Сценка «Встреча Н. С. Хрущева с интеллигенцией в Кремле». Вывеска



Скачать 120.88 Kb.
Дата29.04.2016
Размер120.88 Kb.
Сценка «Встреча Н.С. Хрущева с интеллигенцией в Кремле».
Вывеска «Кремль»



Импровизированный президиум: за столом сидят Н. С. Хрущев, Л. И. Брежнев, М.А. Суслов.

Трибуна, к ней выходит А. Вознесенский


Вознесенский: Никита Сергеевич, в литературе появилось два поколения: горизонтальное (по возрасту) и вертикальное…

Хрущев: Господин Вознесенский!

Вознесенский: Прошу не перебивать меня. Вертикальное поколение – это по совести и таланту.

Хрущев: Господин Вознесенский, вон из нашей страны, вон!

(Вознесенский оборачивается, Хрущев за его спиной трясет кулаками)

- Вон! Товарищ Шелепин выпишет Вам паспорт!



Из зала: - Долой!

- Позор!


- В Кремль – без белой рубашки, без галстука!

- Позор!


Вознесенский: Я все равно прочитаю стихи!

Из зала: - Никаких стихов!

- Знаем! Долой!

- Вон!

(В перекошенном лице Главы появилась некая пробивающая мысль)

Хрущев: Нет, пусть прочитает!

(Вознесенский читает «Тишины!»

Молодой человек хлопает в зале)

Хрущев: Агент, агент! (показывает в зал) Ну, агент, пожалуй сюда. Очкарик в красной рубахе, агент империализма.

(Поднимается хлопающий после прочтения стихотворения молодой человек)

- Почему хлопал?



Молодой человек: Я люблю стихи Вознесенского.

Хрущев: Да?! А еще что ты любишь?

Молодой человек: Я люблю стихи Маяковского.

Хрущев: Чем докажешь?

Молодой человек (подумав): Могу наизусть прочитать.

Хрущев: А сам кто ты есть?

Молодой человек: Я – художник. Илларион Голицын.

Хрущев: Художник?! Абстрактист!!

Молодой человек (с достоинством): Нет, я реалист.

Хрущев: А чем докажешь?

Молодой человек: Я могу свои работы принести.

Хрущев: Следующий!..

(Все уходят, остается Вознесенский)

Вознесенский: Доклад Хрущева я прослушал как в тумане. Когда выходили, около меня сразу образовалось пустое место, недавние приятели отводили глаза.
Под гитару ученик поет песню на слова Е. Евтушенко: «Со мною вот что происходит…»
Учитель литературы: Одни собирали стадионы, другие собирались на чердаке малоизвестного художника или в подвале свободного музыканта.

Звучит песня Б. Окуджавы «Живописцы».

Учитель МХК с ребятами развешивают работы запрещенных художников, художников с «Бульдозерной выставки».

Учитель МХК: Отношение к духовной культуре как к чему-то вторичному, подсобному сказалось в стремлении партийного руководства жестко регламентировать творческий процесс, решать за художников, что и как изображать. Н. С. Хрущев, уверовав в свое право судить, какое искусство нужно советскому народу, подверг разносу выставку абстракционистов, открывшуюся в декабре 1962 г. в Манеже.
Вспоминает руководитель студии художников-абстракционистов Эдуард Белютин:

Сценка «Хрущев на выставке в Манеже»
Вывеска «Манеж»

Н.С. Хрущев в окружении сплошной толпы бросился вдоль стены. Раз за разом раздавались его крики

- Дерьмо!

- Мазня!

К голосу Н.С. Хрущева присоединялись угодливые всхлипы

- Правильно.

- Безобразие.

- (Хрущев распалялся). Кто им разрешил такое писать? Всех на лесоповал! Это осел хвостом намалевал или что?



(Подозвав меня, он сказал):

- Вот что, Белютин, я вам говорю как председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете – это Я вам говорю.



Аплодисменты

Учитель МХК: Ожидались аресты художников и интеллигенции, но Н.С. Хрущев остыл, была объявлена «решительная война абстракционизму». В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы-экспериментаторы Юло Соостер, Б. Жутовский, скульптор Эрнст Неизвестный. Именно Эрнст Неизвестный – один из тех, кого «разгонял» Н.С. Хрущев в Манеже, по завещанию самого Хрущева будет делать надгробие на его могиле. Фотография памятника Н. С. Хрущеву.

…Белый и черный мрамор зубцами наступают друг на друга, а на этом фоне золотая голова Хрущева. В этом и символ времени и противоречивой фигуры Хрущева.

Никому не подчинялись, творили вне времени и эпохи И. Глазунов и М. Шемякин.

Примерные сообщения учеников
Сообщение ученика: Илья Глазунов. По своей манере живописи его работы были похожи на творения мастеров Эпохи Возрождения. «Из всего многотрудного необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю, его духовный ми...» Его искусство доносит до нас основную правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров. В настоящее время – народный художник России.

Известные картины Глазунова:



«Князь Игорь»

«Борис Годунов»

«Поединок»

«Незнакомка»

«Странник» (к повести Н. Лескова «Очарованный странник»).

Эрнст Неизвестный




Сообщение ученика: Эрнст Неизвестный – скульптор, гений, приравниваемый по своим произведениям к творениям эпохи Микеланджело Буонаротти, с 1976 года живет за границей. Автор таких известных произведений как памятник Н. С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище (1974 г.) и памятник жертвам репрессий в Воркуте (1995 г.).

Скульптор с буйным, необузданным характером, решивший проверить на себе, что может сделать человек, который отверг законы социума и живет по своим правилам. Лозунг Э. Неизвестного – «ничего или все. Или живу так, как хочу, или пусть меня убьют. Не уступать: никому – ничего – никогда».

Член Союза художников СССР, лауреат 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве за скульптуру «Нет ядерной войне».

В 1962 г. был экскурсоводом Н. С. Хрущева на выставке с одной целью: показать рутину в искусстве. Однако результат встречи не оправдал надежды.

В 1966 г. создает декоративный рельеф «Прометей» для пионерского лагеря «Артек» длиной 150 метров. И никаких премий. Но известность за рубежом росла и в 1971 г. он победил на конкурсе проектов памятника в честь открытия Асуанской плотины в Египте высотой 87 метров.

10 марта 1976 г. скульптор покинул Родину, а в 1995 г. Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство.


Сообщение ученика: Михаил Шемякин – художник, график, скульптор, близкий друг Владимира Высоцкого. Его оригинальность не раз объявляли хулиганством, а честность и талант – злопыхательством и очернительством. Мощное искусство Шемякина сродни театру, необычному и непредсказуемому. Его истоки где-то в русском фольклоре, в лубке, но по мере развития захватывающего действия это искусство преодолевает границы фольклора и становится универсальным.

И все-таки невежественные амбиции несведущих людей покоробили его искусство, его стремление по-своему осознать мир и вытолкнули художника за пределы Родины. В 1971 г. Михаил Шемякин покидает границы СССР и уезжает в Сан-Франциско.

Известные картины Шемякина:

«Натюрморт»

«Метафизическая голова»

Примерные сообщения учеников о поэтах – шестидесятниках.
Звучит музыка Б. Окуджавы «Живописцы»

На доске появляется портрет Б. Окуджавы

Слово о Б. Окуджаве: Окуджава являл пример достоинства, не зависящего от обстоятельств, пример верности и благородства. Он не судил время и не бунтовал против него, он облагораживал время чудесным обаянием собственной личности.

И все ж умудряется он, чудак,

В ярмарке поцелуев и драк,

В славословии и гульбе

Выбрать только любовь к себе!

Многие стихи Б. Окуджавы могут стать поэтическими цитатами об умении прежде всего спрашивать себя.


На доске появляется портрет А. Галича

Стихотворение А. Галича «Я выбираю свободу»
Сообщение об А. Галиче: Стихи А. Галича стали сразу знаменитыми. А. Галич мастер гротеска и оксюморона (соединения несовместимого). Исполнительская манера А. Галича сильно отличалась от пения Б. Окуджавы, приближаясь скорее к мелодекламации: первое место в его песнях принадлежало тексту.
Песня на стихотворение А. Галича: «Песня про синюю птицу»


Вывеска «Переделкино»

На доске появляется портрет Б. Пастернака


Ученик говорит: Март 1958 г.

Переделкино. Дача Б. Пастернака. Полукруглый фонарный кабинет на 2-ом этаже. Гости: А. Ахматова, А. Вознесенский, С. Рихтер, И. Андроников.

На душе у Б. Пастернака тревога, вызванная трагической двойственностью положения. С одной стороны – издание романа «Доктор Живаго» за границей и возрастающее внимание к нему во всем мире, с другой – рассыпанный набор «Избранного».

И я не дам себя в обиду,

Как я ни хром,

Я с будущим в дорогу выйду,

Как с фонарем.
Сценка из романа «Доктор Живаго».
Доктор Живаго (зажигает свечу, садится за стол, пишет).

Автор (читает): Юрия Андреевича окружала блаженная, полная счастья, сладко дышащая жизнью тишина. Свет лампы спокойной желтизною падал на поверхности чернил внутри чернильницы. За окном голубела зимняя морозная ночь. Роскошь морозной ночи была непередаваемая. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание. Разгонистым почерком, «Зимнюю ночь» и довольно много других стихотворений близкого рода.

После двух – трех легко вылившихся строф и нескольких его самого поразивших сравнений работа завладела им, и он испытал приближение того, что называется вдохновением. В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал состояние мировой мысли и поэзии.

Он видел головы спящих Лары и Катерины на белоснежных подушках. Чистота белья, чистота комнат, чистотою их очертания, сливаясь с чистотою ночи, снега, звезд и месяца в одну равнозначительную, сквозь сердце доктора пропущенную волну, заставляла его ликовать и плакать от чувства торжествующей чистоты существования.

Доктор Живаго: Господи! Господи! И все это мне! За что мне так много? Как подпустил ты меня к себе, как дал ногам забрести на эту бесценную твою землю, под эти твои звезды, к ногам этой безрассудной, безропотной, незадачливой, ненаглядной?
Ученик исполняет романс на стихи Б. Пастернака «Свеча горела».
Октябрь 1957 г.

Скандал по поводу присуждения Б. Пастернаку Нобелевской премии.

Из письма Б. Пастернака в союз писателей:

«Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете расстрелять меня, выслать, сделать все, что вам угодно. Я заранее вас прощаю. Это вам не прибавит счастья... Все равно через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В нашей практике это не в первый раз».


Ученица исполняет песню на стихи Б. Пастернака «Никого не будет в доме».
Сообщение о Г. Шпаликове.

На доске появляется портрет Г. Шпаликова


Геннадий Шпаликов
Только бы мы не теряли

Живыми людей дорогих,

Обидами в них не стреляли,

Живыми любили бы их.


Какая правда и мудрость в этих строках, написанных Геннадием Шпаликовым, одним из духовных лидеров «шестидесятников».

Все мы знаем песни: «Я шагаю по Москве», «Садовое кольцо», «Я к вам травою прирастаю», «Городок провинциальный», они написаны на слова Геннадия Шпаликова.

При жизни он был известен в основном как сценарист. И лишь немногие его стихи появились в печати.

По несчастью или к счастью,

Истина проста:

Никогда не возвращайся

В прежние места.

Даже если пепелище

Выглядит вполне,

Не найти того, что ищем,

Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно

Я бы запретил,

И прошу тебя, как брата,

Душу не мути.

А не то рвану по следу,

Кто меня вернет?

И на валенках уеду

В сорок пятый год.

В сорок пятый угадаю,

Там, где – Боже мой! –

Будет мама молодая

И отец живой.


Учитель литературы: Процесс оживления культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократические свободы, ослабив тиски, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Все новое пробивало себе дорогу с трудом.

Учитель истории: Ярким примером тому 5 декабря 1965 г. – День Советской Конституции.
Вывеска «Пушкинская площадь»



Ученик: Место действия: Пушкинская площадь.

Действующие лица: 200 правозащитников, студентов,

интеллигенция.

Причины: Арест московских писателей А. Синявского, Ю. Даниэлия.

Лозунги: «Уважайте Советскую Конституцию!»

«Требуем суда над Синявским, Даниэлем».

Приговор: Эта демонстрация была разогнана, исключены из вузов

студенты, помещены в психушки. Это первое за многие

годы не санкционированное властью выступление

людей с требованиями соблюдать Конституцию и права человека.


Учитель истории: Все это говорило о том, что в политическом руководстве страны происходили изменения: отход от принципов «хрущевской оттепели». Я думаю нам необходимо дать оценку этому времени.
- Чем закончилось это «великое десятилетие»? Какие положительные и отрицательные стороны этого времени можем отметить?

Примерные ответы учеников Запретами, расстрелами демонстраций, жестокой исторической цензурой, утверждением «мертвящего» догматизма, отказом от принципов десталинизации и реабилитации. Но возврат к прошлому был уже невозможен. «Ветер свободы», занесенный оттепелью сделал людей более открытыми, свободными.
Учитель истории: Вы правы: «оттепель» разбудила советское общество. «Дети ХХ съезда» не стали послушными винтиками государства. Начиная с 60-х годов в обществе кристаллизируются независимые от государства структуры и институты гражданского общества.

Ученик: Чтение стихотворения Е. Евтушенко «Таланты русские».

Учитель литературы: «Поэтический бум» был одним из следствий «оттепели». Отгремело замороженное, заледеневшее слово, и едва ли не прежде всего оно выплеснулось лирикой. Она тоже была под запретом.

И вот – оттепель… После долгого перерыва – сборники непечатаемых, крамольных А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого… За ними вдохновленные ими, иногда ими же поддержанные приходят молодые поэты.

- Ребята, давайте вспомним, кто были эти возмутительные поэтического и общественного спокойствия?

- На какую аудиторию были ориентированы поэты-шестидесятники и как это отразилось на их поэзии?



Ответы учеников

Молодым поэтом откликается читатель, начинается всеобщий поэтический восторг: залы не вмещают всех желающих слышать стихи, сборники не доходят до прилавков.

Слово расковалось – в мысль, в образ. Теперь же, когда мы прочли не только напечатанное тогда, но и то, что тогда напечатать не удавалось, нередко удивляемся: неужели не печатали? Свобода оставалась очень ограниченной, и продолжалась она вместе с оттепелью недолго.

Поэты порой действительно забегали дальше других, торопили. Е Евтушенко, требовавший тогда (со страниц «Правды»!) «из наследников Сталина Сталина вынести», писавший со всей откровенностью о «Бабьем Яре», пытался сказать и сделать то, что и сегодня сказать можно, но сделать в полной мере не удаётся. Лучшие его стихи не печатаются.

Общая ситуация была такова, что ничего кроме разрешённого, подцензурного появиться не могло, таким образом, и сама смелость в печати проходила сквозь идеологический присмотр. Что бы оставаться благополучным, приходилось ограничивать себя лишь дозволенной смелостью и тосковать по - настоящему.

Я не знаю, как остальные,

но я чувствую жесточайшую

не по прошлому ностальгию –

ностальгию по настоящему…

(А. Вознесенский)


Домашнее задание:

1 группа – подготовить сообщение по творчеству Е. Евтушенко

2 группа – подготовить сообщение по творчеству А. Вознесенского

3 группа – подготовить сообщение по творчеству Р. Рождественского

4 группа – подготовить сообщение по творчеству Б. Ахмадулиной

5 группа – подготовить сообщение по творчеству Р. Казаковой

6 группа – подготовить сообщение по творчеству Г. Шпаликова



Список использованной литературы к теме

«Поэтический «бум». 60-е годы XX века».


  1. Ахмадулина Б., Путник. [Текст]/Б. Ахмадулина. – Москва: Эксмо, 2007.

  2. Баранова М., Велтистов Е., Излучать свет [Текст] - Москва: Советский художник, 1985.

  3. Вознесенский А., РОВ. Стихи, проза. [Текст]/А. Евтушенко., - Москва: Советский писатель, 1987.

  4. Высоцкий В. С., Галич, А. А. Окуджава., Б. Ш. Я выбираю свободу. [Текст]/ В. С. Высоцкий., А. А. Галич, Б. Ш. Окуджава., - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1990.

  5. Долуцкий И.И., Отечественная история XX век. [Текст]/ – Москва: Мнемозина, 200.

  6. Ефимов И., Об искусстве и художнике. [Текст]/ – Москва: Советский художник, 1977.

  7. Загладин Н. В. История Отечества. [Текст]/ – Москва: Русское слово, 2005.

  8. Казакова Р., Елки зеленые. Книга стихов. [Текст]/ Р. Казакова. – Москва: Молодая гвардия, 1969.

  9. Кунаев, Д. Н. О моем времени. [Текст]/ - Алма-Ата, 1992.

  10. Рождественский Р., Стихотворения. Поэмы. [Текст]/ – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1981.

  11. Русская поэзия второй половины XX века. [Текст]/ – Москва: Дрофа, 2005.

  12. Сборник речей и выступлений Н. С., Хрущева «Высокое призвание литературы и искусства». [Текст]/ – Москва: Политическая литература, 1963.

  13. Тушнова В., Не отрекаются любя… Сборник стихотворений. [Текст]/В. Тушнова. – Москва: Русская книга, 1998.

  14. Хрущев Н. С., Воспоминания. [Текст]/ – Москва: 1997.

  15. Хрущев С. Н., Воспоминания об отце. [Текст]/ – Москва: Новое издание, 1996.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница