Семинар для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»



Скачать 160.03 Kb.
Дата03.11.2016
Размер160.03 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»"

Факультет филологии

Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар «Латинский язык в контексте современной лингвистики»"


для направления 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки бакалавра

Автор программы:

В.В. Файер, доцент, к.филол.н. vvfire@hse.ru
Автор программы:

Файер В.В., кандидат филологических наук, vvfire@hse.ru

Одобрена на заседании Школы филологии «___»____________ 2015 г.
Руководитель Школы филологии Рахилина Е.В.

Рекомендована секцией УМС _____________________ «___»____________ 20 г


Председатель

Утверждена УС факультета факультета гуманитарных наук «___»_____________20 г.


Ученый секретарь ________________________

Москва, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 45.03.03 «Фундаментальная и компьютерная лингвистика».

Программа разработана в соответствии с:


    • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» (ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ) протокол от 02.07.2010

    • Образовательной программой направления «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»подготовки бакалавра;

    • Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ на 2015/2016 по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика», утвержденным в 2015 г.



2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины "Научно-исследовательский семинар «Латинский язык в контексте современной лингвистики»" являются:

        • познакомить студентов с некоторыми проблемами современной лингвистики на материале латинского языка;

        • дать представление об историческом развитии языка на примере латыни, показав перспективу изменений от индоевропейского праязыка к современным романским языкам;

        • показать, как разноплановые лингвистические проблемы, касающиеся фонетики, морфологии, лексической семантики и синтаксиса, могут быть решены на материале латинского языка;

        • связать некоторые лингвистические проблемы с общефилологическим контекстом.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основы морфологии, лексики и синтаксиса латинского языка, знать место латинского языка в индоевропейской языковой семье,

  • Владеть приемами морфологического и синтаксического анализа на латинском материале, уметь применять теоретические лингвистические знания к этому материалу,

  • Иметь навыки чтения неадаптированного латинского текста; приобрести опыт работы с архаическими и поздними латинскими текстами.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи



ОК-1, ОК-2

Работа с латинскими текстами; обсуждение проблем современной лингвистики, связанных с этими текстами

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-12

Комментирование и перевод латинских текстов с использованием источников в интернете.

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучаемого языка и литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии

ПК-1

Работа с латинскими текстами; обсуждение проблем современной лингвистики, связанных с этими текстами

владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки

ПК-14

Работа с латинскими текстами; обсуждение проблем современной лингвистики, связанных с этими текстами


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Латинский язык

  • Языковое разнообразие

  • Теория языка

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание основ морфологии латинского языка, знание базовой лексики латинского языка в объеме 300 единиц

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Языковое разнообразие

  • Теория языка


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




Раздел 1. Латынь от индоевропейского праязыка до романских языков
















1.

Архаическая латынь. Проблема ударения.







2




2

2.

Сатурнов стих и анаграммы.







2




2

3.

Латынь в контексте современной индоевропеистики.







2




4

4.

Пренестинская фибула.







2




2

5.

Средневековая латынь. Hisperica Famina.







2




2

6.

Латынь и итальянский.







2




2

7.

Латынь и старофранцузский.







2




2

8.

Народная латынь.







2




2




Раздел 2. Латинский язык как материал для различных разделов науки о языке
















9.

Автоматическая обработка латинского текста. Постановка задачи.







2




2

10.

Античные риторики. Фигуры красноречия.







2




2

11.

Исследование латинского гекзаметра методом скользящего среднего.







2




2

12.

Вариативность в именной морфологии







2




2

13.

Лексическая семантика







2




2

14.

Значения прошедших времен в латинском языке







2




2

15.

Автоматическая обработка латинского текста. Обсуждение итогов работы.







2




16




ИТОГО:







30




46



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Коллоквиум







*


























6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки за работу на занятии, а также за выполнение задания по автоматической обработке текста выставляются по 10-ти балльной шкале.

7Содержание дисциплины


Тема 1. Латинское ударение – 2 часа

Музыкальный и/или динамический характер латинского ударения. Свидетельства античных грамматиков, материал versus quadrati и других форм латинского стиха, данные фонетических законов (редукция).



Литература

Тронский И.М. Историческая грамматика латинского языка. СПб., 2000. С. 64-71.

Литвинов Д.А. Словесное ударение в сапфической строфе Горация и система римского стихосложения // Индоевропейское языкознание и классическая филология-V. СПб., 2001. С.78-80.
Тема 2. Вариативность в именной морфологии – 3 часа

Особенности латинского именного словоизменения, не описанные "школьными" грамматиками. Данные римских авторов о вариативности падежных окончаний III склонения. Современные подходы к описанию латинского склонения.



Литература

Aulus Gellius. Noctes Atticae, XIII, 21.

Плунгян В.А. Vox Camenae — Голос музы: Антология латинской лирики с комментариями и русскими переводами. М., 1998.
Тема 3. Лексическая семантика – 3 часа

Общий обзор латинской синонимики. Сравнение прилагательный albus и candidus 'белый' по корпусу латинских текстов классического периода.



Литература

Isid. Hisp. Etymologiarum XII, 1, 51


Дополнительная

Клейнер С. Д. Проблемы этимологии латинских лексем, обозначающих конскую масть (автореферат http://librarius.narod.ru/autor/kleiner.pdf)

Пастуро, Мишель. Синий. История цвета // ИЛ №4, 2010.
Тема 4. Значения прошедших времен в латинском языке – 3 часа

Perfectum, imperfectum и plusquamperfectum в латинском языке.



Литература

Сичинава Д.В. Абсолютные употребления латинского плюсквамперфекта в типологическом освещении // Индоевропейское языкознание и классическая филология-VII. СПб., 2003. (http://iling.spb.ru/tronsky7/097.pdf)


Тема 5. Латынь и индоевропейский праязык – 3 часа

Индоевропейское наследие латинского языка. Басня Шлейхера на "индоевропейском" и в "архаическом латинском" переводе.



Литература

Тронский И.М. Историческая грамматика латинского языка. СПб., 2000. С. 5-50.

Герценберг Л.Г. Краткое введение в индоевропеистику. СПб., 2010. С. 101-117, 120-127.
Тема 6. Надпись на пренестинской фибуле – 3 часа

Древнейшая латинская надпись и проблема фальсификации.



Материалы

Лекция В.Л. Цымбурского о пренестинской фибуле (http://video.yandex.ru/users/librarius/view/20/ http://video.yandex.ru/users/librarius/view/21/ http://video.yandex.ru/users/librarius/view/22/ )


Тема 7. Народная латынь – 12 часов

Элементы латыни, не попавшие в литературный язык, на примере фрагментов из Плавта и Петрония.



Литература

Дынников А., Лопатина М. Народная латынь. М., 1998. С. 145-215.


Тема 8. Средневековая латынь – 3 часа

Средневековый текст "Гесперийские речения" как пример создания особого литературного языка, построенного на нарушении целого ряда правил естественного языка и доведении до логического предела некоторых закономерностей античного эпоса.



Литература

Шабельников Д.Б., Торшилов Д.О. Гесперийские речения. СПб: Алетейя, 2000.


Тема 9. Латынь и романские языки – 8 часов

Путь от латыни до романских языков на примере фрагмента из "Песни о Роланде".


Дополнительная литература

Алисова Т.Б. и др. Введение в романскую филологию. М., 2007.


Тема 10. Античная риторика – 3 часа

Краткая характеристика направлений позднеантичной риторики: аттицизм и азиантизм. Анализ повторяющихся словоформ как средство изучения этих направлений и методика классификации текстов.



Литература

Античные теории языка и стиля. Санкт-Петербург, 1996.


Дополнительная литература

Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М.Л. Гаспарова. Москва, 1972.
Тема 11. К вопросу об анаграммах – 3 часа

Фонетические особенности архаической латинской поэзии и соссюровские записи об анаграммах. Поиск анаграмм как направление в отечественной филологии 2 пол. ХХ века.



Литература

Отрывки из тетрадей Ф. Де Соссюра, содержащих записи об анаграммах // де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.


Тема 12. Стихотворные переводы с латинского – 8 часов

Сравнение русских переводов Горация и Катулла (2 пол. XIX-XX вв.)



Литература

Плунгян В.А. Vox Camenae — Голос музы: Антология латинской лирики с комментариями и русскими переводами. М., 1998.



8Образовательные технологии



9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы для коллоквиума:

  1. Что известно о характере латинского ударения?

  2. Приведите пример вариативных падежных окончаний в латинском языке и укажите на трудности, возникающие при их исследовании.

  3. Чем отличаются значения прилагательных albus и candidus 'белый'?

  4. Сравните значения прошедших времен в латинском языке.

  5. Проанализируйте надпись на пренестинской фибуле.

  6. Дана басня Шлейхера. Выделите в ней морфемы, сохранившиеся в классической латыни.

  7. Дан фрагмент из Плавта (Петрония). Укажите на элементы народной латыни в этом тексте.

  8. Дан фрагмент из "Песни о Роланде". Укажите в этом тексте на элементы, сохранившиеся из классической латыни.

  9. Дан архаический латинский текст. Укажите те его особенности, которые не свойственны классической латыни.

  10. Дайте краткую характеристику направлений позднеантичной риторики и сформулируйте, какие лингвистические исследования необходимы, чтобы классифицировать тексты ораторов этого периода.


9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает активность студентов на занятиях, в т.ч. разобранные дома латинские тексты. Оценки за работу на занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Оценка за выполнение домашнего задания выставляется за написание программы по автоматической обработке латинского текста и описание результатов выполненного задания (задание является индивидуальным) - Од.з..


Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,5·Оауд. + 0,5·Од.з.

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.


В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник



11.2Основная литература


Античные теории языка и стиля. Санкт-Петербург, 1996.

Герценберг Л.Г. Краткое введение в индоевропеистику. СПб., 2010. С. 101-117, 120-127.

Дынников А., Лопатина М. Народная латынь. М., 1998. С. 145-215.

Цымбурский В.Л. Лекция о пренестинской фибуле (http://video.yandex.ru/users/librarius/view/20/ http://video.yandex.ru/users/librarius/view/21/ http://video.yandex.ru/users/librarius/view/22/ )

Литвинов Д.А. Словесное ударение в сапфической строфе Горация и система римского стихосложения // Индоевропейское языкознание и классическая филология-V. СПб., 2001. С.78-80.

Отрывки из тетрадей Ф. Де Соссюра, содержащих записи об анаграммах // де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.

Плунгян В.А. Vox Camenae — Голос музы: Антология латинской лирики с комментариями и русскими переводами. М., 1998.

Сичинава Д.В. Абсолютные употребления латинского плюсквамперфекта в типологическом освещении // Индоевропейское языкознание и классическая филология-VII. СПб., 2003. (http://iling.spb.ru/tronsky7/097.pdf)

Тронский И.М. Историческая грамматика латинского языка. СПб., 2000.

Шабельников Д.Б., Торшилов Д.О. Гесперийские речения. СПб: Алетейя, 2000.



11.3Дополнительная литература


Алисова Т.Б. и др. Введение в романскую филологию. М., 2007.

Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М.Л. Гаспарова. Москва, 1972.

Клейнер С. Д. Проблемы этимологии латинских лексем, обозначающих конскую масть (автореферат http://librarius.narod.ru/autor/kleiner.pdf)

Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

Пастуро, Мишель. Синий. История цвета // ИЛ №4, 2010.

11.4Справочники, словари, энциклопедии


Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь (http://lingvo.yandex.ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%BF%D0%BE-%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8/)

11.5Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент может использовать следующие программные средства:

* Musaios (для тезауруса латинского языка PHI5).



* Python 2.x

11.6Дистанционная поддержка дисциплины




12Материально-техническое обеспечение дисциплины






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница