Семинар №12 от 14. 11. 2013 года demo (Design and Engineering Methodology for Organizations)



Скачать 32.07 Kb.
Дата30.04.2016
Размер32.07 Kb.
Бабкин Э.А., Сергеев А.И.
Тема доклада: Метод моделирования и его возможности в исследовании организационных изменений: перспективы совместных исследований
Научный семинар № 12 от 14.11.2013 года
DEMO (Design and Engineering Methodology for Organizations) -

методология проектирования и инжиниринга организаций, разработанная

профессором Йеном Дитцем из Технического университета города Дельфт,

Нидерланды. Приведем краткое описание этой методологии.

В противовес менеджериальному подходу рассмотрения организации, фокусирующемуся на функциях, методология DEMO рассматривает предприятие с инженерной точки зрения, то есть, со стороны его структуры. Таким образом, в методологии DEMO проповедуется моделирование так называемого «белого ящика», согласно которому организация рассматривается не как набор функций, а как набор структурных элементов с их взаимосвязями друг с другом и окружающим миром.

Под онтологией предприятия в DEMO понимается следующее:



  • с концептуальной точки зрения, это понимание структуры и деятельности предприятия независимо от конкретной реализации;

  • с практической точки зрения, это высокоуровневая модель структуры предприятия (в противовес модели конкретной реализации структуры, которая является низкоуровневой моделью).

В методологии DEMO существуют собственные метрики качества

онтологической модели, называемые C4E:

- Coherent – отражает целое;

- Consistent – не содержит логических противоречий;

- Comprehensive – включает в себя все необходимые элементы;

- Concise – компактна, насколько это возможно;

- Essential – независима от реализации.

Согласно методологии DEMO, каждое предприятие состоит из трех уровней:

B-organization (“B” от “business”) – уровень, на котором принимаются все бизнес-решения. Действия, выполняемые на уровне B-organization, называются Performa. В них входят рассуждения, принятие решений, создание новых знаний. На этом уровне может работать только человек, так как ответственность за суждения и принятие решений может нести только человек.

I-organization (“I” от “information” и “intellect”) – оказывает поддержку для B-organization, предоставляя информационные услуги (факты, обработанные факты). Действия, выполняемые на уровне I-organization, называются Informa. Сюда включаются активности по переработке данных в информацию, используемую затем на уровне B-organization. На этом уровне новых знаний не создается и решения не принимаются, поэтому деятельность человека здесь может быть автоматизирована или полностью замещена информационной системой.

D-organization (“D” от “data” и “document”) – оказывает поддержку для I-organization, предоставляя услуги по работе с данными и документами (хранение, транспортировка, копирование). Действия, выполняемые на уровне D-organization, называются Forma, и могут быть полностью автоматизированы и выполнены без вмешательства человека.

Методология DEMO фокусируется на самом верхнем уровне, на котором принимаются все решения –B-organization, так как это тот уровень, на котором может работать только человек.

В связи с тем, что DEMO подробно рассматривает B-organization, где ответственность за решения несут люди, одной из основных частей методологии является рассмотрение актов коммуникации в процессе взаимодействия индивидов. В этом плане DEMO находится на стыке семиотики, теории коммуникативного взаимодействия и системики.

Говорится, что люди в процессе работы участвуют в двух типах актов – производственных актах (“P-acts”) и коммуникативных актах (“C-acts”). Вводится также понятие роли эктора (“actor role”) – согласно методологии DEMO, это полномочия на совершение одного конкретного P-act. Субъект, занимающий роль эктора, называется эктором (“actor”).

Методология DEMO также следует так называемой аксиоме о транзакциях, согласно которой производственные и коммуникационные акты всегда следуют друг за другом по определенным шаблонам. Универсально все транзакции описываются следующим законом:

Request («запрос») -> Promise («обещание») -> [выполнение – P-act] ->

State («констатация») -> Accept («принятие»)

Таким образом, для транзакции необходимы 4 координационных акта и 1 производственный. Если говорить об общности этих понятий, то координационные акты называют атомами организации, транзакции – молекулами организации. Аксиома композиции в методологии DEMO говорит нам о том, что транзакции либо вызываются сами по себе, либо являются частью другой транзакции.



Более детальное изложение методологии DЕМО представлено на сайте научно-учебной лаборатории теории и практики систем поддержки принятия решений.

Для нас важно понять возможности применения данной методологии в исследованиях сопротивления организационных изменений. Позволяет ли методология DЕМО стать основой для принятия управленческих решений, связанных с управлением организационными изменениям? Можно ли интерпретировать полученные вами результаты в рамках этой методологии? Эти и другие вопросы могут стать предметом для совместных исследований и публикаций.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница