Семенова Татьяна Васильевна, Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории моу дод «сдши» Суксун 2007



Скачать 172.26 Kb.
Дата06.05.2016
Размер172.26 Kb.
Управление образования администрации Суксунского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Суксунская детская школа искусств»

МОУ ДОД «СДШИ»

протокол № 1

от 28.08.2007г.


Директор ___________Е.А.Петровских

образовательная программа

дополнительного образования детей
«Ансамбль русских народных инструментов»

адаптированная

Возраст детей от 11 до 14 лет

Срок обучения 3года

Семенова Татьяна Васильевна,

Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МОУ ДОД «СДШИ»

Суксун 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу данной программы положена идея музыкального воспитания детей, формирования навыков ансамблевой игры.

Русская народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчивости, песенной основе, помогает развивать музыкальность и особенное ощущение мелодии.

В условиях коллективных форм музицирования, каковыми являются ансамбли в музыкальной школе, от руководителя ансамбля требуется постоянная творческая инициатива, умение найти методы обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся.

Руководитель коллектива должен хорошо понимать психологию каждого участника ансамбля, знать его привычки и интересы, уметь всегда найти с ним контакт. Важнейшей задачей руководителя является воспитание у учащихся трудовой дисциплины и сознательности, без которых невозможно добиться каких-либо успехов в работе. Руководитель обязан стремиться к максимальному контакту с коллективом ансамбля в процессе работы, уметь просто, доступно объяснить учащимся свои требования.

Система знаний и навыков на отдельных ступенях педагогического процесса складывается на основе учета возрастных особенностей психики детей и подростков. Это является условием планомерности развертывания учебного процесса. Необходимо не только тщательно разрабатывать план работы в классе ансамбля, но и представлять круг вопросов затрагиваемых в ходе каждой репетиции. Необходимо иметь план занятий коллектива, твердо знать, чего нужно добиться от учащихся на данном этапе.

Важно, чтобы руководитель интересовался также вопросами, освещаемыми на других уроках в школе, проявлял внимание ко всем сторонам учебной и общественной жизни ученика.

Форму занятий необходимо разнообразить. Наряду с урочной формой могут использовать и внеурочные формы: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание радиопередач и фонозаписей, экскурсии, газеты, фотовыставки, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, композиторами.

В процессе занятий в классе ансамбля, у учащихся нужно развивать способность к художественному переживанию, эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным. Понимание музыкальных взаимосвязей невозможно без развитого мышления, без формирования устойчивых музыкальных представлений. Коллективные формы музицирования помогают формировать художественную индивидуальность ученика, способствуют выявлению его творческих наклонностей.

В творческом процессе развивается мышление, ассоциативные связи, воображение, формируется находчивость, сообразительность.

Совместные занятия являются благоприятной почвой для исправления общих и индивидуальных погрешностей в исполнении. Работа над ансамблевым произведением в младших классах, педагог должен добиваться синхронности при взятии звука, равновесия звучания, вырабатывать умение передать мелодическую линию от партии к партии, воспитывать ощущение общего ритмического пульса. Совместная работа в ансамбле способствует формированию у учащихся необходимого для них в будущем деятельности чувства коллективизма.

Ансамбли могут быть использованы и как аккомпанемент хору, солистам-инструменталистам и певцам. Выразительные средства ансамблей дают возможность исполнять самые разнообразные по содержанию и степени трудности музыкальные произведения. В ансамблях каждый голос – солирующий. Сложность и ответственность такого исполнения помогает развить инициативу и музыкальную самостоятельность исполнителей.

На всем протяжении занятий в классах ансамбля педагог должен фиксировать внимание учащихся на необходимости правильной, свободной посадки за инструментом, правильного исходного положения рук и всего корпуса, соблюдения единого метра, правильных позиций, приемов игры, штрихов.

Преподаватель не должен забывать, что развитие вкуса, художественного воображения, исполнительского мастерства невозможно без освоения конкретных музыкально-технических приемов (развития техники исполнения штрихов, формирования правильных приемов звукоизвлечения, освоения движений, обусловленных художественными и техническими задачами). Воспитание культуры игровых движений учащегося неразрывно связано с выработкой мышечной свободы. Ученики, не сумевшие на начальном этапе обучения овладеть правильными профессиональными навыками, в дальнейшем с трудом могут ликвидировать этот недостаток. Следует отметить, что упоминавшаяся ранее работа руководителя с отдельными участниками ансамбля также является одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения учащимися приемов и навыков игры.

В процессе занятий в классе ансамбля, необходимо постоянно пополнять слушательский багаж учащихся в целях расширения их музыкального кругозора. С первых лет обучения необходимо, используя разнообразные технические средства (грамзапись, фонозапись, радио, телевидение, кино), предлагать учащимся при прослушивании выделять мысленно различные компоненты музыкальной ткани. В активизации музыкального воспитания решающая роль принадлежит развитию внутреннего слуха учащихся. Без формирования данного навыка невозможно совершенствовать обучение чтению нот с листа, которое так важно для занятий в классе ансамбля. Педагог, фиксируя внимание ученика на важнейших сторонах нотного текста (лад, тональность, размер, ритм, ключевые знаки, исполнительские ремарки, нюансы динамики) должен учить осмысленно прочитывать нотную запись. Чтение с листа расширяет аппликатурные навыки, развивает находчивость. В процессе занятий коллективными формами музицирования преподаватель может широко использовать такую активную форму, как ознакомления с музыкальным произведением. При ознакомлении, помогая ученику осознать содержание произведения, педагог ограничивается более общими указаниями (рассказывает о композиторе, подчеркивает стилистические фактурные особенности, характеризует жанровые закономерности произведения). Совершенствование навыков ознакомления зависит от общего музыкального и технического развития учащихся, от богатства и яркости получаемых ими музыкальных впечатлений, от количества излучаемых разноплановых музыкальных произведений, от теоретических знаний. Произведения для чтения с листа, ознакомления должны быть с запоминающейся мелодией, с небольшим количеством знаков альтерации, несложными ритмически. Постепенно надо прививать навыки разбирать текст в тональностях с большим количеством знаков альтерации. Легче осуществляется разбор произведения, в котором есть повторность, удобная фактура, естественны аппликатура и штрихи.

Репертуарный план работы в классе ансамбля, предусматривает знакомство с произведениями, различными по жанрам, стилю, педагогической направленности (произведения народного творчества, русской классики, советской, а также лучших образцов современной и классической зарубежной музыки). Педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Подбор интересного нотного материала, соответствующего степени подвинутости ансамбля является одним из важнейших факторов его успешной работы. Учитывая наличие учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого участника коллектива. Завышение репертуара ведет к загрузке учащи5ся утомительной и неинтересной работой. Планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор учебного материала – важные факторы, способствующие правильной организации учебного процесса. План должен выстраиваться дифференцированно, в зависимости от исполнительских, индивидуальных особенностей учащихся, в тесной связи с целями и задачами обучения на конкретном его этапе. В течение года необходимо выучить 4-5 произведений в классе ансамбля.

Также важно продумывать и планировать репетиционный период. Отличное знание партитуры изучаемого произведения обязательно для каждого руководителя. Необходима и домашняя работа по выработке ясного четкого дирижерского жеста, умение быстро и точно настроить ансамбль на репетициях или выступлениях. Каждая репетиция заблаговременно обеспечивается нужным количеством инструментов, четко переписанными и проверенными партиями, пультами, хорошо подобранными медиаторами, струнами и т.д. – за все это целиком отвечает руководитель коллектива.

На занятиях в классе ансамбля учащиеся должны научиться:


  1. Применять в ансамблевой и оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретенные в специальных классах;

  2. Слышать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.д., исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами;

  3. Исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке дирижера;

  4. Понимать дирижерские жесты;

  5. Уметь читать с листа партию и ориентироваться в ней.

В конце каждого учебного полугодия учащимся выставляются оценки. Основным критерием оценки является степень приобретения необходимых навыков оркестровой ансамблевой игры на данном этапе, а также старательность учащегося.

Каждое выступление оркестра (отчетный концерт школы, конкурс и т.п.) является одновременно зачетом, как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.

Программы отчетных концертов составляются руководителем ансамблевого класса в зависимости от возможностей и подвинутости коллектива и утверждаются на совещании отдела. План работы в классе ансамбля утверждается руководителем отдела и заведующим учебной частью.

Учебный план.


класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Кол-во часов

0.5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

Общ.кол-во

часов


17 ч

17 ч

17 ч

17 ч

Занятия проводятся в группах. На одного учащегося 0,5 часа в неделю.



КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Ф о р м и р о в а н и е а н с а м б л е в

Однородные и смешанные составы ансамблей

Народных инструментов.
Ансамбли формируются из учащихся 2-х – 6-х классов. Основные составы ансамблей, практикуемые и наиболее часто встречающиеся в музыкальных школах, - дуэты, трио. Реже встречаются квартеты, квинтеты, секстеты и т.д. Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов (только из домр, балалаек, баянов), так и из разнородных (смешанные составы), куда могут входить баяны, домры и балалайки.

При составлении ансамблей необходимо учитывать, что каждый инструмент в ансамбле должен выполнять определенную функцию: вести мелодию, аккомпанировать ей или давать басовую основу. Составы могут в той или иной степени варьироваться, изменяться, но структурная и функциональная основам их остается незыблемой. Ансамбли могут быть различны как по количеству так и по инструментальному составу. Однако в практике определился ряд наиболее употребительных и хорошо звучащих ансамблей. Например:

- квинтет балалаек – прима 1, прима 11, секунда, альт и бас;

- дуэт балалаек – прима 1 и прима 11;

- секстет балалаек – прима 1, прима 11, секунда, альт, бас, контрабас;

- секстет домр – домра малая 1, домра малая 11, альт 1, альт 11, бас 1, бас 11 (может быть балалайка, контрабас);

- секстет четырехструнных домр – прима 1, прима 11, альт тенор, бас, контрабас.

Особенно хорошо звучат следующие смешанные составы ансамблей:

- квинтет – домра малая, домра альт, балалайка, прима, балалайка секунда (или альт), контрабас балалайка (или домра)

- секстет – домра малая (3- или 4-струннавя) домра альт (3-струнная или 4-струнный тенор), балалайка прима, балалайка секунда (или альт), балалайка контрабас (или домра контрабас), баян.

Ниже приведена таблица возможных составов ансамблей:

ДУЭТ

Балалайки

прима 1


прима11

Домры

малая 1


альтовая

(или малая 11)



Баяны

баян 1


баян 11

ТРИО

прима

секунда


бас

малая 1

малая 11


альт

баян 1

баян 11


баян 111

КВАРТЕТ

прима 1

прима 11


секунда

бас


малая

альт 1


альт 11

бас


баян 1

баян 11


баян 111

баян 1V


КВИНТЕТ

прима 1

прима 11


секунда

альт


бас (лучше к. бас)

малая 1

малая 11


альт 1

альт 11


бас

баян 1

баян 11


альт

тенор


бас

СЕКСТЕТ

прима 1

прима 11


секунда

альт


бас

контрабас



малая 1

малая 11

альт 1

альт 11


бас

контрабас



сопрано 1

сопрано 11

альт

тенор


бас

контрабас




смешанные составы


ДУЭТ

балалайка прима

баян


домра малая

баян


домра альт

баян


ТРИО

домра малая

балалайка прима

баян


домра малая

балалайка секунда

балалайка бас


домра малая

домра альт

баян











домра малая

домра альт

балалайка прима

баян


домра малая

домра альт

домра бас

баян


домра малая

домра альт

балалайка секунда

балалайка бас



КВИНТЕТ

домра малая

домра альт

балалайка прима

балалайка бас

баян


домра малая

домра альт

домра бас

балалайка прима

баян


домра малая

домра альт

балалайка прима

балалайка секунда

балалайка бас


СЕКСТЕТ

домра малая

домра альт

балалайка прима

балалайка бас

баян


домра малая

домра альт

балалайка прима

балалайка секунда

балалайка к.бас

баян


домра малая

домра альт 1

домра альт 11

домра бас

балалайка прима

баян




Примерный репертуарный список

Первый год обучения

М. Глинка «Славься» Из оперы Иван Сусанин, Обработка В. В. Андреева

«Во саду ли, в огороде» Русская народная песня, Обработка В. В. Андреева

Я. Дусик Старинный танец

В. Калинников Тень-тень

Второй год обучения

В. Иванов ( обр.) «Во саду ли, в огороде» «Пойду ль я, выйду ль я»

Г. Камалдинов и Прошко Н (обр.) Белорусский танец

Д. Кабалевский Наш край

А. Лядов Шуточная

Третий год обучения

Кумушки. Русская народная песня, Обработка В. Аксентьева

А Лядов Музыкальная табакерка

А.Асафьев « Гляжу в озера синие»

Дж. Россини Менуе

П Р И М Е Р Н Ы Й П Е Р Е Ч Е Н Ь

Р Е К О М Е Н Д У Е М О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы

Ансамбли струнных народных инструментов

  1. Ансамбли для русских народных инструментов. Сост. А.Шалов и А.Ильин. Л., 1964.

  2. Альбом пьес для скрипки. Сост. К.Фортунатов, М., 1967.

  3. Блинов Ю. Пьесы для балалйки и фортепиано. М., 1973.

  4. Вязьмин Н. Избранные пьесы и обработки для балалайки в сопровождении фортепиано (баяна). М., 1970.

  5. Евдокимовский В. Детские картинки. М., 1972.

  6. Дуэты. Под ред. К.Фортунатова. М., 1972

  7. Избранные пьесы для скрипки. Старшие классы ДМШ. М., 1961

  8. Инструментальные ансамбли для русских народных инструментов. Вып. 1.М., 1971

  9. Инструментальные ансамбли. Сост. В.Гевиксман. М., 1973

  10. Лапченко В. Инструментальные ансамбли в начальных классах (методическое пособие). Под. Ред. Н.Т.Лысенко. Киев, 1969

  11. Левина З. 10 пьес для скрипки и фортепиано. М., 1976.

  12. Легкая музыка советских и зарубежных композиторов. Вып. 1, Сост. В.Гнутов. М., 1962

  13. Лысенко И. Школа игры на четырехструнной домры. Киев, 1967

  14. Народная и эстрадная музыка. Сост. И.Болдырев. М., 1964

  15. Педагогический репертуар балалаечника. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. В.Глейхман. М., 1972

  16. Педагогический репертуар балалаечника. 3-5 класса ДМШ. Вып. 1. Сост. В. Глейхман. М., 1973

  17. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 1 Сост. И ред. А.Лачинова и В.Розанова. М., 1966

  18. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 2 Сост. В.Розанов. М., 1966

  19. Песни и пьесы. Для мандолины и семиструнной гитары. Вып. 1. Сост. В.Мурзин. М., 1962

  20. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 2. Сост. В.Гнутов. М., 1963

  21. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 3. М., 1964

  22. Песни и танцы. Сост. И.Болдырев. М., 1962

  23. Попонов В. Школа игры на четырехструнной домре. М., 1962

  24. Прошко Н. Методологические рекомендации для оркестров и ансамблей народных инструментов. Минск, 1969

  25. Прошко Н. Пособие для руководителей кружков и ансамблей народных инструментов в школе. Минск, 1969

  26. Пьесы для ансамбле балалаек. Сост. В.Розанов. М., 1961

  27. Пьесы для ансамблей домр. Вып.1. Сост. А.Александров. М.,1961

  28. Пьесы для ансамблей домр. Вып. 2. М., 1963

  29. Пьесы для ансамблей домр. Вып. 3. М., 1964

  30. Пьесы для ансамблей народных инструментов. М., 1961

  31. Пьесы для ансамблей для народных инструментов. Сост. И.Болдырев, М., 1962

  32. Пьесы для ансамблей семиструнных гитар. Вып. 1. Сост. Р.Мелешко. М., 1960

  33. Пьесы для ансамблей семиструнных гитар. Вып. 2. Сост. Р.Мелешко. М., 1961

  34. Пьесы для ансамблей семиструнных гитар. Вып. 2. Сост. Р.Мелешко. М., 1962

  35. Пьесы для ансамблей семиструнных гитар. Вып. 2. Сост. В.Мурзин. М., 1963

  36. Пьесы для двух скрипок. Тетр. 1. Сост. Т.Захарьина. Л., 1966

  37. Пьесы для двух скрипок. Тетр. 2. Сост. Т.Захарьина. Л., 1965

  38. Пьесы для различных ансамблей. Сост. И.Болдырев. М., 1963

  39. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып. 2. Сост. В.Мурзин. М., 1960

  40. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып. 3. Сост. В.Гнутов. М., 1961

  41. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып. 4. Сост. М.Сорокин. М., 1963

  42. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып. 5.М., 1964

  43. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып. 6. М., 1965

  44. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып. 7. М., 1967

  45. Пьесы для трио русских народных инструментов. Сост. Ю.Блинов. М., 1960

  46. Пьесы для трио народных инструментов. Сост. Н.Иванов. М., 1961

  47. Пьесы для трио народных инструментов. Сот. А.Тонин. М., 1962

  48. Пьесы и песни для эстрадного ансамбля. Сост. А.Марьин. М., 1962

  49. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Сост. П.Лодонов. М., 1961

  50. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 2. Сост. В.Мурзин. М., 1963

  51. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 3. Сост. В.Мурзин. М., 1964

  52. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 4. М., 1965

  53. Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля и фортепиано. Перелож. Д.Лепилова. М., 1966

  54. Раков Н. Пьесы для скрипки. М., 1964

  55. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. Смешанные ансамбли. М., 1966

  56. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Ансамбли семиструнных гитар. М., 1966

  57. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 5. Пьесы для ансамблей шестиструнных гитар. М., 1967

  58. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 6. струнные ансамбли. М., 1966

  59. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7. Смешанные ансамбли. М., 1967

  60. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 11. Ансамбли шестиструнных гитар. М., 1968

  61. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 12. Ансамбли семиструнных гитар. М., 1967

  62. Репертуар для ансамблей народных инструментов. Вып. 13. Струнные ансамбли. М., 1970

  63. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 16. Ансамбли домр. М., 1971

  64. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 19. Смешанные ансамбли. Сост. В.Розанов. М., 1972

  65. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 24. Смешанные ансамбли. Сост. В.Евдокимов. М., 1974

  66. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. М., 1867

  67. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып. 7. Сост. В.Викторов и В.Нестеров. М., 1976

  68. Торелли Дж.Концерт для двух скрипок. М., 1969

  69. Фесеченко Г. Начальная школа обучения игре на скрипке. Л., 1961

  70. Феферман Б. 10 дуэтов для двух скрипок. Фрунзе, 1969

  71. Хрестоматия для ансамблей. Вып. 1. Сост. И ред. А.Лачинова и В. Розанова. М., 1965

  72. Хрестоматия балалаечника. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. В.Глейхман М., 1971

  73. Хрестоматия балалечника. 3-5 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. В.Глейхман. М., 1973

  74. Хрестоматия педагогического репертуара для балалайки 1-2- классы ДМШ. Сост. Б., В., Е., Авксентьевы. М., 1963

  75. Хрестоматия педагогического репертуара для балалайки. 3-4 классы ДМШ. Сост. Б., В., Е., Авксентьевны. М., 1960

  76. Хрестоматия педагогического репертуара для балалайки 5 класс ДМШ. Сост. Б., В., Е., Авксентьевы., М., 1965

  77. Хрестоматия домриста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. А.Александров. М., 1971

  78. Хрестоматия домриста 3-5 классы ДМШ. Сост. А.Александров. М., 1972

  79. Хрестоматия домриста. 1-11 курсы музыкального училища. Вып. 1. Сост. А.Александров. М., 1974

  80. Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки. Вып. 1. Сост. К.Фортунатов. М., 1963

  81. Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки. Вып. 2. Сост. К.Фортунатов. М., 1963

  82. Чайкин Н. Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов. М., 1967

  83. Шелков Н. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Л., 1960

  84. Юный скрипач. Вып. 1. Сост. К.Фортунатов. М., 1965

  85. Юный скрипач. Вып. 2. Сост. К.Фортунатов. М., 1967

  86. Юный скрипач. Вып. 3. Сост. К.Фортунатов. М., 1972

  87. Лёгкие дуэты. Изд. «Композитор», Санкт – Петербург, 1999

  88. популярные мелодии. Изд. «Композитор», Санкт - Петербург, 2006

  89. Колокольчики – бубенчики. Изд. «Композитор», Санкт - Петербург, 2003

  90. Лёгкие дуэты. Вып.2.Изд. «Композитор», Санкт - Петербург, 2004


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница