Сборник материалов по русскому языку для самостоятельной подготовки к егэ



страница1/6
Дата12.11.2016
Размер0.91 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Сборник материалов по русскому языку для самостоятельной подготовки к ЕГЭ ( Лексика. Фонетика. Словообразование )

Содержание программы по русскому языку:

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм



5-й класс. Понятие о системности лексики и фразеологии. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Тематические и лексико-семантические группы слов. Прямое и переносное значение. Синонимы, антонимы, омонимы. Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Лексика русского языка с точки зрения употребительности. Фразеологические единицы и их значение. Фразеологизмы и свободные сочетания слов. Образование фразеологических единиц. Фразеологический словарь.
Лексикография.

6-й класс. Однозначные и многозначные слова. Перенос, основанный на сходстве; перенос, основанный на смежности. Тропы. Сравнение. Метафора. Эпитет. Понятие о паронимах. Омофоны, омографы и омонимы. Синонимический ряд. Идеографические и стилистические синонимы.
Многозначность и омонимия фразеологических единиц.

7-й класс. Стилистическая окраска слова – эмоционально-экспрессивная окраска, функционально-стилевая окраска. Стилистическая роль синонимов, антонимов. Синонимия и антонимия фразеологизмов.

8-й класс. Паронимы и синонимы. Стилистическое использование паронимов. Архаизмы и неологизмы. Образность фразеологизмов. Стилистическое использование фразеологических единиц.

9-й класс. Исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы. Лексика общенародная и лексика ограниченного употребления. Диалектные слова. Профессиональная лексика. Жаргоны. Устаревшие слова и неологизмы. Лексический разбор слова. Лексический разбор текста. Комплексный анализ художественного текста: использование лексической стилистики.

?

ПОНЯТИЕ О ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

! Весь словарный состав языка называется лексикой. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав, называется лексикологией.
Русский язык по запасу слов и фразеологизмов – один из богатейших языков в мире. В 17-томном словаре русского языка насчитывается свыше 120 тысяч наиболее употребительных слов.
Словарный состав языка постоянно изменяется. Одни слова устаревают, выходят из употребления, уходят в пассивную лексику, другие рождаются, становятся употребительными, т.е. переходят в активную лексику.
Лексика русского языка представляет собой систему.
Системный характер лексики проявляется в наличии таких объединений, как синонимический ряд, антонимические пары, гнезда многозначных слов, омонимы, семантические поля и тематические группы. Все эти объединения связаны между собой.

СЛОВО КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.
ОДНОЗНАЧНЫЕ МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА


Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.

Лексическое значение слова – это значение, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов, явлений, отношений объективнойдействительности.Нужно понимать, что значение большинства производных слов не прямо, а опосредованно исходит из значений частей, их составляющих. Таких слов очень много: подворотня, приключение, уместный и др. Из этих примеров следует, что нельзя говорить значении большинства слов русского языка как о простой сумме составляющих их морфем. Следует говорить о фразеологичности, лексической неделимости, целостности значения большинства слов.

Слова делятся на однозначные и многозначные. Некоторые слова имеют переносное значение, но чаще всего они имеют только одно прямое значение.Лексикограмматический разряд – разряд, объединяющийл слова,обнаруживающиесходство в лексическом значении и имеющие в результате этого общие грамматические признаки, напр., лексико-грамматический разряд собирательных с ществительных. Слово, входящее в этот разряд, должно не только обозначать совокупность предметов, но и неизменяться по числам, как напр., ребятня.

Специальная лексика – слова и словосочетания, которые называют предметы и явления, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека.В спецальную лексику входят термины и профессионализмы.Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми,объединенными опрделёнными интересами, родом занятий, привычек, напр.,сервить (пользоваться средой “Интернет”).



Лексика русского языка по употреблению и происхождению.

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику (от греч. lexis – слово). Слов в каждом языке столько, сколько требуется людям для обозначения всех предметов, явлений, отношений между предметами и явлениями. Словарный состав языка не постоянен: одни слова исчезают, другие появляются вместе с новыми явлениями. В настоящее время в русском языке приблизительно несколько сотен тысяч слов, из которых, как считается, 90 % исконно русских и 10 % заимствованных, в том числе и старославянизмов.

Во-первых, в словарный состав языка входит лексика общеупотребительная. К ней относятся слова, понимаемые и используемые в разных языковых сферах носителями языка независимо от их места жительства, профессии, социального статуса, образа жизни. В их число входят: большинство существительных (вода, железо, зима, книга, молния, стол), прилагательных (белый, далёкий, левый, норвежский, осенний), наречий (хорошо, плохо, понятно, холодно), глаголов (жить, делать, читать, мыть, ранить), все числительные, почти все местоимения и служебные части речи.

Во-вторых, словарный состав языка содержит лексику ограниченного пользования: диалектную, специальную, жаргонную, устаревшую (историзмы, архаизмы), которая тем не менее используется в литературе, и новую (языковые и авторские неологизмы), ещё не ставшую общеупотребительной.




Фразеологизм. Особенности его значения и синтаксической роли в предложении.

Использование фразеологизмов в тексте.В словарный состав языка входят не только отдельные слова, но также устойчивые сочетания слов – фразеологизмы, которые являются предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. Так же, как слова, фразеологизмы представляют собой лексические единицы, потому что они постоянны по своему составу и лексическому значению. Без утраты смысла во многих из них нельзя заменять слова на синонимичные (сравните: протянуть ноги и вытянуть ноги) и распространить их другими словами (сравните: протянуть ноги и протянуть свои ноги).

Лексическое значение фразеологизма не является суммой значений составляющих его компонентов (слов), хотя может зависеть от них. Значение некоторых фразеологизмов можно передать одним словом – синонимом (Ну, это бабушка надвое сказала – Ну, это враньё). Словосочетание , представляющее собой фразеологизм, является единым членом предложения. Так, в предложении Мы остались с носом фразеологическое сращение остались с носом – сказуемое. Допустимо охарактеризовать как разные члены предложения лишь слова некоторых фразеологических сочетаний, как правило, таких, в которых слово со связанным значением может сочетаться с несколькими словами (щекотливый(ая) вопрос/тема/ситуация).Совокупность фразеологизмов составляет фразеологию языка.

Фразеологизмы фиксируются и толкуются во фразеологических словарях Лексикология состоит из разделов: семасиология (изучает значение слова как самостоятельной единицы языка), этимология (изучает происхождение слов, их историческое развитие), лексикография (занимается составлением словарей).



Задание 1. Определите значение следующих слов: стена, морозит, белый, горячо, уснувший, ох, на, и, же. Какие слова обладают и лексическим, и грамматическим значением, а какие – только грамматическим?

Задание 2. Определите звуковой состав слова, его лексическое и грамматическое значение: лифтер, подъезд, носилки. Выделите грамматические значения, определяющие форму слова.

Задание 4. Определите, какие понятия лежат в основе лексических значений следующих слов: идти, бежать, лететь, плыть. Выделите в значениях этих глаголов элементы значения, которые отграничивают их друг от друга (способ передвижения, среда, в которой происходит передвижение).

Задание 5. Объясните значение выделенных слов в приведенных ниже предложениях, подбирая по памяти синонимы или обращаясь к словарю.

1. Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. 2. – Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью! 3. – Спасибо, – говорит, – прохожему человеку. С мечами нам куда сподручнее биться будет!



Задание 6 В приведенных примерах выделите слова и предложения, которые обычно употребляются в устном народном творчестве. Объясните значение каждого из них.

1. Воротился Иван Царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил. 2. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил... 3. Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно. 4. Загоревал Иван Царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Прекрасную.



Задание 7. Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

1. Пустил стрелу средний брат – полетела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. 2. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек – чтобы пособили им ткать ковры. 3. Стоит дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.



Задание 8. Объясните значение выделенных слов. Найдите в них общий корень и отметьте в нем чередование звуков.

1. Глянул царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал! Положил каравай на золотое блюдце, понес отцу. 2. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком. 3. Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена.



Задание 9. В приведенных примерах из древнерусской литературы определите значение выделенных слов и подберите к ним однокоренные слова.

1. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем разорять вас три года. 2. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему. 3. Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?!».



СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА

!Слово может иметь дополнительную экспрессивную окраску – положительную или отрицательную, и тогда она будет дополнением к лексическому значению. Например, в паре слов лошадь – кляча одно слово не несет дополнительной окраски (определите какое), другое имеет отрицательную окраску.



Задание 12. Определите, какую дополнительную окраску имеют следующие слова: дылда, зазнаться, нажива, дерзать, достояние, благой.

Задание 13. Определите значение выделенных слов. Какую окраску они имеют?

1. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил. 2. «Госпожа, – думал он [дворецкий], посиживая у окна, – конечно, жалует Герасима (Гавриле хорошо это было известно, и оттого он сам ему потакал)». 3. «А ты остался, гусь, на улице. Ах ты, забубенный человек!» (И.Тургенев)

Задание 14. Определите значение выделенных слов.

1. Разве черны брови и очи мои так хороши, что равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? 2. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах и осветилось в очах.

Почему об одном и том же в тексте говорится разными словами? Составьте синонимические ряды с этими словами.

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Задание 19. Найдите в словаре слова с прямым и переносным значением. Определите, чем они отличаются.

Итак, прямыми называются значения, которые прямо, непосредственно отражают свойства, признаки предметов. Прямое значение слова выявляется вне контекста, вне связи с другими словами. Переносные значения возникают на основе прямых и отражают свойства, признаки предметов опосредованно, через эти значения. Появление у слова новых значений становится возможным потому, что в лексическом значении слова отражаются не все признаки называемого предмета, а лишь отдельные, обратившие на себя внимание народа, говорящего на данном языке. При наличии некоторых общих признаков между двумя предметами название с одного, уже известного, переносится на другой предмет, вновь познанный, изобретенный, который не имел до этого наименования.



Переносные значения, основанные на сходстве

Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению и т.п.).



Задание 20. Скажите, какая связь обнаруживается у предметов, которые названы одним и тем же словом.

Гребень (петуха), гребень (для волос), лисичка (зверек), лисичка (гриб), труба (водопроводная), труба (музыкальный инструмент), хвост (собаки), хвост (кометы), нос (человека), нос (корабля).



Задание 21. Прилагательное черный имеет следующие значения:

  1. Цвет сажи, угля. Черные ленты, черные краски.
    2. Испачканный чем-либо, грязный. Тебя в бане надо мыть, ты весь черный, чумазый.
    3. Неквалифицированный, чаще физически тяжелый, грязный (о работе). Бабушка разжаловала ее... в дворовые девки, потом обрекла на черную работу – мыть посуду, белье, полы.
    4. Горестный, безрадостный, тяжелый, мрачный. Сидит Тимка под корягой: черные думы давят на сердце.
    5. Злостный, коварный, преступный. Черная измена, черная неблагодарность.Определите, в каком значении употребляется слово черный в сказке А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей

Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Прямое значение слова черный или переносное? По какому признаку произошел перенос?

Задание 22. Составьте несколько предложений со словом черный, покажите в своих примерах разные его значения.

Задание 23. Определите значение прилагательного черный. В каком значении это прилагательное свободно сочетается со словами, в каком – нет?

1. Черного кобеля не отмоешь добела. (Пословица) 2. Черные мысли отцом овладели. (Н.Некрасов) 3. Ждут ее черные дни. (Н.Некрасов) 4. Твоя измена черная понятна мне, змея. (М.Лермонтов) 5. Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле. (И.Тургенев)



Задание 24. Какое значение имеет слово положила в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется?

1. ...Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить

2. Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили – и толпой
Понесли в пустую гору...

(А.Пушкин)




Задание 25. Определите значение слова горький в следующих предложениях. Какое значение прямое, какое – переносное?

1. После сладкого не захочешь горького. (Пословица) 2. Не знаешь ты мужицкой горькой доли. (Н.Некрасов) 3. ...был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. (И.Тургенев)


В каком значении слово горький имеет устойчивую сочетаемость?

Задание 26. Прямое значение слова оловянный – «сделанный из олова, мягкого, ковкого серебристо-белого металла», например, оловянная пуговица. Определите, в каком значении, прямом или переносном, это слово употребляется в следующем предложении:

Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их. (И.Тургенев)



ЧТО ТАКОЕ ТРОП? МЕТАФОРА И МЕТОНИМИЯ.

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Стилистическая фигура (фигура речи) – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Она бывает простая, развернутая, лексическая. Что это?

Это метафора.

Что такое метафора?

(В переводе с греческого метафора обозначает перенос. Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо).)

Метафора – это один из наиболее распространенных тропов. Как вы думаете: почему?

(Это объясняется тем, что сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Кроме того, нужно отметить такие особенности метафоры, как компактность и образность. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе.)

– Даны примеры: говор волн, стальное перо, стрелка часов, нос корабля, ножка стола, заря жизни, дверная ручка, лист бумаги, град пуль, закат пылает, льется речь. Постарайтесь сгруппировать эти примеры. Сколько групп получилось? Обоснуйте ответ.

(Две группы: 1) стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги; 2) говор волн, нос корабля, ножка стола, заря жизни, град пуль, закат пылает, льется речь. В первой группе примеров метафора лексическая (мертвая, окаменевшая, стертая), во второй – простая. Простая метафора построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Если первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается, не осознается говорящим, то это метафора лексическая.)

– Прочитайте следующее предложение:

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

Никто не станет отрицать, что оно метафорично. Какая метафора в данном предложении? Как она называется?(Это развернутая метафора.)

– Дайте определение метонимии и синекдохи. Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа.



1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)

2) Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)

3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

4) Перо его местию дышит. (А.К.  Толстой)

5) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)

6) Пуще всего береги <...> копейку. (Н.Гоголь)

7) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

8) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

9) Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов)

10) Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин)

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница