С неограниченными возможностями



Скачать 161.96 Kb.
Дата02.05.2016
Размер161.96 Kb.
МБУК «ЦБС г. Братска»

Методико-библиографический отдел



О ЛЮДЯХ

С НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Обзор литературы

Братск 2014 16+



Их называют «людьми с ограниченными возможностями». Хотя достаточно посмотреть Паралимпийские игры, чтобы убедиться в обратном. Согласно статистике ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. В России таковых, по некоторым данным, около 15 миллионов. Кто они? Мы их не знаем. А самое страшное, знать не хотим.

Быть может, наш обзор литературы размягчит ваши сердца. Не жалостью, нет. Человек в инвалидной коляске в ней не нуждается. Он ждёт от нас понимания и мечтает лишь об одном: чтобы на него смотрели как на равного.

Для начала нужно договориться, что использовать термин «инвалид», за исключением юридических обозначений, некорректно. Это слово в буквальном переводе означает «негодный». Как такое можно сказать о живом человеке?! Более правильно было бы называть их «люди с особыми потребностями». Потребности эти заключаются в низких пандусах, лифтах в транспорте и различных учреждениях, звуковых сигналах светофоров и многом другом, помогающем им социально адаптироваться.

Жизнь для людей с ограничениями – огромное испытание, но нередко они добиваются в ней столь многого, что вызывают настоящее восхищение и у здоровых людей.

Великий Людвиг ван Бетховен создал свою знаменитую Девятую симфонию, когда уже полностью потерял слух. Французская актриса Сара Бернар продолжала играть в театре и после того, как ей ампутировали ногу. Эрик Вайхенмайер стал первым незрячим скалолазом, достигшим вершины Эвереста. Советский лётчик Алексей Маресьев продолжал летать и сражаться с фашистскими самолётами после ампутации обеих ног. Михаил Суворов, несмотря на слепоту, издал несколько поэтических сборников и 30 лет преподавал в школе. А чего стоят Паралимпийские игры! В Ванкувере 2010 г. и в Сочи 2014 г. команда России стала лучшей сборной мира. На Билла Гейтса работают 10 процентов компьютерщиков-аутистов1.

Кстати, явными признаками аутизма обладал и автор теории относительности Альберт Эйнштейн.

Примеры можно продолжать до бесконечности. Но и того, что перечислено выше, пожалуй, достаточно, чтобы сделать однозначный вывод: не стоит называть этих людей «негодными». Уж очень большой вклад вносят они в развитие всего человечества.

Возникает вопрос: всегда ли рядом с ними был тот, кто помог им поверить в свои силы, преодолеть трудности, найти себя? Задача не из лёгких. И не известно, кто лучше может с ней справиться: человек или мудрая книга. С произведениями, героями которых являются люди с различными ограничениями, мы и хотим вас познакомить. Начнём с книг, которые знают всё.

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».

Эти слова, произнесённые Павкой Корчагиным, главным героем романа Николая Островского «Как закалялась сталь»2 (ч.2, гл.3) , в полной мере выражают позицию самого автора.



В 24 года Н.Н. Островский (1904-1936) после тяжёлой «нелепой» болезни (а может ли быть иной болезнь в 24 года?) теряет способность двигаться, а через год и видеть. Всё это явилось следствием ранений (он был участником Гражданской войны), перенесённого тифа, тяжёлых условий работы. Оставшиеся девять лет жизни – подвиг, «это самая большая победа духа над телом», как сказал французский писатель Андре Жид, посетивший Островского незадолго до смерти. Неподвижный, слепой, владеющий только руками, он придумал специальную папку-планшет, чтобы слова выстраивались в ровные строчки, задумал написать книгу, положив в основу события своей жизни.

Роман, изданный в 1932 г., получивший название «Как закалялась сталь», сразу же приобрёл огромную популярность, стал настольной книгой для многих поколений людей, причём не только в нашей стране. Он учил мужеству, терпению, вдохновлял на подвиг. Более 200 раз это произведение переиздавалось огромными тиражами, переведено практически на все основные языки мира. До недавнего времени роман входил в обязательную школьную программу.

А к автору романа, пока он был жив, со всех концов страны и из-за рубежа нескончаемым потоком ехали гости, чтобы от него – недвижимого, с окостеневшими суставами, испытывающего страшные боли, могущего только слышать и говорить, весящего в последние месяцы жизни 32 килограмма при росте 178 сантиметров – напитаться силой. Силой духа.

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого3 прославила автора и его героя на весь мир. Произведение посвящено Алексею Петровичу Маресьеву, лётчику, участнику Великой Отечественной войны. Его самолёт был подбит в апреле 1942 г. и совершил вынужденную посадку на территории, оккупированной немцами. 18 суток , раненый, голодный, с обмороженными руками и ногами, он ползком добирался до своих. Только в начале мая на самолёте, который вызвали партизаны с Большой земли, его удалось переправить в московский госпиталь, где ему ампутировали обе ноги. Врачи боролись за жизнь лётчика, но ему самому этого было мало. Он хотел летать! И не просто летать, он хотел бить фашистов! Месяцы мучительных тренировок: учился ходить, танцевать, бегать, чтобы убедить всех (и в первую очередь – врачей), что он не инвалид, что может управлять самолётом. Лётчик без обеих ног! История такого ещё не знала. Тем не менее прошло чуть более года после ранения, и Алексей Маресьев вновь оказался на фронте. Всего за годы войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника, 7 из них – после ранения. Алексей Маресьев доказал, что если человек чего-то очень сильно захочет, он обязательно этого добьётся.

Ещё одно произведение, посвященное жизненному подвигу человека, пережившего страшную трагедию, - книга Владислава Титова «Всем смертям назло»4. Именно так – всем смертям назло – сумел выжить герой повести шахтёр Сергей Петров после удара током в шесть тысяч вольт. Лишившись обеих рук, пережив множество операций и длинных страшных дней ожиданий и раздумий («А что дальше? Кому я такой нужен?»), сумев преодолеть всё, он услышал от своих друзей: «Счастливый ты, Серёжка»!»

Но это взрослые. А каково приходится детям, оказавшимся в подобных обстоятельствах?

«Ребёнок родился слепым. Кто виноват в его несчастии? Никто! Тут не только не было и тени чьей-либо «злой воли», но даже сама причина несчастья скрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни».



Наверняка, большинство из вас узнали повесть Владимира Короленко «Слепой музыкант»5, в эпилоге которой написано: «Многочисленная публика собралась в Киеве… слушать оригинального музыканта. В зале наступила глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела белокурая молодая дама, как говорили, жена музыканта… Живое чувство родной природы, чуткая связь с… источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёю, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом…»

Между этими отрывками целая жизнь, полная боли, сомнений, мучительных раздумий, надежды и отчаяния. Повесть В.Г. Короленко производит светлое, чистое впечатление, как те мелодии, наполненные истинной поэзией, которые нельзя выучить по нотам и которые играл своему слепому барчуку конюх Иохим на дудке, вырезанной из куска украинской вербы.

Анна Зольтен – смелая и отважная, но неуклюжая, толстая, некрасивая, очень плохо видящая девочка. Настолько плохо, что иногда ей кажется, что лучше бы уж не видеть совсем. Анна сумела выбраться из западни, в которую попадает человек, если с ним происходит что-то ужасное. Поэтому она единственная хорошо понимает состояние старшего брата Руди, блестящего математика, гордость и надежду школы, добровольно ушедшего на фронт воевать с фашистами и ослепшего, причём не на поле боя, а в результате несчастного случая. Это усугубляет ситуацию. Анна, настрадавшись сама, понимает состояние брата: «Самое плохое, что Руди всё дальше и дальше уходит от нас. Исчезает, наверное, хочет спастись, пытается скрыться в тайном убежище, где никто до него не доберётся, никто не причинит боли снова… В таком убежище нельзя жить…Замыкаешься в своей раковине, захлопываешь створки… оттуда нельзя никого любить».

Может быть, этими словами литературной героини можно объяснить агрессивность, нежелание общаться людей, обиженных судьбой? А ещё Анна помнит слова своей старшей подруги (они когда-то вместе посещали школу для слабо видящих детей), которые помогли ей найти друзей в обычной школе, помогли стать такой, какова она сейчас: «Улыбайся! Не жди, пока другие улыбнуться тебе. Веди себя так, словно они уже улыбнулись, а ты улыбаешься им в ответ. А если кто не обратит на тебя внимания, выкинь его из головы и улыбнись кому-нибудь ещё, и так, пока не найдёшь друга. Поверь мне, у тебя получиться!» И теперь эта мудрая девочка спасает своего старшего брата. Она сделала то, что не смогли сделать даже их родители.



Все проблемы своей героини автор книги – канадская писательница Джин Литтл – знает не понаслышке. У неё самой очень слабое зрение, но она тоже училась в обычной школе. После университета преподавала в школе, а затем стала писательницей. Она не может обойтись без собаки-поводыря, а чтобы писать, ей нужен особый, «говорящий» компьютер. Джин Литтл опубликовала 25 детских книг. А её повесть «Слышишь пение?»6 об Анне Зольтен получила специальную премию Канадского совета по детской литературе. Кстати, название повести символично: умение слышать пение жаворонков в небесной выси вопреки обстоятельствам – это то, что поможет человеку стать счастливым.

Одна из героинь романа грузинского писателя Нодара Думбадзе также лишена возможности видеть окружающий мир. Единственное, на что реагируют её глаза, - солнце. Хатиа (так зовут девочку) всегда знает, в какой оно стороне. Произведение так и называется: «Я вижу солнце»7. Не видят её глаза, видит её душа. Благодаря доброму характеру у Хатии много друзей. И среди них самый верный Сосо Мамаладзе.

Меньше повезло, если можно так выразиться, героям одних из самых уважаемых представителей современной русской литературы для детей – Владислава Крапивина и Альберта Лиханова.

Первая книга Владислава Крапивина вышла в 1962 г. В настоящее время у Крапивина более 150 изданий на многих языках мира. Например, в японской 26-томной серии «Избранные сочинения для подростков» ему предоставили целых два тома. Назовём лишь несколько произведений, наверняка они вам знакомы: «Дети синего фламинго», «Застава на якорном поле», «Лётчик для особых поручений», «Страна Лопухастых островов», «Мушкетёр и фея». Часть (и немалая) экранизирована: фильм «Мальчик со шпагой» был очень популярен в 1990-е годы, также как и «Трое с площади Карронад». В 2010 г. вышел фильм «Легенда острова Давид», в 2011-м – «Бегство рогатых викингов». Писатель удостоен многих престижных наград в области литературы.

Книга «Самолёт по имени Серёжка» входит в цикл «Сказки Безлюдных Пространств»8.

Плохо, очень плохо, если ты не можешь видеть ничего вокруг себя, если ты не понимаешь, что такое красный цвет и какой он – синий. Но твои муки всё-таки больше морального плана, а не физического (синяки и ссадины не в счёт): почему я не такой, как все, как жить с этим, как приспособиться к тёмному, незнакомому, а потому враждебному для меня миру?

А если ты двенадцатилетний мальчишка, развитый не по годам, любознательный и любопытный, но не можешь ходить, и твой мир ограничен, как правило, пространством квартиры, и выйти из него ты можешь только с помощью мамы?

Главный герой повести «Самолёт по имени Серёжка» Ромка Смородкин – отважный и сообразительный, готовый принять помощь, но только от души, а не из жалости, талантливый и ранимый, знающий, как часто взрослые бывают несправедливы, мечтающий о друге и летающий во сне. До пяти лет он был обычным ребёнком, но однажды со всего маху упал и ударился спиной о железный лом. А потом больницы, многочисленные анализы и приговор врачей: процесс необратим…

У повести счастливый конец. Ромка Смородкин вновь начал ходить. Подняла его на ноги дружба с Серёжкой, а ещё точнее – необходимость спасти друга от неминуемой гибели. И эта повесть почти не фантастическая, хотя есть в ней удивительные вещи. Например, Серёжка Сидоров умеет превращаться в самолёт. Есть в ней Заоблачный город, есть Безлюдные Пространства. И дай нам Бог услышать, как и героям, «Гулкие барабаны Космоса»!
Условной фантастичностью отличаются и книги Екатерины Мурашовой. Практикующий школьный психолог, она хорошо знает проблемы современных подростков и пишет об этом, приглашая к разговору и самих детей, и взрослых, которым полезно остановиться, оглянуться вокруг и пересмотреть некоторые свои жизненные стереотипы.

Повесть «Класс коррекции»9 сильно выделяется в общем потоке современной отечественной литературы. Среди зарубежных авторов, решившихся на освещение подобной темы, можно назвать француженку А. Гавальда. Но её «35 кило надежды», несомненно, очень талантливое произведение, лишено тех близкого знакомства с героями повести Е. Мурашовой.

Тема – проблема «отбросов общества», детей, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных – слишком неудобна и некрасива. Говорить об этом трудно, но ещё труднее говорить об этом так, чтобы не осталось осадка отвращения, мрака, безысходности. Самое страшное, что герои – повести – Юра Мальков, Антон Антонов – сами отлично понимают своё положение. Опережающий по своему умственному развитию не только товарищей по классу коррекции, но и гимназистов из классов «А» и «Б», Юрка, рождённый с диагнозом «ДЦП», говорит себе: «…экстерьер у меня для гимназически-показательного класса неподходящий. Я же урод». Антон – неформальный лидер, за всех переживающий, старающийся избавить, по возможности, каждого из одноклассников от лишней боли и муки, - соглашается: «…мы каждый по-своему урод».

7 «Е» - класс коррекции, позор и бич всей школы – в страшную минуту для Стефании сумел объединиться, чтобы противостоять всем: педагогам, лучшему ученику гимназического 10 «А», сыну влиятельного чиновника, а заодно и главного спонсора школы, милиции, но не позволить окончательно поломать жизнь девочке, которой и так досталось от жизни. Досталось по вине взрослых!

А параллельный мир, попасть в который стремятся многие из этого неоднозначного класса, да и из других тоже – это жизнь, где сбываются мечты, такие простые и естественные для любого ребёнка. Чтобы были мама и папа, чтобы они заботились о тебе (Паша и Витка), чтобы не было постоянной боли, а была красивая игрушка, чтобы ты мог видеть и слышать (Мишаня), чтобы ты мог ходить и даже скакать на лошади (Юрка), чтобы никогда не видеть воюющих между собой по всем правилам подлости и низости родителей (Стеша).

За повесть «Класс коррекции» Екатерине Мурашовой присуждена Национальная литературная премия «Заветная мечта».



Альберт Лиханов – известный писатель, талантливый журналист, основатель и Председатель Российского детского фонда – стал настоящим Рыцарем Детства, его бескомпромиссным защитником и бескорыстным служителем. Всем своим творчеством писатель призывает противостоять людскому равнодушию, злобе и алчности.

О детях, попавших в беду, Лиханов пишет всю жизнь. Его сборник, изданный в 2010 г., носит название одной из повестей – «Солнечное затмение». Нелёгкие испытания выпали на долю героев произведений, вошедших в эту книгу: школьницы Лены, которая может передвигаться только в инвалидной коляске («Солнечное затмение»); детдомовки Насти, пережившей жуткое потрясение в детстве («Девочка, которой всё равно»); доброй и безотказной санитарочки Свечушки из одноимённого рассказа; мальчика, больного ДЦП («Мальчик, которому больно»). Все они противостоят беде, своему собственному огромному горю.



«Мальчик, которому не больно»10 - история трудной и горестной жизни ребёнка, от рождения лишённого способности ходить. Его мир ограничен болезнью и страданием, к ним добавляются жестокие, тяжкие испытания, которые могут навсегда обжечь, покалечить душу (предательство мамы). Вынести это способен только человек, сильный духом. Именно таким является герой повести Лиханова. «Мальчишка» - так он сам представляется паучку, которого обнаружил между тумбочкой и спинкой кровати в то время, когда на него «напала Ангина». Повествование ведётся от первого лица, то есть мы смотрим на окружающий мир глазами ребёнка, вынужденного почти всё время лежать в постели. Ребёнка, убеждённого, что больных детей «сливают через огромную невидимую трубу в подземное озеро… Но почему в подземное? Неизвестно. Просто их нигде нет. «Не видно же в песочницах детей, завербованных Церебральным Параличом. Нету в детских садах ракушечников – больных раком. Нету вичей, ВИЧ-инфицированных, есть такая неизлечимая зараза. А туберкулёзников вы видали? И я не видал».

Мальчик долго жил среди больных ДЦП, потому что он – один из них. Иногда ему казалось, что он прямо там и родился – в клинике для детей. Главным лекарством там, по мнению героя повести Лиханова, является враньё. Там улыбаются, когда делают тебе больно. Бурно радуются, когда везут тебя на рентген или УЗИ. Тебе делают больно с таким видом, будто всем вокруг приятно и радостно. Ну а тебе-то уж приятнее всех. Детям улыбаются, а они отчего-то становятся пугливее, молчаливее, безответнее. И головы их опускаются перед взрослым враньём, медицинским неверием, прикрытым оболочкой лжи.

Так же воспринимает лечебное учреждение и герой повести французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама»11.

Оскар, или Яичная башка, так как у него выпали из-за болезни все волосы,

похож на инопланетянина. Ему 10 лет, хотя выглядит он не старше семи. И он «скверный» больной, то есть такой, который мешает верить, что медицина – «замечательная штука». Он «ракушечник», у него рак.

У повести печальный конец. Чуда не случается. Но этот маленький мальчик, уходя из жизни, оставляет за собой столько света, столько теплоты, и не только героям повести, но и нам, читателям. Он заставляет примириться со своей смертью родителей, дав им возможность жить дальше. Заставляет бороться за свою жизнь «голубую девочку» Пегги Блю. У Пегги кровь не поступает в лёгкие, и она внезапно синеет, что, по мнению Оскара, ей очень идёт и делает её таинственной.

Оскар прожил полную жизнь благодаря игре, которую придумала бабушка Роза – самая старая из женщин, добровольно приходящих в больницу присматривать за больными. Один прожитый день должен быть равен 10 годам. Измеряя время новым способом, Оскар ещё объяснится Пегги в любви, а все свои мысли, чувств, переживания изложит в ежедневных письмах к Богу, в существование которого он пытается поверить, хоть немного посмеивается над собой. Писем несколько, потому что всего несколько дней пребывания на земле осталось в запасе у этого мальчика.

Трудно сдержать слёзы, читая простые, внешне такие безыскусные слова писем, из которых состоит повесть Э.-Э. Шмитта и которые заставляют всех нас остановиться и по-другому посмотреть на окружающий мир. Понять, какое же это счастье – видеть, дышать, двигаться, любить друг друга, заботиться о ком-то, обходиться без посторонней помощи.

В заключении хочется рассказать ещё об одном человеке, не литературном персонаже. Человеке, на долю которого с самого раннего детства выпали жестокие испытания. Преодолев их, маленькая девочка не утратила интереса к жизни, душевной теплоты, доброты, милосердия к людям, желания им помочь. Став взрослой, она написала книги, в которых учила выживать и бороться людей с так называемыми «ограниченными возможностями».

Ольга Скороходова – писательница, поэтесса, учёный в области дефектологии, педагог, кандидат педагогических наук – родилась в беднейшей крестьянской семье. Отца лишилась в три года, не намного больше прожила и мать. Ещё до смерти мамы девочка переболела менингитом, после чего потеряла зрение, потом слух и частично речь. Наступили полная тьма и полная тишина. Началась жизнь без красок, только руки «рассказывали» ей о том, что происходило вокруг.

Девочке было 11 лет, когда её определили в одесскую школу для слепых, а затем в харьковскую клинику-школу для слепоглухонемых детей. Возглавлял её замечательный педагог, профессор Иван Афанасьевич Соколянский. По его совету Ольга начала вести записи о том, как она воспринимает мир. (Как же они пригодились позже!) Здесь она прошла курс средней школы, здесь была восстановлена звуковая речь. В 1941 г. она готовилась поступать в Литературный институт, но началась война. Ворвавшиеся в клинику гитлеровцы убили почти всех воспитанников (неполноценные!), лишь двоим чудом удалось спастись. Одной из них была Ольга Скороходова. В 1944 г. она разыскала И.А. Соколянского и не разлучалась с ним до самой его смерти.



В 1947 г. Ольга Ивановна публикует первую свою книгу «Как я воспринимаю окружающий мир», которая становится настольным пособием для специалистов, работающих с детьми с нарушением речи, слуха и зрения. А сама она становится научным сотрудником Института дефектологии. В 1954 г. выходит её новая книга – «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Через семь лет она блестяще защищает кандидатскую диссертацию. А в 1972 г. выходит из печати большой труд, объединивший все её произведения, в том числе статьи и стихи разных лет. Книга «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир»12 была признана крупным вкладом в педагогическую и психологическую коррекционную науку. Вскоре она приобрела широкую известность во многих странах.

Скороходова помогала попавшим в беду не только своим и научными трудами, но и на практике. По воспоминаниям знавших её людей, Ольга Ивановна действительно была удивительным человеком. Например, чего стоит только её понимание музыки! Музыку она «слушала» спиной, прислонившись к роялю.

Ольга Скороходова умерла в 1982 г. Её книги учат не падать духом, в них – «наука побеждать».

Люди, о которых мы сегодня рассказали, заслуживают нашего внимания, нашей помощи (но не жалости!), нашего уважения и дружбы. И никогда не верьте, что им «не больно», что им «всё равно»…

Составитель: гл. библиограф ЦГБ Райс Ж.В.

Редакция: зав. сектором библиографии МБО Гапоненко О.П.




1 Аутизм – расстройство, возникающее в результате нарушения развития головного мозга. Характеризуется дефицитом социального взаимодействия, ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

2 Островский, Н. А. Как закалялась сталь : роман / Н. А. Островский. – Воронеж : Воронеж. обл. тип.-изд-во, 2009. – 437 с.

3 Полевой, Б. Н. Повесть о настоящем человеке / Б. Н. Полевой. – М. : Правда, 1986. – 320 с.

4 Титов, В. А. Всем смертям назло… : повесть / В. А. Титов. – М. : Сов. Россия, 1983. – 128 с.

5 Короленко, В. Г. Слепой музыкант / В. Г. Короленко. – СПб. : Лениздат, 2014. – 352 с.

6 Литтл Д. Слышишь пение? : повесть / Д. Литтл. – М. : Нарния, 2006. – 310 с.

7 Думбадзе Н. В. Я вижу солнце : повесть / Н. В. Думбадзе. – М. : Дет. лит., 1983. – 158 с.

8 Данной книги нет в фонде ЦБС. В Интернете : Крапивин В. П. Самолет по имени Сережка / В. П. Крапивин. – М., 2001. – То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.lib.ru : http:// rusf.ru/vk/


9 Мурашова Е. В. Класс коррекции : повесть / Е. В. Мурашова. – М. : Самокат, 2008. – 191 с.

10 Данной книги нет в фонде ЦБС. В Интернете : Лиханов А. Мальчик, которому не больно : рассказ / А. Лиханов. – М. : Детство. Отрочество. Юность, 2009. – То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://royallib.ru/book/


11 Шмитт Э.-Э. Оскар и Розовая Дама ; Мсье Ибрагим и цветы Корана ; Дети Ноя : повести / Э.-Э. Шмитт. – СПб. : Азбука-классика, 2008. – 265 с.

12 Данной книги нет в фонде ЦБС. В Интернете : Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О. И. Скороходова. – М. : Педагогика, 1972. – То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pedlib.ru/Books/


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница