Семинар для Экспертов по Реформированию Высшего Образования в Странах-Партнерах «Организация и профиль докторских исследований»



Скачать 45.99 Kb.
Дата06.05.2016
Размер45.99 Kb.
Краткий отчет

Тематический семинар для Экспертов по Реформированию Высшего Образования в Странах-Партнерах «Организация и профиль докторских исследований»



Ливан, 11-12 марта 2013 (Lebanon)
11-12 марта в Ливане, Университете г. Каслик (Kaslik University of Holy Spirit - USEK) в рамках III этапа Информационного проекта Европейской Комиссии по реформированию высшего образования прошел семинар, посвященный вопросам организации и содержанию подготовки докторов PhD. Мероприятие было организовано Национальным Офисом ТЕМПУС в Ливане, Университетом USEK и UNICA – Сеть Университетов Европейских Столиц (www.unica-network.eu) при методической и финансовой поддержке Исполнительного Агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре, Брюссель.
В семинаре приняли участие 77 представителей из 14 стран, в том числе 6 человек из Казахстана. С полным списком участников можно ознакомиться на сайте

www.kaslik2013.bolognaexperts.net
Цель – ознакомиться с опытом организации докторских программ в странах-участницах, обсудить условия, правила и процедуры подготовки докторов и деятельности докторских школ, администрирование программ, роль и обязанности докторантов, научных руководителей и учебных заведений, а также вопросы повышения возможности трудоустройства докторов PhD.

Проведению семинара предшествовала большая работа. На подготовительном этапе все страны-участники представили свой опыт реализации докторских программ, на основе которого была подготовлена публикация по теме семинара.




В соответствии с программой семинара на пленарном заседании после приветственной части участники ознакомились с ключевой презентацией вице-ректора Загребского Университета профессора Мелиты Ковачевич. В дискуссии приняли участие профессор Д. Саватовский, Директор Докторантуры Сорбонского университета, Профессор Эрно Кесзей, Вице-Ректор по науке, исследованиям и инновациям Университета ЕLTE, Будапешт и Александра Битусикова, Старший Советник Совета по Докторскому Образованию Европейской Ассоциации Университетов. Выступающие акцентировали такие аспекты, как включение гуманитарных дисциплин в программу подготовки докторантов, соотношение научный руководитель - докторанты, трудоустройство после завершения обучения.


После перерыва профессор Эрно Кесзей ознакомил с теорией и практикой планирования и управления докторскими исследованиями, а профессор Шафик Мокбел, Директор Научного Совета Университета Баламанд, Ливан представил Зальцбургские принципы и их актуальность на сегодняшний день.
Правительство Ливана высоко ценит вклад программы Темпус в развитие высшего образования в стране. Эта идея неоднократно подчеркивалась выступающими в церемонии открытия, в которой приняли участие Министр образования Ливана г-н Хассан Диаб, Президент университета профессор Хади Махфуз, Координатор Национального Офиса Темпус в Ливане профессор Ареф Алсуфи, а также Руководитель Отдела по сотрудничеству Представительства ЕС в Ливане г-н Диего Эскалона Патурел. Далее г-н Клаус Хаупт, Руководитель Департамента Темпус Исполнительного Агентства поблагодарил принимающую сторону за гостеприимный прием и высокое внимание к семинару, и ознакомил присутствующих с ожидаемыми изменениями в программе.

Из представленного видеоролика об университете участники узнали об истории становления USEK, о работе, которая проводится по экологизации университета, превращению его в «Зеленый университет», созданию комфортных условий для обучения студентов и работы преподавателей, административного и технического состава.

Во время экскурсии по университетскому кампусу участники семинара имели возможность посетить централизованную лабораторию, оснащенную современным оборудованием, которая позволяет эффективно использовать помещение, материальные и человеческие ресурсы, проводить на высоком уровне аналитические исследования. Участников заинтересовало также централизованное компьютеризованное управление системой жизнеобеспечения здания, когда из одной точки можно регулировать освещение и температуру в каждой отдельной комнате или аудитории, проводить мониторинг состояния канализации, подачи воды и т.д.


Далее все участники разделились на группы для работы в параллельных сессиях. На сессиях детально рассматривались вопросы Структуры докторских школ, Профиль докторантов PhD и Критерии отбора, Система обеспечения качества, Кооперация и интернационализация. Профессор Гульнара Д. Закирова выступила с презентацией об опыте Казахстана по внедрению докторских программ в нашей стране.


Результаты обсуждения на параллельных сессиях были обобщены, сформулированы в виде рекомендаций и доложены на заключительной сессии. К основным выводам можно отнести следующие:

  • Не может быть унифицированной, общей для всех стран, модели докторской подготовки.

  • Очень важно выработать четкие критерии отбора докторантов, оценки результатов исследований.

  • Необходимо разработать общие требования к научным руководителям.

  • Возможность мобильности для докторантов важна, но следует особое внимание уделять ее результатам, нежели самой мобильности.

  • Внутренняя/внешняя система Обеспечения качества более важно, чем ранжирование. И она должны быть доведена до сведения всех.

  • Оценка научной среды способствует разработке общих стратегических и нормативных рамочных документов, обеспечивающих соответствие потребностям и реалиям, инициированию культуры обеспечения качества и оценки.

  • При определении профиля докторанта(ов) следует использовать подход, учитывающий требования рынка труда (презентация результатов научных исследований общественности и донорам).

  • Организация конференций, где докторанты могли бы представить результаты своих исследований, важна для расширения сотрудничества и научного обмена, повышения потенциала докторантов.

  • Для отбора наиболее подготовленных и мотивированных кандидатов целесообразно введение подготовительного года с принятием решения по его итогам.

  • Такие предпосылки, как исследовательский потенциал, честность, морально-этические качества докторантов также имеют важное значение. Однако на сегодняшний день их трудно оценить из-за отсутствия четких критериев.

  • Качество напрямую связано с вопросом оценки и подтверждения качества.


После обсуждения рекомендаций и выводов К. Хаупт подвел итоги семинара. Он поблагодарил всех участников и организаторов семинара за плодотворную работу и выразил уверенность в том, что начатая работа получит продолжение на местах, а также в новых проектах в рамках новой программы Эрасмус Для Всех. Докторские исследования определены приоритетом. Многие вопросы можно решить совместно в новых проектах. Он также пригласил шире использовать возможности Технической помощи в рамках UNICA.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница