Семинар «Практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов»



Скачать 72.14 Kb.
Дата06.05.2016
Размер72.14 Kb.
Презентационное мероприятие: Методический семинар «Практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов», 12.03.2014.

Учебно-методическая разработка: Урок физики в 7 классе «Способы увеличения и уменьшения давления».

Автор: Курилова Татьяна Александровна, учитель физики МАОУ лицей № 1 г. Кунгура.
Урок физики в 7 классе «Способы увеличения и уменьшения давления».
Цели урока:

Предметные: продолжить формирование понятия давления и зависимости давления от других физических величин.

Метапредметные: формирование умения применять изученные понятия, умение объяснять свой выбор.

Цели учителя:

  • Создать учебную проблему;

  • Мотивировать учащихся к изучению темы;

  • Сформировать понятие давления.

Цели ученика:

  • Решить проблему, поставленную учителем;

  • Качественно заполнить таблицу;

  • Получить хорошую отметку.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Учащиеся садятся в 3 группы по 6 человек. Достают домашние заготовки контура ступни на листе бумаги в клеточку. На столе: калькуляторы, рабочие тетради, конверт с фотографиями.

 


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вопрос: С какой физической величиной познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Давление.

Вопрос: Физический смысл давления. Формула для расчета. Единица измерения.

Ответ: Давление показывает, какая сила действует на поверхность единичной площади.

Вопрос: Зачем необходимо уметь находить давление?

Ответ: Рассчитывать давление опор, конструкций.

 


  1. Актуализация знаний.

В конвертах находятся фотографии. Их нужно разделить на 2 части, объединенные одним общим свойством. (Большое и маленькое давление). Обосновать свой выбор. Выступает представитель от каждой команды.

Каждую группу фотографий разделить на 3 части по области применения (в природе, быту и технике). Заполнить таблицу.



 

Увеличение давления

Уменьшение давления

В природе







В быту







В технике










  1. Первичное усвоение новых знаний.

Вопрос: Как можно увеличить давление?

Ответ: Увеличить силу или уменьшить площадь опоры.

Вопрос: Как можно уменьшить давление? 

Ответ: Уменьшить силу или увеличить площадь опоры.




  1. Первичная проверка понимания

Текст про верблюда.

Задание: составить задачу, используя необходимые данные. Примечание: при ходьбе верблюд встает на 3 ноги.

Верблюд



Верблюд — известны 2 вида этих животных — верблюды двугорбый (бактриан) и одногорбый (дромадер). В диком состоянии в очень небольшом количестве сохранился лишь двугорбый верблюд. Он обитает в юго-западной части Монголии (Заалтайское Гоби) и на северо-западе Китая. А вот домашние верблюды содержатся во многих южных государствах. Можно встретить этих животных и в наших прикаспийских степях, и в некоторых других регионах.

Дикий верблюд (хаптагай) в Монголии держится в безлюдных кустарниковых пустынях, предпочитая широкие долины или мелкосопочник. Сейчас там можно встретить лишь небольшие табунки по 5–9 голов, состоящие из самок и молодых животных, возглавляемые сильным самцом. Но прежде, еще в середине XIX в., в этих же самых местах держались стада по нескольку десятков животных.

Несмотря на то, что верблюд исключительно выносливое животное и подолгу может обходиться без воды или пить горько-соленую воду, не пригодную для других животных, судьба хаптагаев очень тяжела. Больше всего они страдают от нехватки водопоев, поскольку места с открытыми источниками осваиваются человеком в первую очередь. И хотя охота на верблюдов давно запрещена, пугливые животные не могут воспользоваться водой, возле которой поселился человек. Около 25 лет назад на территории Монголии оставалось всего около 900 голов диких верблюдов. Вряд ли с тех пор их стало больше.

Домашний верблюд — очень крупное животное. В нашей стране в основном держат бактрианов, так как одногорбые верблюды тяжелее переносят наши зимы. Высота домашнего бактриана в холке 180–210 см, масса тела 450–650 кг.





Отпечаток правой передней ноги верблюда

Следы верблюда больше всего напоминают следы парнокопытных животных. Но в то же время хорошо отличаются от них величиной и другими признаками. Так что спутать следы верблюда нельзя.

На ноге верблюда функционируют только два пальца — 3-й и 4-й. Каждый оканчивается небольшим искривленным скорее ногтем, чем копытцем. Подошва — парная уплощенная подушка, покрытая хоть и мозолистой, но достаточно эластичной кожей.

След верблюда очень крупный. И в длину и в ширину он превосходит отпечатки ног даже наиболее массивных копытных животных, которые могут встретиться в нашей стране, — домашних быков и буйволов, лосей. Размер отпечатка передней ноги домашнего верблюда 26×23 см. Задняя нога имеет несколько меньшую площадь опоры — 20х 18 см. У дикого верблюда ступни несколько меньше, чем у домашнего. Впрочем, мало кому из наших соотечественников посчастливится увидеть его следы.

Обычно верблюд передвигается ровным размеренным шагом, покрывая за час около 10 км. Караванный верблюд с грузом проходит всего 23–30 км в сутки, так как для восстановления сил ему необходим и длительный отдых и пастьба. Но когда верблюду приходится бежать, он мчится иноходью, развивая скорость до 16 км/ч.

Одногорбый верблюд — особенно верховой (мехари) — более быстр и может покрывать за час до 23,5 км. Дикие верблюды наиболее активны в утренние и вечерние часы. За день проходят 80–90 км. В еде верблюд очень неприхотлив. Если вспомнить стихи для детей В.В. Маяковского, то поэт сказал о верблюде очень точно: «Он живет среди пустынь, ест невкусные кусты». Едят эти животные и ветви колючих кустарников, и растения с горьким соком — практически все, что может вырасти на бедной пустынной почве.



Задача.

Дано:


m=600кг

a1=26см=0,26м

b1=23см=0,23м

а2=20см=0,2м

b2=18см=0,18м

Найти: р
Практическая работа: определение давления, производимое учащимися на пол в обуви и на лыжах. Во сколько раз уменьшается давление?

Учащиеся рассчитывают площадь подошвы обуви по формуле: ¼ суммы полных клеток и полусуммы неполных клеток, перевести в м2 .

 


  1. Первичное закрепление.

1.На слайде: расставить картинки по местам, решив задачи на нахождение давление и сравнение полученных результатов. Сначала задание выполняется без расчетов (бытовые представления), затем на экран выводятся числовые данные. Каждый член группы решает свою задачу, затем группа подводит итоги. Решения записываются на карточки, затем проверяются на экране.

Оценки:

«Отлично» - нет ошибок;



«хорошо» - одна ошибка;

«удовлетворительно» - 2 ошибки.

2.Решение качественных задач.

1. Как, стоящий на полу человек может очень быстро удвоить давление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными нагрузками? 


Ответ: встать на одну ногу.
2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие большие животные вязнут? 
Ответ: лось имеет на ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.
3.Трактор производит гусеницами намного меньше давления, чем человек подошвами обуви. Почему же трактор разрушает кирпич, попавший под гусеницы, а человек, вставший на кирпич, не в состоянии его разрушить?
Ответ: площадь поверхности соприкосновения гусеницы трактора с кирпичом резко уменьшается, поэтому давление сильно увеличивается.
4. Почему на подушку приятнее класть голову, чем на наклонную деревянную дощечку?
Ответ: в мягкой подушке голова делает удобную вмятину, тяжесть головы приходится на большую площадь. Вследствие этого становится малым давление на подушку. Поэтому возникает малое давление на кожу головы, т.е. не возникает ощущение боли. 
5.Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем с таким же ощущением, как на мягком диване? 
Ответ: да, если поверхность ложа соответствует форме тела человека.
6. К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося.
Ответ: при опоре человека на доску или лестницу его тяжесть распределяется на большую площадь и давление на кромку льда уменьшается.
7. Почему буря, которая валит живые деревья летом, часто не может свалить рядом стоящее сухое дерево, если оно не подгнило?
Ответ: сила, с которой ветер действует на крону дерева (при одинаковом давлении), зависит от площади ее поверхности. У живого дерева она больше. Поэтому буря свалит живое дерево раньше, чем сухое.  

 


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Решить расчетные задачи и оставшиеся качественные задачи.

1. Электрические розетки прессуются из специальной массы (карбалитовой), действуя на нее с силой 37,5 кН. Площадь розетки 0,0075 м2. Под каким давлением прессуются розетки?


2. Какое давление оказывает на снег лыжник массой 90 кг, если длина каждой лыжи 2 м, а ширина 12 см?
3. На опору какой площади надо поставить груз массой 20 кг, чтобы производить давление 400 кПа!



  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

В конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Учащиеся заканчивают предложения:



  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница