Секрет звонкости голоса



Скачать 56.97 Kb.
Дата05.11.2016
Размер56.97 Kb.
Секрет звонкости голоса

Верхнюю певческую форманту следует считать основным и важнейшим качеством хорошо поставленного певческого голоса.

С. И. Ржевкин.

Звонкий, яркий, серебристый, звенящий металлом-— вот как часто характеризуется тембр голоса хороших пев­цов. От чего же зависит эта важная особенность тембра певческого голоса — звонкость? Большая заслуга в изуче­нии тембра певческого голоса принадлежит советским ис­следователям—С. Н. Ржевкину (1956), В. С. Казанскому (1928), Е. А. Рудакову (1964), зарубежным —В. Барто­ломью (1934), Р. Юссону (1962) и др. Было установлено, что в звуке певческого голоса содержится значительно больше высоких обертонов, чем в звуке обычного разго­ворного голоса. Особенно сильно выражены в певческом голосе высокие обертоны, с частотой 2500—3000 гц. Ока­залось, они-то и придают голосу звонкий оттенок. Сила этих обертонов в голосе хорошего певца в десятки раз больше, чем в плохом или обычном разговорном голосе. Поэтому не случайно эта группа высоких обертонов, свой­ственных хорошему, звонкому певческому голосу, была названа «высокой певческой формантой» (или «верхней певческой формантой»).

В этом можно легко убедиться, обратившись к рисун­кам 22 и 23, на которых изображены спектры гласных из­вестных мастеров вокального искусства в сравнении со спектрами голоса неквалифицированных певцов и обычных речевых гласных. Спектры эти получены путем непосред­ственного фотографирования с экрана спектрометра СЗЧ и, таким образом, представляют собой как бы подлинные портреты голоса певцов. Высокая певческая форманта по­мечена на них крестиком. Легко видеть, что величина вы­сокой певческой форманты в спектрах голоса Ф. Шаля­пина, Э. Карузо, М, Баттистини, Б. Джильи и других мастеров пения намного больше, чем в спектрах голоса неопытных певцов и обычных речевых гласных.

Мы знаем, что голоса всех хороших певцов отличаются исключительным своеобразием тембра. Но вместе с тем они отличаются и одной общей закономерностью: в них во всех сильно выражена высокая певческая форманта, ко­торая и придает им чарующий серебристый оттенок.

Если вершины обертонов, видимых на экране спектро­метра, соединить плавной линией, то мы получим волно­образную кривую, называемую огибающей спектра. Изображать спектры в форме огибающей значительно удобнее, так как для сравнения можно наложить несколько огибающих одна на другую. Этот прием позволяет нам убедиться в существовании ряда интересных закономер­ностей высокой певческой форманты. На полученных гра­фиках по горизонтальной оси откладывается частота спектральных составляющих (в герцах), а по вертикали — их интенсивность (в относительных единицах — деци­белах).






Рис. 24.

Огибающие спектров вокальных гласных (квалифицированный певец, баритон).

Гласные соответственно обозначены цифрами; 1 — О, 2 — У, 3 — А, 4 — И, 5 — Э. Хорошо заметно, что высокая певческая форманта (помечена стрелкой) четко выражена на всех гласных. По горизонтали — частота спектральных составляющих (в гц) (соответствует полосам пропускании фильтров спектрометра); по вертикали — уровень их интенсивности.

Прежде всего было установлено, что в каждом типе голоса высокая певческая форманта занимает свое опреде­ленное частотное положение: у басов и баритонов 2100— 2500 гц, у теноров 2500—2800 гц, у сопрано 3000— 3500 гц, а у детей в возрасте 10—-13 лет высокую певче­скую форманту часто можно наблюдать и в более высокой области, вплоть до 4000 ГЦ.

В то же время у одного и того же певца, если этот певец обладает хорошим голосом, высокая певческая фор­манта совершенно не сдвигается по частотной шкале, как все другие форманты, при пении нот разной высоты и раз­ных гласных. Закономерность эта хорошо иллюстрируется рисунками 24 и 25, где изображены для сравнения огибающие спектров речевых и вокальных гласных.

Как можно еще более достоверно доказать, что высокая певческая форманта действительно придает голосу силу и звонкость? С этой целью были взяты голоса Шаляпина, Карузо и многих других знаменитых певцов, записанные на магнитофон и подвергнутые нами, образно говоря, хи­рургической операции (Морозов, 1966), При помощи спе­циальных электроакустических фильтров высокая певче­ская форманта была полностью «вырезана» из этих голо­сов и «пересажена» на другую магнитофонную ленту. Таким образом, имелась возможность отдельно прослу­шать голос без певческой форманты, а также саму певче­скую форманту в изолированном виде.





Рис. 25.

Огибающие спектров пяти гласных, произнесенных

диктором обычным речевым голосом.

Обозначения те же, что и на рис. 24

Такие «оперированные» голоса были продемонстрированы на заседании студенческого научного общества во­кального факультета Ленинградской консерватории. Перед началом демонстрации слушателям были розданы анкеты с просьбой записать свои впечатления. Вот что оказалось написанным в некоторых анкетах: «Голос, лишенный пев­ческой форманты, звучит на слух тускло, без звона и яркости, радующей у хорошего певческого звука»; «Впечат­ление такое, что теряется вся полетность голоса»; «Голоса певцов без певческой форманты звучат гораздо слабее по силе звука, значительно теряют в чистоте и яркости тембра, звук «пестрый» , „с песком", «почти старческий»; «Форманта сама по себе прелестна, напоминает соловьиную трель».

Любопытно, что эта «соловьиная трель», еще напоми­нающая звон маленького серебряного колокольчика, со­держится не только в самых высоких голосах (сопрано и тенор), но буквально со всех, даже у самого низкого баса. И чем сильнее выражена высокая певческая форманта в голосе певца, тем больше его звонкость и серебристый тембр.









Рис. 22.

Спектры гласных известных мастеров вокального искусства и

неквалифицированных певцов (спектры сняты с экрана спектрометра

СЗЧ при помощи фотоприставки с подсветкой экрана спектрометра).

По горизонт. — частота спектральных составляющих (в кгц);

по вертик. —- уровень их от­носительной интенсивности (в дб).

Высокая певческая форманта помечена пунктиром.

1 — М.Баттистини, гласн. А, нота e1 я слове si caltera в эпиталаме из оп. «Нерон»;

2 — Титта Руффо, гласн. Е, нота f1 в словах a me la figlia в арии Риголетто;

3 — Б-Джильи, гласи. А, нота ais1, фермато в конце романса Куртиса «Пой мне";

4 — И. Козловский, гласн. У, нота f1 в слове «забудет» из арии Ленского;

5 — Н. Гяуров. гласн. О, нота e1 в слове amor в арии короля Филиппа;

6 — недостаточно квалифицированный певец Б.Г—р (баритон), то же самое, что и у Гяурова;

7 — С.Лемешев гласн. А, нота b1 в слове «карие» из русской народной песни;

8 — Б.Гмыря. гласн. А. нота А в слове «пал» из арии Руслана;

9 — речевой гласи. А в слове «пал» (диктор Г-ов)







Рис. 23.

Спектры гласных известных мастеров вокального искусства не­квалифицированных певцов и детей. Спектры сняты при затемненном экране спектрометра. Высокая певческая форманта помечена звездочкой.
1 — Ф. Шаляпин, гласн, А в слове «стадами» из «Песни убитого странника»;

2 — Э. Ка¬рузо, гласи. Э из арии Элеазара;

3 — П.Лисициан, гласи. А, в слове «начинаем» из «Пролога" к опере «Паяцы»;

4 — Н. Охотников (бас), гласн. О в слове «герой» из (Гимна природе» Бетховена;

5 — В. Атлантов (тенор), изолированная гласи. А;

6 — неквалифицированный певец М. 3. (то же, что и В. Атлантов);

7 — Р. Лоретти, 2-я гласи. А в слове "santa" из неаполитанской песни;

8 — Люда 3—ря (13 лет), гласн. О из песенки про лисичку-

9 — Ю. Г—ко (11 лет), гласн. А в слове «шаланда» из песенки про партизан.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница