).
Рыбка – задание 1.
-
В семье русалок семь сестёр, у каждой по одному брату. Сколько детей в этой семье?
-
Белуга может прожить столько, сколько щука, да ещё 20 лет; щука может прожить столько, сколько сом, да ещё 20 лет, а сом в 2 раза больше золотой рыбки. Сколько лет могут прожить белуга и золотая рыбка в отдельности, если первая может прожить больше золотой рыбки в 3 раза да ещё 10 лет?
Рыбка – задание 2.
-
Шесть рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков? (Аппетиты у всех одинаковы).
-
(Задача из задания 1 под №2).
Рыбка – задание 3.
-
Два отца и 2 сына купили 3 леща. Каждому из них досталось по лещу. Как это могло случиться?
-
(Задача из задания 1 под №2).
Рыбка – задание 4.
-
Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и 3 в ряд. Посчитай, сколько всего летело уток?
-
(Задача из задания 1 под №2).
Рыбка – задание 5.
-
Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного. Но оба переправились. Как это могло случиться?
-
(Задача из задания 1 под №2).
(После решения помощник даёт гудок отправления парохода).
V. Пристань «Призовая».
Капитан. А теперь подведём итоги нашего «Математического поиска». По его итогам вы получите призы и билеты в каюты
1 класса, 2 класса и 3 класса для дальнейшего путешествия на нашем пароходе. Желаю вам счастливого плавания!
|