Семья отца, его детство, увлечения, мечты



Скачать 397.35 Kb.
страница1/4
Дата02.05.2016
Размер397.35 Kb.
  1   2   3   4
Лакинская Наталья Марьяновна

Семья отца, его детство, увлечения, мечты
Отец, Марьян Иванович Лакинский, родился в 1878 году в городе Умани. Рос он без матери, она умерла при родах, не успев даже накормить ребёнка грудью.

Его отец был в отчаянии. Он очень любил свою жену и никогда не оправился от удара, нанесённого её смертью. Причиной своего горя он считал родившегося ребёнка. Хотя он понимал, что ребенок ни в малейшей степени не виноват, и, конечно, его не обвинял, но как только видел сына, волна боли и горечи поднималась в нём. Он был не в силах произнести несколько добрых слов или улыбнуться ребёнку.

Заботу о мальчике взяла на себя его сестра Валентина Ивановна (Валюня), старше братика на 10-12 лет.

Марьянчик, как его называли в семье, невольно всё больше отстранялся от отца, привязывался к сестре и погружался в мир своих интересов. Учился он очень хорошо, учение давалось ему легко. Он очень любил математику, интересовался астрономией и географией, много читал. Больше всего любил литературу о приключениях и путешествиях. Мечтал попасть в новые неизвестные места, плавать по морям, стать моряком.


Поступление в Таганрогские мореходные классы» и дальнейшее образование

Он знал, что профессия моряка таит много опасностей, но думал, что отличные мореходные знания предохранят его от роковых ошибок. Поэтому он хотел получить как можно больше знаний и навыков. Он выбрал «Таганрогские мореходные классы», которые имели прекрасную репутацию и обеспечивали своим выпускникам умение управлять не только пароходами, но и парусными судами. Выпускники этого учебного заведения были обязаны уметь управлять парусами, знать, когда их следует поднимать, когда опускать. В бурю, дождь и холод, когда парусное судно носило по волнам, нужно было иметь мужество подниматься на мачты, перемещаться по палубе заливаемого колоссальными волнами судёнышка, казавшегося маленькой скорлупкой в пучине океана.

Все эти трудности его не пугали, он твёрдо знал, что станет моряком.

Он был принят в выбранное училище. Учился прекрасно, прошёл необходимые стажировки на пароходах и парусниках и получил звание штурмана. Он стал плавать на судах РОПИТ’а, сначала в должности 3-го и 2-го помощника капитана, потом стал старшим помощником капитана.

Полученное образование он посчитал недостаточным для себя и продолжал учиться. В 1910 году он сдал необходимые экзамены и получил звание капитана дальнего плавания, дававшие ему большие права.

Годы, прошедшие со дня отъезда из Умани, не были лёгкими. Когда он учился, денег из дому присылали немного, часто их не хватало, особенно когда он уже ожидал следующего получения денег или посылки.

Однажды на Рождество, получилось так, что он ожидая посылку, уже успел потратить всё, что у него было. Посылка опаздывала, денег не было, пойти было не к кому, товарищи успели разъехаться по домам, мучил голод, не позволявший заснуть. Папа часто вспоминал норвежского писателя Гамсуна. Он говорил, что не встречал другого писателя, который бы так правдиво описал муки голода. И вот, когда отец испытывал как раз те мучения, о которых шла речь в произведении Кнута Гамсуна, раздался стук в дверь, пришёл сторож и сказал: «Тебя вызывает начальник училища». Папа пошёл с некоторой тревогой, хотя не чувствовал за собой никакой вины.

Он робко постучался в квартиру начальника, его пригласили войти. Он застал красиво накрытый стол, за которым сидела семья начальника училища и несколько молодых преподавателей, ещё не имевших собственных семей. Начальник догадался, что папа не уехал домой, и пригласил его на Святой Вечер. Папа всю жизнь помнил об этом событии и сохранил благодарность к начальнику училища, ставшим для него примером того, как нужно заботиться о людях от него зависящих.

На следующий день пришла посылка и всё вошло в свою колею. Но впереди его ждали новые трудности.
Годы плавания по морям и океанам

С тех пор, как в 1898 году отец закончил «Таганрогские мореходные классы» и стал плавать на судах РОПИТ’а (Русское общество пароходства и торговли), он был материально полностью обеспечен, но продолжал упорно учиться.

Большую часть времени он был в плавании, редко бывал в Одессе, поэтому не видел надобности в том, чтобы приобретать или даже снимать квартиру. Он жил в своей каюте на пароходе. Только иногда он оставался на ночь в доме сестры, которая уже была замужем и имела двух дочерей- Зосю и Люсю. Он любил сестру и своих маленьких племянниц. Возвращаясь из плавания, он всегда привозил им подарки, выбирая для них всё лучшее, что можно было приобрести в заморских городах. Приезд дяди был для девочек праздником.

В плавании он имел много времени, свободного от вахт. Он не скучал- читал, учился, добиваясь своей цели,- стать капитаном дальнего плавания.

Начало века, казалось, знаменовалось спокойствием, уверенностью в устойчивости всего уклада жизни России. Неожиданное начало Русско-Японской войны не внушало особых опасений. Как правительство, так и население России чувствовало уверенность. Многие думали, что русские способны «шапками закидать» японцев. Но жизнь распорядилась иначе. Поражение в этой войне нанесло очень большой удар по России и заставило многих потерять веру в её непобедимость.

Суда РОПИТ’а перевозили не очень срочные грузы в Порт-Артур, где сосредотачивалось командование Российской армии.

Судно, на котором находился папа, было заполнено грузами для русской армии, воюющей на Дальнем Востоке. Ему предстоял долгий путь. Путешествие должно было занять более 2-х месяцев. Все понимали, что путь будет нелёгким.

Выйдя из Средиземного моря через Суэцкий канал, оно направилось в южные моря. Пароход прошёл Индию, Индо-Китай, Филиппины, обогнул Корею, вошёл в Японское море и приближался к Порт-Артуру. Моряки предвкушали отдых и строили планы, как проведут время на суше. И вдруг… Судно напоролось на мину. Был взрыв, началась суета, стали спускать аварийные шлюпки.

Во время взрыва образовалась пробоина, погибли все, кто был близко от места взрыва.

Чуть ли не в последнюю минуту, когда судно почти полностью погрузилось в воду, отцу удалось спуститься в одну из шлюпок. Всё, чем он владел, исчезло в Японском море, но больше всего он жалел о большой библиотеке, которую ему удалось собрать, и которая хранилась в каюте.

Но жизнь продолжалась… Вернувшись в Одессу, отец получил назначение на новое судно и продолжал плавать.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница