Сабантуй праздник плуга



Скачать 41.34 Kb.
Дата07.11.2016
Размер41.34 Kb.


Сабантуй - праздник плуга
Это красочное и многолюдное действо проводится по окончании сева: в конец мая - начале июня.

Народные торжества – это, пожалуй, то немногое, над чем не властно безжалостное время. Из века в век они живут и здравствуют. Наверное, потому, что они – именины души и сердца каждого народа… К таковым относится, конечно же, Сабантуй – древнейшее, но оттого не менее популярное гулянье всех татар и башкир, отмечающее окончание сева.

Как и встарь, Сабантуй не привязан к точной календарной дате. Все зависит от капризов погоды: интенсивности таяния снегов и степени готовности почвы к севу яровых. Впрочем, какие бы сюрпризы ни устраивала погода, а о торжестве всегда думали заранее – чтоб в нужную минуту не ударить лицом в грязь.

Готовность номер один.

Руководят Сабантуем испокон веков старейшины – аксакалы, хорошо знающие старинные обряды и традиции. Они загодя составляют план гулянья и назначают ответственного за каждую часть мероприятия. Под их же чутким руководством в ауле или поселке готовят площадку для празднества – майдан. На нем в нескольких местах устанавливают качели и специальные шесты, на верхушке которых укрепляют награду для самых ловких «верхолазов» - башмаки, гармошку, полотенце, рубашку и прочее.

Молодые женщины готовят к празднику множество разнообразных поделок: вышитые бисером и нитками тюбетейки, узорные шапки и платки, кошельки, кисеты, камзолы, национальные полотенца – тастымалы. Перед торжеством все эти изделия вывешивают на юрты и в ходе праздника раздаривают. На земле же кругом расстилают разноцветные паласы, тканые скатерти, лоскуты яркой материи. На них на празднике рассаживаются, образуя большой круг, зрители…

Каша скворца.

Пока суд да дело, старейшины назначают специальный день для проведения обряда дэрэ боткасы – приготовление каши для детей. Ранним утром ребятня, вооружившись кошелками, отправляется по домам – собирать крупу, масло, соль, сахар: «Дарь, дарь, на дарю, через день – сорэнь. Кто участвует в сорэнь – будет богатым, кто курит – бедным. Хай-хай-хай, говорят, дедушка Гали богатый, тогда ложку масла дай…», и все в таком духе. Хозяева выносят, что бог послал. А мальчишки в ответ желают долгой жизни, крепкого здоровья, благополучия и хорошего урожая.

Дети сносят продукты в одно место, где под присмотром пожилых женщин варят в большом котле кашу. Ее везде называют по-разному: грачиной, вербной, кашей скворца.

Погоня за яйцами.

Следующий обязательный ритуал – сбор крашеных яиц. Их готовят загодя. И еще для Сабантуя обязательно пекут особые шарики из теста – баурсак и маленькие булочки – шишара.

На рассвете детвора начинает обход домов. Первого вошедшего в избу ребенка сажают на подушку, положенную на скамейку или прямо на порог, приговаривая: «Пусть будет легкой твоя нога, а кур и цыплят у нас станет столько, сколько перьев в этой подушке». Иногда ребятня заносит в дом щепки и, разбрасывая их по полу, желает хозяевам иметь как можно больше живности.

Вслед за детьми в игру вступают юноши на нарядных конях. С песнями и шутками, разъезжают они по аулу в поисках яиц. Свою «добычу» они складывают в плетеную корзину, и, когда та наполняется до краев, один из удальцов хватает ее и несется во весь опор на окраину селения. Если хитреца никто не догоняет, «трофей» достается ему. Но чаще собранную «поживу» сдают торговцу, а на вырученные деньги покупают продукты и в чьем-то доме или прямо в чистом поле устраивают пир. После него снова верхом объезжают все селение, собирая приготовленные к Сабантую подарки.

Ловкость рук и никакого мошенничества.

В главный день праздника с утра все собираются на майдане. Там рассаживаются кружком, а в центр по очереди выходят певцы, танцоры, борцы. Впрочем, на Сабантуе нет зрителей и артистов: практически каждый – и ребенок, и старик – в любую минуту может стать участником того или иного «номера программы».

Но больше всего народ ждет, конечно же, состязаний. Вот где можно показать свою удаль молодецкую или же тряхнуть стариной! Каких только соревнований не придумал за века изобретательный народ! Это и «марафон» с ложкой, куда положено яйцо, во рту, и перетягивание каната, и бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, и скачки в мешках, а то и по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. А сколько смеха вызывает бой мешками или подушками, набитыми сеном! Сидя верхом на бревне, участники конкурса отчаянно колотят друг друга, пока один не падает, сбитый точным ударом противника.

Обожают татары и башкиры и доставание монетки из пиалы, наполненной катыком (вид простокваши). Достать денежку нужно без помощи рук – одними зубами. Да, дело непростое, но рано или поздно самый ловкий вытаскивает добычу под бурные аплодисменты зрителей.

Находится немало охотников и до другой забавы – битья горшков. Каждому соревнующемуся по очереди завязывают глаза, вручают палку, которой нужно с одного удара разбить стоящий неподалеку глиняный горшок. Простое с виду задание оказывается под силу далеко не каждому.

Один из излюбленных конкурсов – скачки на лошадях. Участие в них – дело чрезвычайно престижное, а потому каждый старается выставить на них своего коня. Место старта, расположено, как правило, километрах в пяти- восьми от аула. Первыми в заезде участвуют мальчики 8-12 лет, затем мужчины. По сигналу конники стартуют прямо по полю в сторону деревни – к финишу, где их встречают восторженные зрители. Победитель в качестве приза получает одно из лучших полотенец. Не остается без награды и владелец выигравшего скачку росинанта.

Кто кого?

Ни один Сабантуй немыслим без главного соревнования – национальной борьбы на кушаках куряш. Говорят, она существует уже несколько десятков столетий. Нужно, держась за кушак противника, уложить его на лопатки. Как и в остальных конкурсах, в этом первыми выступают мальчики, их сменяют юноши, которые в свою очередь уступают место мужчинам среднего возраста. После нескольких удачных схваток победитель становится претендентом на звание сильнейшего борца – батыра. Когда таких претендентов набирается несколько, они дерутся друг с другом – до полной победы одного из них. Батыр по традиции получает самый ценный приз – молодого барашка.

…Но вот день подходит к концу… Однако праздник на этом не кончается – теперь до самого утра будет гулять молодежь. Что и говорить, Сабантуй – это настоящее кипение жизни, которое захватывает в свой водоворот каждого…



Елена Степунина специально для AgroNews.ru



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница