С. Торайгырова методика обучения некоторым видам легкой атлетики



Скачать 378.28 Kb.
страница1/2
Дата09.11.2016
Размер378.28 Kb.
  1   2


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова



МЕТОДИКА ОБУЧЕНИя НЕКОТОРЫМ ВИДАМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Методическая рекомендация

для студентов всех специальностей

Павлодар


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова


Биолого-химический факультет
Кафедра физическая культура и спорт

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИя НЕКОТОРЫМ ВИДАМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Методическая рекомендация

для студентов всех специальностей


Павлодар


Кереку

2009


УДК 796.42(07)

ББК 75.711.5я7

М54
Рекомендовано к изданию учебно-методическим

советом биолого-химического факультета

ПГУ им. С. Торайгырова
Рецензенты:

Доктор педагогических наук, доцент Усин Ж.А.



Составители: А.Н. Мучкина, О.А. Кривец, А.В. Кулак

М54 Методика обучения некоторым видам легкой атлетики : методическая рекомендация для студентов всех специальностей / сост. А.Н. Мучкина, О.А. Кривец, А.В. Кулак – Павлодар : Кереку, 2009. – 31 с.


В методической рекомендации изложены основы методики обучения беговым видам легкой атлетики, а также правила соревнований в данных видах. Материал рекомендации можно использовать на занятиях физического воспитания и в спортивных секциях на отделении легкая атлетика.


УДК 796.42(07)

ББК 75.711.5я7


© Мучкина А.Н., Кривец О.А., Кулак А.В., 2009

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2009

Введение
Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе и беге, прыжках и метаниях позволяют успешно использовать их в занятиях с людьми разного пола и возраста. Многие из этих упражнений не сложны по своей технике, просты для обучения и могут выполняться на простейших площадках или на местности.

Из всех видов легкой атлетики бег - наиболее доступное физическое упражнение.

В легкой атлетике различают бег гладкий, с препятствиями, эстафетный и в естественных условиях.

Гладкий бег проводится на беговой дорожке по кругу (против движения часовой стрелки) на определенную дистанцию или на время. Бег до 400 м включительно проводится по отдельным дорожкам для каждого бегуна, на остальных дистанциях он проходит по общей дорожке. Время, затраченное на прохождение установленной дистанции, фиксируется электрохронометром или секундомером. В часовом и двухчасовом беге продолжительность бега ограничена временем, а результат определяется длиной дистанции в метрах, пройденной за это время. Существуют понятия бега на короткие (60, 100, 200, 400 м), средние (800, 100. 1500, 2000 м), длинные (3000, 5000. 10000 м) и сверх длинные дистанции (часовой бег20000, 25000, 30000 м),

Бег с препятствиями имеет две разновидности: 1) барьерный бег на дорожке от 50 до 400 м с однотипными препятствиями, расставленными равномерно по дистанции (каждый спортсмен движется по отдельной дорожке); 2) бег на 3000 м с препятствиями (стипль-чез) на беговой дорожке с прочно установленными барьерами и ямой с водой в одном из секторов стадиона.

Эстафетный бег - командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. Цель эстафетного бега - с наибольшей скоростью пронести эстафету от старта до финиша, передавая ее друг другу. Длина этапов может быть одинаковой (короткие и средние дистанции) и разной (смешанные дистанции).

Бег в естественных условиях по пересеченной местности (кросс) проводится на дистанции до 15 км, а на более длинные дистанции - по дорогам (шоссе и проселочным). Наибольшая дистанция в легкой атлетике - марафонская (42 км 195 м).
1 Бег на короткие дистанции
Понятие "бег на короткие дистанции" объединяет группу беговых видов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции протяженностью до 400 м., a также различные виды эстафетного бега, включающие этапы спринтерского бега. Бег 100, 200 и 400 м, эстафетный бег 4x100 м и 4x400 м, как для мужчин, так и для женщин, включается в программу олимпийских игр. Дистанции 30, 50, 60 и 300 м включаются в соревнования в закрытых помещениях и в соревнования юных легкоатлетов.

Бег условно можно разделить на следующие фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.

Особенности техники бега на различных спринтерских дистанциях.

Бег 100 м. Эту дистанцию надо пробегать с максимальновозможной скоростью. Быстрое выбегание со старта переходит в стремительное ускорение, с тем чтобы быстрее достичь максимальной скорости и по возможности не снижать ее дофиниша.

Бег 200 м. Бег на этой дистанции отличается от бега на 100 м расположением старта и прохождением первой половины дистанции по повороту дорожки. Чтобы со старта пробегатьбольший отрезок по прямой, стартовые колодки устанавливаютсяу внешнего края дорожки по касательной к повороту.

При беге по повороту бегуну необходимо наклониться всем телом внутрь, иначе его вынесет в сторону центробежной силой, создаваемой при беге по кривой. При этом правая нога в момент вертикали согнута в колене меньше, чем левая. Увеличивать наклон тела влево-внутрь нужно постепенно.Только достигнув максимально возможной скорости (в стартовом разбеге), бегун перестает увеличивать наклон тела исохраняет его на оставшемся участке поворота. Для уменьшения пробегаемого расстояния при беге по повороту дорожки лучше ставить стопы как можно ближе к бровке, поворачивая их влево к ней.

Движения рук также несколько отличаются от движений рук при беге по прямой. Правая рука направлена больше внутрь,а левая - несколько наружу. При этом плечи несколькоповорачиваются влево. На последних метрах поворота необходимо плавно уменьшить наклон тела и в момент выхода на прямую выпрямиться.

Вовремя бега на 200 м бегун может при выходе из поворота сделать 2-З шага, как бы выключившись из предельных усилий, после чего снова бежать с полной интенсивностью до финиша. Первую половину дистанции рекомендуется пробегать на 0,1-0,3 с хуже лучшего времени на 100 м ( при беге попрямой).

Бег 400 м. В основе техники бега 400м лежит спринтерский свободный шаг. Бег проводится с относительно меньшей интенсивностью, чем на дистанциях 100 и 200 м. Наклон туловища на поворотах несколько уменьшается; движения руками выполняются менее энергично; длина шага снижается до 7-8 ступней. Вместе с тем бегун не должен терять размашистости и свободы движений.

Бег со старта начинается так же, как и бег на 200 м. Развив необходимую скорость, бегун переходит на свободный шаг, стремясь поддерживать приобретенную скорость возможно дольше. Следует пытаться преодолеть дистанцию в относительно равномерном темпе.

Кривая скорости бега 400 м очень быстро и высоко поднимается в начале первых 100 м, держится примерно на том же уровне вторые 100 м, затем постепенно снижается на третьих 100м и резко - на последних 100 м, особенно за 70-50м до финиша.

Бегун на 400 м должен пробежать первые 100м лишь на 0,3-0,5 с медленнее, чем он может пробежать только 100 м, а первые 200 м. на 1,3-1,8 с хуже своего личного рекорда в беге на эту дистанцию.

Техника бега на протяжении первых 300 м мало изменяется. На последних 100 м в связи с быстро прогрессирующим, томлением она изменяется существенно падает из-за уменьшения частоты шагов (вследствие роста времени опоры и полета) и в меньшей степени – длины шагов.


    1. Техника бега на короткие дистанции

Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег на дистанции, финиширование.

Рисунок 1 - Низкий старт


Бег начинается с наиболее удобного и выгодного для быстрого бега исходного положения - низкого старта «Рисунок 1». При низком старте ОЦМТ. (общий центр тяжести) тело бегуна сразу оказывается далеко впереди опоры, как только спортсмен отделит. По команде «На старт!» спринтер приседает перед колодками, опираясь руками о дорожку впереди стартовой линии. Затем устанавливает в колодки ноги. Большие пальцы направлены внутрь, навстречу друг другу, локти и спина выпремленны, нога стоящая сзади опущена на колено, плечи слегка поданы вперед.

По команде «Внимание!» нужно плавно подать туловище вперёд. Таз поднимается несколько выше уровня плеч, а плечи выдвигается немного вперёд. После команды «Марш!» спортсмен отрывает руки от грунта, одновременно отталкиваясь от колодки сзади стоящей ногой, которая начинает активное движение вперёд. Это движение как бы подхватывается впереди стоящей ногой и завершается мощным её отталкиванием от колодки. Руки согнуты в локтях, совершают маховые движения, способствующие её активному выбеганию со старта.

Для быстрого выхода со старта применяются стартовый станок и колодки «Рисунок 2». Они обеспечивают твердую опору для отталкивания, стабильность расстановки ног и углов наклона опорных площадок.


Рисунок 2 - Стартовые колодки
Широко распространен так называемый обычный старт, при котором передняя колодка устанавливается на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии, а задняя - на расстоянии длины голени от передней колодки.

Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45- 50°, задняя - 60-80°. Расстояние (по ширине) между осями колодок обычно равно 18-20 см.

Одни бегуны сокращают расстояние (по длине) между колодками до одной стопы и менее, отодвигая при этом назад от стартовой линии переднюю колодку («растянутый» старт), другие сокращают расстояние между колодками, приближая заднюю колодку к передней («сближенный» старт).

Стартовые колодки, расположенные близко друг к другу, обеспечивают одновременное усилие обеих ног для начала бега и создают большее ускорение бегуну на первом шаге. Однако сближенное положение ступней и почти одновременное отталкивание обеими ногами; затрудняют переход к попеременному отталкиванию ногами на последующих шагах.

Расстояние между колодками и удаление их от стартовой линии зависит от особенностей телосложения бегуна, от его быстроты, силы и других качеств.

Стартовый разбег «Рисунок 3». Чтобы добиться лучшего результата в спринте, очень важно после старта быстрее достичь в фазе стартового разбега скорости, близкой к максимальной.



Рисунок 3 - Стартовый разбег
Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зависит от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты движений бегуна. Первый шаг заканчивается полным выпрямлением ноги, отталкивающейся от передней колодки, и одновременным подъемом бедра другой ноги. Бедро поднимается выше (больше) прямого угла по отношению к выпрямленной опорной ноге. Чрезмерно высокое поднимание бедра невыгодно, так как увеличиваетсяподъем тела вверх и затрудняется продвижение вперед. Особенно это заметно при беге с малым наклоном тела. При правильном наклоне тела бедро не доходит до горизонтали и в силу инерции создает усилие, направленное значительно больше вперед, чем вверх. Большой наклон при выходе со старта и оптимальный подъем бедра позволяют ускорить переход к следующему шагу. Первый шаг заканчивается активным опусканием ноги вниз - назад и переходит в энергичное отталкивание. Чем быстрее это движение, тем скорее и энергичнее произойдет следующее отталкивание.

Первый шаг следует выполнять, возможно, быстрее. При большом наклоне туловища длина первого шага составляет 100- 130 см. Преднамеренно сокращать длину шага не следует, так как при равной частоте шагов большая их длина обеспечивает более высокую скорость, но и преднамеренно удлинять его нет смысла.

Лучшие условия для наращивания скорости достигаются, когда ОЦМТ бегуна в большей части опорной фазы находится впереди точки опоры. Этим создается наиболее выгодный угол отталкивания, и значительная часть усилий, развиваемых при отталкивании, идет на повышение горизонтальной скорости.

При совершенном владении техникой бега и при достаточной быстроте первых движений бегуну в первом или в двух первых шагах удается поставить ногу на дорожку сзади проекции ОЦМТ. В последующих шагах нога ставится на проекцию ОЦМТ, а затем - впереди нее.

Одновременно с нарастанием скорости и уменьшением величины ускорения наклон тела уменьшается, и техника бега постепенно приближается к технике бега по дистанции. Переход к бегу по дистанции заканчивается к 25-30-му метру (13-15-й беговой шаг), когда достигается 90-95% от максимальной скорости бега, однако четкой границы между стартовым разгоном и бегом по дистанции нет. Следует учитывать, что спринтеры высокого класса выходят на рубеж максимальной скорости к 50-60-му метру дистанции, а дети 10-12 лет - к 25-30-му метру. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55% от максимума своей скорости, на 2-й-76%, на 3-й – 91%, на 4-й - 95°/о, на 5-й-99 %.

Скорость бега в стартовом разгоне увеличивается главным образом за счет удлинения шагов и незначительно - за счет увеличения темпа. Наиболее существенное увеличение длины шагов наблюдается до 8-10-го шага (на 10-15 см), далее прирост меньше (4-8 см). Резкие, скачкообразные изменения длины шагов свидетельствуют о нарушении ритма беговых движений. Важное значение для увеличения скорости бега имеет быстрое опускание ноги вниз - назад (по отношению к туловищу). При движении тела в каждом шаге с увеличивающейся скоростью происходит увеличение времени полета и уменьшение времени контакта с опорой.

Большое значение имеют энергичные движения рук вперед-назад. В старговом разбеге они в основном такие же, как и в беге по дистанции, но с большой амплитудой в связи с широким размахом бедер в первых шагах со старта. На первых шагах со старта стопы ставятся несколько шире, чем в беге по дистанции. С увеличением скорости ноги ставятся все ближе к средней линии. По существу бег со старта - это бег по двум линиям, сходящимся в одну к 12-15-му метру дистанции.

Бег по дистанции «Рисунок 4». К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна незначительно (72-80°) наклонено вперед. В течение бегового шага происходит изменение величины наклона. Во время опалкивания наклон туловища уменьшается, а в полетной фазе он увеличивается.



Рисунок 4 - Бег по дистанции
Нога ставится на дорожку упруго, с передней части стопы, на расстоянии 33-43 см от проекции точки тазобедренного сустава до дистальной точки стопы. Далее происходит сгибание в коленном и разгибание (подошвенное) в голеностопном суставах. В момент наибольшего амортизационного сгибания опорной ноги угол в коленном суставе составляет 140-148°. У квалифицированных спринтеров полного опускания на всю стопу не происходит.

Бегун, приходя в положение для отталкивания, энергично выносит маховую - ногу вперед-вверх. Выпрямление опорной ноги происходит в тот момент, когда бедро маховой ноги поднято достаточно высоко и снижается скорость его подъема. Отталкивание завершается разгибанием опорной ноги в коленном и голеностопном суставах (подошвенное сгибание). В момент отрыва опорной ноги от дорожки угол в коленном суставе составляет 162-173. В полетной фазе происходит активное, возможно более быстрое сведение бедер. Нога после окончания отталкивания по инерции движется несколько назад-вверх. 3атем сгибаясь в колене, начинает быстро двигаться бедром вниз-вперед, что позволяет снизить тормозящее воздействие при постановке ноги на опору. Приземление происходит на переднюю часть стопы.

При беге по дистанции с относительно постоянной скоростью у каждого спортсмена устанавливаются характерные соотношения длины и частоты шагов, определяющие скорость бега. На участке дистанции 30-60 м спринтеры высокой квалификации, как правило, показывают наиболее высокую частоту шагов, длина шагов при этом изменяется незначительно и составляет 1,25-0,04 относительно длины тела спортсмена. На участке дистанции 60-80 м спринтеры обычно показывают наиболее высокую скорость, при этом на последних 30-40 м дистанции существенно изменяется соотношение компонентов скорости: средняя длина шагов составляет 1,35 -0,03 относительно длины тела, а частота шагов уменьшается. Такое изменение структуры бега способствует достижению более высоких значений скорости бега и, главное, удержанию ее на второй половине дистанции.

Шаги с правой и левой ноги часто неодинаковы: с сильнейшей ноги они немного длиннее. Желательно добиться одинаковой длины шагов с каждой ноги, чтобы бег был ритмичным, а скорость равномерной. Добиться этого можно путем развития силы мышц более слабой ноги. Это позволит достичь и более высокого темпа бега. В спринтерском беге по прямой дистанции стопы надо ставить носками прямо - вперед. При излишнем развороте их наружу ухудшается отталкивание.

Как в стартовом разбеге, так и во время бега по дистанции руки, согнутые в локтевых суставах, быстро движутся вперед-назад в едином ритме с движениями ногами. Движения руками вперед выполняются несколько внутрь, а назад - несколько наружу. Угол сгибания в локтевом суставе непостоянен: при выносе вперед рука сгибается больше всего при отведении вниз-назад несколько разгибается.

Кисти во время бега полусжаты или разогнуты (с выпрямленными пальцами). Не рекомендуется ни напряженно выпрямлять кисть, ни сжимать, ее в кулак. Энергичные движения руками не должны вызывать подъем плеч и сутулость - первые признаки чрезмерного напряжения.

Частота движений ногами и руками взаимосвязана. Перекрестная координация помогает увеличить частоту шагов посредством учащения движений рук.

Техника бега спринтера нарушается, если он не расслабляет тех мышц, которые в каждый данный момент не принимают активного участия в работе. Успех в развитии скорости бега в значительной мере зависит от умения бежать легко, свободно, без излишних напряжений.

Финиширование. Максимальную скорость в беге на 100 и 200 м необходимо стараться поддерживать до конца дистанции, однако на последних 20-15 м дистанции скорость обычно снижается на 3-8% .

Бег заканчивается в момент, когда бегун пробежит финишную линию. Чтобы быстрее пересечь надо на последнем шаге сделать резкий наклон, грудью вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок грудью»

Она определяется максимально возможным выведением ОЦМТ вперед в момент финишного броска.

Опасность падения при броске на финише предотвращается быстрым выставлением маховой ноги далеко вперед. Бегунам, не овладевшим техникой финишного броска, рекомендуется пробегать финишную линию на полной скорости.

Техника бега по виражу. При беге по повороту бегуну необходимо наклониться всем телом внутрь, иначе его вынесет в сторону центробежной силой, создаваемой при беге по кривой. При этом правая нога в момент вертикали согнута в колене меньше, чем левая. Увеличивать наклон тела влево-внутрь нужно постепенно. Только достигнув максимально возможной скорости (в стартовом разбеге), бегун перестает увеличивать наклон тела и сохраняет его на оставшемся участке поворота. Для уменьшения пробегаемого расстояния при беге по повороту дорожки лучше ставить стопы как можно ближе к бровке, поворачивая их влево к ней.

Движения рук также несколько отличаются от движений рук при беге по прямой. Правая рука направлена больше внутрь, а левая - несколько наружу. При этом плечи несколько поворачиваются влево. На последних метрах поворота необходимо плавно уменьшить наклон тела и в момент выхода на прямую выпрямиться.


1.2 Методика обучения

Обучать технике бега на короткие дистанции целесообразно после нескольких занятий по бегу на средние дистанции.

Задача 1 Ознакомиться с особенностями бега, определить основные индивидуальные ошибки и пути их устранения

Средства: Повторный бег на 60-80 м.

Методические указания. Количество повторных пробежек может быть различно. Оно зависит от того, как скоро занимающийся пробежит дистанцию в свойственной ему манере.

Задача 2 Научить технике бега по прямой дистанции

Средства: Бег с ускорением на 50-80 м в 3/4 интенсивности. Бег с быстрым началом, выключением и бегом по инерции (60-80 м). Бег с высоким подниманием бедра и «загребающей» постановкой ноги на дорожку (30-40 м). Семенящий бег с «загребающей» постановкой стопы (30-40 м). Бег с отведением бедра назад и забрасыванием голени (40-50 м). Бег прыжковыми шагами (30-60 м). Движения руками (подобно движениям во время бега). Выполнить упражнения 3-6 с учащением и перейти на обычный бег.

Методические указания. Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого занимающегося с учетом имеющихся недостатков в технике бега. Все беговые упражнения вначале выполняются каждым в отдельности. По мере освоения техники бега упражнения выполняются группой. В беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность.

По достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением - основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.

Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад. Бег с забрасыванием голени целесообразнее проводить в туфлях с шипами. В этом упражнении следует избегать наклона вперед. Количество повторений рекомендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовленности.

Задача 3 Научить технике бега на повороте

Средства: Бег с ускорением на повороте дорожки с большим радиусом (6-8-я дорожки) по 50-80 м. Бег с ускорением на повороте на первой дорожке (50-80 м) в 3/4 интенсивности. Бег по кругу радиусом 20-10 м с различной скоростью. Бег с ускорением на повороте с выходом на прямую (80-100 м) с различной скоростью. Бег с ускорением на прямой с входом в поворот (80-100 м) с различной скоростью.

Методические указания. Бежать на повороте дорожки надо свободно. Уменьшать радиус поворота следует только тогда, когда достигнута достаточно правильная техника бега на повороте большого радиуса.

При беге с входом в поворот необходимо приучать легкоатлетов начинать наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы. Упражнения повторяются в зависимости от подготовленности занимающихся.

Задача 4 Научить технике высокого старта и стартовому ускорению

Средства: Выполнение команды «На старт!». Выполнение команды «Внимание!». Начало бега без сигнала, самостоятельно. Начало бега без сигнала при большом наклоне туловища вперед (до 20 м). Начало бега по сигналу и стартовое ускорение (20-30 м) при большом наклоне туловища и энергичном вынесении бедра вперед.

Методические указания. Следить, чтобы обучающиеся на старте выносили вперед плечо и руку, разноименные выставленной вперед ноге. По мере усвоения старта необходимо увеличивать наклон туловища, довести его до горизонтального и стараться сохранять наклон возможно дольше. К выполнению старта по сигналу переходить только после элементарного усвоения техники.

Задача 5 Научить низкому старту и стартовому разбегу

Средства: Выполнение команды «На старт!». Выполнение команды «Внимание!». Начало бега без сигнала, самостоятельно (до 20 м, 8-12 раз). Начало бега по сигналу (по выстрелу). Начало бега по сигналу, следующему через разные промежутки после команды «Внимание!».

Методические указания. Если бегун с первых шагов после старта преждевременно выпрямляется, целесообразно увеличить расстояние от колодок до стартовой линии или установить на старте наклонную рейку, ограничивающую возможность подъема. Хорошим упражнением для устранения преждевременного выпрямления бегуна со старта является начало бега из высокого стартового положения с опорой рукой и горизонтальным положением туловища.

Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать занимающимся, чтобы они не начинали бег до сигнала (фальстарт).

Задача 6 Научить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции

Средства: Бег по инерции после пробегания небольшого отрезка с полной скоростью (5-10 раз). Наращивание скорости после свободного бега по инерции, постепенно уменьшая отрезок свободного бега до 2-3 шагов (5-10 раз). Переход к свободному бегу по инерции после разбега с низкого старта (5-10 раз). Наращивание скорости после свободного бега по инерции, выполненного после разбега с низкого старта (6-12 раз), постепенно уменьшая участок свободного бега до 2-3 шагов. Переменный бег. Бег с 3-6 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции.

Методические указания. Вначале нужно обучать сво­бодному бегу по инерции по прямой дистанции на отрезках 60-100 м. Обращается особое внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью к свободному бегу, не теряя скорости.

Задача 7 Научить правильному бегу при выходе с поворота на прямую часть дорожки

Средства: Бег с ускорением в последней четверти поворота, чередуемый с бегом по инерции при выходе на прямую (50-80 м, 4 - 8 раз). Наращивание скорости после бега по инерции, постепенно сокращая его до 2-3 шагов (80-100 м, 3-6 раз). Во втором упражнении пробегать весь поворот, стремясь наращивать скорость бега перед выходом на прямую.

Методические указания. Сокращать продолжительность свободного бега по инерции необходимо постепенно, по мере овладения искусством переключения интенсивности усилий при беге.

Задача 8 Научить низкому старту на повороте

Средства: Установка колодок для старта на повороте. Стартовые ускорения с выходом к бровке по прямой и вход в поворот. Выполнение стартового ускорения на полной скорости.

Методические указания. Вначале старт выносится на прямую часть дорожки, чтобы начинать вход в поворот после того, как бегун, набрав скорость, несколько выпрямится. Затем, постепенно сокращая отрезок прямой, довести место старта до обычного, в начале поворота дорожки.

Задача 9 Научить финишному броску на ленточку

Средства: Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе (2-6 раз). Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге (6-10 раз). Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч на медленном и быстром беге индивидуально и группой (8-12 раз).

Методические указания. Обучая финишированию с броском на ленточку, надо воспитывать умение проявлять волевые усилия, необходимые для поддержания достигнутой максимальной скорости до конца дистанции. Важно также приучать бегунов заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами, подбирая бегунов, равных по силам, или применяя форы.

Задача 10 Дальнейшее совершенствование техники бега в целом

Средства: Все упражнения, применявшиеся для обучения, а также бег по наклонной дорожке с выходом на горизонтальную, бег вверх по наклонной дорожке. Применение тренажерных устройств: тяговые и тормозящие устройства, световой и звуковой лидер и др. Пробегание полной дистанции. Участие в соревнованиях и прикидках.

Методические указания. Техника спринта лучше всего совершенствуется при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до максимальной; при выходах со старта с различной интенсивностью. Стремление бежать с максимальной скоростью при неусвоенной технике и недостаточной подготовленности почти всегда приводит к излишним напряжениям. Чтобы избежать этого, на первых порах следует применять преимущественно бег в 2 и 3/4 интенсивности, так как при легком, свободном, ненапряженном беге спортсмену легче контролировать свои движения.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница