Сборник сценариев по краеведению Выпуск 8 Новомосковск 2013 78 (2Р-4Тул)



страница1/11
Дата27.10.2016
Размер1.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«НОВОМОСКОВСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА

«Земля, где живу»

Сборник сценариев по краеведению

Выпуск 8

Новомосковск

2013

78 (2Р-4Тул)



З-53
Составитель: А. В. Польшина, заведующая отделом краеведения Центральной городской библиотеки

Редактор: Н. В. Иванникова, заведующая информационно-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки

Земля, где живу : сборник сценариев по краеведению. Выпуск 8 / МУК «Новомосковская библиотечная система», Центральная городская библиотека ; сост. А. В. Польшина ; ред. Н. В. Иванникова. – Новомосковск, 2013. – 135 с.

В сборник вошли сценарии, посвящённые истории, культуре, литературе Тульского края, знаменательным в истории края датам 2013 года.


Святочное гуляние «От звезды и до воды»,
посвящённое 205-летию со дня рождения фольклориста, археографа, литератора П. В. Киреевского


Слайд 1 «Святки»

Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории Тульского края. Приглашаю вас на святочное гуляние!



Слайд 2 «Святки»

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются святками. Они продолжаются до Крещения - 19 января.



Слайд 3 «Святки»

Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали.



Слайд 4 «Святки»

В это время было принято на Руси проводить праздничные гуляния, люди ходили друг к другу в гости, по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Как вы думаете, благодаря кому этот древнейший обряд сохранился до наших дней? Правильно, его записали и передали потомкам учёные-фольклористы, которые ездили по русским деревням и сёлам, записывали песни, частушки, народные стихи, легенды. Об одном из таких замечательных учёных, который жил в XIX веке в Тульской губернии, хотелось бы вам рассказать.



Слайд 5 «Портрет П. В. Киреевского»

Петр Васильевич Киреевский - русский историк-фольклорист, младший брат И. В. Киреевского. Родился 11 (23) февраля 1808 в селе Долбино Лихвинского уезда Калужской губернии (ныне Белёвский район Тульской области).



Слайд 6 «Вид города Белёва»

Принадлежал к старинному дворянскому роду. В сельском доме семьи часто бывал В. А. Жуковский, родственник и друг семьи. Пётр получил домашнее образование, брал уроки у профессоров Московского университета. С детства испытывал интерес к народному творчеству, укреплённый учителями.



Слайд 7 «Вид города Белёва»

П. В. Киреевский изучил семь иностранных языков, много переводил Байрона, Шекспира, Кальдерона. Первые литературные опыты Киреевского относятся к 1827 году (с публикации в «Московском вестнике» изложения «Курса новогреческой литературы»).



Слайд 8 «Вид города Белёва»

В 1840-50-е годы П. В. Киреевский усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора. Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 году в Московской, затем в Новгородской и Тверской губерниях. Четверть века собирательской деятельности П. В. Киреевского связано с Московской, Тульской, Орловской, Калужской и Рязанской губерниями. Здесь он полностью осуществил свой замысел: собрать и сохранить для потомков памятники «своенародной словесности».



Слайд 9 «Вида города Белёва»

Киреевский собрал тысячи текстов народных былин, лирических, исторических, календарных, обрядовых, шуточных песен, В этой работе П. В. Киреевскому помогали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, Аксаковы.

С 1837 года, после раздела фамильного наследства между братьями, жил в своей деревне под Орлом, откуда навещал брата, выезжал в фольклорные экспедиции и где скончался в 1856 году. Как и брат, умерший несколькими месяцами ранее, похоронен по завещанию в Оптиной пустыни.

Слайд 10 «Святки»

А сейчас небольшой экскурс в историю празднования святок в Тульской губернии. В Рождественский сочельник не ели до первой звезды. Торжественный ужин не отличался большим разнообразием блюд. Главное кушанье на этом столе - кутья. «Для вечерней трапезы готовится доселе из круп каша, а из пшена и ячменя - кутья сочельницкая», - писал ещё в начале XIX века этнограф Иван Сахаров. Обязательной принадлежностью рождественского стола были фигурки из теста. В Тульской губернии пекли печенье в виде животных: овец, коров, быков, птиц, иногда выпекали фигурки пастуха. Такие фигурки ставились на столы в рождественские праздники, посылались родственникам и знакомым.

Хозяйки оставляли немного печенья для праздника Крещения. В Крещение после водосвятия печенье размачивали в святой воде и давали скоту, чтобы животные были здоровы и плодовиты.

После праздничного угощения за домашним столом в сочельник повсеместно начиналось святочное веселье, пора взаимных угощений: «Пришли колядки - блины да оладки».

Иногда Коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом на Рождество. Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Песни, которые исполнялись при таком обходе, назывались колядками. В этих песнях хозяевам домов желали благополучия и требовали от них подарков. Действо сопровождалось ряжением в коня, корову, медведя и других животных, олицетворявших плодородие.

В Тульской губернии бытовал обычай: приходить под окна и просить пирогов у хозяев. Подобные обходы в течение Святок проходили трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядующих, с удовольствием слушала их колядки.

В Тульской губернии пели:

«Коляда, коляда! А бывает коляда накануне Рождества!

Коляда пришла, Рождество принесла».

«Дай Бог тому, кто в этом дому!

Ему рожь густа, рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина, и с зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством!»

В Тульской губернии молодежь ходила колядовать с парными куклами. Их называли Коляда и Коляд, они отображали женское и мужское начало. Коляду представляли в виде дородной женщины, одетой в праздничные наряды, держащей в руке узелок с подарками. К поясу куклы был привязан сноп пшеницы или ржи с колосками из «именинного снопа» (так в Тульской губернии называли первый сноп нового урожая). Считалось, что колоски и зёрна «именинного снопа» имеют целительную силу в течение всего года, поэтому кукол с колосками заносили в каждый дом, желая хозяевам здоровья, благополучия и богатого урожая. Кукла Коляда украшалась Рождественской звездой, прикрепленной к палочке.

Кукла Коляд бытовала в Тульском крае, в соседних губерниях она не встречается. Коляд изготавливался из коры дерева, свернутой в трубочку, и одевался в мужской наряд, выполненный схематично. Рубаха яркая, праздничная, к поясу прикреплен снопик с колосками из «именинного снопа» и узелок с подарками.

В крестьянских избах Тульской губернии молодежь устраивала целые представления с этими куклами. От имени кукол гости восхваляли хозяев дома: с Коляда снимали шапку, он кланялся хозяевам, желал счастья и благополучия этому дому.

Хозяева щедро одаривали колядующих. Очень хорошим подарком считались вышитые полотенца, головные платки и, конечно, сладости и пироги.

Нередко колядующие переодевались цыганами, водили с собой «медведя» (мужчина, одетый в вывернутый наизнанку тулуп), заводили его в дом. Визит «медведя», пожелавшего благополучия хозяевам, считался хорошей приметой.

В некоторых уездах Тульской губернии колядующие брали с собой куклу Козу. Издавна коза считалась символом благополучия и процветания. Куклу Козу одевали в яркие одежды, вешали на шею колокольчик, украшали бусами, ленточками, цветами, платками. Считалось: чем наряднее Коза, тем больше счастья и богатства она принесёт в дом, который посетили колядующие.

Очень часто в избах разыгрывалась сценка продажи лошади. Двое мужчин изображали лошадь, которую предлагали для продажи. Цель хозяев дома была найти как можно больше недостатков в предлагаемом товаре, а цель продавца, одетого Кузнецом, - расхвалить свой товар как можно лучше и, если возникнет необходимость, при продаже «лошади» её «подковать». В результате веселого и шумного торга покупка обычно свершалась, и дело заканчивалось угощеньем гостей.

Во второй половине Святок во всех деревнях Тульской губернии девушки гадали на суженого: бросали сапог через крышу дома, гадали с помощью петуха, свечи, кольца, зеркала, других предметов.

Каждый год 15 января (по новому стилю), в день Селиверста изгоняли из дома «лихорадок» и «лихоманок». В Тульской губернии 12 кукол-лихорадок являлись очень сильным оберегом женщин. У каждой из них было свое имя: Авея, Немея, Желтея, Ломея, Дряхлея, Дремлея, Глухея, Огнея, Ветрея, Пухлея, Трясея, Ленея. Тряпичных кукол, сделанных из разных тканей, сцепляли красной нитью и вешали над печкой. Считалось, что они оберегают жилище и его обитателей от пожаров, неприятностей и болезней. Через год старые куклы-лихорадки сжигались и делались новые.

Заканчивались Святки на Крещение, когда освящалась вода, и на освященных местах ставили рукотворные крестики из соломы, палочек и льда, украшенные красными нитями или тесемками.

Считалось, что в святочные дни небо открыто, и можно просить об исполнении всех желаний. В эти дни старались как можно больше делать добра окружающим, дарить подарки, желать здоровья и счастья. Считалось, что чем больше добрых дел сделаешь на Святки, тем лучше и легче будет новый год.

Работать во время святок считалось нежелательным, потому что согласно поверью, весь год тогда мог пройти в трудах и хлопотах. Даже сохранились такие пословицы: «Лето для старания, а зима - для гуляния!», «Зима за морозы, а мужик - за праздники!» Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души!



Выступление фольклорного ансамбля
«Спасская слобода»


Литература

  1. Сахаров, И. П. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым / И. П. Сахаров. – Тула : Приок. кн. изд-во, 2000. – 480 с. : ил.

  2. Собрание народных песен П. В. Киреевского / предисл., послесл., коммент., сост. В. И. Калугина. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1986. – 462 с. : ил.

  3. Агаева, И. «Открывай ворота – пришла Коляда!» / И. Агаева // Тула – 2011. – 13 янв. (№ 1). – С. 10 : ил., фото.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница