Руководство по обучению Место и значение баскетбола в физическом воспитании. Основные приемы техники игры в баскетбол



Скачать 261.14 Kb.
Дата03.11.2016
Размер261.14 Kb.
баскетбол
Структура модуля
УЭ-0. Ведение в модуль.

УЭ-1. Держание мяча и стойка баскетболиста.

УЭ-2. Передвижения, остановки, повороты.

УЭ-3. Передача и ловля мяча.

УЭ-4. Ведение и броски мяча.

УЭ-5. Врачебный контроль и самоконтроль.

УЭ-K. Контроль по модулю.
УЭ-0. Введение в модуль


Учебный материал

Руководство по обучению

    Место и значение баскетбола в физическом воспитании.

    Основные приемы техники игры в баскетбол.

    Держание мяча и стойка.

    Передвижения, остановки, повороты.

    Передача и ловля мяча.

    Ведение и броски мяча



Внимательно изучите представленный материал.

Используйте рекомендуемую литературу.

Используйте свои знания, полученные при выполнении практических заданий всех УЭ модуля.


    Овладейте основными приемами техники игры в баскетбол.

    По окончании изучения модуля ответьте на все контрольные вопросы


Двигательная деятельность баскетболиста представляет собой процесс, в который вовлекаются сердечно-сосудистая система, дыхательный аппарат, органы пищеварения и выделения, железы внутренней секреции, нервная система, органы чувств.

Мышечная деятельность при игре в баскетбол носит преимущественно динамический характер. Поэтому работа во время тренировки по баскетболу является важнейшим средством укрепления сердечно-сосудистой системы.

Занятия баскетболом связаны с тренировкой дыхательной мускулатуры, что способствует увеличению жизненной емкости легких.

Для того чтобы занимающийся баскетболом мог достичь желаемого уровня развития своих функциональных возможностей, нужно соблюдать два главных принципа тренировочного процесса: повторность и постепенность.

Сущность игры в баскетбол состоит в том, что две команды по 5 игроков стремятся овладеть мячом и забросить его в корзину соперника. Победа присуждается команде, набравшей наибольшее количество очков за попадание мяча в корзину.

Проходит игра на площадке, которая представляет собой прямоугольник размером 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Игра состоит из двух периодов по 20 минут каждый с перерывом 10 минут; 40 минут игры отсчитываются по «чистому» времени. По свистку судьи время хронометража останавливается и включается после ввода мяча в игру.

Основы индивидуальной игры в баскетбол состоят из приемов, применяемых для поражения кольца, передвижения с мячом и для передачи мяча партнерам. К основным приемам нападения относят броски, ведение и передачу мяча. Прежде чем овладеть приемами игры с мячом, баскетболист должен научиться специфическим передвижениям по площадке, правильно держать мяч, овладеть техникой стойки баскетболиста. Другими словами, вначале нужно овладеть теми приемами баскетбола, при помощи которых создаются благоприятные условия для реализации броска, ведения и передачи.





    УЭ-1. Держание мяча и стойка баскетболиста

    Прежде, чем овладеть приемами игры с мячом, баскетболист должен научиться специфическим передвижениям по площадке, правильно держать мяч, овладеть техникой стойки баскетболиста.

    Прежде всего, необходимо правильно держать мяч.

    Кисти обеих рук с широко расставленными пальцами располагаются сбоку, несколько сзади центра мяча. Большие пальцы направлены вверх – внутрь под углом 60° друг к другу, а остальные вперед. Если мысленно удлинить большие пальцы до пересечения, а их основания соединить между собой прямой линией, то получится равнобедренный треугольник. Мяч удерживается всеми фалангами пальцев, но вплотную с ладонью не соприкасается. Если у игрока взять мяч, а кисти оставить в том же положении, они как будто образуют воронку (рис. 8.1).





Рис. 8.1. Держание мяча

    Выполнение игровых действий баскетболист должен начать с такого положения, которое способствует более эффективному их применению. Исходное положение, удобное для выполнения технических приемов, называется стойкой баскетболиста (рис. 8.2).

    При выполнения защитных действий в игре используется защитная стойка. Ноги ставятся на ширине плеч, стопы – параллельно друг другу на одной линии, или одна из них выдвинута на
    15 – 20 см вперед. Тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, на передние части стоп. Пятки слегка касаются пола, колени согнуты, туловище немного наклонено вперед, спина прямая, голова приподнята, руки согнуты в локтях и слегка разведены в стороны. Такое положение тела обеспечивает его равновесие и быстрый маневр.

    Если в данном положении игрок удерживает мяч у груди, то такое положение называется основной стойкой баскетболиста, которая используется для выполнения игровых действий в нападении (см. рис. 8.2).



    При обучении стойке баскетболиста обратить внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки:

  • стопы расположены близко друг к другу;

  • центр тяжести перенесен на одну ногу;

  • пятки плотно касаются пола.

    Содержание учебного материала

    Руководство по обучению

    и методические рекомендации



    Держание мяча.

    Стойка баскетболиста.



    Учебная игра

    Научиться правильно держать мяч, выполнять защитную и основную игровые стойки. Важно своевременно избавиться от ошибок



    Упражнения для самостоятельной работы студентов

  1. Имитация держания мяча с воронкообразным положением кистей, 3 – 4 раза.

  2. Наклониться к лежащему на полу мячу, положить на него кисти рук и поднять мяч до уровня груди, 7 – 8 раз.

  3. В ходьбе или беге с мячом в руках по собственному сигналу остановиться и проверить правильность держания мяча, 10 – 15 раз.

  4. Приподняться на носках, равномерно распределив тяжесть тела на обе ноги. Сгибая ноги в коленях и ставя стопы параллельно, присесть. Вновь приподняться на носки, сохраняя равновесие, присесть и т.д.

  5. Из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях) принимать стойку по своему сигналу, 10 – 15 раз.

  6. Во время ходьбы с мячом в руках принять положение стойки, то же – во время бега, 10 – 15 раз.

  7. Стоя на месте, подбросить мяч вверх, поймать и принять основную стойку баскетболиста, 10 – 15 раз.

    8. Во время ходьбы с мячом подбросить мяч вверх – вперед на
    3 – 4 метра, затем выполнить ускоренный бег, поймать мяч и принять основную стойку, то же – во время бега, 10 – 15 раз.


УЭ-2. Передвижения, остановки, повороты
Для передвижения на площадке баскетболист использует ходьбу, бег, остановки, повороты и приставные шаги. Овладев этими приемами, он создает благоприятные условия для выполнения основных приемов баскетбола: ловли, передач и бросков мяча.

Ходьбу применяют главным образом для смены позиции в период коротких пауз, а также при изменении темпа в сочетании с бегом. Игрок придерживается положения основной стойки.

Бег баскетболиста отличается от легкоатлетического тем, что соприкосновение ноги с площадкой осуществляется перекатом с пятки на носок или мягкой постановкой ноги на всю ступню. Такое увеличение площади опоры необходимо для внезапного изменения движения, скорости бега, остановок.

Прыжки в баскетболе осуществляются одной и двумя ногами. При прыжке толчком одной ногой после разбега удлиняется последний шаг, немного согнутая толчковая нога приземляется на пятку, а маховая, согнутая в колене до прямого угла, свободно выносится вперед – вверх. Прыжки толчком двумя ногами выполняются с места и разбега. При прыжке с разбега маховая нога приставляется к опорной на всю ступню и производится отталкивание. При прыжке с места отталкивание выполняется за счет энергичного разгибания ног и движения рук вверх – вперед.

Передвижение приставным шагом позволяет баскетболисту, особенно играющему в обороне, в любой момент активно включиться в борьбу за мяч. В основе успешного выполнения передвижения приставными шагами лежит правильная работа ног. Поэтому, обучаясь технике передвижения приставным шагом, необходимо самым тщательным образом следить за техникой перемещения ног.

Техника передвижения приставным шагом заключается в следующем. При движении вправо игрок переставляет правую ногу на шаг вправо, затем левой выполняет скользящий шаг вправо. При движении тяжесть тела плавно переносится с одной ноги на другую, ступни почти не отрываются от площадки. Техника перемещения приставным шагом влево, вперед, назад аналогична вышеописанной.



Ошибки при выполнении приставных шагов:

а) скрещивание ног; б) значительные колебания центра тяжести;


в) передвижение скачками; г) чрезмерный наклон туловища вперед или
назад; д) опущенные вниз руки.

Баскетболист должен уметь внезапно останавливаться с мячом и без него. В баскетболе чаще всего останавливаются прыжком и двумя шагами.



При остановке двумя шагами используется так называемый двухшажный ритм (рис. 8.3). После быстрого бега первый шаг делается широким, с небольшим приседом, и постановка ноги осуществляется перекатом с пятки на ступню. Второй шаг, более короткий, в сторону ноги, стоящей сзади. После этого тяжесть тела распределяется на обе ноги, которые сильно сгибают во всех суставах, затем фиксируется остановка.

Ошибки, которых необходимо избегать: а) потеря равновесия; б) отрыв стоящей сзади ноги; в) перенос центра тяжести на впереди стоящую ногу; г) допуск фазы полета, т.е. безопорного положения двух ног.

Техника остановки прыжком заключается в следующем. После разбега игрок отталкивается ногой и делает невысокий, «стреляющий» прыжок по ходу движения (рис. 8.4).

Плечи в полете отводятся несколько назад. Приземление осуществляется либо одновременно на обе ноги, либо сначала на одну ногу с последующей постановкой другой. Туловище разворачивается вполоборота в сторону сзади стоящей ноги.


Рис. 8.4. Остановка прыжком


При выполнении остановки прыжком следует избегать: а) чрезмерно высокого прыжка; б) неустойчивого положения тела после приземления; в) переноса веса тела на выставленную вперед ногу.

Повороты необходимы для укрывания мяча от выбивания или ухода от «опекуна». Они выполняются на месте. Игрок с мячом поворачивается в нужном направлении, переступая одной ногой вокруг другой, которую по правилам баскетболисту нельзя отрывать от пола во избежание пробежки (рис. 8.5).

Вся тяжесть тела переносится на опорную ногу, являющуюся как бы осью вращения. «Осевая» нога во время движения опирается на носок, который разворачивается в сторону шага. Повороты выполняются как вперед, так и назад.



Основные ошибки при поворотах на месте: а) отрыв или смещение «осевой» ноги; б) колебания высоты центра тяжести; в) перенос массы тела на маховую ногу.


    Содержание учебного материала

    Руководство по обучению
    и методические рекомендации

Передвижение: ходьба, бег и прыжки, передвижение приставным шагом.

Остановки: двумя шагами, прыжком.

Повороты.

Учебная игра



Научитесь правильно выполнять все виды передвижений, разновидности остановок, поворачиваться в нужном направлении на одной ноге. При выполнении следите за ошибками


Упражнения для самостоятельной работы студентов

  1. Передвижение в ходьбе в положении основной стойки, 10 – 20 раз (выполнять после небольшого ускорения).

  2. Передвижение бегом короткими прямолинейными рывками с последующим изменением направления, 10 – 20 раз.

  3. Прыжки вверх на месте на двух ногах с движением рук вперед – вверх, 10 – 12 раз.

  4. Прыжки вверх на двух ногах после выполнения ускорения в беге, 10 – 12 раз.

  5. Прыжки вверх на одной ноге после бега с удлинением последнего шага, 10 – 12 раз.

  6. Выполнение приставного шага в медленном темпе вправо, влево, назад, 10 – 15 раз.

  7. Передвижение переставным шагом вокруг площадки со сменой разновидностей шага, 10 – 15 раз.

  8. Зигзагообразное перемещение от одной лицевой линии площадки до другой, 10 – 15 раз.

  9. Ходьба вокруг площадки с произвольным выполнением остановок после каждых 6 – 7 шагов с фиксированием остановки.

  10. Выполнить то же задание в беге, останавливаясь после каждых
    9 – 10 шагов.

  11. В зигзагообразном беге выполнить остановки перед каждым изменением бега. Затем повторить упражнения 9 – 11 для обучения остановке прыжком.

  12. Выполнить повороты вперед на месте с мячом в руках.

  13. То же, с поворотом назад.

  14. То же, с поворотом назад, вперед с имитацией укрывания мяча от соперника.


УЭ-3. Передача и ловля мяча
Передача мяча – основной прием в баскетболе, при помощи которого игроки могут осуществлять коллективное взаимодействие, направляя мяч партнерам по команде. В баскетболе существует 20 видов передач. Каждая из них может применяться в зависимости от игровой обстановки. Передачи выполняются как с места, так и в движении. Они бывают короткие и длинные, прямые и с высокой траекторией, без отскока и с отскоком мяча от пола. По направлению передачи подразделяются на продольные, поперечные и диагональные.

Передача мяча двумя руками от груди чаще других применяется в игре. Она удобна для передачи мяча на 2 – 5 метров. Применяется при плотной опеке защитником нападающего.

Передачу начинают с небольшого кругообразного движения руками с мячом вперед – вниз – на себя – вверх и одновременного плавного сгибания ног в коленях. Мяч выпускается захлестывающим движением кистей вперед – в стороны. Для увеличения силы полета мяча передача выполняется с шагом вперед (рис. 8.6).


Рис. 8.6. Передача мяча двумя руками от груди

Ошибки, возникающие при обучении: а) несогласованность движений рук и ног; б) широкое расставление локтей; в) чрезмерная амплитуда замаха; г) отсутствие «хлеста» кистей; д) потеря равновесия, туловище сильно наклонено вперед.

Передача двумя руками от груди с отскоком мяча от пола рекомендуется на близкие расстояния, от 2 до 3 метров. Особенно часто она применяется для передачи мяча игроку, находящемуся под кольцом соперника (рис. 8.7).

Рис. 8.7. Передача двумя руками от груди с отскоком мяча от пола


По технике этот способ является вариантом передачи мяча от груди, только руки направляются вперед – вниз. Мяч должен удариться о пол примерно в метре от партнера. Считается грубой ошибкой, если прилагаются дополнительные усилия для увеличения высоты отскока.

Передача одной рукой от плеча применяется при активном сопротивлении защитника. Эту передачу применяют и при активном, быстром прорыве для доставки мяча на средние и длинные дистанции. При передаче одной рукой от плеча время для замаха и движения кисти в момент выпуска мяча можно контролировать (рис. 8.8).

Рис. 8.8. Передача одной рукой от плеча
Из основной стойки игрок отводит руку с мячом к правому плечу, разворачивает слегка туловище в сторону замаха. Мяч выпускается движением руки и кисти.

При выполнении передачи одной рукой от плеча возникают следующие ошибки: а) поднимают мяч высоко над плечом; б) не полностью выпрямляют руку; в) отсутствует захлест кисти при выпуске мяча.

Передача двумя руками сверху чаще всего используется для передачи мяча на расстояние 5 – 7 метров в условиях плотной опеки противника. Передача мяча двумя руками сверху заканчивается захлестывающим движением, посылающим мяч на грудь партнера.

Ошибки в этом движении немногочисленны. Чаще всего они заключаются в передаче мяча с крутой траекторией и не на грудь партнеру.



Передача одной рукой из-за плеча применяется, когда возникает необходимость передать мяч на расстояние 10 – 20 метров. Баскетболист принимает положение, когда левая нога в шаге выставлена вперед, мяч переводится на правую руку и заносится за плечо. Осуществляется разворот туловища и увеличивается амплитуда замаха (рис. 8.9).

Туловище осуществляет мощный поворот влево, что способствует более дальнему полету мяча на грудь партнера.



При обучении встречаются следующие ошибки: а) передающая рука не выпрямляется вперед до конца; б) не осуществляется разворот туловища; в) передача не заканчивается захлестывающим движением кисти; г) величина замаха не обеспечивает передачу мяча на требуемое расстояние.

Передача одной рукой сбоку используется для передачи мяча на близкое или среднее расстояние в условиях плотной опеки соперника. Чаще всего при этой передаче мяч направляется за спину защитника, в этом случае кисть должна производить резкое захлестывающее движение вперед (рис. 8.10).

Необходимо помнить, что при выполнении передачи полет мяча зависит от степени сгибания кисти во время выпуска мяча. Чтобы увеличить надежность доставки мяча, можно выполнять передачу с шагом вперед правой ноги. Если мяч выпущен при раскрытой кисти, он полетит в правую сторону от передающего; при максимально согнутой вперед – влево.



Передача двумя руками снизу в современном баскетболе применяется для передачи мяча на близкое расстояние, а иногда из рук в руки, когда защитники оказывают активное сопротивление. Удерживая мяч двумя руками, игрок отводит его в сторону к бедру правой ноги. Затем маховым движением рук вперед мяч посылается в желаемом направлении (рис. 8.11).

Активность движения рук зависит от необходимости приложения усилий к мячу.



Передача одной рукой снизу применяется в игре, когда соперник усиленно старается перехватить передачу поверху. Передача выполняется на близкое расстояние, до 5 – 6 метров. Направление полета мяча регулируется движением кисти и пальцев (рис. 8.12).

Если необходимо передать мяч на более далекое расстояние, движение рук сопровождается шагом с мячом вперед.


Чаще всего при передачах одной рукой снизу допускаются ошибки, связанные с движением кисти, от которого зависит направление полета мяча.

«Скрытые» передачи

В настоящее время все популярнее становятся «скрытые» передачи. Это движения руки, выполняющей передачу, частично скрытую от глаз противника.

Такие передачи почти всегда неожиданны для соперника. Поэтому они применяются при его активном сопротивлении. «Скрытые» приемы передач используются, в основном, для передачи мяча на близкое расстояние. Для «скрытых» передач характерны сравнительно короткие замахи руки с резким и мощным движением кисти и пальцев.

Передача одной рукой из-за спины выполняется стоя на месте и в движении. Применяется она в тех случаях, когда защитник плотно прикрывает игрока с мячом (рис. 8.13).

Опуская мяч вниз – вправо до уровня таза, игрок поворачивает его так, чтобы, выпрямляя правую руку в локтевом суставе, захватывающим движением кисти послать мяч в желаемом направлении.



Передача одной рукой над плечом выполняется спиной к цели в основной стойке, игрок удерживает мяч перед грудью двумя руками. От груди мяч поднимается правой рукой влево – вверх над левым плечом. Движение заканчивается некоторым сгибанием руки в локтевом суставе и резким захлестывающим сгибанием кисти (рис. 8.14).

Передача одной рукой назад из-за руки выполняется спиной к партнеру, мяч держится двумя руками перед грудью, ноги согнуты
(рис. 8.15).

Правая рука выносит мяч к левому боку и захлестывающим движением кисти посылает мяч назад под левой рукой.




Передача одной рукой назад применяется для передачи мяча игроку, перемещающемуся за спиной партнера. Игрок опускает обе руки с мячом вниз. Доведя мяч до бедра, игрок снимает левую руку с мяча.

Правая рука слегка согнута в локтевом суставе. Передача заканчивается энергичным захлестыванием правой кисти (рис. 8.16).



Рис. 8.16. Передача одной рукой назад
Ловля мяча в зависимости от расположения игроков, скорости и направления, высоты полета мяча, степени противодействия защитников осуществляется двумя способами.

Основным и надежным способом приема мяча в баскетболе является ловля двумя руками.

Если мяч летит к игроку на уровне груди, то уступающим движением рук и сгибанием ног гасится скорость его полета. Мяч должен ловиться почти бесшумно.

В процессе игры часто применяется ловля мяча одной рукой. Для этого рука с широко раставленными пальцами выносится навстречу летящему мячу. При соприкосновении с мячом производится уступающее движение руки за счет сгибания в локтевом суставе, что затормаживает скорость полета мяча и дает возможность легко его поймать. Затем мяч захватывается второй рукой игрока.



К основным ошибкам в технике ловли мяча как двумя, так и одной рукой нужно отнести:

  • невыполнение уступающего движения за счет сгибания рук в локтевых суставах;

  • руки не вытягиваются навстречу мячу;

  • пальцы встречаются с мячом, когда руки значительно согнуты в локтевых суставах;

  • кисти рук не образовывают форму воронки;

  • мяч принимают ладонью, а не кончиками пальцев.




    Содержание учебного материала

    Руководство по обучению

    и методические рекомендации



Передача мяча:

– двумя руками от груди;

– двумя руками от груди с отскоком мяча от пола;

– одной рукой от плеча;

– двумя руками сверху;

– одной рукой из-за плеча;

– одной рукой сбоку;

– двумя руками снизу;

– одной рукой снизу.

«Скрытые» передачи:

– одной рукой из-за спины;

– одной рукой над плечом;

– одной рукой назад из-за руки;

– одной рукой назад.

Ловля мяча:

– двумя руками;

– одной рукой


Ознакомьтесь с выполнением всех видов передач. Научитесь правильно выполнять основные виды передач и ловлю мяча в баскетболе. Обращайте внимание на ошибки



Упражнения для самостоятельной работы студентов

  1. Стоя у стены с мячом в руках, на расстоянии 3 – 4 метра от нее, выполнить передачу в стену, присесть, встать и поймать мяч.

  2. То же, только после передачи мяча повернуться на 360 и поймать мяч после отскока от пола.

  3. То же, только поймать мяч сразу после отскока от стены.

  4. Сидя на полу с мячом на расстоянии 3 метра от стены, передавать мяч в стену различными способами.

  5. Стоя у стены с мячом на расстоянии 2 метра от нее, выполнить сильную передачу в стену на уровне головы, повернуться на 180, выполнить ускорение за отскочившим мячом и поймать его после отскока от пола.

  6. Стоя у стены на расстоянии 3 – 4 метра от нее, выполнить передачу мяча так, чтобы он отскочил в сторону. Сместиться в сторону за мячом и поймать его, не дав упасть на пол. То же – в другую сторону.

  7. Стоя с мячом спиной к стене на расстоянии 1,5 метра от нее, выполнить прыжок с поджиманием ног, выполнить передачу вниз – назад, чтобы мяч ударился в угол между стеной и полом и отскочил назад. После приземления повернуться, поймать мяч.

  8. Стоя с мячом в руках на расстоянии 3 метра от стены, выполнить поочередно передачи в стену правой и левой рукой из-за спины с последующей ловлей мяча одной или двумя руками.

  9. То же, но ловить мяч обязательно одной рукой. Без паузы послать его в стену из-за спины той же рукой.

  10. Стоя на расстоянии 5 – 6 метров от стены, ударить мяч о стену ногой, затем поймать его любым способом.

  11. Стоя с двумя мячами в руках на расстоянии 2 метра от стены, передавать мячи двумя руками, чтобы они не сталкивались между собой, и ловить их без предварительного отскока.


УЭ -4. Ведение и броски мяча
Ведение мяча – один из технических приемов, слабое владение которым лишает игрока возможности выйти на удобную позицию для броска или передачи, а защитникам нетрудно противодействовать такому «подопечному». Чтобы не потерять мяч при ведении, его контролируют дальней от защитника рукой, укрывая туловищем, ногами и свободной рукой. Поскольку защитник может менять направление движения и позицию, необходимо уметь вести мяч обеими руками, владеть сменой направления и скоростью бега при ведении, без ошибок переводить мяч с одной руки на другую (рис. 8.17).

Ведение обычно начинается из основной стойки игрока с мячом. Разгибая руку в локтевом суставе до полного выпрямления и слегка сгибая ноги в коленях, игрок посылает мяч в пол снаружи от правой ступни пружинистым толчком кисти и задерживается в этом положении до тех пор, пока мяч, отскочивший от пола, не коснется пальцев. Возвращение руки в исходное положение осуществляется только мячом. Следует подчеркнуть: чем дольше пальцы соприкасаются с мячом во время ведения, тем надежнее он контролируется и тем больше возможности у игрока принять правильное решение.



Основные ошибки, допускаемые при ведении мяча:

– мяч посылается в пол не толчком, а ударом (слышится хлопок);

– туловище сильно наклонено вперед, голова опущена вниз;

– ноги недостаточно согнуты;

– мяч ударяется не сбоку, а перед игроком.

Главное в технике ведения мяча – это продвижение его без зрительного контроля. Такое ведение нужно использовать во всех игровых ситуациях, но особую необходимость в нем баскетболист испытывает, когда ведет мяч при активном сопротивлении защитника. Поэтому необходимо научиться такому ведению мяча, когда взгляд игрока направлен на любой объект, кроме мяча.



Бросок мяча в корзину – важнейший прием техники игры. Умение метко поражать кольцо с различных позиций приобретается в процессе тренировки. Точность броска во многом зависит от владения рациональной техникой этого приема, от психической устойчивости игрока, его умения сосредоточиться при прицеливании на воображаемой оси – мяч – центр кольца.

Бросок одной рукой от плеча с места – один из эффективных способов атаки со средней и дальней дистанций. Баскетболисты высокой квалификации пользуются именно этим приемом при выполнении штрафных бросков.

Техника выполнения этого броска состоит в следующем. Ноги располагаются на ширине плеч. Нога, одноименная бросковой руке, выдвигается вперед на 10 – 15 см. Носок и колено ее развернуты точно в направлении корзины. Мяч в это время выносится кротчайшим путем поверх правого плеча правой рукой, а левая поддерживает его сбоку. Мяч должен лечь на все фаланги пальцев. Локоть не должен быть чрезмерно опущен или приподнят. Линия плеча приблизительно параллельна полу (рис. 8.18).

После выполнения броска кисть по инерции сгибается до отказа (захлест кисти). Затем рука расслаблено опускается вниз и игрок принимает основную стойку.

Бросок одной рукой от плеча в движении выполняется после ведения и ловли мяча. В основе сочетаний ловля – бросок и ведение – бросок лежит так называемая «двухшаговая техника». При броске правой рукой мяч ловят под стопорящий шаг правой ноги. Затем выполняют шаг левой ногой перекатом с пятки на носок. Мяч в это время удерживают двумя руками у груди. Затем следует отталкивание левой ногой, выполняется прыжок вверх с выносом правой (маховой) ноги, согнутой в колене. Во время прыжка мяч двумя руками выносится к правому плечу так, чтобы лежал на правой руке, а левая поддерживала его сбоку. В наивысшей точке прыжка рука выпрямляется до конца в локте, бросок заканчивается захлестывающим движением кисти. После выпуска мяча игрок приземляется на обе ноги (рис. 8.19).

Рис. 8.19. Бросок одной рукой от плеча в движении


При выполнении броска чаще всего допускаются следующие ошибки:

– мяч ловится под разноименную бросающей руке ногу;

– неполное выпрямление руки при броске;

– отсутствие захлестывающего движения кисти;

– перед ловлей выполняют подскок на правой ноге.

Бросок в прыжке одной рукой – самый распространенный способ поражения кольца в современном баскетболе. Особенность осуществления этого броска – в безопорном положении тела во время прыжка. Все основные сложнокоординационные движения рук выполняются во время нахождения туловища в полете. Бросок в прыжке выполняют как с места, так и после предварительных движений.

Исходное положение – основная стойка баскетболиста с мячом. Центр тяжести смещается на переднюю часть стопы, мяч выносится двумя руками до уровня головы. Мяч ложится на все фаланги пальцев правой руки, линия плеча параллельна полу. Левая рука поддерживает мяч сбоку.

Основная фаза броска начинается с энергичного разгибания ног в коленных суставах. Осуществляется толчок двумя ногами вертикально вверх. Во время прыжка бросающая рука разгибается в локтевом суставе. В высшей, так называемой «мертвой» точке прыжка происходит выпуск мяча, когда плечо, предплечье и кисть образуют почти прямую линию. После выпуска мяча кисть по инерции выполняет захлестывающее сгибающее движение (рис. 8.20).

Основные ошибки:


  • неверное исходное положение;

  • несогласованность движений рук и ног;

  • выпуск мяча после прохождения высшей точки полета, когда игрок начинает его отпускать (так называемый бросок с «зависанием»);

  • отсутствие захлестывающего движения кисти.




    Содержание учебного материала

    Руководство по обучению

    и методические рекомендации



Ведение мяча: левой рукой, правой рукой, поочередное левой, правой.

Броски: бросок одной рукой от плеча на месте, бросок одной рукой от плеча в движении, бросок в прыжке



Ознакомьтесь с выполнением ведения мяча, бросков. Научитесь их правильно выполнять. Обращайте внимание на ошибки

Упражнения для самостоятельной работы студентов

  1. Ведение мяча по прямой, через каждые 7 – 8 шагов – с низким отскоком на месте.

  2. Ведение мяча по прямой с переводом с правой руки на левую и наоборот.

  3. Ведение мяча между препятствиями.

  4. То же, только возле первого препятствия правой рукой, возле второго – левой.

  5. То же, только обвести первое препятствие вокруг правой рукой, второе – левой.

  6. Ускоренное ведение с остановкой, затем – в другую сторону.

  7. Ведение мяча с переводом его за спиной справа налево и наоборот.

  8. Ведение мяча в приседе.

  9. Ведение мяча с закрытыми глазами.

  10. Стоя на месте ведение двух мячей.

  11. То же, в ходьбе и беге.

  12. Выполнить за зоной бросок в щит, подобрать мяч, повторить бросок в кольцо, 10 – 20 попаданий.

  13. То же самое, на одной ноге (левой) и на коленях.

  14. Последовательные броски из-за линии трехсекундной зоны.

  15. Бросок со средней дистанции по кольцу, сразу ускорение, поймать мяч и бросок по кольцу из-под щита.

  16. Выполнить броски поочередно в следующей последовательности: штрафной бросок, бросок в прыжке со средней дистанции, бросок в движении из-под щита после ведения.

  17. Бросить мяч над собой перпендикулярно вверх, поймать мяч и выполнить бросок в прыжке по кольцу.

УЭ-5. Врачебный контроль и самоконтроль
Основная цель самотренировки – средствами игры укрепить здоровье. Поэтому нужно следить за тем, как реагирует организм на нагрузку. Для этого рекомендуется завести дневник самоконтроля. Самоконтроль включает в себя простые, доступные методы наблюдения, которые могут характеризовать самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, нарушение режима, вес, импульс, дыхание и т.д.

При самоконтроле необходимо регулярное наблюдение и поддержание нормального веса, соответствующего росту и возрасту. Целесообразно снижать вес постепенно. Записывая свои параметры в дневнике хотя бы раз – два в неделю, можно получить объективные данные о физическом состоянии.

Очень важно знать, каких успехов добивается студент в процессе самотренировки. Самоконтроль можно осуществлять при помощи контрольных нормативов, которые помогают определить темп роста достижений и уровень владения техникой основных приемов.

В ходе самоконтроля тренированности определяют:


  • быстроту выполнения передач мяча;

  • точность выполнения передач;

  • точность штрафных бросков;

  • точность бросков в прыжке;

  • технику ведения мяча;

  • технику бросков в движении.

Спортивные травмы в баскетболе и оказание первой помощи

  1. Перелом – нарушение целостности кости. Признаки – локальная болезненность, усиливающаяся при попытке движения, припухлость, искривление или укорочение конечности. Первая помощь при открытом переломе – остановить кровотечение, обеспечить иммобилизацию конечности.

  2. Вывих – ненормальное смещение конечности за физические пределы. Признаки: сильная боль, неестественное положение конечности, пальцев, изменение формы сустава и его функций. Первая помощь – создать полную неподвижность в поврежденном суставе (наложить шину или повязку), вправлять вывих запрещается.

  3. Повреждение мышц и сухожилий – растяжения, надрывы и разрывы. Признаки: резкая боль (как при ударе палкой), кровоизлияние разной степени, затруднение движения. Первая помощь – обеспечить покой травмированному участку, положить лед, сделать давящую повязку.

  4. Ушибы – закрытые механические повреждения тканей и органов без нарушения целостности кости. Признаки: припухлость, кровоизлияние, боль. Первая помощь – создать покой поврежденному органу, воздействовать холодом, наложить давящую повязку. Особое внимание следует обращать на ушибы головы, так как даже самый незначительный может быть сотрясением. Признаки: потеря сознания, головокружения, головная боль, тошнота, рвота, шум в ушах, мелькание в глазах, прерывистое дыхание. Первая помощь: уложить на спину, повернуть голову набок и немедленно транспортировать в больницу. При транспортировке вокруг головы пострадавшего положить скатанную одежду или одеяло.



    Содержание учебного материала

    Руководство по обучению и методические рекомендации

Самоконтроль по методике «САН».
Ведение дневника самоконтроля.
Измерение и оценка ЧСС, артериального давления, простейшие антропометрические измерения.

Оказание доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах.

Ранения


Научиться контролировать самочувствие, активность, настроение.

Составить примерный план дневника, научиться регулярно его вести.

Научиться пользоваться секундомером, тонометром, проводить измерение ЧСС и др.

Покой поврежденному месту, приложить холод. При травмах головы сопровождать в больницу. Создать неподвижность поврежденной части тела.



Остановить кровотечение, наложить повязку и обратиться к врачу. Наложение жгута – не более 1,3 часа.


УЭ-К. Контроль по модулю
Контрольные вопросы

  1. Правила игры в баскетбол (продолжительность, количество игроков, количество замен, правила 10 с и 3 с, персональные замечания, количество минутных перерывов в игре).

  2. Держание мяча и стойка баскетболиста (перечислить и описать отличия стоек баскетболиста).

  3. Передвижения, остановки и повороты в баскетболе (перечислить и дать краткую характеристику этих элементов техники).

  4. Передача мяча и ловля мяча (виды передач, «скрытые» передачи, приемы ловли).

  5. Ведение мяча и броски (техника ведения и разновидности бросков).

  6. Оказание первой доврачебной помощи (ушибы, растяжения, переломы, вывихи, ранения).

  7. Самоконтроль за состоянием здоровья и тренированности.

Контрольные тесты состояния тренированности

  1. Быстрота выполнения передач мяча. Выполнять передачи двумя руками от груди на расстоянии 3 м от стены в течение 30 с, стараясь сделать как можно большее количество передач. Фиксируется их количество.

  2. Точность выполнения передач. На стене на уровне груди занимающегося нарисован круг размером с баскетбольный мяч. С расстояния
    5 м от стены выполнить 20 передач в цель, зафиксировать количество попаданий.

  3. Точность штрафных бросков. С линии штрафного броска выполнить10 бросков с подбором мяча, зафиксировать количество попаданий.

  4. Точность бросков в прыжке. Из пяти точек с линии трехсекундной зоны выполнить по 5 бросков (всего 25). Зафиксировать общее попадание.

  5. Техника ведения мяча. Установить четыре препятствия по боковой линии площадки. Фиксируется время прохождения всего расстояния туда и обратно. Затем занимающийся пробегает это расстояние без мяча. Время с мячом умножается на 100 и делится на время без мяча. Высчитывается коэффициент ведения.

Самостоятельная работа студентов при подготовке

к итоговому контролю

  1. На расстоянии 6 – 8 м от кольца выполнить финт на ведение влево, после чего мгновенно осуществить ведение мяча вправо по направлению к кольцу с броском мяча из-под щита.

  2. Передача мяча в стену, ловля его и ведение к кольцу, выполнить бросок в движении из-под щита.

  3. То же, но после ловли мяча – повороты плечом вперед и назад с последующим ведением мяча.

  4. В центре площадки подбросить мяч вперед – вверх, выполнить ускорение и поймать мяч, затем выполнить финт на ведение, после чего – ведение мяча к кольцу и бросок в кольцо из-под щита.

  5. То же, только упражнение завершается броском в прыжке со средней дистанции.

  6. Стоя под щитом с мячом в руках, ударить им о щит, поймать с выполнением остановки (прыжком или шагом) и выполнить бросок в прыжке после серии поворотов.

  7. Выполнить ведение мяча, приблизившись к препятствию, выполнить финт вправо, но увести мяч влево, выполнить бросок из-под щита.

  8. То же, с обводом нескольких препятствий при помощи финтов.

  9. Поставить перед собой стул на расстоянии 4 – 5 м от кольца. После серии финтов на ведение и передачу выполнить бросок в прыжке.

  10. Стоя с мячом перед препятствием (стулом) на расстоянии 4 – 5 м от кольца, выполнить основные сочетания финтов и приемов:

– финт влево на проход под щит – проход вправо с броском из-под щита;

– финт на проход под щит влево, затем вправо – проход влево с броском из-под щита;

– финт на бросок – проход под щит с последующим броском;

– финт на бросок – финт на передачу – бросок в прыжке.


Литература

  1. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. – М. : Физкультура и спорт, 1975.

  2. Бондарь, А. И. Учись играть в баскетбол / А. И. Бондарь. – Минск : Полымя, 1986.

  3. Семкин, А. А. Показатели двигательной координации у юных баскетболистов и гимнастов // Вопросы Т и ПФК и спорта / матер. III респ. конф / А. А. Семкин. – Минск, 1974.

  4. Николич, А. Отбор в баскетболе / А. Николич, В. Параносич. – М. : Физкультура и спорт, 1984.

  5. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям : учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физической культуры / М. М. Боген. – М. : Центральный институт физической культуры, 1981.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница