Семантика и употребление древнерусских личных собственных имен



Скачать 44.65 Kb.
Дата12.11.2016
Размер44.65 Kb.
Касьянова Г. Е.

Ставропольский государственный университет



Семантика и употребление древнерусских личных собственных имен

Имена способны многое поведать об истории языка и истории народа. Имена и их формы, восходящие к различным историческим эпохам, красноречиво отражают состояние тогдашнего общества: уровень его культуры, положение их носителей в обществе, его классовую структуру. Сведения о самом древнем дохристианском, языческом периоде русской истории во многом содержатся в именах, которые активно функционировали в языковой среде наших предков славян. В отечественной науке предпринимались неоднократные попытки систематизировать древнерусские имена, выявить особенности их употребления, наибольшую ценность в этом отношении представляют «Славянский именослов, или Собрание славянских личных имен в алфавитном порядке» М. Я. Морошкина, «Словарь древнерусских личных собственных имен» Н. М. Тупикова, «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» С. Б. Веселовского. Из круга вопросов, которые возникают при изучении древнерусского антропонимикона, нами были рассмотрены два вопроса:

1. Некоторые особенности употребления имен. «Наши предки славяне, еще не приняв христианства, и, следовательно, не обладая тем запасом собственных имен, который был позже получен от крестившей их византийской церкви, должны были, для различения по именам отдельных личностей, обращаться к своему языку.» [3,28] Употребление русских имен особняком, без христианских, было распространено вплоть до 17 века, но чаще лицо обозначалось двумя именами – и христианским, и древнерусским.: Андрей Дремлик, Иван Гнилица, Федор Гнутой. По мнению Н. М. Тупикова, примерно с XV века русское имя, употребленное при христианском, часто приобретало значение прозвища. Отличить прозвище от имени крайне сложно, так как в значении и личных, и прозвищных имен употреблялись одни и те же имена: Жук Левшин сын Брюхатово, Жук Кондратов, Василий Жук.

Русские имена, теряя свое значение личных имен, впоследствии становились фамильными прозвищами, то есть переходили от отца к сыну. Так появился новый институт фамилий.

В структурном отношении древнерусские именования были различны, могли состоять из имени, имени и отчества, имени и прозвища, имени, отчества и прозвища и т. д. [4,9]: Рабко (казак), Володарь Ростиславич, Филипп Водичка, Гридя Молчан Дмитиев сын.

Таким образом, сосуществовали и взаимодействовали два именослова- христианский и исконный, некалендарный. В процессе исторического развития некалендарные имена преобразуются в неофициальные, бытовые, «уличные» прозвища, породив новый институт – фамилии.

2. Семантика имен. Классификацию «личных имен и прозвищ, от которых образованы затем фамилии», провел А. М. Селищев в своем незаконченном труде «Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ». Селищев намечает следующую группировку имен и прозвищ по значению основы, которую мы иллюстрируем и своим лингвистическим материалом, вводя его в научный оборот: [2,108]

1. Обстоятельства появления нового члена семьи: Гость, Ждан, Лишний, Любим, Меньшой, Найден, Неждан, Нелюб, Ненадобный

2. Профилактика: Беда, Бедняга, Горемыка, Мертвец, Мертвый, Могила, Неудача, Мука, Неупокой

3.Семейные отношения: Весна, Весняк, Вечорка, Внук, Второй, Выродно, Девятый, Десятка, Зима, Зять, Лето, Суббота, Тетка

4.Внешний вид, физические недостатки: Безпальчик, Безгуб, Бледный, Великан, Великий, Гнилозуб, Горбун, Конопатко, Косой

5.Свойства: Безсон, Блудило, Богатырь, Веселой, Гордой, Дармоед, Друг, Злоба, Левша, Молчан, Немой, Сила, Храпун, Честнейший, Важный

6.Социальное и экономическое положение: Боярин, Князь, Король, Небогатый, Пан, Поп, Попыня, Попадья, Царь, Витязь, Безродный

7.Профессия, занятия, должность: Артельной, Атаман, Бурлак, Воин, Гетман, Зеленщик, Кузнец, Лекарь, Пастух, Рыбак, Солдат, Гончаръ

8. Пришельцы, место жительства: Загородный, Изгорода, Казань, Калуга, Китай, Кубанец, Москва, Новгородец, Новоприходец

9.Церковные отношения и элементы: Апостол, Богодан, Богомол, Богомил, Богомаз, Богухвал, Вера, Двоекрещен, Новокрещеной

10. Насмешливые клички: Дурак, Дурень, Дурной, Мясная голова, Олух, Рожа, Сопливой, Сопля, Тупица, Пободайло, Поганой поп, Погоняйло.

11 Животные: Баранья голова, Белко, Бобр, Буйвол, Бык, Вепрь, Волк

12.Птицы: Беркут, Воробей, Ворона, Голубь, Гусь, Дрозд, Журавель, Лебедь

13. Насекомые: Гнида, Жук, Клещ, Комар, Моравей, Муха, Паук, Комар

14.Рыба: Быстрая рыбка, Ёрш, Кит, Лосось, Окунь, Жаба, Карась, Красноперка, Лещик, Рак, Сом

15.Растения: Берёза, Ботва, Вишенка, Гарбуз, Горох, Гриб, Груша, Ёлка

16.Пища: Борщ, Буженина, Беляш, Говядина, Кисель, Кислоквас, Пиво

17. Имена и прозвища по разным предметам: Барабан, Бубен, Булава, Булат, Великая Шапка, Веревка

18.Татарские имена: Мамай, Мамецъ, Мамот, Момай, Орда, Ахмат, Алай, Казыл, Ашалык, Ахмыл, Килибака, Шабалай, Шабаршенок

19.Имя народа: Грек, Казак, Калмык, Киргиз, Мордвин, Немец, Поляк, Русак, Руской, Сибиряк, Татарин, Туляк, Француз, Хохол, Чех

Наряду с приведенными группами можно выделить еще ряд групп, например:

Имена по конкретному географическому объекту: Байкал, Балка, Бугор, Волга, Вологда, Деревня, Донъ, Дорога, Дорожка, Дунай, Елец, Кострома, Набережный, Самара, Суздалъ, Татарка, Тверь, Тула,

Абстрактные понятия: Дух, Душа, Мир, Образец, Образчик, Правда, Правдик. Слава, Суета, Ложь

Культура, творчество: Азбука, Былина, Запись, Музыка, Сказка, Слово

Природные, стихийные явления: Гроза, Гром, Зарево, Заря, Поле, Роса, Туча

Языческие верования: Русалка, Черт, Бесов, Леший

Побуждение к действию: Забирай, Зажигай, Захватай, Погадай, Постой, Рожай, Поджарь, Замешайко, Полезай, Стой

По части тела: Зуб, Колено, Глаз, Глотка, Кулак, Локоть, Мосол, Нога, Ноготь, Ноздря, Око, Пуп, Рука, Ус, Щека, Губа

Во многих случаях семантика оказывается сложной, поэтому нельзя однозначно отнести имя к той или иной группе (Куча, Прикол, Прима, Краско, Добыча).

Человек мог получить имя или прозвище на основании самых различных обстоятельств, внутренних и внешних качеств. Древнеславянские имена характеризуют дохристианское общество с различных сторон: его социально-экономического состояния, классовой, профессиональной структуры, а также на уровне народной психологии (религия, искусство, народные забавы).



Список литературы:

  1. Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии – М., 1974

  2. Селищев А. М. Избранные труды – М., 1968

  3. Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен – М., 2005

  4. Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий – М..1959


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница