«Саклов-Башская сош» /А. Р



Скачать 393.21 Kb.
страница1/2
Дата23.04.2016
Размер393.21 Kb.
  1   2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Саклов-Башская средняя общеобразовательная школа” Сармановского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель Директор МБОУ

___ /А.В.Галиуллина/ директора по УР МБОУ «Саклов-Башская СОШ»

«Саклов-Башская СОШ» _____ /А.Р.Нуриева/

Протокол №_____ от ____ /А.Б.Габдуллина/

«___» ________2013 г. Приказ №_______ от

«_____»___________2013 г. «___» ________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Биология

9 класс_

Галиуллина Альфия Вадутовна ,

Принято на заседании

педагогического совета

протокол №_________ от

«_____» _________2013г.

2013-2014 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника В.В.Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепр, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172.11, полностью отражающей содержание Примерной программы дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии, ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологи Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемо объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объект закономерности, законы.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию.9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Введение. Биология в системе наук

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущнос­ти жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.



УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Молекулярный уровень.

Качественный скачек от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, липиды, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.



Клеточный уровень.

Основ­ные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы и гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращения энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).



Организменный уровень.

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.



Популяционно-видовой уровень.

Вид. Критерии вида. Структура вида. Видообразование. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Экология как наука. Экологические факторы.



Экосистемный уровень.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.



Биосферный уровень.

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.



ЭВОЛЮЦИЯ

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.



ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ

Взгляды, гипотезы и теория о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.


3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Обобщить знания учащихся о жизни и уровнях ее организации.

  • Углубить мировоззренческие восприятия происхождения и развития жизни на Земле, понятия об эволюционном развитии организмов.

  • Окончательно сформировать понятия учащихся о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Курс «Введение в общую биологию и экологию» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Изучение курса «Введение в общую биологию и экологию» в 9 классе базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.

В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.



Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако в их структуру и содержание включены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что дает возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся. Программой предусмотрено изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

Календарно-тематическое планирование


N

Дата

коррек-тировка

Тема урока

Основные понятия

Лабораторная работа или демонстрация

ИКТ, учебно-наглядные пособия

Д/З




Тема: ВВЕДЕНИЕ ( 1ч.)

1







Биология как наука и методы ее исследования. Значение биологической науки в деятельности человека.

Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, научный метод, научный факт, основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнительный, описательный, исторический.

Демонстрация опыта, иллюстраций.

Семена, стаканы, вода, иллюстрации, таблица «Царства живой природы».

& 1

Тема: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ( 53ч.)

Молекулярный уровень ( 10 ч.)

2







Молекулярный уровень: общая характеристика.

Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный; мономер, полимер, живая природа




Таблица «Уровни организации живой природы»

& 1.1


3







Углеводы.

Моносахариды, дисахариды, полисахариды, функции углеводов.




Таблица «Углеводы»

& 1.2


4







Липиды.

Липиды, свойства липидов.





Таблица «Липиды».

& 1.3

5







Состав и строение белков.

Аминокислота, мономер, уровни структурной организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.




Таблица «Белки».

& 1.4, р/т

6







Функции белков.

Функции белков: каталитическая, строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая.




Таблица «Белки».

& 1.5

7







Нуклеиновые кислоты.

ДНК, РНК, типы РНК, принцип комплиментарности.




Таблица «ДНК и РНК».

& 1.6

8







АТФ и другие органические соединения клетки.

Строение АТФ, биологическая роль АТФ.




Таблица «АТФ».

& 1.7

9







Биологические катализаторы.

Катализаторы, ферменты

Л/р. N 1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Таблица «Белки», пробирки, пероксид водорода, картофель сырой и вареный, сырое мясо, штативы.

& 1.8

10







Вирусы.

Вирус, вирусология, фаги.




Таблица «Вирусы».

& 1.9, р/т

11







Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень».







Таблицы по всей теме.




Клеточный уровень ( 15 ч.)

12







Основные положения клеточной теории.

Цитология, царства живой природы, особенности строения растительных и животных клеток, клеточная теория.


В/ф «Клеточная теория»

Таблица «Строение клетки».

& 2.1


13







Общие сведения о клетках. Клеточная теория.

Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз.

Л/р. N 2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

Микроскоп, микропрепараты растений и животных, табл. «Строение клетки».

& 2.2

14







Ядро.

Прокариоты, эукариоты, хроматин,ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, гаметы.




Таблица «Строение хромосом».

& 2.3

15







Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.


Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи.

В/ф «Органоиды клетки».

Таблица «Органоиды клетки».

& 2.4

16







Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты; граны.

В/ф «Органоиды клетки».

Таблица «Органоиды клетки».

& 2.5

17







Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, реснички, жгутики, базальное тельце, клеточные включения.

В/ф «Органоиды клетки».

Таблица «Органоиды клетки».

& 2.6

18







Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

Анаэробы, споры.







& 2.7, р/т

19







Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка,

фотосинтез.






Таблицы «Строение АТФ»; «Фотосинтез».

& 2.8

20







Энергетический обмен в клетке.

АТФ, макроэнергитическая связь, полное и неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы, гликолиз, клеточное дыхание.




Таблица «Строение АТФ».

& 2.9, р/т

21







Питание клетки.

Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы.







& 2.10

22







Фотосинтез и хемосинтез.

Световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды, хемосинтез, хемотрофы, нитрифицирующие и серо- бактерии

В/ф «Фотосинтез».




& 2.11

23







Гетеротрофы.

Сапрофиты, паразиты, голозойное питание.







& 2.12

24







Синтез белков в клетке.

Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция, полисома.

Модель-аппликация «Синтез белка».




& 2.13, р/т

25







Деление клетки. Митоз.

Митоз, жизненный цикл клетки: интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза; редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления.

Модель-аппликация «Деление клеток».

Таблица «Митоз».

& 2.14, р/т

26







Обобщающий урок по «Клеточный уровень».







Таблицы по всей теме.




Организменный уровень ( 15 ч.)

27







Бесполое размножение.

Бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение.

Живые цветы, в/ф «Вегетативное размножение»

Таблица

«Вегетативное размножение».



& 3.1

28







Половое размножение организмов.

Гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетка, период размножения, период роста и созревания; мейоз, конъюгация, направительные тельца.

Демонстрация м/п «Яйцеклетка и сперматозоид».

Таблицы «Овогенез», «Сперматогенез», «Мейоз», м/с, м/п «Яйцеклетка и сперматозоид».

& 3.2

29







Оплодотворение.

Оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение, эндосперм.





Таблица «Двойное оплодотворение».

& 3.3, р/т

30







Индивидуаньное развитие организмов. Биогенетический закон.

Онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный период онтогенеза; дробление, бластомеры, бластула, гаструла; эктодерма, энтодерма, мезодерма; нейрула, биогенетический закон, филогенез.





Таблица «Индивидуальное развитие организмов».

& 3.4

31







Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Генетика, гомозигота и гетерозигота, гибридологический метод, моногибридное скрещивание, закон чистоты гамет.

В/ф «Основы генетики».

Модель-аппликация «Моногибридноескрещивание»



Таблица «Моногибридное скрещивание». Модель-аппликация «Моногибридное скрещивание»


& 3.5 задачи

32







Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Неполное доминирование, генотип и фенотип, анализирующее скрещивание.

Модель-аппликация «Анализируемое скрещивание»

Таблица и модель «Анализируемое скрещивание».

& 3.6 задачи

33







Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Дигибридное и полигибридное скрещивание; закон независимого наследования признаков.

Модель-аппликация «Дигибридное скрещивание»

Модель-аппликация и таблица «Дигибридное скрещивание»

& 3.7 задачи

34







Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

Сцепленное наследование признаков,закон Т.Моргана, локус гена, перекрест.

Модель-аппликация «Сцепленное наследование признаков».

Модель-аппликация и таблица «Сцепленное наследование признаков».


& 3.8 задачи

35







Взаимодействие генов.

Кодоминирование, комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерное и плейотропное действие генов.




Таблица «Взаимодействие генов».

& 3.9 задачи

36







Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, наследование признаков.




Таблица «Генетика пола».

& 3.10 задачи

37







Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

Изменчивость, модификации, норма реакции.

Л/р. N 3 «Выявление изменчивости организмов»

Гербарий, коллекции насекомых

& 3.11

38







Закономерности изменчивости: мутациционная изменчивость.

Мутации: генные, хромосомные, геномные, утрата, деления, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества.


В/ф «Мутации».

Таблица «Мутации».

& 3.12

39







Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Селекция, центры происхождения культурных растений; закон гомомологичных рядов наследственной изменчивости.

Дем-я коллекций.

Таблица «Центры происхождения культурных растений».


& 3.13

40







Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Гибридизация, массовый и индивидуальный отбор, гетерозис, близкородственное скрещивание, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики




Таблицы Основные методы селекции».

& 3.14, р/т

41







Обобщающий урок по «Организменный уровень».







Таблицы и модели по всей теме.




Популяционно-видовой уровень (2 ч.)

42







Критерии вида.

Вид, критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, ареал.

Л/р. N 4 «Изучение морфологического критерия вида».

Таблица «Критерии вида», гербарий, коллекции

& 4.1


43







Популяции.

Биологическая классификация.



Популяция, экология, биотические сообщества, самовоспроизводство, демографические показатели.

Систематика, бинарная номенклатура, систематические категории.



В/ф «Популяция».

Таблица «Популяция».

Гербарий, таблица «Систематика».



& 4.2, 4.3


Экосистемный уровень (6 ч.)

44







Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Биосфера, БГЦ, экосистема.

В/ф «БГЦ».

Таблицы «БГЦ».

& 5.1

45







Состав и структура БГЦ: видовое разнообразие, морфологическая и пространственная структура.

Виды – средообразователи. Морфологическая и пространственная структура., ярусы, жизненные формы.

Л/р. N 5 «Видовая характеристика БГЦ».

Таблицы «БГЦ»., модели «БГЦ» и «АГЦ».

& 5.2

46







Состав и структура БГЦ: трофическая структура.

Цепи питания: продуценты, консументы, редуценты.

В/ф «БГЦ».

Таблицы «БГЦ».

& 5.2

47







Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Правило экологической пирамиды.




Таблицы «БГЦ».

& 5.3

48







Продуктивность сообщества.

Саморазвитие экосистемы.



Продукция: чистая, первичная, вторичная.

Экологическая первичная и вторичная сукцессия, равновесие.









& 5.4, 5.5 р/т

49







Обобщение по теме «Экосистемный уровень».







Таблицы и модели по всей теме.




Биосферный уровень (5 ч.)

50







Понятие о биосфере.

Биосфера.


В/ф «Биосфера»

Таблица «Биосфера».

& 6.1


51







Среда обитания: вода, почва.

Водная и почвенная среда обитания.

В/ф «Среда обитания».

Таблица «Среда обитания».

& 6.1

52







Среда обитания: наземно-воздушная, живые организмы.

Наземно-воздушная среда и организмы как среда обитания.

В/ф «Среда обитания».

Таблица «Среда обитания».

& 6.2, р/т

53







Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в природе.

Механическое и физико-химическое воздействие, перемещение вещества, гумус, фильтрация.

Биогеохимический цикл, биогенные вещества, микроэлементы.






Таблица «Круговорот веществ в природе».

& 6.3, р/т

54







Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень».







Таблицы и модели по всей теме.




Тема: ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч.)

55







Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин.

Изменчивость, естественный и искусственный отбор, борьба за существование.

В/ф «Эволюция».

Таблица «Эволюция».

& 7.1, р/т

56







Изменчивость организмов.

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.



Наследственная и ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип. Популяционная генетика, генетическое равновесие.




Таблица «Виды изменчивости».

& 7.2, 7.3

57







Борьба за существование и естественный отбор.

Борьба за существование, естественный отбор, приспособленность.


В/ф «Факторы эволюции».

Таблица «Приспособлен-ность», гербарий, раздаточный материал.

& 7.4

58







Формы естественного отбора.

Отбор стабилизирующий и движущий.




Таблица «Естественный отбор».

& 7.5

59







Изоляции. Видообразование.

Виды репродукции: репродуктивная, поведенческая.




Таблица «Виды изоляции».

& 7.6, 7.7

60







Основные закономерности. Макроэволюция и микроэволюция.

Макроэволюция, микроэволюция., филогенетические ряды, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация




Таблица «Эволюция»

& 7.8, 7.9

61







Обобщение по теме «Эволюционное учение».







Таблицы и модели по всей теме.




Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 ч.)

62







Гипотезы возникновения жизни.

Креационизм, самопроизвольное зарождение. Гипотезы: стационарного состояния, панспермии, биохимической эволюции.







& 8.1


63







Развитие представлений о происхождении жизни. Доказательства эволюции.

Теория Опарина – Холдейна, коацерванты; современные теории.


Л/р. N 6 «Палеонтологические доказательства эволюции».

Раздаточный материал.

& 8.2, 8.3


64







Развитие жизни на Земле в протерозой и палеозой.

Кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь; трилобиты, риниофиты, кистеперые рыбы, стегоцефалы, ихтиостеги, терапсиды.

В/ф «Основные этапы развития жизни на Земле».

Таблица «Основные этапы развития жизни на Земле».

& 8.4, 8.5, р/т


65







Развитие жизни на Земле в мезозой и кайнозой.

Триас, юра, мел, динозавры, сумчатые и плацентарные млекопитающие; палеоген, неоген, антропоген.

В/ф «Основные этапы развития жизни на Земле».

Таблица «Этапы развития жизни на Земле».

& 8.6, 8.7


66







Обобщение по теме «Происхождение жизни на Земле».







Таблицы и модели по всей теме.




Тема: ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА (2 ч.)

67







Уровни организации жизни.







Весь материал по данной теме.




68







Основы эволюционного учения.







Весь материал по данной теме.



  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница