Сценарий семейно литературной викторины «Что? Где? Когда?» средняя группа Тема : Зимующие птицы (слайд 1) Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. (Слайд 2) Задачи



Скачать 113.56 Kb.
Дата16.11.2016
Размер113.56 Kb.
Сценарий семейно – литературной викторины

«Что? Где? Когда?»

средняя группа



Тема: Зимующие птицы (СЛАЙД 1)

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. (СЛАЙД 2)

Задачи:

  1. Образовательные

Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;

Вырабатывать умение быстро находить ответ.



  1. Развивающие

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом;

Развивать умение слушать ответы друг друга;

Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.


  1. Воспитательные

Воспитывать у детей стремление к познаниям, дух соревнования, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе;

Воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив;

Вовлечь родителей в игровое взаимодействие с детьми.
Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей.
Оборудование: мультимедийная установка,  иллюстрации, изображающие различных птиц, презентация, разрезанные картинки птиц, коробка.

Ход викторины

Дети входят в группу под песню «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно».



Воспитатель: Ребята отгадайте загадку ( СЛАЙД 3)

«Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнём,

Будем в небе голубом.

Нас зимою покормите

Дети кто мы? Назовите»

Воспитатель: Правильно, это птицы. Сегодня мы проведём необычную игру, на тему «Зимние птицы». Игра необычная, потому что в ней участвуют родители.

Итак, мы начинаем игру «Что? Где? Когда?», в ней участвуют две команды.




1 Ребёнок читает стихотворение: Ваня Захаров (СЛАЙД 4)

Воробышки

На дворе — морозище — Градусов под сорок,

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро.

Что в морозы лютые:

Плохо греют шубки... —

Я принес воробышкам

На тарелке крупки:

Кушайте, воробышки

Кушайте, хорошие.

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

Воробей ведь маленький,

Сразу, как запрыгает.

Потеряет валенки.

(В. Звягин)

Воспитатель: Встречайте первую команду: «Воробышки»

Капитан команды ….(имя ребёнка)



2 Ребёнок читает стихотворение: Маша Соловьёва (СЛАЙД 5)

Выбегай поскорей, 
Посмотри на снегирей! 
Прилетели, прилетели! 
Стайку встретили метели, 
А Мороз Красный Нос 
Им рябинки принес. 
А. Прокофьев 

Встречайте вторую команду: «Снегири», капитан команды …(имя ребёнка).

1 ребёнок: Приветствуем сегодня всех (Ваня Захаров)

Мы рады встрече с вами

И не случайно в этом зале

Всех вместе мы собрали.

2 ребёнок: Детей и взрослых позвала игра (Маша Соловьёва)

«Что? Где? Когда?»

И думаем, пройдёт она

Активно и не скучно.



Воспитатель: команды занимайте свои места. Для начала нашей игры нам надо пригласить жюри (вызываются члены жюри).

Ребята, вы уже много знаете о зиме, о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. Я думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Напомню, что темой нашей игры будут зимующие птицы.

Команды готовы к первому заданию?

Первый конкурс – разминка: «Я начну, а ты закончи»
Я буду читать предложение, а вы должны его закончить. Читать я буду по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команды получают один бал.


  • У синицы клюв тонкий, а у дятла…(толстый); (СЛАЙД 6)

  • Снегирь малоподвижный, а синица…(шустрая); (СЛАЙД 7)

  • Клёст нарядный, а воробей…(невзрачный); (СЛАЙД 8)

  • Синицы высиживают птенцов летом, а клёст…(зимой); (СЛАЙД 9)

  • У воробья туловище мелкое, а у вороны…(крупное); (СЛАЙД 10)

  • У вороны клюв большой, а у воробья…(маленький);

  • У воробья хвост короткий, а у вороны…(длинный);

  • У воробья лапки тонкие, а у вороны…(толстые);

  • Ворона большая, а воробей…(маленький);

  • Если снегирь мало двигается, то он…(малоподвижный); (СЛАЙД 11)

  • Если у синицы чёрная голова, то она какая? (черноголовая);

  • Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая);

  • Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (чернохвостая);

  • Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый).

Разминка прошла удачно.

Переходим к следующему конкурсу «Угадай по описанию».

Команды составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая её. Вторая команда отгадывает, про какую птицу рассказали.

(включаем мелодию птиц).

При описании птиц СЛАЙД 12-13)

Прежде чем перейти к следующему конкурсу, давайте поиграем.

Пальчиковая игра «Покормите птиц». (СЛАЙД 14)

Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошки

Пусть со всех концов Разводят руки в стороны

К нам слетятся, как домой, Большие пальцы соединяют

остальными машут, как крыльями

Стайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют

изображая крышу дома

Сколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ей

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечку

И для птиц тепло. Обнимают и гладят себя

Приучите птиц в мороз Изображают как сыплют крошки

К своему окну, Соединяют руки кольцом, над головой

Чтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают

и закрывают клюв»

Нам встречать весну.



III конкурс (СЛАЙД 15)

Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (птицы).

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Сейчас вам надо отгадать какая птица поёт?

За правильный ответ присуждается один бал (прослушивание записи с голосами птиц).



Четвёртый конкурс называется «Четвёртый лишний».

На экране появляются картинки четырёх птиц, необходимо убрать лишнюю и объяснить почему.



  • Сорока, воробей, ласточка, дятел; (СЛАЙД 16)

  • Ворона, скворец, синичка, сова; (СЛАЙД 17)

  • Утка, снегирь, голубь, свиристель; (СЛАЙД 18)

  • Клёст, воробей, синичка, кукушка. (СЛАЙД 19)

А сейчас, чтобы вы, ребята, отдохнули, давайте поиграем в игру «Совушка».



Подвижная игра «Совушка» (СЛАЙД 20)

   В уголке площадки - обруч.  Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

   На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

    На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка  ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Мы немного отдохнули, приступаем к пятому конкурсу:

«Птичья мозаика»

Командам нужно собрать разрезанные картинки (на разрезанных картинках изображены снегирь, синица). Чья команда первая справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

Ребята приготовили для вас стихотворение про птиц, послушайте.

1 ребёнок (СЛАЙД 21)

Птицы
Ой, как много в мире птиц: Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов, попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи, есть колибри, соловьи.


Голуби, кукушки, пеночки-простушки.

Дятел, сокол и сова (днем в дупле сидит она)


В поле перепел кричит, дятел по стволу стучит.

Знаешь, их так много есть, что их всех не перечесть.


Нас сражают пением и буйным оперением!
2 ребёнок (СЛАЙД 22)

Новая столовая

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник — снегири, ярче утренней зари.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог налетели семь сорок.

В воскресенье,

Воскресенье

Прилетел гонец

Весенний —

Путешественник-скворец, вот и песенке конец.

(3. Александрова)
Шестой конкурс «Отгадай загадку»

Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один бал.

  • Спиною зеленовато,

Животиком желтовато,

Черненькая лапочка

И полоска шарфика. (Синица)


  • В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)


  • Черный жилет,
    Красный берет,
    Нос как топор,
    Хвост как упор.
    {Дятел)

  • Это кто там на дорожке
    Испугался нашей кошки?
    Это кто там поднял крик

- Чик-чирик да чик-чирик?
(Воробей)

  • Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая!
    (Сорока)

  • Выпал снег, а эта птица
    Снега вовсе не боится.
    Эту птицу мы зовем
    Красногрудым... (снегирем).

  • Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)

  • На голом суку сидит,
    На весь двор кричит:
    "Кар-кар-кар!"
    (Ворона)

  • Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым,

Кле-кле-кле поёт со свистом? (клёст)


  • Сизокрылая птичка любит семечки и крошки.

У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)

Конкурс «Мудрые родители»

1.Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)


2.У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы, совята вылупляются в разное время.)
3. Почему клёст зимой гнезда вьет?(Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

4.Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)


5. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

6. Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет, так как от сквозняков они могут замёрзнуть)





А теперь немного отдохните, инсценировку посмотрите.

Экологическая инсценировка «Доживём до весны»

(Приложение 1)

Воспитатель: Хотелось бы проверить вас на смекалку. Отгадайте, что лежит в коробочке, а я загадаю вам описательную загадку.

Игра черный ящик
То, что лежит в этой коробочке:
-имеет овальную форму;
-есть дома, в магазине, можно найти в поле, лесу.
-бывает белого, желтого, коричневого цвета
-очень полезно для всех;
-хрупкое, может разбиться;
-сказка есть про это, вы ее знаете все;
-один злой волшебник хранил в нем свою смерть;
- с этого начинается жизнь птиц (в нем иногда зарождается жизнь птиц).

1 ребёнок Ваня Захаров

Мы на игре сегодня славно время провели,

А теперь жюри попросим, чтоб итоги подвели.
Воспитатель: пока жюри подводит итоги, объявляю музыкальную паузу.

Танец «Птицы», в исполнении мальчиков.

Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.

Воспитатель: и вот закончилась игра, но мы надеемся, что с ней, вы стали чуточку умней, дружней.

Ребята, оставайтесь добрыми друзьями для птиц.

Давайте все вместе исполним песню: (СЛАЙД 23)



«Всем нужны друзья»

слова П. Синявского, музыка З. Компанейца

Мне не нужно ни игрушек, ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки поселился воробей.

Чтобы слушался получше этот хитрый озорник,

Я решил на всякий случай птичий выучить язык

Я решил на всякий случай птичий выучить язык.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик,

Всем нужны друзья

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик,

Даже воробьям.

Сколько вкусных бутербродов искрошил в кормушку я,

Интересная работа – дрессировка воробья.

Но зато в районе нашем удивляется народ,-

Воробей вприсядку пляшет, бьет в ладоши и поет.

Воробей вприсядку пляшет, бьет в ладоши и поет.

Я кормлю его обедом по утрам и вечерам,

Расчирикал он об этом всем соседним воробьям.

Я насыплю крошек слаще, и недели не пройдет,

Все увидят настоящий воробьиный хоровод.

Все увидят настоящий воробьиный хоровод.

Приложение1

Экологическая инсценировка

 «Доживем до весны»


Действующие лица:
Воробей,
Синица
Сорока 
(Появляется взъерошенный воробей)
Воробей: 
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)
Синица: 
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Воробьишка! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)
Сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Воробьишка, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые, 
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)
Воробей:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет, глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)
Сорока:
Воробьишка, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в детский сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)
Воробей:
Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)
Синица:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают). 
Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню
(Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
(Обращается к синичке)
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно! 


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница