Семинар молодых детских писателей является для многих начинающих писателей своеобразной площадкой для литературного старта, площадкой общения и встреч творческих людей



страница1/11
Дата04.11.2016
Размер1.59 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
С 30 июня по 4 июля 2012 года Фонд СЭИП при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провел 9-й Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара.

Отличием от предыдущих семинаров детских писателей, проводимых в предыдущие годы, стало особое внимание к критике детской литературы. С этой целью было сформировано три мастер-класса, которые провели:

- И.Н. Арзамасцева - литературный критик - руководитель мастер-класса критики

- М.Я. Бородицкая - детский писатель, поэт и переводчик – руководитель мастер-класса поэзии

- В.М.Воскобойников - детский писатель, прозаик – руководитель мастер-класса прозы.

На конкурс поступили произведения от 66 молодых писателей, проживающих в 24 регионах России, в 6 странах СНГ и зарубежья. Положительные оценки получили произведения 39 молодых авторов, причем, рекомендации рецензентов на обязательное участие в семинаре получили 31 человек. По результатам конкурса для участия в работе семинара были приглашено 30 человек из 15 регионов России и 2 стран зарубежья.

Семинар молодых детских писателей является для многих начинающих писателей своеобразной площадкой для литературного старта, площадкой общения и встреч творческих людей. Программа семинара была подготовлена таким образом, чтобы молодые писатели имели возможность не только совершенствовать свое писательское мастерство (работа в мастер-классах) и развивать творческое общение (участие в творческих встречах и беседах-лекциях), но и также расширяли свои знания по истории отечественной литературы, знакомясь с интереснейшими экспонатами музея великого русского поэта С.А. Есенина и погружаясь в эпоху его творчества.

2. Открытие 9-го семинара молодых детских писателей

01 июля в 10.00 в здании музея С.А.Есенина состоялось открытие семинара молодых писателей, пишущих для детей.







Филатов С.А.. открывая семинар, поздравил участников семинара и гостей с началом работы и представил почетных гостей семинара и его руководителей:

  • Полушкина Жанна Владимировна- заместитель директора музея-заповедника С.А.Есенина;

  • Гришина Наталья Николаевна – директор Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького, секретарь общественной палаты Рязанской области;

  • Воронова Ольга Ефимовна – д.ф.н., профессор, руководитель Научно-методического центра по изучению и пропаганде наследия С.А. Есенина при Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина, научный консультант Государственного Музея-заповедника С.А. Есенина;

  • Орлов Владимир Борисович - ответственный секретарь Рязанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз российских писателей»;

  • Азинцев Сергей Ефимович - член Союза российских писателей, физик, доктор наук, профессор Рязанского высшего воздушно-десантного командного

  • Арзамасцева Ирина Николаевна, доктор наук, критик, руководитель мастер-класса по критике - я думаю, сегодня одна из самых видных авторитетов в области детской литературы, автор многих учебников по детской литературе и ее истории.

  • Бородицкая Марина Яковлевна - поэтесса, переводчик. Её стихи регулярно печатаются в поэтических журналах, а её авторская программа «Литературная аптека» вот уже пятнадцать лет выходит в эфир на «Радио России».

  • Воскобойников Валерий Михайлович, бессменный ваш руководитель мастер-класса по прозе, папа, можно сказать в этой области. Иногда мне хочется как-то его разбавить, иногда я передаю Ваши произведения другим рецензентам, но потом он звонит мне и говорит: «Сергей Александрович, дайте почитать все, что приходило сюда и что рецензировали другие писатели». Читает всех, всех прекрасно знает, всех расставляет по полочкам. Есть один такой недостаток – у него есть любимцы.

Воскобойников В.М.: Ну, куда же без них!

Филатов С.А. : Ну, наверно, да!

Меня порадовал уровень Ваших произведений, это видно и по оценкам. Стало больше произведений для подростков, которые в сочетании с хорошим языком и сюжетами, становятся интересными. Многие произведения написаны о сегодняшнем дне.

Некоторые из Вас продолжают поиск жанра, поэтому присылают несколько произведений разного жанра. В этом году проза поступила от 35 конкурсантов, поэзия – от 16, критика – от 7, драматургия – от 4 и литературный перевод – от 4 конкурсантов. Редко у кого получается хорошо в разных жанрах. Например, Аня Анисимова получила высокую оценку в жанре критики, но низкую в жанре прозы; Мария Ботева – высокую оценку в жанре драматургии, но низкую в жанре прозы; Татьяна Дружинина и Анна Меньшова – хорошую оценку в жанре поэзии, но низкую в жанре прозы. Конечно, нужно продолжать работать, искать свой стиль, свой почерк. При формировании мастер-классов мы руководствовались тем, какие оценки получили Вы за свои произведения.

Понимая важное значение критики для развития литературы, на этот раз мы выделили литературных критиков в отдельный мастер-класс, который будет вести Ирина Николаевна Арзамасцева. Пока, нужно отметить, критических статей маловато, особенно мало таких статей о современной детской литературе. Надеюсь, что такой мастер-класс будет способствовать развитию этой темы, и мы постараемся его сохранить на каждом последующем семинаре.

Отмечая представленные на конкурс произведения, хочу сказать, что лучше стал язык, хотя в некоторых работах присутствует канцелярщина. Язык и содержание – это то, что привлекает читателя. Над словом нужно работать. Язык нужно беречь. Сейчас для нашего русского богатого и красивого языка настало трудное время: нравственная деградация общества, низкий уровень духовности, вызванные переходным периодом в экономике, политической системе и социальной сфере, напрямую отражаются и в языке. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим «сниженную», вульгарную, грубую речь, граничащую с уголовным жаргоном, упрощенную до крайности пошлого вкуса, а то и вовсе мат! Одним из важнейших путей поддержки русского языка и сохранения его чистоты является литература. В детской литературе я бы категорически воздержался от применения мата.

Чувствуется, что Вы стали больше читать. Читать нужно много, это дает возможность лучше владеть языком и не изобретать велосипед, не думать, что Вы изобрели что-то новое, если это уже есть, и Вы об этом не знаете только потому, что не читали. Нужно искать новые сюжеты, новые образы. Некоторые из Вас пытаются на старых сюжетах и образах изобразить новое произведение. И это делает произведение недолговечным, а то и неинтересным.

Для писателя, особенно для детского, важно уметь вникнуть в суть проблем ребенка, подростка (Усачева, например, это умеет). Ведь если ребенку неинтересно, он под любым предлогом читать не станет. Нужно иметь в виду, что сегодняшние дети живут сегодня в новом мире, говорят на сегодняшнем языке, имеют дело с сегодняшними реалиями. Даже для самых глубоких истин нужно постоянное обновление. Поэтому очень важно развивать современную литературу о сегодняшней жизни со всеми ее нюансами. Чтобы писать, надо знать предмет и иметь смелость, не прогибаться под давлением власти, тем более, что у нас слишком большой крен в сторону образования и пропаганды патриотизма, снабжения детей рациональной информацией, вместо того, чтобы помочь им ориентироваться в главных жизненных вещах. Дети нуждаются в витаминах для души, чтение должно их увлекать, волновать, вызывать чувства переживания.

Сейчас благодатная почва продвинуться новым писателям - у издателей практически закончились издания классиков (сливки сняты) и они находятся в поиске новых ярких имен. Но пока их они не видят… Мы стараемся через каталоги, которые выпускает Фонд, каждый год подсказать издателям и библиотекам новые яркие произведения молодых писателей. Но нужна и Ваша помощь. И, прежде всего, в распространении Ваших книг и книг, выпускаемых Фондом. Очень хорошо, что Вы много ездите по стране, встречаетесь с читателями. Но очень важно участвовать в различных конкурсах и премиях. Это дает возможность самоутверждаться. Хочу напомнить, что первыми лауреатами 1-го литературного конкурса им. С.Михалкова стали наши Липкины супруги Светлана и Николай Пономаревы за книгу «Фото на развалинах». Любовь и Добро – главные герои повестей и рассказов и писателя Тамары Михеевой, получившей Почётный диплом лауреата второй премии за сборник рассказов «Юркины бумеранги». А Сказочная повесть «Асино лето» получила в 2007 году Национальную премию по детской литературе «Заветная мечта». Вторая премия С.Михалкова в этом году была присуждена Ирине Богатыревой автору повести "Луноликой матери девы". Ирина – известный молодой прозаик. Она - финалист нескольких литературных премий, в том числе "Дебют" и Премии Белкина, автор книг "Автоstop" и "Товарищ Анна", вышедших в крупных российских издательствах. При этом в отечественной детской литературе имя Богатыревой до нашего Конкурса не звучало. При вручении премии Ира сказала: - «До сегодняшнего дня я думала, что пишу для взрослых, а оказалось, что и для детей. Я очень рада этому, ведь всегда думала, что писать для подростков очень трудно». Третье место заслужил сборник стихов "На белом листочке" авторства Наталии Волковой (Москва). Наталья Волкова – известный детский писатель. У нее вышло несколько книг стихов и прозы для детей, ее имя хорошо известно всем, кто занимается в России детской словесностью. Ася Петрова из Санкт-Петербурга стала в 2011 году лауреатом Национального конкурса на лучшее литературное произведение для подростков «Книгуру». Ася Петрова стала победителем со сборником рассказов "Волки на парашютах". 5 ноября 2011 г. в шорт-лист конкурса "Детское время" (организатор - Союз российских писателей) в номинации "Взрослые - детям" вошли форумцы и участники семинаров детских писателей Наталия Волкова, Светлана Зернес, Михаил Лероев, Наталья Евдокимова. Нужно почаще Вам подавать заявки на участие в конкурсах. Это дает хорошие ориентиры и для читателей.

Наш Фонд тоже проводит конкурсы и по итогам Форума, семинара и совещания на Кавказе выпускает сборники и книги авторов. А в этом году мы выпустили и подарили всем Вам сборник «Новые имена в детской литературе». В нем напечатаны произведения 14 участников нынешнего семинара. В Каталоге-2012 – опубликованы произведения 13 участников нынешнего семинара. Конечно, очень бы хотелось, чтобы отбор произведений со стороны руководителей мастер-классов был построже. Нет-нет попадаются произведения, которые заставляют задуматься: откуда оно взялось? Зачем его печатать? Смотрим на это с недоумением. Вот я снял со сборника «Новые писатели» произведение Бартоша из Беларуси – ТОСКА.

Ну и последнее. Для меня, конечно, очень дорога эта земля. Она дорога тем, что мой папа – поэт, член СП СССР Филатов Александр Федорович, с 1947 года был в комиссии по увековечиванию памяти Есенина. Вот вам, наверно, странно эти слова слышать, но был период, когда Есенин был запрещен, был период, когда его книги запрещалось издавать и продавать. Первую книгу, которую мы купили вместе с отцом, он меня брал на колхозный рынок в городе Москве, тогда мы купили маленький такой сборничек, за 400 рублей, как помню, после войны. Но тогда была еще одна тенденция очень нехорошая: все, кто приходил в гости, старались украсть какую-нибудь нелегальную книгу, и у папы постоянно воровали эти книги. Опять приходилось куда-то ходить, искать, для того чтобы сборник приобрести. Откуда любовь такая к Есенину? Наверно оттого, что отец был беспризорником. Наверно оттого, что именно этот мир, мир беспризорников, ребят, которые жили в коммунах, вот у них, наверно, было пристрастие, прежде всего, к такому поэту как Есенин, и с тех пор у отца была, конечно, колоссальная любовь, колоссальная тяга к его творчеству. Со временем он подружился с мамой Есенина – Татьяной Федоровной, с сестрами Сергея Есенина - и с Катей, и с Шурой, с его племянницами Светланой и Наташей. Они были частыми гостями у нас, мы были частыми гостями у них. В общем, как-то в клубок сложилось все так, что какая-то часть и моей жизни прошла в прикосновении к родине Сергея Александровича Есенина. Я очень счастлив, что в 95 году мне, будучи руководителем администрации президента удалось подписать у Б.Н.Ельцина Указ о 100 летии со дня рождения С.А.Есенина и вместе с моим другом Юрием Федоровичем Яровым, который был заместителем председателя правительства удалось очень много здесь сделать и преобразить этот край. Здесь была какая-то страшная котельная, которую убрали, здесь достроили разрушенную колокольню храма, реставрировали дом Лидии Кашиной, построили земскую школу, проложили новую дорогу от Рязанского шоссе и построили площадку для выступлений и встреч с огромным портретом Сергея Александровича. В общем, преобразили этот мир, потому что дорога к Есенину она всегда была заполнена людьми, любовью, восторгом и желанием соприкоснуться с этой землей. Я очень счастлив, что мы с вами сегодня здесь и проведем эти дни в этом чудесном крае. Спасибо вам.

Ну а теперь приступаем к обсуждению главного вопроса – о состоянии современной детской литературы.


  1. Круглый стол

«О состоянии современной детской литературы»



С.А.Филатов: В прошлом году на Общественном Совете Роспечати прошел Круглый стол, на котором обсуждались проблемы не только книгоиздания, но и проблемы кино и телевидения для детей и юношества.

Заявленная тема многогранная и очень важна для нашего общества, особенно для будущего нашей страны. Но на сегодня, выявленные на Круглом столе проблемы, а их довольно много, практически остались без движения. Напомню их.



Проблема первая. Вопросы о детском духовном воспитании сегодня в стране функционально и структурно разделены и находятся в компетенции различных государственных структур. Что-то входит в компетенцию Федерального агентства по печати – книгоиздание и телевидение; что-то входит в компетенцию Министерства культуры: библиотеки, кино; что-то входит в компетенцию Министерства образования – библиотеки, просветительская литература, методички. Эта структурная проблема остается без разрешения – до сих пор программы разрознены, единый координирующий центр отсутствует.

Проблема вторая. Детские писатели и их книги.

Согласно данным Российской книжной палаты, число издаваемых детских книг сократилось со 131,9 миллиона экземпляров в 2010 году до 102,6 миллиона в 2011 году. Общее падение тиражей с 2008 года составило порядка 20%, и эксперты прогнозируют, что в 2012 году падение продолжится и составит порядка 8-12%. Такое падение связано с общим кризисом в экономике и издатели продолжают издавать классиков, что им очень выгодно, задерживая тем самым продвижение к читателю современных писателей. По данным издателей, 80% выпускаемых в России книг – классика, и лишь 20% – современная детская литература. На Западе соотношение обратное. В США цена в 15 долларов за детскую книжку считается нормальной. Верхний предел цены детской иллюстрированной книжки в России – 210 рублей, то есть где-то 7 долларов. Наши издатели вынуждены снижать цены и следить, чтобы цена книги не превышала 300 рублей. Выход из этого положения один – организовать более широкую помощи государства в издании детских книг, учитывая, что из-за иллюстраций она становиться очень дорогой, и не каждый родитель может позволить ее купить. Книгоиздатель часто жалуется, что детская книга, хорошо изданная, без поддержки государства имеет очень высокую себестоимость и, соответственно, очень высокую цену. Тогда возникает проблема с ее реализацией.



Проблема третья. Тема разобщенности современной детской литературы и киноиндустрии. Есть очень достойные экранизации повести, но не хватает средств информирования о современной детской литературе. И вот тут очень многие поднимают проблему, ссылаясь на старый опыт. Что когда-то был журнал «Детская литература», который выполнял информационную функцию и объединял художников-иллюстраторов, аниматоров, издателей, библиотекарей, литераторов и педагогов. Издавался он при поддержке Федерального агентства по печати. Однако, сегодня такого центра, площадки общения нет.

Проблема четвертая. Проблема аниматоров. Нехватка профессиональных сценариев – одна из основных проблем современной анимации. Большинство молодых режиссеров снимают фильмы по своим собственным идеям, задумкам, которые зачастую не соответствуют никаким драматургическим законам. Мы создаем вместе аниматорами специальный мастер-класс сценаристов, в котором участвуют молодые писатели, но ощутимой поддержки со стороны Минкультуры нет.

Проблема пятая. Как правило, детские программы – долгосрочны: и фестивали, и семинары, и конкурсы, и форумы проводятся ежегодно. Но вот финансирование вызывает большую нервозность из-за нестабильности, из-за больших задержек, из-за изменения правил игры. Никто определенно не может сказать, какие средства и когда он получит на проведение мероприятия. Зарубежная практика в этом отношении носит боле стабильный характер. Например, Конгресс Соединенных Штатов определяет средства даются на долгосрочную программу и по сумме, и по срокам жизни программы, что позволяет стабильно планировать и проводить мероприятия, не беспокоясь за то, что придется где-то искать дополнительные средства. Сегодня у нас в России борьба с коррупцией идет в ущерб нашей жизни, препятствует реализации многих программ, заставляет лгать, выкручиваться ради того, чтобы по их форме отчитаться перед чиновниками. Спасибо вам. С кого начнем? С гостей?

Воронова О.Е.: Как считаете нужным. Наталья Николаевна, пожалуйста.

Гришина Н.Н: Нет, я думаю, что вы.

Воронова О.Е.: Сергей Александрович, у нас формат задушевной беседы.

Филатов С.А.: Да, да, Ольга Ефимовна, это мы так сели по-формальному, а так без формальностей

Воронова О.Е.:

Дорогие друзья, разрешите вас поприветствовать по поручению директора Государственного музея-заповедника Сергея Александровича Есенина, университетского сообщества Рязанского края, Рязанского государственного университета им. Есенина и факультета русской филологии и национальной культуры, где детская литература преподается на высоком уровне, создаются студенческие дипломные исследования, ведутся спецкурсы, факультативы. Так что эта драгоценная часть наследия нашего национального сохраняется, развивается, поддерживается. И, конечно же, от имени писательской общественности, присутствующие здесь писатели еще об этом скажут. Вы находитесь на благословенной Константиновской земле. Рязань вообще называют душой России, а здесь, в Константинове, как мы считаем, сакральный центр Руси. Здесь находится единственная в мире деревенская изба, порог которой переступило к настоящему времени 12 млн. человек. Здесь находится совершенно удивительное духовное художественное пространство, когда буквально на расстоянии 100 метров рядом друг с другом расположены три главных духовных центра русской национальной культуры: деревенская изба, русская дворянская усадьба и православная церковь – это именно то, что питало истоки нашей национальной культурной традиции и детской темы в ней, конечно же. Музей Сергея Александровича Есенина хорошо посещаем, ежегодно здесь бывает более 200 тысяч гостей, это соизмеримо с показателями Пушкинского музея в Михайловском, Шолоховского музея в Вешенской, Лермонтовского музея в Тарханах. И с каждым годом посещаемость, мы очень этим гордимся, растет. Конечно же, в этом большая заслуга, мы обязательно это рады подчеркнуть, Сергея Александровича Филатова. Для рязанцев это всегда дорогой и почетный гость, не только потому, что его зовут так же как Сергея Александровича Есенина



Сергей Александрович Филатов: В честь него назван

Ольга Ефимовна Воронова: Да, наверно, это было действительно не случайно, а закономерно. Мы очень рады, что здесь такой талисман, талисманчик, в ваших детских чтениях. Главный эксперт вашей художественной продукции, потому что именно для таких чудесных детишек вы и работаете, особенно в условиях, когда, к сожалению, детская литература сейчас не находится на той высоте, на которой она была когда-то. Когда провозглашались очень важные мысли, что все лучшее детям, все мы родом из детства, для детей надо писать так же, как и для взрослых, только еще лучше. Но, тем не менее, эти заветы из прошлого, они, конечно же, живы и являются нашим общим достоянием. Хотелось бы мне сказать также слова благодарности в адрес отца Сергея Александровича Филатова, Александра Филатова. Это большой русский поэт, настоящий художник слова, наследие которого мы должны прочитывать вновь и вновь, и, может быть, такой драгоценной частью его наследия является поэма о матери Сергея Александровича Есенина, Татьяне Федоровне Есениной. Это замечательная часть нашей российской поэтической есениниады. И, конечно же, мы благодарны Сергею Александровичу за 95 год, год столетия со дня рождения великого поэта, и за то, что, благодаря его настойчивости и усилиям, этот край был преображен, и есенинский музей-заповедник получил и должный облик, и должный статус, но еще очень важно подчеркнуть, что в 95 году впервые в истории, в новейшей истории, да и вообще, наверно, в истории был издан указ президента Российской Федерации о столетии великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, принято постановление Государственной думы Российской Федерации о юбилейных мероприятиях. Это было еще до пушкинского 99 года, и именно эти важные события позволили вновь на новом рубеже осознать величие Сергея Александровича Есенина, как носителя русской национальной идеи, русской ментальности и поставить вопрос о высоком значении национального духовного наследия. Огромная благодарность за это Сергею Александровичу Филатову.

А что касается вашей темы, мне тоже есть, что сказать, я могла бы говорить даже очень много, просто напомнить, что тоже не случайный человек есениноведения, и кандидатская диссертация и докторская посвящены есенинской темы. Возглавляю уже более 10 лет есенинский научный центр в Рязанском государственном университете, являюсь главным редактором журнала «Современное есениноведение», который выходит уже более 7 лет и соединяет в себе огромное международное авторское сообщество ученых от Америки, Италии, Германии, Англии до Китая, Японии, Индии. Поскольку сейчас ученые есениноведы работают практически во всех развитых странах мира, да и в странах третьего мира. Это тоже очень важно для нас, потому что по данным ЮНЕСКО Есенин самый переводимый русский поэт. У него абсолютный мировой рекорд – он переведен на 150 языков мира. В этом плане он может поспорить с самим Пушкиным и неслучайно его называют Пушкиным 20 века. Но ваше присутствие здесь, конечно, мотивировано очень многими причинами: и особым отношением Сергея Александровича Филатова к этому краю, который для него дорог, близок, родной по существу, но и я бы сказала особым вкладом Сергея Александровича Есенина в русскую, в детскую, в том числе, литературу. Когда мы говорим детский поэт, мы имеем в виду вовсе не уровень литературного дарования, а особое качество его. Ведь вот какой парадокс, далеко не каждый выдающийся писатель оставляет заметный след в детской литературе. Это получилось великолепно у Льва Николаевича Толстого, но не получилось у Федора Михайловича Достоевского. Состоялся не только как великий писатель для всех, но и как детский писатель, Антон Павлович Чехов, и не состоялся Иван Алексеевич Бунин. Есенин уже в своих ученических опытах, публикуясь в детских журналах, зарекомендовал себя как талантливый автор произведений для детей. А его великий старший современник Александр Блок даже в зрелые годы, специально обращаясь к детской тематике, все-таки не оставил такого яркого следа в детской литературе. Здесь, видимо, особую роль играет и особое миропонимание, способность проникнуть в мир ребенка, в мир его сознания, его психологии, его души, сохранять в себе вечное детство. Мне кажется, что здесь собрались именно такие писатели и поэты, которые обладают этими удивительными редкими качествами. Почему мы говорим о Сергее Александровиче Есенине как о выдающемся детском писателе и поэте? Я приведу несколько фактов. Во-первых, потому что он получил педагогическое образование. Он закончил учительскую школу, в Спас-Клепиковской учительской школе, которая находится в нескольких десятках верст отсюда. Это было большое старинное село, с хорошими традициями. В течение 3 лет Есенин осваивал там русскую словесность и не случайно свой самый первый сборник «Радуница» он надписал автографом своим «Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика». Это был первый учитель русской словесности для Есенина. Но не только педагогическое образование, то, что он получил свидетельство учителя школы грамоты, подвигло Есенина работать для детей. Когда он оказался в Москве, первые опыты его поддержали именно детские журналы. Это хрестоматийная истина, и вы знаете о том, что самое первое произведение Есенина, которое, как выясняют социологические опросы, знает 70 процентов россиян – «Белая береза» было опубликовано в детском журнале «Мирок», в первом номере январском за 1914 год. Но и в дальнейшем журналы «Проталинка», «Жаворонок», «Солнышко» охотно публиковали есенинские стихи, задолго до того, как взрослые петербургские журналы обратили на него внимание. А дальше, тоже очень важный факт, в 16 году Есенин принимает участие в благотворительном сборнике стихов для детей отцов, погибших во время Первой мировой войны. Этот сборник называется «Пряник осиротевшим детям». В 16 же году он создает макет своего сборника стихов для детей «Зарянка», который состоит из 10 стихов. Он увидел свет только в 1964 году, но то, что Есенин сознательно работал для детского читателя, это тоже очень важный момент. Вот Сергей Александрович затронул тему беспризорности, но ведь Сергей Александрович Есенин написал первую и, может быть, единственную пока в русской поэзии поэму о беспризорниках. Это поэма, которая называется «Русь бесприютная», но в начальном варианте у нее было другое название – «Русь беспризорная». И то, что он поставил в один ряд с 2 другими выдающимися поэмами, в названиях которых использовано дорогое ее для него понятие «Русь» - «Русь уходящая» и «Русь советская», это тоже очень значимый факт. Известно, что в 24 году Есенин посетил в Тифлисе коллектор, куда собирали беспризорных детей. А вы знаете, наверняка, после Гражданской войны у нас было 7 млн. беспризорников. Практически за два года эта проблема была решена, потому что на правительственном уровне была создана комиссия по улучшению жизни детей, так она называлась, просто и ясно, под руководством Феликса Эдмундовича Дзержинского. И когда Есенин пришел, он попросил своих друзей, которые знали, где находится этот приемник детский, помочь ему, придти туда, он оказался там совершенно своим. Дети сразу же приняли его, хотя это были малолетние сорванцы, и вообще слово «пацаны» появилось в русском языке именно в начале 20-х годов. Оно пришло из блатного языка, из так называемой фени, укоренилось и до сих пор употребляется не только в уголовно-криминальном смысле, но и вообще как собственное наименование мальчишек. Так вот, Есенин настолько оказался своим, родным и близким для этих детей, что они долго не отпускали его, а он рассказал им свою историю. Он ее придумал, вообще он любил сочинять о себе всевозможные мифы, мистифицировать свою биографию, так и здесь он поступил точно так же. Здесь уже не было истории сельского мальчугана с замечательной бабушкой, с бабушкиными сказками, а совершенно другая судьба. Он был, якобы, беспризорником, но сумел победить в себе вот эту связь с преступной удалой стихией, подняться, стать известным поэтом и его пример, как он говорил детям, это пример и для них, нужно обязательно вырваться из этой среды, и тогда им предстоит большая дорога. Может быть, именно среди этих детей и были в будущем очень многие прекрасные люди: и писатели, и политические деятели, но, возможно, были и те будущие строители Беломорканала, которые сделали стихотворение Есенина «Письмо матери», культовым для этой, как мы скажем сейчас, маргинальной среды, но, тем не менее, это тоже очень важно, что Есенин всегда осознавался во всех слоях русского общества своим родным, близким поэтом. Но хотелось бы мне еще одну мысль затронуть. Одно из последних произведений Есенина – это незаконченная повесть «Когда я был мальчишкой». Если вы вспомните, как продолжаются эти строчки, наверняка, в детстве вы знали такую песенку: «Когда я был мальчишкой, носил я брюки клеш, соломенную шляпу, в кармане финский нож». Конечно же, несколько страниц этой повести, кстати говоря, сохранилось, и недавно они найдены. И мы с сожалением можем сказать, что очень жаль, что Есенин не сумел завершить эту свою творческую работу, потому что она была бы чрезвычайно интересной, в том числе, и для детских писателей и поэтов. Для него очень важна была память о его детстве. Но вот что, важно, когда мы говорим об этом. В «Руси бесприютной» есть такие слова:

Товарищи, сегодня в горе я,

Проснулась боль

В угасшем скандалисте!

Мне вспомнилась старинная история –

История об Оливере Твисте.

Книга Диккенса «Оливер Твист» была одной из любимых для Есенина и находилась в ближайшем круге на протяжении всей жизни. Это тоже ведь очень любопытный факт. А в той же поэме он сочувственно пишет о тех же мальчишках, он вообще даже специально наносил визиты руководителям государства, которые считались с его мнением, и говорил о том, что срочно надо решать проблему детской беспризорности. Он был на приеме у Дзержинского и у многих других.



Мальчишки лет семи-восьми

Снуют повсюду без призора,

Бестелыми корявыми костьми

Они нам знак

Тяжелого укора.

Поэтому тема детской безнадзорности, она, конечно, сегодня остается животрепещущей, и волнует сердца всех честных и детских, в том числе, писателей. Еще одну грань хотелось бы мне затронуть, говоря о Есенине как детском писателе и поэте. В годы революции, что особенно поразительно, он обращается к жанру христианской сказки для детей, он создает совершенно уникальный жанр детского апокрифа. Это две его сказки о младенце Христе. Почему он обращается к этой тематике, наверно потому, что для русской литературы иконографическая традиция, идея Богоматеринства была основой русской православной религиозности. Вообще понятие детскости даже во взрослых героях великой русской литературы: в князе Мышкине, в Пьере Безухове – является сутью их идеальной человеческой природы. Но для Есенина Божественное дитя знаменовало собой удвоение этой идеи изначальной чистоты. Поэтому так важно было ему обратиться к теме «маленького Боженьки», как он пишет об этом в своих маленьких поэмах. Это поэма «Колоб», которая построена по очень интересной творческой технологии, которая, наверно, знакома самим детским писателям и поэтам. Перед нами как будто бы процесс загадывания мудреной загадки с отгадкой в конце. Что такое колоб? Это русский каравай, вроде колобка, круглый пирог с толокном, но речь идет о том, что мать, Богоматерь, испекла маленькому сыну этот самый колоб, а он заигрался и уронил его. Покатился колоб по дороге в рожь и исчез, а малыш заплакал. Но оказалось, что маленький Бог творит мир, играя. Вот какая важная, задолго до еще культурологических изысканий Хейзинга мысль рождена Есениным. Этот колоб превратился в месяц, в луну, а Богородица, утешая его, говорит ему чудесные слова:



На земле все люди человеки,

Чада.

Хоть одну им малую забаву

Надо.

Жутко им меж темных

Перелесиц,

Назвала я этот колоб –

Месяц

Вот смотрите, целая маленькая поэма является развертыванием одной метафоры «колоб – месяц, колобок – луна». И отгадка следует в конце, радуя детского читателя. Другое его произведение тоже в жанре детского апокрифа «Исус-младенец». Имеет посвящение: «Отрокам резвым, большим и малым». Сознательная, адресная аудитория, обращенная к детям. И здесь снова маленький Бог творит мир, играя, и его, казалось бы, просто детские шалости, превращаются в некие провиденциальные явления, объясняя ребенку, откуда, что появилось. Но объясняет это на детском доступном языке. Что происходит? Опять таки заботливая мать попыталась накормить своего ребенка, а сороки и воробьи унесли его кашу, и только один белый аист сумел схватить своими белыми крыльями колыбельку и унести в свое гнездышко. В результате все это снова становится основой для мудрого жизненного закона, который Богоматерь принимает для всего мира: сорокам и воробьям клевать всю свою жизнь, не поднимая головы, от земли семена, «семя немало», а белый аист, что с Боженькой: «А белому аисту, Что с Боженькой качается Среди веток, Носить на завалинки Синеглазых маленьких деток», как то чудесное дитя, которое мы сегодня видим. Наконец, поэма «Товарищ» 1917 года. Потрясающая поэма, которая сегодня, может быть, не оценена, но зарубежом, я понимаю, что уже превышаю свой лимит времени, но, тем не менее, мне бы очень хотелось об этом сказать. Он открывает поразительную тему, еще до Александра Блока, Божественного напутствия, а обращается к иконе Богоматери, с которой исчезает божественное дитя, исчезает младенец Иисус, стремясь помочь мальчику, оставшемуся сиротой:



Но вдруг огни сверкнули…

Залаял медный груз.

И пал, сраженный пулей,

Младенец Иисус.

Слушайте:

Больше нет воскресенья!

Он лежит

На Марсовом

Поле.

Есенин своей дерзновенной мыслью, по существу балансируя на грани святости и святотатства, затрагивает страшную тему. Человечество остается без надежды на спасение, на воскресение, потому что маленький Бог пал жертвой междоусобиц братоубийственной войны, еще не совершив свой искупительный подвиг для человечества. Конечно же, тогда уже стало понятно, что Есенин великий поэт. Это 16-17 годы, и он поднимается до идеи богооставленности современного мира, потому что, погибнув, младенец Христос оставляет в скорби свою мать на иконе, в печальном одиночестве, и ему не вернуться больше на эту икону. Неполнота иконы – это совершенно особый экзистенциальный прорыв молодого поэта к огромным философским и духовным обобщениям. Вот на этом примере мы видим, как важно было Есенину показать, что такие кровавые события начинаются всегда с богоубийства, и человечество остается в состоянии богооставленности. Поэтому даже детский поэт и писатель должен осознавать свою особую миссию не только перед детской аудиторией, но и перед взрослым человечеством. И закончу я свое размышление замечательным высказыванием выдающегося православного мыслителя, протоиерея Александра Шмемана, который сказал: «Бог приходит на землю в образе ребенка, и это есть самое главное, самое последнее, самое радостное для людей – это вечное детство Бога». Поэтому, прикасаясь к столь хрупкой материи, как литература для детей и юношества, мы должны осознавать, что это богоданное ремесло, искусство высшей пробы и относиться к нему должны с высочайшей гражданской и творческой ответственностью. Спасибо за внимание.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница