Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010



страница1/38
Дата14.11.2016
Размер7.87 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


Министерство образования и науки Российской Федерации

Национальный исследовательский университет

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Белгородский государственный университет»

Белгородская региональная организация Союза журналистов РФ

Российская Ассоциация медиапедагогики

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ-2010


Сборник трудов

IV Международной научно-практической конференции


Белгород, 22–24 сентября 2010 года

Белгород


2010

УДК 070:378

ББК 76.120.08+74.584(2)

Ж92
Печатается по решению Редакционно-издательского совета



Национального исследовательского университета «БелГУ»
Под редакцией проф. А.П. Короченского (разделы 17)

и проф. М.Ю. Казак (разделы 810)


Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-
Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред.
проф. А.П. Короченского, проф. М.Ю. Казак.– Белгород: Изд-во
«БелГУ», 2010.– 532 с.
Journalism and Media Education-2010. Alexandr Korochensky,
Maria Kazak (eds.) Belgorod: BSU Publishing. 2010

ISBN 978-5-9571-1405-9
Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции «Журналистика и медиаобразование-2010» включает работы учёных и практиков журналистики из России, Белоруссии и Украины (прежде всего Луганского национального университета им. Тараса Шевченко – партнёра БелГУ в области журналистской науки и образования), а также труды авторов из государств дальнего зарубежья: Греции, Испании, Кубы, Польши, США.

Публикации посвящены актуальным проблемам развития белгородских СМИ, вопросам теории и практики отечественной и зарубежной журналистики, трансграничных массовых коммуникаций, истории периодической печати и публицистики; новейшим тенденциям в языке и стиле средств массовой информации, рекламы и пиара. Проблематика журналистики рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием теории и практики медиаобразования – направления в педагогике и культурно-просветительской деятельности институтов образования и СМИ, нацеленного на подготовку граждан к сознательному и активному взаимодействию со средствами массовой информации в современном медиатизированном социуме.

Сборник посвящается 5-летию факультета журналистики БелГУ и 10-летию журналистского образования в Белгороде.
УДК 070:378

ББК 76.120.08+74.584(2)


Составители сборника выражают благодарность правлению Белгородской региональной организации Союза журналистов РФ и редакциям газет

Белгородской области за содействие в выпуске этого издания

ISBN 978-5-9571-1405-9 © Национальный инновационный университет «БелГУ», 2010



СОДЕРЖАНИЕ
Короченский А.П. (Национальный исследовательский университет

«БелГУ») Становление творческого факультета………………………………14
I. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ СМИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Бусленко Н.И. (Южный Федеральный университет) О муниципальных средствах массовой информации (попытка законодательной инициа-

тивы)………………………………………………………………………………..20



Дворецкая Н.И. (Государственная телерадиокомпания «Белгород») Роль ГТРК «Белгород» в продвижении инновационного развития Белго-

родской области…………………………………………………………………...22



Аткина А.М. (Пресс-служба губернатора Белгородской области) Роль белгородских СМИ, адресованных молодежи, в освещении и решении про-

блем молодых людей. …………………………………………………………….27



Рухленко Н.Н., Жилина А.В. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Освещение года молодёжи на страницах областной

общественно-политической газеты «Белгородские известия»………………..33



Рухленко Н.Н., Беседина О.О. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Формы работы с письмами читателей в системе редак-

ционной деятельности (на примере газеты «Белгородские известия»)………..38



Геруля М. (Силезский университет Катовице; Высшая гуманитарная школа, Сосновец, Польша) Гражданское общество и средства массовой

информации на местном уровне. Взгляд из Польши…………………………...44



II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тертычный А.А. (Московский государственный университет им. М.В.

Ломоносова) Перспективы развития жанровой системы СМИ России……..51

Тришина Т.В. (Национальный исследовательский университет «Бел-

ГУ») О предметной области социологии массмедиа……………………………58

Нигматуллина К.Р. (Санкт-Петербургский государственный университет) Язык политических ценностей в СМИ России: анализ медиади-

скурсов Президента и Патриарха………………………………………………...62



Саенкова Л.П. (Белорусский государственный университет, Минск)

Зрелищные особенности аудиовизуальной коммуникации……………………68



Голодникова Ю.А. (Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Украина) Коммуникативные особенности современной документалистики (на примере проектов, посвященных истории и культуре

Крыма)……………………………………………………………………………..74



Карпенко И.И. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») О демократическом потенциале новейших средств массовой инфор-

мации……………………………………………………………………………….81



Попов А.А., Кожемякин Е.А. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Журналистский блоггинг как новая форма профессио-

нальной журналистики: опыт сравнения с «традиционной» журналистикой...89



Шатохина С.И. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Имиджетворческий компонент формирования образа инновации-

онного вуза в федеральном издании (на примере газеты «Поиск»)…………...94



Ивкина Е.А. (Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина) Региональный компонент при изучении правовых основ журналистики (на

примере Рязанской области)……………………………………………………101



Кумелашвили Н.У. (Российская Академия государственной службы при Президенте РФ, Москва) Мифологизация сознания современного че-

ловека и СМИ……………………………………………………………………104



Григорова О.С. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Роль и функции православных изданий в системе средств массовой

информации………………………………………………………………………110



Кислая Л.Н. (Новосибирский государственный педагогический университет) Опыт практики в газете мультипликационного фестиваля: способы

формирования основных журналистских умений. ……………………….......112


III. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Гайманова Е.В. (Московский государственный университет культуры и искусств) Роль первых журналов в формировании отечественной журна-

листики для детей и юношества………………………………………………...118



Горобец А.Ф. (Московская финансово-юридическая академия) Возникновение первых отечественных юридических изданий в конце XVIII –

первой половине XIX века………………………………………………………124



Коломийцева Е.Ю. (Московский государственный университет культуры и искусств) Журнал «Кабинет Аспазии»: особенности литературного

издания для женщин……………………………………………………………..127



Шинков М.А. (Орловский государственный университет) Два письма. К вопросу об общественной позиции А.А. Фета начала 80-х годов XIX

века……………………………………………………………………………….131



Евдокимова Е.В. (Новосибирский государственный педагогический университет) Формирование жанровой системы газеты «Обь» (1907 г.,

Новониколаевск)………………………………………………………………...136



Корчагина О.В. (Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина) Пресса Ворошиловградской области (1938–1956 гг.) –

подсистема региональной журналистики СССР………………………………140


IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Кастел А. (Барселонский Автономный университет, Испания, Ката-

лония) Образ Африки в западной прессе……………………………………….146

Амат М.С. (Гаванский университет, Куба) Глобальный имидж….........154

Шацкая А.А. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Владимир Путин – герой или злодей? Медийный портрет российско-

го лидера в западных СМИ……………………………………………………..159




V. ЖУРНАЛИСТИКА ЗАРУБЕЖЬЯ: ИСТОРИЯ

И СОВРЕМЕННОСТЬ
Басенко Н.А. (Организация по распространению греческого языка,

Афины, Греция) Первая греческая газета и её издатели………………………165

Цесля А. (Силезский Университет Катовице, Польша) Польская жур-

налистика в исторической ретроспективе. …………………………………….171



Шосток П. (Силезский университет Катовице, Польша) Способы воздействия на избирателей в кампании перед выборами на пост президен-

та Польши в 2010 году…………………………………………………………..178



Золотых А.Д. (Москва) Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони

и СМИ: особенности взаимоотношений………………………………………186



Коротицкая М.В., Радченко Е.И. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Особенности регулирования германского рынка

рекламы на современном этапе………………………………………………...196



Осенков Е.В. (Воронежский государственный университет) Пресса Сербии о решении Международного суда ООН относительно независимо-

сти Косово………………………………………………………………………..198



Кононова Е.И. (Белорусский государственный университет, Минск) Преференции зарубежного телевещания в структуре медиарынка Бела-

руси……………………………………………………………………………….204



Шевцов О.Л. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») «Атлантический фактор» и газетная периодика Украины (2004–2009 гг.).........209

Антонова О.В. (Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина) Отражение экологических проблем в публицистике Н.  Жулин-

ского. ………………………………………………………………………………….215



Романова Н.В. (Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого) Дело Татьяны Яблонской-Гаяне Атаян и его отражение в украинских СМИ. К вопросу о скандалах, связан-

ных с художественными подделками…………………………………………..220


VI. МЕДИАКРИТИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Гетманский К.Б. («Информ Полис online», Москва) Подходы Генри Менкена к критике американской журналистики 1-й половины ХХ века………..224

Баканов Р.П. (Казанский государственный университет) Актуальные проблемы современной российской медийной критики....................................230

Вербкин В.А. («Редакция газеты «Оскольский край», Старый Оскол) Гражданская медиакритика в интернет-ресурсах Старого Оскола как ответ

на информационные потребности местного социума…………………………234



Лебедева Т.В. (Воронежский государственный университет) Газета

«Россия» о российском телевидении..................................................................240



Залевская Е.Н. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Критический анализ передач современного детского телевидения

(российские телеканалы «Теленяня» и «Бибигон»). …………………………246



Маркина Ю.В. (Ростовский государственный экономический универси-

тет) Духовно-идеологическая и культурно-образовательная функции СМИ..253

Панченко А.О. (Национальный исследовательский университет «Бел

ГУ») Медиакритика в деятельности пресс-омбудсмена. ……………………..258

Тесленко Д.И., Пригара М.Н. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Гражданская группировка «MediaLens» и медийный

мейнстрим Великобритании……………………………………………………266



Хмеленко Э.В. (Национальный исследовательский университет «Бел-

ГУ») Амбивалентность украинской медиакритики……………………………269

Хойт Майк (журнал «Columbia Journalism Review», США) Кому и за-

чем нужна медиакртитика?...................................................................................275


VII. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

МАССОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Федоров А.В. (Ассоциация медиапедагогики России) Массовое медиа-

образование: профессионалы и неофиты………………………………………286



Онкович А.В. (Институт высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины, Киев) Векторы развития современного

медиаобразования………………………………………………………………..296



Гулюк Л.А. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») К

вопросу о массовой и профессиональной медиакомпетентности личности…...302



Мурюкина Е.В. (Таганрогский государственный педагогический институт) Культивационный анализ профессиональных педагогических

изданий…………………………………………………………………………...307



Хорольский В.В. (Воронежский государственный университет) Ме-

диаобразование и миссия эстетической публицистики……………………….310



Кузьмина М.В. (Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования) Роль школьной телестудии в фор-

мировании медиакультуры учащихся…………………………………………..313



Мясникова Т.И. (Оренбургский государственный университет) Феномен

«медиа» и тенденции развития медиаобразования в Германии………………...318



Челышева И.В. (Таганрогский государственный педагогический институт) Историко-философские проблемы трансформационных процес-

сов репрезентации медийной реальности………………………………………323



Черкашина А.А. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Курс «Иноязычные журналисткие тексты» в контексте учебно-

методических задач………………………………………………………………329



Чиркашина Я.С. (Санкт-Петербургский государственный университет) Массовое медиаобразование как инстумент формирования критиче-

ского мышления в эпоху информационного общества………………………..333



Довженко Е.В. (Луганский национальный университет им. Тараса

Шевченко, Украина) Воспитательный потенциал изданий для детей………..336

Кравчук В.А. (Издательско-полиграфический институт Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт») Периодика об искусствоведении как средство медиаобразования

(на примере украинских журналов «Музейный переулок» и «Fine Art»)….340



Григорова Д.Е. (Таганрогский государственный педагогический ин-

ститут) Массовая культура, СМИ и медиаобразование…………………….343


VIII. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

МАССМЕДИЙНОГО ТЕКСТА И ДИСКУРСА
Казак М.Ю. (Национальный исследовательский университет «Бел-

ГУ») Интертекстуальные модели медиатекстов……………………………….347

Анненкова И.В. (Московский государственный университет им.

М.В. Ломоносова) Медиадискурс в фокусе неориторики……………………354

Кожемякин Е.А. (Национальный исследовательский университет

«БелГУ») «Новые медиа» как предмет дискурс-анализа……………………..362

Черкасова М.Н. (Ростовский государственный университет путей сообщения) Интерпретация медиасобытия и медиаобраза (на примере язы-

ка вражды)………………………………………………………………………..368



Харченко В.К. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Сентенция, метафора и нарратив в триединстве занимательности

очеркового текста. ………………………………………………………………374



Клушина Н.И. (Московский государственный университет им. М.В.

Ломоносова) Массовая культура и фильтры СМИ……………………….......378

Лащук О.Р. (Московский государственный университет им.  М.В. Ло-

моносова) Термин «формат» в массовой коммуникации……………………..380

Приходько А.И. (Запорожский национальный университет, Украина)

Статус политического дискурса в современных гуманитарных подходах….386



Галич В.Н. (Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина) Колонка на страницах украинской периодики: традиции и

новаторство………………………………………………………………………389



Иванова Л.А. (Луганский национальный университет им. Тараса Шев-

ченко, Украина) Интертекстуальное влияние массовой информации………….395

Самотуга Е.А. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Гендерная культурно-символическая дифференциация в дискурсе

глянцевых журналов…………………………………………………………….399



Якуба Я.О. (Национальный исследовательский университет «БелГУ»)

Многообразие семиотических кодов в дискурсе печатных СМИ……………405



Куцевская О.С. (Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина) Терминологический аппарат авторского редактирова-

ния…………………………………………………………………………………410



Микулина И.В. (Национальный исследовательский университет «Бел-

ГУ») Специфика категории адресанта в конфликтогенной коммуникации…414

Сурикова Т.И. (МГУ им. М.В. Ломоносова) Карнавальные формы осмысления политики в СМИ и их коммуникативные и лингвоэтические

ограничения………………………………………………………………………420


IX. ЯЗЫК И СТИЛЬ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Полонский А.В. (Национальный исследовательский университет «Бел-

ГУ») Лингвомедийные особенности современного православного слова…...425

Шипицына Г.М., Свистельникова С.А. (Национальный исследователь-

ский университет «БелГУ») Речевой портрет газеты и аспекты его изучения..439

Кулинич Е.А. (Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина) Специфика телевизионной речи в условиях двуязычия (на

примере передач луганских телеканалов)……………………………………...444



Дроздов Р.К. (Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина) Об основных целях использования эвфемизмов в совре-

менной прессе……………………………………………………………………450



Крюкова С.В. (Национальный исследовательский университет «Бел-

ГУ») Заголовки-цитаты в журнальных публикациях………………………….453

Аносова С.В. (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина) Экспрессивная лексика в заголовочных конструкциях

региональной прессы…………………………………………………………....457



Махова А.А. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Типология интертекстем по первоисточнику (на материале россий-

ских газет и журналов)………………………………………………………….462



Бекетова Н.А. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Новообразования в языке газеты: канонические и неканонические

модели……………………………………………………………………………468


X. РЕКЛАМА И PR В СМИ
Левицкая А.А., Коваленко И.С. (Таганрогский институт управления и

экономики) Семиотический анализ рекламного сообщения…………………475

Черкасова Л.Н. (Ростовский государственный университет путей сообщения) Семантический парадокс: конфликт смыслов (на материале рек-

ламных слоганов)………………………………………………………………..479



Питинова М.Ю. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Корпоративная газета: проблема формирования имиджа органи-

зации………………………………………………………………………………486



Нечаев Д.Н., Селиванова Е.С. (Воронежский государственный университет) Фактор информационного и PR-присутствия социально ориентиро-

ванных НПО в региональном информационном пространстве………………..493



Маныч Н.Е. (Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина) Трендвочинг в мире и в Украине. Тренд «эко» в украин-

ской телевизионной рекламе……………………………………………………501



Воронкина Ю.И. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Способы медиатизации товаров люкс в период глобального фи-

нансово-экономического кризиса……………………………………………….507



Мовсисян Л.С. (Национальный исследовательский университет «БелГУ») Языковые и коммуникативные особенности рекламного дискурса

белгородских печатных СМИ………………………………………………….510



Сибирёва М.В. (Москва, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева) Лексема

«мир» в номинации коммерческих организаций……………………………...514



Питинова М.Ю., Черкашина Н.А. (Национальный исследовательский

университет «БелГУ») Телереклама: имиджевые особенности моделей…..518

Тертычная М.А. (Московский государственный университет им. М.В.

Ломоносова) Социальная интернет-реклама: проблемы становления……….522
CONTENT
Alexander Korochensky (National Research University “BelSU”) Devel-

opment of the creative faculty……………………………………………………..14


I. REGIONAL AND LOCAL MASS MEDIA:

ISSUES AND SOLUTIONS
Nikolay Buslenko (South Federal University) Legal basis of municipal press

functioning………………………………………………………………………....20



Nadezhda Dvoretskaya (State TV and radio broadcasting company “Belgorod”) State TV and radio broadcasting company “Belgorod” and the maintenance of innovative development in

Belgorod region……………………………………………………………………22



Anna Atkina (Public affairs office of Belgorod region governor) Role of youth-focused Belgorod mass media in coverage and solution of youth prob-

lems. ………………………………………………………………………………..27



Nina Rukhlenko, Anna Zhilina (National Research University “BelSU”) Coverage of the year of youth in the regional newspaper “Belgorodskiye Izves-

tiya”. ……………………………………………………………………………….33



Nina Rukhlenko, Oksana Besedina (National Research University “BelSU”) Methods of work with readers’ letters in the editorial workflow (on

the material of the newspaper “Belgorodskiye Izvestiya”)………………………..38



Gierula Marian (Silesian University, Katowice; High Humanitarian School, Sosnowiec, Poland) Civil society and mass media on the local level.

View from Poland. …………………………………………………………………44


II. THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF JOURNALISM

AND JOURNALISTIC EDUCATION
Alexander Tertychniy (Lomonosov Moscow State University) On the evolu-

tion of system of genres in Russian mass media…………………………………...51



Tatyana Trishina (National Research University “BelSU”) On the subject field of sociology of mass media ………………………………………………58

Kamilla Nigmatullina (Saint-Petersburg State University) Language of political values in Russian mass media: analysis of media discourses of the Presi-

dent and the Patriarch………………………………………………………………62



Lyudmila Sayenkova (Belarus State University, Minsk) Visual features of

audiovisual communication………………………………………………………………68

Yulia Golodnikova (Taurida Vernadskiy National University) Communicational features of the modern documentary journalism (the case of projects for

the history and culture of the Crimea)……………………………………………..74



Irina Karpenko (National Research University “BelSU”) On the democ-

ratic potential of newest media……………………………………………………..81



Anton Popov, Evgeny Kozhemyakin (National Research University “BelSU”) Journalist blogging as a new form of professional journalism: a com-

parison to the “traditional” journalism……………………………………………..89



Svetlana Shatokhina (National Research University “BelSU”) Building the image of an innovative high school in the federal newspaper (the case of the

newspaper “Poisk”)…………………………………………………………………94



Ekaterina Ivkina (Esenin Ryazan State University) Regional component in legal

basis of journalism studying (the case of the Ryazan region)………………………..101



Nanuly Kumelashvili (Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow) Mythologisation of the modern

man’s mind and mass-media. …………………………………………………….104



Olga Grigorova (National Research University “BelSU”) Role and functions of Orthodox print media in the system of mass media……………………………………………………………………………...110

Lilia Kislaya (Novosibirsk State Pedagogical University) The case of practice in animation films festivals newspaper: means to enrich key journalistic skills…112
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница