Сценарий урока «Тверской край на рубеже XVI xvii веков»



Скачать 117.37 Kb.
Дата11.11.2016
Размер117.37 Kb.
Региональный конкурс методических разработок

уроков и программ элективных курсов

Махотина Светлана Дмитриевна, учитель истории

(МОУ СОШ № 53 г. Твери)
Сценарий урока «Тверской край на рубеже XVI - XVII веков»

(к 400-летию ополчения К. Минина и Д. Пожарского)

Цели и задачи урока:


  • познакомить учащихся с историей родного края в Смутное время; подвести к пониманию причин кризисного состояния хозяйства и социальной жизни; описать картину разорения и урона, нанесённого краю Смутой.

  • развитие умения логически мыслить, устанавливать

причинно-следственные связи между историческими явлениями.

  • воспитывать уважение к прошлому своей малой родины путём воздействия исторических событий и образов на личности учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II Актуализация. Целеполагание.

В XVI-XVII вв. история Тверского края тесно связана с экономикой и политикой Московского государства. Население Верхневолжья в полной мере испытало на себе все тяготы переломного «Смутного времени».

Тверской край относился к тем районам страны, которые наиболее пострадали от разразившегося хозяйственного кризиса. На тверских землях развернулись события опричнины, а в 1560 -1570 гг. жители края стали жертвами мора и голода. Целью урока является выделение причин кризисного состояния хозяйства и социальной жизни, причин и форм протеста населения Тверского края, воссоздания картины разорения и упадка

Тверских земель.

III. Контроль уровня подготовленности домашнего задания

На прошлом уроке мы начали говорить о событиях опричнины и действиях опричников на тверской земле. Повторим основные понятия с помощью небольшого теста. (Ученики выполняют тест.)

Тест 1.

1. Выберите даты, относящиеся к опричнине:



А)1553 б)1858-1583 в) 1558 г)1564 д) 1566 е) 1569 ж)1570 з)1575 и) 1569-1570

2. Выберите названия мест, где произошли события, относящиеся к опричнине:

А) Старица б) Ржев в) Торжок г)Тверь д) Кашин е) Калязин

3. Соотнесите имена и города:

1) митрополит Филипп а) Старица

2) Симеон Бекбулатович б)Тверь, Отроч монастырь

3) Антонио Поссевино в)Тверь, Кушалино

Объясните эту связь

4. Опричнина – это:

а) внутренняя политика Ивана Грозного, направленная на укрепление центральной власти и ликвидацию боярского самовластия.

б) земли, принадлежащие царю.

в) войско Ивана Грозного, с помощью которого он укрепил свою власть.

5. О ком это сказано:

«В 1575 г. царь отрёкся от престола и передал титул «великого князя всея Руси» ….

а) Митрополит Филипп б) Симеон Бекбулатович в) Владимир Старицкий

Проверка теста

О положении дел в Тверском уезде этого периода можно судить по писцовым, дозорным и переписным книгам. В XVI-XVII вв. писцовые и переписные материалы были в Московском государстве главным учетным документом при налогообложении населения и регулировании землепользования, поэтому они тщательно сохранялись, что было нелегко при частых пожарах, случавшихся в русских городах.

Впервые о составлении тверских писцовых книг упоминается в 1491 году. Тверь вошла в состав Московского государства, и её население было переписано «по-московски в сохи».



Групповая работа.

Класс поделён на три равные группы. Состав групп разнородный. В каждой группе есть ученик, который хорошо знает предмет и те, которым ещё нужно пополнять знания по истории своего края. Группы сформировал учитель, а вам нужно выбрать лидера, который будет докладывать результат вашей работы. Работайте активно, высказывайте своё мнение, прислушивайтесь к мнению других членов вашей группы. В результате поиска должны быть сформулированы ответы, которые нужно записать. Лидер выступает с презентацией ваших результатов.



Документ № 1.

Из работы Е.А.Виноградовой, А.Д. Виноградова «Тверь XVI-XVII вв. Очерки истории и экономики»

«О положении дел в Тверском уезде можно судить по писцовой книге 1580 г., где описывалось состояние земель Симеона Бекбулатовича. В его владении входило 472 деревни, 287 пустошей, 331 пустой двор и всего лишь 36 починков. Вполне характерные цифры, свидетельствующие об упадке хозяйства. Обилие пустошей и пустых дворов говорит само за себя. А небольшое количество починков указывает, что новые земли осваивались слабо. Каким образом происходило запустение? Очень просто. Люди бежали из разорённых земель. Известно о 333 случаях ухода крестьян, и только 53 человека ушли на законных основаниях. Такие случаи обозначены словом «вышел». А вот о 65 случаях ухода говорится так: «вышел безвестно», «выбежал», «сбёг неизвестно»… Это попросту побеги. 188 раз встречается запись «вывезен». То есть речь идет о насильственном увозе крестьян. Таким образом, в уезде наблюдается явный дефицит рабочих рук, часто возделывать

землю было некому».



Вопросы:

1. Приведите данные, свидетельствующие об упадке хозяйства?

Объясните, почему вы так думаете. Что означают понятия: пустошь, починок?

2. Каким образом происходило запустение? Какими словами писцовые книги характеризовали это явление?

3. Сделайте вывод. Почему хозяйство Тверского края не развивалось?

Документ № 2

Святослав Михня «История Тверской земли с древнейших времён до наших дней»

«Более всего запущена Бежецкая пятина. За 35 лет ( с1548 по1583 г.)

количество дворов здесь уменьшилось на 84% . а население сократилось на

83% - почти вдвое! На безрадостном примере Бежецкой пятины прослеживаем все причины жесточайшего кризиса, обрушившегося на державу: здесь и рост государственных поборов, и последствия опричных разорений, и тяготы Ливонской войны, и нещадная эксплуатация крестьян. Кроме того, пожалования дворян со стороны Ивана Грозного заметно изменили состав землевладельцев на территории Тверского края. В результате перераспределения земель появились новые землевладельцы, которые дабы укрепить свое положение, принялись разорять крестьян. После взятия в опричнину той же Бежецкой пятины в 1570 году отсюда вывели местных помещиков, а земли раздали опричникам. В итоге к концу правления Ивана Грозного эта область оказалась полностью запущенной».

Вопросы:

1. Какие события произошли в Бежецкой пятине с 1548 по 1583 г?

Объясните, что называлось Бежецкой пятиной?

2. Назовите причины жесточайшего кризиса, обрушившегося на державу на примере Бежецкой пятины.

3. Какие изменения произошли в перераспределение земли? Какие это имело последствия?

4. Сделайте вывод.



Документ № 3.

Святослав Михня «История Тверской земли с древнейших времен до наших дней»

«Переживало упадок и монастырское землевладение. Опустели селения Краснохолмского Антониева монастыря. Игумен Иоаким даже пошёл на уступки крестьянам. Так, жалуя землю крестьянину Якимке из деревни Жуково, он указывал, что ему (крестьянину) «всяких государственных пошлин не платить и монастырского заделья не делать». Такая льгота давалась Якимке на четыре года. В хозяйственных книгах сохранились и другие записи подобного рода. Изрядно запустили и владения Успенского Старицкого монастыря. Здесь остававшихся заселёнными и пришедших в запустение деревень было фактически поровну – соответственно 69 и 68.

Вопросы:

1. Что произошло с монастырским землевладением?

Можете привести примеры разорения монастырей Тверской земли?

2. Какие меры предпринимались для восстановления монастырского землевладения?



Дополнительное домашнее задание.

Примеры разорения монастырей Тверской земли:



  • В «смутное» время по калязинской земле два раза прошли поляки. В 1609 г. они разграбили и сожгли Никольскую слободу и с. Пирогово. В следующем году поляки разорили Макарьев монастырь, который долго защищал воевода Д. Жеребцов.

  • В районе Максатихи на реке Мологе находится Николо-Теребенский монастырь, который был заложен в 1492 году. В «смутное» время междуцарствования обитель разорили поляки. В 1611 году поселился было здесь для подвигов инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. Ещё 30 лет продолжалось запустение.

  • Речь идет о событиях 1569 года. Свидетельствовали о них её участники, немцы-опричники Генрих Штаден, Элерт Крузе и Иоганн Таубе. «Поход замышлялся и проходил с соблюдением глубокой тайны. Никто не знал о его причинах и целях. При движении все дороги были перекрыты, как при эпидемиях. Нарушалась связь между городами. По дороге убивали каждого встречного, жгли дома в деревнях. Так в конце декабря опричное войско подошло к ничего не подозревающей Твери и обложили весь город. По тверской легенде, Иван Грозный послал Малюту Скуратова в Отроч монастырь к Филиппу, чтобы тот дал благословение царю на поход против новгородцев. Филипп отказался, сказав, что он благословляет только добрых и на доброе. Тогда Малюта Скуратов задушил Филиппа, а братии сказал, что тот скончался от «зноя келейного», т.е. от угара. Вслед за этим царь приказал грабить дворы тверского епископа и духовенства, а также монастыри. Затем на два дня все стихло, и тверичи успокоились.

  • По прошествии двух дней приказал великий князь врываться в дома и рубить на куски всю домашнюю утварь, сосуды, бочки, дорогие товары, лён, сало, воск, шкуры – всю движимость. Свести всё это в кучу и сжечь, и ни одна дверь или окно не должны были оставаться целыми – все двери и ворота были отмечены и изрублены. Если кто-либо из грабителей выезжал из дома и не делал всего этого, его наказывали как преступника.

  • Кроме того, они вешали женщин, мужчин и детей, сжигали их на огне, мучили клещами и иными способами, чтобы узнать, где были их деньги и добро».

Фронтальный опрос.

1. Почему хозяйство Тверского края не развивалось?

2. Какие изменения произошли в перераспределение земли? Какие это имело последствия?

3.Что произошло с монастырским землевладением и какие меры предпринимались для его восстановления?

4. Какие последствия для Твери имели опричные погромы?

5. Сделайте вывод.



Предполагаемый вывод:

Ливонская война и опричнина оказали губительное действие на Тверской край. Земли оказались разорены, неугодные царю дворяне лишились своих владений, а то и вовсе были умерщвлены. В нищету оказались ввергнуты множество крестьян и посадских людей. Правительство нового царя Фёдора Ивановича, принявшего власть после смерти Ивана Грозного, предстоял немалый труд по восстановлению страны.

IV. Изучение нового материала.

План

1. «Посадское строение» на территории края.

2. Народные волнения в Тверском крае.

3. Разорение тверских земель поляками.



Проблемный вопрос:

Что сделали власти, чтобы восстановить хозяйство страны и какова была реакция крестьян на решения властей?

Одной из созидательных мер было призвано стать «посадское строение». «Строить Тверь» в конце 1580-х годов поручили князю Щербатову. Вместе с дьяком и подьячим он находился в городе в 1588-1589 гг. Князь переселил сюда немало крестьян – так называемых «введенцев»-

из окрестных дворцовых сёл: Вышкова, Константиновского, Свистунова и других. Подобное явление происходило повсюду на Руси.

Крестьян и дворян, владельцев имений, нужно было удержать от массового исхода в города. Были введены заповедные лета – срок, в течение которого запрещался переход от одного владельца к другому. Кроме того, правительство приняло ещё ряд мер по закрепощению крестьян: пятилетний срок сыска, законы о холопах и некоторые другие. В то же время освободили от податей барскую часть земельной запашки. Это позволило мелким дворянам не обнищать и сохранить свою сословную принадлежность. Увеличили долю барской запашки и монастыри. Здесь посчитали это более выгодным, чем взимать оброк. На исходе столетия часто происходили выступления крестьян, протестовавших против закрепощения и произвола со стороны землевладельцев.

Работа учеников с документом. (Цель определяет учитель) Определите формы неповиновения крестьян, их действия.



Документ № 4.

Святослав Михня « История Тверской земли с древнейших времён до наших дней»

«В тверских пределах распространённой формой неповиновения стал отказ от исполнения повинностей и поставки подвод государству. Сборщики подвод часто говорили, что не могут выполнять те или иные поручения. Известно связанное с этой формой протеста судебное дело на крестьян Бежецкой пятины. Крестьяне ранили сборщика подвод: «и понятых, и подвод им не дали, с ними для государева дела не поехали». Также известны случаи нападения на поместья. В районе той же Бежецкой пятины в 1580-х гг. нередко происходили вооружённые столкновения с «разбойниками», нападавшими на поместья и захватывавшими подводы. Так, в октябре 1585 г. около Выдропужска «разбойники» захватили ямские подводы, собранные для посольских гонцов. Воеводы Новгорода, которому, напомним, принадлежала Бежецкая пятина, требовали от губных старост скорейшей поимки «разбойников»…

Вопросы:

1. Назовите формы протеста крестьян.

2. В связи с чем происходили волнения крестьян?

Документ № 5.

Святослав Михня «История Тверской земли с древнейших времен до наших дней»

«Около десяти лет длились крестьянские волнения в селениях, принадлежавших Иосифо-Волоцкому монастырю. Монастырские власти перевели осташковских крестьян и рыбаков с оброка на барщину, их вынуждали покупать скот, а деньги на эти нужды давались под большие проценты. Мало того, увеличился денежный оброк. В результате начались открытые бунты. В 1594-1595 гг. крестьяне выступили против монастырской администрации. Восставших не останавливали ни уступки монастыря, ни перспектива быть жестоко наказанными. Своё недовольство высказывали и монахи, опасавшиеся, что из-за возможного бегства крестьян монастырь обеднеет. Гневные выступления принесли свои плоды: размер оброка сократили до прежнего уровня, теперь его взимали «по старине»; была прекращена и практика насильственного кредитования».

Вопросы:

1. Назовите причины протеста крестьян.

2. Каковы были результаты борьбы крестьян?

3 группа.

Прочитав страницы 82-83 учебника «История Тверского края» под ред. В.М.Воробьёва, ответить на следующие вопросы:

1. Назовите причины протеста крестьян.

2. Назовите формы протеста крестьян.

Отвечаем на проблемный вопрос:



Предполагаемый ответ ученика:

Стали увеличивать численность населения Твери за счёт переселения крестьян из окрестных дворцовых сёл. Чтобы не было массового исхода крестьян в города, были введены заповедные лета, вводился пятилетний срок сыска крестьян. Барскую запашку освободили от податей, что позволило им сохранить сословную принадлежность.

Крестьяне протестовали против закрепощения и произвола властей, отказывались от исполнения повинностей, нападали на поместья и ямские подводы. Их размах заставил власти вернуть прежние порядки и объёмы оброка.

Народные выступления в 1580-1590-е годы стали лишь прелюдией к кровавым событиям крестьянской войны. Она разразилась в самом начале XVII столетия, который назван «бунташным веком».

В XVII веке в Тверском крае продолжались народные выступления. Положение крестьян усугубил и голод, обрушившийся на страну в 1601-1603 годах. Массовое недовольство 1603 году вылилось в восстание Хлопка. Эта акция народного протеста отличалась большим размахом. Боярская дума отрядила против восставших воеводу Ивана Басманова «с многою ратью». Сохранились сведения, что воеводы посылались в западные районы Верхневолжья, в частности, в Ржев. Однако эти события стали лишь прелюдией к самой настоящей войне под предводительством Ивана Болотникова.

V. Закрепление полученных знаний (фронтальная беседа).

1. Что сделали власти, чтобы восстановить хозяйство страны?

2. Какова была реакция крестьян на решения властей?

3. Кто возглавил крестьянскую войну в 1606 году и как он связан с Тверским краем?

4. Когда Тверь была освобождена от поляков?

5. Каковы были последствия пребывания поляков на Тверской земле?

6. Какую роль в истории Тверского края играл двоюродный брат Д.Пожарского – князь Пожарский-Лопата?

7. Какой след оставила в Тверском крае интервенция?

Домашнее задание: стр.82-88, параграф 22-23.Выучить термины, данные в этом параграфе на полях учебника. Подготовить рассказ о походе Скопина-Шуйского против поляков.

Литература.

1.Виноградова Е.А., Виноградов А.Д. «Тверь XVI-XVIII вв. Очерки истории и экономики». Тверь. 2002 г.

2.Воробьев В.М., Борисов А.В. и др. « История Тверского края». «Созвездие», Тверь. 2005 г.

3. Михня Святослав «История Тверской земли с древнейших времен до наших дней». «Мартин», Тверь. 2008 г.

4. Савинова О.В. «Методические рекомендации к курсу исторического краеведения Тверского края». Тверь. 2007-2010 гг.

5. Савинова О.В. «Историческое образование в школах Тверское области и актуальные проблемы его совершенствования». Тверь. 2001 г.



6. www.wikipedia.org

7. http://www.tiuu.ru/library/pages/28.htm


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница