Самостоятельная работа студента при изучении организации туристской деятельности Учебное пособие Ростов-на-Дону 2012 росжелдор



страница1/6
Дата02.05.2016
Размер0.98 Mb.
  1   2   3   4   5   6
РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Л. А. Лазарева




Самостоятельная работа студента при изучении организации туристской деятельности

Учебное пособие



Ростов-на-Дону

2012

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Л. А. Лазарева




Самостоятельная работа студента при изучении организации туристской деятельности

Учебное пособие



Ростов-на-Дону

2012

ББК 65.43: УДК 42 + 06



Лазарева, Л.А.

Самостоятельная работа студента при изучении организации туристской деятельности. учеб-метод. пособие. / Л.А.Лазарева; Рос. гос. ун-т путей сообщения, - Ростов н/Д, 2012. – 52 с.


В учебном пособии представлен материал для изучения дисциплины «Организация туристской деятельности»: подробно изучен комплекс проблем, составляющих основу профессиональных знаний и навыков различных категорий турагентов и туроператоров. Анализ современного состояния и перспектив мирового туристкого рынка нацелен на развитие профессиональной компетенции специалиста, работающего в сфере туристской индустрии.

Практическую направленность учебного пособия усиливает блок для самостоятельной работы студентов, состоящий из вопросов для обсуждения, упражнений по работе со статистическим материалом, тестов для самоконтроля. Система упражнений способствует более быстрому,непринужденному,но прочному усвоению новой информации.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки: 100.400.62 – «Туризм». Профиль подготовки: «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».
Рецензент канд. ист. наук, проф. А.Н. Рубаник

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

© ЛазареваЛ.А.,2012

ФГБОУ ВПО РГУПС, 2012

Содержание

1 Туризм как системный объект изучения…………………………................4
2. Особенности функционирования туристских организаций……………....8
3 Способы государственного регулирования туристской деятельностью……………………………………………………………………….. ……10
4 Транспортная инфраструктура туризма………………………………….. 13
5 Формы концентрации туристского производства…………… ………….17

………………………………………………………………….


6 Причины и последствия создания гостиничных цепей.

………………………………………………………………………20


7.Влияние западноевропейской интеграции на развитие

внутрирегионального туризма………………….

………………………………………………………………………………..24
8 Франция – лидер мирового туристкого рынка………

………………………………………………………………… ….. 28


9 Специфика развития туризма в Американском макрорегионе

……………………………………………………………………………………32


10 Анализ развития туризма в Российской Федерации……..

…………………………………………………………………………37


Вопросы к практическим занятиям по учебной дисциплине:

«Организация туристской деятельности»…………………………………….43


Современная терминология и понятийный аппарат туристической индустрии…………………………………………….....................................................47
Задания для самостоятельной работы студентов……………………………………………………..........................................49

Контрольные задания для студентов заочной формы обучения……………..52


Вопросы к экзамену по дисциплине: «Организация туристской деятельности»…………………………………….……………………………………….. 56

Темы дипломных работ………………………………………………………… 58


Библиографический список………………………………………………… 65

Туризм как системный объект изучения.

План:


1.Статистические и концептуальные определения туризма.

2. Современная терминология и понятийный аппарат международного

туризма.

3. Периодизация и генезис международной туристской деятельности.


Рекомендуемая литература

1 Вавилова, Е.В. Основы международного туризма / Е.В. Вавилова. – М., 2005. – С. 7–16.

2 Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. –

М., 2002. – С. 34–42.

3 Квартальнов, В.А. Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. – М., 2003. – С. 13–28.

4 Туризм как вид деятельности / под ред. И.В. Зорина, П.А. Виноградова, Е.Н. Ильина. – М., 2001. – С. 17–23.


1 Туризм является многогранным явлением современного мира. Существует, по крайней мере, четыре взгляда на туризм:

– туризм как отрасль хозяйства является наиболее распространенным утверждением руководителей регионов и экономистов;

– туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей формирует туристский продукт;

– туризм как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов;

– туризм как деятельность самих туристов во время их отдыха.

Из выше изложенного следует, что в современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней. По этой причине ни одна из наук не может полностью охарактеризовать его как объект собственных исследований, и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии решить комплекс его проблем.

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В некоторых странах международный туризм является практически единственным источником валютных поступлений. В мировом экспорте товаров и услуг в настоящее время туризм занимает второе место, уступая только торговле нефтью и нефтепродуктами.

Кроме того, международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в современном туризме и связанных с ним сферах занят каждый восьмой работник в мире.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально-экономического развития.

Туризм претерпевает быстрые темпы роста, в течение второй половины XX века численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а поступления от этого вида услуг возросли в 237 раз. По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма.

Анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен, однако, прежде чем погружаться в текущие проблемы туристского бизнеса целесообразно раскрыть содержание понятия «туризм».

2 Как сложное социально-экономическое явление туризм недостаточно изучен и трудно поддается количественной оценке. Существующие дефиниции туризма могут быть объединены в две группы. Одни из них носят узкоспециализированный характер и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач, другие дефиниции являются концептуальными. Они охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений.

Статистическое определение туризма возникло в первой половине XX века и было обусловлено повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма. В статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы.

В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава 1991 г.) и одобренное ВТО. Согласно ему, турист – это посетитель, т.е. лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте. Это понятие рекомендуется использовать в качестве ключевого в статистике туризма.

Выделяются три главных признака, позволяющих объединить туристов и экскурсантов в категорию посетителей.

Выезд за пределы обычной среды является первым критерием классификации путешественников. Параметры обычной среды характеризуются двумя показателями: частотой посещения объекта и его удаленностью. Дискуссионным остаются пороговые значения расстояния и частоты посещения объекта. Они существенно отличаются по странам и требуют поправок.

Продолжительность пребывания относится ко второму критерию выделения статистической совокупности посетителей. Он позволяет отличить туристов и экскурсантов от резидентов. Продолжительность ограничивается 12 месяцами, после чего посетитель переходит в категорию постоянного жителя.

Мотив поездки – третий признак посетителей. Туристские цели объединены в несколько блоков: досуг, рекреация, отдых, посещение родственников и знакомых, деловые и профессиональные цели, паломничество.

В отличие от производителей материальных благ и услуг, посетители являются потребителями национального продукта. Они ввозят валюту в принимающую страну и в равной степени увеличивают валютные поступления в её бюджет.

С развитием научного знания о туризме последний предстает как системный объект изучения. Концептуальное определение туризма формирует комплексное представление о предмете исследования, раскрывает многообразие внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления.

В концептуальное определение туризма включаются:

– туристские потребности и мотивации;

– особенности поведения туристов;

– их пребывание вне постоянного места жительства;

– экономические отношения между туристами и производителями товаров и услуг;

– взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами.

Итак, туризм представляет собой сложное образование и как нечто целое выступает в отношениях с внешними макросредами, а именно экономической, политической, социальной, технологической и экологической.

3 Современная терминология и понятийный аппарат международного туризма достаточно разнообразен. Международный туризм как социально-экономическое явление имеет множество определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. На заре становления туризма, акцент делался на его связи с транспортом, так как туризм считался частью транспортных перевозок.

По мере развития туризма и превращение его в массовое явление на международном и национальном уровнях появились новые трактовки этого понятия.

Туристская терминология формировалась на основе введенного Советом лиги наций определения международного туриста как лица, обладающего тремя признаками: передвижением, временным пребыванием в определенном месте, отсутствием связи с трудом и заработком.

В настоящее время для характеристики международного туризма ВТО использует определение статистической комиссии ООН от 1993 г.

В России термин «международный туризм» максимально приближен к понятию международного туризма, данному ВТО и определяется Федеральным Законом РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ как временные выезды граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в различных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

Кроме того, туризм – это туроператорская и турагентская деятельность предприятий, а также иных организаторов и посредников. Туроператорские организации занимаются формированием, продвижением и реализацией туристского продукта. В свою очередь турагентсткие организации только продвигают и реализуют туристский продукт.

Туризм подразделяется на два крупных вида: внутренний и международный.

Внутренний туризм определяется как временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и других туристских целей.

К международному туризму относится систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории какой-либо страны (въездной туризм) и путешествиями лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, за рубежом (выездной туризм).

В качестве признака, позволяющего выделить различные виды туризма, могут использоваться мотивационные факторы. В таком случае выделяются следующие виды туризма: рекреационный, познавательный, обучающий, деловой, паломнический, экологический, экстремальный и т. д.

4 Наиболее точно соответствующей тенденциям мирового развития сферы туризма можно считать следующую периодизацию в туристском движении:

- раннеисторический этап – до середины XIX века;

- начальный этап – с середины XIX века по 1914 г.;

- период развития – 1914 – 1945 гг.;

- период массового туризма – с 1945 г. по настоящее время.

Зачатки туристкой деятельности появились ещё в глубокой древности. В специальной литературе приводятся египетские тексты, датируемые 2000 – 1000 гг. до н. э, которые свидетельствуют, что древние египтяне активно путешествовали.

Однако, первым специалистом туристской отрасли считается англичанин Томас Кук. В 1851 г. он основал первое коммерческое бюро путешествий «Томас Кук и сыновья» и вывез первую организованную группу зажиточных туристов на отдых в Швейцарию.

Таким образом, именно Кук положил начало современной туристической индустрии. Во второй половине XIX века туристские фирмы стали возникать во многих странах, в России в 1885 году. Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот на транспорте и появление такого массового транспортного средства, как железные дороги.


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница