С. Т. Князев издательское дело



Скачать 161.93 Kb.
Дата29.04.2016
Размер161.93 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт гуманитарных наук и искусств

Кафедра русского языка

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

С.Т. Князев
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО
ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ


Рекомендована Методическим Советом Института гуманитарных наук и искусств

для направления подготовки:




Код ООП


Направление


Программа магистратуры


42.04.03

Издательское дело

Управление современным издательским процессом

Екатеринбург 2015

Программа составлена авторами:


п/п

ФИО

Ученая степень, ученое звание

Должность

Кафедра

1

Родина И. В.

доцент, к.ф.н.

Зав. каф.

русского языка

2

Кадочникова Т. С.




ст. преподаватель

русского языка

Программа модуля одобрена на заседании кафедр:






Наименование кафедры

Дата

ФИО заведующего кафедрой

Подпись

1

русского языка

28.05.2015

Родина И.В.



1. Пояснительная записка


Вступительный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 42.04.03 «Издательское дело» включает вопросы по учебным дисциплинам учебного плана блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин. Перечень учебных дисциплин и вопросов по дисциплинам утверждается на заседании кафедры русского языка.

На вступительный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 42.04.03 «Издательское дело» выносятся вопросы по следующим учебным дисциплинам:

– Технология редакционно-издательского процесса

– Редактирование. Общий курс

– Современное отечественное и зарубежное издательское дело

– Основы производственных процессов

– Маркетинг в книжном деле

– Редакторская подготовка изданий

– Электронные издания
2. Содержание вступительного междисциплинарного экзамена по специальности 42.04.03 «Издательское дело»
Тема 1. Этапы редакционно-издательского процесса, их цели, задачи и составляющие

Понятие редакционно-издательского процесса (РИП), его основные этапы и роль редактора на каждом. Задачи, начало и конец, содержание каждого этапа редакционно-издательского процесса: подготовительного, собственно редакционного, производственного, заключительного.


Тема 2. Роль редактора на подготовительном этапе редакционно-издательского процесса

Информация, необходимая для достижения целей и задач подготовительного этапа, и ее источники. Использование локальных и глобальных информационных сетей, баз и банков данных издательств, книготоргов и др. Автоматизированная информационная система РИП и ее указатели об изданных книгах и книгах в печати.

Маркетинг, его место и роль в подготовительном этапе РИП. Работа по формированию спроса на книгу и книжного репертуара. Понятие редакционного (издательского) портфеля.

Редакторская (издательская) идея (замысел) книги. Поиск нужной рукописи, заказ произведения автору. Понятие авторского замысла. Творческая заявка и проспект-план произведения, их назначение, содержание, оценка редактором. Согласовательная работа с автором.

Тематическое планирование в современных условиях, варианты планов. Издательский авторский договор.

Подготовка и выпуск аннотированных тематических планов и другая рекламная работа.


Тема 3. Редакторский анализ как метод профессиональной деятельности редактора

Редакторский анализ как метод профессиональной деятельности. Критерии редакторской оценки произведения. Основные аспекты редакторского анализа содержания и формы произведения.


Тема 4. Работа редактора с внетекстовыми материалами

Методика редактирования формул, иллюстраций. Назначение иллюстраций и формул. Работа над иллюстрированным материалом. Основные требования к формулам, иллюстрациям. Понятие о компьютерной обработке иллюстраций.


Тема 5. Назначение и состав аппарата издания

Понятие аппарата издания, его назначение и состав.

Выходные сведения, их назначение, состав, место расположения в издании и особенности оформления; роль редактора в их подготовке.

Аннотация и реферат в изданиях, их назначение, связь с основным материалом издания и вводными текстами, место расположения. Предисловие и вступительная статья как вводные тексты, предваряющие основной материал издания. Послесловие. Их содержание, связь с основным текстом, назначение, авторы. Задачи редактора при подготовке предисловия, вступительной статьи, послесловия, аннотации и реферата.

Библиографический аппарат издания, его назначение, состав, правила оформления и место расположения отдельных элементов. Правила библиографического описания – ГОСТ 7.1 – 84.

Примечания и комментарии, их назначение и применение, место расположения. Различие между примечаниями и комментариями; виды комментариев и примечаний; задачи редактирования.

Указатели, их назначение и сущность; виды указателей; методика подготовки, редактирование.

Содержание (оглавление), его необходимость, требования к подготовке, место расположения.

Применение компьютерной технологии для подготовки и редактирования аппарата издания. Считка и вычитка как завершение работы над авторским оригиналом.
Тема 6. Производственный этап редакционно-издательского процесса

Понятие издательского оригинала, общие требования к нему. Виды издательских оригиналов в зависимости от характера обработки. Оформление, комплектность и разметка издательского оригинала. Понятие издательской спецификации. Подписание перед сдачей в набор и/или в печать издательского оригинала.

Редакторская концепция издания как исходная основа для создания концепции технического, художественного редактирования, конструирования книги и разработки ее дизайна. Форма участия редактора книги в разработке концепции ее оформления и его роль. Задачи редактора на стадии технического редактирования, разработка рекомендаций по набору, верстке, печати.

Печать по оригинал-макету. Виды оригинал-макетов, степень и роль редактора в их подготовке; функции редактора при выполнении допечатных процессов непосредственно в издательстве на НИС (РИС) и/или печати непосредственно с компьютера.


Тема 7. Корректура в редакционно-издательском процессе

Корректура как процесс, ее основные задачи. Издательская и типографская корректуры, их исполнители и сущность. Организация корректурного процесса при использовании настольных (редакторских/издательских систем) и при выполнении набора на полиграфическом предприятии. Понятия корректурного обмена и бескорректурной печати.

Работа редактора над корректурными оттисками в гранках и сверстанных полосах. Понятия конъюнктурной и компенсационной правок. Конъюнктурные знаки, правила пользования ими.

Чистые листы и сигнальный экземпляр как объект корректурного контроля редактора. Подготовка списка опечаток.


Тема 8. Характеристика полиграфической продукции

Классификация полиграфической продукции по различным признакам: потребительскому назначению, характеру информации, виду отделочных и брошюровочно-переплётных процессов, виду печатных материалов, срокам выпуска.

Конструкция основной издательской продукции (книг и брошюр). Основные элементы книжного блока и переплётной крышки.

Основные единицы измерения, применяемые в полиграфии и издательствах. Типографская система измерений. Форматы бумаги, изданий и полос. Измерение объёма рукописей и изданий. Авторский и учётно-издательский лист. Физический и условный печатный лист. Тираж. Лист-оттиск. Краско-оттиск. Листопрогон и краскопрогон.


Тема 9. Допечатные процессы

Воспроизведение текста. Издательские текстовые оригиналы, основная задача их полиграфического воспроизведения и требования, предъявляемые к полиграфическому воспроизведению текста. Полиграфический шрифт и его классификация. Основные правила формирования строки, набора и верстки. Современные компьютерные набор и компьютерная вёрстка. Правила спуска полос и раскладки.

Воспроизведение иллюстраций. Изобразительные оригиналы и их виды. Воспроизведение штриховых и тоновых оригиналов. Растрирование.

Особенности полиграфического воспроизведения цветных оригиналов. Основные принципы воспроизведения и изготовления цветоделенных фотоформ. Цветопроба.

Технологическая схема изготовления фотоформ. Способы формирования изображений на фотоплёнках. Физико-химические процессы обработки фотоплёнок.

Общие сведения о формах высокой печати. Современные фотополимерные формы. Особенности флексографских печатных форм.

Общие сведения об офсетных печатных формах. Перспективы развития технологии изготовления офсетных печатных форм. Технология «Компьютер-печатная форма».

Общие сведения о формах глубокой печати. Современные способы изготовления форм глубокой печати. Электронное и лазерное гравирование. Общие сведения о формах трафаретной и других способов печати.


Тема 10. Печатные процессы

Общие сведения о печатной бумаге и краске. Их основные компоненты и печатно-технические свойства.

Печатание с форм высокой печати. Классификация типографских машин. Приводка и приправка. Общие понятия о контроле и регулировании печатного процесса.

Печатание с форм плоской офсетной печати. Классификация и особенности офсетных машин. Увлажняющие растворы и аппараты. Приладка.

Печатание с форм глубокой печати. Отличительные особенности машин глубокой печати. Краски глубокой печати. Сушка оттисков.

Перспективы развития печатных процессов.


Тема 11. Отделочные и брошюровочно-переплётные процессы

Отделка листовой печатной продукции: лакирование, бронзирование, препрессовка плёнки, печатание металлизированными красками, бескрасочное тиснение, тиснение фольгой, вырубка, перфорация и т.д.

Схемы изготовления брошюр, журналов и книг. Классификация брошюровочно-переплётных машин, агрегатов и поточных линий.

Брошюровочно-переплётные материалы. Их виды и назначение. Переплётный картон. Переплётные ткани, бумаги с полимерным покрытием и другие заменители. Клеящие вещества.

Изготовление тетрадей и комплектовка изданий. Разрезка и фальцовка отпечатанных листов. Способы фальцовки и их применение. Резальные и фальцевальные машины. Комплектовка блоков.

Изготовление брошюр. Классификация способов скрепления брошюр. Шитьё проволокой и бесшвейное клеевое скрепление. Виды крытья брошюр обложкой.

Изготовление книжных блоков. Форзацы, их виды. Другие дополнительные элементы, прикрепляемые к тетрадям. Особенности комплектовки и скрепления книжных блоков.

Изготовление переплётных крышек. Отделка переплётных крышек: печать красками, бескрасочное тиснение, тиснение фольгой.

Соединение блока с крышкой и завершающие операции по изготовлению книги. Прессование книг. Их штриховка, обёртывание суперобложкой и окончательный контроль. Упаковка.

Перспективы развития брошюровочно-переплётных процессов.


Тема 12. Электронные издания

Роль и место электронных изданий в современном издательском мире.

Формы электронных документов и изданий. Основные компоненты электронных изданий и программные среды их обработки.

Представление информации в электронных изданиях. Форматы для текстовой, графической и звуковой информации. Средства подготовки и просмотра электронных документов: программы браузеры.

Перспективы развития технологий электронных изданий.
Тема 13. Маркетинг в редакционно-издательской деятельности

Рынок и книга. Учет потребителей читателей при разработке стратегии издательской деятельности. Издательство и автор. Закон и авторское право. Социально-психологические механизмы принятия решений на различных этапах деятельности издательства. Роль издательств в формировании читательских интересов. Рекламная деятельность издательства: социальный и психологический аспекты.


Тема 14. Понятие издания. Классификация изданий

Понятие издания, его существенные признаки. Состав издания. Издание как информационная система. Функциональный подход как методологическая основа редакторской подготовки изданий. Концепция издания – методологическая основа процесса редакторской подготовки издания, его общий замысел и основа модели издания. Сущность и значение разработки редактором концепции издания. Модель издания – совокупность его значимых и обобщенных признаков: функциональное назначение, читательский адрес, характер информации, конструкция. Систематизация изданий.



Тема 15. Виды учебных изданий, их типологическая характеристика

Общая типологическая характеристика учебных изданий. Предметная область учебных изданий. Функциональная область учебных изданий. Читательский адрес учебной литературы. Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации. Учебные издания как целостный комплекс. Конструирование учебного издания. Работа редактора над произведением обучающего издания. Редакторский анализ содержания произведения. Требования к языку и стилю произведения. Работа редактора над аппаратом учебного издания. Работа редактора над иллюстрациями. Формирование изданий учебной литературы.


Тема 16. Виды научных изданий, их типологические признаки

Природа и типологические признаки научных изданий: предмет содержания, целевое назначение, читательский адрес. Виды научных изданий: монография; автореферат диссертации; тезисы докладов (сообщений) научной конференции (съезда, симпозиума); материалы конференции (съезда, симпозиума); сборник научных трудов. Задачи, организация и методы работы на подготовительном этапе. Работа над научным произведением. Подготовка справочного аппарата.



Тема 17. Виды справочных изданий, их типологические признаки

Видо-типологический состав справочных изданий. Энциклопедические издания. Словарные издания. Справочники. Концепция издания. Вопросы систематизации материалов. Работа редактора над структурной единицей издания. Организация и координирование редакционно-издательского процесса.



Тема 18. Виды периодических изданий, их типологические признаки

Видо-типологические признаки периодических изданий и их виды. Жанры публикаций журналов. Организация редакционно-издательского процесса. Работа редактора над авторским материалом. Работа редактора над справочным аппаратом.


Тема 19. Система изданий: непериодические, периодические, продолжающиеся издания. Общая типологическая характеристика

Виды литературы, издания понятийной и художественной литературы. Отраслевая литература.



Разработка концепции и модели издания. Типовая структура и состав издания. Литературное произведение как основа издания. Жанры литературных произведений. Принципы формирования изданий. Жанры книжных изданий; серийные издания.
3. Список рекомендуемой литературы

3.1. Основная литература

  1. Голуб, Ирина Борисовна. Литературное редактирование [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2010. – 432 с.

  2. Мильчин, Аркадий Эммануилович. Методика редактирования текста [Текст]: учеб. для студ. вузов / А. Э. Мильчин. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2011. – 524 с.

  3. Мякишев, Сергей Леонидович. Электронные издания [Текст] : учеб. пособие для студ. / С. Л. Мякишев. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2010. – 149 с.

  4. Современный русский литературный язык [Текст]: учеб. для студ. вузов / под ред. В. Г. Костомарова, В. И. Максимова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. – 916 с.

3.2. Дополнительная литература

        1. Антонова, С. Г., Васильев, В. И., Жарков, И. А. и др. Редакторская подготовка изданий [Текст]: учебник для вузов. – М.: МГУП, 2002.

        2. Мартынова, Ольга Васильевна. Основы редактирования [Текст]: учеб. пособие / О. В. Мартынова. - 4-е изд.,стер. - М.: Академия, 2008. - 126 с.

        3. Рябинина, Н. З. Настольная книга редактора и корректора деловой литературы. – М.: МЦФЭР, 2004.

        4. Солганик, Григорий Яковлевич. Стилистика текста [Текст] : учеб. пособие / Г. Я. Солганик. - 8-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2007. - 256 с.

  1. Форсайт, Патрик. Маркетинг в книгоиздании [Текст] / П. Форсайт; [пер. с англ. Ю. В. Суровикова; науч. ред. пер. Е. В. Соловьева]. - М.: Университетская книга, 2008. - 221 с.

  2. Антонова, С. Г., Соловьев, В. И., Ямчук, К. Т. Редактирование. Общий курс: учебник для вузов. – М.: МГУП, 1999.

  3. Антонова, С. Г., Тюрина, Л. Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения: учеб. пособие. – М., 2001.

  4. Антонова, С. Г. Книга по искусству. Вопросы типологии и издания: учебное пособие. – М., 2004.

  5. Бабенко, Людмила Григорьевна. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика [Текст]: учеб. для студ. вузов: практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 496 с.

  6. Буковецкая О. А. Основы допечатной подготовки. – М.: НТ Пресс, 2005.

  7. Введение в литературоведение [Текст] : учеб. для студ. вузов / под общ. ред. Л. М. Крупчанова. - 2-е изд., испр. - М. : ОНИКС, 2007. - 416 с.

  8. Волкова Л. А., Решетникова Е. Р. Технология обработки текстовой информации. Технологический дизайн. Часть II. Компьютерная обработка текста. – М.: МГУП, 2007.

  9. Вуль В. А. Электронные издания. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/index.html?part-005.htm

  10. Ершова Г.Н. Информационные технологии в книжном деле: учеб. пособие. Моск. гос. ун-т печати. – М., 2004. Режим доступа: http://www.bookresearch.ru/download/ershova.pdf

  11. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003. – 560 с.

  12. Мякишев С. Л., Макаров Р. Ю. Электронные учебные издания: характеристика и особенности подготовки: метод. рекомендации /С. Л. Мякишев, Р. Ю. Макаров. - Киров: ВятГГУ, 2011. - 40 с.

  13. Редакторская подготовка изданий [Текст] [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Изд. дело и редактирование" / под ред. С. Г. Антоновой. - М. : Логос, 2004. - 496 с.

  14. Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. – М.: МГУП, 2004.

  15. Пикок Дж. Издательское дело. – М.: Интуит, 2006. Режим доступа: www.intuit.ru/courses/

  16. Фрэнк Романо. Принт-медиа бизнес Современные технологии из-дательско-полиграфической отрасли. – М.: ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006.

  17. Энциклопедия книжного дела. – М., 1998.

4. Примерный перечень вопросов вступительного междисциплинарного экзамена по специальности 42.04.03 «Издательское дело»


Технология редакционно-издательского процесса

  1. Понятие редакционно-издательского процесса и его этапы, их цели, задачи и составляющие.

  2. Роль редактора на подготовительном этапе редакционно-издательского процесса.

  3. Понятие концепции издания, роль редактора в её разработке.

  4. Понятие композиции, ее роль в произведении. Редакторский анализ композиции произведения.

  5. Работа редактора с внетекстовыми материалами.

  6. Назначение и состав аппарата издания.

  7. Производственный этап редакционно-издательского процесса.

  8. Корректура в редакционно-издательском процессе.

  9. Характеристика полиграфической продукции.

  10. Допечатные процессы.

  11. Печатные процессы.

  12. Отделочные и брошюровочно-переплётные процессы.

  13. Понятие электронного издания.

  14. Маркетинг в редакционно-издательской деятельности.

  15. Понятие издания. Классификация изданий.

  16. Система изданий: непериодические, периодические, продолжающиеся издания. Общая типологическая характеристика.

  17. Виды научных изданий, их типологические признаки.

  18. Виды учебных изданий, их типологическая характеристика.

  19. Виды периодических изданий, их типологические признаки.

  20. Виды справочных изданий, их типологические признаки.


5. Порядок проведения вступительного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 42.04.03 Издательское дело

Вступительный экзамен по направлению подготовки 42.04.03 Издательское дело включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки.

Экзамен проводится в классической форме (по экзаменационным билетам). Каждый экзаменационный билет содержит два четко сформулированных вопроса по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, а также один вопрос на решение практических задач (исправление ошибок в тексте с помощью корректурных знаков). На подготовку к ответу отводится не более 60 минут.

По окончании ответа студента по основным вопросам члены экзаменационной комиссии задают дополнительные вопросы в целях проверки усвоения учебных дисциплин, а также уточняющие вопросы по существу всего ответа. Затем председатель экзаменационной комиссии кратко подводит итоги ответа.

Ответ студента протоколируется секретарем экзаменационной комиссии. Оценка за ответ выставляется и объявляется студенту после обсуждения комиссией по завершении всех ответов студентов данной группы.

Основными критериями оценки учебной деятельности студентов являются:

– знания по дисциплине в рамках учебной программы;

– знание основной и дополнительной литературы по дисциплине;

– знание соответствующих нормативно-правовых и организационных документов;

– степень самостоятельности и аргументированности ответа при изложении учебного материала;

– умение увязывать теоретические положения с практикой;

– культура речи при ответе.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница